Описание неканонических икон и чем они отличаются от канонических, сравнение


Правила изображения святых

Основной прием расположения фигур на православных иконах – фронтальный разворот главных действующих лиц. Если же они повернуты друг к другу, то лица все равно обращены на три четверти к смотрящему на образ. В профиль изображают второстепенные и отрицательные персонажи.

Канонические правила зависят от персонажа сюжета образа.

Различают каноны изображения:

  • Христа;
  • Божьей Матери;
  • ангелов;
  • святых;
  • праздников.

Самые строгие предписания касались Иисуса Христа. Он мог быть изображен один или в окружении святых.

Его облик должен соответствовать библейскому описанию:

  • средних лет;
  • темноволосый;
  • с небольшой бородой;
  • величавого вида;
  • правая рука поднята в благословляющем жесте.

Изображения могут быть:

  • головы;
  • до плеч;
  • до пояса;
  • в полный рост.

Справа и слева от головы Иисуса Христа должны быть написаны буквы И. Х. Нимб перечеркнут крестом, как напоминание о жертве за род человеческий.

Иконография облика Божьей Матери более разнообразна, чем у Сына Божьего. Совокупность типов изображений Богородицы сгруппирована по 8 сюжетам, отличающихся композиционно и по действующим лицам.

Типы богородичных икон:

  • в полный рост с поднятыми руками и младенцем на груди (Оранта);
  • с младенцем на руках, который держит свиток и благословляет (Одигитрия);
  • без Сына, рядом с архангелом Гавриилом (Благовещение);
  • Мать и Сын соприкасаются щеками (Елеуса);
  • вместе с Сыном восседает на троне (Панахранта);
  • Мать кормит Сына грудью (Млекопитательница);
  • Богородица со взрослым Иисусом и Ионном Крестителем (Деисус);
  • лежит на одре, рядом 12 апостолов, над головой Иисус Христос (Успение);
  • одиночная (портрет).

Согласно канонам, облик Богородицы узнаваем на всех иконах:

  • удлиненный овал лица;
  • миндалевидный разрез глаз;
  • дугообразные брови;
  • прямой, тонкий нос;
  • маленький рот.

Одежда Богоматери – это туника, покрывало, закрывающее голову и плечи.

Преобладают цвета:

  • оттенки красного;
  • оттенки синего;
  • фиолетовый;
  • золотой.

Относительно изображения Святой Троицы, то канонической считается одноименная икона А. Рублева. Описание ангелов, архангелов, херувимов, серафимов должно соответствует библейским текстам. Это Божьи Создания с крыльями, одетые чаще всего в белоснежные хитоны и плащи, или в воинские латы (архангел Михаил). Каждый держит в руках свой атрибут: меч, жезл, зерцало. У всех Бесплотных Высших Сил над головой имеется нимб.

Святых на иконах изображают, если известно, как они выглядели при жизни, с элементами портретного сходства. В сюжете отражается главная суть их служения Господу.

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Важно: я не священник, и этот текст — мое личное мнение. Если у вас есть икона, в каноничности которой вы сомневаетесь, вам следует обратиться к вашему духовному настоятелю.

В последнее время все чаще появляются новые иконы Богородицы, написанные не по канонам и отвергаемые некоторыми служителями Православной Церкви. Многие из этих икон мироточат и дают людям исцеления, на что церковь отвечает, что чудеса эти могут быть явлены не Богородицей, а Диаволом, и что вера истинного христианина не должна основываться на ожидании чудес. Я не чувствую в себе морального права участвовать в этом споре, потому что из множества статей «за» и «против», которые я нашел в Интернете я не смог принять определенного решения.

Безусловно, будучи православным человеком, я не могу игнорировать мнения уважаемых православных служителей, и действительно, многие «чудеса» и видения совершали диавольские силы под видом святых. Вполне возможно, что многие новые иконы Богородицы действительно были написаны на основе лжевидений. Я никоем образом не поощряю иконы Ленина с нимбом на голове и т.п. Много статей по этому поводу можно найти в Интернете.

