Древо жизни: история Адама и Евы в Библии и в хадисах от Имамов (А)


Сотворение жизни

Бог, создав Землю и увидев, как она хороша, можно сказать, решил подарить ее человеку. Первых людей он сотворил, приняв за основу свой образ. (Быт.1:27). Наблюдая за Адамом в Эдемском саду, он понял, что мужу нужна жена. В забытье, одолевшем Адама, появилась Ева. Жена вышла из ребра мужа. И навел Господ Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию» (Быт.2:21).

Жили они в раю, пока не покусились на запретный плод Дерева Добра и Зла. Проведав об этом, Бог не остался милостивым к своим созданиям. Им пришлось стать изгнанниками из Эдема. Чтобы никогда не допустить людей до Дерева Жизни, около него оставался херувим в качестве охранника. «Поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3:24). Ведь вкусив от Дерева жизни, Адам смог бы жить вечно.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Всё ближе и ближе великий праздник — торжество Боговоплощения, рождения Богомладенца. Два воскресенья (или две недели), предшествующие Рождеству, именуются неделей святых праотец (в этом году — 30 декабря) и неделей святых отец (совпадает с рождественским Сочельником — 6 января). В эти одни Церковь вспоминает ветхозаветных праведников, в их числе и предков Спасителя по человечеству Его. За Божественной литургией мы услышим Евангелие от Матфея, самое его начало: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари…»

На вопросы о земной родословной Господа нашего и Спасителя, о ее значении для нас, сегодняшних христиан, отвечает Алексей Кашкин — заведующий Библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии, наш давний и постоянный собеседник.


— Алексей Сергеевич, для начала напомним читателям, что родословие Иисуса Христа содержится также в Евангелии от Луки (3, 23), но там оно изложено иначе: не вниз, а вверх по течению времени, в прошлое, и не до Авраама, а до Адама, и затем — Самого Создателя. А почему это было так важно для евангелистов — привести родословную Спасителя? Что они таким образом нам показывают?
— В Ветхом Завете множество родословий, можно сказать, что он весь представляет собой огромное родословное древо. Для древних иудеев родовые записи были очень важны, потому что через принадлежность к своему роду, к одному из двенадцати (по числу сыновей Иакова-Израиля) колен человек чувствовал свою причастность событиям Священной истории, ощущал себя частью богоизбранного народа — народа, о котором Бог сказал праотцу Аврааму: и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя (Быт. 17, 2). Вспомним, как Сам Христос сказал о раскаявшемся мытаре Закхее: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама (Лк. 19, 9). Но главная цель приведенных родословных — показать, что Мессия, Христос, происходит из дома Давидова и из колена Иудина. Ведь именно о таком происхождении Мессии говорят ветхозаветные пророческие обетования: Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов (Быт. 49, 10). И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его (Ис. 11, 1).

— Иосиф не был отцом Иисуса по плоти, Богомладенец зачат от Духа Святого; почему же оба евангелиста, Матфей и Лука, сообщая об этом, приводят родословие Иосифа и как бы никакого противоречия здесь не видят? Лука, правда, оговаривается: был, как думали, Сын Иосифов… (3, 23). Но, если только думали, зачем же родословная мнимого отца? Логичнее было бы изложить родословную Матери.

— Как мы помним, Пресвятая Дева была единственной дочерью Своих родителей, святых праведных богоотцев Иоакима и Анны, то есть единственной наследницей удела Своего отца. По иудейскому Закону, всякая дочь, наследующая удел в коленах сынов Израилевых, должна быть женою кого-нибудь из племени колена отца своего, чтобы сыны Израилевы наследовали каждый удел отцов своих (Числ. 36, 8). Таким образом, Иосиф и Мария принадлежали к одному племени (роду). Не исключено также, что этот закон в иудейской практике расширился и как бы стал нормой, так, что уже все девушки, независимо от того, являются ли они единственными наследницами своих отцов или есть другие наследники, стали к тому времени выходить за представителей своего клана. Поэтому в данном случае достаточно показать происхождение Иосифа, чтоб подтвердить: он — сын Давидов (см.: Лк. 2, 4). Ветхозаветные родословные — это именно списки мужских имен. Кроме того, праведного Иосифа Обручника Церковь чтит как одного из богоотцев — ведь не случайно именно ему был вручен Сын Божий, доверено Его воспитание. Иосиф спас Его жизнь, увезя Его вместе с Матерью в Египет (см.: Мф. 2, 13–15), Иосиф был хранителем Его детства, он, как и Мария, с великой скорбью искал отрока Иисуса, потеряв Его в Иерусалиме (см.: Лк. 2, 42–50).

— Почему сами перечни имен так различаются? Например, если судить по Луке, отец Иосифа носил имя Илий, а у Матфея он Иаков.

— Есть версия, что Иосиф Обручник был рожден в так называемом левиратном браке. По иудейскому закону, если мужчина умирал бездетным, его брат должен был взять в жены его вдову, дабы восстановить семя брату (см.: Втор. 25, 5; Лк. 20, 28). Илий умер бездетным, и Иаков произвел на свет детей, которые юридически считались детьми Илия, хотя фактически были детьми Иакова. Скорее всего, евангелист Матфей в своей родословной называет имя биологического отца, об этом говорит глагол «родил»; а Лука называет имя отца юридического. А поскольку Илий и Иаков были братьями сводными — сыновьями одной матери, но разных отцов — то и дальше нити родословных расходятся и сходятся только на Зоровавеле. Другие расхождения могут быть объяснены сходным образом или пропуском нескольких поколений (глагол «родил» не всегда означает «был его отцом»; «родивший» мог быть и прадедом, и прапрадедом).

— Почему Матфей спускается по течению времени, начиная от Авраама, а Лука восходит до Адама и Самого Бога?

— Евангелие от Матфея — самое раннее, евангелист писал его для своих соплеменников-иудеев. А греческий врач Лука в самом начале своего повествования обращается к греку Феофилу. И его цель — проповедать Слово Божие всем народам, показать его вселенское значение, родство Иисуса Христа всему человечеству.

