Киевский патриархат, Московский патриархат и автокефалия. Почему в Украине три православные церкви и какие из них законны


Киево-Печерская Лавра

Украинская Православная Церковь
, самоуправляемая Церковь с правами широкой автономии в составе Московского Патриархата

  • Официальные сайты:
  • Каноническая территория: Украина и Республика Крым
  • Богослужебный язык: основной церковнославянский
  • Календарь: юлианский
  • Кафедральные соборы: Антоние-Феодосиевский в Киево-Печерской Лавре (также в Лавре резиденция митрополита и учреждения Митрополии), Воскресенский в г. Киеве (строится)
  • Предстоятель: Блаженнейший Онуфрий, Митрополит Киевский и всея Украины
  • Состав: 109 архиереев; 53 епархии; 12409 священнослужителей (2019) [1], 12069 приходов (2017), 258 монастырей (2019) [1]; 17 духовных учебных заведений (2017) [2]; 30 млн. членов (2009) [3]
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Карта епархий на Украине по состоянию между 20 июля и 25 августа 2012 г. С сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству monasterium.ru

Епархии

  1. Киевская
  2. Александрийская
  3. Балтская
  4. Белоцерковская
  5. Бердянская
  6. Бориспольская
  7. Винницкая
  8. Владимиро-Волынская
  9. Вознесенская
  10. Волынская
  11. Горловская
  12. Джанкойская
  13. Днепропетровская
  14. Донецкая
  15. Житомирская
  16. Запорожская
  17. Ивано-Франковская
  18. Изюмская
  19. Каменец-Подольская
  20. Каменская
  21. Кировоградская
  22. Конотопская
  23. Кременчугская
  24. Криворожская
  25. Луганская
  26. Львовская
  27. Могилёв-Подольская
  28. Мукачевская
  29. Нежинская
  30. Николаевская
  31. Новокаховская
  32. Овручская
  33. Одесская
  34. Полесская
  35. Полтавская
  36. Ровенская
  37. Ровеньковская
  38. Роменская
  39. Северодонецкая
  40. Симферопольская
  41. Сумская
  42. Тернопольская
  43. Тульчинская
  44. Уманская
  45. Феодосийская
  46. Харьковская
  47. Херсонская
  48. Хмельницкая
  49. Хустская
  50. Черкасская
  51. Черниговская
  52. Черновицкая
  53. Шепетовская

В Москве — Московский, в Киеве — Киевский Патриархат?

В 90-х годах прошлого века в Украине появилась религиозная организация — Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (сокращённо УПЦ КП). Ни одна Поместная Православная Церковь не признала эту новую структуру. УПЦ КП образовалась в результате совпадения амбиций церковного иерарха и властей нового независимого государства. Такова была неофициальная концепция: самостоятельная Украина должна иметь самостоятельную Церковь. Законным ли с канонической точки зрения было образование Киевского Патриархата?


Филарет (Денисенко) — глава УПЦ КП

Тысячи верующих со всей Украины

На Софийской площади собрались тысячи верующих со всех областей Украины, большинство приехали в столицу организованно. На площади установили большой экран для трансляции молебна, а также выступлений президента Украины Петра Порошенко и представителя Вселенского патриархата из Константинополя. В центре Киева были усилены меры безопасности.

  • Как в Украине объединили православных

  • Церковные расколы: что это?

    Православная Церковь была создана Господом Иисусом Христом (Евангелие от Матфея, 16:18). С апостольских времен Она руководствуется определенными правилами. Это позволяет сохранить духовное единство верующих во всем мире. Однако в церковной истории были случаи отрыва части от Вселенской Церкви. Это и есть раскол. В отличии от ереси, когда происходит искажение истинного Христианского Учения в догматических вопросах, церковный раскол приводит к нарушению канонического и дисциплинарного единства.

    «Мы веруем во святую соборную Церковь. Однако еретики и раскольники также называют свои общины церквами. Но еретики, ложно мысля о Боге, искажают саму веру, а раскольники беззаконными разделениями отступают от братской любви, хотя верят в то же самое, что и мы. Поэтому ни еретики не принадлежат вселенской Церкви, которая любит Бога, ни раскольники не принадлежат к ней» (блаженный Августин, 354-430).

    Опасность церковного раскола

    Практически всегда раскол происходит при осуждении своеволия отдельных церковных иерархов. На Литургии перестают поминать правящего патриарха, епархиального епископа, которых считают якобы «зараженными» ересью. Православный психолог Андрей Рогозянский составил психологический портрет человека, уклонившегося в раскол:

    «Сначала человек не видит оснований своих поступков и мыслей. Он допускает своеволие и осуждение, будучи занят подробным критическим разбором слов и поступков вышестоящих лиц. Интересная мысль посещает его: сделать конфликт идейным. Право же, лучше представить это борьбой принципов, стоянием за правду, против экуменизма и унии. А вовсе не банальным брюзжанием в адрес начальства… Свое положение раскольник расценивает как определенное и прочное. Достаточно один раз сказать волшебную формулу: «Прещения в мой адрес еретичествующих епископов вменяю ни во что». И: «чик-чирик, я в домике», — наступает состояние полной безмятежности»

    Опасность впадения в церковный раскол в том, что зачастую раскольники занимают позицию незыблемой правоты. Они — якобы последние и единственные во всем мире хранители истинного Православного Учения.

