Грех против Бога и самого себя: как бороться с ропотом

Скорбями и болезнями спасается современный христианин. Нет гонений на церковь — нет и опытных духовников. Ведет Бог верующих путем страданий в Царство Небесное. Спасение тому человеку, из уст и сердца которого не слышен ропот на крестном пути.

С терпением и благодарностью идет верующая душа в обители горние. «Верую, Господи, что Ты посылаешь скорби во спасение мне!» — с радостью и надеждой встречают истинные христиане трудности на своем жизненном пути.

Что такое ропот

Одним из главных препятствий на пути в Царство Небесное становится непонимание промысла Божьего. Люди все время чем-то недовольны, хотят большего и лучшего. Они не понимают, почему те или иные неприятности случаются именно с ними, а не с кем-либо другим, за что посылаются скорби, болезни. Такое состояние души, выражаемое недовольством, упреками Богу и людям, в православной аскетике называется ропотом и считается одним из опаснейших грехов.

Происхождение слова

Слово возникло в праславянском языке (ropot-).

Его корни можно встретить у других народов:

  1. Укр. — роптати, ропотіти.
  2. Болг. — ропот.
  3. Словен. — ropot, ropotati.
  4. Чешск. — reptat.
  5. Словацк. — reptat.
  6. Польск. — reptac.

В русскую речь оно пришло из старославянского языка. В святоотеческих преданиях и церковном обиходе это слово сохранилось и встречается особенно часто.

Значение понятия

Ропот на Бога в православии — это одно из проявлений гордости, уныния, которое свойственно людям материальным или маловерным. Его источником служит внутреннее противление воле Божьей. Внешне это проявляется в виде недовольства, выражаемого не прямо или открыто, а в косвенной форме — негромкой приглушенной речью. Общее значение слова — неясный (негромкий) шум или звуки.

Сейчас недовольство стало чуть ли не статусом современного человека. Со всех сторон его учат, что он должен быть недовольным своей страной, экологией, финансовым положением, фигурой и так далее. На улицах и в общественном транспорте только и слышно, как кого-то ругают (больше всех, как правило, достается политикам). Но злость еще никого и никогда не сделала лучше.


Ропот и печаль

Печаль — это чувство, которое возникает в результате появления каких-либо неблагоприятных жизненных обстоятельств, препятствий, болезней — одним словом, скорбей. Каждый привык по-своему реагировать на трудности. Хороший христианин со своей печалью пойдет к Богу, и Тот поможет ему справиться с жизненными невзгодами. Он не будет жаловаться другим на неудачи, возникшие сложности. Тем более не станет никого обвинять в том, что с ним произошло — ни Бога, ни людей.

Маловерный потратит все душевные и телесные силы, переживая из-за существующих и несуществующих скорбей. Словесное негодование — это внешнее проявление уныния, печали, его следствие. Его можно услышать из уст слабых духом людей, не имеющих в себе внутреннего нравственного стержня. Жалобы, нытье, проклятия и упреки — вот признаки неверующей души. Это несогласие с тем, что происходит, неприятие чего-либо.

Сначала человек недоволен погодой, природой, ближними, правительством, временем, какой-либо ситуацией. А потом доходит до того, что Отцу Небесному шлет упреки: «Как же Ты допустил, чтобы это случилось со мной?». Или другими словами, но так же ропотно.

Голос недовольства

То, как Павел использует слово «ропот» (и упоминание в следующем стихе текста из Второзакония 32:5), отсылает нас к событиям, произошедшим в пустыне между Египтом и Ханааном. Там мы встречаем группу опытных ропотников. Что же мы можем узнать о ропоте из тех сорока лет, которые они провели в пустыне?

Мы узнаём, что ропот – это недовольство, выраженное вслух; это презрение сердца, сорвавшееся с языка. Это те звуки, которые мы производим, когда у нас возникает «страстное желание» того, чего мы не имеем, и мы теряем покой (Чис. 11:4; Пс. 105:14).

