Проявления Божественного
Языческий и христианский периоды цветовой символики существенно отличаются. С приходом христианства цвет и свет уже больше не трактуются как божества, мистические силы, а превращаются в их атрибуты, качества и знаки.
По христианской легенде, весь мир сотворен Господом, в том числе цвет и свет. Однако сам Бог с ними не отождествляется. В своих восхвалениях света и цвета средневековые богословы указывают, на то, что цвета могут иметь обманную сущность (от дьявола) и отождествление их с Господом считается грехом.
Значение оберега Звезда Лады для женщин
Древние славяне верили в предназначение людей и их обязанности перед Родом. Женщина была обязана вести хозяйство, заботиться о детях и давать мудрые советы мужу. Чтобы сохранить духовные силы для всего этого, славянки обращались за помощью к своей покровительнице Ладе Богородице.
Богиня поддерживает только тех девушек, которые искренни в своих молитвах. С ее помощью не получится навредить кому-то или претворить в жизнь недобрый замысел. Лада — светлая богиня, поэтому ей неведомы злые и темные мысли.
Главное значение славянского оберега Звезда Лады для женщин заключается в плодородии. Это касается как богатого урожая, так и многочисленного и здорового потомства.
Амулет помогает девушке встретить хорошего жениха, без проблем забеременеть, выносить и родить ребенка. Замужним женщинам он помогает сохранить любовь и страсть в браке, а также стать идеальной супругой.
Талисман помогает только тем девушкам, которые ставят на первое место интересы семьи и детей. Он не сработает для привлечения удачи в карьере, лотереях и других денежных делах. Оберег защищает вдов и сирот, но не подходит для маленьких девочек, чья женская энергия еще только пробуждается.
Для мужчин оберег Звезда Лады не несет никакой пользы. Его энергия не влияет на сильный пол, поэтому мужчины могут носить знак только как украшение.
А вот женщины, регулярно прибегающие к помощи Богини Лады, получат помощь:
- в построении крепкого брака на всю жизнь;
- сохранении гармонии и быстром регулировании конфликтов;
- привлечении в дом счастья и радости;
- защите семьи от любого зла и болезней;
- установлении взаимосвязи с детьми и правильном воспитании.
Также амулет наполняет женщину духовными силами, снимает усталость, защищает от горестей, печалей и помогает преодолеть жизненные трудности.
Белый: его значение в христианстве
Белый в православии символизирует святость и духовность. Традиционно этим цветом подчеркивают чистоту и непорочность. В белых одеждах изображают ангелов, святых, воскресшего Христа. Белыми были одеяния новообращенных христиан. Белый цвет является цветом крещения и причастия, празднования Рождества, Воскресения и Вознесения Христа. Его используют во всех богослужениях от Пасхи до Троицы. Святого Духа принято изображать в образе белого голубя. Белая лилия считается символом чистоты, она присутствует на изображениях Божьей Матери. В христианстве у белого нет никаких отрицательных значений.
Облик Оранты
«Оранта» в переводе с латинского языка обозначает «молящаяся». Богоматерь изображается в молитвенной позе с воздетыми руками. В катакомбах св. Агнии присутствует подобное изображение IV в. В древности в виде Оранты изображали также аллегорию Церкви, то есть собирательный образ христианской святости.
Позднее, в искусстве Византии особенно почитался образ Оранты-Влахернитиссы. Дворцово-храмовый комплекс во Влахернах, недалеко от Константинополя, обладал величайшей святыней христианского мира – ризой (мафорием) Богородицы, хранящимся в купольной ротонде при храме. Главной иконой св. ротонды была Богоматерь Оранта. Именно в образе Оранты является Пресвятая Дева в видении Своего Покрова Андрею Юродивому, который, молясь во Влахернском храме, увидел Богоматерь, простирающую над народом святой мафорий в знак заступничества. Чудо Покрова было явлено в 910 г. во время осады Константинополя арабами. Праздник Покрова Божией Матери был учрежден не в Византии, а на Руси в XII веке. Он отмечается 14 октября по новому стилю. Таким образом, иконе Богоматери Оранты присуще значение всесильного покровительства верующим.
