«Суеверия — грех недоверия Богу» – игумен Нектарий (Морозов)

Одной из самых серьез­ных про­блем духов­ной жиз­ни веру­ю­ще­го чело­ве­ка явля­ет­ся про­бле­ма веры. Боль­шин­ство людей, счи­тая себя веру­ю­щи­ми, абсо­лют­но не име­ют ника­кой веры. Что дви­жет ими в духов­ной жиз­ни? Зна­ют ли они об этом?

Порой мы даже не подо­зре­ва­ем, насколь­ко силь­ную власть име­ет суе­ве­рие над чело­ве­ком в его гре­хов­ном состо­я­нии. Мно­гие, и даже, как ни стран­но, хри­сти­ане, посе­ща­ю­щие цер­ковь не один год, и не дога­ды­ва­ют­ся, что в сво­ей духов­ной жиз­ни они руко­вод­ству­ют­ся вовсе не верой, а чистым суеверием.

Что такое суе­ве­рие и поче­му совре­мен­ный чело­век в них верит – об этом в бесе­де с насто­я­те­лем хра­ма в честь ико­ны Божи­ей Мате­ри «Уто­ли моя печа­ли» г. Сара­то­ва, игу­ме­ном Нек­та­ри­ем (Моро­зо­вым).

Вера истинная позволяет человеку еще здесь, на земле, во времени оказаться причастным жизни вечной

– Отец Нек­та­рий, в чем раз­ни­ца меж­ду верой и суеверием?

– Я бы отве­тил встреч­ным вопро­сом: а что, соб­ствен­но гово­ря, меж­ду тем и дру­гим обще­го? Прак­ти­че­ски ниче­го. Ведь вера – даже если мы гово­рим о совер­шен­но зем­ной, лишен­ной рели­ги­оз­но­го изме­ре­ния вере, – в иде­а­лы, в прин­ци­пы, в чело­ве­ка, нако­нец, это то, что воз­вы­ша­ет чело­ве­ка, дела­ет луч­ше, напол­ня­ет его жизнь необ­хо­ди­мым содер­жа­ни­ем. Вера же в Бога, вера истин­ная, не про­сто воз­вы­ша­ет, а поз­во­ля­ет чело­ве­ку еще здесь, на зем­ле, во вре­ме­ни ока­зать­ся при­част­ным жиз­ни веч­ной, фак­ти­че­ски вой­ти в нее. Эта вера – залог спа­се­ния, еди­не­ния с Богом, дости­же­ния Цар­ствия Небесного.

А суе­ве­рие… это, воз­мож­но, тоже вера… Но во что и какая? В какие-то при­ме­ты, зна­ки. Эта вера – сует­ная, то есть неосно­ва­тель­ная, пустая, ино­гда смеш­ная и неле­пая, ино­гда – страш­ная. И если вера истин­ная суть связь чело­ве­ка с его Твор­цом, то вера сует­ная – отде­ля­ю­щая от Него преграда.

– Как появ­ля­ют­ся суе­ве­рия, и поче­му мы в них верим?

– При­чи­на воз­ник­но­ве­ния суе­ве­рий – оску­де­ние под­лин­ной веры. Чело­век забы­ва­ет о Боге или пря­мо отвер­га­ет Его, но ока­зы­ва­ет­ся, что совсем без веры он не может – так про­яв­ля­ет­ся ощу­ще­ние соб­ствен­ной немощ­но­сти, огра­ни­чен­но­сти, а на самом деле – твар­но­сти. И тот, кто заяв­лял о сво­ей неза­ви­си­мо­сти от любя­ще­го, мило­серд­но­го, но при­том и все­силь­но­го Бога попа­да­ет в какую-то уни­зи­тель­ную зави­си­мость от ниче­го не зна­ча­щих вещей. Меня­ет доро­гу, если ее пере­бе­жа­ла чер­ная кош­ка, кре­стит­ся, уви­дев свя­щен­ни­ка – тоже ведь пло­хая при­ме­та, готов убить жен­щи­ну с пусты­ми вед­ра­ми, плю­ет через левое пле­чо, сту­чит по сто­лу, что­бы не сгла­зить… Да мало ли еще при­ду­ма­но подоб­ных глу­по­стей? Кем при­ду­ма­но? Думаю, тем, кто боль­ше все­го нена­ви­дит людей и рад был бы погу­бить всех и каж­до­го, но власть при­об­ре­та­ет лишь над теми, кто доб­ро­воль­но отвра­ща­ет­ся от истины.

