- Доклады
- Разные
- Храмы России
Как любая религия христианство имеет специальные места, где верующие могут собраться вместе, совершать богослужения, молитвы, совершаются обряды, принятые религией. Храм – это прежде всего культурное сооружение, которые стали возводить на Руси после крещения, совершённое в 988 году по приказу князя Владимира.
Благодаря этому появился стиль русского храмового зодчества. Это стиль постройки и оформления русских храмов. На данный момент в России существует большое множество храмов, где каждый по-своему уникален и красив. Название храмов посвящены какому-либо событию, обозначенному в библии или святом писании как великое благо или православному святому или иконе, благодаря которой и был построен храм или собор. Рассмотрим несколько примеров:
Успенский собор в городе Владимир. Это белокаменный храм, сохранившийся с времён Татаро-монгольского ига. Он имеет колокольню и три золотых купола.
Собор Василия Блаженного в Москве. Собор находится в самом центре Москвы и был построен по приказу Ивана 4 (Грозного). А честь взятия многих городов царем. На данный момент храм является символом города и России в целом. Его купала не покрыты золотом, как многие другие храмы в стране, а сделаны в форме луковицы и разукрашены в два цвета каждый. При этом ни один купол в храме не повторяется. О постройке храма ходят легенды, ведь зодчие архитекторы менялись несколько раз.
Церковь покрова на Нерли предстает как классический вариант храма 10 века. Построена она была в 1165 года на берегу реки Нерли. В оформлении храма не присутствует ярких и пафосных деталей. Стены его побелены, а купол темно-серого цвета. По его внешнему виду сразу ясно, что люди приходили в это место молится и отдыхать душой. Этот храм прекрасно сочетается с окружающей природой.
Русские храмы способны удивлять своей красотой и масштабностью. Но при большом разнообразии архитектурных построек православных христиан они все несут в себе единую цель – обрести место для отображения любви и благодарности богу, а так же для осуществления молитв и обрядов.
Сообщение 2
Храм как центр церковного существования появился давно. Именно красота и богатство храма, куда приехал князь Владимир, выбирая веру, и послужили толчком. Князю очень понравилось само служение, величие и пышность.
После Крещения Руси уже на следующий год и в Киеве стали строить первую церковь. По приказу князя Владимира ее назвали «Пресвятой богородицы». Уже в те времена было принято жертвовать на храмы, кто что может. Поэтому князь чтобы подать пример жертвует церкви «десятину», с тех пор ее иногда называют «Десятинная церковь». К сожалению, церковь разрушили монголо-татары, и она так простояла до девятнадцатого века. Храм Успения Пресвятой Богородицы не просто первая церковь, поставленная на Руси, она послужила еще и примером архитектурного строительства для остальных храмов и монастырей, которые впоследствии строились.
С тех самых пор строить храмы было делом почетным и первостепенным. Первое что появлялось на месте будущего поселения это Храм. Его строили всегда на видном месте. Благодаря трепетному отношению к храмостроительству появилось много памятников-храмов. Это настоящие шедевры архитектурного искусства.
Позже появилась в Дядькове церковь «Неопалимая Купина». Такого второго храма не существует. Дело в том, что иконостас сделан полностью из хрусталя. И хотя в революционные годы он был разрушен, его попытались восстановить в 90 годах.
Древними и уникальными считаются храмы Архыза. Так же на северном Кавказе была обнаружена первая крещальня.
Самыми древними считаются церкви, построенные еще до нашествия татаро-монгол. Во Владимирской области Церковь Покрова на Нерли, там же Собор Рождества Богородицы Свято-Боголюбского монастыря именно здесь был убит Андрей Боголюбский. В городе Владимире стоит Успенский собор, а знаменит он тем, что в нем находятся фрески, которые расписывал сам Рублев. Дмитриевский собор, возведенный в 12 веке в честь великомученика Дмитрия Солунского.
Это еще не все древние храмы, находящиеся на Руси их много, к сожалению, не все дожили до сегодняшнего дня. Многие пришлось восстанавливать по чертежам и эскизам. О храмах можно рассказывать долго. Русский народ искренне почитает святых и великомучеников. Народ посещает храмы не только молиться и любоваться красотой православных храмов, но и благодарить святых за помощь.
4, 5, 6, 8 класс
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Вечерком
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Храмы России — фотографии и краткое описание
Подборка достояния России, самые красивые храмы РФ
Кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы город Ростов-на-Дону.
Храм построен по типовому проекту архитектора К. А. Тона и внешне очень схож с другими его храмами, построенными по его проектам: храмом Христа Спасителя в Москве и несохранившимися до наших дней Введенским храмом Семеновского полка в Санкт-Петербурге и Святодуховским кафедральным собором в Петрозаводске. Но говорить о том, что один является копией другого – неправильно.
Кроме того, в 1887 г. по проекту войскового архитектора-инженера А. А. Кампиони и художника-архитектора Д. В. Лебедева с его западной стороны, была воздвигнута четырехъярусная колокольня с церковью Святого Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских и звонницей, высотой 75 метров. Благовест ее 10-тонного колокола слышен на 42 версты по Задонью.
Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге, храм воинской славы, одно из великолепнейших храмовых сооружений Санкт-Петербурга.
Главный фасад собора выходит на Невский проспект и формирует неповторимый облик главной магистрали города. Здание храма, задуманное архитектором А.Н. Воронихиным, несёт в себе черты европейской классической архитектуры, в частности, собора Святого Петра в Риме, и в то же время здесь явно прослеживается русский архитектурный стиль с элементами эклектики и классицизма. Собор поражает своей гигантской, слегка изгибающейся колоннадой, которая состоит из 96 тринадцатиметровых колонн коринфского ордера. Эти огромные колонны составлены из блоков камня, привезённого со специальных каменоломен в Гатчине, пригороде Санкт-Петербурга. А во внешнем оформлении собора имеются живописные рельефы и статуи.
