Одной из самых серьезных проблем духовной жизни верующего человека является проблема веры. Большинство людей, считая себя верующими, абсолютно не имеют никакой веры. Что движет ими в духовной жизни? Знают ли они об этом?
Порой мы даже не подозреваем, насколько сильную власть имеет суеверие над человеком в его греховном состоянии. Многие, и даже, как ни странно, христиане, посещающие церковь не один год, и не догадываются, что в своей духовной жизни они руководствуются вовсе не верой, а чистым суеверием.
Что такое суеверие и почему современный человек в них верит – об этом в беседе с настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова, игуменом Нектарием (Морозовым).
Вера истинная позволяет человеку еще здесь, на земле, во времени оказаться причастным жизни вечной
– Отец Нектарий, в чем разница между верой и суеверием?
– Я бы ответил встречным вопросом: а что, собственно говоря, между тем и другим общего? Практически ничего. Ведь вера – даже если мы говорим о совершенно земной, лишенной религиозного измерения вере, – в идеалы, в принципы, в человека, наконец, это то, что возвышает человека, делает лучше, наполняет его жизнь необходимым содержанием. Вера же в Бога, вера истинная, не просто возвышает, а позволяет человеку еще здесь, на земле, во времени оказаться причастным жизни вечной, фактически войти в нее. Эта вера – залог спасения, единения с Богом, достижения Царствия Небесного.
А суеверие… это, возможно, тоже вера… Но во что и какая? В какие-то приметы, знаки. Эта вера – суетная, то есть неосновательная, пустая, иногда смешная и нелепая, иногда – страшная. И если вера истинная суть связь человека с его Творцом, то вера суетная – отделяющая от Него преграда.
– Как появляются суеверия, и почему мы в них верим?
– Причина возникновения суеверий – оскудение подлинной веры. Человек забывает о Боге или прямо отвергает Его, но оказывается, что совсем без веры он не может – так проявляется ощущение собственной немощности, ограниченности, а на самом деле – тварности. И тот, кто заявлял о своей независимости от любящего, милосердного, но притом и всесильного Бога попадает в какую-то унизительную зависимость от ничего не значащих вещей. Меняет дорогу, если ее перебежала черная кошка, крестится, увидев священника – тоже ведь плохая примета, готов убить женщину с пустыми ведрами, плюет через левое плечо, стучит по столу, чтобы не сглазить… Да мало ли еще придумано подобных глупостей? Кем придумано? Думаю, тем, кто больше всего ненавидит людей и рад был бы погубить всех и каждого, но власть приобретает лишь над теми, кто добровольно отвращается от истины.
Что такое приметы?
Фото: Pixabay.com
Термин «примета» образовался от глагола примечать. Еще издавна люди замечали определенную закономерность в ряде событий. Так при наступлении одного явления, следовало другое, которое позволяло сделать вывод о взаимосвязи. Если происшествие повторялось и вело к тем же последствиям, вырисовывался своеобразный прогноз на будущее, который прочно закреплялся в памяти целых поколений.
При этом приметы касались не только бытовых случайностей, но и погодных условий, благополучия семьи, здоровья и иных аспектов простой жизни. Так, к примеру, считалось, что обильный снежный покров зимой ведет к богатому урожаю летом, как и весенние грозы, а хороший аппетит мальчика, к повышенной работоспособности во взрослом возрасте.
Современный человек может с легкостью объяснить взаимосвязь снежного покрова с высокой урожайностью яровых либо же полноценное развитие ребенка со сбалансированным рационом питания. Но у наших предков не было базового образования, поэтому они пользовались только природной наблюдательностью и логическим мышлением.
Мысли «врасплох»
– Откуда к нам попали предрассудки? И почему они так живучи в народе?
