Какую роль выполняет викарий в православном приходе?
Фото: Mitropolia-lip.ru
В православной традиции человек, занимающий эту должность, является главным помощником священника. Ключевая особенность этой должности в том, что у викария по определению не бывает собственной епархии.
Примечательно, что оставаясь в этой должности даже на протяжении определенного времени, ему разрешается становиться батюшкой. Единственное условие – поддержка со стороны епархии и самого епископа. По этой причине должность не считается постоянной, как правило, никто ее не занимает на протяжении длительного времени.
Иногда викарию поручается руководство некоторой частью епархии. Обычно это происходит, если священника по каким-то причинам нет, он не в состоянии выполнять свои обязанности. В истории православной церкви даже бывали прецеденты, когда викария ставили надзирать за всем городом. В число его непосредственных обязанностей входил контроль проведения богослужений во всех без исключения городских храмах.
Часто характер этой должности подчеркивается, когда ее обозначают викарный епископ или викарный архиерей, прямо указывая, чьим конкретно заместителем является служитель.
В некоторых храмах встречается иное обозначение этой должности – хорепископ. Это понятие стало известным при Петре I, закрепившись в православной традиции к концу XVIII столетия.
Священный синод РПЦ сменил викария патриарха Кирилла
ВАЛААМ, 9 июля. /ТАСС/. Священный cинод Русской православной церкви во вторник сменил первого викария патриарха Московского и всея Руси, ректора Петербургской духовной академии, Сретенской духовной семинарии и руководителя Синодального отдела по делам молодежи, сообщил Московский патриархат. Об этом сообщил во вторник журналистам руководитель патриаршей пресс-службы священник Александр Волков после заседания Священного синода.
Первый викарий патриарха Московского и всея Руси, митрополит Истринский Арсений покинет пост и станет главой Липецкой митрополии. Ранее Синод с благодарностью «за многолетнее архипастырское окормление Липецкой епархии» удовлетворил прошение о «почислении на покой» митрополита Липецкого и Задонского Никона в связи с достижением им 75-летнего возраста.
«Для всей полноты Русской церкви, для жителей Москвы, особым решением Синода стало то, что первый викарий патриарха Московского и всея Руси назначен управляющим Липецкой митрополии. Бывший митрополит Истринский, ныне Липецкий Арсений — опытнейший архиерей нашей Церкви, которого очень любит московское духовенство и знает на протяжении уже 30 лет. Он неизменно хранил горячую любовь к церковной жизни и к московскому духовенству, которое очень благодарно ему за многолетние труды», — заявил Александр Волков.
Также во вторник Синод освободил протоиерея Кирилла Сладкова от должности председателя Синодального отдела по делам молодежи и выразил благодарность за труды. Председателем отдела стал бывший епископ Петергофский Серафим, викарий Санкт-Петербургской епархии. Ранее он занимал должность ректора Санкт-Петербургской духовной академии (СПбДА).
Ректором СПбДА и епископом Петергофским назначили иеромонаха Силуана (Никитина), который ранее исполнял обязанности ректора Сретенской духовной семинарии. В свою очередь временно исполняющим обязанности ректора Сретенской духовной семинарии назначен архиепископ Верейский Амвросий, который одновременно останется ректором Московской духовной академии.
Священный синод — орган управления РПЦ в период между Архиерейскими соборами, которые созываются не реже, чем раз в четыре года. Синод состоит из председателя — патриарха, девяти постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев. Периодически Священный синод проводит выездные заседания. В этом году он впервые прошел на Валааме.
Должностные обязанности
Фото: Mitropolia-lip.ru
Викарий считается значительным духовным чином, поэтому в его ведении достаточно много обязанностей, так или иначе направленных на участие в жизни определенного прихода. К основным следует отнести:
- Оказание всесторонней помощи руководителю епархии в управленческих вопросах.
- Контроль выполнения распоряжений и указов архиерея.
- Официальная переписка с главами соседних приходов, относящихся к данной епархии. Как правило, эти обращения адресованы архиерею, викарий составляет текст и согласовывает его с ним.
- Визиты и проведение служб в соборах на территории епархии. Контроль за их деятельностью.
- Формирование списков клириков и руководителей приходов, которые необходимо отстранить от служения или наоборот назначить.
- Выдвижение кандидатов на рукоположение в сан.
- Составление рекомендаций для абитуриентов образовательных учреждений, основанных РПЦ.
