День ангела, святые угодники и суеверия: как в России укоренились традиции именин


Как появилась традиция празднования именин?


Именины — это день памяти святого. Ежедневно миллионы христиан почитают мучеников, преподобных старцев и прочих важных для религии персонажей. За каждым канонизированным героем закреплена своя дата в месяцеслове. Некоторые угодники настолько уважаемы, что их чествуют несколько раз в году. При этом в календарь попадают святые с одинаковыми именами. Поэтому Александры празднуют день ангела 146 раз в году.
Календарь в основном формируется с помощью дат смертей культовых для православия личностей. Попасть в касту почитаемых могут мученики, знаковые церковные деятели, цари. Например, в «Святцах» одна из дат закреплена за Николаем II, который считается страдальцем, погибшим за веру и отечество.

С годами православный календарь становился объемнее. В Средневековье им повально начали пользоваться, выбирая имя для младенца. Новоявленные родители считали, что святой, в честь которого назвали ребенка, всегда будет оберегать малыша. Отсюда и появилось второе название торжества — день ангела, который празднуется по аналогии с днем рождения. Кстати, многие православные предпочитают отмечать именины вместо очередного юбилея. При этом даты этих событий нередко разнятся.

Православные святые и лики святости

Ликами святости называются различные категории, на которые в Православии разделяют святых при их канонизации. Принадлежность святых к разным ликам не означает, что одни из них «святее», авторитетнее других. Святость, то есть близость Богу, у всех одна. Митрополит Иларион (Алфеев) в лекции «Лики святости» указывает, что отнесением к определённому лику отмечается время жизни и сан святого, суть его духовного подвига. Зная особенности жизни святых и изучая их опыт спасения, христиане воодушевляются для подражания Божьим угодникам и молитвенного общения с ними. Также различным ликам святых пишутся особые праздничные службы.

Приведём наиболее известные лики святости.

Апостолы – ученики Иисуса Христа (Пётр и Павел).

Бессребреники – православные святые, которые прославились бескорыстием, отказом от богатства ради спасения души (Косма и Дамиан).

Благоверные – благочестивые правители. Как правило, монархи и князья (Александр Невский, Ярослав Мудрый).

Мученики – христиане, которые приняли насильственную смерть за свою веру (Киприан и Иустина). Великомучениками называют тех, кто подвергся особо жестоким мучениям (Пантелеймон, Георгий Победоносец). Священномученики – мученики, которые имели священный сан: епископы, священники, диаконы (Макарий Киевский, патриарх Гермоген). Преподобномученики – мученики-монахи (Евгения Римская, Григорий Печерский).

Исповедники – христиане, которые открыто исповедовали веру и были мучимы за неё, но выжили и умерли своей смертью (Иоанн Русский, Максим Исповедник).

Праведные – почитаемые за праведную жизнь миряне или представители белого духовенства (Иоанн Кронштадтский, Симеон Богоприимец).

Преподобные – монахи-подвижники (Сергий Радонежский, Серафим Саровский).

Пророки – упомянутые в Библии лица, которые проповедовали и возвещали народу Божью волю (Илия, Иоанн Креститель).

Равноапостольные – святые, которые подобно апостолам проповедовали Евангелие и обращали народы в христианство (царица Елена, княгиня Ольга).

Святители – это прославленные в лике святых архиереи (Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник).

Страстотерпцы – христианские святые, которые смиренно и беззлобно понесли страдания за исполнение Заповедей Божьих (князья Борис и Глеб, царь Николай II с семьёй).

Чудотворцы – те святые, которые прославились даром чудотворения (Николай Угодник, Спиридон Тримифунтский).

Юродивые (блаженные) – подвижники, которые во имя Бога приняли на себя образ безумных (Василий Блаженный, Андрей Юродивый).

Существует ли традиция именин за рубежом?

День ангела существует во многих христианских странах. Однако отношение к празднику сильно отличается в зависимости от направленности конфессии. Например, протестанты не почитают святых. В их канонах нет культуры поклонения мученикам, а вот в православии и католицизме это распространенная практика. В Италии имениннику дарят лепешки, а во Франции — делают подарки. Сегодня обряды редко соблюдаются, но в крайне религиозных странах они продолжают жить. Допустим, в Греции, Польше, России и странах бывшего СНГ, где исповедуют православие. Традиция именин распространена и в Южной Америке. День ангела здесь не ограничивается чествованием святых: верующие латиноамериканцы также почитают различные изображения Девы Марии.