При этом предмет нашей страсти не обязательно должен быть порочным; И действительно, зачастую в нём самом нет ничего плохого. К примеру, Израильтяне стремились к удовольствиям, которые сами по себе были вполне безобидны: пища и вода (Исх. 15:24; 16:2-3;17:3), безопасный переход в обетованную землю (Чис. 14:2-4), отсутствие неприятностей (Чис. 16:41). Но каким-то образом эти добрые желания обратились во зло: они хотели получить всё это прежде сроков, установленных Богом; они желали этого больше, чем самого Бога.

То же самое происходит и с нами. Мы желаем спокойно провести вечер дома, но нам звонит друг, которому нужно помочь с переездом. Мы хотим получить работу, которая представлялась бы нам осмысленной, но увязаем в бесконечных бумагах и таблицах. Или, что более значимо, мы желаем, чтобы будущее было таким, как мы его спланировали, а получаем то, чего совсем не хотели.

«Несправедливо», — говорит какой-то голос внутри нас. «Это неправильно», — подхватывает другой. Желания превращаются в ожидания, а ожидания заявляют о своих правах. И, вместо того, чтобы принести Богу свои разочарования и позволить Его Слову укрепить нас, мы разрешаем неудовлетворённому желанию перерасти в недовольство. Мы ропщем.

Причины появления

Немалую роль в распространении уныния и недовольства играет насаждение идеологии первенства материальных благ. Сознанию людей прививается чрезмерное стремление к высокому уровню жизни, без которого якобы нельзя считать себя счастливым или состоявшимся. Стало принято оценивать людей по социальному статусу, материальному преуспеванию.

Но ведь никогда раньше на Руси такого не было, по крайней мере, в широком применении. Со страниц русской литературы приветливо улыбается множество неунывающих и находчивых «неудачников», которые живут и горя не знают. Понятия счастья и радости всегда связывались с духовным преуспеянием, с умением переносить трудности стойко и благодушно, а не с достижением богатства.

Становится очевидно, что корни этого кроются в православной вере. Не важно, богатый человек или нищий. В любых обстоятельствах нужно оставаться христианином и возносить благодарение Богу за то, что есть. В первом случае — не становиться самодовольным и надменным, во втором — не унывать.

Самой частой причиной недовольства выступают совсем не внешние неблагоприятные обстоятельства. Человек с пустотой в душе, который не чувствует смысла жизни, не может понять, ради чего нужно терпеть все трудности, преодолевать их. И внутри у него поселяется уныние, выливаемое в недовольство всем вокруг.

Самая опасная привычка — жалость, ропот и самосожаление.

Самая опасная привычка — жалость, ропот и самосожаление.

Самая страшная привычка, которая возникает у всех раненых когда-либо людей — это жалеть себя. И если бы это было безобидно — я бы ни одной строчки не потратил на этот текст. Но эта заразная эпидемия косит очень многих. С этим надо разобраться.

Жалость — это бесконечное занятие. Путь вниз на скоростном поезде. Если до момента начала самосожаления вы имеете шансы на успех, кривая ваших возможностей тянется вверх, то когда впадете в жалость — на всех успешных мечтах можно поставить крест.

И я знаю об этом, потому что и сам когда-то занимался подобным втихомолку.

Но обо всем по порядку.

5 причин почему жалость к себе и чувство жалости — плохо

Не знаю более плохой привычки. Посудите сами — курение, алкоголизм многие не приемлют. Тщеславие явно видно издалека и оно отталкивает.


жалость к себе

А вот жалость к себе тихонько сидит в углу и не высовывает носа. А когда ты остаешься сам с собой — она открывает двери настежь со словами: «Вот она я». Она такая приятная, нежная, все понимает, с ней так хорошо, что никто больше не нужен.

Но гнать ее нужно в шею, с пинками.

Я выделил 5 негативных признаков жалости к себе. Это для меня самые яркие. Если покопаться, можно еще найти, но и этих достаточно, чтобы увидеть всю мерзость этого чувства.

  1. Самосожаление сжирает изнутри.