Что такое приметы?


Фото: Pixabay.com
Термин «примета» образовался от глагола примечать. Еще издавна люди замечали определенную закономерность в ряде событий. Так при наступлении одного явления, следовало другое, которое позволяло сделать вывод о взаимосвязи. Если происшествие повторялось и вело к тем же последствиям, вырисовывался своеобразный прогноз на будущее, который прочно закреплялся в памяти целых поколений.

При этом приметы касались не только бытовых случайностей, но и погодных условий, благополучия семьи, здоровья и иных аспектов простой жизни. Так, к примеру, считалось, что обильный снежный покров зимой ведет к богатому урожаю летом, как и весенние грозы, а хороший аппетит мальчика, к повышенной работоспособности во взрослом возрасте.

Современный человек может с легкостью объяснить взаимосвязь снежного покрова с высокой урожайностью яровых либо же полноценное развитие ребенка со сбалансированным рационом питания. Но у наших предков не было базового образования, поэтому они пользовались только природной наблюдательностью и логическим мышлением.

Мысли «врасплох»

– Отку­да к нам попа­ли пред­рас­суд­ки? И поче­му они так живу­чи в народе?

– Каков меха­низм рас­про­стра­не­ния слу­хов? Зна­е­те извест­ное выра­же­ние – «одна баб­ка ска­за­ла»? Вот и здесь то же: одна баб­ка ска­за­ла одно, дру­гой авто­ри­тет­ный дед­ка дру­гое… И пошло пере­да­вать­ся из уст в уста, пре­вра­ща­ясь посте­пен­но в целый непи­са­ный свод пре­да­ний стар­цев и ста­риц. А есть ведь извест­ный духов­ный закон: «чего боит­ся нече­сти­вый», то и постиг­нет его. Постиг­ло кого-то, потом еще кого-то – и вот «при­ме­та» готова.

– Доволь­но стран­но наблю­дать, когда зре­лый чело­век верит в неле­пые вещи. Рас­сы­пан­ная соль и раз­би­тые зер­ка­ла тер­за­ют жизнь мно­гих людей. А пере­да­вать через порог боят­ся как ста­руш­ки, так и вполне совре­мен­ные люди. Как быть с этим?

– Я думаю, бороть­ся с суе­ве­ри­я­ми как тако­вы­ми не самое пер­спек­тив­ное заня­тие. Бороть­ся надо с рож­да­ю­щим их без­ве­ри­ем. Засту­пит на его место вера, и суе­ве­рия сами исчез­нут. Хотя и в каж­дом отдель­ном слу­чае надо разъ­яс­нять, с тер­пе­ни­ем и любо­вью, что не зави­сит жизнь чело­ве­ка и сам чело­век от каких-то фор­маль­ных и крайне несе­рьез­ных внеш­них при­зна­ков и при­мет, что все мы – в руках Божи­их, и даже волос с голо­вы чело­ве­ка не упа­дет без воли Гос­по­да на землю.

– Мно­го пред­рас­суд­ков свя­за­но с маги­ей чисел: дня­ми, чис­ла­ми и меся­ца­ми. Есть люди, кото­рые до слез рас­стра­и­ва­ют­ся, если им попа­да­ет­ся 13‑е место, а уж если 13‑е чис­ло сов­па­да­ет с пят­ни­цей – вооб­ще мож­но ждать ката­стро­фи­че­ских вещей…

– И одна­ко же вой­ны начи­на­ют­ся не по рас­пи­са­нию, не по пят­ни­цам непре­мен­но, не 13 чис­ла и не в 13 часов… И пре­ступ­ле­ния совер­ша­ют­ся в любой день неде­ли и любое вре­мя суток. И уми­ра­ют люди не по «рас­пи­са­нию». Что тут гово­рить – если нет у чело­ве­ка стра­ха Божия, то боять­ся он будет все­го – и каж­до­го чис­ла, и каж­до­го «угро­жа­ю­ще­го» сте­че­ния обсто­я­тельств, и каж­до­го шоро­ха, и каж­дой тени…

