Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Звучит странно, но в старинной английской песенке, переведенной на русский язык Чуковским и Маршаком, речь идет об одном из смертных грехов.
«Робин Бобин Барабек скушал 40 человек, и корову, и быка, и кривого мясника…». Любит паренек покушать – что здесь предосудительного?
Его утрированный образ трудно воспринимать всерьез, потому что он придуманный. А для кого-то гастрономические удовольствия стали смыслом жизни, и это печальная реальность.
Итак, на повестке дня чревоугодие: что это за грех, и чем провинился забавный толстяк Робин Бобин?
Чревоугодие — это не любовь к еде, а злоупотребление ею
Чревоугодие — это не просто способность принимать пищу в удовольствие, как многие думают. Увы, весьма живуч стереотип о том, будто православный священник мечтает человеку запретить всякую естественную потребность, а любое угождение чреву или иным чувствам зовёт грехом и требует покаяться.
Нет. Всё не так. Культура принятия пищи и её приготовления — это часть многовекового опыта человечества. Этим стоит гордиться, это, конечно нужно, и ни один священник не имеет права отобрать это у людей.
Чревоугодие — это не любовь вкусно и сытно покушать, а ситуация, когда пища причиняет реальный вред организму.
Сопутствующие грехи
Нарушающие заповедь отказаться от чревоугодия миряне порождают в себе гнев. Полные люди чаще недовольны собой и окружающими, чувствуют недомогания и из-за этого сердятся и ругаются с родными и близкими.
Если человек привык много есть, то он будет бояться остаться без еды. Грешник начинает собирать еду и забивать своей холодильник и кладовые запасами.
Священнослужители выделяют два вида чревоугодничества: чревобесие – постоянное желание есть и гортанобесие – стремление к изысканной пище.
Чревоугодие приводит к скупости. Вы готовы доедать объедки и есть испорченную еду, чтобы не выбросить ее. Такие люди радуются, что у них есть запасы еды и гордятся своей подготовленностью на любой случай. Скупцы не любят приглашать к себе гостей, а ходить к друзьям они не прочь.
Если у вас этот грех соединяется с тщеславием, то вы «играете» в тайноядение. Вы боитесь показать миру, что любите много и вкусно поесть. Если вы употребляете пищу в одиночестве, то готовы съесть полный стол яств, на людях вы ведете себя очень скромно и сдерживаетесь в лакомствах.
Родственными грехами считаются: еда без молитвы; чрезмерное употребление алкоголя или наркомания; пошлые шутки; ссоры и склоки во время завтрака, обеды или ужина.
Чревоугодие приводит к телесным и психическим недугам
Как же может человеку навредить так называемый бес чревоугодия? Да элементарно! Даже на физическом уровне есть масса неприятных последствий:
Переедание. Помимо естественного следствия — ожирения, возникает ещё немало побочных проблем. Тут и сахарный диабет, и проблемы с сосудами и просто пониженная активность, что тоже не здорово. Человек постепенно выпадает из мира, а вскоре и вовсе покинет его.
Полифагия
симптом, при котором человек независимо от приема пищи, не чувствует насыщения. Бывает при сахарном диабете
Употребление вредной пищи. Важно не только, когда человек кушает в меру, но употребляет то, что ему не вредно. Ладно с ней, с полезной пищей. Пусть будет хотя бы нейтральная. Но все мы наслышаны про вред фаст-фуда, сладостей, различных химически обработанных продуктов и т.д.
А ещё стоит прибавить те продукты, которые нельзя конкретному человеку. Запретил ему врач острое — а тот плюнул и умер через полгода от язвы.
Удивительно это стремление человека есть пищу не по телесной потребности, а по психологической, причём даже отдавать ей предпочтение, когда на другой чаше весов оказывается и здоровье, и жизнь.
Чревоугодие (фрагмент картины Иеронима Босха «Семь смертных грехов»)
Правильное питание
Еда должна способствовать здоровью, восполнять потерю энергии. Отказ от чревоугодия, обжорства способствует физическому и духовному здоровью. Очищение духа и тела происходит в пост, когда запрещены продукты с животными жирами. Вне поста по канонам православной церкви ограничений нет, но желательно ограничить:
- жирную пищу;
- пряности;
- сладости.
Во время еды можно про себя повторять молитвы для отвлечения от грешных мыслей. Чтобы пища принесла пользу нужно попросить у Бога благословение перед едой, поблагодарить после окончания трапезы.
Апостол Павел сравнивает переедание с идолопоклонством
Вот такую интересную мысль написал апостол Павел:
Флп. 3:19
«Их бог — чрево».