Сегодня именины распространены в более консервативных семьях, поэтому праздничные вечеринки по случаю торжества встречаются реже. Чтобы отметить дни именин, практикующие католики и православные обычно посещают храм и устраивают тихие семейные торжества.

Почему традиции именин не исчезают?


Традиции именин не исчезают из-за того, что позиции христианства все еще сильны. Поэтому любые практики и церковные суеверия все еще встречаются в прогрессивном обществе. Нередко к православному календарю в России обращаются даже в нерелигиозных семьях. Бывает так, что консервативные бабушки и дедушки настаивают на том, чтобы их дети называли младенцев с помощью «Святцев». Один из наших читателей рассказал следующую историю:

«Моя мать настаивала на том, чтобы назвать меня Петр. В итоге меня назвали по-другому — так, как хотели бабушка и отец. По большей части меня назвали в честь одного из членов семьи, но бабушка наделила имя еще и религиозными свойствами. Я часто получаю от нее поздравления с днем ангела, знаю, чем прославился мой покровитель, и так далее. Хотя дела мне до этого нет. Я не могу назвать себя верующим. Кстати, родители тоже не постоянные посетители храмов.

Несмотря на такой бэкграунд, мне приятно носить мое имя. Во-первых, оно мне нравится, во-вторых, классно осознавать, что за ним стоит что-то сакральное. Не каждый может козырнуть тем, что настолько прошарен в этимологии своего имени. Хотя я до сих пор не могу запомнить, когда у меня день ангела. Но ничего страшного, бабушка обязательно напомнит поздравительной открыткой в WhatsApp».

Помимо влияния старшего поколения, живучесть традиции подпитывается также количеством верующих. Все-таки в нашей стране достаточно много религиозных людей, которые трепетно относятся к выбору имени согласно церковному календарю. Например, среди православных есть поверье: назовешь ребенка в честь мученика — он будет мучиться всю жизнь. А если в честь преподобного — он станет монахом. Людям хочется верить в то, что правильно выбранный покровитель непременно защитит их от неудач.

Читать по теме: Скажи, как меня зовут: что нужно знать о смене имени

Святые Божии люди – это наши старшие родные братья

Преподобный Сергий Радонежский. Икона XVI в.

Завтра, дорогие мои, вся наша Русская Православная Церковь с благоговением будет чествовать своего великого подвижника, преподобного игумена земли Российской и богоносного отца Сергия. Многие из православных русских людей преклонят колена в святой Лавре перед гробницей цельбоносных мощей угодника Божия.
Вы знаете, что уже истекло пять с половиной веков с тех пор, как окончился земной подвиг преподобного Сергия. Но слава его, какой сияет священное и драгоценное для каждого православного христианина имя великого Сергия, не меркнет и не померкнет никогда: «…Праведники живут вовеки…» (Прем.5:15).

Преподобный Сергий воплотил в себе евангельские добродетели и показал нам их в своем лице во всей их красоте. Он был носителем крепкой, никогда не колебавшейся, не знавшей сомнений веры в Бога, в Святую Единосущную Троицу, в Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. С этой верой он пришел в Радонежский лес и с этой верой прошел весь свой земной путь. Он был сосудом горячей любви к людям. Преподобный Сергий был и остается примером величайшего терпения в лишениях, скорбях и борьбе с невидимым врагом нашего спасения. Он олицетворял в своем лице истинное христианское смирение. Все мы, православные люди, знаем пленяющие своей духовной красотой примеры его смирения и кротости. Он был великим в своей горячей любви к родному народу, к родной стране, пламенным патриотом своего отечества. И мы веруем, что преподобный Сергий своими молитвами, своей неумирающей любовью, своим небесным покровом является для всех нас, для нашей страны, для нашей родной Русской Церкви воистину нашим небесным игуменом, родным отцом, который за нас приносит перед Престолом Божиим свои горячие молитвы и ниспосылает каждой воздыхающей пред ним грешной православной душе свое, отеческой любовью овеянное, благословение.

Как мы с вами, дорогие, счастливы, что у нас на нашем земном пути есть такие мощные заступники, такие горячие молитвенники, такие любвеобильные небесные покровители, к которым мы можем прибегать во всех обстоятельствах жизни! Мы веруем, что ни одна наша молитва не может быть не услышанной теми, кто предстоит у Престола Божия и имеет от Господа за свою праведную жизнь дерзновение приносить к ногам Христовым наши грешные молитвы.