    «Раскольники, проливая крокодиловы слезы по поводу «нарушения» канонов Церкви, на самом деле давным-давно бросили себе под ноги и попрали все каноны. Потому что подлинные каноны основаны на вере в единство и вечность Церкви. Каноны даны Церкви, вне Церкви они недействительны и бессмысленны. Так не могут существовать законы государства без самого государства» (протоиерей Александр Федосеев).

    Личность Филарета (Денисенко)

    В 1990-х годах митрополит Киевский Филарет (мирское имя Михаил Антонович Денисенко) инициировал церковный раскол на Украине. О личности украинского иерарха вспоминают его современники, связанные с ним в церковных делах. Рассказы эти свидетельствуют об аморальных, «немонашеских» качествах Киевского митрополита. Его церковная деятельность способствовала обострению межконфессиональных противостояний на Западе Украины.

    Воспоминания архиепископа Херсонского и Таврического Ионафана

    «Вспоминается отношение Филарета к бывшему епископу Житомирскому Иоанну Боднарчуку, который стал впоследствии одним из лидеров УАПЦ. Филарет почему-то не любил владыку Иоанна. Он обвинял его в гордыне, в растратах и, даже, в женолюбии. Возможно, Филарет выполнял чьё то поручение, пытаясь выдавить его из Украины.

    Иоанн был неугоден властям (был много лет политическим ссыльным). И его, очевидно, хотели устранить. Была опасность возрождения УАПЦ и идеологи раскола искали для УАПЦ канонического епископа. Владыка Иоанн стал жертвой филаретовского шантажа. По сути дела, Филарет своим отношением к нему подтолкнул его в УАПЦ. За это потом и лишил владыку Иоанна архиерейского сана на Священном Синоде РПЦ.

    Но особенно несправедлив был Филарет к настоятельнице Корецкого женского монастыря в Ровенской епархии игумении Наталии. К инокине, из пепла восстановившей эту обитель. Как рассказывала мне игумения Наталия, её монастырь облюбовала для своего время провождения Евгения Петровна. Она приезжала туда с тремя маленькими детьми (Верой, Любой, Андреем), якобы усыновлёнными в России (в Саратовской семинарии Филарет был инспектором), и заставляла монахинь нянчить их.

    Это нарушало строгий устав монастыря и возмущало инокинь. Подумайте, в женском монастыре – маленькие дети Евгении Петровны, проживающей с ними в личной квартире экзарха Украины. Игумения Наталия отказалась принимать в монастыре Евгению Петровну и навлекла на себя лютую ненависть Филарета. Как то в порыве гнева он сильно ударил её и та потеряла сознание».

    Воспоминания архиепископа Полтавского и Кременчугского Феодосия

    «Давший обет безбрачия Филарет много лет открыто сожительствовал с Евгенией Родионовой. Она была подругой жены первого секретаря ЦК Компартии Украины Владимира Щербицкого. Дети Филарета и Родионовой жили в покоях Филарета, их экзарх выдавал за своих племянников. Реально делами Киевского экзархата заправляла Родионова, получившая от клириков за свое самодурство прозвище «Иродиада Киевская». Когда сын Филарета в советские годы попытался предать поведение отца огласке, то оказался в тюрьме по ложному обвинению в краже.

    Имя Филарета стало одиозным. Его жизнь, поведение, аморальность кидали черную тень на всю Церковь, вызывали возмущение духовенства и верующих. Для выхода из непростого положения, на Архиерейском соборе в Москве в 1992 году Филарету предложили выйти на пенсию, чтобы там каяться перед Богом в своих грехах. Перед святым крестом и Евангелием Филарет тогда обещал сделать это ради мира церковного. Вернувшись домой, Филарет разыграл комедию. Он сказал: Москва хочет избавиться от него, ведь он добивается автокефалии и желает добра Украине».

    Жажда власти

    3 мая 1990 года скончался Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Местоблюстителем Патриаршего Престола стал украинский экзарх Филарет. В православной среде стали распространяться слухи о несоответствии митрополита занимаемой должности. Поместный Собор РПЦ 7-8 июня 1990 года избрал нового Патриарха Московского и всея Руси. Им стал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий Ридигер (1929-2008). Это «поражение» подтолкнуло митрополита Филарета добиваться максимальной степени автономии УПЦ.

    С выходом Украины из состава СССР связан приход к власти националистически настроенного руководства. Одним из направлений деятельности властей был разрыв с Россией во всех сферах жизни, в том числе и церковной. Президент Украины Леонид Кравчук для укрепления новой власти желал независимой от Москвы Церкви. Для этого подходила самая влиятельная православная конфессия — Украинская Православная Церковь.

    Митрополит Филарет по личным мотивам (избежать наказания за нарушения монашеских обетов) поддержал стремление властей добиться выхода из юрисдикции Москвы. В ноябре 1991 года от имени иерархов Украинской Церкви было направлено прошение Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II о даровании УПЦ автокефалии (независимости) с учреждением Киевского Патриархата.

    Ситуация усложнялась нежеланием многих клириков, монашествующих и мирян оставлять лоно Московского Патриархата. В апреле 1992 года состоялся Архиерейский Собор, на котором рассматривался вопрос об автокефалии УПЦ. Однако в ходе дискуссии выяснилось о мизерном количестве поддерживающих данную идею иерархов. На лицо было давление со стороны украинских властей.

