Тезоименитство — что значит это слово для православных

Не всем верующим известно значение слова тезоименитство. Оно звучит довольно необычно и с первого взгляда не совсем понятно, о чём идёт речь. В действительности же тезоименитство – это дата памяти святой личности, именем которой нарекли человека при крещении (иначе именины).

Для православных христиан именины играют намного более важную роль, чем день рождения. Давайте сегодня углубимся в данное понятие, узнаем, как правильно праздновать именины, в чём их отличие от дня ангела, какой подарок станет самым уместным.

Значение церковного имени для христиан

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно! Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Обряд наречения детей именем при рождении стар как мир. Со временем изменилось только значение имени в жизни человека: в древние времена его основная функция заключалась в отличии индивида от других членов общины. Ещё по нему определяли статус владельца, его социальное положение.

Сегодня многие люди верят в то, что имя оказывает серьёзное влияние на судьбу человека. Если родители были мудрыми, смогли выбрать правильное имя, то вся жизнь обладателя пройдёт легко, ему будет покровительствовать удача, а Господь подарит свою милость.

И если в обычной жизни основной акцент внимания приходится на мирское имя, то верующие христиане, прежде всего, рассматривают имя духовное. То есть то, что было получено в результате именин. Именины – представляют собой дату памяти святой личности, в честь которой назвали человека.

Для православных традиция имянаречения обладает глубинным, сакральным смыслом: они верят, что когда малыша крестят, устанавливается связь между пришедшей в мир душой и Господом. А святой тёзка передаёт ребёнку часть своих личностных особенностей, его судьба будет во многом похожей.

Тезоименитство: что это?

В православии это день, в который почитается память святого, чье имя было получено человеком при крещении. В каждый день православного календаря поминаются православные деятели и мученики, довольно часто в один день их может быть несколько. Когда младенца приносят на крещение, обычно он получает имя святого, память о котором празднуется в день обряда. Получая имя при крещении, человек получает покровительство своего небесного тезки.

Иногда именины называют «днем ангела», но это не совсем верно. Святой Феодор Эдесский утверждал, что каждому человеку Господь дает двух ангелов. Ангел-хранитель уберегает подопечного от зла и несчастий, помогает совершать добрые поступки и дела. Второго заступника люди получают после крещения – это святой Божий угодник. Он ходатайствует перед Божиим престолом, молится за каждого, кто носит его имя. Святитель Феодор полагал, как, впрочем, и все православные христиане, что молитвы угодников будут услышаны быстрее, чем молитвы земных грешников.

Как получать помощь от святого покровителя

Многие люди задаются этим вопросом. Ведь обычному мирянину может быть сложно, а подчас даже нереально идти по пути святого, который всю свою земную жизнь посвятил служению Богу. Священнослужители на этот счёт говорят следующее:

  1. Займитесь изучением жития святого покровителя – узнайте, какие духовные подвиги он совершил.
  2. Каждый день молитесь ему или просто произносите благодарные слова. Считается, что святой слышит всё молебны, обращённые к нему от подопечных, и всегда помогает им, дарует свою защиту.
  3. Соблюдайте десять Заповедей Божьих, старайтесь никогда их не нарушать и жить по примеру святого и Иисуса Христа – Бога на земле. Ставьте веру на первое место в отличие от личных удобств, интересов.

Традиции празднования

Накануне дня Ангела христиане принимали участие в вечернем богослужении, исповедовались и готовились к причастию.

В день праздника после совершения Таинства Евхаристии нужно как можно дольше сохранить радость от единения с Богом и оберегать себя от греховных мыслей и поступков. Можно собрать семью и близких за праздничным столом. Всем вместе поблагодарить Бога за дарованного посланника и за все благое, что есть в жизни.

День Ангела может прийтись на постный день среди недели или выпадает на многодневный пост. Значит, угощение должно соответствовать церковному уставу. Либо застолье переносят на дату, когда не будет пищевых ограничений.

Читайте также: Цветы бирюзового цвета ( фото)

Ангела-Хранителя можно и необходимо вспоминать не только в день крещения. К нему обращаются и во время ежедневных молитв: «Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне».

Также можно найти обращение к Ангелу в утренних и вечерних молитвах. Утром мы просим нашего небесного защитника оградить нас в течении всего дня от искушений. Чтобы он помолился за нас Господу об утверждении в вере и спасении души. Вечером мы просим нашего Ангела молиться с нами о прощении грехов, совершенных за день, о помощи быть достойными милости Божией.

