Требник: без чего не обойдется ни венчание, ни панихида

Вопрос из книги протоиерея Валентина Мордасова «Что посоветуете батюшка»: Разрешается ли мирянам читать молитвы из Требника для священнослужителей?

Ответ священника:

Валентин (Мордасов)

протоиерей

Читать молитвы из Требника разрешается мирянам, кроме священнических и диаконских. Например, есть такие отдаленные места, где нет церкви; там верующие сами совершают неполное отпевание, т. е. поют стихиры, читают канон, Апостол, но не читают Евангелие, разрешительную молитву, не говорят возгласов и ектений священника и диакона. Совершают даже службы таким образом; например, служат не обедню, а обедницу.

Требник — это такая богослужебная книга, в которой излагается чинопоследование треб, то есть таинств и других священных действий, которые совершаются русской православной церковью в особых случаях, и которые не входят в состав обычного храмового богослужения.


Требник — это такая богослужебная книга, в которой излагается чинопоследование разных треб

Требник получил свое название от слова «треба», что означает жертву

Свое название книга получила от слова «треба», что в древнерусском языке означало жертву, жертвоприношение. В настоящее время это книга молитвословия и священнодействия, которая совершается по просьбе одного или нескольких христиан. Обычно эти обращения происходят в особых обстоятельствах жизни.

Читать требник на azbyka.ru

В этой книге имеются такие таинства, как молебны, панихиды, отпевания, освещения домов и прочее. Сюда не входит таинство евхаристии и хиротонии.

Когда же начал существовать требник? Все чинопоследования, которые описаны в требнике, восходят ко времени апостольской жизни церкви.

Конечно, самые первоначальные требники до наших времен не дошли. Но из наиболее ранних известных источников, до нас дошел Евхологион епископа Тмуитского Сарапиона, а также небольшой сборник молитв и служб, которые содержатся в 8 главе апостольских постановлений.


Так выглядит довольно ветхий Евхологион, дошедший до наших времен

До 9 века число молитвословий постепенно увеличивалось. Например, в греческой церкви вместе со служебниками составляют одну книгу, и называется она Евхологион, по-нашему молитвослов.

Также стоит отметить и то, что до наших дней сохранились рукописи 8 и 9 веков. Это был Евхологион Барбериновской библиотеки и Евхологион Синайского монастыря, которые были найдены епископом Порфирием. В то время он отправился в путешествие на Восток.

Требник написан — на церковнославянском языке и на русском языке

Для начала стоит отметить, какие же бывают требники? Требник бывают на церковнославянском языке и на русском языке.

На славянский язык впервые требник был переведен святыми братьями Кириллом и Мефодием в 9 веке.


На славянский язык впервые требник был переведен святыми братьями Кириллом и Мефодием в 9 веке

Такой требник был в употреблении до времен великого князя Ивана Даниловича Калиты. При этом великом князе некий грек Феогност, который был поставлен митрополитом Всероссийским, решил в 1328 году перевести на славянский язык, привезенный им требник. Его требник вошел во всеобщее употребление в русской православной церкви.


Грек Феогност, который был поставлен митрополитом Всероссийским, решил в 1328 году перевести на славянский язык, привезенный им требник

Вскоре в 1564 году на Руси началось книгопечатание, и именно тогда начали издаваться первые рукописные требники при патриархах Филарете, Иосифе, Никоне, Иоакиме.

Один из патриархов решил дополнить требник приложением соборных постановлений. А вот требник, который был издан при патриархе Иосифе в 1651 году, получил название Большого требника. Затем после него Иосиф второй решил издать сокращенный вариант большого требника. Он получил название малого.

В 1687 году патриарх Иоаким решил немного улучшить эти издания, напечатав в малом требнике номоканон в сокращенном виде. Также в 1863 году в Киево-Печерской лавре митрополит Киевский Арсений благословил на издание требник дополнительный. Именно такова история создания этой книги.


В 1863 году в Киево-Печерской лавре митрополит Киевский Арсений благословил на издание требник дополнительный

История происхождения

История требника начинается во времена апостольские, когда для проведения богослужения создавали некие записи молитв, которые читались по особым случаям. Первые книги подобного характера не дошли до современности и были утеряны или утрачены до времен становления христианской Церкви.