    Был вынесен вопрос о несоответствии занимаемой должности митрополита Филарета с предложением «мирно уйти на покой». Экзарх Украинской Церкви на Кресте и Евангелие принес обещание собрать Собор УПЦ и избрать нового предстоятеля. По возвращении же на Киевскую кафедру от митрополита Филарета последовал отказ покинуть пост.

    История[править | править код]

    С осени 1989, вследствие прекращения государственного контроля над религиозной жизнью в СССР и в связи с ростом национал-сепаратистских настроений на Украине, церковно-политическая ситуация в республике резко обострилась. В частности, среди священников и прихожан Украинского Экзархата обнаружились тенденции к обособлению от Московского Патриархата.

    При митрополите Филарете (Денисенко)[править | править код]

    9 июля 1990 в Киеве состоялось совещание Украинского епископата, который, рассмотрев сложившуюся ситуацию, констатировал, что в западных епархиях продолжается религиозный конфликт между православными и греко-католиками (униатами): процесс легализации униатской церкви на Западной Украине принял характер религиозной агрессии против Украинской православной церкви и террора по отношению к православным в этом регионе; незаконные действия униатов не пресекаются местными властями, а наоборот, последние при передаче униатам храмов принимают дискриминационные решения в отношении православных; в такого рода условиях православные, под давлением со стороны униатов и поддерживающих их местных властей, не желая принимать унию, вынуждены зачастую переходить в так называемую Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ).

    В связи с этим, епископат Украинской православной церкви принял Обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Священному Синоду Русской православной церкви, в котором содержались предложения, призванные усилить авторитет священноначалия УПЦ для более активного противостояния раскольникам из УАПЦ и униатам.

    Состоявшееся 10 июля 1990 заседание Священного Синода Украинского Экзархата одобрило это Обращение.

    Священный Синод Русской Православной Церкви 20 июля 1990 года /журнал № 112/ ознакомился с постановлением Синода УПЦ от 10 июля 1990 года и постановил рассмотреть его на внеочередном Архиерейском Соборе. Для подготовки такого Собора тогда же была образована Комиссия под председательством Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. 1 октября 1990 года /журнал № 14/ Священный Синод одобрил деятельность вышеозначенной Комиссии. Материалы и предложения по данному вопросу были направлены всем Преосвященным Русской Православной Церкви и вынесены на обсуждение и утверждение Архиерейского Собора.

    25-27 октября 1990 под председательством Святейшего Патриарха Алексия в резиденции Патриарха и Священного Синода в Свято-Даниловом монастыре состоялся Архиерейский Собор в составе 91 иерарха РПЦ. После рассмотрения Обращения

    Архиерейский Собор определил:

    1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении.

    2. В связи с этим наименование «Украинский Экзархат» — упраздняется.

    3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается Украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

    4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины».

    5. Митрополиту Киевскому и всея Украины, в пределах Украинской Православной Церкви, усвояется титул «Блаженнейший».

    6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время Богослужения.

    7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет епархии в пределах Украины.

    8. Митрополит Киевский и всея Украины как Предстоятель Украинской Православной Церкви является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.

    9. Настоящее Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви подлежит утверждению Поместным Собором Русской Православной Церкви с внесением соответствующих изменений в Устав об управлении Русской Православной Церкви.

    Первым Предстоятелем УПЦ стал митрополит Филарет (Денисенко), получивший Благословенную Грамоту Московского Патриарха Алексия II о даровании Украинской Церкви независимости и самостоятельности в ее управлении 28 октября 1990 в историческом кафедральном соборе киевских митрополитов — Святой Софии. Приезд Патриарха сопровождался массовыми беспорядками и насилием на улицах.

    22-23 ноября 1990 в Киеве проходил первый Собор Украинской Православной Церкви, созванный решением Синода УПЦ. На Соборе присутствовали правящие архиереи всех двадцати епархий республики, представители духовных школ, мужских и женских монастырей, Киево-Печерской и Почаевской лавр, клирики и миряне[3].

    24 августа 1991, после провала августовского путча, Верховный Совет Украины провозгласил Акт о государственной независимости

    .

    1-3 ноября 1991 в храме препп. Антония и Феодосия в Киево-Печерской Лавре м-т Филарет собрал Собор Украинской Православной Церкви, на котором присутствовал весь украинский епископат, делегаты от 22 епархий в лице клириков и мирян, избранных на епархиальных собраниях, представители 32 монастырей, представители духовных школ. Собор вынес следующее Постановление:

    Обратиться к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и епископату Русской Православной Церкви с просьбой даровать Украинской Православной Церкви полную каноническую самостоятельность, то есть автокефалию, поскольку провозгласит автокефалию может только высший орган Поместной Церкви в лице Собора епископов.

    22 января 1992 в Киеве состоялось епископское совещание Украинской Православной Церкви, которое приняло новое обращение к Святейшему Патриарху Алексию II, Священному Синоду и ко всем архиереям Русской Православной Церкви. В нём, в частности говорилось: «определенные силы, в том числе и из Москвы, сеют смуту среди монашествующих, духовенства и мирян в отдельных областях и тем самым фактически работают против Православия в Украине. Некоторые московские средства массовой информации развернули клеветническую кампанию против Предстоятеля Украинской Православной Церкви, пытаясь путем грязной клеветы смущать умы и сердца несведущих людей <…> в связи с провозглашением независимого государства Украина мы считаем, что наступило время дарования полной независимости Украинской Православной Церкви, дарования автокефалии».

    С аналогичной просьбой к Московскому патриарху обратился и Президент Украины Кравчук Л. М..