Именины, день ангела и день рождения: в чём разница

Для обычных людей все три понятия, как правило, смешиваются. В действительности подобное не является верным. Давайте подробно разберём данный вопрос, чтобы вам стало понятно отличие праздничных дней.

День тезоименитства – отмечают в дату памяти святой личности, имя которой носит мирянин. В этот день за малышом был закреплён небесный помощник, заступник, оберегающий его и помогающий ему по жизни.

День ангела – припадает на дату совершения таинства крещения над новорожденным. При крещении к малышу прикрепляется ангел-хранитель, отводящий от него всякое зло, мотивирующий к праведной, духовной жизни.

Получается, что ритуал крещения дарует православным верующим сразу двух покровителей. Оба будут незримо сопровождать его на протяжение всей жизни, направляя в сторону света.

Теперь рассмотрим различие в праздновании дня рождения и именин (дня ангела):

  1. День рождения – празднуется в память о приходе в материальный мир физического тела человека. Виновник торжества получает поздравления и подарки от гостей.
  2. День ангела (именины) – отмечается в честь памяти святой личности, имя которой носит индивид, а также ангельской сущности, помогающей ему по жизни. Верующие в данное торжество ходят в храм, заказывают молитву для своего небесного покровителя. День символизирует начало духовной жизни.

Молитва благодарственная Ангелу-Хранителю

Отблагодарив и восславив Господа своего, Единого Бога православных Иисуса Христа за благодетельство Его, взываю к тебе, святый ангеле Христов, воин Божественный. Взываю с молитвой благодарственной, благодарю тебя за милость твою ко мне и за ходатайство твое за меня пред лицом Господа. Славен будь в Господе, ангеле! Каждый день мы должны молиться Ангелу-Хранителю, для создания прочной связи между нами.

Читайте также: Опаловое стекло посуда вред или польза

Искренней и чистой должна быть молитва ангелу. Кроме ежедневных молитвенных обращений существует канон Ангелу-Хранителю.

Тропарь:

От всяких напастей меня спаси и от печалей освободи, молю тебя, святой Ангел, данный мне от Бога, хранитель мой добрый. Освети ум мой и просвети меня, благой, молю тебя, святой Ангел, и мыслить о полезном мне всегда наставляй меня.

Как определить дату именин

По первой дни тезоименитства и крещения приходились на одно и то же число. Поэтому раньше новорожденные малыши крестились на 8 сутки после появления на свет, им давали имя по Святцам – в честь святого, которого вспоминали в ту дату.

С течением времени данный обычай начал понемногу сходить на нет, дети стали получать имена в честь родных, знаменитых персон либо просто те, что нравились родителям.

Если сегодня вы хотите выяснить, как определить дату именин, то нужно знать, в честь какой святой особы вас назвали. Потом откройте Святцы (церковное издание, содержащее имена всех святых) найдите ближайшее число памяти этого святого, но после официального дня рождения. Вот тогда то и можете отмечать тезоименитство.

В случае, когда ваше имя не связано с конкретным святым мужем, то в церковном календаре находится дата почтения небожителя, являющегося вашим тёзкой.

Интересный момент! Многие святые имеют в церковном месяцеслове по нескольку дат памяти. Из-за чего и возникло такое понятие как «малые именины».

Праздничный стол

«Как на [чьи-то] именины испекли мы каравай…». Помимо каравая, на столе обязательно должны были присутствовать яства с начинкой — мясные, рыбные, грибные или овощные пироги, расстегаи, вареники, блины с творогом. Царские именины отмечались с особым размахом, но и на них центральным блюдом был каравай.

Александр Половинкин в книге «Православная духовная культура» пишет, что если именины выпадают на время соблюдения поста, то вся трапеза должна состоять из постных угощений. Однако если День Ангела попадает на Великий пост, то духовенство советует переносить празднование либо на ближайшие выходные, то есть на субботу или воскресенье, либо отметить это важное событие после Пасхи, когда наступит Светлая Седмица.

Как празднуются именины: история и современность

Ещё с 17 столетия на Руси стали отмечать именины и день ангела. Для верующих людей он представлял огромное значение и предполагал специальную подготовку. Но речь шла не о приготовлении пищи, как перед обычным днём рождения. Ведь именины – символ духовного рождения, установления связи с Богом.