— Теперь давайте поговорим о «персоналиях». Кем они были, какими они были — предки Богочеловека? За Адамом, грехопадение которого искупил Своей крестной жертвой «новый Адам» — Христос, следует его сын Сиф…

— Праотец Сиф — родоначальник праведников на земле. Ева родила Сифа после того, как ее первенец Каин совершил первое на земле человекоубийство и был Самим Богом изгнан с земли, дарованной Адаму (см.: Быт. 4, 10–13).. Когда у Сифа родился сын Енос, люди начали призывать имя Господа Бога, то есть начали совершаться первые богослужения (см.: Быт. 4, 26). Седьмой от Адама — Енох: праведник, который ходил пред Богом и был во плоти взят от земли на Небо (см.: Быт. 5, 22–24). Далее среди предков Христа, перечисляемых евангелистом Лукой, мы видим праведного Ноя, который обрел благодать пред очами Господа (Быт. 6, 8), и семейству которого было даровано спасение во время Всемирного потопа; и затем его сына Сима, который, в отличие от родного брата Хама, имя которого стало нарицательным, проявил уважение к своему отцу (см.: Быт. 9, 20–25). А среди потомков Сима мы видим Фарру, затем праотца Авраама, с которым Бог заключил завет, рожденного им в глубокой старости по обетованию Божию Исаака, затем патриарха Иакова и Иуду — одного из двенадцати сыновей Иакова, родоначальников колен. Иисус Христос — лев от колена Иудина, корень Давидов (Откр. 5, 5).

— Но ведь среди предков Христа не только праведники, не только те, кто почитал истинного Бога. Чего стоит перечень иудейских царей эпохи, предшествовавшей вавилонскому пленению — собственно, по их вине это произошло: Ахаз, Манассия, Амон, Иоаким, Иехония…

— Да, это люди, ответственные за впадение Иудеи в язычество и за вавилонский плен. Раскаяние плененного царя Манассии (см.: 2 Пар. 33, 12) могло спасти лично его, поскольку Господь приемлет покаяние всякого грешника; но не могло уже исправить ситуацию в целом. А возвращение евреев из вавилонского плена и строительство второго Храма произошло благодаря тем праведникам, которые оставались в иудейском народе. И, может быть, благодаря праведным царям Езекии и Иосии — они тоже среди предков Спасителя.

— Хотелось бы также услышать о Зоровавеле…

— Благодаря вождю общины вернувшихся из плена иудеев Зоровавелю начинает отстраиваться город Иерусалим и храм (см.: 1 Ездр. 3). Зоровавель — потомок Давида, вернувшиеся из рабства иудеи связывают с ним не только надежды на возрождение династии, но и мессианские чаяния. В книге пророка Аггея (2, 23) Господь Саваоф говорит: В тот день <�…> Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой <�…> и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя. Печать в ту эпоху — то, что имело особую ценность, подлежало особому хранению. Зоровавель будет сохранен, как печать, и в потомстве его родится Мессия.

Христос пришел спасти грешников, вот почему среди его земных предков — не только праведники. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Христу должно удивляться не только потому, что воспринял на Себя плоть и соделался человеком, но и потому еще, что порочных людей удостоил быть своими сродниками, не стыдясь нимало наших пороков».

— В родословной, приводимой евангелистом Матфеем, четыре женских имени: Фамарь, Рахава (Раав), Руфь и «бывшая за Уриею» — Вирсавия. И с каждой из этих женщин связана особая история. Хитрая Фамарь, овдовев, обманом приобретает детей (близнецов Фареса и Зару) от собственного свекра Иуды (см.: Быт. 38, 13–30); блудница Раав (см.: Нав. 2) из враждебного Израилю Иерихона спасает собственную жизнь и жизни всех своих родственников, укрыв в своем доме разведчиков Иисуса Навина; моавитянка Руфь подает пример верности народу своего покойного мужа и получает награду в виде счастливого брака с Воозом (книга Руфь); наконец, Вирсавия — это падение царя Давида, это его грех и раскаяние, увековеченное всем известным 50‑м псалмом; однако же от этой греховной связи рождается Соломон, строитель Храма. Но почему эти женщины упомянуты, а другие жены и матери — нет?

— Женщина упоминается там, где события Священной истории пошли по совершенно особому и непредвиденному для людей пути; когда к рождению ребенка привели необычные семейные обстоятельства. Праведные Сарра, Ревекка, Рахиль не упоминаются, потому что здесь все шло по плану: выбор супруги, брак, дети от этого брака. А в этих эпизодах все иначе: Фамарь не должна была беременеть от свекра, Вооз — жениться на иноплеменнице, рожденной в язычестве Руфи, великий Давид не должен был впадать в грех… Но в результате этих непредвиденных событий продолжилась ветка, ведущая к Богочеловеку. Все непредвиденное, вторгающееся в нашу жизнь — от Господа, Промысл Которого для нас непостижим.

Газета «Православная вера» № 24 (619)

Потомки первых людей

При рождении детей люди благодарят Господа. Ева, родив первенца, нареченного Каином, была уверена, что приобрела его от Всевышнего (Быт.4:1). За убийство Авеля, рожденного из той же утробы, Каин сделался изгнанником и скитальцем.

Всемирный Потоп кладет конец роду Каина.

У Адама и Евы родился также сын Сиф. Проследить всех потомков Сифа до Ноя можно в пятой главе книги Бытия. Ламех пребывал в уверенности, что Ной, достойнейший из сыновей, способен быть примером и «утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь» (Быт.5:29).

Ноя, как человека праведного и благочестивого, избрал Господь для продолжения людского рода. Всех тех, кто был склонен к разврату и злодеяниям, Бог истребил, прибегнув к потопу. 40 дней и 40 ночей изливался дождь на землю. Ной с сыновьями Симом, Хамом и Иафетом спаслись в ковчеге.

Сыновья Адама

Александр Чубенко, интернет-журнал «Коммерческая биотехнология»

«Популярная механика» №10, 2007

С помощью меток, оставленных случайными мутациями на Y-хромосоме, вы можете проследить свою родословную по мужской линии вплоть до Адама. Правда, не библейского.