    Вскоре три архиерея — епископы Черновицкий Онуфрий (Березовский), Тернопольский Сергий (Генсицкий) и Донецкий Алипий (Погребняк) — дезавуировали свои подписи под Обращением

    . На следующий день, 23 января, решением Синода УПЦ они были смещены со своих кафедр.

    Священный Синод РПЦ, состоявшийся 18 — 19 февраля 1992, принял обращение к митрополиту Филарету и епископату Украинской Православной Церкви с требованием «Незамедлительно пересмотреть решение Украинского Синода от 23 января, чтобы внести мир в сердца братьев архиереев и в их скорбящую паству, взывающую ныне о справедливости в Церкви. Это позволит сохранить мир церковный и единство Украинской Православной Церкви»

    .

    31 марта 1992 в Даниловом монастыре, в Москве, открылся Архиерейский собор РПЦ, заседания которого продолжались до 5 апреля. В его деяниях участвовали 97 архиереев. С 1 по 4 апреля Архиерейский Собор обсуждал ходатайство епископата УПЦ о предоставлении Украинской Православной Церкви автокефального статуса. В своем докладе на Соборе митрополит Филарет обосновывал необходимость предоставления Украинской Православной Церкви автокефалии политическими событиями: распадом СССР и образованием независимого Украинского Государства. После доклада митрополита Филарета началась дискуссия, в которой участвовало большинство архиереев. Епископ Ульяновский и Мелекесский Прокл (Хазов) говорил в своем выступлении, что автокефалия не спасет Православие на Украине, если не будет избран новый Предстоятель УПЦ.

    Поворотным моментом в полемике явилось предложение епископа Магаданского Аркадия (Афонина) сменить предстоятеля УПЦ «так как владыка Филарет не соответствует требованиям, предъявляемым к личности, способной объединить вокруг себя всех православных клириков и мирян на Украине». Предложение было поддержано митрополитом Винницким Агафангелом, епископом Уральским Антонием (Москаленко), другими архиереями. В связи с замечанием митрополита Филарета, что он подчиняется только Собору украинских епископов, архиепископ Солнечногорский Сергий (Фомин) возразил: «Украинская Православная Церковь пока не автокефальная, у нее нет своих закрытых внутренних вопросов, которые не были бы доступны компетенции Архиерейского Собора Русской Православной Церкви».

    Подводя итог состоявшейся дискуссии, председатель Архиерейского Собора Патриарх Алексий II сказал:

    «Мы просим владыку Филарета ради блага Православия в Украине, ради нашего единства, во имя спасения Церкви на Украине уйти со своего поста и предоставить епископам Украины возможность выбрать нового Предстоятеля».

    После выступления Святейшего на уходе митрополита Филарета со своего поста настаивали митрополиты Крутицкий Ювеналий (Поярков), Псковский Владимир (Котляров), Оренбургский Леонтий (Бондарь), архиепископ Смоленский Кирилл (Гундяев). Митрополит Филарет упорствовал и отказывался это сделать. Его нежелание повлекло более резкие выступления епископов. Митрополит Владимир (Котляров) внес предложение о голосовании по вопросу снятия митрополита Филарета с занимаемого им поста.

    Тогда митрополит Филарет выступил со следующим заявлением:

    «Я чувствую, что нужен пророк Иона, и я готов им быть. Но я прошу, чтобы этого Иону бросили так, чтобы в Украине не взбунтовалось море, поэтому прошу предоставить украинскому епископату провести выборы нового Предстоятеля Украинской Православной Церкви в Киеве. Я даю архипастырское слово, что такой Собор будет проведен, что никакого давления оказываться не будет. Патриарх Алексий своим указом утвердит нового Предстоятеля. Украинская Православная Церковь должна полностью осуществить свои права, данные ей архиерейским Собором 1990 г. Также я прошу дать мне возможность продолжать служение у Престола Божия и не отправлять меня на покой».

    Святейший Патриарх поблагодарил митрополита Филарета за его готовность сложить с себя обязанности Предстоятеля Украинской Церкви, а также обещал, что тот сможет продолжить архипастырское служение на одной из кафедр Украины.

    Исходя из заявления митрополита Филарета, Архиерейский Собор принял следующее определение:

    «Архиерейский Собор принял к сведению, заявление Преосвященного Филарета, митрополита Киевского и всея Украины, о том, что во имя мира церковного он подаст прошение на предстоящем Архиерейском Соборе Украинской Православной Церкви об освобождении его от обязанностей Предстоятеля Украинской Православной Церкви. Архиерейский Собор с пониманием отнесся к позиции Преосвященного митрополита Филарета, выразив ему признательность за многолетние архипастырские труды на Киевской кафедре, благословил нести епископское служение на другой кафедре Украинской Православной Церкви».

    Раскольническая деятельность митрополита Филарета (Денисенко)[править | править код]

    7 апреля 1992, в праздник Благовещения, за богослужением во Владимирском кафедральном соборе митрополит Филарет объявил о своем отказе уйти с поста Предстоятеля Украинской Православной Церкви, что он, «взвесив сложную обстановку в Церкви и просьбы паствы и епископата УПЦ, решил остаться».

    14 апреля в Укринформагентстве состоялась пресс-конференция, на которой митрополит Филарет заявил:

    «Я прошел Голгофу. Такой Собор был первым за 30 лет моего пребывания в епископском сане. Мне дана Грамота Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1990 году на пожизненное возглавление УПЦ. Поэтому я считаю, что в сложной нынешней ситуации в Украине я не могу идти на поводу у архиереев РПЦ и оставить на произвол украинскую паству».