Жалость — это совсем не созидающее понятие. Наоборот, жалость уничтожает полностью все добрые принципы, на которые человек опирается.

  1. Жалость к себе делает одиноким.


Люди глубоко ощущают, когда ты занят собой. По сути, жалость — это эгоизм в квадрате. Потому что ты не только живешь ради себя, но и думаешь только о себе, даже рядом с другими.

  1. Жалость к себе неприятна окружающим.

Хуже того, жалость к себе — это как плохой запах, который исходит от человека. Другие рядом могут находиться, но недолго. Да и то, прикрывая носы. Люди сторонятся эгоистов, жалеющих себя.

  1. Жалость к себе снижает самооценку.

Бог сотворил нас прекрасно. Каждый человек является самой большой ценностью во всей Вселенной. Ведь Бог Отец отдал Иисуса Христа за каждого человека.

Но человек потерял это ощущение собственной ценности после грехопадения.

И жалость разжигает все больше этот костер печали, собственной боли и уныния. И в том числе, снижает уважение к себе, как творению Божьему, как любимому сыну или дочери Бога.

  1. Жалость к себе не помогает.

Кажется, это уже ясно.

Жалость к себе никак не помогает. Это самое бесполезное занятие в трудностях, которое только можно придумать.

Что Слово Божье говорит о самосожалении?

Это удивительно. Но в Библии практически нет слов с корнем «жалеть», а те, которые есть несут совсем другой смысл, нежели самосожаление. Несмотря на это в Слове Божьем есть слово, которое очень хорошо изображает суть жалости к себе. Это — ропот.

Давайте посмотрим, что говорит Слово Божье о ропоте.

Послание к Евреям 3:8 не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, 3:10 Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих;


Это очень интересно. Из этого места Писания можно сделать 2 вывода:

  1. Когда человек находится в ропоте — его сердце постоянно заблуждается. Он-то думает, что он прав, а на самом деле — заблуждается.

Вспоминается стих из Писания :

Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти. (Притчи 14:12)

  1. Ропот ожесточает сердце.

Человек с мягким сердцем может служить другим, может заботиться о людях, любить и помогать.

Человек с жестким сердцем не ощущает сострадания к боли других. И сам не достоин сострадания.

И к такому положению человека приводит именно ропот.

Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; (Послание Иуды 1:16)

Эти слова из послания апостола Иуды.

Слово Божье говорит, что люди, которые в ропоте ничем не довольны. И эти люди поступают по своим похотям. Только так, как хочется им.

Как противостоять самосожалению и чувству жалости?

Сразу скажу — это не просто набор знаний. Это оружейная комната. Изучайте эти принципы с готовностью сразу применять. Это практическое задание. Отнеситесь к нему именно так. А иначе и нет смысла читать дальше.

  1. Благодарение.

…благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, (Послание к Ефессянам 5:20)

Каждый из нас может за все благодарить Бога.

У тебя сложные отношения в семье? Благодари, что она у тебя есть.

У тебя нет денег? Благодари за ум, руки, ноги и силу, которой ты сможешь заработать. И молись — Бог даст работу.

У тебя бизнес не идет? Благодари Бога, что он дал тебе свой бизнес, и молись о новых нишах, идеях, возможностях.

И еще. В этом месте ясно видно, что мы можем благодарить Бога всегда. Еще раз повторю — всегда. То есть каждый день, в любых обстоятельствах.

  1. Знать свое предназначение и действовать в нем. Не отвлекаясь на трудности и сложности.

Притчи 14:8 Мудрость разумного – знание пути своего.

Бог каждому из нас доверил свой участок, свое поле для труда, и свое предназначение. (Подробнее об этом

Почему это грех

Православная вера говорит о том, что все находится в промысле Божьем. Небесный Отец заботится о своем творении. Без Его воли вообще ничего не происходит. Но гордая душа противится своему Творцу. Она имеет собственное представление о том, как лучше жить в этом мире. Отсюда проистекает неблагодарность Богу за Его благодеяния, попечение.