– Каков механизм распространения слухов? Знаете известное выражение – «одна бабка сказала»? Вот и здесь то же: одна бабка сказала одно, другой авторитетный дедка другое… И пошло передаваться из уст в уста, превращаясь постепенно в целый неписаный свод преданий старцев и стариц. А есть ведь известный духовный закон: «чего боится нечестивый», то и постигнет его. Постигло кого-то, потом еще кого-то – и вот «примета» готова.
– Довольно странно наблюдать, когда зрелый человек верит в нелепые вещи. Рассыпанная соль и разбитые зеркала терзают жизнь многих людей. А передавать через порог боятся как старушки, так и вполне современные люди. Как быть с этим?
– Я думаю, бороться с суевериями как таковыми не самое перспективное занятие. Бороться надо с рождающим их безверием. Заступит на его место вера, и суеверия сами исчезнут. Хотя и в каждом отдельном случае надо разъяснять, с терпением и любовью, что не зависит жизнь человека и сам человек от каких-то формальных и крайне несерьезных внешних признаков и примет, что все мы – в руках Божиих, и даже волос с головы человека не упадет без воли Господа на землю.
– Много предрассудков связано с магией чисел: днями, числами и месяцами. Есть люди, которые до слез расстраиваются, если им попадается 13‑е место, а уж если 13‑е число совпадает с пятницей – вообще можно ждать катастрофических вещей…
– И однако же войны начинаются не по расписанию, не по пятницам непременно, не 13 числа и не в 13 часов… И преступления совершаются в любой день недели и любое время суток. И умирают люди не по «расписанию». Что тут говорить – если нет у человека страха Божия, то бояться он будет всего – и каждого числа, и каждого «угрожающего» стечения обстоятельств, и каждого шороха, и каждой тени…
Верить в предрассудки – значит быть в конфронтации с Церковью
Можно привести множество других примет и суеверий, связанных со смертью и погребением. В любом поселении существуют свои своеобразные традиции погребения, передаваемые от поколения к поколению. В основном пожилые женщины считают себя знающими и просвещенными в этих традициях и берут на себя право во время похорон следить за их соблюдением, зачастую не только игнорируя благословение священника, но откровенно и прилюдно насмехаясь над ним. Они совершенно не понимают, а бывает и, наоборот, умышленно ставят себя в конфронтацию к учению Церкви и святых отцов.
Всякое знахарство и колдовство неприемлемо в православных традициях, в том числе и в традициях погребения. Ко всякой подобной информации нужно подходить с большой осторожностью, помня о том, какой вред для души и здоровья приносят контакты с подобного рода людьми. Нужно помнить, что диавол есть отец лжи и со своим воинством прилагает все усилия, чтобы заблудить человека в истине и отдалить его от Церкви и ее истинного учения. Во время похорон единственным руководством, которое вас может защитить от откровенного колдовства и наведения порчи, может служить только благословение священника.
В заключение надо сказать, что всякий христианин, имеющий хоть капельку мужества и гражданской ответственности, просто обязан помочь единоверцу или человеку, почти готовому ступить на Церковный путь спасения во Христе, в правильном понимании Божественных истин. Все мы смертны, но эта неопровержимая истина лишается духовной глубины и превращается в банальность вне учения Церкви, которое свидетельствует о том, что человек был сотворен Богом для бессмертия. Все суеверия и измышления вокруг этого главного вопроса губительны для души православного христианина.
Иеромонах Дометиан, священник домовой часовни “Спас Нерукотворный”, Новосибирск
Неразумное «благочестие»
– Многие люди, посещающие церковь уже не первый год, и не догадываются, что в своей духовной жизни они часто руководствуются вовсе не верой, а чистым суеверием. Каким образом суеверия приживаются в церковной среде?
– К сожалению, не каждый человек, даже регулярно посещающий храм, стремится по-настоящему глубоко и основательно узнать свою веру. Поверьте: если христианин часто исповедуется и причащается, не носит возникающие у него вопросы в себе, а стремится разрешить их с духовником, если он читает святых отцов – вдумчиво и всерьез, – то в его сердце, в его жизни суеверия почвы для себя не найдут. И наоборот…
– Передавать свечку в церкви только правой рукой и через правое плечо, нельзя переставлять ранее поставленные свечи, таинство елеосвящения можно принимать только перед смертью и т.д. Что это? Откуда появляются такие суеверия?