Верить в предрассудки – значит быть в конфронтации с Церковью

Мож­но при­ве­сти мно­же­ство дру­гих при­мет и суе­ве­рий, свя­зан­ных со смер­тью и погре­бе­ни­ем. В любом посе­ле­нии суще­ству­ют свои свое­об­раз­ные тра­ди­ции погре­бе­ния, пере­да­ва­е­мые от поко­ле­ния к поко­ле­нию. В основ­ном пожи­лые жен­щи­ны счи­та­ют себя зна­ю­щи­ми и про­све­щен­ны­ми в этих тра­ди­ци­ях и берут на себя пра­во во вре­мя похо­рон сле­дить за их соблю­де­ни­ем, зача­стую не толь­ко игно­ри­руя бла­го­сло­ве­ние свя­щен­ни­ка, но откро­вен­но и при­люд­но насме­ха­ясь над ним. Они совер­шен­но не пони­ма­ют, а быва­ет и, наобо­рот, умыш­лен­но ста­вят себя в кон­фрон­та­цию к уче­нию Церк­ви и свя­тых отцов.

Вся­кое зна­хар­ство и кол­дов­ство непри­ем­ле­мо в пра­во­слав­ных тра­ди­ци­ях, в том чис­ле и в тра­ди­ци­ях погре­бе­ния. Ко вся­кой подоб­ной инфор­ма­ции нуж­но под­хо­дить с боль­шой осто­рож­но­стью, пом­ня о том, какой вред для души и здо­ро­вья при­но­сят кон­так­ты с подоб­но­го рода людь­ми. Нуж­но пом­нить, что диа­вол есть отец лжи и со сво­им воин­ством при­ла­га­ет все уси­лия, что­бы заблу­дить чело­ве­ка в истине и отда­лить его от Церк­ви и ее истин­но­го уче­ния. Во вре­мя похо­рон един­ствен­ным руко­вод­ством, кото­рое вас может защи­тить от откро­вен­но­го кол­дов­ства и наве­де­ния пор­чи, может слу­жить толь­ко бла­го­сло­ве­ние священника.

В заклю­че­ние надо ска­зать, что вся­кий хри­сти­а­нин, име­ю­щий хоть капель­ку муже­ства и граж­дан­ской ответ­ствен­но­сти, про­сто обя­зан помочь еди­но­вер­цу или чело­ве­ку, почти гото­во­му сту­пить на Цер­ков­ный путь спа­се­ния во Хри­сте, в пра­виль­ном пони­ма­нии Боже­ствен­ных истин. Все мы смерт­ны, но эта неопро­вер­жи­мая исти­на лиша­ет­ся духов­ной глу­би­ны и пре­вра­ща­ет­ся в баналь­ность вне уче­ния Церк­ви, кото­рое сви­де­тель­ству­ет о том, что чело­век был сотво­рен Богом для бес­смер­тия. Все суе­ве­рия и измыш­ле­ния вокруг это­го глав­но­го вопро­са губи­тель­ны для души пра­во­слав­но­го христианина.

Иеро­мо­нах Доме­ти­ан, свя­щен­ник домо­вой часов­ни “Спас Неру­ко­твор­ный”, Новосибирск

Неразумное «благочестие»

– Мно­гие люди, посе­ща­ю­щие цер­ковь уже не пер­вый год, и не дога­ды­ва­ют­ся, что в сво­ей духов­ной жиз­ни они часто руко­вод­ству­ют­ся вовсе не верой, а чистым суе­ве­ри­ем. Каким обра­зом суе­ве­рия при­жи­ва­ют­ся в цер­ков­ной среде?