Самым ранним примером является сборник молитв, которые записал епископ Тмуитский Евхологион. Его записи являются частью сборника «Апостольские постановления» и находятся в восьмом томе. Историки предполагают, что этот документ был составлен в IV веке в Египте, где проживал епископ.

По мере становления Церкви и расширения ее богослужений и таинств, росло количество совершаемых по особым случаям молитв вплоть до IX века. Для удобства их записывали и получались своеобразные сборники с молитвословиями, которые зачитывались в определенных ситуациях.


Все чинопоследования, описанные в требнике, появились в апостольские времена

В Греции одновременно с требником составляли и записывали и Молитвослов или Евхологион. До нашего времени дошли рукописи VIII–IX веков, которые были составлены и записаны в Барберини и в Синайском монастыре.

На территории СНГ требник появился в IX веке после того, как был переведен Кириллом и Мефодием на старославянский язык. Этот вариант составленных молитвословий сохранялся и использовался во время богослужений вплоть до царствования Иоанна Калиты.

Уже при этом великом князе митрополит Киевский Феогност дал повеление составить новый перевод, который митрополит лично привез в 1328 году в Киевскую Русь. Впоследствии именно этот вариант книги использовался повсеместно на территории России, Украины и прочих славянских государств в православных храмах.

На протяжении последующих веков, особенно с развитием книгопечатания, требники переписывались, дополнялись и исправлялись. Каждый новый патриарх вносил в сборник свои корректировки:

  1. Филарет (1619 −1633 гг.).
  2. Иоасаф (1634 −1640 гг.). При этом патриархе сборник стал включать и приложение Соборных постановлений.
  3. Иосиф (1642 — 1652 гг.). После всех корректировок и дополнений, вышедший экземпляр стал называться Большим.
  4. Никон (1652 — 1666 гг.).
  5. Иоасаф II (1667 — 1672 гг.). Этот муж выпустил сокращение, которое впоследствии стало именоваться Малым.
  6. Иоаким (1674 — 1690 гг.) включил в собрание Номоканон.

Последнее исправление было совершено в 1863 году при митрополите Арсении и с его благословения, оно было выпущено в печатном виде и получило название Требник Дополнительный. Дополнения и корректировки первых изданий привели к тому, что сегодня в богослужении используется наиболее полный и качественный сборник всех молитв.

В церковной практике существуют — большой, малый, дополнительный и малый в двух частях требники

Итак, в церковной практике существуют такие виды требника — это большой, малый, дополнительный и малый в двух частях. Разберем каждый из них подробнее.

Большой требник — состоит из 2 частей. Первая часть учебника содержит последование таких таинств, как крещение, миропомазание, венчание, елеосвящение, покаяние и другие божественные службы. Также погребение усопших, освящение воды, пострижении в монашество монахов.


Необходимые вещи для венчания молодоженов, среди которых мы видим требник, с таинством венчания

Именно этими молитвословиями русская православная церковь встречает человека еще при его рождении, а также освещает его на будущую жизнь, когда он переселяется вечность. Это говорится о таинстве крещения и таинстве погребения.

Полное утреннее молитвенное правило на церковнославянском

О живых

Помяни́, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, ми́лости и щедро́ты Твоя́ от ве́ка су́щия, и́хже ра́ди и вочелове́чился еси́, и распя́тие и смерть, спасе́ния ра́ди пра́во в Тя ве́рующих, претерпе́ти изво́лил еси́;
и воскре́с из ме́ртвых, возне́слся еси́ на небеса́ и седи́ши одесну́ю Бо́га Отца́, и призира́еши на смире́нныя мольбы́ всем се́рдцем призыва́ющих Тя:

приклони́ у́хо Твое́, и услы́ши смире́нное моле́ние мене́, непотре́бнаго раба́ Твоего́, в воню́ благоуха́ния духо́внаго, Тебе́ за вся лю́ди Твоя́ принося́щаго.