Вопрос «откуда есть пошла?..» для целых племен и народов до недавнего времени решался с помощью данных истории, археологии, лингвистики и других не очень точных наук. Определить свою личную родословную любой человек мог с помощью архивов ЗАГСов, ревизских сказок, церковноприходских книг — на три, пять, хорошо если на 10–15 поколений.

Сейчас любой из нас может определить свою родословную до прародителей человечества. Правда, не библейских, а молекулярно-генетических — «митохондриальной Евы» и «Y-хромосомного Адама». К ним, жившим в Юго-Восточной Африке (по самым общепринятым из условных и приблизительных оценок — 150–170 или 60–80 тысяч лет назад), сходятся ветви генеалогического древа каждого из живущих на Земле 6,6 млрд человек. За прошедшие века в нашей ДНК, как визы в паспорте, добавились пометки о путях, по которым потомки Адама разбрелись по миру.

Карта миграций человечества по данным Y-хромосом. Изображение: «Популярная механика»

Какой народ каким путем добрался до нынешнего места жительства за тысячелетия великих и незаметных переселений, завоеваний, объединений и смешений? Как носило по свету лично ваших предков с тех пор, как они покинули колыбель народов — Африку? И от какой из групп этих переселенцев вы происходите — отдельно по отцовской и материнской линии? Сколько поколений назад жил ближайший предок, от которого по прямой линии произошли лично вы и кто-нибудь из ныне царствующих особ? На все эти вопросы может ответить анализ ДНК.

Генографический проект

Ученые восстановили приблизительную картину расселения народностей по миру до европейской экспансии, начавшейся после 1500 года н.э. Изображение: «Популярная механика»

Изучать этногеномику начали в 1980-х годах, когда компьютеры еще не обладали таким быстродействием, а методы анализа ДНК были на несколько порядков медленнее и дороже нынешних. Сейчас самый простой, но достаточно полный анализ индивидуальной молекулярной генеалогии, по 12 маркерам Y-хромосомы, стоит $100–150, а более чем достаточный, по 37 маркерам Y-ДНК + полный тест митохондриальной ДНК, — около $400. Базы данных на десятки тысяч образцов ДНК есть у ряда коммерческих фирм и общественных институтов, и большинство из них (с определенными ограничениями на допуск к персональной информации) открыты для всех. За счет интереса людей к своим индивидуальным родословным информация в этих базах накапливается быстрее, чем ученые успевают ее обработать. Самое грандиозное из исследований целых популяций — Genographic Project

(«Генографический проект»), начатый в 2005 году Национальным географическим обществом США (
National Geographic Society
) при поддержке компании IBM. Цель проекта — за пять лет собрать не менее 100 000 образцов ДНК типичных представителей народов или племен, история которых известна по данным этнографии, истории и археологии, чтобы уточнить пути миграций человечества по Земле. На самом деле и такая огромная выборка — капля в море по сравнению с реальным разнообразием рас и племен, но по мере добавления информации результаты можно будет уточнять. Даже черновой план, составленный участниками проекта под руководством доктора Спенсера Уэллса, — захватывающее зрелище, особенно в виде интерактивной карты на сайте проекта. Но для начала разберемся с терминами.

Молекулярная генеалогия

При образовании половых клеток из диплоидных клеток-предшественников их соматические хромосомы (а у женщин — и половые) обмениваются участками — примерно так, как происходит, если не слишком тщательно перетасовать две колоды карт с рубашками разного цвета и снова разложить их на два одинаковых набора независимо от цвета рубашек. По четверти генома мы получаем от каждого из двух дедушек и двух бабушек, 1/8 — от прадедов и прабабок… В наших хромосомах есть гены не только Адама и Евы, но и всех их близких и дальних родственников, живших 70–80 тысяч лет назад, когда численность нашего вида снизилась до критической величины — примерно 10 000 особей, и более далеких предков, вплоть до первых млекопитающих и даже первых многоклеточных животных. Но от них мы получили только соматические и X-хромосомы, гены которых в результате постоянного перемешивания расплываются по всей популяции. Почти неизменными из поколения в поколение переходят только Y-хромосома и митохондриальная ДНК. На этом «почти» и основана вся молекулярная генеалогия, изучающая историю по мутациям, произошедшим у предков и сохранившимся в ДНК потомков.

Мутации: полезные, вредные и нейтральные

Обычно крупные мутации — например, перемещение на другое место, удвоение или, наоборот, выпадение крупного участка хромосомы, несущего один или несколько генов, — не приводят ни к чему хорошему. Как, впрочем, и часто встречающиеся одиночные нуклеотидные полиморфизмы — SNP, если они происходят в пределах одного из 21 000 человеческих генов.

В ядре каждой человеческой клетки, кроме яйцеклеток и сперматозоидов, содержится диплоидный (двойной) набор из 46 хромосом: 22 пары соматических («телесных») и пара половых: XX у женщин и XY у мужчин. В половых клетках набор хромосом гаплоидный — одиночный (без греческих терминов тут не обойтись: хромосомная генеалогия основана на определении индивидуальных гаплотипов, относящихся к разным гаплогруппам). Изображение: «Популярная механика»

Полезные мутации происходят намного реже и сохраняются в последующих поколениях. Вредные — удаляются из популяции вместе с носителем или еще на стадии эмбриона, или, при тяжелой наследственной болезни, до того, как этот носитель успеет обзавестись потомством. В результате действия стабилизирующего отбора и происходивших время от времени снижений численности вида, уменьшающих его генетическое разнообразие, строение генов у двух выбранных наугад людей совпадает на 99,9%. Все наши отличия, от цвета кожи и разреза глаз до роста и склонности к определенным болезням, определяют в основном генные полиморфизмы — незначительные различия в нуклеотидных последовательностях практически одинаковых генов и, соответственно, в строении и функциях закодированных в этих генах белков.

