Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы (+АУДИО)

Важным днем у православных верующих является 9(22) декабря, когда Православная Церковь отмечает Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы. Действо поистине долгожданное и желанное, поэтому икона Зачатия Пресвятой Богородицы служит истинным примером силы чистой веры и неподдельного счастья от возможности иметь собственного ребенка.

В современном мире с такими ужасными словами как «нежелательная беременность» люди перестают осознавать, какая это радость – иметь ребенка, тем временем, как отчаявшиеся, лишенные возможности быть мамой и папой, супруги делают все, чтобы стать счастливыми родителями. Примером человеческой боли, страданий и чистосердечных молитв служит икона Зачатия Анны, проносящая в себе все те чувства горести и одновременно надежды, непоколебимости, которые испытывает каждый несостоявшийся родитель. Со временем ко всем, даже к тем, кто не ценит сейчас данные шансы, придет осознание того, что нет ничего лучше для полноценной семьи, как зачать, выносить и родить здорового малыша.

Немного истории

Свое начало история берет с супружеской пары святой Анны и святого праведного Иоакима. Они проживали в Назарете, близ Галилейского моря, в северной части Палестины, и каждый новый день проводили с надеждой и мечтой о детях. Однако праведная Анна была бесплодна. Таков был Промысел Божий. Все грезы о зачатие ребенка разбивались с заходом солнца.

Иоаким и Анна вели благочестивую жизнь: на протяжении 50 лет каждый год жертвовала две трети заработка бедным и Иерусалимскому храму. В их доме не существовало сор, не было ругани, лишь одно возвышенное чувство наполняло их обитель – любовь.

Так шли годы бесчисленных попыток завести ребенка. Но даже несмотря на неудачи, пара не отчаивалась. Они горячо молились и просили Бога о чуде. Анна винила себя, скорбела, обещала даровать Всевышнему рожденное дитя. И спустя 20 лет брака, 20 лет молитв и поста, чудо случилось, Бог услышал их. Зачатие совершилось 9 декабря, а девять месяцев спустя, 8 сентября, на свет появилась Дева Мария.

Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы (+АУДИО)

9 / 22 декабря


Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы

(MP3 файл. Продолжительность 4:23 мин. Размер 3.2 Mb) Читает иеромонах Зосима (Мельник)

По предвечному замыслу Бога, пожелавшего создать пречистую обитель для Боговоплощения, Иоаким и Анна долгое время были лишены потомства. Достигнув преклонного возраста и оставаясь бесплодными, обладая человеческой природой, увядшей и иссушенной под бременем греха и смерти, они все же не переставали с надеждой молить Господа об избавлении от позора бездетности.

И вот наступил определенный Богом срок. Господь послал к Иоакиму, взошедшему на гору, и к Анне, оплакивавшей свое несчастье в саду, архангела Гавриила. Посланник Божий возвестил, что вскоре через них совершится то, что некогда было предсказано пророками, – у них родится Дитя, Которому надлежит стать Ковчегом Нового Завета, Божественной Лестницей, Неупиваемой Чашей, Нерукосечной Горой, Живым Храмом, в Котором будет обитать Слово Божие.

Зачатием праведной Анны упраздняется бесплодие всей человеческой природы, отделенной от Бога действием смерти. Своей неизреченной силой дав Анне способность зачать и выносить дитя в том возрасте, когда сама природа затворяет чрево женщины для чадородия, Господь предвозвестил еще более великое чудо непорочного зачатия Иисуса Христа во чреве Его Пресвятой Матери и Приснодевы Марии.

Зачатие Пресвятой Богородицы, хотя и совершилось благодаря чудесному вмешательству Божию, все же произошло от союза мужа и жены, согласно законам падшей человеческой природы, подверженной тлению и смерти через Адамово согрешение (ср.: Быт. 3: 16). Сосуд Избранный, Драгоценный Ларец, приуготовленный Господом от начала времен, Матерь Божия является самой чистой и совершенной из людей. Но все же Она не осталась непричастной общим для всех нас последствиям грехопадения прародителей[1]. Как Христу надлежало по Воплощении стать подобным человеку во всем, кроме греха, чтобы Своей добровольной смертью победить самую смерть (ср.: Евр. 2: 14), так и Его Матери, во чреве Которой Бог Слово соединился с человеческой природой, подобало быть подверженной, как и все люди, тлению и смерти, дабы и дарованное затем спасение и искупление во всей полноте могло быть воспринято каждым из нас, потомков Адама.

Пресвятая Богородица была избрана Богом среди всех женщин именно потому, что Он предузнал в Ней способность сохранить Себя тем чистым и непорочным сосудом, который будет достоин воспринять Его. Будучи зачата и рождена подобно всем нам, Пресвятая Дева Мария была удостоена великой чести стать Матерью Сына Божия по плоти и матерью всех людей по духу усыновления. Преисполненная сострадания, Богородица является нашей заступницей перед Своим Сыном и молится о нашем спасении. Как Господь Иисус Христос был плодом девства, так и Его Пресвятая Матерь явилась плодом целомудрия праведных Иоакима и Анны. Поэтому и мы, монахи и все благочестивые христиане, молим Господа наставить нас на путь чистоты и праведности и утвердить нас на этом спасительном пути.

Разновидности иконы

Икона Зачатия святой праведной Анною Пресвятой Богородицы до наших дней дошла в трех вариантах. Они последовательно изображают желанный для супружеской пары момент, а именно зачатие святой Анною, которую до этого считали отвергнутой Богом, так как она не могла иметь ребенка.

Первая среди икон – встреча праведной Анны и Иоакима. Накануне, Ангел сообщает приносящему в пустыне жертву Иоакиму, который сорок дней постился и каялся, что скоро у него будет ребенок. От Ангела и Анна узнает о том, что беременна и вскоре родит «царицу, великую на небе и на земле». На иконе супруги крепко обнимают друг друга. Целование у Золотых ворот – это первая их встреча после разлуки, которая наполнена светлыми чувствами нежности, радости от Божьего дарования.