И в пе́рвых помяни́ Це́рковь Твою́ Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую, ю́же снабде́л еси́ честно́ю Твое́ю Кро́вию, и утверди́, и укрепи́, и разшири́, умно́жи, умири́, и непребори́му а́довыми враты́ во ве́ки сохрани́;

раздира́ния Церкве́й утиши́, шата́ния язы́ческая угаси́, и ересе́й воста́ния ско́ро разори́ и искорени́, и в ничто́же си́лою Свята́го Твоего́ Ду́ха обрати́. (Поклон)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй богохрани́мую страну́ на́шу, вла́сти и во́инство ея́, огради́ ми́ром держа́ву их, и покори́ под но́зе правосла́вных вся́каго врага́ и супоста́та, и глаго́ли ми́рная и блага́я в сердца́х их о Це́ркви Твое́й Святе́й, и о всех лю́дех Твои́х:

да ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м во правове́рии, и во вся́ком благоче́стии и чистоте́. (Поклон)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй Вели́каго Господи́на и Отца́ на́шего Святе́йшего Патриа́рха Кири́лла, преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы правосла́вныя, иере́и же и диа́коны, и весь при́чет церко́вный, я́же поста́вил еси́ пасти́ слове́сное Твое́ ста́до, и моли́твами их поми́луй и спаси́ мя гре́шнаго. (Поклон)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй отца́ моего́ духо́внаго (имя его), и святы́ми его́ моли́твами прости́ моя́ согреше́ния. (Поклон)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй роди́тели моя́ (имена их), бра́тию и се́стры, и сро́дники моя́ по пло́ти, и вся бли́жния ро́да моего́, и дру́ги, и да́руй им ми́рная Твоя́ и преми́рная блага́я. (Поклон)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй по мно́жеству щедро́т Твои́х вся священнои́ноки, и́ноки же и и́нокини, и вся в де́встве же и благогове́нии и по́стничестве живу́щия в монастыре́х, в пусты́нях, в пеще́рах, гора́х, столпе́х, затво́рех, разсе́линах ка́менных, острове́х же морски́х, и на вся́ком ме́сте влады́чествия Твоего́ правове́рно живу́щия, и благоче́стно служа́щия Ти, и моля́щияся Тебе́:

облегчи́ им тяготу́, и уте́ши их скорбь, и к по́двигу о Тебе́ си́лу и кре́пость им пода́ждь, и моли́твами их да́руй ми оставле́ние грехо́в. (Поклон)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй ста́рцы и ю́ныя, ни́щия и сироты́ и вдови́цы, и су́щия в боле́зни и в печа́лех, беда́х же и ско́рбех, обстоя́ниих и плене́ниих, темни́цах же и заточе́ниих, изря́днее же в гоне́ниих,

Тебе́ ра́ди и ве́ры правосла́вныя, от язы́к безбо́жных, от отсту́пник и от еретико́в, су́щия рабы́ Твоя́, и помяни́ я, посети́, укрепи́, уте́ши, и вско́ре си́лою Твое́ю осла́бу, свобо́ду и изба́ву им пода́ждь. (Поклон)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй благотворя́щия нам, ми́лующия и пита́ющия нас, да́вшия нам ми́лостыни, и запове́давшия нам недосто́йным моли́тися о них, и упокоева́ющия нас, и сотвори́ ми́лость Твою́ с ни́ми, да́руя им вся, я́же ко спасе́нию проше́ния, и ве́чных благ восприя́тие. (Поклон)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй по́сланныя в слу́жбу, путеше́ствующия, отцы́ и бра́тию на́шу, и вся правосла́вныя христиа́ны. (Поклон)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй и́хже аз безу́мием мои́м соблазни́х, и от пути́ спаси́тельнаго отврати́х, к де́лом злым и неподо́бным приведо́х;

Боже́ственным Твои́м Про́мыслом к пути́ спасе́ния па́ки возврати́. (Поклон)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй ненави́дящия и оби́дящия мя, и творя́щия ми напа́сти, и не оста́ви их поги́бнути мене́ ра́ди, гре́шнаго. (Поклон)

Отступи́вшия от правосла́вныя ве́ры и поги́бельными ересьми́ ослепле́нныя, све́том Твоего́ позна́ния просвети́ и Святе́й Твое́й Апо́стольстей Собо́рней Це́ркви причти́. (Поклон)

В требнике — молитвословия расположены в определенной последовательности

В требнике молитвословия расположены в той последовательности, в которой они обычно нужны каждому христианину. Если человек болен и это препятствует ему прийти в храм, чтобы принять таинство святого причащения, русская православная церковь позволяет на дому приобщить человека к святым тайнам христовым, именно поэтому в требнике имеется такой чин «егда случится вскоре вельми больному дати причастие».

