Кто написал Символ веры и почему он не является молитвой


Апостольский Символ веры

Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли.

И в Иисуса Христа, Единственного Его Сына, Господа нашего, Который был зачат Святым Духом, рождён Девой Марией, страдал при Понтии Пилате, был распят, умер и был погребён, сошёл в ад, в третий день воскрес из мёртвых, восшёл на небеса и восседает одесную Бога Отца всемогущего и оттуда придёт судить живых и мёртвых.

Верую в Святого Духа, святую Вселенскую Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение тела, жизнь вечную. Аминь.

Никео-Константинопольский Символ веры

Верую во единого Бога, Отца всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого.

И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рождённого прежде всех веков, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу; через Которого всё сотворено. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и ставшего Человеком; распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день по Писаниям, восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, вновь грядущего со славою судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца.

И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего, Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через пророков.

И во единую Святую Вселенскую и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во отпущение грехов. Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь.

ВО ЧТО ВЕРУЮТ ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ

1 – Что такое Православная Церковь?

Почти две тысячи лет тому назад Иисус Христос, Сын Божий, пришел на землю и основал через Своих апостолов и учеников Церковь для спасения человека. В дальнейшем апостолы распространили Церковь и ее учение по всему миру; они основали ряд поместных Церквей, которые объединены верой, богослужением, участием в таинствах Святой Церкви. Церкви, основанные апостолами лично, включают Патриархаты Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский и Римский. Константинопольская Церковь была основана св.апостолом Андреем Первозванным, Александрийская – св.евангелистом Марком, Антиохийская – св.апостолом Павлом, Иерусалимская – свв.Павлом и Иаковым и Римская – свв.апостолами Петром и Павлом. В последующие годы, благодаря миссионерской деятельности первых Церквей, были созданы Церкви Синайская, Русская, Греческая, Сербская, Болгарская, Румынская и другие. Каждая из этих Церквей независима по своему управлению, но – за исключением Римской, которая окончательно отделилась от других в 1054 году, — все они связаны единством веры, учения, апостольского предания, таинств, богослужения. Все вместе они составляют Православную Церковь. Учение Церкви зиждется на двух источниках: Священном Писании и Священном Предании, причем Священное Писание является составной частью Священного Предания и должно толковаться в его рамках. Как написано в Евангелии от Иоанна, «многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин.21:25). Большая часть Христова учения, переданная апостолами в устной форме, дошла до нас через Священное Предание. Слово «православие» является переводом греческого слова, которое буквально означает «правильное учение» или «правильное поклонение», так как происходит от двух слов «правильный» и «учение» или «поклонение», а также «слава». Поскольку еще в раннехристианские времена стали множиться ложные учения и толкования, угрожая чистоте и правильности церковного учения, к последнему вполне логично стало применяться определение «православное». Православная Церковь тщательно оберегает истину от всевозможных ошибок и отклонений, чтобы защитить свое стадо и правильно славить Христа, Чьим Телом она является. В настоящее время преемниками ранней Церкви объявляет себя огромное количество религиозных группировок. Необходимо иметь критерий, при помощи которого можно было бы сравнить изначальную веру Церкви с учением, провозглашаемым этими группировками. Разумеется, мы все имеем право верить во что нам угодно. Но прежде чем сделать окончательный выбор, разумно выяснить, из чего можно выбирать. Мы надеемся, что краткий обзор нашей веры поможет Вам ознакомиться с тем христианством, которое было заложено и проповедано апостолами Иисуса Христа. Это и есть тот критерий истинности, которым должно руководствоваться при выборе среди различных христианских доктрин.

2 – БОГ ОТЕЦ

есть начало и причина Сына и Духа (Св.Василий Великий), но Единоначалие Отца не означает неравенство. Отец не был бы истинным Отцом, если бы не мог и не хотел в полноте Своей Любви сообщить Своей природы Сыну и Духу. Священное Писание открывает нам Единого Бога в трех Лицах – Отца, Сына и Святого Духа, изначально обладающих одной Божественной природой. От Отца рождается Сын «прежде всех веков», то есть прежде всякого времени (Пс. 2: 7; 2 Кор. 11: 31). От Отца же предвечно исходит Святой Дух (Ин.15: 26). Отец любит нас и послал Своего Сына, чтобы даровать нам вечную жизнь (Ин. 3: 16).