В Древней Руси одним из самых знаменитых изображений Оранты можно считать мозаичную икону в апсиде Софии Киевской, именуемую «Нерушимой стеной». Это название икона получила потому, что на ней Пресвятая Дева символизирует Небесную Церковь и Горний Иерусалим, что подтверждается содержанием надписи, окружающей изображение. Другим чтимым образом, близким по иконографии Оранте, является новгородская икона «Знамение». Богородица представлена здесь с воздетыми руками и с Младенцем Христом в медальоне. В 1170 году эта чудотворная икона спасла Новгород от нашествия врагов.
Образ Пресвятой Богородицы «Казанская»
- Артикул: 44321
- Материал: Золото 585 «зеленое»
- Высота: 44 мм.
- Ширина: 19 мм.
Чудотворная икона Божьей Матери «Казанская» относится по иконописному типу к Одигитрии-Путеводительнице. Во все века русской истории перед ней молили Богоматерь о защите родной земли, о помощи в указании верного пути при принятии сложных решений. На оборотной стороне иконы — молитва Богородице «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего».
€ 1 950
Подробнее
О символике желтого и золотого
В раннем христианстве желтый трактовали исключительно положительно — как цвет просветления, Божественного откровения, Святого Духа и т.д. Однако в более поздний период в трактовке желтого появился отрицательный смысл. В Средние века его стали считать цветом лживости и предательства. В церковном искусстве братоубийца Каин и предатель Иуда Искариот часто изображались с бородами желтого цвета.
Эпидемиолог рассказала, возможна ли повторная вакцинация «Спутником V»
Планеты со скрытыми океанами под корой могут быть пригодными для жизни
Простой способ вырастить из пенька увядшей орхидеи новый цветок
Золотой в христианской живописи символизировал Божественное откровение. В золотом сиянии многие видели воплощение вечного Божественного света. На иконах золотом пишут: фон, лики и нимбы Троицы, святых и ангелов, подножие Христа и ангелов. Золотыми штрихами прописывают одеяния Спасителя.
Что значит красный
Церковь трактует красный как символ крови Христа, пролитой ради спасения людей, а значит, и его любви к людям. Этот цвет символизирует веру, мученичество и страсти Господни, а также царственное торжество справедливости и победы над силами зла. Красные одеяния Богородицы символизируют предначертанность удела святой. Красный используется на богослужениях во время празднования Святого Духа, в Вербное воскресенье, в течение Страстной недели, в дни почитания памяти мучеников, пострадавших за веру. В иконописи используется образ красной розы, символизирующей раны Христа и кровь, пролитую Сыном Божьим, а также его чудесное воскресение. Красным стали отмечать праздничные даты в календаре.
Простуда оказалась способной частично подавить коронавирус: выводы ученых
Петербург и другие регионы с наибольшим ростом преступности в 2020 году
Ученые И малярийных комаров пить человеческую кровь
Как зарядить и очистить оберег
Заряжать талисман Звезда Богородицы нужно только если он был приобретен за деньги. Заботливо изготовленный близким человеком оберег обладает колоссальной защитной энергетикой, поэтому не требует никаких дополнительных действий.
Чтобы активировать и усилить амулет, необходимо:
- Выехать загород в ясную лунную ночь.
- Взять в руки талисман и мысленно обратится к Ладе Богородице.
- Повторить свою просьбу трижды.
- Усилить амулет всеми четырьмя стихиями (приложить к земле, смочить в воде, нагреть в огне и подержать на ветру).
Очистку амулета нужно проводить раз в 7–10 дней при регулярной носке и раз в месяц, если он лежит дома. Ритуал очень простой: нужно уединиться в ванной или другом месте рядом с источником проточной воды, несколько минут полоскать оберег, мысленно представляя, как с него уходит весь негатив. Дополнительно можно прогреть амулет над свечой, чтобы очистить его силой огня.
