Масленичная неделя – 2022: какого числа начинается, традиции и значение каждого дня


Масленичная неделя – 2022: какого числа начинается, традиции и значение каждого дня

В 2022 году Масленица начнётся 28 февраля и продлится до 6 марта. Каждый день в блинной неделе несёт в себе особый смысл и традиции. Что обязательно нужно делать в эти дни, а что строго запрещается – выяснил Сиб.фм.

Одна из известных и главных традиций праздника Масленицы – выпекание блинов. Наши предки считали, что блин символизирует Солнце, так как внешне они похожи формой и цветом. Считается, что каждая хозяйка должна испечь как можно больше блинов, чтобы в наступившем году было много солнечных дней.

Кроме того, в этот период люди часто ходят друг к другу в гости, чтобы угоститься различными блюдами. А в завершение праздника сжигают чучело зимы.

Важно знать, что каждый день блинной недели несёт в себе глубокий смысл, и у каждого из них есть своё значение и обычаи, которые принято соблюдать.

Понедельник (28 февраля) – встреча Масленицы


Раньше было принято жить большими дружными семьями, где невеста, как правило, переезжала в дом к мужу и его родителям. В первое утро Сырной седмицы свёкры отправляли жён своих сыновей в гости к родителям, а вечером сами навещали родню. Самое важное в этот день – это не обидеть своих сватов и накормить их как следует.

На городских площадях ещё за неделю до Масленицы начинали создавать оборудование для развлекательных мероприятий. А в первый день недели достраивали их, например, устанавливали качели, формировали ледяные горки, строили снежные крепости. Всё старались сделать как можно быстрее, чтобы не отвлекаться на это во время празднования.

Главный обычай масленичного понедельника – выпекание первого блина. Его не ели, а отдавали неимущим, чтобы те помянули души усопших родственников.

Вторник (1 марта) – Заигрыш


Этот день был полностью посвящён знакомству юношей и девушек. Молодёжь собиралась, чтобы пообщаться и присмотреться друг к другу. Делалось это с далеко идущей целью. Впереди был Великий пост, во время которого запрещены свадьбы, а вот уже после него, как раз на Красную горку, молодые, познакомившиеся во время заигрышей, уже могли пожениться. А те, кому смотрины были неинтересны, в этот день звали в гости родственников и друзей. Чем больше было блюд на столе, тем больше уважения выказывал хозяин.

Среда (2 марта) – Лакомка


В середине Масленичной недели зять ходил в гости к тёще, чтобы угоститься блинами. Вместе с ним приходили его друзья и родственники. Тёща в этот день была особенно ласкова к зятю, всячески демонстрировала свою доброту к нему. Ведь считалось, что чем добрее тёща к зятю в этот день, тем лучше будут отношения у её дочери с новой семьёй.

Четверг (3 марта) – Разгуляй


Именно в эту дату начиналась Широкая Масленица. Все работы по дому прекращались, заниматься хозяйством в ближайшие дни считалось дурной приметой. Поэтому люди оставляли все свои дела и шли на площадь, чтобы повеселиться.

На Руси существовало множество традиционных развлечений, характерных для масленичного четверга: кулачные бои; катания на лошадях и в повозках; соревнования на ловкость и выносливость; хороводы; игры в снежки; штурм и захват снежного городка; разведение костров и прыжки через огонь; песни, пляски и, конечно же, поедание блинов.

В этот день сидеть дома не получалось. Так как верили в то, что если проигнорировать всеобщее веселье, то настигнут горести и неудачи.

Пятница (4 марта) – Тёщины вечера


В пятницу уже зятю было положено принимать в гости тёщу. Блины к приходу пекла жена зятя. Тёща приводила с собой подруг, чтобы похвастаться перед ними, за какого хорошего парня выдала свою дочку.

Суббота (5 марта) – Золовкины посиделки


В субботу молодые невестки уделяли внимание своим золовкам – сёстрам и родственницам мужа. Девушки собирались, чтобы поесть, пообщаться и посплетничать. Доброй приметой считалось сделать всем пришедшим в гости какие-то не большие, но приятные подарки.