Во второй части требника большого содержатся молитвословия различных богослужений и религиозных обрядов, это, например, молитвы на освещение вещей, здание или строений, а также, например, молитва при освещении овощей.

Здесь можно найти молитвы разрешительные от клятвы, молитвы при начале всякого труда. А также молитвы, испрашивающие благословения у Бога. Также здесь имеются молитвы святых 7 отроков Ефесских о немощным и не спящих.


Во втором разделе есть и молебное пение на разные случаи жизни. Здесь имеются чины на освящение храма

В этой же части требника есть и некоторые другие последования, которые относятся к общественному богослужению — это чин омовения ног в великий четверг, а также слова Иоанна Златоуста на великий четверг и Святую Пасху.

В этом же разделе есть и молебное пение на разные случаи жизни. Здесь имеются чины на освящение храма. Также в большом требнике есть и две дополнительные главы, которую как бы составляют третью часть требника. Первая глава содержит месяцеслов, а 2 — сословия, то есть указатель имен святых по алфавиту.

Виды и содержание

Требник был множество раз переписан и дополнен, поэтому сегодня существует несколько вариантов этого сборника. Каждый из них используется по усмотрению священнослужителей.

Большой требник — он состоит из 2 частей, которые в целом заключают все существующие в РПЦ требы. Первая часть содержит молитвословия главных церковных Таинств (крещение, помазание миром, венчание, елеосвящение и покаяние), которые должны происходить в жизни человека.


Большой требник содержит последование всех церковных Таинств

Это наиболее важные таинства, которые имеют огромное духовное значение в жизни христианина. Вторая часть охватывает все прочие молитвенные нужды, которые не оказывают глубокого влияния на душу человека, но также важны для него. В этой части можно найти молитвословия:

  • на освящение земли, квартиры и прочего имущества;
  • на освящение еды и урожая;
  • при начале работы;
  • благословение пасхальных угощений;
  • об изгнании злых духов и пр.

Кроме этих текстов, в Большом Требнике можно найти последования к общественным богослужениям (обряд омовения ног в Великий Четверг, обряд принятия в Лоно Церкви, освящение храма и пр.). После этих частей в сборнике изложено собрание канонических правил (Номоканон) и месяцеслов с указателем святых.

Малый Требник — это сокращенный вариант Большого, поэтому в нем прописаны только несколько укороченные Таинства, последования к священнодействиям и месяцеслов.

Важно! Эти молитвы чаще всего читаются приходскими священниками. Номоканон же также входит в сборник, но в его самом сокращенном варианте, содержащим только главные правила.

Дополнительный Требник — в этом собрании можно найти только чины освящения. Они читаются при благословении храмового креста, сосудов для служения, риз священника, икон и прочей церковной атрибутики. Кроме этих, тут прописаны молитвословия на освящение бытовых предметов, которые христиане используют дома.

Требник митрополита Петра Могилы — был издан в 1646 году. Целью издания этого сборника была необходимость дать украинскому народу руководство к традиционным православным церковным обрядам. Митрополит считал, что католичество оказало существенное влияние на церковь, поэтому создал, как он считал, очищенную от погрешностей и заблуждений книгу молитвословий.


Требник митрополита Петра Могилы

Существует также и множество различных изданий требников, которые выпускались с небольшими изменениями и корректировками действующих патриархов. Но все они крайне похожи и содержат молитвы к главным и второстепенным обрядам церкви.

Малый требник — представляет собой сокращенный вид большого

Малый требник — представляет собой как бы сокращенный вид большого требника. В нем содержится последование священнодействий и молитвословий, которые чаще всего нужно совершать священнику.

Первая часть большого требника вошла и в малый требник. Во второй части требника малого внесены некоторые изменения, например, есть чин освящения малого воды. Также здесь можно найти молитвы на благословение разной пищи, на освещение зданий.


Малый требник — представляет собой как бы сокращенный вид большого требника

Но есть и такие молитвы, которых нет в большом требнике. Это, например, канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Матери Господней при разлучении души от тела всякого правоверного. Здесь можно найти и молитвы, которые читаются в начале поста святой четыредесятницы.