Но какова вероятность, что из десятка созданных для намеренного разрушения православия икон, не найдется одной-двух, которые действительно были явлены по велению Богородицы, хотя и не соответствуют классическим канонам? Аргументы, которые мне встречались, иногда доходили до нелепостей, мол, если Богородица на иконе в белом одеянии, а не в красно-синем, как положено по канону, то эта икона является лжеиконой. Ну подумайте сами, кто может запретить Преблагой и Пречистой Деве Марии явиться перед людьми в белом одеянии!? Нельзя просто слепо отметать все иконы, которые не соответствуют сложившимся традициям иконописной школы. И в этом уважаемые служители церкви могут быть ослеплены диавольской силой, также как и те, кто рисует неугодные Богу иконы. Из-за этой слепой одержимости создается впечатление, что православие пытаются разрушить не только снаружи, но и изнутри. Вспомните, хотя бы рождение Христианства, когда тогдашние хранители веры «ошиблись» и распяли самого Спасителя на кресте. Если бы в те времена все слепо следовали словам одурманенных Диаволом священников, то Христианство вообще не зародилось бы! Вспомните, как была явлена Казанская икона, как Богородица явилась обычной девятилетней девочке Матроне, которой совсем никто не поверил, и если бы она сама не проявила настойчивость, была бы эта чудесная икона сейчас с нами? Я представил себе, что произошло бы, если бы настоящая Богородица сочла нужным донести до нас какую-то информацию. Каким образом она могла бы это сделать, как не своим явлением и чудесами, исходящими от ее икон? Если вы прочитаете все описания почитаемых канонических икон в каталоге pravicon.com, то узнаете, сколько действительно чудотворных старинных икон были явлены на основе видений не царям, не патриархам, а самым обычным верующим людям. Если бы высшие церковные власти с пренебрежением отнеслись бы тогда к этим иконам и назвали бы их «лжеиконами», то что сказала бы на это Богородица? Может «имеющие глаза не видят, имеющие уши не слышат»?

Еще раз повторяюсь, что я полностью поддерживаю православную церковь, однако я также призываю людей к бдительности, ведь у каждого свой путь ко спасению. И если на неканонической иконе изображена Богородица, и нет ничего чуждого Богу на изображении этом, и нет на нем ничего порочащего святость Богородицы, и если молитвы перед этой иконой дают вам благодать и исцеление, то я считаю, что эта благодать исходит от Богородицы, и не вижу причин полагать, что она может исходить от Диавола, как некоторые считают. Даже если какие-то иконы Богородицы действительно были написаны с дурными помыслами, то нет ничего, что мешало бы Богородице использовать эти образы на благо истинно верующим людям.

Хотя в Интернете очень много споров о лжеиконах, смешно, но я так и не нашел нигде списка икон, отвергаемых православной церковью. Поэтому здесь я собрал список икон Богородицы, о которых православная община отзывается недоброжелательно в Интернете. Если вы знаете другие подобные иконы, пишите мне с указанием на источник информации, и я добавлю их в список.

И еще раз напоминаю, не факт, что эти иконы от лукавого, просто православная церковь в лице определенных лиц на данный момент не благословляет молиться перед ними по разным причинам. Самый верный способ не ошибиться — это молиться только перед теми иконами, которые упомянуты в Православном Календаре.

Воскрешающая Русь

. Эту икону считают «лжеиконой» по причине сомнительных (недостоверных) видений Богородицы и нетрадиционной иконографии. Говорят даже, что мироточения, чудеса и исцеления, явленные этой иконой, исходят от Диавола! Православная церковь открыто не поддерживает эту икону. Эта икона подняла больше всего шума по поводу лжеикон. Множество мнений ищите в Интернете.

Дары дающая

. По причине того, что «
Матерь Божия изображена в архиерейском облачении с евхаристической чашей в руках — то есть как «священница», а вернее «архиерейша», а православное христианство не признает женщин-священников
«. Также кому-то не понравилось изображение Саваофа*, благославляющего Богородицу с неба. Официальное мнение православной церкви неизвестно.

Московская и Всея Руси

. Точно не понял, в чем обвиняют эту икону, вроде как «
…икона эта неканонична, ее изображение включает неприсущую богородичным иконам символику
«. Официальное мнение православной церкви неизвестно.