Синий: что он означает
Синий считается цветом неба, символизирует смирение, бессмертие, целомудрие, благочестие, крещение и гармонию. Им выражается идея кротости и самопожертвования. Синим цветом опосредуется связь между земным и небесным, между миром и его Создателем. Воздушный синий выражает готовность людей принимать для себя присутствие в их жизни Бога, символизирующего веру, стремление к чему-то чудесному и таинственному. Синий является цветом Богоматери, на иконах ее изображают в плаще, окрашенном в синий или его оттенки. Святая Дева Мария — Царица Небесная, которая своим плащом покрывает, защищает и спасает верующих. В росписи храмов, возведенных в честь Богоматери, преобладающим является цвет синевы небес. В темно-синий окрашены одежды херувимов, постоянно пребывающих в размышлениях о святой жизни.
Зеленый: что он значит в учении христианства
Зеленый цвет более земной, нежели синий. Он означает весну, жизнь, цветение в природе, юность. Именно зеленый считают цветом Христа, а также волшебного Грааля (выточенного из цельного изумруда).
Зеленый отождествляют со Святой Троицей — праздником, в который традиционно квартиры и храмы украшают букетами из молодых веток. Вместе с тем зеленому приписывается и негативный смысл — искушение, коварство, дьявольский соблазн (по преданиям, у Сатаны зеленые глаза).
Ученые разработали съедобную пищевую пленку на основе морских водорослей
Возвращаем куст розы к жизни после зимы: как правильно реанимировать цветы
«Вокруг лишь пустота…»: как понять, что устала ваша душа (а не тело)
О Богине Ладе Богородице
Лада Богородица считалась богиней любви и красоты. Супруга Сварога (бога кузнечного ремесла и огня) также была известна под именем Небесной Матери. Богиня покровительствует молодым женщинам, которые готовятся выйти замуж и стать матерями.
По древним традициям жених забирал невесту из отчего дома и приводил в свою семью. Девушкам бывало сложно освоиться в новом жилище и вести хозяйство под бдительным присмотром свекрови. Тогда юные славянки обращались с молитвой к Ладе, и она давала им силу и мудрость.
К Небесной Матери обращались также в случае болезни одного из членов семьи, размолвки между супругами, неурожая и прочих неприятностей. Считалось, что женщина, возносящая молитвы Ладе, будет идеальной женой и хозяйкой.
Черный: что он символизирует
Традиционно к черному верующие относятся негативно. Его считают цветом греховности, зла, ада, дьявола, смерти. Черный считается также цветом монашества. У христиан он означает беду.
Черный цвет в православии символизирует не только трагедию, у него есть и позитивный смысл. В некоторых религиозных сюжетах черный означает непостижимость глубины Вселенной, Божественную тайну. Так, на иконе Сошествия Святого Духа космос изображается в образе старца на черном фоне.
Серый и коричневый: в чем их смысл
Эти цвета традиционно символизируют судьбу простолюдинов. В течение веков они трактуются сугубо негативно, означая убогость, безнадежность, мерзость. Коричневый является цветом грусти, земли, смирения, отказа от мирской жизни. В сером, который получается путем смешения черного с белым, христиане традиционно видят смешение добра со злом. Цвет является символом пустоты, пепла.
Мастерица показала, какую красоту делает из лотков для яиц: подарить не стыдно
«Это если у мужчины нет жены»: дети отвечают на вопрос, что такое счастье
Фото астероида 2001 FO32, который безопасно пролетел мимо Земли
Что в христианстве означает фиолетовый
Этот загадочный цвет в искусстве христиан символизирует тишину, сокровенные знания, тишину и духовность. Фиолетовый получается в результате смешения синего (голубого) с красным. Таким образом, в фиолетовом объединены начало и окончание спектра света. В искусстве раннего христианства фиолетовый означал привязанность и печаль. Этот цвет используется на великопостных службах, посвященных страданиям Иисуса Христа и его распятию во имя спасения человечества.