Страница из малого требника

Требник

Требник. В 4 ч. Ч. 1. М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2013. — 528 с.

Издательством Сретенского монастыря выпущен новый Требник. В нём собраны различные чинопоследования, до этого выходившие в разных изданиях.
Требник состоит из четырёх томов. В первом томе Требника содержатся наиболее часто используемые чинопоследования. В частности, здесь можно найти порядок совершения крещения, венчания, елеосвящения, молебны о болящих, путешествующих и многое другое.

Во втором томе Требника собраны все последования о усопших.Чин Панихиды представлен в соответствии с указаниями Типикона. Также приведены чинопоследования отпевания младенцев, мирян, монахов, священников.

В третьем томе Требника содержатся преимущественно молебные пения на разные случаи. Также здесь можно найти редкие молитвословия и чинопоследования.

В четвертом томе Требника приведен чин освящения храма, а также различные последования освящений: церковных облачений, богослужебных сосудов, икон и другой церковной утвари.

СОДЕРЖАНИЕ

Том I

  • Молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча.
  • Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего.
  • Молитвы жене родильнице по четыредесяти днех.
  • Молитва жене, егда извержет младенца.
  • Молитва, во еже сотворити оглашенного.
  • Последование святаго Крещения.
  • Измовение во осмый день.
  • Молитва святых крещений вкратце, како младенца крестити, страха ради смертнаго.
  • Восполнение от иерея чина святаго Крещения, аще совершено было оное мирянином.
  • Последование о исповедании.
  • Молитва над разрешаемым от запрещения.
  • Последование, бываемое о обручении.
  • Последование венчания.
  • Молитва на разрешение венцев во осмый день.
  • Последование о двобрачном.
  • Последование малого освящения воды.
  • Поседование общего молебна.
  • Прокимны.
  • Апостолы и Евангелия.
  • Молебное пение о призывании помощи Святаго Духа пред началом всякого доброго дела.
  • Благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божием.
  • Молебное пение о недужных многих, или о едином.
  • Последование святаго елея, певаемое от седьми священников, собравшихся в церкви или в дому.
  • Чин, егда случится вскоре вельми больному дати Причастие.
  • Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице, Матери Господни, при разлучении души от тела всякого правоверного.
  • Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет.
  • Чин литии, бываемыя во днех седмицы о усопших.
  • Чин благословения в путьшествие.
  • Чин благословения в воздушное путьшествие.
  • Чин благословения хотящим по водам плыти.
  • Чин освящения колесницы.
  • Молитва на освящение всякой вещи.
  • Чин благословения нового дома.

Том II

  • Чин литии, бываемыя во днех седмицы о усопших.
  • Чин над кутиею в память усопших, на Литургии.
  • Чин над кутиею в память усопших, вечера.
  • Последование панихиды.
  • Чин погребения младенческого.
  • Последование мертвенное мирских тел.
  • Последование мертвенное над скончавшимся священником.
  • Последование исходное монахов.
  • Последование отпевания усопших в Пасхальную седмицу.
  • Чин благословения и освящения надгробного креста.
  • Чин благословения и освящения места, идеже погребатися будут телеса скончавшихся христиан, сиесть гробия (кладбища).