- Формирование предложений о необходимости открытия монастырей или новых приходов.
- Выдача временных направлений клирикам для совершения богослужений. От викария они могут получить разрешение максимум на один месяц.
- Викарий несет ответственность за уровень образования духовников и всех служителей церквей прихода. При необходимости он организует специальные семинары или направляет их на дополнительное обучение.
- Формирование списков служителей монастырей и приходов, которые следует приставить к награде.
- Викарий – ответственный за составление и соблюдение графика отпусков служителей. Такой график каждый год направляется в епархиальное управление.
- Прием и рассмотрение жалоб, поданных на священнослужителей. Среди функций викария – решение возникающих конфликтов.
- Викарий несет ответственность за составление финансовых отчетов, которые требуется предоставлять в епархию.
Патриарх и/или его викарий. Две линии в Русской церкви
Это патриарх Кирилл и епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), викарий патриарха, о котором за последний месяц вышла целая серия публикаций в различных СМИ. Что это за люди, какой они видят церковь? Что нам от них ожидать?
Одна из самых неоднозначных фигур в русской церкви в XX веке, которая во многом и определила вектор её дальнейшей жизни, – митрополит, а впоследствии патриарх Сергий (Страгородский), подписавший в 1927 году знаменитую Декларацию, в которой от лица Русской церкви заявил о лояльности советской власти. Любой, кто сейчас станет во главе церкви, как-то должен обозначить своё отошение к митрополиту Сергию и «сергианству», и оно будет, как лакмусовая бумажка, очень показательно.
И патриарх Кирилл, и епископ Тихон сочувственно относятся к деятельности патриарха Сергия (Страгородского), оправдывая церковной необходимостью те компромиссы, на которые ему пришлось идти. Патриарх в прошлом году, открывая памятник в день 150-летия патриарха Сергия, сказал, что, став во главе церкви, Сергий «должен был забыть о самом себе, чтобы только церковь русская продолжила своё историческое бытие, чтобы не исторгнута была из жизни народа». Епископ Тихон в интервью на сайте радио «Свобода» так характеризует его деятельность: «митрополит Сергий оправдывал свою церковную политику убеждённостью, что в случае ухода Церкви в подполье большевики неминуемо насадят в стране уже подготовленную ими неканоническую, ложную обновленческую церковь». Чтобы избежать этого, митрополиту Сергию, по мнению епископа Тихона, пришлось идти на тяжёлые компромиссы и полностью подчинить церковное управление советской власти: «Митрополит Сергий прекрасно знал, что любое его сопротивление указаниям власти, как показывал опыт, сразу многократно увеличит репрессии и массовые казни среди епископов и священников, находящихся в заключении».
Митр. Сергий (Страгородский)
Что же это за явление – обновленчество, из страха перед которым оправдано было идти на ложь и поступаться церковной свободой? Обновленчество – это проект ЧК, созданный для контроля и разрушения церкви. Поэтому главное зло обновленцев не их неканоничность или новшества, которые они хотели внести в церковную жизнь, а тесное сотрудничество с государством, превращение церкви в послушный инструмент власти. «Церковь не может существовать без поддержки государства. Чего изволите? – этот древний лозунг становился с 1922 года главной линией поведения обновленческих лидеров». Так пишут в «Очерках по истории русской смуты» Анатолий Левитин и Вадим Шавров.
И хотя патриарх и его викарий сочувственно высказываются по отношению к митрополиту Сергию, но позиция епископа Тихона больше напоминает позицию обновленцев, в то время как позиция патриарха Кирилла ближе к позиции самого Сергия. Нельзя проводить слишком прямые аналогии, но схожесть видится значительной. Да, епископ Тихон позиционирует себя консервативным человеком, но при внимательном рассмотрении нетрудно увидеть в его деятельности продолжение линии лидеров обновленцев, среди которых были и консерваторы, так же оправдывающие антицерковную криминальную Советскую власть, как и более либерально настроенные члены обновленческой церкви.
Взгляды на духовную жизнь епископа Тихона можно понять, прочитав его бестселлер «Несвятые святые». «Эта книга – свидетельство того, как суеверие подменяет собой веру, создавая иллюзию духовной жизни, которая, к сожалению, удовлетворяет многих христиан, но заслоняет от них более глубокие стороны в познании собственной веры», – читаем мы в отзыве монаха Диодора (Ларионова) и Марины Игнатьевой. Характерно, что один из главных героев «Несвятых…» архимандрит Гавриил (Стеблюченко) известен как активный агент органов. Даже патриарх Пимен в своё время его не мог убрать с должности наместника Псково-Печёрского монастыря, так как за архимандрита вступался совет по делам религии.