Храм Христа Спасителя в Москве
Самый известный и самый главный собор страны.
Его воссоздали в 1990-х годах на месте одноимённого храма, созданного в XIX веке. Храм высотой в 105 метров построен в русско-византийском стиле. Купола собора изготовлены из нержавеющей стали и покрыты тонким слоем золота, а для защиты от атмосферных явлений были также покрыты слоем алмазной пыли. В храме имеются 12 наружных дверей, отлитых из бронзы. В арках и нишах храма помещены многочисленные фигуры святых. В настоящее время храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси.
Богоявленский кафедральный собор в Елохове (Москва)
Был построен в 1837 году по проекту архитектора Е.Д.Тюрина. Здание выстроено в стиле классицизма и увенчано пятью куполами на световых барабанах, составляющими главное украшение храма. На большой центральной ротонде высокие полукруглые окна с изящными росписи поверху, которые разделены парными колоннами. Венчает храм огромный золотой купол с маленькой главкой наверху. Боковые входы в храм – очень большие, разделенные колоннами на три части; сверху расположены полукруглые окна. Всходы обрамлены широкими парными пилястрами. В 1930 году храм стал патриаршим собором. Богоявленский кафедральный собор является сердцем духовной жизни православной России последних 60-ти лет. Он никогда не закрывался.
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (Истра)
Уникальное храмовое сооружение, как по сложности, так и по красоте, построенное в 1658-1685 гг..
Собор был задуман как копия храма Гроба Господня в Иерусалиме, но при постройке получилось не точное повторение первообраза, а скорее его художественное преображение. Собор состоит из нескольких частей: в центре – четырехстолпный храм Воскресения, с запада от него – перекрытая высоким шатром ротонда с часовней Гроба Господня, с востока – подземная церковь св. Константина и Елены, а также сохранившиеся фрагменты колокольни.
Успенский собор во Владимире
Кафедральный православный храм Владимирской епархии на Соборной площади города Владимира.
Успенский собор – прекраснейшее архитектурное сооружение Древней Руси, уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества домонгольского времени. По его образцу итальянский зодчий Аристотель Фиораванти строил Успенский собор Московского кремля. В Успенском соборе хранятся образцы искусства лучших художников разных времен от безымянных изографов середины 12 столетия и до гениального Андрея Рублева и мастеров 17-18 веков.
Благовещенский собор Казанского кремля (Казань)
Входит в число древнейших и интереснейших памятников русского церковного зодчества.
Закладку деревянной церкви на месте будущего собора возводят к деяниям царя Ивана Грозного. Собор относят к псковской школе русского зодчества. В этот период мастерам Постнику Яковлеву и Ивану Ширяю было поручено отправиться в Казань для построения нового каменного города (кремля). Главы собора имели первоначально полукруглую форму, но в 1736 году были переделаны. Четыре главы стали луковичными, средняя глава собора была устроена в стиле украинского барокко, покрыта медью и вызолочена. Благовещенский собор в Казанском Кремле Он остается самым древним сооружением в ансамбле Кремля.
Софийский собор в Великом Новгороде
Замечательный памятник архитектуры, который вобрал в себя не только черты русского, но и зарубежного зодчества.
Так, западный вход Софийского собора украшают знаменитые Маглебурские врата XII века. Предание говорит, что это военный трофей, добытый новгородцами при взятии шведской столицы Сигтуны в 1187 году. Есть и Корсунские врата XI века византийской работы, ведущие в Рождественский предел. В годы Великой Отечественной войны собор был разрушен, но формы свои сохранил. В настоящее время он почти такой же, каким был в XI веке. Это пятинефный крестово-купольный храм с тремя апсидами.
Никольский морской собор в Санкт-Петербурге
Красивый храм в стиле елизаветинского барокко, расположенный на Никольской площади.
Он был построен в период с 1753 по 1762 год (архитектор С. И. Чевакинский) на морском полковом дворе на месте деревянного храма, вмещает около пяти тысяч человек. Рядом с собором стоит четырёхъярусная, завершенная высоким шпилем колокольня. Величественное здание Никольского морского собора украшено коринфскими колоннами, собранными в пучки, лепными наличниками, широким антаблементом и увенчано золочёным пятиглавием. Богатую пластику фасада дополняют балконы с узорными коваными решётками. При освящении собор назван морским, так как в нём отмечались победы российского флота.
Владимирский собор в Санкт-Петербурге посвящён Владимирской иконе Божией Матери, одной из самых почитаемых на Руси икон.
Этот пятиглавый храм представляет собой памятник архитектуры переходного стиля от барокко к классицизму, включает две церкви – верхнюю и нижнюю. В настоящее время богослужения проходят только в верхней церкви. Паруса центрального купола украшены скульптурными изображениями евангелистов.
Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря
Величественный двухстолпный храм, высотою более 40 метров, который не имеет аналогов в средневековой Руси
Его венчают пять глав. Барабан под центральной главой смещен к востоку и воспринимается как шатер. Высокие своды храма опираются на два массивных столпа, свет падает сверху от шатра-барабана, который как бы парит над иконостасом. История главного храма Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря насчитывает без малого шесть столетий. Здесь хранятся святые мощи первооснователей Соловецких – преподобных Зосимы и Савватия.
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Крупнейший православный храм Астрахани. Расположен на территории Астраханского кремля.
Построен в 1699—1710 годы, считается одним из лучших образцов русского церковного зодчества начала XVIII века, и является единственным из сохранившихся в России архитектурных храмовых комплексов, где храм и Лобное место соединены.
Благовещенский кафедральный собор, расположенный в центре города Воронежа.
