Береза в форме креста. Ее появление верующие сочли за чудо. Остров Анзерский

Любой христианин от проведения обряда Крещения до самой смерти обязан носить символ веры, неизменный атрибут православной веры, нательный крест. Он так называется, потому что его положено носить не поверх одежды, а на самом теле. Восьмиконечный напоминает тот, на котором распяли Иисуса Христа за грехопадение людей. Предания гласят, что существует много нюансов при выборе крестика из дерева. Следует уважительно относиться к церковной символике, считать их не только украшениями, но и символом веры человека в Господа.

Мужской деревянный крест

Крест из дерева для мужчин, который всегда находится рядом, постоянно напоминает о Христе и Всевышнем, помогает укрепить духовность, придает человеку сил и защищает от зла Сатаны. Во время обряда Крещения человек отрекается от Дьявола, и выражает готовность служить Господу в течение всей жизни. Древние кресты из дерева часто напоминают форму четырехконечную. Христиане считали его символом веры в господа. В древности Иисуса изображали с двенадцатью апостолами, крест также изображался чисто символически. По прошествии времени, когда появился восьмиконечный крест, вид атрибута изменился. Однако и сейчас можно увидеть четырехконечную форму, а восьмиконечные изображаются внутри них. Довольно часто раньше изображали на кресте Голгофу и голову Адама, копье и трость.

Береза в форме креста. Ее появление верующие сочли за чудо. Остров Анзерский

«Здесь осины светлы, как березы, А березы не так уж светлы. Сгибших узников жгучие слезы Обожгли всем березам стволы.» (Федор Сухов. Соловки. 1991.)

Владыка Лавр поклонился анзерскому чуду и взял на память в Америку посох.

Летом 2001 года архиепископ Лавр Сиракузский и Троицкий прибыл из Нью-Йорка в Соловки. «Запомнилось посещение Голгофо-Распятскаго скита на острове Анзере. Рядом с этим скитом Господь явил чудо: там как бы в память о всех соловецких новомучениках и исповедниках выросла береза в виде креста. На острове Анзере владыка подобрал палку, которую употреблял как посох во время паломничества. По приезде в США, эту палку обработали, покрыли лаком и она превратилась в настоящий посох, который владыка хранит, как память о Соловках.» (Диакон Павел Иванов. Паломничество архиепископа Лавра в Россию. «Православная жизнь» 10.2001)

Берёза крестообразной формы. 2002. Photo by Alex Budovsky. USA.

«А вот эта достопримечательнось Анзерского острова почему-то не упоминается в книгах «Анзер и его святыни», и «Соловецкий монастырь». Зато вы найдёте её во многих наборах Соловецких открыток. Это своеобразный Голгофский крест — берёза крестообразной формы, выросшая на склоне горы Голгофа у безымянных могил соловецких узников. Почти все кресты на архипелаге в своё время пустили на дрова, а по преданию так Бог место отметил. В 2002 году к ней ещё можно было подойти и потрогать кору. » (Будовский Алексей)

Людские свидетельства

«…стоит она на холме, но вокруг нее не могилы, а ямы от могил… местные жители говорят, что в начале девяностых приехали «люди в штатском» и все останки выкопали и увезли. Следы заметали. Так вот у этой березы в том году кто-то срезал большой кусок бересты у ее основания, по кругу. Так что она могла уже и погибнуть…» (Светлана Конышева. Из переписки. Москва-Торонто. 21.04.2006)

Великолепный фото-репортаж из Соловков и лаконичная подпись к рисунку: «Береза-крест, выросшая на месте массовых захоронений узников Соловецкого лагеря.» (Светлана Конышева. Соловецкий архипелаг. Возрождается монастырь на острове в Белом море. Независимая Газета. №6, 06.04.2005)

«На Соловецких островах стояла святая тысяча поклонных деревянных десятиметровых крестов. Святая тысяча тонн крестов. Все порушили большевики, на дрова, или так, для острастки, после закрытия монастыря в 1923 году. Теперь кресты делают заново. Уже сделали пять крестов, из которых три стоят в Норвегии на русском поморском кладбище. Скоро такой крест поставят перед монастырем в гавани, на островке. Вес креста — одна тонна, длина десять метров, он уже вырезан.

Духовник для наместника и благочинного монастыря — отец Иоанн (Крестьянкин) из Псково-Печерского монастыря. Наместник и благочинный приезжают к отцу Иоанну исповедываться раз в год. Он же утверждает эскизы крестов и алтаря, что режут для Никольского собора в Соловецком монастыре. Есть один крест на Соловках, который он не утверждал.

