Краткое содержание
Бытие
Начинается Ветхий завет с Бытия, в сюжете которого рассказано о создании человеческого мира. Так Бог создал нынешний мир всего за шесть дней, начиная с земли и небес и закончив людьми и прочими гадами. После усердной работы, он решил отдохнуть. Это правило легло в основу выходных в настоящее время. Господь был доволен своим творением.
Также в Бытии встречаются Адам и Ева, которые встретили в Эдемском саду змея. Первые люди были готовы нарушить Закон Божий, ради сладкой роскоши. Этим действием они вызывают гнев у их Создателя.
Пустынный мир начинает заполняться. Нравы новых обитателей портятся. У Господа кончается терпение.
Случается Великий Потоп. Он был вызван для того, чтобы стереть все грехи. В это время, Ной возводит корабль, собирая туда каждой чистой твари по 7 пар, а не чистой — 2.
Всё начинается заново. Создатель обещает больше не проводить подобных очистительных мероприятий. Новое население также обладает подлостью, их разум легкомыслен.
Многие наслышаны, но не все знают подробности предательства Иуды.
Авраам и Сара
Следом идёт рассказ о новых любимцах Господа – Аврааме и его супруге Саре. Спустя долгое время появляется ребёнок Исаак. Дитя было смыслом жизни для родителей.
Однако Бог пытается проверить веру Авраама и просит убить своего сына. Отец соглашается. В последний момент перед убийством, Господь разрешает заменить младенца бараном.
Главная мысль, которую несёт данная часть, содержится в том, что только истинный верующий способен принести в жертву самое сокровенное. Проходит время, Исаак женится на девушке Ревекке. У них рождаются два сына. Одному из них, Бог дает имя Израиль. От его двенадцати детей начинается происхождение еврейского народа.
Попутно с этим временем рассказывается о ликвидации Содома и Гоморры.
Конец Бытия
Заканчивается Бытие тем, что евреи пришли в Египет. Там сыновья Иакова продают своего брата в рабство. После смерти правителя, приходит другой фараон.
Жизнь евреев становится тяжкой. В этот период приходит Моисей и начинает творить беспорядки. Евреи испортили воду, убили домашний скот, забрали богатства и ушли с земли.
Пустыня
Затем начинаются скитания по пустыне продолжительностью в сорок лет. Главной задачей Моисея было привести свой народ в Израиль. Не дойдя до него, Моисей умирает.
Приходит Иисус. После достижения новой земли, Господь сжалился, решив, что евреи сильно страдали. Начинается война за наилучшие условия.
Каждый оппонент Иисуса был поражен. Противников в плен он не брал. Затем 400 лет Создатель то наказывает Израиль, то отпускает его от муки. Евреи живут под властвованием Бога и временных правителей. Одним из них был Соломон.
Царство Израильское
Евреи решаются назначить правителя. Выбор падает на монаха Саула. Затем на престол приходит его сын Давид. В юности он успешно побеждает в битве с Голиафом. Он являлся хорошим царем.
Проводил большое количество реформ, сделал столицей евреев Иерусалим. Доверие Господа пропало, после того, как Давид согрешил с девушкой, которая была замужем. Эта персона остается важной в Ветхом завете.
Деление Израиля
После того, как закончилось Соломоновское правление, пришёл царь Вавилона Навуходоносор.
Он взял весь еврейский народ в рабство. После чего, они начали молиться Господу. Спустя семь лет он сжалился и послал персов разбить вавилонского царя. Появляется Ездра, основатель иудаизма.
Пророки двух царств
В Библии рассказывается о великих людях, которые давали предсказания на будущее. Их называли пророками. Иудейский народ считал, что главными были Даниил и Исайя, Израиль, Елисей. На их истории и заканчивается Ветхий завет.
Закон как детоводитель
Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются
— такие слова мы читаем в Псалтири (Пс
84
:11). Это неплохое отражение самой сути Ветхого Завета. С древнейших времен его толкователи подчеркивали, что в нем сочетаются два начала: милосердие и справедливость. Они необходимо дополняют друг друга; милосердие без справедливости вырождается в попустительство злу, а справедливость без милосердия — в беспощадную мстительность.
Поэтому Ветхий Завет сначала утверждает Закон, определенные правила поведения и наказание за их нарушение — но провозглашает и милосердие к грешнику, этот Закон нарушающему. Еще в ветхозаветные времена евреи излагали суть Закона предельно кратко: «Люби Бога и своего ближнего, а все остальное — только комментарий». Действительно, одна часть Закона подробно расписывала правила богослужения, а другая — излагала правила, которых люди должны были придерживаться в отношениях друг с другом.
Сами по себе эти правила могут показаться нам — людям современного мира — архаичными и мелочными, но в ту эпоху так никому не казалось. Когда Библию начинали переводить на язык одного африканского племени, его представителей, уже принявших христианство, спросили, с чего начать. Конечно, ожидался ответ «с Евангелия» или, по крайней мере, «с Бытия», но новообращенные заинтересовались в первую очередь Левитом — скучнейшей, с нашей точки зрения, книгой, где перечислялись всевозможные обрядовые установления. Племя привыкло жить в мире, где религиозные предписания (всевозможные табу) играют огромную роль, и новая вера для них означала прежде всего новую систему табу.