Материальный мир загружает жизнь все новыми благами и удовольствиями, за которыми поспеть очень трудно. Это вселяет в душу неудовлетворенность собой и своей жизнью. «Почему у меня нет всего того, что имеют другие, чем я хуже?» — задает себе вопрос человек недуховный, погрязший целиком в телесных попечениях, забывая о Боге и своем истинном предназначении.

Недовольство разрушает христианина как личность, делает его жалким, вечно ноющим существом, не способным ни на какое доброе дело. Да, у каждого есть моменты, когда на глаза наворачиваются слезы, в душе селится печаль, и все видится в черных красках. И если не идти со своей скорбью к Богу, то можно начать направо и налево расточать жалобы. Постоянно выплескивая из сердца небольшие порции яда, со временем человек растрачивает свои душевные и телесные силы, разрушает самого себя.

Бурчание против нашего блага

Однако ропот – это нечто большее, нежели озвучивание недовольства. Это также голос неверия. Мы начинаем роптать, когда колеблется наша вера в Божии благие замыслы. Не желая поверить, что Бог обращает данное разочарование к нашему благу, мы смотрим лишь на болезненное настоящее.

Когда израильский народ похоронил последних представителей поколения пустыни, Моисей открыл Божий замысел относительно всех их злоключений в безлюдной местности: «[Бог] провёл тебя по пустыне великой и страшной… дабы смирить тебя и испытать тебя, чтобы впоследствии сделать тебе добро» (Втор. 8:15-16). Какое прискорбное замечание о тех могилах в пустыне. На каждом надгробии там были высечены слова: «мы роптали против собственного блага».

Всё это Бог уже говорил им после первого же случая их ропота. Он предоставил им выбор: они могли либо «внимательно слушать голос Господа, вашего Бога» (Исх. 15:26 НРП), либо последовать зову безудержной толпы внутри себя. Ну, эта история нам знакома. Они последовали за толпой.

Подобным же образом и наш ропот обусловлен суждениями о Боге, о себе и о мире, совершенно не соответствующими реальности. (Конечно, нам кажется, что эти-то суждения как раз реальны; так всегда случается, когда звучит голос змея.) Мы ропщем потому, что внимательно прислушались к чужому голосу, а не к голосу Господа нашего Бога, и начали за ним повторять. Вместо того, чтобы воззвать к Богу: «помоги мне поверить в Твою благость!», мы бурчим, выплёскиваем свои чувства и спускаем пар, говоря тем самым: «Боже, плохи Твои пути».

Как с ним бороться

Чтобы встать на путь исправления, необходимо осознать, что высшая мудрость жизни заключается в единстве духа, души и тела. Невозможно жить успешной полноценной жизнью, имея в избытке только материальные блага.

Основная причина любого недовольства — это отсутствие духовной жизни, внутренняя пустота.

Первое, что нужно сделать — это от всей души обратиться к Богу и раскаяться в том, что стремился прожить сам и по-своему, чем и предопределил для себя путь нахождения в духовной тьме, безвыходности, жестоком отчаянии, унынии и негодовании.

Благодатные перемены могут произойти с душой не сразу. Любой страсти в качестве лекарства следует противопоставить определенные добродетели.

Необходимо поучиться таким важным христианским качествам:

  • терпение;
  • смирение;
  • самоукорение;
  • послушание;
  • доверие Промыслу Божьему.

Причиной уныния становятся часто не трудные обстоятельства жизни, а то, как человек к ним относится. Если христианин внутренне расслаблен, ждет от жизни одних «подарков», а также испытывает вечное недовольство от нехватки комфорта и достатка, это парализует его волю, истощает, делает склонным к унынию.

Святые отцы говорят, что самое главное средство от уныния — это благодарность Богу. Даже если она приносится с некоторым усилием и принуждением, но сознательно. Это будет выражением веры, и без нее никакая духовная жизнь невозможна. В связи с этим священники еще упоминают о решимости твердо переносить все находящиеся на жизненном пути искушения, делая это с терпением и всецело уповая на Господа. И помня, что милость Божья даже самые жестокие испытания превращает в неизреченные блага.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]