3 – ИИСУС ХРИСТОС

– Второе Лицо Пресвятой Троицы; Бог Сын, неразлучный с Отцом. Отец — в Сыне, и Сын- в Отце ( Ин. 10,38). Он стал человеком, и, таким образом, Он есть одновременно совершенный Бог и совершенный человек. Его пришествие на землю было заранее предсказано пророками в Ветхом Завете. Поскольку Иисус Христос занимает центральное место в христианской вере, Православная Церковь уделяет Его Личности особое внимание. Повторяя Никейский Символ веры, православные христиане утверждают свою веру в исторического Иисуса Христа в следующих словах: «Верую … во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшага с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и сидяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и метрвым, Его же Царствию не будет конца».

4 – СВЯТОЙ ДУХ

– одно из Лиц Пресвятой Троицы, единосущное Отцу. Православные христиане исповедуют свою веру в Святого Духа в следующих словах: «Верую… в Духа Святаго, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима…» Он был «обещан от Отца» (Деян. 1: 4) и затем послан Христом как дар Церкви, дабы последняя получила силу служить Богу (Деян. 1: 8); чтобы «излить любовь Божию в сердца наши» (Рим.5: 5) и сообщить нам духовные дары (1 Кор.12: 7-13) и добродетели (Гал.5: 22,23), необходимые для христианской жизни и свидетельства. Православные веруют в библейское обетование, что Святой Дух подается нам в таинстве миропомазания при крещении (Деян.2: 38). Мы должны возрастать в познании Святого Духа в течение всей нашей жизни.

5 – Воплощение

относится к пришествию Иисуса Христа во плоти. Извечный Сын Бога Отца принял на Себя человеческое естество. Он – единственное Божественное Лицо, обладающее всей полнотой Божественной природы, полученной Им от Бога Отца, и всей полнотой человеческой природы, заимствованной Им при Его пришествии на землю от Девы Марии. После воплощения Бог-Сын навсегда становится обладателем двух природ в одном Лице. Сын Божий, безграничный по Своему Божеству, добровольно наложил на Себя ограничение, восприняв человеческую плоть, пребывая в которой, Он испытал голод, жажду, усталость и, в конце, претерпел смерть. Воплощение – неотъемлемая часть христианства. В Новом Завете говорится: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога» (1 Ин.4: 3). Своим воплощением Сын Божий искупил от грехов человеческое естество, и спасение стало доступно всякому, кто соединяется с Ним в Его прославленном человечестве.

6 – Грех

буквально означает «промах». Как пишет апостол Павел, «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3: 23). Мы грешим, когда искажаем то доброе, что было даровано нам Богом, лишая себя того, что Он о нас замыслил. Наши грехи отделяют нас от Бога (Ис.59: 1-2), делая нас духовно мертвыми (Еф. 2: 1) Чтобы спасти нас, Сын Божий воспринял человеческую природу, и, будучи безгрешным, «осудил грех во плоти» (Рим. 8: 3). По своему милосердию, Бог прощает нам наши грехи, когда мы исповедуемся и отвращаемся от них, подавая нам силу преодолевать грех и побеждать зло в нашей жизни: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1: 9)

7 – Спасение

– Дар Божий, посредством которого люди освобождаются от греха и смерти, соединяются со Христом и приводятся в Его вечное Царство. Слышавшие проповедь апостола Петра в день Пятидесятницы спрашивали, что им нужно сделать, чтобы спастись? Петр отвечал: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов: и получите дар Святого духа» (Деян. 2: 38). Спасение начинается со следующих трех шагов: 1) покаяние; 2) принятие крещения; 3) получение даров Святого Духа. Покаяться означает изменить наш ум по сравнению с тем, чем мы были раньше, отвратиться от греха и вручить свою жизнь Христу. Принять крещение означает родиться заново, соединившись со Христом. Наконец, получить дар Святого Духа означает получить Самого Духа, Который дает нам возможность восстановить в себе образ Божий. Для спасения необходима вера в Иисуса Христа. Люди не могут спастись своими добрым делами. Спасение – это «вера, действующая любовью». Это процесс, который должен длиться непрерывно всю нашу жизнь. Спасение уже совершилось в прошлом, поскольку мы спасены через смерть и Воскресение Христа. Оно совершается в настоящем, ибо мы спасаемся активным участием в жизни Церкви через веру в единении со Христом силою Святого Духа. Спасение нас еще ожидает в будущем, так как мы должны быть спасены при Втором Пришествии Иисуса Христа во славе.