Наиболее известной среди трех является икона Пресвятой Богородицы, попирающей змея. На ней родители Девы Марии изображены по двум сторонам внизу иконы. Они молитвенно держат поднятые руки и смотрят вверх, лицезря парящую в воздухе Божию Матерь. Под ногами Пресвятой Девы находится обвитый змеем шар. Змей означает дьявола, который рвется подчинить целую вселенную своей власти. Однако, ему это не удается, ведь его сдерживает чистота и непорочность дочери Анны и Иоакима.

Последняя вариация иконы Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы встречается реже, однако не теряет из-за этого своей значимости. Младшая дочь священника Матфана, Анна, держит Деву Марию в младенческом возрасте на левой руке. Лицо святой Анны отображает поистине радостные эмоции и особое благоговение. Именно к этой иконе чаще всего прибегают женщины, желающие забеременеть и родить здорового ребенка.

Оптина Пустынь

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня Богородичный день. Сегодня мы вспоминаем зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы. В этот день, более двух тысяч лет назад, домостроительство нашего спасения стало уже воплощаться и заря Благой Вести стала восходить над нашей землею, землею страдания и изгнания. И уже через несколько дней мы встретим Рождество Христово.

Так же, в этот день совершается праздничное богослужение Пресвятой Богородице, в честь Ея иконы «Нечаянная Радость». Поэтому сегодняшний день по праву можно назвать Богородичным, сегодня много воспоминаний, связанных с заступлением и покровом Божией Матери роду человеческому.

Почитание Божией Матери — это таинственный догмат нашей Святой Церкви. Он таинственный не в силу своей недоступности человеческому сознанию, как, скажем, догмат о Пресвятой Троице. Таинственность этого догмата в том, что он весь основан на любви. Любви Пресвятой Богородицы к нам, к грешному роду человеческому. И ответной любви нашей к Небесной Царице, Заступнице.

Святитель Димитрий Ростовский говорит: «Един Господь может грешников прощать, а на сие умоляет Его Матерь». Именно святитель Димитрий оставил подробное повествование, целую книгу «Руно орошенное», о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость». В сказании говорится, как некий беззаконник проводил жизнь во грехах, однако не оставлял молитву к Божией Матери и приносил ей архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная!» Пресвятая Богородица не отвергала его молитвы. Она молила Бога о помиловании этого грешника. И Господь даровал ему покаяние чудесным образом: внезапно он в страхе увидел на иконе, что из ребра, рук и ног Спасителя потоками течет кровь. Божия Матерь открыла беззаконнику, что он и другие грешники вновь и вновь распинают Сына Ее, когда творят грехи.

Потрясенный до глубины души, с сокрушенным сердцем, молил человек Пресвятую Богородицу быть ему Заступницей перед Богом. Матерь Божия до тех пор не прекращала своих молитв за грешника, пока не услышала от Господа Иисуса Христа слова: «Ныне прощаются ему грехи Тебе ради». Так была дана этому человеку уже нечаянная им радость прощения и оставления грехов.

Святитель Григорий Богослов говорит: «Как туча закрывает сияние солнечных лучей, так грешник, который не хочет сознавать своих грехов и отречься от них, закрывает для себя лучи любви Божией и милосердия Божией Матери».

Ангелы на небесах радуются о каждом покаявшемся грешнике. Самыми разными путями Господь ведет каждого из нас к покаянию. Господь желает, чтобы все мы «спаслись и в разум истины пришли». И эти пути удивительны, и часто кажутся нам случайными, «нечаянными». Но за всем этим стоит Промысл Божий, который годами ведет человека, через вразумления, искушения, с любовью, ведет к этому зачастую краткому, «нечаянному» моменту покаяния.

Бог — это любовь, любовь и терпение. И сколько раз Господь приводит нас к покаянию, дает возможность увидеть бездну падения нашего и глубину любви Божией. И столько же раз мы вновь возвращаемся к своим страстям, и Господь вновь начинает этот терпеливый путь к нам, к нашей душе.

Мне вспоминается случай с одним человеком. Он жил беззаконно, во грехах. И один добрый христианин сжалился над ним, и уговорил его, убедил, пойти на исповедь и подготовиться ко Причастию. И вот этот грешник, впервые в сознательной жизни, впервые с детства, пришел на исповедь, и по Своему милосердию Господь позволил приступить ему ко Святому Причащению. Причем этот человек даже плохо понимал — что такое Таинство Причащения. Причастившись, он достоял до конца службы с нетерпением, даже ропотом, так как был непривычен к долгому богослужению и стоянию на ногах.

И когда, наконец, он вышел из храма, то спускаясь по ступеням, он заметил нечто удивительное — он не чувствовал своего веса. Пораженный происходящим, он перешел через улицу и сел на скамейку. По привычке достал сигарету и закурил, но не смог курить и впервые в жизни выбросил целую сигарету. Он не мог объяснить происходящего. Он не сразу связал, то, что с ним происходит, с тем, что он только что вышел из храма. Придя домой он достал молитвослов, и православные молитвы, которые ему до этого казались непонятными и слишком сложными, он читал не отрываясь. Так же стал читать Евангелие, и хотя много раз раньше пытался читать эти слова, но только теперь стал понимать, что говорит Господь в Своем Слове. И это удивительное состояние, изменившее его сознание, его взгляд на мир, внутренний и внешний мир, продолжалось три дня, и прошло только к вечеру третьего дня.