    Заявление получило широко освещалось в СМИ и свидетельствовало об открытом разрыве м-та Филарета с Московским Патриархатом.

    Патриарх Алексий 17 апреля 1992 письмом запросил м-та Филарета, соответствует ли действительности информация о его решении не уходить с занимаемого поста. Из Киева ответа не последовало. Не последовало ответа и на приглашение прибыть на заседание Священного Синода РПЦ, которое должно было состояться 6-7 мая 1992.

    30 апреля в Житомире состоялось Собрание представителей духовенства, монастырей, православных братств и мирян. Из архиереев на нем присутствовали митрополит Винницкий Агафангел, архиепископ Житомирский Иов (Тывонюк), епископ Кировоградский Василий, епископ Черновицкий Онуфрий, епископ Тернопольский Сергий, епископ Донецкий Алипий. Собрание выразило недоверие м-ту Филарету ввиду его обмана Архиерейского Собора, которому он дал обещание перед Крестом и Евангелием покинуть пост Предстоятеля УПЦ добровольно. Его отказ исполнить это обещание участники собрания квалифицировали как клятвопреступление. Собрание заявило так же, что оно настаивает на созыве 11 мая Архиерейского Собора УПЦ, на котором должна быть удовлетворена отставка м-та Филарета с поста Предстоятеля УПЦ.

    В это же время на имя Святейшего Патриарха Алексия II поступило Обращение, под которым Комитет по защите Православия собрал 29 тысяч подписей:

    «В связи с грубыми нарушениями канонов Церкви митрополитом Киевским и всея Украины Филаретом в отношении преданных Церкви мирян и духовенства, его использованием Церкви на Украине в политических и личных целях, усугубляющих раскол и смуту, что в результате приводит к падению авторитета Православной Церкви в Украине, просим Ваше Святейшество применить в отношении митрополита Филарета всю полноту канонического права.

    Мы, православные Украины, изъявляем желание видеть на Киевской кафедре митрополита Владимира (Сабодана)».

    6-7 мая 1992 в Москве состоялось расширенное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, в котором приняли участие и архиереи Украинской Православной Церкви. Митрополит Филарет, постоянный его член, на заседание не прибыл. Священный Синод имел суждение о новой ситуации в Украинской Православной Церкви, возникшей в связи с публичными заявлениями м-та Филарета. Синод постановил:

    «1) Решительно осудить заявления Митрополита Филарета по поводу Архиерейского Собора, ибо они не соответствуют истине и вводят в заблуждение паству. Квалифицировать их как хулу на соборный разум Церкви, действующий по водительству Святого Духа.

    2) До 15 мая с.г. митрополиту Филарету предписывается созвать Архиерейский Собор УПЦ, подать на нем прошение об отставке с поста Предстоятеля Украинской Православной Церкви и действительно уйти в отставку, как он о том торжественно обещал перед Крестом и Евангелием.

    3) В связи с чрезвычайным положением, сложившимся в Украинской Православной Церкви, митрополиту Филарету запрещается в период до архиерейского Собора УПЦ действовать в качестве Предстоятеля, а именно: созывать Синод, рукополагать архиереев, издавать указы и обращения, касающиеся Украинской Православной Церкви. Исключением является созыв Архиерейского Собора УПЦ для принятия его отставки и избрания нового Предстоятеля Украинской Православной Церкви.

    4) Все прещения и наказания, наложенные или могущие быть наложенными на архиереев, клириков и мирян в связи с выраженной ими поддержкой определения Архиерейского Собора РПЦ от 2 апреля 1992 г., считаются незаконными, а потому и недействительными.

    5) В случае неисполнения определения Архиерейского Собора РПЦ и настоящего постановления предать митрополита Филарета суду Архиерейского Собора РПЦ».

    М-т Филарет проигнорировал решения Синода. В сложившейся неординарной ситуации 21 мая Синод вынес решение временно передать функции Предстоятеля Украинской Православной Церкви старейшему по хиротонии архипастырю на Украине — м-ту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму (Руснаку). Ему было поручено до праздника Святой Троицы созвать Архиерейский Собор для того, чтобы принять отставку митрополита Филарета и избрать нового Предстоятеля Украинской Церкви. М-т Филарет почёл решение Синода неправомочным.

    26 мая 1992 м-т Филарет собрал в Киеве своих сторонников, назвав собрание Всеукраинской Конференцией в защиту канонических прав Украинской Православной Церкви

    .
    Конференция
    отвергла решения Священного Синода от 7 и 21 мая 1992 года и осудила тех украинских епископов, которые отказались признавать м-та Филарета своим первоиерархом. Участники
    Конференции
    также направили обращение Патриарху Константинопольскому Варфоломею:

    «В связи с многочисленными неканоническими вмешательствами Московской Патриархии во внутренние дела нашей Церкви и на основании того, что Украина с 1 декабря 1991 года стала независимым государством, мы доводим до сведения Вашего Святейшества, что Акт о передаче Киевской Митрополии Московскому Патриархату от 1686 года прекращает действие.

    С надеждой обращаемся к Вашему Святейшеству, что примете это ко вниманию и употребите необходимые действия для канонического упорядочения нынешнего положения нашей Церкви».