8 – Крещение

– это способ, посредством которого человек реально соединяется со Христом. Путь к спасению начинается в водах крестильной купели. Апостол Павел в Послании к Римлянам (6: 1-6) учит, что в крещении мы соединяемся со Христом подобием Его смерти и воскресения. В крещении прощаются все наши прошлые грехи и, соединившись со Христом, мы получаем силы жить обновленной, святой жизнью. В Православной Церкви крещение совершается полным погружением. В наше время некоторые считают крещение лишь «внешним знаком» веры во Христа. Это мнение не имеет под собой ни исторического, ни библейского основания. Другие сводят его к простому исполнению Христовых заповедей (см. Мф.28: 19-20). Третьи, полностью игнорируя Священное Писание, отвергают крещение как жизненный фактор, необходимый для спасения. Православие утверждает, что эти современные измышления обкрадывают искренних людей, лишая их важнейшего знания о том, что нам дает крещение: а именно, что в крещении мы соединяемся со Христом и становимся членами Его Церкви.

9 – Новое рождение

– обретение новой жизни. Это способ, позволяющий войти в Царство Божие и Его Церковь. Иисус Христос сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3: 5). От самого своего основания Церковь учила, что под «водой» здесь подразумевается вода Крещения, а под «Духом» – Святой Дух. Новое рождение происходит с нами в крестильной воде, где мы погребаемся вместе со Христом и затем вместе с Ним воскресаем в обновление Его Воскресения, соединяясь с Ним в Его прославленном является естестве (Деян.2: 28; Рим.6: 3-4). Идея второго рождения как религиозного опыта, не связанного с крещением, возникла сравнительно недавно и не имеет под собой библейского основания.

10 – Оправдание

– слово, которое употребляется в Священном Писании для выражения той истины, что мы прощены во Христе и, на самом деле, соделались праведными в нашей жизни. Оправдание не дается раз и навсегда, оно не дает гарантии вечного спасения и находится в зависимости от того, насколько греховной или праведной будет жизнь человека в последующем. Это ни в коем случае не юридический акт, превращающий неправедного человека в праведника. Наоборот, оправдание – это, скорее, динамичная, каждодневная реальность для тех, кто следует за Христом, старается активно вести праведную жизнь при содействии Божией благодати, даруемой всем, кто верует в Спасителя.

11 – Освящение

– это особое выделение кого-либо или чего-либо Богом и для Бога. Оно включает нас в процесс очищения и делает нас святыми через посредство Иисуса Христа во Святом Духе. Мы призваны быть святыми и возрастать в подобие Христа. Получив дар Святого Духа, мы активно участвуем в освящении. Мы являемся соработниками Бога, мы трудимся вместе с Ним, ради того, чтобы познать Его, став по благодати тем, чем Он является по природе.

12 – Библия

– богодухновенное Слово Божие (2 Тим.3: 16), главная часть Божественного откровения роду человеческому. Ветхий Завет излагает историю этого откровения от Сотворения мира до пророков. Новый Завет повествует о рождении и жизни Иисуса Христа и содержит писания Его апостолов. Он включает первоначальное церковное апостольское учение. Хотя эти писания читались в церквах с момента своего появления, самые ранние перечни всех новозаветных книг, совпадающие с известным нам на сегодняшний день, были обнаружены в 33-м правиле поместного собора, происходившего в Карфагене в 318 году, и в отрывке из Праздничного послания св. Афанасия Александрийского 367 года. Оба источника перечисляют все без исключения книги Нового Завета. Поместный собор, состоявшийся, по-видимому, в Риме в 382 году, установил полный список канонических книг как Ветхого, так и Нового Заветов. Священное Писание является основой православного богослужения и благочестия.