Вот такая нечаянная и удивительная радость, радость и для этого грешника и для ангелов на небесах. Этот человек не ожидал, не чаял ничего этого, когда, уступая уговорам, шел в храм. И рассказывая после об этом, он с трудом подбирал слова, чтобы передать, что он пережил. Но даже после этого события, как рассказывал этот человек, он, через некоторое время вновь впал в старые грехи. Началась страшная борьба, спрут греха и страсти не отпускал его. И Господь вновь и вновь, с терпением и любовью принимал покаяние грешника. Как говорит Господь в книги Апокалипсис: «Се, стою у дверей и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20).

Чтобы получить помощь от Бога, нужно войти в Божий мир, нужно не препятствовать Богу распространять на нас Свою благодать и Свою любовь. А для того, чтобы в этот мир войти, нужно знать, что есть этот Божий мир, по каким правилам Бог предложил жить человеку. Нужно знать Божественные заповеди, нужно знать слова Господа, и стремиться выполнять их в своей жизни. И тогда человек, слушающий Бога, становится частью этого Божиего мира, и на него обильно изливается Божественная сила и помощь. И не только человеческие страсти, но и диавольские искушения, и любые средостения разрушаются на пути такого человека, который обладает огромной внутренней силой. Преподобный Иустин Сербский говорит: «Господь Христос дает человеку силы не только вытеснить все грехи и страсти из бездн своего существа, но и легко, как одежду, скинуть их с себя». Таковы были святые Божии угодники, которые дали нам пример того, что есть жизнь в Боге.

Однажды, братия попросили одного старца рассказать им о каком-нибудь из его видений. Старец сказал: «Если вы увидите человека благочестивого, чистого, с покаянным сердцем — вот прекраснейшее из видений. Ведь в этом человеке вы можете видеть невидимого Бога. И не спрашивайте меня о других видениях, которые были бы выше этого».

Будем молиться, чтобы Господь дал нам внутреннюю силу жить по Его заповедям, потому что счастливой и полной является только такая жизнь, и никакая другая. И пусть Покров Царицы Небесной пребывает над всеми нами. Аминь.

Иеромонах Симеон (Кулагин)
6 июня 2014 г.

Икона Иоакима и Анны

Деторождение в ветхозаветные времена считалось в иудейском обществе важнейшим признаком благословения семьи Богом – а все потому, что Господь через пророков долгие века обещал людям, что в свое время родится среди иудейского народа Сын Божий, Христос, который возьмет на Себя грехи мира и вновь откроет людям двери в рай. Однако многие люди, в силу испорченности своей природы и стадного инстинкта, превратно истолковали это пророчество: в иудейском обществе часто поносили тех, кто не имел детей, ведь они лишались возможности родить Мессию и получить особое Господне благословение. Рождение детей было долгом каждого правоверного иудея. Больше того, было принято, что муж может развестись с женой и искать мать для будущего потомства, всегда якобы виновна в бездетности была женщина. А если семья сохранялась, но дети не рождались, люди насмехались над обоими супругами, говоря, что только грешники не имеют детей и подозревая совершенные ими страшные тайные преступления.

Однако Бог обличил этот неправедный обычай и благословил рождение Матери Господа Христа именно у людей, которые долго не могли зачать ребенка, но при этом искренне любили друг друга, с терпением ожидали зачатия и смиренно переносили обиды и насмешки.

Сведения о зачатии и рождении Богородицы находятся в памятниках Священного предания, Евангелиях-апокрифах. Это исторические, но не священные книги: четыре Евангелия писали апостолы Христовы и сами же соборно изучали их на предмет истинности, соответствия событиям. Некоторые книги, также называемые евангелиями, не прошли проверку полностью и не вошли в канон Церкви, но часть из них благословлена Церковью и используется. Таким является и протоевангелие от Иакова, где содержатся сведения о рождении Богородицы.

Святой Иоаким происходил из рода царя Давида (сохранилось имя его отца, прадедушки Иисуса Христа – Варпафир), а Анна – из благословленных Богом в ветхозаветные времена родов Левия и Иуды (левитов и иудеев, по которым был назван весь народ), имя ее отца – Матфан. Жили они в области Галилея, в Назарете – там, где впоследствии вырос Господь Иисус Христос, Которого иудеи называли Назарянином и Галилеянином. Иоаким и Анна вели праведную и тихую жизнь, молились о детях, но не имели их до старости. Люди презирали и укоряли их, пытались рассорить и развести, но святые не роптали, полагаясь на волю Божию и не забывая молиться Ему, надеясь родить детей, несмотря на старость.

Перед самым зачатием Богородицы святым пришлось перенести страшное испытание всенародного унижения. Во время большого праздника святой Иоаким по обычаю принес дары в Иерусалимский храм. Поскольку в те времена многие люди знали об обстоятельствах жизни друг друга, даже там первосвященнику было известно о бездетности пары будущих богоотцов. Глава Иерусалимского храма, первосвященник Рувим, не взял дары Богу из рук Иоакима, обличив его при всех в скрытии грехов, которые будто бы служили причиной бездетности. Святой Иоаким вынужден был со стыдом, в горе уйти из храма, считая себя недостойным, грешным и изгнанным по воле Божией. Однако Господень промысл был в другом: Бог словно в последний раз испытал праведника и направил его путь в пустыню. Здесь в одиночестве святой Иоаким провел несколько дней – также и Анна, ожидая и беспокоясь за него дома, – оба они постились, чтобы показать Богу свою любовь к Нему, молились друг о друге и о рождении ребенка. И именно в таком душевном волнении, на грани отчаяния, им обоим явился Ангел – по преданию, это был Архангел Гавриил – и сообщил о будущем рождении ребенка, Дочери, которая сможет обрадовать весь людской род. Неизвестно, сказал ли Архангел им, что Дева Мария родит Сына Божьего – но и такой вести было достаточно для их огромного счастья после долгих лет молитв, насмешек людей и переживаний. Они знали, что рождение их ребенка – чудо Божие. После вести о грядущей радости они встретились по благословению Архангела в Иерусалиме. Этот момент радостной встречи, супружеских объятий и называется иконой Зачатия Богородицы.