Во-первых, случайные мутации происходят постоянно, и полиморфизмами считают те из них, которые произошли давно и поэтому встречаются чаще, чем у 1% людей в данной популяции (граница здесь условная — можно было бы считать случайными и варианты генов, встречающиеся реже, чем у 2–3%). Во-вторых, полиморфизмы не оказывают заметного влияния на здоровье их носителей или даже носят приспособительный характер. Правда, и здесь граница довольно размытая. Классический пример — SNP, обусловливающий у гомозигот — носителей двух мутантных генов — тяжелое наследственное заболевание, серповидноклеточную анемию. Но гетерозиготы по этому гену — носители здорового варианта на одной хромосоме и «испорченного» на другой — реже болеют малярией, а симптомы анемии испытывают только в экстремальных условиях, например в высокогорье. Эта мутация встречается на юге Индии, в Средиземноморье и у жителей Западной Африки и их потомков на других континентах.

При копировании хромосом «снипы» происходят с вероятностью 10–8 на один нуклеотид за поколение. При размере гаплоидного генома в 3 млрд (3 × 109) нуклеотидов за счет случайных точечных мутаций каждый ребенок имеет в среднем около 30 однонуклеотидных различий со своими родителями. По счастью, большинство таких мутаций приходится не на гены, а на так называемую мусорную ДНК — примерно 95% человеческого генома, не кодирующих ни белков, ни служебных РНК. Эти мутации ни на что не влияют, отбору они безразличны — вот они и сохраняются среди остального генетического «хлама». Именно их, а также короткие тандемные повторы (см. врезку) и используют в молекулярной генеалогии в качестве хромосомных маркеров — характерных особенностей.

Мальчики и девочки

Начнем с Адама: с мужской молекулярной генеалогией разобраться проще (впрочем, всё сказанное ниже о своем происхождении по мужской линии могут узнать и дамы — для этого нужно проанализировать ДНК отца, или брата, или дяди — любого прямого родственника по отцу).

Общепринятая классификация линий Y-хромосомы основана на последовательности появления на ней SNP-маркеров. На генеалогическом древе современных мужчин выделено 18 основных ветвей, обозначенных латинскими буквами, от первой ветки у самого корня — А до самой поздней — R. Эта классификация учитывает примерно 250 маркеров, по которым сейчас выделяют около 170 конечных «веток», каждая — со своим набором последовательно происходивших мутаций. По мере выявления новых маркеров к схеме добавляются новые ветви. Каждая из современных ветвей молекулярно-генеалогического древа отличается от Адама примерно двумя десятками разных мутаций в разных участках Y-хромосомы. Изображение: «Популярная механика»

Примерно 300 млн лет назад у первых млекопитающих одна из хромосом, несущая среди прочих несколько генов, определяющих принадлежность к мужскому полу, начала терять остальные гены и вместе с ними — способность обмениваться участками ДНК с парной хромосомой. У человека на Y-хромосоме осталось всего 27 генов, большинство из них работают в семенниках. Остальная часть Y-хромосомной ДНК может пригодиться разве что для этнографии и генеалогии. Мутации — выпадения, замены или добавления одиночных нуклеотидов (SNP) и изменения числа повторений трех-четырех одинаковых нуклеотидов (STR) — происходят в разных участках Y-хромосомы с разной частотой, в среднем — одна мутация на каждые 500 поколений. В самых консервативных участках мутации случаются раз в 100 000 лет.

Y-хромосомный Адам жил примерно 80 000 лет назад, но «раз в 100 000 лет» — это вероятность мутации в этом участке хромосомы в непрерывном ряду поколений, и можно подсчитать, что даже такой редкий случай может произойти один раз в поколение примерно у одной из 3000 пар «отец–сын». Время и место жизни нашего общего прямого предка вычислили по анализу распределения в популяциях из разных регионов планеты Y-хромосомных маркеров. Их используют и для исследований в области этногеномики, и для выяснения индивидуальных генеалогий.

История и география

У населения старинных русских городов чаще всего встречаются гаплогруппы R1a, I1b и N. Очень условно их носителей можно назвать соответственно потомками восточных, южных и северных славян. На самом деле мутация, определяющая принадлежность к ветви R, предположительно появилась на северо-западе Азии 30–35 тысяч лет назад: в племени, все мужчины которого (или большинство из них) относились к более ранней гаплогруппе P, родился мальчик, в Y-хромосоме которого произошел сбой — замена всего одного нуклеотида, аденина на гуанин. Его потомки расселились по Европе и западной части Азии, по дороге смешиваясь с местными племенами, но у всех его прямых наследников сохранилась эта метка — маркер M207. Ее нашли и у мужчин одного из изолированных племен Камеруна — скорее всего, это потомки части доисторического племени, которая вернулась из Евразии в Африку.

Славянский базар

Подгруппа R1a (M17) зародилась в степях на территории нынешней Украины и юга России 10–15 тысяч лет назад. Племена известной по археологическим данным курганной культуры одними из первых приручили лошадь и за счет этого расселились чуть ли не по всему континенту, покорили туземцев, перемешались с ними и навязали им свой язык и религию, ставшие основой протоиндоевропейской (индоарийской) культуры. К прямым потомкам индоариев относятся 45% мужчин в высших кастах Индии, 40% поляков, северных русских, украинцев, белорусов, латышей и литовцев. Немного реже — южные и западные славяне, исландцы (Рюрик тоже был викингом), восточные немцы и народы России, язык которых относится к финно-угорской группе (тысячелетия соседства давно перемешали «русь, мордву и чудь»). Несмотря на все смешения племен, носители подгруппы R1a в южнорусских городах составляют 55% мужского населения, а в центральной России — до 70%. Но если кто-нибудь решит на основании принадлежности к этой подгруппе гордиться своей арийской кровью, напоминаем: ваши родственники живут и в пустыне Калахари, и далее по глобусу до Гренландии, Австралии и Огненной Земли. Кстати, среди казахов — во всем остальном типичных монголоидов — носителей подгруппы R1a не меньше, чем в России. Да, скифы мы…

У кого-то из пра-пра…правнуков родоначальника гаплогруппы R, двигавшихся понемногу на юг, 25 000 лет назад произошла еще одна мутация, M127. Ее носители, представители гаплогруппы R2, составляют 5–10% населения юга Центральной Азии, Пакистана и северной Индии. Еще одна ветвь этой группы повернула на запад, на земли, с которых сползал последний ледник. Подгруппа R1, у которой к предыдущим меткам на Y-хромосоме приблизительно 30 000 лет назад добавилась мутация M173, — самая распространенная в Европе и западной Евразии.