13 – Богослужение

должно включать в себя восхваление, прославление и благодарение Бога – Отца, Сына и Святого Духа. Все человечество призвано поклоняться Богу. Поклонение Богу – это нечто большее, чем созерцание природы, или слушание проповедей, или пение гимнов. Бог может познаваться через Его творение, но это еще не составляет Богопочитания. И как бы ни были полезны проповеди, они никоим образом не могут заменить собой богослужение. Самым важным в православном богослужении является соборное восхваление, благодарение и прославление Бога Церковью. Это поклонение совершается в тесном общении с Богом за Его святой Трапезой. В одном из богослужебных текстов говорится: «Тебе подобает слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Православное богослужение, за которым мы в своем поклонении соединяемся с небожителями, реально приобщает нас к вечному Царству Бога, ко времени будущего века. Мы поистине являемся свидетелями и участниками исполнения всего во Христе, наполняющем все во всем.

14 – Евхаристия

означает «благодарение», и еще в ранние христианские времена это слова стало синонимом Святого Причастия. Евхаристия – центральный момент богослужения в Православной Церкви. Поскольку Иисус Христос сказал о хлебе и вине, преподанных Им на Тайной Вечере: «Сие есть Тело Мое, Сия есть Кровь Моя. Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22: 19-20), Его последователи верят, что так оно и есть на самом деле. В Евхаристии мы таинственным образом приобщаемся Телу и Крови Христовым, которые сообщают нам силу и жизнь. Совершение Евхаристии с самого начала было обязательной составной частью церковной жизни. Ранние христиане называли Евхаристию «эликсиром вечности», так как они ощущали огромную благодать Божию, подаваемую в ней.

15 – Литургия

– этот термин используется для описания определенной формы церковного общественного богослужения. Происходит от греческого слова, означающего «общее дело». Всюду, где в Библии упоминается о небесном Богопочитании, употребляется это слово. В Ветхом Завете Бог повелел совершать литургию, или богослужение по определенному образцу. Этот образец подробно описан в Книгах Моисеевых Исход и Левит. В Новом Завете мы видим, как Церковь использует богослужение ветхозаветного Израиля, совершавшееся в синагогах и в Храме, обогатив его новым опытом – опытом исполнения ветхозаветных пророчеств о Христе. Православное богослужение, развивавшееся на протяжении многих веков, все еще во многом сохраняет древнюю форму. Главные элементы литургии включают в себя песнопения, чтение и проповедь Евангелия, молитвы и собственно Евхаристию. Для православных выражения «Литургия» и «Божественная Литургия» соотносятся с евхаристическим каноном, установленным Самим Христом на Тайной Вечере.

16 – Общение святых

– Когда христиане покидают мир сей, они продолжают оставаться живой частью Церкви, которая есть Тело Христово. Они живы в Господе и «записаны на небесах» (Евр.12; 23). Они поклоняются Богу (Откр.4: 10) и населяют Его небесные обители (Евр.12: 22). Они образуют огромное «облако свидетелей», окружающее нас, и мы стараемся подражать им в прохождении «предлежащего нам поприща» (Евр.12: 1). Отвергать или игнорировать наличие общения святых значит отрицать, что все, кто умер во Христе, продолжают оставаться членами Его Святой Церкви.

17 – Исповедь

– открытое признание своих грехов перед Богом и людьми. Святой апостол Иаков призывает нас исповедовать свои грехи по отношению к Богу перед старейшинами , или, как они называются в настоящее время, перед священниками (Иак.5: 16). Мы можем также исповедовать свои грехи непосредственно перед Богом (1 Ин.1: 9). Православная Церковь всегда следовала новозаветной практике исповеди, как перед священником, так и личной исповеди перед Богом. Исповедь – одна из важнейших составных частей покаяния, дающая нам уверенность в том, что даже наши самые худшие грехи действительно могут быть прощены. Это также мощное средство, помогающее преодолевать грехи.