– Из того же самого источника – «одна бабка сказала». Из числа тех самых «бабок», на которых так часто жалуются впервые приходящие в храм люди. Почему сказала? А просто потому, что ей так показалось, она так думает. Человек же, еще ничего в Церкви не знающий, зачастую воспринимает подобные «откровения» как некое тайное знание, которое очень легко принимается им на веру.
– Даже отношение к церковным вещам (иконы, святая вода, свечи) может стать суеверным. Человек бездумно полагается на какой-то священный предмет: поясок, ладан, кулон с образом святого и не вспоминает при этом о Боге. Где логика?
– Логика проста: нет веры, есть упование на какую-то магическую силу «особых вещей», «особых молитв», «настоящих батюшек», «правильных храмов» и т.д. и т.п.
– Святые Отцы Церкви называли предрассудки «дьявольской гордыней». Почему они были столь категоричны?
– Потому что эти самые предрассудки калечат душу человека, встают между ним и Богом, словно стена. Они же – повод для внешних критиков Церкви для насмешек и злоречия. А порой – и темный дремучий лес, через который трудно пробраться и разумному, и благонамеренному человеку, делающему в церковной жизни первые шаги.
«Суеверие – это пустота, глупость и самообман»
Черная кошка, пустое ведро, 13-число, особенно если оно выпадает на пятницу… Примет, сулящих неудачу или какое-нибудь несчастье, много. Хорошо, что большинство из нас знает лишь о малом их числе, а то бы… Впрочем, а что бы? Разве совместимо суеверие с христианством? Увы! Более того, и в церковной среде немало суеверий, связанных с какими-то действиями в храме или даже обрядами. Что уж говорить о совершенно суеверном по своей сути отношении к иконам, святым источникам, даже паломничеству. О том, где корень живучести суеверий, почему люди так часто попадают под их власть, как изжить в себе страх перед приметами, сглазом и прочим, мы беседуем с Алексеем Ильичом Осиповым.
– Алексей Ильич, сегодня мы бы хотели поговорить о суевериях. Это явление, которое буквально захлестывает нашу жизнь: люди обращают внимание на какие-то мелочи, которые их начинают очень беспокоить. А как бы вы определили суть суеверия?
– Слово «суеверие» встречается во многих языках. В частности в греческом есть такое понятие – «мэтэотис», которое как раз и переводится на славянский и русский языки как суеверие. В греческом оно означает пустоту, призрачность, глупость. Есть и в еврейском языке слово со схожим значением: «дым, пар, который легко рассеивается, ничего не значит, не имеет сути», а также «глупость и обман». Мне кажется, эти языки: греческий и еврейский – поскольку это языки Священного Писания и именно о суете говорится в Священном Писании – очень хорошо передают нам суть этого явления – суеверия. По своему содержанию это некая пустота и глупость. А если говорить о языке еврейском, то даже обман. В данном случае – самообман. Вот что такое суеверие.
Суетное – это никчемное, ничтожество, пустота, то, чего на самом деле нет. А человек придает этому значение как будто бы чему-то существующему в действительности, и в результате он впадает в обман, в самообман и наносит себе, естественно, вред, заблуждается. Вот что такое суеверие: вера суетным, ничтожным, не имеющим никакого значения и сути вещам.
– Почему суеверие называется грехом? Это тоже страсть?