– К сожа­ле­нию, не каж­дый чело­век, даже регу­ляр­но посе­ща­ю­щий храм, стре­мит­ся по-насто­я­ще­му глу­бо­ко и осно­ва­тель­но узнать свою веру. Поверь­те: если хри­сти­а­нин часто испо­ве­ду­ет­ся и при­ча­ща­ет­ся, не носит воз­ни­ка­ю­щие у него вопро­сы в себе, а стре­мит­ся раз­ре­шить их с духов­ни­ком, если он чита­ет свя­тых отцов – вдум­чи­во и все­рьез, – то в его серд­це, в его жиз­ни суе­ве­рия поч­вы для себя не най­дут. И наоборот…

– Пере­да­вать свеч­ку в церк­ви толь­ко пра­вой рукой и через пра­вое пле­чо, нель­зя пере­став­лять ранее постав­лен­ные све­чи, таин­ство еле­освя­ще­ния мож­но при­ни­мать толь­ко перед смер­тью и т.д. Что это? Отку­да появ­ля­ют­ся такие суеверия?

– Из того же само­го источ­ни­ка – «одна баб­ка ска­за­ла». Из чис­ла тех самых «бабок», на кото­рых так часто жалу­ют­ся впер­вые при­хо­дя­щие в храм люди. Поче­му ска­за­ла? А про­сто пото­му, что ей так пока­за­лось, она так дума­ет. Чело­век же, еще ниче­го в Церк­ви не зна­ю­щий, зача­стую вос­при­ни­ма­ет подоб­ные «откро­ве­ния» как некое тай­ное зна­ние, кото­рое очень лег­ко при­ни­ма­ет­ся им на веру.

– Даже отно­ше­ние к цер­ков­ным вещам (ико­ны, свя­тая вода, све­чи) может стать суе­вер­ным. Чело­век без­дум­но пола­га­ет­ся на какой-то свя­щен­ный пред­мет: поя­сок, ладан, кулон с обра­зом свя­то­го и не вспо­ми­на­ет при этом о Боге. Где логика?

– Логи­ка про­ста: нет веры, есть упо­ва­ние на какую-то маги­че­скую силу «осо­бых вещей», «осо­бых молитв», «насто­я­щих батю­шек», «пра­виль­ных хра­мов» и т.д. и т.п.

– Свя­тые Отцы Церк­ви назы­ва­ли пред­рас­суд­ки «дья­воль­ской гор­ды­ней». Поче­му они были столь категоричны?

– Пото­му что эти самые пред­рас­суд­ки кале­чат душу чело­ве­ка, вста­ют меж­ду ним и Богом, слов­но сте­на. Они же – повод для внеш­них кри­ти­ков Церк­ви для насме­шек и зло­ре­чия. А порой – и тем­ный дре­му­чий лес, через кото­рый труд­но про­брать­ся и разум­но­му, и бла­го­на­ме­рен­но­му чело­ве­ку, дела­ю­ще­му в цер­ков­ной жиз­ни пер­вые шаги.

«Суеверие – это пустота, глупость и самообман»

Черная кошка, пустое ведро, 13-число, особенно если оно выпадает на пятницу… Примет, сулящих неудачу или какое-нибудь несчастье, много. Хорошо, что большинство из нас знает лишь о малом их числе, а то бы… Впрочем, а что бы? Разве совместимо суеверие с христианством? Увы! Более того, и в церковной среде немало суеверий, связанных с какими-то действиями в храме или даже обрядами. Что уж говорить о совершенно суеверном по своей сути отношении к иконам, святым источникам, даже паломничеству. О том, где корень живучести суеверий, почему люди так часто попадают под их власть, как изжить в себе страх перед приметами, сглазом и прочим, мы беседуем с Алексеем Ильичом Осиповым.

Алексей Ильич, сегодня мы бы хотели поговорить о суевериях. Это явление, которое буквально захлестывает нашу жизнь: люди обращают внимание на какие-то мелочи, которые их начинают очень беспокоить. А как бы вы определили суть суеверия?

– Слово «суеверие» встречается во многих языках. В частности в греческом есть такое понятие – «мэтэотис», которое как раз и переводится на славянский и русский языки как суеверие. В греческом оно означает пустоту, призрачность, глупость. Есть и в еврейском языке слово со схожим значением: «дым, пар, который легко рассеивается, ничего не значит, не имеет сути», а также «глупость и обман». Мне кажется, эти языки: греческий и еврейский – поскольку это языки Священного Писания и именно о суете говорится в Священном Писании – очень хорошо передают нам суть этого явления – суеверия. По своему содержанию это некая пустота и глупость. А если говорить о языке еврейском, то даже обман. В данном случае – самообман. Вот что такое суеверие.