18 – Дисциплина

необходима для охранения в Церкви чистоты и святости и призвана понуждать к покаянию тех, кто не послушал увещаний братьев и сестер во Христе оставить свои грехи. Церковная дисциплина, в основном, использует отлучение от Святого Причастия. В Новом Завете рассказывается, как апостол Павел наложил наказание (отлучение от причастия) на нераскаявшегося человека, вступившего в недозволенные отношения с женой своего отца (1 Кор.5: 1-5). Апостол Иоанн предостерегал, чтобы мы не принимали в свои дома тех, кто по своей воле отвергает истину Христову (2 Ин. 1: 9-10). На протяжении всей своей истории Православная Церковь применяла дисциплинарные наказания (проявляя при этом там, где нужно, милосердие) не просто ради самого наказания, но всегда с целью вызвать необходимое изменение ума и сердца и помочь народу Божьему жить святой, чистой жизнью.

19 – Пресвятая Дева Мария

называется Богородицей или Божией Матерью, потому что Она носила в своей утробе и родила Сына Божьего, и именно от Нее Он воспринял человеческое естество. Елизавете, матери Иоанна Крестителя, дано было провидеть это, когда она назвала Марию «Матерь Господа моего» (Лк.1: 43). Сама Мария сказала о себе: «Будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1: 48). Поэтому и мы, православные, называем Ее благословенной. Мария жила чистой, святой жизнью, и мы чтим Ее как образец святости, первую из искупленных и спасенных, как Мать нового человечества, явленного в Лице Ее Сына. Православным непонятно, почему многие христиане, принадлежащие к другим конфессиям и утверждающие, что они верят в Библию, не называют Марию благословенной и не почитают Ту, что носила во чреве и питала Божьего Сына, Его человеческую плоть.

20 – Молитвы святым

общеупотребительны в Православной Церкви. Почему? Да потому, что физическая смерть не является для христианина поражением и концом всего. Это славный переход в иной мир – на небеса. После своей смерти христианин не перестает быть членом Церкви. И нельзя также сказать, что он остается в стороне, в бездействии, до дня Страшного суда. Истинная Церковь состоит их тех, кто пребывает во Христе – будь то на небе или на земле. Членство в ней не ограничивается лишь живущими на земле. Те, кто пребывает во Христе, будучи на небесах, живы, находятся в общении с Богом, поклоняются Ему, составляя часть единого Тела Христова. Они усердно молятся Богу за всех членов Церкви и, быть может, воистину – за весь мир (Еф.6: 8; Откр.8: 3). Поэтому мы обращаемся с молитвами к святым, покинувшим мир сей, просим их молиться за нас так же, как мы просим об этом ныне живущих наших друзей-христиан.

21 – Апостольское преемство

(или апостольская преемственность) Является одним из ключевых пунктов вероучения, начиная со второго столетия; это не просто догма, а важнейшее условие сохранения истинной веры. В то время на историческую сцену выступили некие лжеучители, утверждавшие, что они являются авторитетными представителями христианской Церкви. Заявляя о власти, якобы полученной ими от Бога, на основании явленных им откровений, некоторые из них выстраивали даже преемственные линии, восходящие от них ко Христу или к апостолам. В ответ на это ранняя Церковь утверждала, что существует законное апостольское преемство, передаваемое из поколения в поколение путем рукоположения. Церковь зафиксировала преемственность, показав, как священство рукополагалось преемниками апостолов, избранных Самим Христом. Апостольское преемство – обязательный фактор в сохранении христианского единства. Состоящие в нем ответственны за то, чтобы церковное учение и практика сохранялись в согласии с основами, заложенными апостолами. Чье-то личное убеждение в правильности какого-либо учения не может рассматриваться как доказательство его истинности. В наше время понятие апостольского преемства критикуют те, кто стоит вне его, считая себя единственными истинными последователями ранней Церкви. Огромное количество существующих в мире деноминаций, отпавших от истинного древа Христова, в большей мере имеет своим источником отрицание апостольского преемства.

22 – Соборы Церкви

В ранней Церкви имел место серьезный конфликт в связи с утверждением некоторых законников о необходимости соблюдения христианами иудейских законов для получения спасения (Деян.15: 1). «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» (Деян.15: 6). Это собрание, состоявшееся в Иерусалиме, послужило образцом для последующих соборов, созывавшихся для решения назревших проблем. На протяжении многих столетий церковной истории состоялись сотни таких соборов – поместных и региональных, среди которых особое место занимают семь соборов, названных Вселенскими, то есть относящимися ко всей Церкви. Поскольку, по убеждению православных, через эти соборы говорил Сам Бог, они служат для Православной Церкви авторитетом в вопросах веры и церковной практики.