Не забыли святые Бога после такого чуда: в молитвах они готовились рождению и воспитанию Дочери. Дева Мария действительно радовала родителей три года своим послушанием, благочестием красотой и умом. Можно представить себе заботы пожилых родителей о Малютке. Очевидно, по велению благодарных сердец своих они решили отдать Девочку на воспитание в храм, чтобы жить неподалеку и заботиться о Ней. Это событие празднуется как Введение во храм Богородицы. По преданию, святым праведникам было в тот момент уже около 80 лет.

Через несколько лет отошел в райские обители святой Иоаким. Всего на два году пережила любимого супруга и Анна: она переселилась в Иерусалим, где в спокойствии и радости жила при храме с юной Девой Марией.

Праведники не успели узнать о Благовещении и не присутствовали при Рождении Христа – видели они это уже с Небес. Их пример показывает: Господь вознаграждает терпение и молитвы не просто исполнением желания, но и огромной нежданной радостью (ведь святые просили просто о рождении ребенка, а родилась Сама Мать Господа, прославив весь род навсегда и став Царицей Небесной).

Православная Жизнь

22 декабря по новому стилю Православная Церковь празднует Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы.


В свете данного праздника хочется вспомнить святые супружеские пары Авраама и Сарры, Иоакима и Анны, Захарии и Елисаветы. Причем вышеупомянутые новозаветные супруги жили в довольно агрессивной среде, где бесчадство считалось признаком скрытого тяжкого греха и наказания Божия.

Но, несмотря на это, ни святые праведные богоотцы Иоаким и Анна, ни святые пророк Захария и праведная Елисавета не отчаялись, не утратили веры в Бога, но, наоборот, углубились в молитву, в Его святое созерцание. И даже в свой высший драматический момент жизни, когда первосвященник в Иерусалимском храме при большом стечении народа публично обвинил святого Иоакима в скрытом тяжком грехе по причине бесплодия и отверг его жертву, святой не ударяется во все тяжкие, не впадает в крайнее уныние, нет. Напротив, удаляется в пустыню для молитвы. Он словно еще сильнее углубляется в Бога, в путь к Нему, находя в Нем Одном утешение и отраду. И после этих тяжких испытаний, чем-то напоминающих испытания праведного Иова Многострадального, святой Архангел Гавриил является ему и объявляет (о, такую радостную, такую блаженную!) Божью волю о рождении Пресвятой Богородицы именно от их с Анной брачного союза.

Сегодня можно сказать, что бесплодие является бичом современного общества. Очень много супружеских пар страдают от данного недуга. Конечно, с физиологической стороны, влияют и экология, и питание, и, может быть, личные жизненные ошибки, и много других факторов. С другой стороны, можно усмотреть и определенную Божью волю по отношению к той или иной супружеской паре.

Я знал одних супругов, у которых также были неутешительные анализы. Очень много было испытано средств. Предлагались и гормоны, и искусственное оплодотворение, другие средства. Искусственное оплодотворение было сразу отвергнуто, так как врач сказал им, что в яйцеклетки подсаживают пять-шесть сперматозоидов. Бывает такое, что приживаются все пять. Происходит зачатие. Тогда оставляют один-два по желанию. Остальные убивают. Так чем же это лучше аборта?

В итоге супруги решили: «На все воля Божия!» И подклонились под нее. Приняли ее.

Нам следует с Божьей помощью понять следующее…

Да, святой первоверховный апостол Павел сказал о том, что женщина спасается чадородием. Но если Господь не дает детей, то в этом также есть очевидная Божья воля. Не грех именно этих людей, нет. У Всевышнего какой-то Свой замысел относительно них. И не обязательно он заключается в деторождении. Да, нужно пытаться в меру необходимых медицинских и разрешенных Церковью средств (например, Церковь запрещает суррогатное материнство) зачать ребенка. Никто этого права у супругов не отнимает. Они могут это делать и стремиться к этому.

Но еще больше мы должны молиться и уповать на волю Божию. Нужно предчувствовать глубже, предощущать Его всеблагой Промысел о себе. Путь каждого человека в мире индивидуален, как и путь каждой супружеской пары. Не стоит отчаиваться мужу и жене, если нет детей. Не обязательно только в них видеть цель собственной жизни. Ребенок – это гость в доме. Он и в жизни родителей существует по касательной, выполняя определенную миссию. И если дитя рождается – у Бога на него свои планы. Но если ребенок не рождается у супругов, то у Бога относительно этой семьи также свои определенные замыслы. Мы не знаем какие. Мы верим в единственное: насчет всех нас у Творца один план – наше спасение. Потому не будем спешить, дорогие братья и сестры, у кого нет детей, унывать. Неизреченны и дивны пути Твои, Господи! Каждого из нас Он ведет своим личным путем ко спасению. И если нам дано именно это здоровье, именно такие ситуации в жизни, то, значит, они нам полезны и спасительны.

У одних – десять детей. У других – бесплодие. У третьих – инвалидная коляска. У кого-то – архиерейская митра. У кого-то рубище и кружечка с подаянием, у кого-то – президентское кресло. Но в очах Бога все эти пути равны! Вот что нужно понять, мне кажется. У каждого этот путь свой личный и полезный только ему.

Потому нам нужно довериться Богу, как в той игре-упражнении партнеру: если ты упадешь, он тебя поймает. Если ты упадешь, то Бог тебя поймает. Нужно свое сердце, свою душу, свою волю подклонить под Его святую волю и чувствовать, как теплый сияющий поток благодати Божией несет тебя в нужном и единственно верном направлении. Конечно, в Царствие Небесное!