Воскресенье (6 марта) – Прощёное воскресенье


Это самый главный день всей Сырной седмицы. В воскресенье совершалось заговенье перед Великим постом. Верующие просили прощения друг у друга, а в ответ слышали «Бог простит, и я прощаю». В этот день было принято поминать усопших и посещать кладбища.

Кроме того, это был последний день, когда в пищу можно было употреблять продукты животного происхождения. Всю праздничную еду, которую наготовили в течение недели, нужно было доесть. Остатки или раздавали нищим, или сжигали – дурной приметой считалось выбросить еду или дать ей пропасть.

Днём было принято ходить в баню, а вечером собираться на площади – конечно же, чтобы торжественно сжечь чучело Масленицы. А пепел, который оставался после сожжения, нужно рассеять по полям, чтобы в будущем году получился хороший урожай.

Ранее Сиб.фм писал о том, когда придёт пенсия из-за нерабочих дней 23 февраля и 8 марта. Вселенская родительская суббота – 2022: какого числа в феврале по церковному календарю, как правильно поминать усопших, а также почему в Великий пост нужно есть постную пищу.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Тема нашей очередной беседы с Алексеем Кашкиным, кандидатом богословия, заведующим библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии, — освящение времени. Освящение суток. Суточный круг богослужения. Как этот круг сформировался, в чем его смысл, почему необходимо жить по его часам?


— Для начала вопрос, задаваемый многими: почему богослужебные сутки начинаются с вечера?
— Это заимствовано христианством из иудейской традиции: и был вечер, и было утро — день один (Быт. 1, 5). У иудеев до сих пор шаббат — субботний покой — начинается перед заходом солнца в пятницу.

— Как исторически складывался богослужебный круг? Когда-то ведь была только одна Евхаристия…

— Да, в первые века христианства, действительно, была Евхаристия и, как правило, соединенная с нею агапа — трапеза любви. Но такие богослужения, как вечерня и утреня, сложились очень рано. Вечерня была призвана освятить темное время суток, утреня — светлое. По Типикону, вечерня должна совершаться после захода солнца, утреня начинается до восхода, завершается, когда солнце уже взошло. В III веке, как сообщают документы, вечерня была короткой и главным в ней было внесение в богослужебное помещение светильника. За этим следовали благословение, чтение Священного Писания, короткая молитва и отпуст.

Утреня же отделилась от агапы. В древности утреннее богослужение включало в себя две библейские песни: песнь Моисея и песнь трех отроков в печи огненной (из книги пророка Даниила). Пелись также некоторые псалмы и Великое славословие, которое мы поем и сегодня: «Слава в вышних Богу…». В последующие века чинопоследования вечерни и утрени расширялись, и появились часовые богослужения — часы, как мы их называем, 1‑й, 3‑й, 6‑й и 9‑й.

— Почему часы именно так нумеруются? Каково содержание часовых богослужений и когда они совершаются в храме?

— Евреи, современники Христа, как известно, жили в Римской империи и, соответственно, по римскому времени. Римские сутки делились — как и наши сегодня — на 24 часа и на две равные части, светлую и темную, ночь и день. Каждая из половинок, в свою очередь, делилась на трехчасия. 1­й, 3­й, 6­й, 9­й — это первые часы каждой из четвертей дня; первый час соответствует шести утра. Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого (Лк. 23, 44). О том, что именно эти часы было принято освящать молитвой, нам сообщает книга Деяний апостольских: Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый (Деян. 3, 1); Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться (Деян. 10, 9). В настоящее время в наших храмах первый час присоединяется к утрене (которая, как мы знаем, совершается вечером), третий и шестой предваряют Литургию, а девятый — вечерню.