И сказано это не для красного словца, но метафорически. В самом деле, тело в некотором смысле служит желудку. Он питает всё: лёгкие, сердце, мышцы. Но все органы работают для того, чтобы насыщать желудок.
Однако в случае чревоугодия человек душевно становится рабом желудка. И это ужасно. Мотив его поступков всё чаще — желание постоянно принимать пищу, чтобы утолить всепоглощающее чувство голода. Тогда поступки сосредотачиваются вокруг культа еды и оставляют всё меньше пространства для жизни.
Так почему чревоугодие — смертный грех?
Вспомните двухсоткилограммовых людей. Они уже не способны встать, и вся жизнь этих несчастных сводится к тому, чтобы лежать и продолжать служить бесу чревоугодия.
Это ли не поклонение кумиру? Так что чревоугодие, по мнению некоторых богословов, — нарушение второй заповеди. С такой трактовкой согласны не все
Какой круг ада уготован чревоугодникам?
В писании говорится, что за нарушение смертных грехов человек попадает в один из кругов Ада. Верующие мечтают избежать такой участи и молят о прощении у Господа, просят его дать им сил бороться с человеческими страстями. Другие пытаются понять, кто будет охранять их «спокойствие» после смерти, на какой круг темной обители они попадут. (см. как защититься от сглаза и порчи самостоятельно)
Ответы на все эти вопросы вы найдете в церковной литературе или «Божественной комедии» Данте. В ней говорится о существовании девяти адовых кругов. Каждый из них посвящен своим «героям», чтобы люди после смерти не передавали друг другу грехи и не склоняли к совершению новых.
Чревоугодники «живут» в третьем круге. На его территории постоянно идет дождь, а души умерших утопают в лужах грязи.
Сторожит их демон Цербер, держащий их под своей лапой. Наказание Господь для них выбрал такое – они гниют под дождем.
Противоположная чревоугодию добродетель — воздержание
Не всегда корректно противопоставлять эти вещи, но всё же чревоугодие — это неспособность отказаться от получения удовольствий, когда понимаешь, что: надо, вредно, опасно и т.д.
Воздержание — это не самоцель, не образ жизни.
Нет ничего праведного в том, чтобы запретить себе на всю жизнь конфеты. Это не повышает шансы на спасение. Но сила воли хорошо проявляется именно в воздержании, а потому человек, чей разум способен обуздать чувства, — уже не раб греха.
Что это за грех: пять видов
Паломники, священники и монахи не уделяют пище столь большого внимания, как обычные люди. Для большинства прием пищи – процесс, сопровождающийся беседами, демонстрацией умений и своего положения. Все это мирские грехи, источником которых становится чревоугодие. Священники советуют сдерживать себя в еде, употреблять простую и легкую в готовке пищу. На приготовление блюд не стоит тратить уйму времени и сил.
Как понять что тебя сглазили: 3 признака
Что такое сглаз и чем он отличается от других способов магического воздействия? Что делать, чтобы защититься от негативного влияния?
В православии выделяют три степени сытости. Это воздержание – после еды вы еще хотите есть; довольство – вы испытываете чувство голода; насыщение и сытость, после которой вы больше не хотите есть, но вам хорошо.
Чревоугодие – одна из страшных человеческих страстей, вынуждающих человека отказываться от веры и насыщать свое чрево все большим количеством еды.
Этот грех означает страсть к вкусной, вредной пище и нарушение великих постов. Опасность этого греха таится в том, что он становится основой для восьми страстей. Его называют «коренным» грехом.
В писаниях выделяют:
- объедение;
- гортанобесие (погоня за вкусом, замена постных блюд синтетическими веществами);
- наркомания;
- пьянство;
- тайноедение.
Часто нарушающие этот грех поклоняются чувственным и вкусовым удовольствиям. Бороться с ним можно воздержанием.
Святые отцы призывали не делать из еды культ
Многие святые отцы уделили немало внимания вопросу чревоугодия. Особенно любил эту тему святитель Иоанн Златоуст.
В частности, он напоминал, что есть полезно далеко не всё:
Иоанн Златоуст
архиепископ Константинопольский, богослов
«Не все то, что принимается в чрево, обращается в пищу, потому что и в самом существе пищи не все питательно, есть в ней часть, поступающая на извержение, а другая на питание. Поэтому, кто, приняв ее в меру, даст ей совершенно перевариться, с тем это и делается, и она достигает своего назначения; все здоровое и полезное занимает свое место, а излишнее и бесполезное отделяется и извергается; если же она принята чрез меру, тогда и то, что в ней есть питательного, становится вредным».
Он подчёркивает, что вкусовые и качества пищи — ничто по сравнению с её вредом или пользой:
«Лучше умеренная пища, способствующая здоровью, нежели роскошная, причиняющая вред; та питает гораздо больше этой; та — пища, а эта — болезнь».