– Тут дело вот в чем. Что такое грех? Грех (о, сейчас дам определение!) – это то, что вредит человеку. Вот, например, сейчас возьму и отрублю себе палец – будет грех. Или иголку всажу – это будет грех. Грех – это все то, что вредит человеку. А, представьте себе, суеверие: вот я начинаю верить, что черная кошка перебежала дорогу и теперь неизвестно, что со мной будет, или с пустым ведром кто-то попался мне навстречу… Человек расстраивается, не знает, что делать, от этого нарушается вся его нормальная жизнь – потому это и грех. А есть ведь суеверия разного порядка. Какой-то вологодский лжестарец говорил: «Если вы, крестясь, не дотянете свою руку до левого плеча, надо сверху, сверху! – то он останется сидеть там и будет вам нашептывать на левое ухо». Или, представьте, в церкви вы передаете что-то через левое плечо – так многие шарахаются даже – до чего доходит!
Есть вещи, может быть, и смешные, а есть такие, которые приводят людей к самым печальным выводам. Например, в одном монастыре мне монахиня сказала: «В этом году нам не удалось на Крещение искупаться – а ведь когда искупаешься, все грехи за год прощаются, очищается человек от грехов». Вы подумайте! И кстати, эта глупость, Господи! – разливается по нашей России-матушке, и многие начинают: «Обязательно надо искупаться – смыть грехи». Как легко: искупался – всё в порядке. Ни покаяния не нужно, ни труда – ничего! Искупался, да еще если мужичок после купания стаканчик выпьет – ну просто красота! В общем, Православие – лучшая религия в мире.
– А как бороться с суеверием, с этой пустотой? Как в нее не попасть?
Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Вера в Бога нужна!
– Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Для человека, который верит, что без воли Божией ничего не происходит, что в мире нет никаких случайностей и что воля Божия – это не просто то, что Бог захотел и сделал, а это есть то, что вполне соответствует человеческому духовному состоянию, и что Бог только как Врач посылает нам наилучшие обстоятельства для того, чтобы мы опомнились, – так вот, для того, кто верит именно в Бога, все эти суеверия, конечно, есть не что иное, как чушь, пустота и больше ничего. Вера в Бога нужна. А когда человек забывает о Боге, он начинает верить всякой ерунде. Язычество, кстати, на этом всё и построено – язычество и есть в конечном счете суеверие.
– Какова природа возникновения суеверия? Необразованность? Какие еще есть причины этого явления?
– Причины могут быть и другие. Иногда же, бывает, что-то действительно совпадает. Перебежала черная кошка дорогу – человек шел, споткнулся и разбил себе коленку: вот! И, может, само совпадение вызвано тем, что человек поверил в эту черную кошку, потому и разбил себе нос или коленку, но само по себе совпадение этих вещей укрепляет в нем веру в приметы. Это один из факторов, которые присутствуют в нашей жизни.
Ну, а, может быть, самое главное заключается в том, что вера в Бога налагает на мою жизнь ответственность – перед своей совестью, перед верой в вечную жизнь, перед верой в то, что за гробом всё, что я делал здесь, мне будет показано и принесет мне действительные страдания, если я делал что-то злое.
Вера в Бога – это ответственность, труд, необходимость понуждения себя. В суеверии же всё легко
В общем, вера в Бога – это ответственность, труд, необходимость понуждения себя. В суеверии же – ничего не надо. Только избегать: избегать, чтобы кто-то мне не перешел дорогу… Бывают же случаи – до смешного: идешь – вдруг бежит со всей мочи… И при этом – что? Ну, хорошо, я не перешел тебе дорогу – а ты-то перешла мне. Значит, по такой логике, ты хочешь мне зла? Как же это понять? – Об этом даже мысли нет. Самый основной христианский принцип жизни – это принцип любви, и этот принцип в данном случае отбрасывается полностью: лишь бы мне было хорошо.
Крестик валяется в храме на полу – никто не поднимает. Моя сестра подняла его и положила на окно рядом. Крестик исчез моментально. Потом только она узнала, в чем дело. Оказывается, бросают крестик с тем, чтобы кто-то поднял и взял таким образом на себя болезнь или неприятность – представляете: суеверие становится уже зловерием. Кстати, это один из ответов, почему суеверие – грех. Оно становится зловерием.