Возведён по проекту архитектора В. П. Шевелёва в Русско-Византийском стиле. Собор находится на Проспекте Революции на территории Первомайского сада. Высота самого храма составляет 85 метров, а его высшей точки — 97 метров. Является третьим по величине в России православным храмом и одним из самых высоких православных храмов мира. Строительство осуществлялось с 1998 по 2009 годы.
Свято-Троицкий собор в городе Муроме, на левом берегу реки Оки.
Возведен в 1643 году. Главным украшением Свято-Троицкого собора являются кованные золоченые кресты — шедевры кузнечной работы муромских умельцев XVII века, — и поливные изразцы того же столетия с разнообразными орнаментами. Изразцы придают Троицкому собору особое изящество и неповторимое своеобразие, отлицающее его от других муромских храмов.
Смольный Воскресения Христова
Собор входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной.
В 1730-е годы наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она указала построить монастырь на месте «Смольного дома» — дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей. Архитектор собора — Ф. Б. Растрелли.
Троице-Измайловский собор на Троицкой площади в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.
Полное наименование — Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери. Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов.
Собор Воскресения Христова на Крови, Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге
Православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова, сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружен как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России, проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного
Православный храм, расположенный на Красной площади Китай-города в Москве.
Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице; был также известен как «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти» Патриарха.
В настоящее время Покровский собор — филиал Государственного исторического музея. Входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма.
Куполов всего 10. Девять куполов над храмом (По числу престолов: Покрова Богородицы (центр.), Св. Троицы (вост.), Входа в Иерусалим (зап.), Григория Армянского (сев.-зап.), Александра Свирского (юго-вост.), Варлаама Хутынского (юго-зап.), Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (сев.-вост.), Николая Чудотворца Великорецкого (юж.), Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (сев.)) плюс один купол над колокольней.
Свято-Троицкий кафедральный собор
Православный храм, входящий в состав архитектурного ансамбля Псковского крома и являющийся главным его строением.
Место строительства храма, который должен был стать центром поселения, выбрала урождённая здесь великая княгиня Ольга, посетив псковскую землю в 957 году. Как гласит летопись, когда она стояла на берегу реки, ей явилось видение в виде трёх лучей, указывающих на это место — именно поэтому храм решили посвятить Живоначальной Троице.
Войсковой Воскресенский Собор город Старочеркасск.
Возле храма находится двухярусная шатровая колокольня высотой 45,8 метра. Это единственное здание такого типа в Южной России.
Вознесенский Войсковой Кафедральный Собор город Новочеркасск
Заложен в 1805г. Возведение его началось в 1811 году, при этом отметим, что более крупный Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге начнут строить в 1818 году, а храм Христа Спасителя в Москве еще позже в 1832 году.
Седьмое по высоте купола соборное здание в России после Храма Христа-Спасителя, Исаакиевского собора, Смольного Воскресенского собора в Петербурге, Троице-Измайловского собора в Петербурге, Храма Спаса на Крови в Петербурге, Троицкого собора в Пскове.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Православный храм Даниловского благочиния Московской епархии.
Храм расположен в районе Нагатинский Затон, Южного административного округа города Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское. Храм является шедевром мировой архитектуры, первым каменным шатровым храмом в России.
Воскресенье, 20 февраля 2022 года, о блудном сыне
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье о блудном сыне — 20 февраля.
Кондак Недели о блудном сыне
Отеческия славы Твоея удалихся безумно,/ в злых расточив еже ми пре́дал еси богатство./ Темже Ти блуднаго глас приношу:/ согреших пред Тобою Отче щедрый,/ приими мя кающася,// и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих.
Подробнее о блудном сыне читайте в наших материалах:
Неделя о блудном сыне — вторая подготовительная неделя Великого поста
О заблудших: забота, любовь, милость. Статья Марины Андреевны Журинской (26.06.1941 — 4.10.2013)
«Возвращение блудного сына» — почему картина Рембрандта никого не оставляет равнодушным?
Храм Спаса на Крови (1907)
Своеобразный памятник погибшему царю.
История появления этого храма ознаменована трагическим событием для Российской империи. Ведь он был построен на месте, где убили Александра II. Автором этого архитектурного проекта стал Альфреда Парланда, причем он был выбран лично сыном погибшего правителя, Александром III.
Интерес вызывает не только архитектура, но и история его создания.
Любопытный также и процесс строительства этого сооружения. Так, например, средства на возведение собирали буквально по всей России. А задуманные для него мозаики оказались настолько сложными и масштабными, что строительные работы затянулись на целых десять лет. Кроме того, Спас на Крови является первым отечественным культовым сооружением, которое было полностью электрифицировано.
Дизайн интерьера и архитектура
В основе архитектуры православных храмов в эпоху Древней Руси лежала крестово — купольная система. История постройки прочных монументальных крестово — купольных храмов из камня берет свое начало с возведения Десятинной церкви в Киеве, строительство которой длилось семь лет ( с 989 по 996 годы).
Десятинная церковь в Киеве
Изначально технология постройки каменных храмов и типология их архитектуры заимствовалась древнерусскими зодчими из византийских традиционных канонов. К тому же, после важного исторического события — Крещения Руси, первые храмы были построены приглашенными из Византии мастерами.
Такие постройки можно смело называть выдающимися образцами византийской стилистики архитектуры, однако с самого начала в этих христианских культовых сооружениях стали проявляться собственные оригинальные черты. Их появление было обусловлено особенностями местных условий и пожеланий заказчиков.
Спустя год после крещения Руси в 988 году было начато строительство Десятинной церкви, которая сначала была построена из древесины. Впоследствии эта жемчужина древнерусской архитектуры была разрушена во времена нашествия хана Батыя.
Во времена правления великого киевского князя Ярослава Мудрого развернулось масштабное строительство христианских храмов. Именно в эту эпоху был построен Софийский собор, размеры которого не имели себе равных не только на Руси, но и в самой Византии.