Этногеномика имеет дело с вероятностями мутаций, полученными путем приблизительных подсчетов, выборками из популяций и другими среднестатистическими величинами. Даже число тысячелетий в расчетах зависит от того, какое время смены поколений, от 20 до 35 лет, выберут авторы работы. Максимальное приближение во времени, которое показывает гаплогруппа даже с самым длинным буквенно-цифровым индексом, — это вероятность появления одного SNP, в лучшем случае 5000 лет, так что деталей индивидуальной генеалогии по ней не определить. Можно разве что спорить, родственниками в двухсотом или трехсотом колене приходятся друг другу больше трети жителей северной Индии, почти половина русских и почти треть норвежцев.

Генеалогия

А можно ли построить генеалогическое древо человека с более высокой точностью? Можно, но SNP для этого не подходят. Для детальных исследований в молекулярной генеалогии применяют короткие тандемные повторы — STR. При образовании сперматозоидов ферменты, копирующие ДНК клетки-предшественника, иногда пропускают или добавляют к такому тандему один из повторов. Если этот сперматозоид примет участие в рождении мальчика, все его сыновья, внуки и правнуки сохранят новую запись в этом маркере до тех пор, пока прямой род по мужской линии не оборвется — или до следующей мутации в том же STR. Повторная мутация может увеличить разницу в большую или меньшую сторону, сделав различия между ветвями древа более четкими, а может и восстановить исходное состояние. Но при использовании большого числа маркеров степень родства можно установить достаточно точно.

Ключи от генеалогического древа

ДНК представляет собой последовательность нуклеотидов, которые обозначаются буквами G (гуанин), T (тимин), A (аденин) и C (цитозин). Например, фрагмент ДНК может быть вот таким: …GTACAAGAG(TAGATAGATAGATAGATAGATAGATAGATAGATAGATAGATAGATAGATAGATAGA)CTGGTG…
Или вот таким: …GTACAAGAG(TAGATAGATAGATAGATAGATAGATAGATAGATAGATAGATAGATAGATAGATAGATAGA)CTGGTG…

Обратите внимание на повторяющуюся комбинацию. Это и есть STR (short tandem repeat

). Время от времени в «мусорной» части ДНК встречаются вот такие бессмысленные повторения трех-четырех нуклеотидов, в данном случае TAGA (тимин-аденин-гуанин-аденин). Это первый из наиболее часто используемых маркеров Y-хромосомы, DYS19 (DNA Y-chromosome Segment № 19), и приведенные для примера сочетания обозначаются как DYS19=14 и DYS19=15.

Теперь давайте посмотрим на другую последовательность: …GTACTAGAG(TAGATAGATAGATAGATAGATAGATAGATAGATAGATAGATAGATAGATAGATAGA)CTGGTG…

Это очень похоже на первую последовательность, но в пятом нуклеотиде произошла замена аденина на тимин. Это и есть SNP — одиночный нуклеотидный полиморфизм (single nucleotide polymorphism

, «снип») Y-хромосомы. Ключевые «снипы» однозначно определяют гаплогруппу человека, то есть «ветвь» на дереве миграций человечества. Набор STR-маркеров Y-хромосомы определяет гаплотип человека. При сравнении гаплотипов двух человек можно (при совпадении гаплогруппы) приблизительно определить количество поколений до ближайшего общего предка по мужской линии.

У всех мужчин на Земле в локусах DYS19, 388, 390, 391, 392 и 393 есть тандемные повторы разной длины. Например, квадруплет TAGA (DYS19) может повторяться от 10 до 19 раз, триплет АТА (DYS388) — 10–16 раз и т. д. У 98% мужчин к базовому набору из шести общих маркеров, унаследованных от хромосомного Адама, добавился DYS385 — от 7 до 28 повторов «GAAA». У 34% есть еще DYS438 и 439 и т. д. В качестве генеалогических маркеров выбраны самые информативные из почти пятисот обнаруженных на Y-хромосоме STR. Стандартные ДНК-генеалогические тесты проводят по 12, 25, 37 или 67 маркерам, хотя уже шести часто достаточно для того, чтобы по комбинации числа повторов отнести «владельца» этого гаплотипа (индивидуального набора маркеров) к одной из гаплогрупп, от A до R. Например, так называемый «атлантический модальный гаплотип», наиболее распространенный на западе Европы, выглядит так: DYS19=14, DYS388=12, DYS390=24, DYS39=11, DYS392=13, DYS393=13. Человек с таким гаплотипом практически со стопроцентной вероятностью относится к гаплогруппе R1b или ее подвариантам.

Чем меньше расхождений в числе повторов нуклеотидных групп во всех проанализированных DYSах между двумя гаплотипами, тем больше вероятность того, что их носители — родственники. В тесте по 37 маркерам вероятность случайного совпадения всех из них — 1/637, 1 шанс из 6 × 1028 (население Земли, напомним, 6,6 × 109). Даже по 12 маркерам вероятность случайного совпадения — 1 шанс из двух с лишним миллиардов, и при полном совпадении чьих-нибудь DYS с вашим гаплотипом (и совпадении гаплогруппы) можно быть уверенным, что вы нашли брата, отца, дядю или «многоюродного» (но не более чем в десятом-пятнадцатом колене) родственника по прямой мужской линии. А что может быть в случае, если в такой базе вы найдете последовательность чисел, отличающуюся от вашей на 1, 2 или 5 единиц? Можно прикинуть, сколько поколений назад жил ваш ближайший общий предок. Расхождение на один повтор в любом из маркеров происходит в среднем один раз в 500 поколений, примерно раз в 15 000 лет. В гаплотипе из 37 маркеров одна мутация может произойти примерно раз в 13 поколений, или в 300–400 лет. Хотя средние частоты мутаций в различных DYS отличаются, они известны, так что можно еще немного уточнить возможное время расхождения. Правда, всё равно это будет всего лишь вероятность, но дальше уже можно будет покопаться в бумажных данных, от семейных архивов до летописей. И в любом случае вы узнаете много интересного, особенно если к информации об Y-хромосоме добавить анализ митохондриальной ДНК. Но о родстве по материнской линии читайте в следующих номерах.