Том III

  • Молебное пение в новолетие.
  • Молебное пение при начатии учения отроков.
  • Молитва, егда приходит отроча учитися Священным Писанием.
  • Последование о неудобь учащихся.
  • Молебное пение в дни праздников гражданских.
  • Молебен на святую Пасху.
  • Молитва о живых.
  • Молитва молебная на всякую литию.
  • Служба на всякое прошение.
  • Служба о умножении любве и искоренении ненависти и всякия злобы.
  • Молива умиревающая во вражде сущих.
  • Молитва о сущих в запрещениях и себе клятвою связующих.
  • Молитва на брань блуда.
  • Молитва на студные помыслы.
  • Молитва бываемая прежде еже уснути, и о искушающемся во сне.
  • Молитва о дерзостно клянущихся.
  • Молитва о скверно ядших.
  • Служба о в темницах и в заточении сущих, многих или едином.
  • Канон молебный ко Пресвятой Богородице, во всякой скорби душевной и обстоянии.
  • Благословение супруг, чад неимущих.
  • Последование молебна жене пред порождением.
  • Последование молебна за болящего.
  • Молитва святых седми отроков на немощнаго и не спящего.
  • Молитва на всякую немощь.
  • Последование молебна больному пред хирургическим действием.
  • Последование молебна о немощных, обуреваемых от духов нечистых и стужаемых.
  • Последование молебна ко отгнанию чародеяний и волшебных обаваний от человека.
  • Последование молебного пения, певаемого во время бездождия.
  • Последование молебного пения ко Господу Богу нашему Иисусу Христу, певаемого во время безведрия, егда дождь многий безгодно идет.
  • Молебное пение во время губительного поветрия и смертоносныя заразы.
  • Чин молитвенный во время губительного мора скотов.
  • Чин, бываемый, аще случится чесому скверному якову-любо впасти в кладязь водный.
  • Чин, бываемый, аще случится чесому скверному или нечистому ново впасти в сосуд вина, или елея, или меда, или иного чесого.
  • Молитва над сосудом оскверншимся.
  • Молитва над пшеницею оскверншеюся, или мукою, или видом неким.
  • Чин благословения пчел.
  • Благословение роев пчельных, во улия нова всажденных.
  • Молитва на благословение нового меда.
  • Молитва в насаждение винограда.
  • Молитва на обымание винограда.
  • Молитва на благословение вина.
  • Чин, бываемый на нивах, или винограде, или вертограде, аще случится вредитися от гадов или иных видов.
  • Молитва хотящему отити в путь.
  • Последование молебного пения ко Господу Богу, певаемого во время брани против супостатов, находящих на ны.
  • Последование в сыноположение.
  • Молитва на Рождество Христово, сыном духовным.
  • Молитва в начале поста Святыя Четыредесятницы.
  • Последование в неделю Православия.
  • Молитва на благословение ваий.
  • Молитва на благословение артоса во святую неделю Пасхи.
  • Молитва на раздробление артоса в субботу Светлыя седмицы.
  • Молитва во еже благословити брашна мяса во святую и великую неделю Пасхи.
  • Молитва еже благословити сыр и яица.
  • Молитва в причащении гроздия в 6-й день августа.
  • Молитва о приносящих начатки овощей.

Том IV

  • Последование великого освящения воды святых Богоявлений.
  • Чин малого освящения воды вкратце.
  • Ин чин малого освящения воды вкратце.
  • Чин бываемый при основании церкви и водружении креста.
  • Чин молитвенный на поставление креста на верх крова новосозданныя церкви.
  • Указ о храмех, когда святити или не святити.
  • Служба на обновление храма.
  • Чин освящения храма, от архиерея творимого.
  • Последование малого освящения храма.
  • Последование освящения часовни.
  • Чин благословения и освящения иконостаса.
  • Чин благословения индитий, или одежд и покрывал Божественныя Трапезы и Жертвенника.
  • Чин благословения или освящения новых священнических одежд, сиесть: стихаря, епитрахиля, пояса, поручей и фелони.
  • Чин благословения илитона.
  • Молитва еже благословити новыя покровцы, к покровению Святых Таин служащие.
  • Чин благословения нового кивота или сосуда, в немже хранимы быти имут Божественные Христовы Тайны.
  • Чин благословения нового кивота, или иного коего сосуда, или коего-либо хранилища, крестообразно или инако к хранению мощей святых сооруженного.
  • Чин благословения и освящения сосудов служебных, сиесть: дискоса, чаши, звездицы и лжицы, с тремя их покровцы предложенных вкупе.
  • Молитва над единым сосудом служебным.
  • Чин благословения новых сосудов церковных, вкупе многих или единого, яковы суть: кадильница, кация, блюдо анафорное, копие, кукумы, сиесть водоносные сосудцы, и иные алтарные принадлежности.
  • Чин благословения кампана, сиесть колокола или звона.
  • Чин благословения и освящения иконы Пресвятыя Живоначальныя Троицы, во образе триех ангелов, или Крещения, или Преображения, или Сошествия Святаго Духа.
  • Чин благословения и освящения иконы Христовы, праздников Господских, единыя или многих.
  • Чин благословения и освящения иконы Пресвятыя Богородицы, единыя или многих.
  • Чин благословения иконы святаго, единаго или многих.
  • Чин благословения и освящения разноличных икон, предложенных вкупе.
  • Благословение креста к нощению на персех.
  • Чин благословения колива.
  • Молитва на основание дому.
  • Последование над пещию.
  • Молитва на благословение чертога.
  • Молитва о храмине, стужаемой от злых духов.
  • Молитва еже освятити какое-либо благовонное зелие.
  • Чин благословения свещ на Сретение Господне.
  • Молитва на благословение свещ церковных.
  • Чин молитвенный на копание кладезя и обретение воды.
  • Чин благословения нового кладезя.
  • Чин благословити новый корабль или лодию.
  • Чин благословения водного судна ратного, на сопротивныя отпущаемого, единаго или многих, и благословения воином, в них плыти хотящим.
  • Чин освящения воинского знамения, еже есть хоругви, и воем благословения на брань.
  • Чин благословения воинских оружий.
  • Молитва о еже благословити мрежи.
  • Молитва над сеянием.
  • Молитва во еже благословити стадо.
  • Молитва над гумном
  • Молитва над солию.