Иоанн Златоуст много писал о грехе чревоугодия
Василий Великий учил не забывать при еде о Боге и порицал тех, кто ел с жадностью:
Василий Великий
архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов
«Пищу вкушать должно, не выказывая бешеной жадности, но во всем соблюдая твердость, кротость и воздержанность от удовольствий, даже в это самое время имея ум непраздный от мысли о Боге; напротив же того, самое свойство снедей и устройство приемлющего их тела надобно обращать в предлог к славословию Домостроителя вселенной, Которым промышленны различные роды снедей, приспособленные к свойству тел».
Смотрите также статью Непраздная женщина
А преподобный Ефрем Сирин смотрел глубже и объяснял, что делание из пищи культа заставляет ум грубеть:
Ефим Сирин
христианский богослов и поэт
«Снеди употребляй простые и необильные, чтобы ум твой не огрубел в объядении, пьянстве и печалях житейских. Ибо одержимые страстью и блуд ставят не в блуд, и прелюбодеяние не в прелюбодеяние, но вес это совершают небоязненно, ничем не отличаясь от свиней в грязи; не памятуют ни о законе, ни о пророках, ни о самом Господе, вочеловечившемся на один образ благочестия, хвалятся они этим, потому что покоряемые владычеству ума, по нерадению и небогобоязненности помрачаются, делая противное».
Преподобный Максим Исповедник напоминал, что у пищи есть конкретная задача: питать и укреплять здоровье, но не более того:
Максим Исповедник
христианский монах, богослов и философ
«Пища создана для двух причин — для питания и врачевания. Посему приемлющие оную не в том намерении, и не как следует <�…> осуждаются яко сластолюбцы. И в отношении ко всем вещам неправильное их употребление есть грех».
Но, пожалуй, наиболее практически полезные рекомендации для борьбы с чревоугодием давал святитель Григорий Нисский.
Он напоминал, что разницу во вкусе создают крошечные вкусовые рецепторы, а во всём остальном нет никакой разницы, что есть. Если об этом помнить, пища уже не будет такой привлекательной:
Григорий Нисский
христианский богослов и философ
«Кроме нёба во рту разность влагаемого в гортань ничем не различима; потому что естеством одинаково изменяется все в зловоние. Видишь ли конец поваренного искусства? Видишь ли последствие поваренных ухищрений? Проси хлеба для жизненной потребности; в этом природа сделала тебя должником телу. А что сверх этого изобретено изнеженностию роскошных, то из числа привсеянных плевел».
Последствия
Священники выделяют два вида последствий: духовные и физические. Человек чувствует недомогание и тяжесть, у него развиваются болезни пищеварительной и нервной системы. Люди, подверженные чревоугодию, чаще впадают в уныние, их посещают грустные мысли. В духовном плане они отдаляются от Бога, перестают молиться и посвящать свое время смирению. Все силы направлены на переработку пищи и мысли о поиске новых блюд и изысков. (см. День государственного флага Российской Федерации)
Видом этого греха является пьянство – опасное в духовном плане. Человек теряет себя, ему тяжело справиться с проблемами в семье, на работе и в общении с друзьями. Он теряет себя, ему тяжело находиться в социуме и мировоззрение заметно меняется. Алкоголь – самая популярная причина совершения страшных преступлений против Господа – это обман, святотатство, богохульство, раздоры и вражда, грабежи, кражи и убийства.
Чревоугодие заставляет разум человека выключиться и действовать по проверенной схеме: добыча и потребление еды.
ВАЖНО! Порой человек может не замечать за собой таких грехов. Он уверен, что уделяет Богу, семье и друзьям достаточно времени. В случае появления сомнений лучше посоветоваться с духовником.
Порча: как узнать кто навел?
Чем отличается магическое воздействие от сглаза? Возможно ли понять, что навели порчу? Как избавиться от нее самостоятельно?
Если вы тратите на еду, ее приготовление и покупку более трех часов в день, то стоит начать беспокоиться. Поводом задуматься является и стремление выпить в любой ситуации и невозможность прожить без «100 грамм» и дня. Другим примером чревоугодие является тайная еда и скрытие своей излишней любви к той или иной пище. Или если после пышного застолья, уходя от гостей, вы чувствуете тяжесть и неприятные ощущения.
В священном писании не зря этот грех упоминается как один из самых вредных. История знает, к чему приводит любовь к изыскам. Умы израильтян были заняты сытной пищей, что, потеряв возможность есть досыта, они начали роптать о том, что жизнь в безбожном Египте была бы лучше. Местный пророк поставил этот грех в один ряд с гордыней и праздностью.