Часовые службы, или часы, призваны не только освящать определенное время суток, но и напоминать о событиях Священной истории, происходивших именно в эти временные отрезки. На службе первого часа вспоминается путь Иисуса Христа от первосвященника Каиафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельства на Него; читаются псалмы 5-й, 89-й, 100-й. На третьем часе — суд Пилата и истязания Господа, а также Сошествие Святого Духа на апостолов (см.: Деян. 2, 1–4): «Господи, иже пресвятаго Твоего Духа апостолом Твоим ниспославый, того, благий, не отними от нас». Шестой час — шествие Спасителя на Голгофу, Его распятие, тьма по всей земле: «Иже в шестый день и час на Кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери…». Молитва святителя Василия Великого, которую так радостно слышать перед Божественной литургией — «…но любовью Твоею уязви души наша, да к Тебе всегда взирающе…» — также входит в час шестой. Наконец, час девятый, Крестная Смерть: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашей мудрование, Христе Боже, и спаси нас». Здесь же говорится и о страданиях Богоматери, видящей Своего Сына на Кресте: «…родшая Тя глаголет слезящи: мир убо радуется, приемля избавление, утроба же Моя горит, зрящи Твое Распятие».

— Значит, совершение часовых богослужений, или, как мы привыкли говорить, чтение часов, призвано поддержать в нас память о новозаветных событиях, помочь нам жить по евангельскому времени?

— По сути, да. Возможно, поэтому Русская Православная Церковь, в отличие от некоторых других православных автокефальных церквей, хранит эту традицию: часы у нас совершаются во всех приходских храмах, а не только в монастырских, как, например, в Греции. При этом приходится с горечью констатировать, что мы забываем о смысле часовых служб, перестаем его чувствовать, не можем соотнести свое время — собственные текущие сутки — со временем евангельских событий. Однако Церковь всегда рассчитана на высшее состояние человеческого духа, лучшее, нежели то, которое можем принести ей сегодня мы. Поэтому она не отказывается от того, что кажется «слишком трудным» для нас, сегодняшних. Часы — богослужение второстепенное по сравнению с утреней и вечерней, но они, обрамляя собой основные богослужения, служат для нас духовными ступенями к ним. И если мы дадим себе труд быть внимательными во время чтения часов, мы это почувствуем.

— Вернемся в начало суток, в вечер. Почему утреню у нас служат вечером, после вечерни, и все это вместе с первым часом именуется всенощным бдением?

— Понятие «всенощное бдение» пришло к нам из древнего иерусалимского монашеского устава, согласно которому ночь перед церковным праздником и просто перед воскресным днем монахи проводили в молитве, без сна. Уставное всенощное богослужение начиналось после захода солнца и продолжалось, по всей видимости, восемь-десять часов. Оно включало многочисленные поучения, чтение Священного Писания и святоотеческих трудов и завершалось утреней. «Слава Тебе, показавшему нам свет» — раздавалось именно тогда, когда молящиеся видели первый луч солнца. Насколько это реально в нашей приходской практике, кто из нас способен каждую ночь с субботы на воскресенье проводить вот так? Ну разве что два раза в год.

Положение утрени в нашей богослужебной практике действительно проблемно: по своему содержанию она относится именно к утру — «исполним утреннюю молитву нашу Господеви», а совершаем мы ее вечером. Голоса, призывающие это исправить и совершать утреню именно утром, раздаются в Церкви периодически. Однако и здесь встает вопрос: а насколько мы к этому готовы, не станет ли это для нас проблемой? Представьте: вечернее богослужение, то есть, собственно, одна вечерня — тридцать-сорок минут, зато утром — утреня, часы 1‑й, 3‑й, 6‑й, Божественная литургия — все вместе больше четырех часов. Следует подчеркнуть, Божественная литургия не входит в обсуждаемый нами сейчас суточный богослужебный круг — она выше суточных богослужений. Но в Греции «правильная» практика (вечерня вечером, утреня утром) приводит к тому, что прихожане приходят только на Литургию, а краткую вечерню и утреню, которая начинается в семь утра, игнорируют.

— Мы с Вами все время как бы пребываем в обычном приходском храме; но если мы захотим какое-то время пожить и помолиться в монастыре, наш суточный круг окажется иным, мы встретимся с полунощницей и повечерием. Что это за богослужения?