Дополнительный требник — содержит чины освящение храма и вещей для храма

Дополнительный требник — содержит чины освящение храма и вещей, которые принадлежат храму, это например, кресты, богослужебные сосуды, одежды, иконы, иконостасы, колокола.

Здесь также можно найти чин освящения артоса во время Святой Пасхи.


Дополнительный требник содержит чины освящение храма и вещей, которые принадлежат самому храму

В 1646 году был издан требник — митрополита Петра Могилы

Но это не все его виды. Также есть требник митрополита Петра могилы. Такой требник был составлен и издан в 1646 году, с целью дать его юго-западному духовенству.

Святитель составил свой требник на основе греческих евхологиев и древнеславянских письменных источников. Также в таком требнике находятся и обрядовые статьи, пастырские. В обрядовых статьях раскрывается как бы основная идея обряда и значении всех его принадлежностей.


Требник митрополита Петра могилы был составлен и издан в 1646 году, с целью дать его юго-западному духовенству

По содержанию требник Петра могилы также делятся на 3 части:

  • Первая часть имеет чинопоследования таинств и важных молитвословия, которые относятся к жизни христианина от его рождения до смерти.
  • Во второй части можно найти чины освящения и благословение принадлежностей храма и предметов быта христиан, например, одежды, иконы.
  • В третьей части можно найти молитвы на общественные бедствия, например, молитвы во время мора скота.

К сожалению, Петр могила умер до издания своего требника, именно поэтому он не успел представить его на рассмотрение всероссийского Патриарха и Собора. Именно поэтому этот требник не получил распространения и признания.


Петр Могила умер до издания своего требника, именно поэтому он не успел представить его на рассмотрение всероссийского Патриарха и Собора

Молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча

Го́споду помо́лимся.

Влады́ко Го́споди Вседержи́телю, исцеля́яй вся́кий неду́г, и вся́кую я́зю, Сам и сию́ днесь роди́вшую рабу́ Твою́, имярек, исцели́, и возста́ви ю́ от одра́, на не́мже лежи́т: зане́, по проро́ка Дави́да словеси́, в беззако́ниих зача́хомся, и скверна́ви вси есмы́ пред Тобо́ю. Сохрани́ сию́ и сего́ младе́нца, его́же роди́: покры́й ю́ под кро́вом крилу́ Твое́ю, от дне́шняго дне, да́же до после́дняго ея́ сконча́ния, моли́твами Пречи́стыя Богоро́дицы и всех святы́х, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.

Го́споду помо́лимся.