В фиолетовый окрашена архиерейская мантия, знаменуя высшую духовность и крестный подвиг Спасителя.
O символизме других радужных цветов в одеждах священнослужителей
В одеяниях служителей церкви используются все цвета радуги (исключается черный и белый). Символический смысл радуги: представив ее Ною, Бог ознаменовал окончание потопа. Радуга символизирует:
- любовь Бога ко всем живущим на земле;
- славу Божию;
- вечный завет между Богом и всем сущим на земле;
- связь между Старым и Новым Заветами.
По традиции, в воскресные дни, в дни почитания памяти святых священники облачаются в желтый и золотистый цвета. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы, Покрова, Введения Пресвятой Богородицы во храм, Успения, в время Успенского поста цвет их одежд должен быть голубым. В периоды постов священники облачаются в темно-синие, фиолетовые, темно-зеленые, темно-красные, черные одежды. Черный цвет облачений используется в дни Великого поста В дни почитания памяти мучеников, во время венчания на священнике должны быть надеты одежды красного цвета. В зеленом одеянии священники проводят службы в день Святой Троицы, Святого Духа, а также в Вербное воскресенье. В белых – во время рождественской службы, в дни празднования Богоявления, Сретения, Вознесения, Преображения. На Пасху богослужения в храмах традиционно начинаются священнослужителями в белых одеяниях, символизирующих Божественный свет. Но уже во время пасхальной литургии и всей седмицы (нередко до самой Троицы) на них надеты уже красные ризы.
Иконография
Основные типы изображений Б. сложились уже в доиконоборческий период. Самые ранние из сохранившихся изображений Б. на троне (престоле) с Младенцем известны по росписям рим. катакомб Присциллы (2–4 вв.). С 5 в. изображение Б. с Младенцем на престоле впервые в христианском иск-ве стало помещаться в конхах алтарных апсид (росписи базилики Св. Эуфразиана в Порече, Хорватия, 543–553; храма Св. Софии в Константинополе, 876; кафоликона мон. Осиос Лукас в Фокиде, Греция, 1030-е гг., и др.), а также в центр. нефах базилик (базилика Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, ц. Вмч. Димитрия в Фессалониках; обе 6 в.). В раннехристианском иск-ве Б. изображалась в тунике, с драгоценными украшениями, с непокрытой головой или в прозрачной накидке. С 6 в., в соответствии с вост. (палестинской) традицией, Б. изображалась в хитоне (обычно синего цвета) и мафории – большом покрывале, синем или вишнёвом, лежащем на голове и плечах, с золотой каймой и украшениями в виде крестов, розеток или звёзд (икона Б. на престоле с предстоящими святыми Георгием и Феодором; мон. Св. Екатерины на Синае, 6 в.).
Вознесение Господне. Миниатюра (работы сирийского мастера) из Евангелия Раввулы. 586. Библиотека Лауренциана (Флоренция).
Богородица Оранта («Молящаяся») предстаёт без Младенца, с воздетыми руками (на рельефе двери ц. Санта-Сабина в Риме, ок. 430; на миниатюре Евангелия Раввулы, сцена Вознесения Господня, 586, Б-ка Лауренциана, Флоренция; на фресках апсиды капеллы мон. Св. Аполлония в Бауите, Египет, 6 в.). Икона Богородицы Одигитрия («Путеводительница»), по преданию, написанная евангелистом Лукой, представляет Б., держащую Младенца на левой руке, правой молитвенно к Нему обращаясь. Раннее изображение Богородицы Одигитрия (в рост) сохранилось в миниатюре Евангелия Раввулы. К такому же иконографич. типу, но с Младенцем на правой руке относятся иконы Лиддская (Римская), являющаяся списком с нерукотворного образа Б., возникшего в апостольские времена на столпе в храме г. Лидда (на рус. образцах 16 в. – Одигитрия с Младенцем на левой руке), и «Троеручица», которую предание связывает с чудом исцеления руки прп. Иоанна Дамаскина (список сер. 14 в. в мон. Хиландар на Афоне). На Востоке почитался образ Богородицы «Млекопитательница» (фрески монастырей Св. Иеремии в Саккаре, после 500, и Св. Аполлония в Бауите, капелла 42; 6 в.), иконография которых подчёркивала реальность чуда Боговоплощения. На печатях имп. Маврикия (582–602) сохранилось древнейшее изображение прославленной в Константинополе иконы Богородицы Никопея («Победоносная»), представляющей Б. с овальным щитом (с образом Младенца) в руках; это изображение известно также по росписям мон. Св. Аполлония в Бауите (капелла 26; 6 в.) и ц. Санта-Мария-Антиква в Риме (8 в.).