Суетное – это никчемное, ничтожество, пустота, то, чего на самом деле нет. А человек придает этому значение как будто бы чему-то существующему в действительности, и в результате он впадает в обман, в самообман и наносит себе, естественно, вред, заблуждается. Вот что такое суеверие: вера суетным, ничтожным, не имеющим никакого значения и сути вещам.

Почему суеверие называется грехом? Это тоже страсть?

– Тут дело вот в чем. Что такое грех? Грех (о, сейчас дам определение!) – это то, что вредит человеку. Вот, например, сейчас возьму и отрублю себе палец – будет грех. Или иголку всажу – это будет грех. Грех – это все то, что вредит человеку. А, представьте себе, суеверие: вот я начинаю верить, что черная кошка перебежала дорогу и теперь неизвестно, что со мной будет, или с пустым ведром кто-то попался мне навстречу… Человек расстраивается, не знает, что делать, от этого нарушается вся его нормальная жизнь – потому это и грех. А есть ведь суеверия разного порядка. Какой-то вологодский лжестарец говорил: «Если вы, крестясь, не дотянете свою руку до левого плеча, надо сверху, сверху! – то он останется сидеть там и будет вам нашептывать на левое ухо». Или, представьте, в церкви вы передаете что-то через левое плечо – так многие шарахаются даже – до чего доходит!

Есть вещи, может быть, и смешные, а есть такие, которые приводят людей к самым печальным выводам. Например, в одном монастыре мне монахиня сказала: «В этом году нам не удалось на Крещение искупаться – а ведь когда искупаешься, все грехи за год прощаются, очищается человек от грехов». Вы подумайте! И кстати, эта глупость, Господи! – разливается по нашей России-матушке, и многие начинают: «Обязательно надо искупаться – смыть грехи». Как легко: искупался – всё в порядке. Ни покаяния не нужно, ни труда – ничего! Искупался, да еще если мужичок после купания стаканчик выпьет – ну просто красота! В общем, Православие – лучшая религия в мире.

А как бороться с суеверием, с этой пустотой? Как в нее не попасть?

Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Вера в Бога нужна!

– Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Для человека, который верит, что без воли Божией ничего не происходит, что в мире нет никаких случайностей и что воля Божия – это не просто то, что Бог захотел и сделал, а это есть то, что вполне соответствует человеческому духовному состоянию, и что Бог только как Врач посылает нам наилучшие обстоятельства для того, чтобы мы опомнились, – так вот, для того, кто верит именно в Бога, все эти суеверия, конечно, есть не что иное, как чушь, пустота и больше ничего. Вера в Бога нужна. А когда человек забывает о Боге, он начинает верить всякой ерунде. Язычество, кстати, на этом всё и построено – язычество и есть в конечном счете суеверие.

Какова природа возникновения суеверия? Необразованность? Какие еще есть причины этого явления?

– Причины могут быть и другие. Иногда же, бывает, что-то действительно совпадает. Перебежала черная кошка дорогу – человек шел, споткнулся и разбил себе коленку: вот! И, может, само совпадение вызвано тем, что человек поверил в эту черную кошку, потому и разбил себе нос или коленку, но само по себе совпадение этих вещей укрепляет в нем веру в приметы. Это один из факторов, которые присутствуют в нашей жизни.

Ну, а, может быть, самое главное заключается в том, что вера в Бога налагает на мою жизнь ответственность – перед своей совестью, перед верой в вечную жизнь, перед верой в то, что за гробом всё, что я делал здесь, мне будет показано и принесет мне действительные страдания, если я делал что-то злое.

Вера в Бога – это ответственность, труд, необходимость понуждения себя. В суеверии же всё легко

В общем, вера в Бога – это ответственность, труд, необходимость понуждения себя. В суеверии же – ничего не надо. Только избегать: избегать, чтобы кто-то мне не перешел дорогу… Бывают же случаи – до смешного: идешь – вдруг бежит со всей мочи… И при этом – что? Ну, хорошо, я не перешел тебе дорогу – а ты-то перешла мне. Значит, по такой логике, ты хочешь мне зла? Как же это понять? – Об этом даже мысли нет. Самый основной христианский принцип жизни – это принцип любви, и этот принцип в данном случае отбрасывается полностью: лишь бы мне было хорошо.