Влады́ко Го́споди Бо́же наш, роди́выйся от Пречи́стыя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, и я́ко младе́нец во я́слех возлеги́й, и я́ко де́тищь восприе́млемь бы́вый: Сам и сию́ рабу́ Твою́, днесь роди́вшую сие́ отроча́, поми́луй, и прости́ во́льная и нево́льная ея́ прегреше́ния, и сохрани́ ю́ от вся́каго диа́вольскаго мучи́тельства: и из нея́ рожде́ннаго младе́нца соблюди́ от вся́каго я́да, от вся́кия лю́тости, от вся́кия бу́ри сопроти́внаго, от духо́в лука́вых, дневны́х же и нощны́х. Сию́ же соблюди́ под держа́вною руко́ю Твое́ю, и даждь ей ско́рое воста́ние, и от скве́рны очи́сти, и боле́зни исцели́, и здра́вие и благомо́щие души́ же и те́лу да́руй, и А́нгелы све́тлыми и сия́ющими сию́ огради́: и соблюди́ от вся́каго наи́тия неви́димых духо́в, ей Го́споди, от неду́га и сла́бости, от ре́вности и за́висти, от оче́с призо́ра, и поми́луй ю́ и младе́нца, по вели́цей ми́лости Твое́й, и очи́сти ю́ от теле́сныя скве́рны, и разли́чных ей находя́щих утро́бных стуже́ний, и изведи́ ю́ ско́рою ми́лостию Твое́ю во смире́нном ея́ те́ле во исправле́ние: и из нея́ рожде́ннаго младе́нца сподо́би поклони́тися земно́му хра́му, его́же угото́вал еси́ славосло́витися и́мени Твоему́ Свято́му.

Я́ко подоба́ет Тебе́ вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Го́споду помо́лимся.

Го́споди Бо́же наш, благоволи́вый сни́ти с Небе́с, и роди́тися от святы́я Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, спасе́ния ра́ди нас, гре́шных, ве́дый немощно́е челове́ческаго естества́, прости́ рабе́ Твое́й, имярек, днесь роди́вшей, по мно́жеству щедро́т Твои́х. Ты бо рекл еси́ Го́споди: расти́теся, и умно́житеся, и испо́лните зе́млю, и облада́йте е́ю. Сего́ ра́ди и мы, раби́ Твои́, мо́лимся, и дерза́юще незло́бивым Твои́м человеколю́бием, со стра́хом вопие́м к Ца́рствия Твоего́ свято́му и́мени: при́зри с Небесе́ и виждь не́мощь нас, осужде́нных, и прости́ рабе́ Твое́й сей, имярек, и всему́ до́му, в не́мже роди́ся отроча́, и прикосну́вшимся ей, и зде обрета́ющимся всем, я́ко благ и человеколю́бец Бог прости́: я́ко еди́н и́маши власть оставля́ти грехи́, моли́твами Пречи́стыя Богоро́дицы и всех святы́х Твои́х, ами́нь.

Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего

Ведомо буди, яко по рождестве во осмый день приносится младенец от бабы к храму, и стоит пред враты храма.

Священник же творит: Благослове́н Бог наш: Трисвятое. Пресвята́я Тро́ице: И по О́тче наш: Я́ко Твое́ есть Ца́рство:

Таже отпустительный тропарь дне или святаго храма.

Священник же знаменует его чело, уста и перси, и глаголет молитву:

Го́споду помо́лимся.

Го́споди Бо́же наш, Тебе́ мо́лимся и Тебе́ про́сим, да зна́менается свет лица́ Твоего́ на рабе́ Твое́м сем, [или: на рабе́ Твое́й сей,] имярек, и да зна́менается Крест Единоро́днаго Сы́на Твоего́ в се́рдце и в помышле́ниих его́, во е́же бе́гати суеты́ мiра, и от вся́каго лука́ваго наве́та вра́жия, после́довати же повеле́нием Твои́м. И даждь, Го́споди, не отрече́ну пребы́ти и́мени Твоему́ свято́му на нем, совокупля́емем во вре́мя благопотре́бно святе́й Твое́й Це́ркви, и соверша́емем стра́шными та́йнами Христа́ Твоего́: да по за́поведем Твои́м жи́тельствовав, и сохрани́в печа́ть неруши́му, получи́т блаже́нство избра́нных во Ца́рствии Твое́м, благода́тию и человеколю́бием Единоро́днаго Сы́на Твоего́, с Ни́мже благослове́н еси́, с Пресвяты́м и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Таже в руце взем отроча, стоит пред враты храма, или пред образом Пресвятыя Богородицы, и творит креста образ, глаголя:

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во, / из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды — Христо́с, Бог наш, / просвеща́яй су́щия во тьме. / Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный, / прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших, / да́рующаго нам воскресе́ние.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]