Самодержавная

. Есть две схожие иконы — «Самодержавная» и «Яко орля крылья». Официальных заявлений православной церкви по этому поводу я не нашел, но есть в сети любители хаять эти иконы. По мнению одних, эти иконы
пропагандируют приход новой царской России
, другие же увидели в иконе какие-то
каббалистические знаки
в виде двухглавого орла.

Святая троица с Богородицей

. Комментариев православной церкви об этой иконе я не видел, но некоторые считают икону ересью из-за изображения Саваофа* в виде старца. Также видел мнение, что изображение Богородицы как части святой троицы делает ее «богиней» — в общем бред какой-то.

Явление Богородицы схимонахине Антонии

. Ставится под сомнение само явление Богоматери. В частности, церковь отвергает правила, которые Богородица якобы дала для отмаливания греха абортов:
в подобных «правилах» происходит подмена понятий: вместо покаяния в тяжком смертном грехе предлагается «вымаливание младенцев»
. А вот иное мнение из интернета: «
Я против всякого отклонения от чистоты православия и в частности — обрядоведения. Но хочу сказать в защиту матушки Антонии: никакого конкретного правила о убиенных во чреве младенцев у неё не было. А то, что она молилась об этом — правда. И никаких абортов она не делала. А молитва её была исключительно из-за любви к людям. Кстати, православная церковь призывает молиться за младенцев, умерших во утробе
.
Елена
.». Кому надо — споры на эту тему ищите в Интернете, там много всякого флейма по этому поводу.

Яко орля крылья

(см. Самодержавная).

——————- * Изображение Саваофа на иконах. Православным иконам не свойственно изображение Бога-Отца как человекоподобного старца. «Изображение Бога Саваофа является неканоничным, и было отвергнуто на Большом Московском Соборе 1665 года

«. На самом деле, есть немало почитаемых чудотворных икон с изображением Бога Саваофа, например «Рождество Пресвятой Богородицы Глинская», явленная в XVI веке чудесным образом, так что было бы абсурдно называть икону лжеиконой только на основании того, что на ней изображен Бог Саваоф в виде старца. Совсем недавно, в 2009 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, празднование в честь иконы Божией Матери Торжество Пресвятой Богородицы внесено в месяцеслов официального календаря Русской Православной Церкви, хотя на ней в самом верху изображен никто иной, как Бог Саваоф! Интересно еще и то, что при создании современных иконостасов для церквей вместо порушенных в советские годы, на самом верху часто изображают именно Бога-Отца в виде старца, и никого это особо не волнует, несмотря на запреты, а если в церкви можно такое на иконостасах рисовать, то о чем тут еще говорить…

Эта статья дается лишь для информации и никаким образом не призывает к созданию или распространению икон, не поддерживаемых официально церковью, так же как и не призивает к поруганию или уничтожению этих икон.

Анатолий, PS: на письма, целью которых будет флейм на тему лжеикон, отвечать не буду.

Цветовая палитра

Правила использования цветовой гаммы отражают Божественную премудрость. Каждый цвет имеет свое место и назначение. В канонической иконописи краски никогда не смешивались, а накладывались один на другой. Такой метод позволяет получить нужный цветовой оттенок. Для получения неземного эффекта на цветные драпировки делают высветления другим цветом.

Основной цвет на иконах – золотой, символ Царствия Небесного, вечности и благодати. Часто используется как фон. Для бюджетных вариантов использовали охристые, охристо-желтые цвета. Золотом расписана одежда Божьей Матери, Иисуса Христа, святых, крылья ангелов, евангелия, нимбы над головами святых.

Белый и серебряный цвет означают чистоту, святость, евангельское красноречие. У праведников, святых одеяния белого цвета.

Синий – это цвет бесконечности, символ стремления к Богу, мудрости и откровения. В одеяния такого цвета облачены Иисус Христос, апостолы. Голубой – символ небесной чистоты, цвет Богородицы. Голубым бывает фон икон. Одежды Богоматери в соответствии с каноном полагается писать голубым или бордовым цветом.

Красный тон цветовой гаммы встречается на образах чаще других, как излучатель животворной энергии, любви. Но также это и цвет крови, что ассоциируется мучениями. Поэтому красный цвет – это и символ Воскресения, и символ страданий, ужаса. Красный фон икон может означать торжество победы над смертью и картины ада. Оттенки красного, бордовый и багряный, в иконописи используют для окрашивания одеяний Спасителя, Богородицы, святых земных правителей.