Крестик валяется в храме на полу – никто не поднимает. Моя сестра подняла его и положила на окно рядом. Крестик исчез моментально. Потом только она узнала, в чем дело. Оказывается, бросают крестик с тем, чтобы кто-то поднял и взял таким образом на себя болезнь или неприятность – представляете: суеверие становится уже зловерием. Кстати, это один из ответов, почему суеверие – грех. Оно становится зловерием.

В любом случае суеверие не налагает на меня никакой моральной ответственности ни перед чем. Никакие заповеди мне не нужны, ни о каких грехах можно не думать, и поэтому суеверие, конечно, гораздо легче, и интуитивно человек следует этому, нежели вере в Бога, где всё сопряжено с трудом. В этом основная причина.

То есть заполнение своего сознания какими-то неоправданными страхами – это и есть суеверие, и нужно просто с этим решительно бороться?

– Объяснять надо. К сожалению, довольно часто приходится слышать, что в проповеди объясняют историю праздника, объясняют, что такое свечка, что такое амвон, и очень мало, почти никогда не говорят о том, что существуют духовные законы жизни, нарушать которые опасно для тебя – так же, как нарушить закон тяготения или закон температуры: нельзя тебе – ты обожжешься или замерзнешь, нельзя прыгать с десятого этажа. Есть законы: не Бог меня накажет, когда я прыгаю с пятого этажа, а закон тяготения. Так и в духовной жизни – то же самое: если ты желаешь кому-то зла, этим самым ты вонзаешь нож в свое тело. Завидуешь кому-то – недаром говорят: «позеленел от зависти», – а святитель Василий Великий писал: «И не зарождалось в душах человеческих более пагубной страсти, нежели зависть». Оказывается, любой грех – это рана, которую мы наносим себе. И в данном случае суеверие связано очень часто со зловерием, и всегда оно наносит человеку урон, грех, рану, которой надо, конечно же, стараться избегать. Но для этого нужно, увы, знать Православие, что его суть не в правильном исполнении просто всех церковных требований, а в том, чтобы бороться со своими дурными желаниями и влечениями: не лгать, не притворяться, не обманывать и т.д. – вот в чем суть Православия-то. «Дай мне сердце твое, сыне», – говорит Господь, – а не ноги и руки. А мы – нет: руки и ноги.

Магическое отношение к православным святыням – это тоже очень распространенное явление. От болезни – такой-то источник, найти квартиру – надо туда и т.п. Почему сейчас такое явление укоренилось?

– Ой, какой хороший вопрос. Действительно, сейчас, когда мы говорим о возрождении Православия, вдруг народ поражается таким суеверием. Однажды на лекции, где-то на приходе, я грозно спросил: «Кому надо молиться от пьянства?» Все ответили: «“Неупиваемой Чаше!”» Я сказал: «Правильно. Не вздумайте молиться перед Владимирской, или Казанской, или Иверской иконой Божией Матери! Не поможет!» Все сразу: «Хи!» До чего мы дошли! Причина все та же: это же легко, это гораздо легче. Легче поставить свечку, заказать молебен, акафист. Недаром же один из поэтов написал замечательные строки: «Да, бой с самим собой есть самый трудный бой. Победа из побед – победа над собой». Действительно, я готов проделать сотни километров к «Неупиваемой Чаше» в этот монастырь, но чтоб воздержаться от лишней рюмки – это уж слишком, конечно.

Бой с самим собой – самое трудное дело, и Православие именно к этому призывает: к борьбе со своим ветхим человеком. А наш хитрый ум делает так, как бежит водичка: натыкается на камень – обходит его и течет дальше. Так и здесь: мы натыкаемся на заповеди Божии – и обходим их. И подменяем заповеди Самого Бога вот этими формальными вещами, тем, что в иудаизме называется «субботой». Главное – исполни субботу. Эти правила исполнил – всё, ты хорош. Вот, оказывается, какие вещи.