Благодарим Анатолия Клёсова за помощь в написании статьи.
Материал подготовлен при содействии журнала National Geographic Россия.

Народы, пошедшие от сыновей Ноя

Ной с детьми восстанавливали на Земле жизнь. «От них распространились народы на Землепосле потопа» (Быт.10:32). Книга Деяний уточняет, что каждому народу были назначены «предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 17: 26). Магог и Мадай, Гомер, Мешех, Иаван, Фуфал и Фирас называются сыновьями Иафета. Но на древнегреческом языке в Септуагинте упоминается восьмой сын — Елис.

Потомки Иафета

Потомки Иафета зовутся Яфетидами. Они расселились по Европе.

Потомки Хама

Хам, поведывавший братьям о наготе отца, поплатился за свой бесстыдный поступок. Ной наказал его сына Ханаана, определив ему быть рабом у последователей Иафета.

От сынов Хама, Хуша, Фута, Ханаана и Мицраима, начинается, как уточняет А.Лопухин в комментариях к Библии, заселение Азии, а точнее ее юга, и верховьев Нила. Хам выступает в роли родоначальником четырех рас, обитающих в упомянутых местах.

Потомки Хама были сильны. В частности, в 10-й главе Бытия утверждается о силе Нимрода, сыне Хуша. Ассур, вышедший из земель Нимрода, построилгорода. «И Рессен между Ниневией и Калахом; это город великий» (Быт.10:12).

Потомки Сима

Старший сын Ноя Сим является родоначальником семитских народов. В возрасте ста лет он становится отцом Арфаксада (Быт. 11:10). Позже — Ассура, Елама, Луда, Арама. Но по линии Арфаксада происходит рождение Авраама. Его имя означает «отец множества». Новый Завет, уточняя родословие Спасителя, отсылает к Аврааму (Мф. 1:1).

И хотя Сарра, жена Авраама, была неплодна, Господь предрек ему благословение и великий народ в качестве потомков, многочисленный подобно песку, который невозможно сосчитать (Быт.12:2;13:16). От Бога Авраам знал и об угнетении своих потомков в течение 400 лет и небесном суде над поработителями.

По истечении лет Сарра оставалась бездетна. Первым сыном Авраама был Измаил, родившийся от служанки Агарь. Но Господь уверял, что появится сын от Сарры, «цари народов произойдут от нее» (Быт.17:16). Исаак родился у Сарры и Авраама уже в старости. Несмотря на долгое ожидание рождения сына, Авраам готов был принести Исаака в жертву по велению Господа. Необходимость жертвоприношения появилась, как пишет Иоанн Златоуст, «не для действительного заклания сына, а для обнаружения всей добродетели праведника».

Исаак с женой Ревеккой тоже долго молили о детях. Они дождались близнецов, нареченных Исав и Исаак.

Ослепший с годами Исаак, любивший сыну Исаву, поддался на обман Иакова. Выдав себя за старшего брата, Иаков получил предназначавшееся не ему благословение отца.

Иаков некоторым образом поплатился за свой поступок. Желая взять в жены Рахиль, он отслужил у ее отца Лавана несколько лет. Но тот, мечтая сначала выдать замуж старшую дочь, ввел к Иакову именно Лию. Когда подлог раскрылся, Иаков остался у Лавана еще на семь лет. Случилось, что Иаков получил новое имя. Выдалось ему вступить в схватку с «Некто» (Быт. 32:24). Оказалось, что Иаков упорством поразил самого Бога, а потому назвался им Израилем, способным многих победить: «…отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32:28). Часто потомки Иакова определяются израильтянами.

12 сыновей имел Иаков. Матерями Рувима, Левия, Симеона, Иссахара, Завулона, Иуды, Вениамина, Иосифа были его жены Лия и Рахиль. Неффалима, Дана, Асира и Гада Иакову подарили служанки жен, имена которых Зелфа и Валла.

Израиль питал самые нежные чувства к Иосифу как к «сыну старости». Братья за одно это невзлюбили его. А когда Иосиф дерзнул рассказать еще сны о солнце, луне и 11 звёздах, поклонившихся ему, и о снопах братьев, кланяющихся снопу его, ненависть переполнила родных людей. Готовилось страшное братоубийство. Однако Иуда предложил продать «сновидца» в рабство, что и было сделано. Имя Иуды обращает внимания не только в этой истории. Оно играет важную роль в родословии Иисуса Христа.

Глава 5

Быт.5:1–2. Вот родословие Адама:

Это – заглавие целого нового раздела (toldoth), подобно предшествующему (Быт 2.4) и целому ряду последующих за ним (Быт. 10:1, 11:10, 27, 25:12, 19, 36:1, 37:1). Переводя этот заголовок истории сифитов на язык современных понятий, мы должны были бы сказать: «вот перечень потомков Адама». А так как дальше все время идет речь только о сифитах, то, очевидно, этот перечень касается не всех, а только ближайших к нему потомков, родственных с ним не столько по плоти, сколько по духу.

когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,

мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.

Приступая к перечислению потомков, бытописатель не без цели упоминает о создании родоначальника и жены его по образу Божию. Быть может, он хотел внушить читателю, что перечисляемые потомки Адама через него ведут свой род как бы от самого Бога; что Бог, создавший Адама по образу своему и подобию, есть как бы первый член родословия (Лк 3.38), (Виссарион).

Быт.5:3. Адам жил сто тридцать [] лет

В изложении самой родословной таблицы, библейский автор, начиная с Адама, придерживается все время одного и того же порядка: назвав имя известного патриарха, он указывает на его возраст в момент рождения у него следующего члена генеалогии, затем определяет количество лет остальной жизни этого патриарха, подводит общий итог его долголетию и заканчивает все это упоминанием о его смерти.

В некоторых хронологических датах, главным образом в относящихся ко времени рождения у того или другого патриарха сына, замечается несогласие между русским и славянским текстами, происходящее из-за различия в еврейской и греческой Библиях. Различие это, по всей вероятности, случайного происхождения (внесено каким-либо переводчиком или переписчиком) и во всяком случае никакого серьезного значения для существа веры не имеет, наглядно доказывая только ту очевидную истину, что в Библии нет точной хронологии, а имеющаяся – довольно условна и относительна, и, по крайней мере, в некоторых своих отделах, по всей вероятности, внесена в нее позднее.