С древнейших времен Киев называют матерью городов русских. Официальной датой рождения города считается 1037 год, хотя первые поселения появились на берегу Днепра на пять столетий раньше.
После победы русичей над печенегами во времена правления Ярослава Мудрого, Киев приобретает значение главного города Древнерусского государства. И это главенство закрепляется возведением Софийского собора, который был построен в 1037 — 1044 годы.
София Киевская выполняла роль главного храма всей Древней Руси, население которой только что приняло крещение. Поэтому грандиозные габариты и красота сооружения должны были потрясать воображение и восхищать каждого, кто видел Софийский собор.
Софийский собор в Киеве
Тринадцатиглавый, пятинефный крестовокупольный храм отличался массивностью и тяжеловесностью форм, придававших ему торжественность и значительность. Экстерьер собора уникален — простая кирпичная кладка без штукатурки подчеркивает строгость и величие сооружения.
Внутреннее оформление интерьера было богатым и искусно выполненным лучшими мастерами своего времени. Изнутри все стены и своды храма были покрыты красочными фресками и мозаиками на христианскую тематику.
Мария Оранта — мозаика Софийского собора.
Собор выполнял роль не только культового, но и главного общественного здания Древней Руси. Здесь принимали иноземных послов и давали право на княжение новгородским, суздальским и ростовским князьям.
По образцу и подобию Софии Киевской строился и второй образец древнерусской крестово — купольной архитектуры — Софийский собор в Новгороде ( 1045 — 1050 годы). Однако храм имел значительные отличия. Он был сложен из необработанных камней, сохранявших свою природную форму. Между собой камни были скреплены известковым раствором.
Впоследствии стены были побелены штукатуркой, что в сочетании с золотыми куполами придавало постройке еще большую живописность.
Софийский собор в Великом Новгороде
Новгородский Софийский собор дышит богатырской силой. Этот храм выполнял роль главной святыни Новгородской республики. Новгородцы очень гордились своей Софией, почитали собор и говорили: » Где София, там и Новгород».
В XII столетии Софийский собор стал символом независимого от Киева и остальных городов Новгородского княжества. В Новгороде было свое выборное правление — вече. На собрания вече людей созывал вечевой колокол Софийского собора. Впоследствии Новгород покорился московскому князю Ивану III, и вечевой колокол был снят и увезен в Москву.
В 1066 году была построена третий храм — семикупольный пятинефный Софийский собор в Полоцке. Строительство трех однотипных храмов на территории нынешней России, Украины и Беларуси являлось показателем политического и культурного единства трех главных частей древнерусского государства.
Полоцкая София
В XII столетии на Руси самым сильным было Владимиро — Суздальское княжество. Его правители — князья, стремясь закрепить свое могущество, строили величественные дворцы и храмы, которые должны были сохранить славу о них на века.
Богородице — Рождественский собор, построенный в XI веке ( Суздаль).
Основателем города Владимира в 1108 году был внук киевского князя Ярослава Мудрого Владимир Мономах. Дела отца продолжил его сын и преемник Юрий Долгорукий, которого прозвали так за стремление расширить территорию своего княжества и подчинить себе Киев.
Во времена княжения Юрия были заложены наиболее значительные города Владимиро — Суздальской земли: Юрьев — Польский, Звенигород, Москва, Дмитров, Переяславль — Залесский. На сегодняшний день все они являются городами — памятниками, составляющими славу и гордость мастеров древнерусского зодчества.
Наибольшего расцвета Владимиро — Суздальское княжество достигло в эпоху правления Андрея Боголюбского — сына Юрия Долгорукого. За неполные 20 лет своего княжения Андрей стал инициатором постройки множества прекрасных архитектурных сооружений, которыми мы продолжаем восхищаться и в наши дни.
Согласно данным из летописных источников, в период с 1158 по 1164 годы были построены Золотые ворота во Владимире, а также златоглавый Успенский собор, который стал символом богатства и силы могущественного князя Андрея.
Успенский собор во Владимире
Настоящим шедевром стала маленькая и изящная церковь Покрова на Нерли. Она была построена князем Боголюбским в честь погибшего сына. Утонченные формы храма вызывают восхищение искусством зодчих Древней Руси.
Церковь Покрова на Нерли
Технология строительства
Главным строительным материалом Владимиро — Суздальской земли был белый камень. Из него вырубали блоки размером 50 на 50 см. Стены храмов выкладывались из двух рядов таких блоков, а пространство между ними заполнялось щебнем и заливалось связующим раствором.
Подобный способ возведения стен позволял сделать не только придать кладке дополнительную прочность, но и использовать меньшее количество белого камня, который считался дефицитным материалом из — за сложности добычи. На сегодняшний день белого камня осталось совсем мало.
Резьба по камню
Белый камень хорошо поддается обработке. Зодчие Древней Руси использовали это качество материала для украшения фасадов своих построек. Резьба по камню в XII — XIII столетиях была очень популярным приемом декорирования стен храмов.
В качестве яркого образца резного каменного декора выступает Дмитриевский собор во Владимире, построенный в 1194 — 1197 годы. Его стены покрыты сплошным резным каменным рельефом. Сложнейшие узоры являются символом богатства и разнообразия мира, населенного диковинными зверями и сказочными птицами, сидящими на ветвях невиданных растений.
Дмитриевский собор во Владимире
Декор храмов
Неотъемлемой частью украшения русских храмов являлись иконы — живописные изображения святых. Самой почитаемой была икона Богоматери с младенцем на руках. Одним из совершеннейших произведений мирового искусства по праву считается икона Владимирской Богоматери, написанная в XI — XII веках.