Мы счастливы не только тем, что святые Божии угодники – наши молитвенники и заступники перед лицом общего Небесного Отца, но и тем, что святые праведники – это наши старшие родные братья, счастливы тем, что находимся с нашими святыми в самом тесном живом общении. Воистину, это наше родство, наше общение со святыми праведниками является для каждого из нас источником радости и утешения на земном пути.

Есть семьи, в которых братья и сестры взаимно связаны горячей любовью друг к другу, и в этой взаимной, братской любви каждый член такой хорошей семьи находит для себя нравственную поддержку во всех обстоятельствах своей жизни. В радости он делит эту радость со своими близкими, любимыми и любящими его братьями и сестрами. В своем горе он разделяет его с теми, кто ему посочувствует, кто вместе поплачет, кто ему близок, кто его любит. Тем больше это надо сказать о той великой семье Божиих детей, которую составляют все когда-либо жившие верой в Господа своего и теперь живущие на земле чада Православной Христовой Церкви. Все мы, и живые, и отошедшие ко Господу, и они, пребывающие у Престола Божия, являемся одной семьей. Святые праведники, святые Божии люди – это наши братья, с которыми мы пребываем в беспрерывном единении, если остаемся верными детьми Небесного Отца и своей Матери Православной Церкви.

Я напомню вам слова святого апостола Павла из Послания его к Ефесянам.

Святой апостол говорит: «…вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф.2:19). Апостол основал в Ефесе Церковь. В эту Церковь вошли и бывшие язычники, принявшие христианство, и бывшие иудеи, которые из иудейства перешли в христианство. Христиане из язычников носили в своем сердце некоторое смущение и скорбь. Им казалось, что они менее достойны любви Божией и имеют меньшее право на наследование Царства Небесного, ибо они вступили в Церковь из язычества, а иудеи приняли христианство, уже веруя в Единого Бога. И вот святой апостол Павел, утешая их в их огорчении и разъясняя им, написал эти слова: «…вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу». Апостол сказал этими словами, что крестные страдания Христовы разрушили стену между всеми детьми Церкви Христовой и святыми, что омывшая Крест Христов Божественная Кровь делает всех верующих в Господа Спасителя чад Святой Церкви своими, близкими и Господу и Его святым угодникам и равными перед лицом Небесного Отца. Апостол Павел сказал это не только ефесским христианам, но через них и всем нам. Все дети Православной Церкви одинаково переживают сладость в общении со святыми угодниками.

Неужели это так? Неужели мы – родные святым Божиим людям? Неужели они – апостолы, пророки, мученики, преподобные отцы и матери – признают, когда мы своей бессмертной душой войдем в вечную жизнь, в лице нас своих братьев, своих сродников, своих сограждан в Царстве Небесном, в Доме нашего Небесного Отца? Да, мы – родные, мы – свои святым угодникам. Так учит нас Святая Церковь, так завещает нам веровать апостол Павел. Мы с ними – дети одного и того же Небесного Отца. Мы напоены тою же благодатью Святаго Духа в таинстве крещения, какая снисходила в этом таинстве на святителя Николая Мирликийского и на преподобного Сергия. В святом таинстве миропомазания мы запечатлены тою же печатью Святаго Духа, какую имел на себе и преподобный Серафим. Мы приобщаемся того же Тела и той же Животворящей Крови Христовых, какими приобщались святые угодники, и это причащение наше в особой, высшей степени свидетельствует о том, что мы – члены одного и того же Тела Христова, главой Которого является наш Господь Иисус Христос. Это святое таинство делает по преимуществу всех нас братьями во Христе, родными и близкими, и все мы – сограждане святым и свои Богу, как учит нас первоверховный апостол.

Как много дает нашему верующему духу это общение со святыми! Какое в этом общении свидетельство правильности нашего пути ко спасению, какая крепкая, твердая надежда на вечное спасение! Ведь если мы веруем тою же верою, какою жили святые угодники, значит, мы идем верным путем в Царствие Божие. Если мы исполняем уставы, священные обряды, посты, праздники, как это делали святые, если мы посещаем для молитвы тот же святой храм, в каком молились угодники Божий, значит, мы идем путем надежным в жизнь вечную. Если мы принадлежим к той же Святой Церкви, в которой священнодействовали, проповедовали угодники Божий, в которой жизни свои отдавали за Господа святые мученики, в которой подвизались преподобные отцы, значит, мы – дети Царства Божия, и путь наш в жизнь будущего века тот же, каким шли святые. Если православная вера, какую исповедовали они, привела их к вечной славе, то она приведет к вечной славе, к вечной жизни со Христом и каждого из нас, кто живет этой же крепкой, не знающей сомнений верой. Если благодать Святаго Духа, какой питались святые угодники, укрепляла их духовные силы на подвиги жизни по заповедям Христовым, то она и нас не покинет на таком же пути. Если Святая Церковь была для них путеводительницей в Царство Небесное, помогла им остаться верными Господу до смерти, то и нас Святая Церковь, к которой мы принадлежим, подобно матери, ведущей за руку свое дитя, введет в Царство Небесное и соделает наследниками жизни вечной в доме Небесного Отца.