Другой, еще более важный вопрос, имеющий отношение к этой допотопной генеалогии, это вопрос о поразительном долголетии ее членов, достигавшем почти целого тысячелетия. В противоположность тенденциозности и неосновательности рационалистических попыток подорвать веру в патриархальное долголетие, признание его располагает целым родом действительных доказательств. За него, прежде всего, говорит факт предыдущего райского бессмертия человека: хотя через грехопадение человек и утратил этот божественный дар, однако зараза смертности могла лишь постепенно сокрушать первобытную крепость организма. О том же, далее, свидетельствует аналогия патриархального периода с детством человека: патриархально-допотопный период был своего рода эпохой младенчества в жизни человечества, т. е. временем особенного богатства, целостности, продуктивности и свежести всех его как духовных, так и физических сил.

Справедливость этого, до известной степени, подтверждается целым рядом параллельных преданий других древних народов, записанных египетским жрецом Манефоном, финикийским – Мохом, халдейским – Берозом и др. Наконец, важным подтверждением, а вместе и лучшим объяснением факта патриархального долголетия служит очевидное действие божественного Промысла, осуществлявшего путем его высокие религиозные цели: хранение религиозной истины, распространение человеческого рода и утверждение основных элементов религии, морали и культуры (подробнее об этом смотри у И. Спасского, «Библейская хронология», Пластова, «Священная летопись» и А. Покровского, «Библейское учение о первобытной Религии»).

и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.

Данными словами довольно выразительно устанавливается прирожденность основных духовно-физических свойств человеческой природы; в силу этого, на потомство Адама перешли как черты заложенного в его природу образа Божия, так и свойства того греховного подобия, которое помрачило этот божественный образ в факте грехопадения (Быт. 1:26, 3:19; Рим. 5:12).

Быт.5:4. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [] лет, и родил он сынов и дочерей.

Трех сыновей Адама и Евы Библия называет по имени и одну дочь – предположительно жену Каина (Быт. 4:17); но помимо этих у них, как видно из приведенных слов, были, вероятно, еще сыновья и, несомненно, еще дочери, которые не упоминаются здесь потому, что они не имели существенного значения в истории божественного домостроительства. Совершенно аналогичные им известия имеем мы и о семьях других патриархов этой генеалогии (Быт. 5:7–26 и др.), откуда еще раз убеждаемся, что эта генеалогия не представляет собой полного списка всех сифитских родов, а отмечает только избранных личностей, чем-либо особенно выделившихся в истории человеческого спасения.

Быт.5:9. Енос жил девяносто [] лет и родил Каинана.

Филологический анализ имени этого патриарха открывает тождество его значения с именем «Каина», т. е. «приобретение, владение»; и это, разумеется, не набрасывает на сего благочестивого сифита никакой неблаговидной тени, так как и самое имя Каина, по заключенной в ней идее, было знаменательным и светлым (Быт. 4:1).

Быт.5:12. Каинан жил семьдесят [] лет и родил Малелеила.

что в переводе означает: «хвала, слава Богу, или хвалящий, прославляющий Его». Этим самым указывается, очевидно, на процветание религиозных интересов при Каинане, сыне Еноса – первого организатора служения Богу, в составе которого видное место занимало торжественное призывание и прославление Творца (Быт 4:26), Промыслителя мира и Искупителя человечества.

Быт.5:15. Малелеил жил шестьдесят пять [] лет и родил Иареда.

Происходя от евр. глагола jarad – означающего «спускаться, нисходить», имя этого нового патриарха указывает на него, как на человека, откуда-то «нисходящего, спускающегося, падающего». Удерживая как буквальный, так и переносный смысл этого слова, мы вправе предполагать, что здесь идет речь как о физическом нисхождении сифитов с какой-то высоты, так и об их нравственном упадке. Так как поколение Иареда, пятого от Адама через Сифа, было современно поколению Ламеха, пятого от Адама через Каина, и так как, с другой стороны, существует предание, что первоначально сифиты жили на высотах, а каиниты в низменных долинах, то не лишено правдоподобия и то мнение, по которому сифиты, увлекшись в век Иареда красотой современных им каинитянок (во главе которых стояла прекрасная Ноема, Быт. 4:22), спустились со своих высот в долины каинитян, вступили с ними в преступные связи и через то нравственно пали. Это мнение, исходя из филологии, опирается и на древнеиудейскую традицию, занесенную, между прочим, в кн. Еноха.

Быт.5:18. Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха.

Имя этого патриарха, известное нам уже из генеалогии каинитов, указывает на его носителя, как на обновителя, начинателя, освятителя, словом – на нечто новое и, в качестве начаток, посвященное Богу. Но в то время, как Енох-каинитянин был началом мирского могущества и культурного господства их (выразив в постройке соименного ему первого города), Енох-сифитянин, наоборот, явился типичным представителем первобытной веры, надежды и благочестия, словом – всего того, что объединено в понятии ветхозаветной «праведности».

Быт.5:21. Енох жил шестьдесят пять [] лет родил Мафусала.

В дословном переводе с еврейского это имя, по мнению авторитетных гебраистов, значит: «муж стрелы, человек оружия». Так как, по более вероятному вычислению, Мафусал погиб в самый год потопа, то и находят возможным видеть в его имени символическое предуказание его смерти от этой стрелы божественного гнева, т. е. от потопа. И это тем более вероятно, что отец Мафусала – праведный Енох, по словам Апостола Иуды (Иуд 1:14–15), пророчествовал о потопе и, следовательно, в духе этого прозрения легко мог дать соответствующее имя и своему сыну.