Многократно повторяясь в списках, отличающихся нюансами поз и жестов, иконографич. типы изображений Б. превратились в ветвистое древо. Почитаемые чудотворные иконы Божией Матери давали имена новым разновидностям иконографии, восходящим к древним прототипам. В средневизант. период получила распространение иконография Богородицы Никопея (в рост) с Младенцем, изображённым не в медальоне, напр., в ц. Успения Богородицы в Никее (787; не сохранилось), храме Св. Софии в Константинополе (1118), соборе Гелатского мон. (ок. 1130). Оранта с Младенцем в медальоне известна под названиями «Воплощение», «Влахернитисса», «Великая Панагия», «Знамение», «Платитера» («Ширшая небес»): мраморный рельеф из ц. Санта-Мария-Матер-Домини в Венеции (12 в.), т. н. Ярославская Оранта (ГТГ, 12 в.), «Знамение» (ок. 1160) из Софийского собора в Новгороде, иконы Б. с предстоящими пророком Моисеем и патриархом Евфимием (13 в.) из мон. Св. Екатерины на Синае. К иконографич. типу Одигитрия относятся такие чудотворные иконы Богоматери, как Смоленская, Тихвинская, Иверская и др.
Богородица Оранта («Нерушимая стена»). Мозаика собора Святой Софии в Киеве. 1037–45.
В послеиконоборческий период появляются иконы, на которых Б. и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска ц. Токалы-килисе, Каппадокия, 10 в.). Они получили назв. «Елеуса» («Милостивая»), «Гликофилуса» («Сладкое лобзание»), в рус. традиции – «Умиление» (Владимирская, Толгская, Донская и др. иконы Богоматери). Тема будущих страданий Богомладенца наиболее ярко выражена в иконе Богородицы Пелагонитисса (рус. назв. – «Взыграние») (14 в., из мон. Преображения в Зрзе, Македония, и др.), а также в иконографии Богородицы «Страстная», с изображением ангелов, которые держат орудия страстей (фреска ц. Богородицы Аракиотисса в Лагудера, 1191). На иконах Богородицы Агиосоритисса (Халкопратийская, из мон. Св. Екатерины на Синае), Богородицы Параклесис («Заступница»; Боголюбская икона Б. из Успенского собора Княгинина мон. во Владимире и икона из собора в Сполето, Италия; все 12 в.) и в композициях Деисуса Б. представлена без Младенца. Названия икон часто становятся топонимами, указывающими на место, где находится почитаемый образ. Эпитеты, относящиеся к иконам Б., и названия иконографич. типов также не всегда совпадают. Напр., образы Богородицы Одигитрия могут иметь надписи «Елеуса» (14 в., мон. Хиландар, Афон), «Перивлептос» («Прекрасная») и «Психосострия» («Душеспасительница»; обе 14 в., музей в Охриде, Македония), «Кехаритомени» («Преблагодатная»), «Пантовасилисса» («Всецарица»; обе 16 в., Церковно-археологич. музей, София) и др. Эпитеты Б. также могут являться наименованием определённого иконографич. типа. К таким иконам относится, напр., образ Богородицы «Зоодохос пиги» («Живоносный источник»), находившийся в одноимённом храме близ Константинополя. Б. изображается по пояс в фонтане (фиале), без Младенца, с воздетыми руками (мозаика ц. Кахрие-джами, 1316–21) или с Младенцем, которого Она придерживает обеими руками (фреска мон. Св. Павла на Афоне, 1423). Особенно широко распространились иконографические типы, соотносимые с лит. эпитетами Б.; так, в др.-рус. иконографии: «Неувядаемый цвет», «Блаженное Чрево», «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Неопалимая купина», «Гора нерукосечная», «Непроходимая дверь» и др.