Икона Владимирской Божьей Матери
Огромную художественную ценность представляют также иконы, фрески и мозаики, выполненные известными мастерами во многих других церквях. Среди них фрески Дионисия, иконы Андрея Рублева, керамические изразцы Степана Полубеса. Наиболее значительные произведения этих великих мастеров на сегодняшний день хранятся в Третьяковской галерее и других музеях.
Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре
Изразцы на стенах храма — творение Степана Полубеса.
Успенский собор в Москве (1479)
Ещё одна культовая жемчужина столицы.
Московский Успенский собор интересен прежде всего тем, что является, старейшим зданием столицы, которое сохранило свой первоначальный облик. Первый камень сооружения был заложен еще в 1472 году, а само здание возводились по проекту двух псковских мастеров — Мышкина и Кривцова. Однако в 1474 году произошло обрушение практически построенной конструкции, и тогда для окончания работ был привлечён итальянец Аристотель Фиораванти.
Своды, которым больше пятисот лет.
Удивительно, но после смены архитектора строительство не замедлилось. Уже в 1479 году собор освятили, на роспись и внутреннее оформление ушло меньше трёх лет. Конечно, за всю свою долгую историю здание неоднократно реставрировали, однако самобытность и аутентичность оно нисколько не утратило.
Христианские храмы. Выполнил Смотров Гера 5 а класс. — презентация
Христианские храмы. Выполнил Смотров Гера 5 а класс.
Православный храм. Храм в православии православное богослужебное религиозное сооружение, имеющее алтарь, престол, купол. Храм в православии православное богослужебное религиозное сооружение, имеющее алтарь, престол, купол.
Схема православного храма.
Символ и устройство. Традиционно христианские храмы в плане имеют крест — символ креста Христова как основы вечного спасения, круг (тип храма ротонда) — символ вечности, квадрат (четверик) — символ земли, где народы сходятся в храм с четырёх сторон света, либо восьмиугольник (восьмерик на четверике) — символ путеводной вифлеемской звезды. Каждый храм посвящен какому-либо христианскому празднику или святому, день памяти которого называется храмовым (престольным) праздником. Иногда в храме устраивают несколько алтарей (приделов). Тогда каждый из них посвящен своему святому или событию. Традиционно христианские храмы в плане имеют крест — символ креста Христова как основы вечного спасения, круг (тип храма ротонда) — символ вечности, квадрат (четверик) — символ земли, где народы сходятся в храм с четырёх сторон света, либо восьмиугольник (восьмерик на четверике) — символ путеводной вифлеемской звезды. Каждый храм посвящен какому-либо христианскому празднику или святому, день памяти которого называется храмовым (престольным) праздником. Иногда в храме устраивают несколько алтарей (приделов). Тогда каждый из них посвящен своему святому или событию.
Алтарь. Алтарь — место таинственного пребывания Господа Бога, является главной частью храма. Самое важное место в алтаре престол в форме четырёхугольного стола, имеет две одежды : нижнюю из белого полотна и верхнююю. Алтарь — место таинственного пребывания Господа Бога, является главной частью храма. Самое важное место в алтаре престол в форме четырёхугольного стола, имеет две одежды : нижнюю из белого полотна и верхнююю.
Главный храм нашей страны. Кто это, в золотом шлеме исполина, видный на всю Москву, отовсюду блистающий сияньем, за многие версты видный, со всех концов? Звон великого Храма чудный: много в нем серебра, и медь его по-особому певуча: глухая, мягкая, будто земля взывает. Из мягкого камня Храм, песчаный, светлый. Стены его — все наше: память о собиравшейся ратными силами России. Александр Невский, Дмитрий Донской, Владимир, Ольга. Какая даль! Высечено веками в камне» Кто это, в золотом шлеме исполина, видный на всю Москву, отовсюду блистающий сияньем, за многие версты видный, со всех концов? Звон великого Храма чудный: много в нем серебра, и медь его по-особому певуча: глухая, мягкая, будто земля взывает. Из мягкого камня Храм, песчаный, светлый. Стены его — все наше: память о собиравшейся ратными силами России. Александр Невский, Дмитрий Донской, Владимир, Ольга. Какая даль! Высечено веками в камне»
Главный храм.
Главный храм Хабаровского края. Златоглавый собор с пятью куполами расположился на крутом берегу Амура. Высота его куполов достигает 83 метров, с крестами — 95 метров, что делает собор доминантой в панораме города. Собор может одновременно сможет принять три тысячи человек. Верхний главный храм освящен в честь Преображения Господня, а храм на нижнем этаже — во имя апостола и евангелиста Марка. Златоглавый собор с пятью куполами расположился на крутом берегу Амура. Высота его куполов достигает 83 метров, с крестами — 95 метров, что делает собор доминантой в панораме города. Собор может одновременно сможет принять три тысячи человек. Верхний главный храм освящен в честь Преображения Господня, а храм на нижнем этаже — во имя апостола и евангелиста Марка.
Главный храм нашего края.
Христианские храмы.
Популярные темы сообщений
- Химическая промышленность
Можно сказать, что химическая промышленность занимается изменением химического строения природных материалов, впоследствии получая весьма ценные продукты, предназначенные для использования в других отраслях промышленности. - Южная Америка
Материк Южная Америка расположился в Западном полушарии Земли вместе со своей соседкой Северной Америкой. Эти два материка соединяются с помощью Панамского канала. Южная Америка, хоть и лежит совсем рядом с Северной Америкой, - Неметаллы
Неметаллы представляют собой особые химические элементы. Еще совсем недавно эти элементы называли металлоидами. Они отличаются тем, что из- за небольшого радиуса атома, а также присутствия трех и более отрицательно
Сообщение по искусству на тему «Храмы России»
«Храмы России»
Храмы России
Каменный храм
Каменный храм, датируемый X веком (до 1013 года). Трёхнефный однокупольный трёхапсидный храм с незначительно пониженными угловыми компартиментами и небольшими пониженными притворами. К XIX веку заброшен, при создании монастыря частично законсервирован, в ХХ веке реставрировался. Предположительно в X-XIII веках храм служил кафедральным собором Аланской епархии.