— Повечерие в монастыре — это, по сути, общая молитва на сон грядущий: ее совершают после вечери, т. е. ужина, потому она и носит такое название. В конце повечерия священник просит прощения у паствы, и монашествующие просят друг у друга прощения за минувший день, после чего расходятся по кельям. А полунощница — это, напротив, общая утренняя молитва: она называется так потому, что издавна совершалась в монастырях до рассвета. Это краткое богослужение, большую часть которого занимает чтение 17-й кафизмы: длинного 118-го псалма, в котором человек просит Бога научить его судьбам правды Твоея (7) — жизни по заповедям, и молитв. Из приходской практики полунощница и повечерие практически исчезли: полунощница совершается лишь в Пасхальную ночь, она предваряет день Воскресения Христова, а повечерие, Великое или Малое — в дни Великого поста и иногда в предпразднство Рождества Христова. Следует, однако, подчеркнуть, что совершение полунощницы и повечерия в обычном приходском храме отнюдь не возбраняется, если у настоятеля и прихожан есть такое желание.

— Само понятие «суточный круг» говорит о том, что все время нашей жизни должно быть освящено молитвой, не так ли?

— Да, ведь в идеале мы призваны славить Бога постоянно, всей своей жизнью. И богослужения суточного круга помогают нам это понять. Девятый час, который читается перед вечерней, относится ко дню уходящему. А с вечерни, как мы уже сказали, в Церкви начинается следующий день. Это момент встречи, он говорит о непрерывности, нескончаемости славословия.

— Но ведь это совсем непросто — освоить все богослужения суточного круга. В храме нам часто бывает что-то непонятно: когда-то читают слишком быстро, когда-то слов песнопений не разобрать. Что может нам помочь?

— Часослов. Книга, содержащая все богослужения суточного круга. Когда-то он имелся в каждом православном доме, по нему детей учили церковнославянскому языку и одновременно знакомили с богослужением. А теперь Часослов почему-то уходит из нашего обихода. Меж тем, заранее прочитав те же часы дома по Часослову, вы лучше поймете их, увидите их красоту, их смысл и уже не будете скучать и томиться во время этой службы в храме.

Фото священника Макария Тагаева

Газета «Православная вера» № 9 (509)

Масленица, Пасха и Родительский день: даты главных православных праздников и постов на 2022 год


Публикуем календарь православных праздников, поминальных дней и постов на 2022 год.
6 января — 18 января.

Святки (святые дни). Святки — период между Рождественским сочельником и Крещением — длятся 12 дней. Традиция отмечать эти дни появилась в V веке в период Единой Церкви. Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы и люди поздравляли друг друга, ходили в гости, играли, веселились, пели, танцевали, колядовали, собирались семьями, дарили подарки. Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Также многие в это время гадали, хоть Церковь и выступала категорически против. Не изменились эти обычаи и сегодня.

14 января.

Обрезание Господне. Отмечается праздник на восьмой день после Рождества Христова по православной традиции. Церковь вспоминает евангельское событие, когда, согласно еврейскому закону, младенец Христос принял обрезание. Христиане считают, что это событие символизирует и доказывает человеческую сущность и природу Иисуса.

18 января.

Навечерие Богоявления Господня или Крещенский сочельник. Верующие придерживаются строгого поста. А некоторые и вовсе не едят вообще, пьют только немного воды — вплоть до того, как вечером в храме пропоют крещенский тропарь (особое праздничное песнопение). По времени это приблизительно совпадает с появлением на небе первой яркой звезды. Такое воздержание в пище и питье установлено Церковью в память о древней традиции: строго поститься перед принятием человеком святого крещения. В Навечерие Богоявления Господня в храмах проходят праздничные Богослужения. В ночь на Крещение совершается Великое водоосвящение.

19 января.

Богоявление, или Крещение Господне. Это христианский праздник, установленный в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Считается, что на Крещение вода приобретает целебные свойства, которые сохраняются в течение года. Любимой русской традицией на праздник является купание в проруби, ее придумали сами люди. Последние несколько десятков лет это самый популярный ритуал у россиян. Многие священнослужители считают, что к духовной жизни такая традиция не имеет никакого отношения, ведь это для многих не больше, чем просто развлечение.