Ветхозаветные правила были вовсе не случайны, не бессмысленны. Например, Господь повелел израильтянам совершать обрезание как знак их принадлежности Богу, знак завета, заключенного между Ним и Его народом. И только когда израильтяне привыкли к этому знаку, стали пренебрежительно называть своих соседей «необрезанными», стали возможны слова пророка: Вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я посещу всех обрезанных и необрезанных: Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне; ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем
(Иер
9
:25-26; на это место сошлется диакон Стефан в Деян
7
:51). Что значит «обрезанное сердце»? Конечно, не о кардиохирургии идет речь, а о том, чтобы человек посвятил Богу не часть своего тела, но все мысли и чувства.
А позднее — и слова апостола Павла, отменяющие этот обычай для христиан: Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? (Рим 2:25-26). То есть, если ты поступаешь по воле Божьей, тебе не нужны никакие дополнительные знаки, а если нет — они тебе не помогут. Но если бы апостол Павел обратился так к людям времен Авраама, они услышали бы в них только полное безразличие, наплевательство по отношению к Божьей заповеди. Чтобы стать исключением, сначала надо освоить правило.
Так и избранному народу, чтобы придти к новозаветной свободе, нужно было пройти своеобразную школу Закона, научиться и милости, и истине; не случайно тот же Павел называл Закон детоводителем ко Христу (Гал 3:24-25), то есть сравнивал его с рабом, который отводил ребенка в школу и забирал из нее (по-гречески именно он и назывался «педагог»). Всему самому главному должен был научить Христос, но до Его школы нужно было еще дойти.
Сколько книг в Ветхом завете? Структура и авторы
В Ветхий завет входит 39 первых книг Библии. Написаны они были разными авторами в течение многих столетий.
Структуру данного сборника можно представить следующим образом:
- Пятикнижие Моисея. В этой части описаны происхождение мира, походы евреев до Земли Обетованной. Также формируются основные религиозные правила.
- Книги Иисуса, Судей и Царств рассказывают о смерти Моисея и жизни после него до прихода царя Вавилона.
- Пророки и их книги. Часть о предсказаниях.
- По Ветхому завету без определенного положения разбросаны проповеди. Они не объединены в один раздел. К ним можно отнести Псалтирь и книгу Иовы.
Ступени в небо
Бог готовил человечество к пришествию Христа задолго до того, как оно состоялось. Опыт миссионеров, работавших среди диких племен Океании, показывает: пока не будут усвоены представления о Едином Боге и о данном Им законе, Евангелие проповедовать бесполезно. Можно ли говорить о любви к ближнему с каннибалами, которые ближних любят так, что аж пальчики облизывают?
Впрочем, и без каннибализма в таких племенах случаются чудовищные вещи. Мне лично доводилось беседовать с человеком, проведшим двадцать лет в Папуа-Новой Гвинее. Он рассказывал, что там процветал «культ карго» (от англ. cargo «груз»). Папуасы видели в материальных предметах, привезенных белыми людьми, высшую ценность и понимали проповедь о Христе сквозь призму этого культа. Услышав, к примеру, что последовавший за Христом получит в будущей жизни в сто раз больше, чем он отдал в этой, одно племя выбрало добровольца, распяло его на кресте (!), а в могилу положило инструменты, одежду и прочие припасы, чтобы, когда распятый воскреснет, получить вместо одного топора сразу сотню.
Нет никаких сомнений, что если бы не долгие века «подготовки к Евангелию», как называли этот процесс раннехристианские писатели, никакого другого отношения к проповеди Христа нельзя было бы и ожидать. Конечно, в эту подготовку входила и проповедь языческих мудрецов-философов и учителей, внушавших своим слушателям представления о добре, справедливости и милосердии, но основную роль в ней играл все же Ветхий Завет.
В книге Бытия мы встречаем удивительный образ: Иакову снится лестница, по которой ангелы сходили с неба на землю и поднимались обратно (Быт 28:12). В каком-то смысле Ветхий Завет — та самая лестница, по которой, еще до воплощения Христа, вестники Божьей воли сходили к людям, чтобы те могли оторвать свой взор от земли, потянуться к чему-то высшему.
Мы, в конце концов, просто не поймем в Новом Завете почти ничего, если не обратимся к Ветхому. Главное его событие — крестная жертва Христа. Но что такое жертва? Зачем она нужна? Кто и по какому поводу ее приносит? Всё это можно понять только из Ветхого Завета.
Ведь человечество в самом деле было совсем не таким, как сейчас. Читая не только Ветхий Завет, но и другие тексты того времени, мы видим, что заповедь «не убий» прозвучала в мире, где убивать своих личных врагов и вообще всех, кто тебе не понравился, считалось не просто нормальным, но очень похвальным и «крутым». Поэтому Ветхий Завет — лестница, по которой человечество (прежде всего избранный народ, Израиль) восходило на ту ступень, на которой оно могло принять Евангельскую весть. И главную роль в этом играл Закон.