23 – Символ веры

С самого начала в Церкви существовали «символы веры» – не как формальные, академические церковные постановления, а как живые свидетельства-исповедания основных истин христианской веры. Такие исповедания веры можно найти уже на страницах Нового Завета. Так, апостол Павел цитирует некий символ веры, чтобы напомнить Тимофею, что «Бог явился во плоти» (1 Тим.3: 16). В дальнейшем символы веры утверждались на церковных соборах; обычно это делалось для того, чтобы четко сформулировать истину перед лицом угрожавших ей ересей. Самым важным для христианства является, так называемый, Никео-Цареградские символ веры, принятый на первых двух Вселенских соборах в IV в. Составленный в разгар споров, которые велись не на жизнь, а на смерть, он заключает в себе всю сущность новозаветного учения о Святой Троице, сохранив эту животворящую истину от посягательств тех, кто хотел изменить саму природу Бога и низвести Иисуса Христа до уровня твари вместо воплотившегося Бога. Символы веры дают точное истолкование Писания вопреки тем, кто хотел его исказить в поддержку собственных религиозных воззрений. Повторяемый за многими церковными службами Никео-Цареградский символ веры постоянно напоминает православному человеку, во что он, будучи членом Церкви, верует лично, придерживаясь в то же время веры предков.

24 – Духовные дары

Когда юная Церковь только еще вставала на ноги, Бог излил на апостолов и их последователей Своего Духа Святого, наделив их духовными дарами для созидания Церкви и служения друг другу. В особые дары Святого Духа, упоминаемые в Новом Завете, входят дар мудрости и разумения, дар учительства, дар пророчества, дар различения духов, дар языков, дар толкования языков, дар служения, дар пастырства и управления, дар чудес. Православной Церковью признаются и другие духовные дары. Степень необходимости в тех или иных дарах со временем меняется . Дары Св. Духа более всего очевидны в литургической и сакраментальной жизни Церкви.

25 – Второе Пришествие

Среди бытующих ныне разнообразных воззрений в различных уголках христианского мира относительно Второго Пришествия Христа вера Православной Церкви является фундаментальной. Православные христиане с уверенностью исповедуют, что Иисус Христос «придет судить живых и мертвых», и что «Его Царству не будут конца» . Православные проповедники не пытаются предсказать времена и сроки Второго Пришествия (этого никому не дано знать), но учат православных жить так, чтобы они спокойно могли дать ответ перед Господом, когда Он придет (1 Ин. 2: 28).

26 – Небеса

– место, где находится Престол Божий, вне времени и пространства. Здесь обитают и Божие ангелы, а также святые, покинувшие сей мир. Мы молимся: «Отче наш, Иже еси на небесех…».Хотя христиане живут в этом мире, они принадлежат к небесному царству, и это царство есть истинный дом. Но понятие небес относится не только к будущему веку. Нельзя также сказать, что это некое место, удаленное от нас на миллиарды световых лет. Небеса – для православных – являются реальной частью христианской жизни и богослужения. Евхаристия – это небесное богослужение, небо на земле. Апостол Павел учит, что мы со Христом вознесены в небесные обители (Еф.2:6), «сограждане святым и свои Богу» (Еф.2:19) А в конце времен будут явлены новые небо и новая земля (Откр.21:1)

27 – Ад

сколь бы он ни был непопулярен среди современных людей, на самом деле реально существует. Православная Церковь понимает ад как место вечных мучений для тех, кто добровольно отверг Божью благодать. Господь сказал однажды: «Если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк.9: 43-44). Он обращался к религиозным фарисеям с вопросом: «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?» (Мф.23:33). И отвечал: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин.3:17). Когда-нибудь наступит день Страшного суда, и для тех, кто ожесточил свое сердце против Бога, отведено специальное место. Воистину имеет большое значение, как мы проживем нашу жизнь. Те, кто по своей доброй воле отвергают благодать и милосердие Божие, должны будут вечно нести последствия такого выбора.

www.dorogadomoj.com

Афанасьевский Символ веры

Всякий, желающий спастись, должен прежде всего иметь католическую христианскую веру. Тот, кто не хранит эту веру в целости и чистоте, несомненно обречен на вечную погибель.