Надо всегда помнить, дорогие мои, и другое. Для того, чтобы это общение наше со святыми людьми никогда не прерывалось и не ослабевало, чтобы оно перешло в будущую жизнь, чтобы мы, как и они сейчас, вступили в вечное общение со Сладчайшим Господом, надо не только исповедовать ту же православную веру, какую имели святые, и быть членом одной с ними Святой Церкви, но и подражать им в мыслях, поступках, в их ревности об исполнении заповедей Божиих, в их твердости и верности Господу и Его Божественному слову, в их трудах в деле спасения своей души. Наш христианский долг подражать им в тех священных добродетелях, которые вместе с их пламенной верой и благодатной помощью Святаго Духа привели их в Царство вечной славы.

Нас не признает своими братьями великий ветхозаветный праведник Авраам, если мы не будем стараться подражать силе его веры. Какая была вера у праведного Авраама! Она не поколебалась, когда Господь ему повелел идти в незнакомую страну, оставив родную землю. Господь направил его в будущую Святую Землю – Палестину. Авраам оставил свое родное место и пошел, потому что веровал в слово Божие. Даже тогда, когда Господь для испытания его веры повелел ему поднять руку с ножом на сына своего Исаака, чтобы принести его в жертву, Авраам, послушный голосу Божию, направился к горе, чтобы там принести эту жертву (см.: Быт.22:1-12). Такова была не знавшая колебаний или сомнений вера у праведного Авраама.

Не сочтут нас своими чадами и святые апостолы Христовы, если мы, зная о том, как они отдавали свои жизни во имя спасения людей, во имя своей пламенной любви к людям, которых они своей горячей проповедью желали уберечь от вечной гибели, не будем подражать им в нашей любви друг к другу, и если не будет истинного христианского братолюбия в нашем сердце.

Нас не назовут своими согражданами в небесном отечестве святые мученики, принявшие мученическую кончину за Христа, если мы в своей жизни земной, подражая им хотя в малом, в том, что по силам каждому из нас, не проявим терпения в своих скорбях, болезнях и лишениях.

Не увидят в лице нас своих сродников преподобные отцы, преподобные матери, если мы не боремся со своими страстями, пороками, плывем по волнам наших страстей, попускаем греху владеть нашим сердцем, не страшимся вечной своей гибели и не спешим свое грешное, грязное сердце омывать слезами покаяния. Следуя примеру мучеников, преподобных, апостолов, надо быть милосердными, братолюбивыми, негневливыми, терпеливыми в скорбях, благодушными в бедствиях.

Надо и нам уметь нести свой крест, какой каждому из нас посылает Господь. Посмотрите на святых. Какой добродетели они не показали в своей жизни, и какой скорби они не испытали?! Каких подвигов любви они не оставили нам в вечное назидание и какого бедствия не пережили они в своей земной жизни?!

В священной книге, называемой «Откровение Иоанна Богослова», апостол Христов повествует о том видении, какое представилось его взорам (см.: Откр.7:9-17). Он видит Престол Господень, на котором восседает Господь, окруженный множеством людей в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках. Один из старцев, стоявших около Престола Божия, спрашивает у апостола: «…сии облеченные в белые одежды кто и откуда пришли?» И он сам отвечает на свой вопрос: «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. «…» Они не будут уже ни алкать, ни жаждать… и отрет Бог всякую слезу с очей их». Святые умели не ослабевать в своей любви к Богу среди самых тяжелых бедствий и скорбей. И получили свою награду.