Берёза крестообразной формы. 2002. Фото с открытки.

«В этом году я увидел что дерево уже обнесено простенькой оградкой, дабы воспрепятствовать особо ретивым паломникам, которые обдирают бересту на память.» (Alex Budovsky. USA. 2002.)

На Анзерском острове был скит, церковь, братский корпус. При большевиках там был лагерь, при котором было огромное кладбище. Среди могил выросла береза крестом». (Владислав Дорофеев. Школа ангелов. Петербургский альманах «Верлибр», 19??)

«При выходе из храма как успокоение, посланное Господом, – великолепный вид на море и острова, Его прекрасное творение. Постояв и налюбовавшись, стали спускаться с горы, и вот перед нами новое чудо – береза в форме креста. Вверх уходит высокий прямой ствол, и две крепкие ветви раскинуты в стороны, как поперечина креста. На Соловках когда-то было воздвигнуто много рукотворных поклонных крестов, искусно вырезанных из дерева. В годы СЛОНа они были все уничтожены. И вот по Промыслу Божию воздвигся крест нерукотворный…

Сейчас на Большом острове возрождена кресторезная мастерская, в которой изготавливаются кресты по старинным образцам. Они устанавливаются на островах архипелага в памятных местах для поклонения. (Ольга Лашкова. Анзер — остров скорби и радости. Источник утерян. Июль 2001.)

«…на склоне горы выросла удивительная береза, ее ветви образуют совершенно правильный крест. Монахи говорят, что никто и никогда не подрезал эту березу, и считают ее появление чудом. Молва об этой березе распространилась уже очень далеко, многие спрашивают, видел ли я ее. Конечно, видел. Она действительно представляет собой ровный крест, как будто специально вырезанный неизвестным мастером. Поистине, это чудо, божественное и природное.» (Илья Слепцов. Голгофо-Распятскому скиту требуется помощь. «Скиталец», 2004)

Сергей Тонконогов, фотограф: «Для меня, например, куда убедительнее выглядят чудеса нерукотворные. Вот смотрите. Видите эту березку в виде креста. Со стороны, конечно, вроде ничего особенного. Разные вырастают на земле деревья… Но вот предыстория. На том месте, где она растет (остров Анзер Соловецкого архипелага — авт.) в двадцатые годы хоронили монахов, расстрелянных большевиками или умерших на каторге. Крестов, конечно, не ставили. А те что вдруг появлялись на могилах — тут же сносили. Вот тогда сама природа поставила здесь этот крест.» (Алексей Михеев. Объективное невероятное. МК-Здоровье. 46. 01.06.2004)

Полина Стружкова, московская международная киношкола, 2002: «…на Анзере… стоит берёза в форме креста. Она выросла, когда на Соловках жгли кресты в 20-ых годах. Теперь она, наверное, метров 6 в высоту.»

Берёза крестообразной формы. 2014.

Диковинка — деревья, выросшие похожими на крест

Ещё одна диковинка — деревья, выросшие похожими на крест с хвостом. Причудливое разветвление ствола вызывает ассоциацию с неподобающим кресту дьявольским хвостом, что стало в XXI веке раздражающим фактором для ревнителей православной святости островов. «Хвост» погубил известную многим сосну, росшую в заповедном лесу у дороги на мыс Печак. Дерево спилили в 2013 году, сохранился пень около метра в поперечнике.

«Берёза на острове Анзер, на склоне Голгофы, тоже имеет форму креста, но благодаря отсутствию «хвоста» судьба этого дерева более счастливая. Берёзку огородили заборчиком и демонстрируют паломникам как чудо, подтверждающее святость места. Однако этому необычному для берёз ветвлению дерева есть вполне прозаическое объяснение.

Берёза-крест на анзерской Голгофе относительно молода. Судя по исследованиям специалистов дендрохронологической лаборатории Института геологии РАН, её первое годичное кольцо сформировалось в 1953 году. Когда же в начале 1960-х острова открылись для свободного посещения, кто-то из умелых шестидесятников, вроде бывшего зэка Ю.И. Чиркова, превратил берёзу в живой памятник. Биолог подрезал молодому деревцу ветви так, что они образовали крест, который не мог появиться на берёзе естественным образом.» (Юрий Бродский. «Соловки. Лабиринт преображений». Москва. Новая газета, 2017)

Символика букв.