В любом случае суеверие не налагает на меня никакой моральной ответственности ни перед чем. Никакие заповеди мне не нужны, ни о каких грехах можно не думать, и поэтому суеверие, конечно, гораздо легче, и интуитивно человек следует этому, нежели вере в Бога, где всё сопряжено с трудом. В этом основная причина.
– То есть заполнение своего сознания какими-то неоправданными страхами – это и есть суеверие, и нужно просто с этим решительно бороться?
– Объяснять надо. К сожалению, довольно часто приходится слышать, что в проповеди объясняют историю праздника, объясняют, что такое свечка, что такое амвон, и очень мало, почти никогда не говорят о том, что существуют духовные законы жизни, нарушать которые опасно для тебя – так же, как нарушить закон тяготения или закон температуры: нельзя тебе – ты обожжешься или замерзнешь, нельзя прыгать с десятого этажа. Есть законы: не Бог меня накажет, когда я прыгаю с пятого этажа, а закон тяготения. Так и в духовной жизни – то же самое: если ты желаешь кому-то зла, этим самым ты вонзаешь нож в свое тело. Завидуешь кому-то – недаром говорят: «позеленел от зависти», – а святитель Василий Великий писал: «И не зарождалось в душах человеческих более пагубной страсти, нежели зависть». Оказывается, любой грех – это рана, которую мы наносим себе. И в данном случае суеверие связано очень часто со зловерием, и всегда оно наносит человеку урон, грех, рану, которой надо, конечно же, стараться избегать. Но для этого нужно, увы, знать Православие, что его суть не в правильном исполнении просто всех церковных требований, а в том, чтобы бороться со своими дурными желаниями и влечениями: не лгать, не притворяться, не обманывать и т.д. – вот в чем суть Православия-то. «Дай мне сердце твое, сыне», – говорит Господь, – а не ноги и руки. А мы – нет: руки и ноги.
– Магическое отношение к православным святыням – это тоже очень распространенное явление. От болезни – такой-то источник, найти квартиру – надо туда и т.п. Почему сейчас такое явление укоренилось?
– Ой, какой хороший вопрос. Действительно, сейчас, когда мы говорим о возрождении Православия, вдруг народ поражается таким суеверием. Однажды на лекции, где-то на приходе, я грозно спросил: «Кому надо молиться от пьянства?» Все ответили: «“Неупиваемой Чаше!”» Я сказал: «Правильно. Не вздумайте молиться перед Владимирской, или Казанской, или Иверской иконой Божией Матери! Не поможет!» Все сразу: «Хи!» До чего мы дошли! Причина все та же: это же легко, это гораздо легче. Легче поставить свечку, заказать молебен, акафист. Недаром же один из поэтов написал замечательные строки: «Да, бой с самим собой есть самый трудный бой. Победа из побед – победа над собой». Действительно, я готов проделать сотни километров к «Неупиваемой Чаше» в этот монастырь, но чтоб воздержаться от лишней рюмки – это уж слишком, конечно.
Бой с самим собой – самое трудное дело, и Православие именно к этому призывает: к борьбе со своим ветхим человеком. А наш хитрый ум делает так, как бежит водичка: натыкается на камень – обходит его и течет дальше. Так и здесь: мы натыкаемся на заповеди Божии – и обходим их. И подменяем заповеди Самого Бога вот этими формальными вещами, тем, что в иудаизме называется «субботой». Главное – исполни субботу. Эти правила исполнил – всё, ты хорош. Вот, оказывается, какие вещи.
Посмотрите, как писал святитель Феофан о паломничестве. Мне как-то прислали ролик об одном крестном ходе, где священник перед его началом объявил: «Все те, кто дойдут до конца, получают полное отпущение всех грехов, которые совершили». Священник! Что он делает! Правда, там идти дня три, и он трудный, но вот такие вещи говорили. Оказывается, вот как очищаются от грехов: не покаяние, не исповедь, не внимание к своей жизни, не борьба со своим ветхим человеком, а вот – ножками протопай. Вот что пишет святитель Феофан Затворник насчет паломничества: «А в дороге-то и не заметишь, как окостенеешь. Сколько предметов налезет в голову – и пойдет одна форма, без силы и жизни. Не лучше ли вам отказаться от странствования?» – пишет он одной особе. В другом письме: «А в дороге – чего не наберетесь, чего не навидитесь и не наслушаетесь!»