    Харьковский Собор[править | править код]

    Исполняя Определение Священного Синода от 21 мая 1992 года, м-т Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак), 27 мая собрал и возглавил Собор Украинской Православной Церкви, который по месту своего проведения вошел в историю УПЦ как Харьковский.

    14 мая митрополит Никодим послал Филарету письмо, в котором просил его выполнить свое обещание и собрать Архиерейский Собор «ради мира в нашей Церкви». Но ответа не последовало.

    На Архиерейское совещание прибыли 17 архипастырей.

    Собор внёс некоторые изменения и дополнения к Уставу УПЦ, касающиеся порядка избрания и статуса Предстоятеля УПЦ; также был расширен состав Синода УПЦ — до семи человек, четверо их которых суть постоянные. Изменялось наименование государства, в пределах которого осуществляет свою миссию УПЦ. В своих действиях, внося изменения и дополнения в Устав об управлении Украинской Православной Церкви

    , Архиерейский Собор руководствовался Разделом XIV, п. 2 действовавшего ранее Устава, гласившего: «Право внесений исправлений к этому Уставу имеет Собор епископов с последующим утверждением Собором Украинской Православной Церкви».

    Основным деянием Харьковского Собора было выражение недоверия митрополиту Филарету, смещение его с Киевской кафедры, с поста Предстоятеля Украинской Православной Церкви и зачисление его за штат в связи с неисполнением клятвенного обещания уйти с поста Предстоятеля Украинской Церкви, данного им на Архиерейском соборе РПЦ 31 марта — 5 апреля 1992 года. Данное деяние совершилось в отсутствие митрополита Филарета, отказавшегося прибыть на Архиерейский Собор УПЦ и проигнорировавшего неоднократно посылаемые ему вызовы. За учинение раскольнических действий Собор в качестве предсудебной меры запретил митрополиту Филарету священнослужение впредь до окончательного решения по этому вопросу Архиерейского Собора РПЦ.

    После этого, на основании Раздела V, п.п. 12,13 Устава состоялось избрание нового предстоятеля УПЦ. Во втором туре г-н Владимир (Сабодан) получил 16 голосов и был избран митрополитом Киевским и Предстоятелем Украинской Православной Церкви.

    При митрополите Владимире (Сабодане)[править | править код]

    26 июня 1992 в Киево-Печерской Лавре начал свою работу первый Собор Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Владимира. В работе Собора приняли участие весь епископат УПЦ, представители духовенства, мирян всех епархий, монастырей и духовных школ. Как высший законодательный орган в Церкви, Собор постановил: «Признать Архиерейский Собор в Харькове от 27-28 мая 1992 года каноничным и утвердить все его деяния и постановления, которые считать законными». Собор единогласно утвердил все поправки, внесенные на Харьковском Архиерейском Соборе в текст Устава по Управлению УПЦ, и засвидетельствовал свое неизменное единство и верность Святому Вселенскому Православию.

    Участники Собора единодушно осудили деятельность низложенного м-та Филарета и подтвердили постановление об освобождении его с поста Предстоятеля УПЦ и извержение его из священного сана. Собор обратился с просьбой к Президенту Украины Л.Кравчуку, призвав его «помогать [митрополиту Владимиру] во всех служебных делах по наведению порядка и мира в Церкви». Собор сделал заявление по поводу состоявшегося накануне так называемого Всеукраинского Православного Собора

    , отмежевавшись от его решений как незаконных.

    На Юбилейном Архиерейском Соборе в Москве в августе 2000 было заслушано выступление Предстоятеля Украинской Православной Церкви м-та Владимира о положении Православной Церкви на Украине. Велась острая дискуссия относительно изменения канонического статуса УПЦ. В результате обсуждения вопроса было принято решение воздержаться от каких-либо действий, которые бы могли привести к углублению регионального разделения Украины и явиться причиною новых церковных расколов.

    Юбилейный Архиерейский Собор УПЦ 2000 принял Определение об Украинской Православной Церкви, которым подтвердил статус управленческой независимости и самостоятельности Украинской Православной Церкви. Рассмотрев Обращение Епископата УПЦ об «уточнении канонического статуса» Православной Церкви на Украине, Собор 22 ноября заявил:

    «Пребывая в каноническом единстве с Московским Патриархатом, мы имеем реальную возможность влиять на его церковную политику, что никак не возможно сделать извне. Вместе с тем, УПЦ вместе с РПЦ представляет собой самую многочисленную юрисдикцию, обладающую влиятельным и авторитетным голосом в православном мире. Кроме того, неоценимый вклад наше каноническое единство вносит в создание дружеских отношений между Украиной и Россией и является залогом мира и стабильности — как между государствами, так и в них самих. Если же политические силы в Украине не могут воспользоваться возможностями УПЦ в вопросах, в которых наши интересы совпадают, то это случается не через Ее слабость или связь с Москвой, а через отсутствие конструктивного диалога с Церковью. К сожалению, наши оппоненты не в состоянии мыслить на далекую перспективу, поскольку их мысли оказались замкнутыми в узких границах примитивного большевистско-националистического мировоззрения или меркантильностью западной идеологии <…>»

    .

    В 1995 Вселенский Патриарх Варфоломей принял в свою юрисдикцию УПЦ в США и УАПЦ в диаспоре. Сложившаяся ситуация, а также постоянные апелляции со стороны украинских государственных чиновников дали Вселенскому Патриарху основание для вмешательства в вопрос преодоления кризиса в Православии на Украине. Последний в апреле 1996 заявил о своей готовности помочь УПЦ в получении независимости, даже без соответствующих прошений Церквей, а только лишь на основании личного обращения Президента Украины Л.Кучмы.