Покров Пресвятой Богородицы. Икона. Новгород. Кон. 14 – нач. 15 вв. Третьяковская галерея (Москва). Архив «Православной энциклопедии»
Богатейшим источником иконографии Б. с кон. 13 в. является гимнография. Иллюстрируются как поэтич. циклы, посвящённые Б. (Акафист Б.), так и отд. песнопения [стихира «Что Ти принесем, Христе» – фреска мон. Жича в Сербии, 13 в.; фреска ц. Богородицы Перивлепта («Видная всем»), Охрид, 1295; икона кон. 14 – нач. 15 вв., ГТГ]; задостойник литургии Василия Великого «О Тебе радуется» (икона кон. 15 в., ГТГ; фреска Рождественского собора Ферапонтова мон., 1502); стихи «Достойно есть» (икона сер. 16 в. из Успенского собора Московского Кремля) и «Что Тя наречем» (икона 17 в., Центр. музей др.-рус. иск-ва имени прп. Андрея Рублёва, Москва). К числу образов, связанных с литургическим обиходом, относится также «Похвала Богородице», восходящая к песнопению «Свыше пророцы Тя предвозвестиша» (икона 14 в. и фреска 15 в., Успенский собор Московского Кремля; икона 16 в., ГРМ). Сюжетной основой богородичных икон становились также празднуемые события, связанные с почитанием Б., – Покров Пресвятой Богородицы и Положение пояса (клейма зап. врат собора Рождества Богородицы в Суздале, 12 в.; иконы 14–15 вв. из ГТГ и др. музеев). Кроме того, в сюжетной основе богородичных икон могли лежать историч. повествования – напр., чудотворная Псково-Покровская икона Б., на которой запечатлены события осады Пскова войсками Стефана Батория в 1581 (ныне – в Троицком соборе Пскова).
В тесной связи с формированием иконографии Богородичных праздников стоит развитие житийного цикла Б. Отдельные изображения апокрифич. сюжетов были известны уже в доиконоборческий период, напр. пластина с Благовещением и сценой Испытания водой обличения (6 в., ГМИИ). В росписи ц. Кизил-Шукур в Каппадокии (850–860) сохранился самый ранний житийный цикл Б., включающий 10 сцен, от Благовестия Анне до Введения во храм; те же темы – в миниатюрах Менология Василия II, мозаиках ц. Успения Богородицы в мон. Дафни, Греция (ок. 1100). В росписи юж. апсиды Софийского собора в Киеве (1030-е гг.) цикл завершается Встречей Марии и Елизаветы; в соборе Мирожского мон. в Пскове (1140-е гг.) цикл включал св. 20 композиций (сохранилось 16). Известны житийные циклы в новгородских храмах (соборе Рождества Богородицы Антониева мон., 1125; ц. Благовещения в Аркажах, 1180-е гг.; несохранившиеся фрески ц. Спаса на Нередице, 1199; также в ц. Георгия в Старой Ладоге). В 13–14 вв. житийный цикл Б. расширяется за счёт повествования об Успении Богородицы, включающем также др. сцены (Прощание с иерусалимскими жёнами и с апостолами, Перенесение тела Б. к месту погребения, Апостолы у пустого гроба Б., и др.), – напр., в росписях ц. Богородицы Перивлепта (Климента) в Охриде (1295), ц. Кахрие-джами (20 композиций, 1316–1321). В др.-рус. иск-ве 15–16 вв. получают распространение иконы Б. со сценами жития в клеймах, включающие успенские сюжеты: Моление Богородицы на горе Елеонской, Смертное благовещение, а также композиции Положение ризы и пояса Б. (иконы Тихвинской Богоматери с клеймами жития, 15 в., Новгородский гос. объединённый архитектурно-худож. музей-заповедник; Смоленской Богоматери, 16 в., ГТГ).