14 февраля.

Неделя о Закхее-мытаре. Православные начинают готовиться к Великому посту. Они вспоминают евангельское повествования о мытаре Закхее.

15 февраля.

Сретение Господне. Этот двунадесятый непреходящий праздник установлен в память принесения во храм Христа Спасителя в 40 день после рождения для совершения установленной жертвы. В этот день верующие освящают в храмах свечи и хранят их весь год, сжигая по очереди во время домашней молитвы.

26 февраля.

Вселенская родительская суббота. День особого поминовения усопших.

28 февраля — 6 марта.

Масленица, или Сырная седмица. Масленица является не только одним из самых ожидаемым и любимым в народе праздником, но и одним из самых долгих. Его даты подвижны и зависят от Пасхи: Масленица начинается за 56 дней до христианского праздника.

6 марта.

Прощеное воскресенье. Это последнее воскресенье перед началом Великого поста перед светлым праздником Пасхи. Сразу за ним начинается 40-дневный строгий пост. Церковь призывает верующих перед тем как вступить в Великий пост со всеми помириться и всех простить.

7 марта — 23 апреля.

Великий пост является самым длительным и строгим в церковном календаре.

19 марта.

Вселенская родительская суббота 2-й недели Великого поста. День особого поминовения усопших.

26 марта.

Вселенская родительская суббота 3-й недели Великого поста. День особого поминовения усопших.

27 марта.

3-я неделя Великого поста, Крестопоклонная. В третье воскресенье Великого поста для поклонения верующим на середину храмов выносят Святой Крест. Делается это для того, чтобы напомнить о страдании и смерти Господней и укрепить людей к продолжению поста.

2 апреля.

Вселенская родительская суббота 4-й недели Великого поста. День особого поминовения усопших.

7 апреля.

Благовещение Пресвятой Богородицы. В этот день верующие вспоминают о возвещении архангелом Гавриилом Деве Марии о том, что она родит Сына предвечного Бога и спасёт людей от грехов их.

16 апреля.

Лазарева суббота (суббота 6-й седмицы Великого поста). Дата праздника зависит от того, в какой день празднуется Пасха. В Лазареву субботу Церковь воспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря через четыре дня после смерти. Также праздник именуют «малой Пасхой».

17 апреля.

Вербное воскресенье (вход Господень в Иерусалим). Праздник посвящен торжественному появлению Иисуса Христа в Иерусалиме накануне Его мученических страданий и смерти и отмечается за неделю до Пасхи, в шестое воскресенье Великого поста.

18 — 23 апреля.

Страстная неделя — последняя неделя Великого поста, которая предваряет один из главных христианских праздников — Пасху. Для православных верующих это самый важный период в году, знаменующий последние дни земной жизни Христа.

22 апреля.

Великая пятница. Страстная Пятница — христианский день скорби и траура, последний день земной жизни Иисуса Христа. Он приходится на пятый день последней недели Великого поста и посвящен памяти страданий на кресте и смерти Спасителя

24 апреля.

Светлое Христово Воскресение, Пасха. Один из самых великих религиозных праздников посвящён евангельской истории о чудесном воскрешении Сына Господнего Иисуса Христа из мёртвых.

1 мая.

Антипасха или Фомино воскресенье. С Фомина воскресенья в Церкви начинают венчания (их не совершали с Великого поста).

3 мая.

На девятый день после Пасхи православные христиане празднуют Радоницу. В этот день принято посещать кладбища и поминать усопших.

2 июня.

Вознесение Господне. Название праздника отражает суть события — это Вознесение на Небо Господа Иисуса Христа, завершение Его земного служения. Это событие празднуется на 40-й день после Пасхи.

11 июня.

Троицкая родительская суббота. День особого поминовения усопших.

12 июня.

День Святой Троицы, Пятидесятница. Один из наиболее почитаемых праздников христианского календаря, когда церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов на горе Синай на 50-й день от воскресения Христова и чествует Святую Троицу.

20 июня — 11 июля.