В чем да поможет нам Дева Мария и Ее святые родители.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Святые праведные Иоакиме и Анно, молите Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко

Значение догмата о Непорочном Зачатии

Грехопадение Адама, заключавшееся в ослушании воли Божьей, лишило его тех сверхъестественных даров, которыми Бог по благости Своей наделил его человеческую природу. Лишенный их, Адам породил потомство лишенным этих даров; кроме того каждый человек рождается с неким изъяном в своей природе в сравнении с той совершенной природой, которая была дарована Адаму и Еве при их сотворении. Лишение сверхъестественных даров и изъян в естественной природе и составляют первородный грех каждого человека.

  1. Если Богородица не изъята из общего закона наследственности, то значит и она родилась в первородном грехе. Спаситель же был истинный человек, Он принял на себя все свойства человеческой природы, кроме греха; следовательно Он, по закону этой природы, питался в утробе матери от ее кровей, от ее естества. Если Богородица родилась в первородном грехе, то, значит, Спаситель – Бог, сама Святость – питался от греховной природы!
  2. Грех, даже грех первородный, делает человека рабом дьявола. Если бы грех коснулся Пресвятой Девы и остался бы на ней, то Спаситель был бы сыном рабыни дьявола. Если предположить, что она была освобождена от греха после своего рождения (например, перед Благовещением или при зачатии Спасителя), то все же Спаситель был бы Сыном бывшей рабыни дьявола.

Этого, очевидно, не могло быть, и чтобы такого не было, Господь, во имя имеющего воплотиться от нее Бога Сына, освободил ее от унаследования первородного греха. Это отсутствие греховного начала в той, утроба которой от века была предназначена принять, носить и родить Сына Божьего, должно быть абсолютным.

Догмат Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы и исповедует, что с первого мгновения соединения души Пресвятой Девы Марии с ее будущим телом она была непричастна первородному греху.

  1. Пресвятая Дева имела сверхъестественное благодатное предназначение – стать Матерью Бога; природа ее и получила сверхъестественную благодатную силу для осуществления этого материнства.

Бог Отец уготовал для прародителей земной рай; поэтому также полагается, чтобы Он приготовил достойное обиталище для Своего Сына, Искупителя. Бог Сын оградил род человеческий от рабства дьяволу и освятил св. Иоанна в утробе его матери; поэтому надлежит, чтобы Он оградил Свою Мать от власти врага и излил на нее еще большую благодать, чем на Своего Предтечу. Также надлежит, чтобы Бог Дух Святой охранил Невесту Свою, чтобы она не была порочной ни одно мгновение своего бытия.

Русская духовная миссияв Иерусалиме

Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что́ он думает иметь (Лк. 8, 16-18).

Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам. Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа. Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной (Гал. 4, 22-31).

Сегодня Святая Церковь празднует Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы, той Жены, Семя Которой – Спаситель мира Христос – сотрет главу змия. Помимо радости исполнения пророчества, данного людям еще в раю, этот праздник учит нас верить, надеяться и не сдаваться в духовной брани, даже если нам кажется порой, что мы духовно бесплодны. Ведь св. прав. Иоаким и Анна состарились в молитвах, терпя от окружающих поношения за бесчадность, прежде чем Бог услышал их мольбу. Зато дарованный им за терпение в вере плод чрева превзошел в славе и совершенстве не только всех живших на земле людей, но и бесплотных Ангелов, ибо от их Дочери, Которую ублажают все роды, произошло спасение миру.

Мы же, идущие духовным путем, когда вдруг увидим, что из мира обычных людей, из Египта страстей мы уже вышли, а в Землю Обетованную еще не пришли, застряв где-то в бесплодной пустыне, начинаем унывать и завидовать тем, кто преуспел в мирских делах. От этого наша надежда ослабевает, вера колеблется, а враг, пользуясь моментом, всевает различные сомнения.

Но не надо забывать, что наши цели неизмеримо выше и требуют больше сил, трудов и великого терпения, причем терпеть надо не только других, но и себя. Как небо отстоит от земли, так и духовное совершенство превосходит по ценности все мирские цели. Да оно и вообще недостижимо своими силами без Бога, а чтобы получить Его помощь, надо тысячу раз смириться, иначе Он не будет жить и действовать в нас.

Сегодня мы чтим память и другой святой Анны, матери пророка Самуила, житие которой не менее поучительно и говорит о том же. Она была второй женой своего мужа и, в отличие от первой, много лет не могла дать ему детей, но не унывала и продолжала молиться с верой. Один раз, когда она молилась на ступенях храма, беззвучно шевеля губами и обещая посвятить Богу будущего ребенка, священник Илий даже подумал, что она пьяна. Так выглядит наша вера в глазах рационального рассудка. Но она, будучи пророчицей, ответила: «Нет, я не пьяна, но изливаю душу свою Господу». Бог щедро вознаградил ее твердую веру и надежду, даровав ей не только небесный плод – славу Израиля, последнего судью и пророка Самуила, – но и земную радость, ибо после она родила мужу еще троих сыновей и двух дочерей.

Поистине, «возвеселись неплодная, нерождающая, воскликни и возгласи, не мучившаяся родами, – как говорит сегодня апостол Павел словами пророка Исаии, – потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа». Господь иногда намеренно оставляет Своих чад, чтобы они научились действовать самостоятельно. Духовный плод требует больше времени для созревания, но достоинство его в очах Божиих несравненно выше. Да, христианский и, особенно, монашеский подвиг не виден снаружи и непонятен людям мира, но рано или поздно он проявится и засияет.

Об этом как раз говорит сегодняшнее Евангелие: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет». Так и Бог, призвав нас на этот путь, позаботится, чтобы свет наших душ был виден, здесь ли, или в Царстве света. «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным…» Это относится и к скрытой добродетели, которой суждено обнаружиться, и к тайным грехам. Если с ними не бороться и не каяться в них, они окрепнут и когда-то станут явными всем. Евангелие дня напоминает об Иуде, который настолько был ослеплен страстью сребролюбия, что не постыдился предать своего Друга и Учителя, погубив свою душу и став самым презренным в истории человеком.