Во время раскопок XX века была обнаружена крещальня, сделанная из плоских каменных плит. Здесь происходил обряд крещения, одно из главных таинств христианства. У южной стены храма найдено обширное женское погребение, где сохранились ювелирные украшения, а также большой ком зерен бузины и галеги, что свидетельствует об остатках языческих ритуалов в христианском захоронении внутри церкви.
Внутри стены храма были покрыты фресками (не сохранились). Часть из них были зарисованы Д.М. Струковым. Из этих рисунков следует, что наибольшее количество фресок сохранилось на северных стенах и барабане. Некоторые характерные признаки указывают на принадлежность фресок к традициям византийской церковной живописи.
В этой же местности были найдены древнерусские складные кресты-энколпионы, что подтверждает наличие торговых и культурных связей между Аланией и Киевской Русью.
В настоящее время в ведении Нижне-Архызского историко-археологического заповедника. Богослужение проводится только один раз в год — 6 мая, в день памяти одного из наиболее почитаемых на Северном Кавказе святых — Георгия Победоносца.
Храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи
Точная дата постройки храма неизвестна. Исследователи полагают, что его возвели в X веке, а в строительстве использовали элементы еще более древнего культового здания VI века. Среди них — византийский обожженный кирпич, резные колонны из греческого мрамора с голубыми прожилками и каменные перекрытия. В стенах обнаружили амфоры VIII века, они служили голосниками — усиливали звук и устраняли эхо.
В XIII–XV веках, когда Керчь стала генуэзской колонией, в храме появились итальянские фрески. Часть из них погибла во времена Крымского ханства: власти отдали здание под мечеть, и рабочие выскоблили и замазали лики святых.
Достраивать храм начали в XIX веке. В 1801 году возвели западный придел, а в 1845-м — двухъярусную колокольню и северный притвор в неовизантийском стиле. Когда копали фундамент, обнаружили погребальные стелы V века до н. э. Камни вмонтировали в южную стену храма.
В советское время в храме находился Керченский лапидарий — коллекция археологических находок античных времен. А в наши дни здесь снова проходят богослужения.
Собор Софии Премудрости Божией в Новгороде
Софийский собор в Великом Новгороде заложил князь Ярослав Мудрый на месте 13-главого храма 989 года. Освятил его первый русский епископ Лука Жидята в 1050 году.
Собор построили по распространенному в Древней Руси типу — крестово-купольному. Очертания его основания напоминали крест, а внутреннее пространство состояло из основного объема под куполом и четырех галерей с разных сторон.
Изнутри отделывали храм уже в следующем столетии. Его декорировали на манер византийских соборов, только вместо мрамора и мозаики на стены нанесли штукатурку и фрески. В конце XII века в соборе установили бронзовые врата, которые создали в Магдебурге немецкие мастера. Створки украсили барельефами по сюжетам из Ветхого и Нового Заветов.
В соборе сохранились фрагменты фресок XII века: изображения пророков и ангелов на сводах главного купола и настенные лики святых Константина и Елены. В храме можно также увидеть царское моленное место, которое установили по приказу Ивана Грозного, и паникадило — основной канделябр. Его подарил собору Борис Годунов.
Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм)
Петропавловская церковь — старейшая в Смоленске. Ее построили в 1146 году при князе Ростиславе Мстиславиче, внуке Владимира Мономаха. Изнутри храм расписали фресками с растительным орнаментом. Позже кирпичный пол покрыли майоликовой плиткой, а стены украсили изразцами и панно.
В Смутное время Смоленск заняли поляки, и в Петропавловской церкви проходили католические богослужения. Именно тогда появилась западная пристройка — резиденция польского епископа. Православным прихожанам храм вернули в 1654 году, когда поляки покинули город. Епархия возвела у западной стены шатровую колокольню.
В XVII–XVIII веках в храме достроили третий этаж, расширили главный неф и подняли пол до уровня первого этажа пристройки. Первоначальный облик церковь обрела только в середине прошлого столетия.
Сегодня в Петропавловской церкви можно увидеть фрагменты средневековых фресок, старинные цветные изразцы, а также раритетные граффити — надписи XII века.
Подробнее о храме во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм).
Церковь Бориса и Глеба села Кидекша
Борисоглебская церковь в селе Кидекша недалеко от Суздаля появилась еще во времена Юрия Долгорукого, в 1152 году. Это одно из первых белокаменных зданий Северо-Восточной Руси.
Возводить церковь в те времена было почти так же сложно, как и египетские пирамиды. Материал добывали под Москвой, за 500 км от этих мест, перевозили по рекам и сушей. Рабочие обтесывали булыжники и укладывали их практически без раствора.
В облике церкви сочетались черты русской средневековой архитектуры и западного романского стиля: традиционное кубическое основание, необычно оформленный портал и аркатура — ряды декоративных ложных арок на стенах. На протяжении всей истории храм не раз реставрировали, а в XVII веке заменили купол.
В конце ХХ века Борисоглебскую церковь включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В наши дни храм не действует, здесь изучают фрески XII века и проходят раскопки. Под современным полом исследователи обнаружили первоначальное основание иконостаса и омфалий — место для епископа — из редкого розового камня. Омфалий Борисоглебской церкви — самый древний в России.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря
Спасо-Преображенский собор возвели на берегу реки Великой в Пскове по заказу новгородского архиепископа Нифонта. Точную дату постройки установить не удалось, однако известно, что в 1156 году храм уже существовал.