    В 1997 напряжение между Константинополем и Москвой, вызванное Эстонским вопросом, спало. Это послужило тому, что на состоявшейся в сентябре месяце встрече Патриархов в Одессе, г-н Варфоломей подтвердил, что раскол украинского православия является внутрицерковным вопросом Московского Патриархата.

    В феврале 2000 умер глава УАПЦ Димитрий (Ярема). Согласно его завещанию, обязанности главы УАПЦ должны были перейти к принятому в 1995 в юрисдикцию Константинополя митрополиту Иринупольскому Константину (Баган) из УПЦ в США. Осуществление на практике такого шага означало бы переход УАПЦ под омофор Константинопольской Патриархии. Свою озабоченность таким ходом событий высказала на переговорах в Женеве 28-29 марта 2000 г. делегация РПЦ. Она предупредила Константинопольский Патриархат, что возможные лишенные канонического основания меры Константинополя по принятию в свою юрисдикцию раскольников на Украине неизбежно повлекут за собой возмущение со стороны верующих канонической юрисдикции УПЦ.

    Во время переговоров представителей Московского и Константинопольского Патриархатов в июне 2000 в Цюрихе представители Константинопольского Патриархата предложили провести переговоры с участием представителей УПЦ, раскольнических группировок, а также представителей государственных структур Украины. Таким образом, сложилась ситуация, при которой Константинополь и Москва заняли относительно переговорного процесса разные позиции. Если Константинопольская Патриархия считает приемлемым активное участие украинских властей в разрешении церковного украинского вопроса, то Московская Патриархия стоит на позиции, что это — вопрос внутрицерковный, а поэтому и разрешиться должен без влияния извне.

    1 июня 2000 состоялись переговоры делегации правительства Украины во главе с вице-премьером М. Жулинским с Константинопольским Патриархом Варфоломеем. Жулинский передал устное приветствие от Президента Украины, просил Патриарха Варфоломея оказать содействие украинскому Православию в объединении и получении им автокефалии. Святейший Варфоломей ответил, что Вселенская Патриархия однозначно заинтересована в скорейшем получении украинским Православием канонической автокефалии, которую может дать только Церковь-Мать, то есть Вселенский Патриархат; «Московский Патриархат, — сказал он, — такого права не имеет». В подтверждение своего тезиса Варфоломей напомнил, что Православная Церковь в Америке, получившая статус автокефалии от РПЦ в 1970, Константинополем в таковом статусе до сих пор не признана. В такой же ситуации находится и Автономная Церковь Японии.

    «Украинская Православная Церковь»: дитя раскола

    27-28 мая 1992 года Украинская Православная Церковь в лице Архиерейского Собора признал вину Филарета Денисенко в клятвопреступление. Его освободили от занимаемого поста и лишили сана.

    «За жестокое и высокомерное отношение митрополита Филарета (Денисенко) к подведомственному духовенству, диктат и шантаж,

    внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих,

    клятвопреступление,

    публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор,

    совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения,

    учинение раскола в Церкви:

    Извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире» (Судебное деяние Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 11 июня 1992 года).

    Предстоятели

    • Антоний (Храповицкий) (1918 — 1919 (1921))
    • Алексий (Громадский) (19 июля 1941 — 7 мая 1943)
    • Дамаскин (Малюта) (6 июня 1943 — 1944)
    • Пантелеимон (Рудык) (апрель 1944 — 5 апреля 1946), архиеп. Киевский и Галицкий
      [13]
    • Филарет (Денисенко) (25-27 октября 1990 — апрель 1992)
    • Никодим (Руснак) (апрель — 27 мая 1992) и/о предстоятеля, митр. Харьковский.
  • Владимир (Сабодан) (27 мая 1992 — 5 июля 2014)
    • Онуфрий (Березовский) (24 февраля — 13 августа 2014), местоблюститель митрополичьей кафедры, митр. Черновицкий
  • Онуфрий (Березовский) (c 13 августа 2014)
  • Образование Киевского Патриархата

    В конце июня 1992 года лишенные священнического сана монахи Филарет (Денисенко) и Иаков (Панчук) вместе с лже-епископами Украинской Автокефальной Православной Церкви и представителями власти формально организовали Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата. При этом объявлялось о переводе церковной казны УПЦ в собственность новоутвержденной организации. «Украинская Православная Церковь» Киевского Патриархата была создана без участия духовенство. Совершенно не учитывалась воля православного украинского народа.

    На Украине националисты захватили многие приходы и передали УПЦ КП. Так раскольники завладели и киевским Владимирским Собором. Однако завладеть Киево-Печерской Лаврой им не удалось.

    Ставропигии

    • Киево-Печерская Успенская Лавра (мужская)
    • Почаевская Успенская Лавра (мужская)
    • Глинская Богородице-Рождественская пустынь (мужская)
    • Городненский Александро-Невский монастырь (с 20 декабря 2012 [14], женский)
    • Городницкий Георгиевский монастырь (мужской)
    • Житомирский Анастасиевский монастырь (женский)
    • Зимненский Святогорский Успенский монастырь (женский)
    • Немировский Троицкий монастырь (женский)
    • Севастопольский Паисиевский монастырь (мужской)
    • Чоповичский Афонский монастырь (женский)

    Ранее бывшие ставропигиальными

    • Кагарлыкский Варваринский монастырь (15 марта 2013 — 1 апреля 2015 [15], женский, ныне в ведении Белоцерковской епархии)

    Неканоническая Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата

    По исторически сложившимся правилам ос­но­ва­ни­ями для предоставления ав­то­но­мии какой-либо Церкви необходимы определенные условия. Среди них на­хо­ж­де­ние на территории другого го­су­дар­ства в географической удаленности от Поместной Цер­кви, эт­нические особенности населения страны. Решение о предоставлении автокефалии принимается на Церковном Соборе. При этом должна соблюдаться апостольская преемственность, то есть сохранение непрерывной череды рукоположения епископов.