Посмотрите, как писал святитель Феофан о паломничестве. Мне как-то прислали ролик об одном крестном ходе, где священник перед его началом объявил: «Все те, кто дойдут до конца, получают полное отпущение всех грехов, которые совершили». Священник! Что он делает! Правда, там идти дня три, и он трудный, но вот такие вещи говорили. Оказывается, вот как очищаются от грехов: не покаяние, не исповедь, не внимание к своей жизни, не борьба со своим ветхим человеком, а вот – ножками протопай. Вот что пишет святитель Феофан Затворник насчет паломничества: «А в дороге-то и не заметишь, как окостенеешь. Сколько предметов налезет в голову – и пойдет одна форма, без силы и жизни. Не лучше ли вам отказаться от странствования?» – пишет он одной особе. В другом письме: «А в дороге – чего не наберетесь, чего не навидитесь и не наслушаетесь!»

Да, действительно, в храме человек стоит, и то мысли по всему свету бродят. А здесь, когда человек идет, попробуй сосредоточься. Ну, поют – самое лучшее. Видите, как святитель относился даже к паломничеству – кажется, хорошее дело, святое дело – а ну-ка, загляни. Правда, он при этом пишет, чтобы быть объективным, что человеку, который еще почти ничего не знает о вере, который не может вести никакой христианской жизни у себя дома, паломничество может подчас помочь хоть немножко, когда он придет к святыне, помолиться, исповедоваться, причаститься. «Для таких людей, – говорит он, – ну, что же, это может быть и полезно. А для человека, укрепленного в вере, это может явиться только причиной рассеянности».

Разве Масленица церковный праздник? Это же язычество! Да вы покажите, как люди готовятся к посту!

А вот наша Масленица, посмотрите, во что она превращается! «После Божественной Литургии – масленичные гуляния», – читаю я. И это объявляется на церковных страницах! Вспоминаешь историю Русской Церкви, как боролись наши подвижники – одного епископа даже убили за то, что он грозно обличал то распутство, которое начиналось на Масленице. И посмотрите: сейчас Масленица входит в нашу жизнь. Скоро мы вообще не разберемся, где Церковь, а где мир. Не поймешь даже. И все это под флагом какого-то миссионерства. Простите, какое же это миссионерство? Это, напротив, – подрыв авторитета. Если вы знаете, что есть люди, которые действительно готовятся к посту, – покажите их: вот, посмотрите, как они себя ведут, – они уже начинают готовиться к посту. А то происходит ровно наоборот, то есть это уже язычество. И что говорить об этом? Масленица – языческое празднество, совершенно очевидное.

Как бороться со страхами (страхом перед черной кошкой, перед сглазом и проч.), которые испытывают люди, ходящие иногда в храм? Они осознают эту проблему, но никак не могут с нею справиться…

Если есть вера, что со мной Господь Бог, – только веру нужно в себе подогревать, – тогда и страха не будет

– Христос ответил: «Когда услышите…» – и перечисляет те страшные вещи, которые грядут человечеству в конце истории. Он говорит: «Когда услышите, то поднимите головы ваши!» Это Он говорит о каком времени? Когда люди будут, говоря по-славянски, «издыхать» от страха грядущих бедствий. Уже сейчас очень многие страшатся. Христос предупредил: когда вы услышите (вы – то есть христиане), то поднимите голову, ибо приближается час нашей встречи. Встречи со Христом! Опять приходится повторить те же самые слова: чем меньше у нас веры во Христа, тем больше у нас всяких не только суеверий, но и страхов. Это совершенно естественное и закономерное явление. Кто меня может обидеть, когда со мною стоят великаны-защитники, скажите? Да никто! Никого я не боюсь. Тут со мной Господь Бог, а не кто-нибудь. Если есть эта вера – только веру нужно в себе подогревать, – тогда, естественно, у человека этот страх будет отходить в сторону, отступать от него. Чрезвычайно важно это напоминать себе. Как писал игумен Никон (Воробьев): «Правильные мысли нужно не запрятывать в какой-то склад памяти, а постоянно напоминать их себе, возгревать их в себе, потому что они согревают душу и помогают человеку в его жизни».

Вот, оказывается, какой путь: «Восклоните головы ваши!» Для современных людей, мне кажется, эти слова приобретают все большую значимость.

Большое спасибо, Алексей Ильич, от портала «Православие.ру» и всех наших читателей и зрителей.

– Спаси, Господи, всех вас. И всех нас тоже.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]