Здание построено практически без фундамента, местами зодчие даже не стали снимать верхний слой почвы с травой. Дело в том, что берег сложен из песчаника — очень подвижного материала, который сильно расширяется в зимнее время. Фундамент со временем мог треснуть. Вместо него строители подсыпали бутовый камень, а стены укрепили специальным раствором с известью. Поэтому здание не разрушалось, несмотря на процессы в почве.
Храм расписали в 30-х годах XII века греческие мастера. Фрески были выполнены минеральными красками и схожи с византийскими иконами. В XVII веке изображения закрыли штукатуркой и забелили. По случайности это помогло сохранить около 80% рисунков. Сегодня росписи Спасо-Преображенского собора — наиболее полный памятник средневековой фресковой живописи в России.
Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире
Белокаменный Успенский собор возвел в 1160 году великий князь Андрей Боголюбский. Купола покрыли позолоченными медными листами с молитвенными надписями, а само здание украсили фресками.
В 1185 году после пожара храм перестроил князь Всеволод Большое Гнездо. Он добавил боковые галереи, и старое сооружение оказалось внутри нового. Стены первоначального собора частично разобрали, оставили только опоры сводов.
В XIII веке собор пережил еще один пожар — его сожгли монголо-татары. Храм вновь восстановили, но расписывали значительно позже, в начале XV века. Для этого сюда приезжали Андрей Рублев и Даниил Черный.
На протяжении всей истории храм несколько раз обновляли и достраивали. Барочный иконостас, который в соборе можно увидеть сегодня, установили при реставрации в XVIII веке, тогда же появилась и четырехярусная колокольня. Большую часть рублевских фресок закрыли штукатуркой. До наших дней сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» на западной стене и часть фресок в алтарной.
В наши дни собор входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Основы православной культуры. Храм
Далеко не каждому известно, как устроен православный храм. А ведь каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение. Устройство православного храма уходит своими корнями в глубокую, ветхозаветную древность. В Библии рассказывается о том, как Бог повелел Моисею устроить скинию, то есть святилище в виде шатра, где Господь обещал открываться Моисею. То есть устройство храма было определено Богом Отцом, это был дом Божий, и всё внутри было по замыслу Божьему.
Скиния Моисея состояла из трёх частей, отделённых друг от друга завесами: внешняя часть, предназначенная для народа; за ней часть, в которую входили священники для приношения жертвы, она называлась «святая»; и затем третья часть, «Святая святых», куда первосвященники могли входить только раз в год.
Скиния Моисея была прообразом современного храма. Одной из наиболее распространённых с древнейших времён архитектурных форм была
базилика — прямоугольное в плане здание, внутреннее пространство которого разделено рядами колонн или столбов на продольные части — нефы (от латинского navis — «корабль»), причём центральный неф более высокий. Базилика представляет храм как корабль, совершающий свой путь по бурному житейскому морю к Царству Небесному. Чтобы увеличить внутреннее пространство храма, кроме продольных устраивался специальный поперечный неф. Такая базилика в основании представляла собой крест.
Для византийской культуры характерны крестово-купольные храмы, имеющие в плане крест и большой купол в центре.
Основными частями христианского храма являются притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — так называемую паперть, крыльцо, площадку перед храмом.
Притвор — место, где могут находиться те, кто готовится принять крещение, кающиеся и отлучённые от причастия; средняя (внутренняя) часть, предназначенная для молящихся; алтарь — важнейшее место храма, символизирующее Царство Небесное. Алтарь всегда возвышается над всем пространством храма, и та часть возвышения, которая выдвинута к народу, называется солея. Завершается солея круглым выступом — амвоном — местом для чтения Евангелия и произнесения проповеди священником.
И солея, и амвон являются продолжением алтаря. То, что алтарь не заканчивается иконостасом, означает, что для молящихся в храме во время богослужения совершается то же, что совершается в алтаре. К амвону верующие подходят для причастия. А по краям солеи располагается особое огороженное место для певцов и чтецов, называемое клиросом. Греческим словом «клир», дословно означающим «жребий», «надел», называют священнослужителей, ну, а клирос — место для церковного хора.
В православном храме проповедь и молитва ведутся на языке страны, на территории которой он расположен. Русская православная церковь молится на якутском, японском, английском, немецком, молдавском, чувашском, марийском и многих других языках.
Единственное исключение — русский язык. На русском языке ведётся проповедь, а богослужение — на церковнославянском.
Это очень красивый язык, дорогой сердцу православных прихожан. Именно этот язык сохранил звательный падеж — Отче, Боже, Дево… Именно церковнославянский язык научил русских писателей составлять двукорневые слова: милосердие, благодеяние, прекраснодушие… Церковнославянский язык — общий язык для православных многих стран мира — России, Болгарии, Сербии, Чехии…
Правила грамматики для этого языка, а также азбуку для него в IX веке создали «просветители славян» — святые братья Кирилл и Мефодий — и их ученики.
Православный храм называется церковью. Одной из отличительных особенностей церкви является иконостас — перегородка, отделяющая основное пространство храма от алтаря, состоящая из нескольких рядов отдельных икон, установленных в определённом порядке.
Иконостас, отделяющий алтарь от средней части, — особенность православной церкви. С одной стороны, он — преграда между основной частью храма и алтарём, сохраняющая в тайне то, что происходит в Святая святых. С другой, иконы, находящиеся на нём, настраивают верующих на молитву. В центре иконостаса находятся Царские врата, называемые так, потому что во время богослужения в них незримо входит Господь — Царь Славы.
Он входит подобно тому, как входил Господь в Иерусалим, «грядя на вольные страдания». Обычно над Царскими вратами расположена икона «Тайная вечеря», ведь именно в память о ней в алтаре совершается таинство Евхаристии. Кроме Царских врат, в алтаре есть так называемые боковые, или дьяконские двери, в которые входят дьяконы, служители, помогающие священнику совершать богослужение. Царские врата и престол разделяет специальная завеса. Во время богослужений она то открывается, то закрывается. Завеса может быть разного цвета в зависимости от праздника. В ветхозаветном храме завеса отделяла Святое святых от храма. Во время крестной смерти Спасителя завеса Иерусалимского храма разорвалась надвое в знак того, что рай теперь открыт для всех, кто последует за Христом.