Житийные иконы Б. явились основой для развития нового типа икон – со сказанием о чудесах. Этот иконографич. тип, известный в визант. иск-ве, получил развитие на Руси во 2-й пол. 16–17 вв. Развитие лит. текста находится в непосредственном соотношении с памятниками иконографии, основанными на разл. редакциях сказания, – иконы Владимирской Богоматери с клеймами Сказания о Темир-Аксаке (16 в., Худож. галерея, Пермь) и с 64 клеймами Сказания о чудесах Владимирской иконы (17 в., Центр. музей др.-рус. иск-ва имени прп. Андрея Рублёва), Тихвинской Богоматери (с житием и чудесами, в 99 клеймах, 17 в., Успенский собор Московского Кремля), Казанской Богоматери (17 в., Сольвычегодский музей), Толгской Богоматери (17 в., Ярославский худож. музей). Сюжетом иконы мог стать эпизод из сказания о чудесах другой иконы Б. (Сретение Владимирской иконы Богоматери, 16 в., Центр. музей др.-рус. иск-ва имени прп. Андрея Рублёва).
«Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» («Прекрасная садовница»). Картина Рафаэля. 1507. Лувр (Париж).
«Встреча Марии и Елизаветы». Скульптурная группа центрального портала западного фасада собора в Реймсе. 1225–40-е гг.
Иконография Б. в иск-ве зап.-европ. Средневековья развивалась на основе тех же типов, которые сложились в ранневизант. эпоху, но обогащалась разл. символич. оттенками. Один из самых распространённых типов – Б. с Младенцем на троне; осн. идея образа – прославление Б. (Мадонны) не только как Царицы Небесной, что подчёркивается изображением Её в короне или коронуемой ангелами (напр., выходная миниатюра Евангелиария, нач. 11 в., собор в Хильдесхайме), но и как Врат, через которые в мир пришло Спасение. Изображение Б. на престоле помещается в композиции тимпанов сев. порталов соборов (в Бурже, 1160; Реймсе, 12 в.; Соборе Парижской Богоматери, 12 в., и др.). C 13 в. изображение Б. из тимпанов перемещается на центр. столп порталов, где располагается скульптура стоящей Б. с Младенцем (Собор Парижской Богоматери, 1210–20; собор в Амьене, 1220–30). В зап.-европ. скульптуре 13 в. появляется новый мотив – Б. с нежностью смотрит на Младенца, который дотрагивается до Её подбородка или короны и заглядывает в глаза (Дж. Пизано). В ром. иск-ве и итал. иск-ве Проторенессанса появляется образ Б. на троне, сидящей рядом с Христом как Невесты и символизирующей Церковь (мозаики апсид рим. церквей Санта-Мария-ин-Трастевере, ок. 1140, и Санта-Мария-Маджоре, ок. 1294). В итал. иск-ве 13–15 вв. создаются алтарные картины, где Б. с Младенцем на троне окружена склонившимися ангелами и святыми: «Мадонна со святыми» Чимабуэ (1280–85, галерея Уффици, Флоренция); «Маэста́» («Maestà » – «Величание Богородицы»; 1308–1311, Музей собора, Сиена) Дуччо ди Буонинсенья; «Мадонна на троне» Джотто (ок. 1310, галерея Уффици) и Мазаччо (1426, Нац. галерея, Лондон). Аналогичные композиции – в настенных росписях («Маэста́» С. Мартини, 1315, Палаццо Публико в Сиене). Образ Б. приобретает в иск-ве треченто лирич. оттенок (П. и А. Лоренцетти), который будет характерен для большинства образов Мадонны