В зеленый тон на образах раскрашены виноградная лоза, травы, листья. Он означает победу над смертью, вечную жизнь, это знак Святого Духа.

В коричневый тон на иконах окрашены земля, горы, одеяния святых пустынников. Это цвет смирения, отказа от мирского, бренности человеческой жизни. Реже всего в иконописи используется черный цвет, совсем не применяется серый. В черный цвет окрашивают могилы, ад, пещеры (символ зла и смерти). Серый тон, получаемый от смешения черного и белого, зла и добра, означает неопределенность, небытие.

Будьте как дети?


Иконы с неканоничными сюжетами: слева – «Перуанская», справа – «Матерь смирения». Фото: https://ortodoxshop.ru/, https://pravoslavie.ru/
Сейчас у художников, которые занимаются религиозным искусством, много чрезвычайно разных исканий – здесь и поиски сюжета, и поиски стиля, и средств выражения, и новые материалы… Это понятно, поскольку непрерывно меняется сама жизнь. Но религиозное, священное требует особой осторожности, поскольку тут происходит соприкосновение с духовным миром.

В наше время модно обращаться к примитивному искусству. Недавно я видел в одном храме при больнице такую попытку подделки под детскость. У авторов есть аргумент: мол, Сам Господь сказал: «Будьте как дети».

Но Господь еще сказал: не будьте детьми по уму, то есть будьте как дети по страстям, поскольку дети еще не знают пороков, – так говорит Писание. А чтобы нарисовать икону, ум нужно развивать.

В древности иконописцев иногда называли «философами», потому что они создавали мудрое искусство. Оно было мудрым своей духовностью. Мне кажется, у современных примитивистов есть тоска по духовности и они нередко ищут ее в детском искусстве; но что такое духовность, они не понимают, так как не знают, чему учат святые отцы и как мыслили древние иконописцы, искавшие пути общения с Господом.

Взрослые люди не могут одеваться в детские штанишки. Это ложный путь. Лично я считаю, что в церковной живописи никакое «псевдо» недопустимо. Кстати, сами дети обычно стремятся рисовать «правильно», как взрослые, просто у них еще не получается.

Вершины средневековой иконописи, которой мы сегодня восхищаемся, там, где иконописцы следовали традициям, восходящим к весьма утонченному искусству древних греков и римлян. Даже у самого «примитивного» средневекового иконописца был профессионализм: он понимал, что изображает вечность и тут нужны особые приемы, над освоением которых он постоянно работал.

Посмотрите на так называемую Богоматерь «Перуанскую». Это изображение женщины с ребенком можно, если хотите, назвать «Мадонной» (в западном искусстве это слово может обозначать самое разное содержание), но Богородицей такое назвать никак нельзя!

Здесь использован простой сюжет: молодая бедная женщина несет спящего младенца в котомке. Чтобы уйти от бытовизма и достичь монументализации, автор высветляет фон, обрезает фигуру, делает ее относительно плоской, использует крупный раппорт (повторение форм орнамента). У женщины не изображены руки, возможно, опять-таки ради придания монументальности, а изображенная ручка ребенка приобретает характер знака, и это даже интересно как прием.

От иконописи здесь взяты силуэтность и некоторая идеализация ликов. Автор хорошо чувствует орнаментальное начало в иконе: он сочинил разнообразные мотивы, которые неплохо сочетаются и придают изображению праздничность, но ни одного собственно христианского орнаментального мотива здесь нет. Все это даже неплохо как живопись вообще, только при чем здесь христианское название?

По решениям Седьмого Вселенского Собора образ почитается наравне со словом. А поэтому он должен быть в обязательном порядке соотнесен со словом, то есть с текстом. В подлинно христианском искусстве буквально каждый штрих связан с общим смыслом и может даже быть особым знаком.

Автор данной композиции стилизует миловидное лицо молодой женщины, которая довольна своим мирно спящим младенцем. У нее, можно сказать, «все хорошо». Об этом говорят и чувственные губки, и спокойные глаза. Никакого отношения к евангельскому образу Пречистой Девы это не имеет.