Поэтому они включали в себя такие этапы:

  1. С утра вся семья отправлялась в храм, там заказывали молитву о здравии (она осуществлялась у иконы небесного заступника именинника). Каждому из членов семейства следовало прикоснуться губами к образу, а также поставить свечку.
  2. Затем женщины занимались готовкой праздничного обеда, на него созывались крёстные родители, родственники, друзья и соседи.
  3. Крёстные заслуживали особенного отношения на празднике. На столе было много кушаний, но самым важным из них считался именинный пирог.
  4. Под конец празднования каждый из гостей получал с собой по пирогу и калачу. По народной примете, чем большего размера была выпечка – тем лучше владельцы дома относились к посетителям.

Интересно! При выпадении именин на дату пост их переносили, отмечали в любое другое число, когда пост завершится.

В 20-30 годы ХХ столетия, когда наступила советская власть, активно боровшаяся с христианством, вместо обычая праздновать тезоименитство внедряли так называемые «октябрины». Их символизм состоял в посвящении в советское общество.

Каждый малыш должен был побывать на одной из следующих стадий: октябрёнком, пионером, комсомольцем, коммунистом и почётным родителем. Однако, истинно верующие люди не позабыли про древний христианский обряд празднования именин.

И даже в атеистические советские годы временами проскальзывали упоминания про светлый праздник:

  • человека, празднующего день рождения, называли именинником;
  • в детской литературе того периода встречаем такие выражения как «нынче Муха-цокотуха именинница», «как на именины испекли мы каравай».

К счастью, время безбожного Советского Союза безвозвратно кануло в лету. Сегодня многие православные люди постепенно возвращаются к обычаю отмечать тезоименитство.

М

Мавра – темная – Константинопольская, диакониса, игумения: Окт. 31 – (Моисеева), мц.: Ил. 28 || Новомуч. – Фиваидская, мц.: М. 3Макария (Сапрыкина), прмц.: Д. 26 || Новомуч. – блаженная Макрина Каппадокийская, Новая, Младшая, прп.: Ил. 19 – сухая Мамелхва Персидская, мц.: Окт. 5Мамика Готфская, мц.: Мр. 26Манефа Кесарийская (Палестинская), дева, мц.: Н. 13 – данная часть Маргарита – Антиохийская – см. Марина Антиохийская – (Гунаронуло), игумения, прмц.: || Новомуч. – (Закачурина), прмц.: Д. 2 || Новомуч. *Мариам, сестра пророка Моисея: || Св. праотец; Св. отец; Син.Мариамна (Мария), сестра апостола Филиппа: Ф. 17Марина – морская – (Маргарита) Антиохийская, вмц.: Ил. 17 – Берийская (Македонская), дева, затворница, прп.: Ф. 28Марионилла Египетская, мц.: Ян. 8Мария – госпожа – Азийская, дева, мц.: Ф. 6 – Вифанская, сестра Лазаря Четверодневного: Неделя св. жен-мироносиц – Вифинская, прп. (подвизавшаяся в мужском образе): Ф. 12 – Владимирская, княгиня, мц., супруга князя Владимира Владимирского: || Влад. – (в иночестве Марфа) Владимирская, княгиня, прп.: || Влад. – (Волнухина), мц.: Окт. 8 || Новомуч. Бут. – (Грошева), прмц.: Мр. 7 || Новомуч. Бут. – (Данилова), мц.: Д. 30 || Новомуч.; Ростов. – Дивеевская (Федина), блаженная: Ав. 26 – (Дмитриевская), мц.: Д. 2 || Новомуч. – Египетская, прп.: Ап. 1; 5-я Неделя Великого поста – (Журавлева), прмц.: Д. 2 || Новомуч. Бут. – Заозерская, княгиня: || Волог. – Кесарийская (Палестинская), мц.: Ин. 7 – Клеопова, Иаковлева, Иосиева, мироносица: Неделя св. жен-мироносиц – Константинопольская, Палестинская, прп.: Ян. 26 – Константинопольская, патрицианка, мц.: Ав. 9 – (Корепова), исп.: || Новомуч.; Ростов. – (Лактионова), прмц.: Д. 26 || Новомуч. – (Лелянова), инокиня, прмц.: Ап. 4 || Новомуч. – Магдалина, равноапостольная, мироносица: Ил. 22; Неделя св. жен-мироносиц – (Мамонтова-Шашина), прмц.: С. 19 || Новомуч. – (Неизвестная), мц.: Ав. 5 || Новомуч. – Николаевна, великая княжна, страстотерпица: Ил. 4 || Костр.; Новомуч.; Петерб. – (Носова), послушница, прмц.: Ап. 27 || Новомуч. – Персидская – см. Голиндуха Персидская – Персидская, мц.: Ин. 9 – (Портнова), прмц.: || Новомуч. – (в иночестве Марфа) Псковская, княгиня, прп., супруга св. Довмонта Псковского: || Псков. – Радонежская, схимонахиня, мать прп. Сергия Радонежского: Ян. 18; С. 28 || Радонеж.; Ростов. – (Рыкова), прмц.: С. 15 || Новомуч. – сестра ап. Филиппа – см. Мариамна – (Стефани), мц.: || Новомуч. – Устюжская: || Волог. – Хиданская, прп.: Окт. 29 – (Цейтлин), прмц.: Д. 2 || Новомуч.Марфа – Азийская, дева, мц.: Ф. 6 – Антиохийская, Едесская: Ил. 4 – Вифанская, сестра Лазаря Четверодневного: Неделя св. жен-мироносиц – Дивеевская (Милюкова), прп.: Ав. 21 – (Дударенко), мц.: || Новомуч. – Каппадокийская: С. 1 – (Коврова), послушница, прмц.: Мр. 3 || Новомуч. – Московская, Христа ради юродивая: || Моск. – Персидская, мц.: Ин. 9 – Персиянка, Римская, мц.: Ил. 6 – Тамбовская, старица, прп.: || Тамб. – (Тестова), прмц.: Ап. 13 || Новомуч.Мастридия Александрийская, дева, прп.: Н. 24 – исследующая Матрона – знатная – (Алексеева), прмц.: Мр. 19 || Новомуч. – Амисийская (Понтийская), мц.: Мр. 20 – Анемнясевская (Белякова), Христа ради юродивая, исп.: Ил. 16 || Новомуч.; Ряз. – Анкирская (Коринфская), дева, мц.: М. 18; Н. 6 – (Власова), инокиня, исп.: Окт. 25 || Новомуч. – (Грошева), прмц.: Мр. 7 || Новомуч. Бут. – Константинопольская, прп. (подвизавшаяся в мужском образе): Н. 9 – (Конюхова), мц.: Д. 2 || Новомуч. Бут. – (Макандина), послушница, прмц.: Мр. 1 || Новомуч. – Московская (Никонова), блаженная: Ап. 19 || Моск.; Тул. – (Наволокина), мц.: Д. 29 || Новомуч. – Солунская (Фессалоникийская), мц.: Мр. 27Мелания Римляныня, Вифлеемская, Палестинская, прп.: Д. 31 – черная Мелитина Маркианопольская, мц.: С. 16 – медовая Милица – (Кувшинова), мц.: Ян. 23 || Новомуч. Бут. – (в крещении Евфросиния, в иночестве Евгения, в схиме Евфросиния) Сербская, княгиня: Ил. 19Минодора Вифинская, мц.: С. 10 – дар месяца Миропия Хиосская, мц.: Д. 2 – делающая миро Митродора Вифинская, мц.: С. 10 – дар матери Михаила (Иванова), схимонахиня, прмц.: С. 28 || Новомуч. Бут.Моико Готфская, мц.: Мр. 26Мстислава (Фокина), прмц.: Ф. 25 || Новомуч.Муза Римляныня, отроковица: М. 16