Да, действительно, в храме человек стоит, и то мысли по всему свету бродят. А здесь, когда человек идет, попробуй сосредоточься. Ну, поют – самое лучшее. Видите, как святитель относился даже к паломничеству – кажется, хорошее дело, святое дело – а ну-ка, загляни. Правда, он при этом пишет, чтобы быть объективным, что человеку, который еще почти ничего не знает о вере, который не может вести никакой христианской жизни у себя дома, паломничество может подчас помочь хоть немножко, когда он придет к святыне, помолиться, исповедоваться, причаститься. «Для таких людей, – говорит он, – ну, что же, это может быть и полезно. А для человека, укрепленного в вере, это может явиться только причиной рассеянности».
Разве Масленица церковный праздник? Это же язычество! Да вы покажите, как люди готовятся к посту!
А вот наша Масленица, посмотрите, во что она превращается! «После Божественной Литургии – масленичные гуляния», – читаю я. И это объявляется на церковных страницах! Вспоминаешь историю Русской Церкви, как боролись наши подвижники – одного епископа даже убили за то, что он грозно обличал то распутство, которое начиналось на Масленице. И посмотрите: сейчас Масленица входит в нашу жизнь. Скоро мы вообще не разберемся, где Церковь, а где мир. Не поймешь даже. И все это под флагом какого-то миссионерства. Простите, какое же это миссионерство? Это, напротив, – подрыв авторитета. Если вы знаете, что есть люди, которые действительно готовятся к посту, – покажите их: вот, посмотрите, как они себя ведут, – они уже начинают готовиться к посту. А то происходит ровно наоборот, то есть это уже язычество. И что говорить об этом? Масленица – языческое празднество, совершенно очевидное.
– Как бороться со страхами (страхом перед черной кошкой, перед сглазом и проч.), которые испытывают люди, ходящие иногда в храм? Они осознают эту проблему, но никак не могут с нею справиться…
Если есть вера, что со мной Господь Бог, – только веру нужно в себе подогревать, – тогда и страха не будет
– Христос ответил: «Когда услышите…» – и перечисляет те страшные вещи, которые грядут человечеству в конце истории. Он говорит: «Когда услышите, то поднимите головы ваши!» Это Он говорит о каком времени? Когда люди будут, говоря по-славянски, «издыхать» от страха грядущих бедствий. Уже сейчас очень многие страшатся. Христос предупредил: когда вы услышите (вы – то есть христиане), то поднимите голову, ибо приближается час нашей встречи. Встречи со Христом! Опять приходится повторить те же самые слова: чем меньше у нас веры во Христа, тем больше у нас всяких не только суеверий, но и страхов. Это совершенно естественное и закономерное явление. Кто меня может обидеть, когда со мною стоят великаны-защитники, скажите? Да никто! Никого я не боюсь. Тут со мной Господь Бог, а не кто-нибудь. Если есть эта вера – только веру нужно в себе подогревать, – тогда, естественно, у человека этот страх будет отходить в сторону, отступать от него. Чрезвычайно важно это напоминать себе. Как писал игумен Никон (Воробьев): «Правильные мысли нужно не запрятывать в какой-то склад памяти, а постоянно напоминать их себе, возгревать их в себе, потому что они согревают душу и помогают человеку в его жизни».
Вот, оказывается, какой путь: «Восклоните головы ваши!» Для современных людей, мне кажется, эти слова приобретают все большую значимость.
– Большое спасибо, Алексей Ильич, от портала «Православие.ру» и всех наших читателей и зрителей.
– Спаси, Господи, всех вас. И всех нас тоже.