Часто на деревянных крестах можно увидеть буквы IНЦI. Они означают Иисус Назарянин Царь Иудейский. Обычно аббревиатуру можно увидеть на изделиях крупного размера, они напоминают о том, что Иисусу пришлось кровью расплатиться за людские грехи, но он с готовностью принял наказание. Надписи ЦРЬ СЛВЫ IС ХС СНЪ БЖIЙ означают: «Царь Славы Иисус Христос Сын Божий». Также можно увидеть и надпись НИКА, что показывает, что Христу удалось победить смерть и впоследствии воскреснуть, дабы показать людям, что чудеса случаются, если этого захочет Создатель. Могут присутствовать буквы МЛРБ, что расшифровывается, как на месте, где был казнен Иисус, когда-то находился Рай.

Происхождение животворящего дерева

История Животворящего Креста Господня основывается на преданиях о животворящем дереве, на котором был распят Иисус, но и поныне дарящем чудеса исцеления, освобождения.

Библия не дает ответа на вопрос, из какого дерева было изготовлено орудие смерти, на котором был распят Христос. В Евангелиях о нем уже готовится, как об орудии распятия.

Апокрифические источники хранят много интересных достоверных данных о происхождении легендарного дерева.

По легенде богомилов, христианского течения 5 столетия, пришедшему из Болгарии, райское дерево добра и зла при изгнании Адама с Евой распалось на три части. Центральная часть осталась в райском саду, и впоследствии из нее был сделан Крест для распятия Христа.

По Золотой легенде, сын Адама Сиф отправился к вратам райского сада с прошением даровать ему масло для помазания умирающего отца. Архангел Михаил отказал ему, сообщив, что это масло закрыто на 5,5 тысячи лет до времени рождения Иисуса, но преподнес Сифу ветвь от дерева добра и зла. Сиф не застал отца живым, из ветки легендарного дерева был сплетен венок и надет на голову Адаму при погребении.

Смерть Адама, художник — Пьерро Дела Франческа

Из этой ветки впоследствии выросло дерево, срубленное слугами царя Соломона для строительства храма в Иерусалиме. По причине несоответствия по размерам оно было использовано как опора для моста.

Царица Савская, имеющая дар пророчества при посещении царя Соломона, остановилась около моста и преклонила колени перед историческим деревом. По ее словам, это древо предназначено стать орудием смерти Спасителя мира, после чего иудеев ждет разорение.

Царь Соломон хорошо знал царицу Савскую и ее дар видения. Предсказание не на шутку его испугали. По приказу царя дерево было демонтировано с моста и закопано.

Древесина этого бруса впоследствии использовалась для обустройства бассейна в Вифезде, чья вода привлекала калек своими целебными качествами.

Когда Иисус был арестован, из подножья бассейна всплыло это дерево, кипарис, из которого был сделан ствол Животворящей святыни, перекладины изготовили из сосны и кедра.

Важно! История животворящего Креста Господня легла в основу праздника первого Спаса, который отмечается 14 августа. Он известен в народе как Медовый Спас.

Современные кресты

Стоит отметить, что изображение распятия, которое появилось относительно недавно, не совсем соответствует канонам церкви. Ведь нательный крест становится своеобразной иконой, а она нужна именно для чтения молитв. Ношение икон на теле человека, скрытие ее от посторонних глаз, несет в себе опасность, ведь используется не по прямому своему назначению. Крест является символом, а Распятие образом. Священникам положено его носить с изображением Иисуса, распятого на кресте, но они носят поверх одежды, выставляют на всеобщее обозрение. Ну а на кресте, который предназначается для ношения под одеждой, должны быть без распятия.

Женский крест

Старообрядчество и в настоящее время четко различает мужские и женские изделия. Женский крест должен быть деревянным и гладким, острые углы там должны отсутствовать. Вокруг желательно изображение лозы, что показывает нежность, ласковость, послушность и плодовитость женщины. Рекомендуется носить на плетеных нитях или тесьме, чтобы можно было не снимать при необходимости, а взять в руки и осенить себя знамением. При приобретении символа с распятием нужно обязательно обращать внимание на то, чтобы он был создан по всем канонам и правилам. Не стоит делать выбор в пользу плачущего выражения лица Христа, страдающим и мучившимся. Ведь природа его тела божественна, он готов был с радостью спасти человечества и испытать муки, зная, что совсем скоро вознесется к небесам, к отцу своему и Создателю.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]