«Фемистоклюсы с Алкидами и мост хрустальный через речку» – мнение психолога

Ольга Шурыгина, консультант-психолог , Санкт-Петербург:

– Когда дают такие имена детям, то кто-то хочет просто выпендриться, а кто-то, возможно, думает о том, что «как вы яхту назовете, так она и поплывет». Мне кажется, что при выборе имени нужно руководствоваться музыкальным слухом и уважением к будущему ребенка, а не нагружать его своими культурологическими смыслами или своими фантазиями о красивой жизни героев эпосов и сказаний.

При неудачном выборе имени ребенок может страдать. Либо себя начать не любить и стесняться, либо родителей тайно ненавидеть. Ничего хорошего – я бы не экспериментировала. И разрешала властям в таких случаях поменять проблемное имя. Но, может, с психикой ребенку повезет, и ему будет всё равно.

И не думаю, что тяга к экзотическим библейским именам только у православных верующих проявляется. Это всё то, что уже описал Гоголь. Помните сыновей Манилова? Фемистоклюс и Алкид. Претензии на образованность и аристократизм. А меж тем у самого книжка, заложенная на 14-й странице два года уж как. Что тут еще к Гоголю добавить?!

Бывают редкие случаи, когда называют в честь кумира, о котором знают все. И то это для ребенка не здорово, но хоть понятно. Не смогли удержаться. А во всех остальных случаях – Фемистоклюсы с Алкидами и мост хрустальный через речку.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]