эпохи Возрождения. В эпоху итал. кватроченто создаются алтарные картины на тему Коронования Марии (Фра Анджелико, Дж. Беллини) и т. н. Святое Собеседование («Sacra Conversazione» – у Дж. Беллини, А. Мантеньи, С. Боттичелли, Джорджоне). Наряду с монументальными алтарными композициями создаются небольшие моленные образы, где Мария предстаёт нежной юной матерью, играющей с младенцем (Леонардо да Винчи); под влиянием эстетики античности часто сцена представлена на природе, в саду, в розовой беседке, которые интерпретируются как райский сад. Нередко рядом с Девой Марией – юный Иоанн Предтеча, святые, ангелы, создающие атмосферу интимного общения (Боттичелли, Дж. Беллини, Рафаэль, Пармиджанино) или торжественного предстояния и поклонения Младенцу (Пьеро делла Франческа). Особняком стоит образ Б., наделённый пластич. мощью, в работах Микеланджело – рельефе «Мадонна у лестницы» (ок. 1492, Каза-Буонарроти, Флоренция) и картине «Св. Семейство» («Тондо Дони»; 1504–05, галерея Уффици). Поклонение Б. Младенцу становится самостоят. мотивом (А. Корреджо), как и образ Б. с Младенцем в облаках («Сикстинская Мадонна» Рафаэля, ок. 1513, Картинная галерея, Дрезден). В иск-ве Северного Возрождения большую роль в иконографии Б. приобрели символич. предметы (яйцо, орех, жемчуг, стеклянный сосуд, пронизанный лучами света), метафорически представлявшие Б. как Церковь, Новую Еву, храм Бога; а также изображения радуги, церкви, пчелиного улья, смоковницы, яблони, розового куста, лилий (Р. Кампен, Я. ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Х. Мемлинг, Ж. Фуке, С. Лохнер, Г. ван дер Гус, Х. Хольбейн Младший, М. Грюневальд и др.).
«Маэстa». Алтарный образ. Дуччо ди Буонинсенья. 1308–11. Музей собора в Сиене.
Житийные циклы Б. получили известность с 12 в. (рельефы капителей Королевского портала собора в Шартре, 1150); в готич. иск-ве они украшали тимпаны и архивольты порталов (Собор Парижской Богоматери, 1210–20), витражи (собор в Шартре, 1215), стены – мозаичные и фресковые циклы в апсидах (Санта-Мария-Маджоре в Риме; собор в Орвието, 1357–64); встречаются в миниатюрах рукописей (бр. П., Ж. и Э. Лимбург, нач. 15 в.), в циклах гравюр («Жизнь Марии» А. Дюрера, ок. 1502–11); позднее – в живописи («Введение во храм» Тициана, 1534–38, Галерея Академии, Венеция; «Отрочество Марии» Ф. Сурбарана, 1660, Эрмитаж, С.-Петербург). Из ряда сюжетов выделились отдельные иконографические типы Б., такие, как: «Аннунциата» («Annunziata»; см. Благовещение); «Пьетá» («Pietà» – «Оплакивание Христа») – картины мастера авиньонской школы из монастыря Вильнёв-лез-Авиньон (до 1457, Лувр, Париж) и Боттичелли, скульптура Микеланджело (ок. 1497–98, собор Св. Петра в Риме); «Матер Долороза» («Mater Dolorosa» – «Скорбящая Богоматерь»); «Ассунта» [«Assunta» – «Вознесение (Марии)»] – алтарная картина Тициана (ок. 1516–18, ц. Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари в Венеции); а также Б. из Апокалипсиса, окружённая славой, стоящая на месяце. Большое число изображений Мадонны в католич. церкви почитаются как чудотворные.