Католическая же вера заключается в том, что мы поклоняемся единому Богу в Триединстве и Триединству в Едином Божестве, не смешивая Ипостаси и не разделяя Сущность Божества.

Ибо одна Ипостась Божества — Отец, другая — Сын, третья же — Дух Святой. Но Божество — Отец, Сын и Святой Дух — едино, слава одинакова, величие вечно. Каков Отец, таков же и Сын, и таков же Дух Святой.

Отец несотворен, Сын несотворен, и Дух несотворен. Отец непостижим, Сын непостижим, и Святой Дух непостижим. Отец вечен, Сын вечен, и Святой Дух вечен. И все же они являются не тремя вечными, но единым Вечным. Равно как не существует трех Несотворенных и трех Непостижимых, но один Несотворенный и один Непостижимый.

Таким же образом, Отец всемогущ, Сын всемогущ и Святой Дух всемогущ. Но все же не трое Всемогущих, но один Всемогущий.

Так же Отец есть Бог, Сын есть Бог и Святой Дух есть Бог. Хотя они являются не тремя Богами, но одним Богом.

Точно так же, Отец есть Господь, Сын есть Господь и Святой Дух есть Господь. И все же существуют не три Господа, но один Господь. Ибо подобно тому, как христианская истина побуждает нас признать каждую Ипостась Богом и Господом, так и католическая вера запрещает нам говорить, что существует три Бога, или три Господа.

Отец является несозданным, несотворенным и нерожденным. Сын происходит только от Отца, Он не создан и не сотворен, но порожден. Святой Дух происходит от Отца и от Сына, Он не создан, не сотворен, не рожден, но исходит.

Итак, существует один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына, один Святой Дух, а не три Святых Духа. И в этом Триединстве никто не является ни первым, ни последующим, равно как никто не больше и не меньше других, но все три Ипостаси одинаково вечны и равны между собою.

И так во всем, как было сказано выше, надлежит поклоняться Единству в Триединстве и Триединству в Единстве. И всякий, кто желает обрести спасение, должен так рассуждать о Троице.

Кроме того, для вечного спасения необходимо твердо веровать в воплощение нашего Господа Иисуса Христа.

Ибо праведная вера заключается в том, что мы веруем и исповедуем нашего Господа Иисуса Христа Сыном Божиим, Богом и Человеком. Богом от Сути Отца, порожденным прежде всех веков; и Человеком, от естества Матери Своей рожденным в должное время.

Совершенным Богом и совершенным Человеком, обладающим разумною Душою и человеческим Телом. Равным Отцу по Божественности, и подчиненным Отцу по Своей человеческой сущности.

Который, хотя и является Богом и Человеком, при этом является не двумя, но единым Христом. Единым не потому, что человеческая сущность превратилась в Бога. Полностью Единым не потому, что сущности смешались, но по причине единства Ипостаси.

Ибо как разумная душа и плоть есть один человек, так же Бог и Человек есть один Христос, Который пострадал ради нашего спасения, сошел в ад, воскрес из мертвых в третий день; Он вознесся на небеса, Он восседает одесную Отца, Бога Всемогущего, откуда Он придет судить живых и мертвых.

При Его пришествии все люди вновь воскреснут телесно, и дадут отчет о своих деяниях. И творившие добро войдут в жизнь вечную. Совершавшие же зло идут в вечный огонь.

Это — католическая вера. Тот, кто искренне и твердо не верует в это, не может обрести спасения. Аминь.

Католический Символ веры: текст, особенности, сходства и отличия с православным

Конфликт между Западной и Восточной христианскими церквями берет свое начало в IX столетии. В то время во главе восточных христиан стоял Фотий, а на папском престоле пребывал Николай I.

Официальными причинами для конфликта являлись вопросы о законности избрания Фотия патриархом.

Однако многие историки полагают, что истинной подоплекой стали политические интересы папства на Балканских землях.

Окончательный раскол христианских церквей произошел в 1054 году. Периодически обе стороны предпринимали попытки к преодолению его последствий, но безуспешно. Хотя взаимные анафемы и потеряли свою актуальность в 1965 году, поскольку были сняты как Вселенским Патриархом Афинагором, так и Папой римским Павлом VI, воссоединения христиан так и не случилось.