Если мы придем в жизнь вечную без добрых дел, без жизненного подвига, без терпения и смирения среди житейских бед, только со своими нераскаянными грехами, могут ли нас назвать своими братьями святые? Они скажут нам так: «Разве мы не были такими же людьми, как и вы, с теми же болезнями, скорбями, немощами? Разве благодать Божия вас не укрепляла так же, как укрепляла нас в дни нашей земной жизни? Разве Господь, обещавший быть всегда вместе со Своими верными чадами, не пребывал всегда и с вами? Разве вы не имели дерзновения так же, как это делали и мы, звать себе на помощь простертые к вам руки Божии?» И горе нам, вечное горе, если мы в ответ на любовь Отеческую, на великое долготерпение, с которым Господь терпит наши грехи и не наказывает тотчас же тем наказанием, какое мы должны понести, не будем жить жизнью, достойной детей Небесного Отца. Горе нам, если не будем стремиться своими помыслами, своим сердцем к вечному Царству Небесному, если не потрудимся над грешным сердцам, чтобы оно не исказило в себе образа Божия из-за наших грехов и пороков, и не украсим его вечной красотой, подражая святым угодникам.

Завтра – день преподобного Сергия. Воздохните из глубины своей души преподобному и богоносному отцу нашему Сергию с молитвою о том, чтобы он ниспослал на нас благословение Божие, утоляющее наши скорби, смягчающее беды, осушающее слезы, исцеляющее болезни, а главное, укрепляющее нас на христианском пути.

Да не угасает наша молитва, не ослабевает наша вера, да светит всегда в наших сердцах пламя любви к нашему Спасителю, пламя любви друг к другу! Пусть не умирает в нас жажда спасти свою душу и не покидает нас страх перед своею вечною гибелью! Будем неуклонно идти через скорби, испытания и труды, во имя спасения души в то Царство славы, где все мы, земные члены святой семьи Христовой, объединимся с нашими старшими родными братьями, Божиими угодниками, в лоне любимого нашего Небесного Отца!

Слово, сказанное в Преображенской церкви г. Москвы

Дальше — хуже?


Несмотря на то, что именины все еще живы, трудно представить, что через несколько столетий мы увидим торжество по их случаю. И вот несколько причин почему:

  1. Советское наследие уничтожило христианские традиции. Очевидно, что сносы храмов и гонения негативно сказались на религии. Среди жителей СССР день рождения был в большем почете, нежели православный аналог. Поэтому сегодня мы реже видим людей, отмечающих день своего небесного покровителя.
  2. Позиции религии стали слабее. Большую роль в этом сыграло опять-таки советское наследие. Но даже если отбросить в сторону этот аспект, то становится ясно: религии трудно найти место в современном мире. Сегодня люди меньше задумываются на тему своего мировоззрения. Даже популярный ранее атеизм, кажется, несколько утратил свои позиции. Людям в целом не особо интересно во что-то верить или наоборот.
  3. Глобализация повлияла на вариативность. Сегодня все чаще детям дают уникальные имена. Эта практика распространена даже среди верующих. При крещении они ищут аналог необычного имени своего ребенка. Церковники обычно не препятствуют этой практике. Например, у Катарины покровительницей будет святая с именем Екатерина.

Конечно, в традиционных семьях дни ангелов все еще будут актуальны, но количество этих семей неуклонно падает. И вряд ли стоит ожидать усиление позиций религии в последующие годы.

Кто такие святые в христианстве

Таким образом, святые люди в Православии – не просто добрые и благочестивые, а те, кто открыли свои очистившиеся сердца Богу в стремлении соединиться с Ним. И чем больше человек озаряется благодатью, тем лучше он видит своё несовершенство и искаженность грехом. Настоящий святой для окружающих будет праведником, но себя он будет воспринимать как последнего грешника.

Отдельно стоит отметить, что понятия «святой» и «безгрешный» синонимичны только по отношению к Богу. Бог свят и безгрешен. Святой человек – не значит безгрешный. Но у него есть стойкое желание преодолеть грех с Божьей помощью. Вспомним слова Священного Писания: «Семь раз упадёт праведник и встанет» (Притч. 24:16).

Протоиерей Андрей Ткачёв в одной из проповедей о.

Митрополит Сурожский Антоний в одной из бесед назвал святых людьми, через которых действует и сияет Бог. Через них Дух Господний может являть чудеса. Многие православные святые при жизни стяжали дар прозорливости, исцеления больных, а после смерти они помогают тем, кто молится им. Часто останки святых остаются нетленными. На основании этих чудес и народного почитания Церковь канонизирует Божьих угодников, то есть прославляет их в лике святых.

Такая процедура сама по себе не делает человека святым, она лишь констатирует то, что уже давно свершилось на небесах. Канонизация праведника не подразумевает одобрения всех его высказываний или поступков. Святые Православной Церкви были людьми своей эпохи, часто со своими ошибками и немощами, которые не помешали им приблизиться к Богу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]