Быт.5:22. И ходил Енох пред Богом

Подобное выражение встречается в Библии неоднократно (Быт. 6:9; Мих. 6:8; Мал. 2:6 и пр.) и везде оно означает высшую степень нравственного направления жизни человека, когда он стал глубоко проникаться благоговейным чувством божественного вездеприсутствия, что очами веры как бы постоянно видит Бога пред собою, и в строгом соответствии с этим согласует весь образ своего поведения и каждый шаг своей жизни. Данное выражение даже еще несколько шире – именно, заключает в себе намек и на следствия такого благоповедения, в форме особенной и исключительной близости к Богу, как это и передается на славянском тексте: «и угоди… Енох Богу», также и Апостолы Павел (Евр. 11:5) и Иуда (Иуд. 1:14).

Родословная от Иуды, сына Иакова, до Иосифа обручника

Из колена Иудина происходят великие цари. Один из них — Давид, перенесший на гору Сион ковчег завета, в котором хранились каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями. Другой — Соломон, возводивший Иерусалимский Храм. Их потомком был также Иосиф Обручник. В Новом Завете прослеживается история от Авраама до Иакова, сына Матфана. Там же мы находим тайну появления на свет Спасителя. Потомком Иакова, сын Матфана, был Иосиф, ставший мужем Марии.

Всего насчитывается 42 колена от Авраама до Иосифа обручника. Благодаря же тщательному изучению различных источников представляется возможным сделать схему родословия Адама и Евы.

Rate this post

The following two tabs change content below.

  • Автор
  • Последние статьи

ЕЛЕНА Капитанова

Древо жизни: история Адама и Евы в Библии и в хадисах от Имамов (А)

Как в Коране, так и в Библии говорится о некоем «древе», от которого «съели» Адам и Ева, после чего утратили своё первоначальное райское состояние.

В хадисах от пречистых Имамов (А) упоминается, что это древо — символ, инвеститура власти и божественной избранности Мухаммада и рода Мухаммада (мир им). Сказал Имам Аскари (А): «Аллах, велик Он и свят, когда проклял Иблиса за его неподчинение, и одарил ангелов поклоном Адаму и покорностью Аллаху, повелел Адаму и Еве жить в Раю (джаннат) и сказал: „О Адам! Поселись ты и твоя жена в Раю и питайтесь оттуда“ — то есть из Рая — „на удовольствие“ — то есть обширным уделом, — „где пожелаете“ — без трудностей, — „но не приближайтесь к этому дереву“ — то есть древу знания, дереву Мухаммада и рода Мухаммада, мир им, через которое выделил их Аллах из всех творений, и дерево это — только для Мухаммада и рода Мухаммада, и не вкушает с него (плодов) по повелению Аллаха никто, кроме них».

Тафсир «Бурхан», т. 1, с. 178—180; «Тафсир Аскари», с. 221

Современный исследователь библейско-мусульманских параллелей Томас Мак Эльвейн пишет:

«Существует притча об Адаме, в которой рассказывается, что после того, как он съел плод древа познания добра и зла, его кожа обесцветилась. Тогда Всевышний назвал ему имена 12-ти Имамов, и после повторения их Адамом цвет его кожи стал первоначальным. Библия характеризует „обесцвечение“ кожи Адама как его наготу.

В притче противопоставляются два способа вынесения вердикта о сущности добра и зла: древо познания добра и зла (попытка самостоятельно прийти к выводу) и древо жизни (познание добра и зла с помощью назначенных Богом руководителей — от Пророков до Имамов). Здесь и кроется библейское пророчество о 12-ти Имамах. В Книге Бытия, 2:9, упоминается словосочетание „древо жизни“, которое на древнееврейском языке состоит из 7 букв, в следующем порядке: „айин“, „тсаде“, „хе“, „хетт“, „йод“ (повторяется дважды) и „мем“. Несмотря на то, что имамов 12, число их имён равно 6. Три из них повторяются. Четверо Имамов звались Али, двое — Хасан, трое — Мухаммад, имена же Хусейн, Джафар и Муса использовались по одному разу…».

В 87-м аяте суры «Хиджр» говорится: «Мы даровали тебе семь повторяемых (масани) и великий Коран». «Масани» — множественное число от «масна», буквально означающего «повторяемое», а также «рифмованные строки» (поскольку рифма повторяется). «Семь повторяемых» может означать, что имён Непорочных из Ахль аль-Бейт (А) — семь, и некоторые из них повторялись. Шесть этих имён — мужские, как было сказано выше, и одно женское: Али, Фатима, Хасан, Хусейн, Мухаммад, Джафар, Муса.

«…Первые буквы имён Имамов в древнееврейской транскрипции „древа жизни“ соответствуют их именам. „Хе“ и „хетт“ для Хасана и Хусейна; „айин“ — Али; Муса и Мухаммед — „мем“. Особняком стоит Джафар ас-Садык, создатель мазхаба джафари и передатчик хадисов Ахль аль-Бейт. Хотя имя «Джафар» на древнееврейском языке начинается с буквы „джимель“, но имя «Садык» — с „тсаде“. Остаются две буквы „йот“ в середине слова. Повторяющиеся два раза буквы „йот“ в древнееврейском используются как аббревиатура имени Бога».

Таким образом, Мак Эльвейн небезосновательно утверждает, что инициалы Имамов (А) скрыты в словосочетании «древо жизни», которое периодически упоминается в Библии и в шиитских хадисах как символ имамата. Оно упоминается и в Псалтыре. В Псалме 1 говорится об идеальном человеке, который реализует на практике божественное откровение, и о древе, которое приносит плоды в своё время (то есть для каждого времени есть свой Имам). В Псалме 3 о нём говорится как о древе жизни, чьи листья не вянут. Иисус, упоминая в Нагорной проповеди о различении истинных пророков и лжецов, говорит: «по плодам их узнаете их». В свою очередь, Откровение от Иоанна упоминает древо жизни, «двенадцать раз приносящее плоды» (22:2). То есть, пророка, который придёт после Иисуса — Пророка Мухаммада (ДБАР), мы узнаем по 12-ти плодам — Имамам. Не случайно Имам Али (А) говорит: «Мы — древо пророчества, то место, куда нисходит откровение, спускаются и восходят ангелы» (Нахдж аль-балага, VI—109).

Если вам понравился этот материал, то помогите в создании новых — поддержите проект! Сделать это можно здесь: Каждый рубль, перечисленный вами — это ещё один шаг к победе Истины.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]