Итак, Господь призывает нас не ослабевать в вере и в духовном подвиге, надеясь на Бога и не обращая внимания на насмешки, непонимание людей мира. Но что говорить о занимающихся «землей» или язычниках, если даже представители главных монотеистических мировых религий не вмещают своим умом сути и величия православия?! В апостольском чтении на Зачатие св. Павел проводит глубокую аналогию между двумя Заветами Бога с человеком и детьми патриарха Авраама. Один его сын, Исмаил, был рожден от рабыни Агари, а другой, Исаак, – от свободной, т.е. от Сарры. Первый рожден по плоти и обречен быть рабом плоти и буквы, а второй появился чудесным образом по обетованию, чтобы наследовать свободу. К чадам Агари Апостол относит иудеев, пребывающих в рабстве закону и плоти, чад нынешнего Иерусалима, к которым позднее присоединились и собственно агаряне – мусульмане, которые в своей религиозности тоже ограничиваются исполнением определенных обрядов, пребывая в узах плоти.

Мы же, чада Нового Завета, свободны от буквы закона и не привязаны к плоти, потому что Христос освободил нас, сделав духовными. Наша мать – Вышний Иерусалим, Святая Церковь – рождает детей не для мира сего, в глазах которого она выглядит неплодной и нерождающей, бесполезной, а для Неба. И чад этих гораздо больше, потому что они святы и славны пред Богом, а это условие вечной жизни, в то время как большие по численности чада земли, удалившись от Бога, не реализовали себя в вечности.

Что же советует Апостол чадам света? Словами Писания он говорит: «Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной». Т.е. изгони из своей души страсти как рабство плоти, изгони формализм и юридизм как рабство форме, букве и преданиям человеческим. Все это мертвит, уводит от жизни, в то время как дух животворит. Стань духовным, а значит, подлинно свободным, и тогда будешь многоплодным и многочадным и наследуешь Божие достояние, вечное Царствие Христово, уготованное мудрым, верным, терпеливым и твердо уповающим на Бога, спасающего возлюбивших Его. Аминь.

Игумен Леонтий (Козлов)

В то время на земле не было более угодных Богу людей, нежели Иоаким и Анна, по непорочной их жизни. Хотя в то время можно было найти и многих живущих праведно и угождающих Богу, но эти двое превзошли всех своими добродетелями и явились пред Богом самыми достойными того, чтобы от них родилась Божия Матерь.
Такая милость им не была бы дарована богом, если бы они действительно не превосходили всех праведностью и святостью. Но как Сам Господь имел воплотиться от Пресвятой и Пречистой Матери, так подобало и Матери Божией произойти от святых и чистых родителей. Подобно тому как земные цари имеют свои порфиры, сделанные не из простой материи, а из златотканной, так и Небесный Царь восхотел иметь Пречистою Своею Матерью, в плоть Которой как в царскую порфиру, Ему должно было облечься, рожденную не от обыкновенных невоздержных родителей, как бы из простой материи, но от целомудренных и святых, как бы из материи златотканной, прообразом чего служила ветхозаветная скиния, которую Бог велел Моисею сделать из багряной и червленой материи и из виссона (Исх.27:16).

Скиния эта прообразовала Деву Марию, вселившийся в Которую Бог имел «с человеки пожити» как написано: «се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними» (Откр.21:3). Багряная и червленая материя и виссон, из которых была сделана скиния, прообразовали родителей Божией Матери, Которая произошла и родилась от целомудрия и воздержания, как бы от багряной и червленой одежды, и совершенства их в исполнении всех заповедей Господних, как бы от виссона.

Но сии святые супруги, по Божию изволению, долгое время были бездетны, – дабы в самом зачатии и рождении такой дочери была явлена и сила Божией благодати, и честь Рожденной и достоинство родителей; ибо неплодной и состарившейся женщине родить иначе невозможно, как по силе благодати Божией: здесь действует уже не природа, но Бог, побеждающий законы природы и уничтожающий узы неплодия.

Родиться от неплодных и престарелых родителей – большая честь и для самой рожденной, потому что она рождается того не от невоздержных родителей, но от воздержных и престарелых, каковыми были Иоаким и Анна, которые пятьдесят лет жили в супружестве и не имели детей. Наконец чрез таковое рождение открывается достоинство и самих родителей, так как они после долгого неплодства родили радость всему миру, чем уподобились святому патриарху Аврааму и благочестивой супруге его Сарре, родившим, по обетованию Божию, Исаака в старости (Быт.21:2).

Однако, без сомнения, можно сказать, что рождество Богородицы выше рождения Авраамом и Саррою Исаака. Насколько сама рожденная Дева Мария выше и более достойна посчести, нежели Исаак, настолько больше и выше достоинство Иоакима и Анны, нежели Авраама и Сарры.

Этого достоинства они не сразу достигли, но только усердным постом и молитвами, в душевной горести и в сердечной скорби умолили о сем Бога: и скорбь их обратилась в радость, а бесчестие их явилось предвестником великой чести, и усердное прошение руководителем к получению благ, и молитва – лучшей ходатаицей.

«Изгнание Иоакима из храма» Деталь. Беноццо Гоццоли 1491

Иоаким и Анна долгое время скорбели и плакали, что у них нет детей. Однажды Иоаким в большой праздник приносил в Иерусалимском храме дары Господу Богу; вместе с Иоакимом и все израильтяне приносили свои дары в жертву Богу. Бывший в то время первосвященник Иссахар не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетным.