Петров пост. Он не имеет фиксированного количества дней. С какого числа он начинается ежегодно, зависит от даты, на которую в этом году выпала Пасха. Он не такой строгий, как Великий и Успенский. По словам священнослужителей, Петров пост относится к категории легких. Его устав примерно такой же, как у Рождественского. Из рациона исключают мясо, молочные продукты и яйца.

14 августа — 27 августа.

Успенский пост. Он связан с одним из важнейших событий христианской истории — Успением Пресвятой Богородицы. Согласно церковному преданию, в этот день Дева Мария окончила свое земное существование. Успенский пост — самый короткий в числе многодневных. Строгость трапезы остается такой же, как и в Великий пост.

19 августа.

Преображение Господне относится к двунадесятым праздникам. Отмечать его христиане начали с IV века. Считается, что Иисус в этот день явил ученикам свою божественную природу для того, чтобы в час испытаний они не дрогнули и не поколебались в своей вере. Это чудо показало, какое преображение ждет человека в Царствии Небесном. А церковь в этот день призывает прихожан к духовному преображению.

28 августа.

Успение Пресвятой Богородицы. Праздник отмечают в день смерти Пресвятой Марии. Также его еще именуют второй Пасхой. В этот день вспоминают окончание жизненного пути Пресвятой Девы Марии и ее вознесение на небеса.

21 сентября.

Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии — большой христианский праздник. В православии он относится к числу двунадесятых, то есть является одним из двенадцати важнейших после Пасхи праздников.

27 сентября.

Воздвижение Креста Господня. Праздник был установлен в связи с событиями IV века, когда святая царица Елена, мать императора Константина I, нашла в Иерусалиме величайшую христианскую святыню — крест, на котором был распят Иисус Христос. Этот день является днем строгого поста.

14 октября.

Покров Пресвятой Богородицы. Этот праздник установлен в память явления Богородицы в X веке во Влахернском храме в Константинополе. С тех пор это стало пониматься как знак покровительства Богородицы всем молящим и прибегающим к ее заступничеству.

5 ноября.

Дмитриевская родительская суббота. День особого поминовения усопших.

19 ноября.

Михайловская суббота. День особого поминовения усопших.

28 ноября — 6 января 2023 г.

Рождественский пост. Этот пост является последним в уходящем году и длится он 40 дней. Из рациона исключают мясо, молочные продукты и яйца.

4 декабря.

Введение во храм Пресвятой Богородицы — великий христианский праздник, который, согласно церковному преданию, установился, когда Марию, будущую Богоматерь родители торжественно ввели в Иерусалимский храм, исполняя обет посвятить своего ребенка Богу.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram https://t.me/u24ruu.

Пасха в православии в 2022 году

Пасхой именуется главное мероприятие в библейских событиях. Она означает Воскресение Иисуса Христа, а в православии считается «праздников праздник, торжеством из торжеств». Принято дату Пасхи высчитывать, исходя из даты весеннего равноденствия и следующего за ним первого полнолуния. Первое воскресенье после всех факторов и есть дата Пасхи.

В других религиях Пасха отмечается в разные даты – у кого-то раньше, а у кого-то позже. Но не важна сама дата, а важно духовное осмысление самого события, которое произошло во имя спасения людей. Иисус Христос после смерти смог воскреснуть и самостоятельно покинуть свой гроб – пещеру, закрытую камнем.

В 2022 году православная Пасха состоится 24 апреля.

Середина апреля – это средний диапазон, в котором может произойти Пасха. Она считается очень ранней, если отмечается в начале апреля, и поздней – если в первых числах мая.

На Пасху читают слово Иоанна Златоуста, в котором сказано, какая радость пришла всем – и бедным, и богатым, тем, кто воздерживался в пост, и нерадивым. Веселиться могут все, и наслаждаться «…пиршеством веры, пользоваться богатством благости».

«Никто пусть не плачет о грехах; ибо из гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти; ибо освободила нас смерть Спасителя».

Вместе с Пасхой миряне встречают надежду, которую дарует Христос после своего воскресения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]