В больших соборах, как правило, иконостас состоит из пяти ярусов, или пяти рядов икон. Эти ярусы связаны в единое целое.
Нижний ярус, или ряд, называется местным, потому что в нём есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда, как уже отмечалось выше, находятся Царские врата. Стоя перед Царскими вратами, мы видим справа от них икону Спасителя Иисуса Христа, правее — местную икону. Ещё правее, как правило, южная дверь, на которой изображается икона архангела. Правее южной двери могут быть другие иконы. Слева от Царских врат, как правило, помещается икона Божией Матери, левее — другие иконы.
Второй от низа ряд может быть праздничным, в нём расположены иконы двунадесятых праздников.
Третий ряд — это деисусный ряд.
Деисус — икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа, а справа и слева от него, соответственно, — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. Справа и слева от Деисуса — иконы святителей и архангелов.
Четвёртый ряд — пророческий. В нём расположены иконы пророков Ветхого Завета — Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других.
Пятый ряд — праотеческий. Праотцы — это патриархи израильского народа, такие как Авраам, Иаков, Исаак, Ной.
Это традиционное устройство иконостаса. Но часто встречаются и другие, где, например, праздничный ряд может быть выше Деисуса или его совсем может не быть.
В центре средней части храма находится икона, которая меняется в зависимости от дня и события, которое отмечает Церковь.
За иконостасом находится алтарь. Алтарь располагается в специальном полукруглом выступе — апсиде. Алтарь всегда находится в восточной части храма, поэтому верующие символически обращаются к восходящему солнцу — образу Христа, рассеивающему мрак смерти.
Священник обычно молится именно там, и без его благословения никто другой не имеет права туда входить. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не всё надо стремиться переделывать по своей воле.
Наверняка вы видели деревья, которые подрезают, чтобы они росли не вширь, а вверх? Вот так же в любой культуре есть система запретов, направляющих рост человека. На этом пути происходит переплавка примитивных желаний в более высокие и человеческие стремления. Чтобы этому научиться, надо уметь слушать. Надо уметь останавливаться и уступать. Надо уметь ждать и понимать. В общем — надо уметь служить Богу, людям, Родине и другим святыням.
Если вы когда-нибудь смотрели по телевизору трансляции праздничных богослужений, вы наверняка заметили большой стол в центре алтаря. Это есть святой престол — четырёхугольный стол, сделанный из дерева, все крепления которого — распорки, шипы — тоже деревянные. Четыре гвоздя вбиваются в святой престол уже во время его освящения. Как символ тех четырёх гвоздей, которые римские воины вбили в Тело Христа, когда Его распинали. В перекрестии перекладин Святого престола находятся частицы мощей мучеников, пострадавших за веру. Такие же частицы мощей вшиты в антиминс — шёлковый плат, который используется во время литургии.
На престоле находятся семисвечник, ковчег с запасными Святыми Дарами, Евангелие, кресты. Прикасаться к престолу могут только священнослужители. На престоле во время литургии (обедни) совершается таинство приложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Здание, которое хотя и предназначено для молитвы, но в котором нет Святого престола, не является церковью, но только молитвенным домом или часовней.
Престол православных храмов освящается в память какого-либо святого или события, празднуемого Церковью. От наименования престола получает название и весь храм. Престолов может быть несколько в разных пределах, но храм называется по главному, центральному престолу.
За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.
В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нём находятся священные сосуды и предметы: чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединённые между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и тёплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор, богослужебного литургического хлеба.
Во время службы голоса певчих возносятся к главному куполу храма, где на своде обычно помещаются изображения Христа Вседержителя с благословляющим жестом правой руки, текстов Евангелия в левой, в окружении небесных стражей — архангелов.
В храме располагается также канун — латунное распятие и ряды подсвечников на латунном же ящике. На канун ставят свечи об упокоении усопших. На столик рядом с кануном вы можете положить вашу жертву на храм, принесённую в память усопших: вино, муку, фрукты, сладости. Здесь же служатся заупокойные службы — панихиды, литии.
Здание храма обычно завершается куполом, купол же венчает глава, на которой ставится крест — во славу Главы Церкви — Иисуса Христа. Храм, символизирующий Землю, с куполом (символом неба) — это образ мира, творения Божьего. Купол символизирует также пылающую свечу, пламенность молитвы и стремление к Богу. По церковным канонам вся жизнь христианина должна быть связана с храмом.
Зачем мы ходим в храм?
Молиться. Но не только, молиться можно и дома. Более того, как говорят богословы, нет такого места на земле, где нельзя было бы молиться. В храме совершаются таинства, и главное из них — Евхаристия, или причащение. Когда под видом хлеба и вина верующий вкушает (то есть причащается) Тела и Крови Христовой — так происходит единение верующих с Господом. Таинство Евхаристии совершается священством на Святом престоле.
Храм Василия Блаженного (1561)
Украшение московских пейзажей.
Когда смотришь на этот яркий, самобытный памятник культовой архитектуры, сложно поверить, что инициатором её возведения является один из самых суровых царей. Ведь храм Василия Блаженного был построен по приказу Ивана Грозного в честь взятия Казани.
История создания этого архитектурного комплекса такая же яркая, как и его фасад.
Этот архитектурный комплекс не представлен только одним собором, а объединяет 11 церквей, часть из которых стоят ещё со времен Василия III. Да и свое своё современное название храм получил только в 1588 году, когда была построена церковь, посвященная знаменитому московскому юродивому.