«Не должно, – говорил он, – принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно и благословения Божия: наверное, у тебя есть какие-нибудь тайные грехи»

«Возвращение Иоакима к пастухам» Джотто ди Бондоне. Фреска 1304-06. Капелла дель Арена Также и один еврей из колена Рувимова, вместе с прочими приносивший свои дары, укорял Иоакима, говоря:

– Зачем ты хочешь прежде меня принести жертвы Богу? разве ты не знаешь, что ты недостоин приносить дары вместе с нами, ибо ты не оставишь в Израиле потомства?

Укоры сии очень опечалили Иоакима, и он в сильно скорби ушел из храма Божия посрамленным и униженным, и праздник для него обратился в печаль, а праздничная радость сменилась скорбью.

Глубоко скорбя, он не возвратился домой, но ушел в пустыню к пастухам, пасшим его стада, и там плакал о неплодстве своем и о поношении и укорах, сделанных ему.

Вспомнив про Авраама, праотца своего, которому уже в преклонном возрасте Бог даровал сына, Иоаким стал усердно молить Господа, чтобы Он и его сподобил такого же благоволения, услыхал бы его молитву, помиловал бы и отнял от него поношение со стороны людей, даровав в старости плод его супружеству, как некогда Аврааму.

– Да буду я, – молился он, – иметь возможность именоваться отцом ребенка, а не бездетным и отверженным от Бога терпеть укоры от людей!

К сей молитве Иоаким присоединил пост и сорок дней не вкушал хлеба.

– Не буду есть, – говорил он, – и в дом свое не возвращусь; пусть слезы мои будут мне пищею, а пустыня сия домом, до тех пор пока не услышит и не отнимет от меня поношение Господь Бог Израилев.

Точно также и жена его, будучи дома и услыхав, что первосвященник не хотел принять их дары, укоряя в неплодстве, и что муж ее от великой скорби удалился в пустыню, плакала неутешными слезами.

– Теперь, – говорила она, – я несчастнее всех: Богом отвержена, у людей в поношении и мужем оставлена! о чем плакать теперь: о вдовстве ли своем, или о бесчадии, о сиротстве своем или о том, что не удостоилась называться матерью?!

Так горько плакала она все те дни.

Рабыня Анны, по имени Юдифь, старалась ее утешить, но не могла: ибо кто может утешить ту, печаль которой глубока, как море?

Однажды Анна печальная пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула из глубины сердца и, возведя свои глаза, полные слез к небу, увидала на дереве птичье гнездо с маленькими птенцами. Зрелище сие причинило ей еще большую скорбь, и она с плачем начала взывать:

– Горе мне бездетной! Должно быть, я самая грешная среди всех дщерей Израилевых, что одна пред всеми женами так унижена. Все носят плод своего чрева на своих руках, – все утешаются своими детьми: я же одна чужда сей радости.

«Благословение Анны» Джотто ди Бондоне. Фреска 1304-06. Капелла дель Арена

Горе мне! Дары всех принимаются в храме Божием, и за чадородие им оказывают уважение: я же одна отвержена от храма Господа моего. Горе мне! Кому я уподоблюсь? ни птицам небесным, ни зверям земным: ибо и те приносят Тебе, Господи Боже, плод свой, я же одна неплодна. даже с землею я не могу сравнить себя: ибо она прозябает и выращивает семена и, принося плоды, благословляет Тебя, Небесного Отца: я же одна бесплодна на земле. Увы мне, Господи, Господи! Я одна, грешная, лишена потомства.

«Сон Иоакима» Джотто ди Бондоне. Фреска.Ок. 1305-1308 Ты, Который даровал некогда Сарре в глубокой старости сына Исаака (Быт.21:1-8), Ты, Который отверз утробу Анны, матери Твоего пророка Самуила (1Цар.1:20), призри ныне на меня и услыши молитвы мои. Господи Саваоф! Ты знаешь поношение бездетства: прекрати печаль сердца моего и отверзи мою утробу и меня неплодную соделав плодоносною, дабы рожденное мною мы принесли Тебе в дар, благословляя, воспевая и согласно прославляя Твое милосердие.

Когда Анна с плачем и рыданием так восклицала, явился ей ангел Господень и сказал:

– Анна, Анна! услышана твоя молитва, воздыхания твои прошли сквозь облака, слезы твои явились пред Богом, и ты зачнешь и родишь Дщерь преблагословенную; чрез Нее получат благословение все племена земные и будет даровано всему миру спасение; имя ей будет Мария.

Услышав ангельские слова, Анна поклонилась Богу и сказала:

– Жив Господь Бог, если родится у меня дитя – я отдам его на служение Богу. Пусть он служит Ему и прославляет святое имя Божие день и ночь во всё время своей жизни.

После сего, исполнившись неизреченной радости, святая Анна быстро пошла в Иерусалим, чтобы там с молитвою воздать благодарение Богу за Его милостивое посещение.

В то же самое время Ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал:

– Иоаким, Иоаким! Услышал Бог молитву твою и благоволит даровать тебе благодать Свою: жена твоя Анна зачнет и родит тебе дщерь, рождение которой будет радостью для всего мира. И вот тебе знамение, что я благовествую тебе истину: иди в Иерусалим к храму Божию и там, у золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я возвестил то же самое.

Иоаким, удивленный таким ангельским благовестием, славословя Бога и благодаря Его сердцем и устами за великое милосердие, с радостью и веселием поспешно отправился в Иерусалимский храм. Там, как и возвестил ему ангел, он нашел у золотых ворот Анну, молящуюся Богу, и рассказал ей об ангельском благовестии.

Также и она поведала ему о том, что видела и слышала ангела, возвестившего о рождении у нее дочери. Тогда Иоаким и Анна прославили Бога, сотворившего им такую великую милость и, поклонившись Ему в святом храме, возвратились в свой дом.

«Явление ангела Иоакиму» Беноццо Гоццоли. 1491

И зачала святая Анна в девятый день декабря месяца, а восьмого сентября у ней родилась дочь, пречистая и Преблагословенная Дева Мария, начало и ходатаица нашего спасения, о рождестве Коей возрадовались и небо и земля.