    Зачастую раскольники говорят, что Церковь получает каноничность и благодать Господа, а не решением Собора или Священного Синода. Это справедливо. Но Божью благодать и законность имеет лишь одна Церковь, созданная Спасителем в Искупительной Жертве. Раскольнические же сообщества возникают вследствие человеческих грехов: жажды власти, гордости, самолюбия. Церковные Соборы и Священный Синод выступают высшим органом Церкви. При возникновении раскола на Соборе лишь констатируют факт впадения и упорствования раскольников в грехе гордости, лишающего спасающей Божией благодати.

    «Разные раскольнические сообщества, которые отделились от Истинной Православной Церкви Христовой, не имеют спасающей благодати Божьей. И поэтому не могут называться, по сути, церквами. Ведь Церковь там, где сохраняется правильная вера в Бога и верность ей, которою благовествовал Сам Иисус Христос и передал ее нам через своих апостолов. Святой Киприан Карфагенский пишет: «Вне Церкви не может быть не только христианской жизни, но и христианского учения. Потому что всякое отделение от Церкви непременно связано с искажением веры» (архиепископ Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф Губень).

    Решение о создании УПЦ КП было принято не на Соборе, а по инициативе и под давлением представителей государственной власти. Так называемый «Киевский Патриархат» не имеет преемственности в рукоположении епископов. Поэтому данная религиозная организация не является канонической.

    «Церковь может быть только одна — это Церковь, которую создал Господь Иисус Христос. А так называемые церкви, которые создают раскольники или политики, не настоящие.

    Известно, что границы Церквей исторически менялись. Это не какой-то неподвижный факт, это живой процесс. Но не подобает политикам создавать внутри Церкви какие-то границы. Это исключительно внутрицерковный вопрос» (митрополит Волоколамский Иларион).

    УПЦ МП в цифрах

    По данным УПЦ МП, ее прихожанами являются 35 млн верующих (более 80% населения страны). По состоянию на 30 ноября 2022 года УПЦ МП состоит из 53 епархий и 12 тыс. 69 приходов. В клире церкви 85 архиереев (52 епархиальных и 33 викарных), 12 тыс. 283 священнослужителя, из которых 11 тыс. 312 — священники и 971 — диаконы. На территории Украины действует 251 монастырь, в которых послушание несут 4 тыс. 412 монахов (1 тыс. 685 монахов и иноков, 2 тыс. 727 монахинь и инокинь). В 17 духовных учебных заведениях УПЦ МП на дневном отделении обучаются 1 тыс. 429 студентов.

    «Украинская Православная Церковь»: современная ситуация

    Священноначалие канонической Церкви неоднократно призывало монаха Филарета принести покаяние и оставить свою раскольническую деятельность. На Архиерейском Соборе РПЦ 18-23 февраля 1997 года самопровозглашенной «Патриарх Киевский» был отлучен от Церкви и предан анафеме (проклятию).

    По сей день УПЦ КП как отдельная самостоятельная религиозная организация не является признанной ни одной Автокефальной Православной Церковью.

    В конце 2022 года при поддержке политической власти был созван так называемый «Объединительный» Собор всех Церквей Украины. В результате появилась новая религиозная структура — Православная Церковь Украины (ПЦУ). Одновременно сообщалось о прекращении деятельности УПЦ КП. Однако через полгода Филарет Денисенко инициировал созыв нового «Поместного Собора», где он сообщил о восстановлении УПЦ КП.

    Каноничность Таинств в УПЦ КП

    Совершаемые Таинства имеют благодатность и спасительность только при православном исповедании веры и наличии апостольского преемства церковных иерархов. Исходя из нарушения этих условий Таинства, совершаемые в УПЦ КП, не каноничны.

    Во-первых, в 2007 году «Украинская Православная Церковь» Киевского Патриархата утвердила Историко-Каноническую Декларацию, ставящую под сомнение чистоту веры у раскольников. Во-вторых, в УПЦ КП отсутствует апостольская преемственность. Это Церковь была образована мирянами без участия епископов. Как следствие, все совершаемые «Таинства» в Ней лишены благодати Святого Духа и недействительны. Это лишь внешнее повторение формы обрядов.

    «За учинение раскола, его инициатор и возглавитель М. Денисенко на основании церковных правил лишен не только всех священных степеней и монашества, но и отлучен от Церкви. Поэтому все его действия, (которые он кощунственно именует таинствами), и действия его подчиненных к Церкви Христовой никакого отношения не имеют. Они не только безблагодатны, но и кощунственны. На сегодняшний день «крещеные» в «Киевском Патриархате» принимаются в Православную Церковь через Таинство Крещения, не перекрещивания, а именно Крещения, поскольку то, что совершают раскольники, Таинством не является» (митрополит Киевский и всея Украины Владимир Сабодан, 1935-2014).

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]