Каждая из церквей считает себя «единой святой, кафолической и апостольской». Разумеется, каждая из них несет людям собственный Символ веры. В это понятие входит не только внешний вид распятия или же манера оформления церковных залов, его суть гораздо глубже.

Чем является Символ веры?

Символ веры, католический и православный, это совокупность главных религиозных догматов, образующая стержневую систему учения в целом. Иными словами, в христианстве под данным термином понимается краткое изложение обязательных и неизменных истин, не подлежащих оспариванию или сомнениям. Соответственно, этот термин в своей сути схож с понятием аксиомы.

Символ веры – понятие во многом схожее с Соборными изложениями, однако, оно обособлено от этих церковных документов. Соборные вероизложения подразумевают под собой результат труда присутствующих на них первосвященников. Первичные же догматы вероисповедания лежат в основе работы всех, когда-либо имевших место быть, Соборов.

Также Символом веры является и текст особой молитвы, появившейся в IV столетии и ставшей результатом работы двух Вселенских Соборов. В этом молении выражены все непреложные для христиан истины, именно поэтому оно так и называется. Иными словами, данная молитва перечисляет имеющиеся в религии Символы веры.

Как появилось это понятие?

Символ веры – термин западный. Впервые он упоминается в текстах испанского епископа и богослова Амвросия Медиоланского, который крестил Августина Аврелия. Епископ использовал данное выражение в своем послании, обращенном к занимавшему в то время папский престол Сирицию I.

В восточной христианской традиции принято другое понятие – учения или же исповедания веры. Однако многие богословы, в том числе и относящиеся к ортодоксальной церкви, полагают, что оба термина должны быть в употреблении, поскольку не противоречат один другому. Понятия не являются и полностью аналогичными.

С течением времени, при выделении некоторых церковных учений, к примеру, англиканского, понятие Символа веры расширялось.

Сегодня существует несколько догматов вероучений, однако в основе каждого из них лежат Символы, озвученные учениками Христа, апостолами. Однако, сформулирован Апостольский Символ веры был лишь во втором столетии.

Он выступил противовесом распространяющимся идеям докетизма и составлен был на основе катехизиса, используемого при свершении таинства крещения в то время.

Символ веры в католицизме

Для человека, не относящего себя ни к одной из христианских конфессий, очевидны внешние различия между католицизмом и православием. Однако, не только в них заключается разница между ортодоксальной и западной традициями. К примеру, католический Символ веры текст молитвы, его выражающей, имеет совершенно другой.

Католическая молитва, выражающая основные истины христианства, называется Credo. В переводе с латыни это означает «верю».

Молитва эта является ординарной частью мессы, и услышать католический Символ веры на русском языке можно посетив воскресное служение в любом из храмов, где практикуются чтения не только на латыни.

К примеру, в Москве можно сходить на мессу в собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской улице. Русский вариант текста этой молитвы также представлен на иллюстрации.

В основе Credo лежит Никео-Константинопольский Символ вероучения. Наряду с ним в католичестве признается Афанасьевский Символ веры. Он был составлен Афанасием Великим в четвертом столетии и насчитывает сорок параграфов. Читается этот католический Символ веры на праздновании Троицы.

В чем основное отличие между православным и католическим учениями?

Отличий между католицизмом и ортодоксальной религиозной традицией очень много. Помимо тех, которые очевидны внешне, имеются и более глубокие, касающиеся непосредственно религиозного мировоззрения.

К примеру, католический Символ веры, как совокупность непреложных истин, включает понятие о чистилище.

Последователи латинского обряда верят не только в Рай и Ад, но и в наличие на Небесах особого места, в котором оказываются души людей, не достаточно праведно проведших жизнь, но и не имеющие страшных прегрешений.

То есть, в этом месте оказываются души, нуждающиеся в очищении, перед тем как они будут допущены в Царствие Небесное.

Те, кто придерживается ортодоксальных христианских традиций, совершенно иначе представляют себе путь души после окончания земной жизни. В православии имеется понятие Ада и Рая, а также мытарств, через которые проходит дух человека до воссоединения со Всевышним или же погружения в вечные муки.

Источник: //labuda.blog/197998

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]