Образ Девы-Матери – это для искусства «сверхзадача», поскольку речь идет о совершенно небывалом, невозможном и немыслимом рождении Богочеловека. Чтобы такое изобразить, нужна вера – то есть такое допущение невозможного, которое значимо для всей нашей жизни и все в ней переворачивает. Если вы не способны поверить в невозможное, то вы никогда не создадите убедительного образа этого невозможного. Лучше и не беритесь.

Перспектива

Православные иконописцы отказались от линейной перспективы, сохранив традицию обратной перспективы. Обоснованием является тезис, что икона – это не картина. Иконописец изображает то, что никто не видел. Воплощение образа зависит от его духовного состояния, не «плотского», а «духовного» зрения. Применение обратной перспективы позволяет расширять и углублять изображение, приближая икону к религиозному содержанию воплощенного на доске или фреске сюжета.

При прямой перспективе линии сходятся в глубине плоскости изображения. В случае с обратной линии сходятся вне образа, что подчеркивает неземную сущность происходящего с персонажами иконы, показывает благодать, осеняющую земной мир из мира небесного. Благодаря приему обратной перспективы окно в священный мир раскрывается вширь. Пространство не от мира земного на иконах обозначено золотым фоном, а предметы, их взаимное расположение, даны в обратной перспективе.

За что ценятся рукописные иконы?

Рукописные (иначе писаные) иконы ценятся за мастерство изготовления и индивидуальную ручную работу. Сначала иконописец создает рисунок на бумаге, а потом переносит его на доску из особых пород дерева.

Традиционно иконные доски изготавливали из ольхи, липы, кипариса, хвойных пород: сосны, ели, лиственницы, в южных районах – из бука. В наше время наибольшей популярностью пользуется липа, поскольку древесина у нее мягкая и легкая, и не деформируется со временем.

Доску покрывают особым грунтовым слоем – левкасом, который представляет собой мел, размешанный на животном или рыбьем клею. На этот слой иконописец тонкой кисточкой наносит рисунок и только потом приступает к прописыванию всех элементов темперными красками. Чем больше фигур в композиции иконы, тем более трудоемкий процесс представляет собой ее роспись.

Неканонические

Католические иконы не относятся к каноническим. Это картины на религиозные темы. Для западной иконописи характерно применение прямой перспективы. Изображения Иисуса Христа, Богоматери, святых лишены условности. Верующие видят их в привычном для себя человеческом облике. Цвет не несет символической нагрузки. Католическая икона имеет эмоциональную окраску, отражает мироощущения автора.

Как изобразить вечность?

В чем же выражается вечность? Вы ведь не скажете, что вечное – это что-то кривое, косое, бессмысленное. Вечность в церковном искусстве выражается в особых знаках, но прежде всего – в благочестии образа. Образ должен быть благочестивым, а для этого нужно жить по-христиански. Если хотите писать для Церкви, обращайтесь к опытным духовникам, которые научат вас, понимать, что такое благочестие.

Для иконописца нужна чистота сердца, о которой сказано: «Блаженны чистии сердцем, яко тии Бога узрят». Мы не можем увидеть вечность, но мы ее знаем сердцем. Поэтому задача художника-иконописца в некотором роде – пророческая. И это очень важно.

Посмотрите на любые традиционные иконы. Вы увидите, что эта вечность там присутствует. Специалист может указать на приемы, которыми это достигается: на иконах отсутствует или почти отсутствует фактура материала, отсутствует тяжесть крупных, объемных предметов. Все это «отменено» в иконописи, чтобы показать нематериальную сущность образа. Это и наука, и богословие, и искусство.

Посмотрим на современную икону с названием «Матерь смирения». Творец этого произведения собрал разные иконописные элементы: тут и мандорла в три тона, и престол, и два херувима, и «позем», и нимбы, и ковчег… И, казалось, бы, такой трогательный плач Христа (или стон? или сон? или…) на коленях Своей Матери… Чем не икона?

Очень странный образ. Во-первых, если вы используете набор определенных знаков, то нужно и следовать правилам их употребления – соотнесения, размещения, расположения. Средневековая знаковая система всегда следует строгому ритму и симметрии (симметрии, кстати, бывают разные). Тронная композиция – всегда по центру. Этого требует царственность образа. А здесь художник сдвинул основные изображения с центральной оси. Какой в этом смысл? Получается просто утрата равновесия. Но главное даже не в расположении, а в содержании самой композиции.