«Встреча Анны и Иоакима у Золотых ворот» Мастер жития Марии, ок. 1460, Старая Пинакотека. Мюнхен Иоаким по случаю Ее рождения принес Богу великие дары, жертвы и всесожжения, и получил благословение первосвященника, священников, левитов и всех людей за то, что сподобился благословения Божия. Потом он устроил в доме своем обильную трапезу, и все с веселием прославляли Бога.

Подрастающую Деву Марию родителя Ее берегли, как зеницу ока, ведая, по особенному откровению Божию, что Она будет светом всему миру и обновлением естества человеческого. Посему они воспитывали Ее с такою тщательною осмотрительностью, какая подобала Той, Которая имела быть Матерью Спасителя нашего.

Они любили Ее не только как дочь, столь долгое время ожидаемую, но и почитали, как госпожу свою, помня ангельские слова, сказанные о Ней, и провидя духом, что должно над Ней совершиться. Она же, исполненная Божественной благодати, таинственно обогащала тою же благодатью и своих родителей.

Подобно тому как солнце своими лучами освещает звезды небесные, уделяя им частицы своего света, так и богоизбранная Мария, как солнце, озаряла лучами данной ей благодати Иоакима и Анну, так что и они были исполнены Духа Божия, и твердо веровали в исполнение ангельских слов.

Когда отроковице Марии исполнилось три года, родители ввели Ее со славою в храм Господень, сопровождая с возженными светильниками, и посвятили Ее на служение Богу, как то обещали. По прошествии нескольких лет после введения Марии во храм, святой Иоаким умер, восьмидесяти лет от рождения. Святая Анна, оставшись вдовою, покинула Назарет и пришла в Иерусалим, где пребывала около своей Пресвятой Дочери, молясь беспрестанно в храме Божием. Прожив в Иерусалиме два года, она почила о Господе, имея 79 лет от рожденя.

О, сколь благословенны вы, святые родители, Иоаким и Анна, ради Преблагословенной вашей Дочери!

Сугубо благословенны вы ради Сына Ее, Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого получили благословение все народы и племена земные! Справедливо вас святая Церковь наименовала Богоотцами, ибо мы знаем, что от Пресвятой вашей Дочери родился Бог. ныне предстоя Ему близко на небе, молитесь, да уделится и нам хотя некая часть вашей радости нескончаемой. Аминь. Дмитрий Ростовский «Житие святых»

О чем молятся в день зачатия Пресвятой Богородицы

Святые Анна и Иоаким при своей жизни помогали всем нуждающимся и верили в божественную силу, значимость праведного пути. Несмотря на это, Бог послал им испытание – у них не было детей.

Этот момент определяет, что многие женщины, которым не получается зачать младенца, обращаются за помощью к святым. Они обладают даром исцеления.

В иконописной традиции существуют отдельные и совместные изображения праведных. Очень часто отображают момент, когда святые встретились после долгой разлуки и возвещения радостной вести и зачатии Богородицы. Они находятся в центре создаваемой композиции, которая связана со встречей ангела и рождением Марии.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Днесь безчадия узы разрешаются, Иоакима бо и Анну услышав, Бог паче надежды родити тем яве обещавает Богоотроковицу, из Неяже Сам родися Неописанный, Человек быв, Ангелом повелев вопити Ей: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак, глас 4

Прaзднует днeсь вселeнная Аннино зачaтие, бывшее от Бога: ибо та породи пaче слова Слово Рождшую.

Чтение празднику

Гал. 4, 22-31, Лк. 8, 16-21.

Где находятся мощи родителей Пресвятой Богородицы

Родителей Пресвятой Богородицы называют богоотцами. Святой Иоким скончался в возрасте 80 лет, святая Анна умерла в 70 лет. Частицы их мощей находятся в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга.

Первые церкви стали появляться на Востоке в начале 6 века, на западе только в 12 веке. Уже в середине 6 века был построен храм во имя святой Анны в Константинополе. Первый монастырь на Западе появился на территории Франции около Руана в 701 году. В последующие годы было создано огромное количество соборов и храмов, которые были воздвигнуты в честь святых. За многие столетия также были изображены святые на картинах. Святая праведная Анна изображалась на гербе многих городов, к примеру, Яхимова или Кобрина.

Что означает Непорочное Зачатие

Многие люди неправильно трактуют учение о Непорочном Зачатии Богородицы. Одни думают, что оно касается чудесного зачатия Спасителя Пресвятою Девою; другие утверждают, будто католики учат о безсеменном ее зачатии. Поэтому нелишне пояснить, о каком зачатии идет речь.
Не следует путать Непорочное зачатие Девы Марии с Непорочным зачатием Иисуса Христа. Догмат о Непорочном зачатии Богородицы не утверждает, что она была зачата бессеменным образом, а подчеркивает лишь снятие Божественной волей с Девы Марии первородного греха.

Зачатие тела Пресвятой Девы ее родителями совершилось по общему для всех людей закону природы. Сверхъестественное же воздействие Бога сказалось в момент сотворения ее души и соединение ее с телом. Не допуская ни на миг пребывания Пресвятой Девы под проклятьем и под властью дьявола, Творец в этот первый, неведомый момент соединения души и тела наделил ее обильными дарами Святого Духа. То благодатное освобождение от первородного греха, которое мы получаем при крещении, было даровано Богородице с первого мгновения ее существования.

Другое ошибочное понимание догмата заключается в выводе, будто бы из догмата следует, что Дева Мария как сохраненная от греха не нуждается в искуплении. Однако Костел прямо указывает на то, что уникальная святость «целиком дана ей Христом: Она «искуплена возвышеннейшим образом в предвидении заслуг Её Сына». Это предвидение, согласно католическому учению, выражено Марией в словах: «И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе моём» (Лк. 1, 43).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]