Сложности изучения Библии
Сотни лет назад Библия была недоступна обычным людям, ее читали и переписывали только в монастырях. В изучении священных текстов простой народ мог полагаться лишь на слова духовных лиц, зачастую вырванные из контекста, приукрашенные и даже искаженные.
Сейчас любой желающий может ознакомиться с главной книгой христианства и составить о ней свое мнение, не полагаясь на пересказы. Купить Библию на в кожаном переплёте можно в магазине — https://www.visson.net/category/magazin/biblii-v-kozhanoy-oblozhke.
Её редко читают в оригинале, тем более что существуют переводы практически на все живые языки. Именно переводы являются причиной многих теологических споров. В процессе многократных переложений начальный смысл глав Писания мог быть утерян или изменен.
Читая Библию, вы неоднократно будете натыкаться на спорные места, смущаться, задумываться, не понимать, задавать вопросы. Особенно много таких моментов в первых книгах, описывающих древнейшие времена с сотворения мира. Толкователи книги склонны объяснять нестыковки религиозными метафорами и убеждены, что их не следует понимать буквально.
Библия, помимо прочего, переполнена повторами и подробнейшими генеалогиями, занимающими порой целые страницы. Дублирующиеся места можно объяснить большим количеством авторов и составителей, работавших над книгой. Генеалогические древа патриархов, вероятно, важны для теологов и богословов, но вряд ли дадут много полезной информации или пищи для размышления простым читателям.
Один из самых известных библеистов, американец Нил Прайор, составил замечательные краткие пересказы Заветов, сохраняющие заложенный авторами смысл, но не отягощенные подробнейшими деталями. Следует, однако, помнить, что доктор теологии полностью поддерживает официальную христианскую концепцию и все библейские «метафоры» толкует в соответствии с ней.
Вам обязательно стоит прочитать о Великом Каноне Андрея Критского.
Книги учительные
Книга Иова Название книги и главный предмет ее содержания Время жизни Иова Писатель книги Цель написания книги Иова Главные предметы учения в книге Иова Учение о человеке Учение об Искупителе и будущем воскресении Преобразовательное и нравоучительное значение Иова Псалтирь Объяснение названия книги Писатели псалмов Надписания над псалмами Деление псалмов по содержанию Употребление псалмов во время богослужения и в частной жизни в древности у евреев и в Христианской Церкви Псалом II-й Псалом VIII-й Псалом XV-й Изложение содержания Псалом XXI-й Повод к написанию псалма Псалом LXVIII Псалом XXIII Псалом XLIV Псалом CIX Изложение содержания Псалом CXVII-й Изложение содержания Книга Притчей Название книги Изложение содержания книги Притчей Сведения о писателе книги Притчей Богослужебное употребление Притчей в Православной Церкви Глава I, 20–33 ст. Глава VIII-я, 20–23 ст. Глава IХ-я Книга Екклезиаст Наименование книги Писатель и цель написания книги Изложение содержания книги Главные предметы учения в книге Екклезиаст Отношение учительных книг к законоположительным и историческим
Книги законоположительные
Книга Бытия Время, место, главный предмет и цель написания книги Бытия Глава II-я Глава III-я Глава IХ-я Глава XII, ст. 1–9. Призвание Авраама и первые Божии обетования ему Глава XIII, ст. 14–18. Третье явление Бога Аврааму Глава XIV, 14–24. Плен Лота и благословение Авраама Мелхиседеком Глава XV, ст. 1–18. Четвертое богоявление Аврааму и завет Бога с Авраамом Обряд обрезания Глава XXII, ст. 1–19. Восьмое богоявление Аврааму, жертвоприношение Исаака и возобновление всех прежних обетований Глава XXVIII, ст. 10–22. Первое богоявление Иакову в видении таинственной лествицы Глава XLIX, 10 ст. Пророческое благословение Иакова своим сыновьям Книга Исход Главный предмет книги и краткое изложение содержания ее Глава XII, ст. 1–27. Закон о Пасхе Глава XIII, ст. 1–6. Закон о посвящении Богу первенцев Глава XIV, 11–32 ст. Переход евреев через Чермное море Глава XIX. Приготовление евреев к Синайскому законодательству Глава ХХ-я. Синайское законодательство Глава XXIV, 3–8 ст. Торжественное вступление избранного народа Божия в завет с Богом Описание устройства скинии свидения Книга Левит Главный предмет книги Понятие о ветхозаветных жертвах (I-VII гл.) Ветхозаветное священство Глава ХХIII-я. Законы о праздниках Год субботний и год юбилейный Значение левитского служения, по объяснению св. Апостола Павла в послании к евреям Книга Числ Наименование книги и место ее Глава VI. Обзор назорейства и слова священнического благословения Глава XVII-я. Утверждение священства за родом Аарона чудом прозябшего жезла его Глава ХХI-я. Медный змий Пророчество Валаама (XXII-XXIV гл.) Второзаконие Время и место написания ее