Где тут смирение? О чем здесь? А знаем ли мы, что такое смирение? Рыдающий на коленях матери взрослый мужчина, извините, даже похожий на Спасителя, вовсе не соответствует Иисусу Христу православного Предания. Откуда, каким каноническим текстом подтверждено такое сентиментальное построение?

Вы, может быть, скажете: «Мы художники, мы свободные люди, что нам до ваших канонических текстов!» Ну, в таком случае действительно не о чем разговаривать. По моему мнению, от такой «свободы» искусство не становится более церковным и духовным, а становится знаком собственной гордости, которая движется вопреки традиции и канону.

Нужна ли в иконописи новизна?


Иконы с неканоничными сюжетами: слева – «Первые шаги», справа – «Петр у костра». Фото: https://ortodoxshop.ru/
Не надо путать новое и «новенькое». «Новенькое» обычно имеет целью занять, развлечь, собрать аудиторию. Но Церковь – не выставочный зал и не театр, это святое место. Новое там появляется как чудо, как откровение, как вдохновение, которые возникает не на потребу публике, а по внутренней интуиции мастера, погруженного в вечность.

Чтобы изображать по-новому Святую Троицу, нужно иметь лицезрение Святой Троицы – ни больше ни меньше, как это было у преподобного Андрея Рублева.

Новое чаще всего появляется и как отклик на движение церковной истории. Например, в ХХ веке появилось множество новомучеников. Это каждый раз новая личность, новая ситуация, требующая осмысления. Вспомним, как яркий пример, иконографию Царственных Страстотерпцев – образ последнего императора с супругой и детьми. Это совершенно новая и очень значимая тема современного церковного искусства.

А если пытаться «от ветра главы своея» сочинить что-нибудь оригинальненькое, дабы получить за это какую-нибудь награду или признание, – это странно, нелепо и по существу никому не нужно.

Пример – композиция «Первые шаги». Это претензия на новую иконографию, поскольку ранее изображались первые шаги Богородицы (икона «Введение Богородицы во храм – прим. ред.), но не Спасителя. В отношении любых изображений Господа Иисуса Христа Церковь всегда соблюдала особую осторожность. В частности, существовало правило, по которому любое изображение возможно лишь тогда, когда был хоть кто-нибудь, кто видел изображаемое событие (или лицо). Должен быть хотя бы апокриф.

Но младенчества Христа никто не видел, его первые шаги никак и нигде не упомянуты. То есть подобное изображение есть плод фантазии. Но фантазия – это мечтательность; мечта – это иллюзия, ничего общего не имеющая с духовным опытом. А духовный опыт – это подлинное познание самого себя через глубокое очищение сердца и ума. Только тогда обретается духовное зрение, позволяющее хотя бы отчасти понимать высший мир.

В вопросе признания новой иконографии желательно, чтобы трудные случаи решало соборное сознание Церкви. Нужна постоянно действующая комиссия из высоких профессионалов, из представителей духовенства, богословов, которая будет рассматривать новые идеи в церковном искусстве. Эта комиссия могла бы выносить рекомендательные решения, которые со временем получали бы апробацию Церкви.

Иконописцу нужна «совесть к вещам»

Неприемлемо для иконописца параллельно иконам писать какие-то греховные, разнузданные картинки. Есть специальное постановление Пято-Шестого (Трулльского) Собора, в котором сказано, что церковный художник, дерзающий создавать соблазнительные образы, производящие «взрыв нечистых удовольствий», отлучается от причастия.

Иконописцу в высшей степени нужна, по выражению Аввы Дорофея, «совесть к вещам», к тем иконам, которые он дерзает писать. А совесть требует постоянного очищения.

Сейчас иконами занимается преимущественно искусствоведение, которое понимает иконы сугубо как произведения искусства. Православные специалисты-искусствоведы привязывают изучение икон к церковной жизни и истории. Но очень важно, чтобы развивалось богословие иконы, понимание того, как та или иная богословская идея находит выражение в образе.

Когда будет глубже развито понимание иконографических приемов как особого богословского языка, будет проще оценивать приемлемость того или другого иконописного образа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]