Фильм епископа Тихона про Византию и выставка «Россия – моя история», которую историки назвали «пропагандистской игрушкой», – всё это очень явно показывает мировоззрение еп. Тихона, его видение церкви в этом мире. Главное сообщение выставки – прославление власти: царской, советской, российской…
Наместник Сретенского-монастыря Тихон Шевкунов. Фото: Георгий Куролесин/РИА Новости
В последнее время епископ Тихон все чаще озвучивает некую особую харизму русского народа, якобы он только и умеет, что строить империю, то есть большое и мощное государство, в котором вся власть должна быть сосредоточена в одних руках, видимо, как это было в Российской империи, где император являлся главой церкви, или в Советском Союзе, где церковь была в полной зависимости от атеистического государства. Впрочем, епископ Тихон и не скрывает своей печали от распада «Империи зла».
Если для епископа Тихона, как когда-то для обновленцев, идеальная церковь – это часть могущественного государства, то для патриарха Кирилла важно, чтобы церковь была самостоятельной, существующей с государством на паритетных началах как мощный общественный институт. Он оставляет за церковью право и возможность иметь свою позицию, хоть это и не получается сегодня даже в самых важных вопросах, потому что церкви в истории слишком много было отпущено политических и имущественных «кредитов», которые трудно погасить. Почему-то попытки патриарха отстаивать самостоятельность церкви не замечаются. Его слова, что «церковь никогда не была так свободна, как сейчас», воспринимаются либо формально, либо как неловкий политический жест, но не как декларация о намерениях или надежда. Никто не признал поступком, что патриарх не пришёл на торжество по поводу присоединения Крыма, не высказался в пользу какой-либо стороны в случае конфликта на Донбассе, не занимал политическую пророссийскую сторону во время военного конфликта с Грузией… То, что запросто дается любому записному миролюбцу из числа его критиков, часто ничем и никем не рискующих. Видят (и правильно!), как официально патриарх идёт на компромиссы, как это делал в своё время и митр. Сергий, и говорит всякое о злодеях, в том числе и Сталине, и не замечают, как через приближённых он транслирует свою более категоричную позицию в этих вопросах. Проницательный наблюдатель мог бы заметить за компромиссами и такие нестандартные эпизоды в деятельности патриарха Кирилла, но все замечают только компромиссы.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости
Человеку, более тонко разбирающемуся в церковной ситуации и заинтересованному в нормализации церковной жизни, очевидны усилия со стороны патриарха в плане устроения церковной жизни. Более активно стали подниматься темы катехизации, общинной жизни, духовного образования. Есть определённые улучшения в отношении богослужения. Ещё в начале нулевых еженедельное причастие и причастие по праздникам считалось неприемлемым для мирян, сейчас регулярное причащение объявлено общецерковной нормой. Возвращается норма исповеди, которая перестает быть «пропуском» на причастие, чему посвящён официальный документ. Стали появляться кружки по изучению Евангелия – Библия уже не считается «протестантской книжкой» не только в мегаполисах, но и в провинции. Появилась чётко работающая канцелярия, которая, как правило, реагирует на запросы верующих, и общецерковный суд, стоящий над судом епархиальным, который, как известно, полностью контролируется правящим архиереем. Известно немало случаев, когда общецерковный суд восстанавливал в служении несправедливо запрещённых клириков.
С чем мне трудно согласиться в деятельности патриарха, так это с тем, что сделать церковь свободной и сильной он преимущественно пытается через укрепление вертикали власти, тем самым ослабляя самостоятельность и инициативу внутри церкви, чему ярким свидетельством является новый приходской устав РПЦ, принятый в 2009 году. Как отмечал в своём ЖЖ свящ. Павел Адельгейм: «Этот Устав завершил процесс абсолютизации архиерейской власти в РПЦ». Пытаясь сделать церковь влиятельной и сильной, он опирается больше на систему, а не на людей, что и подтверждает этот приходской устав, который, по оценке свящ. Павла Адельгейма, «исключил понятие “прихожанин”. “Миряне” и “прихожане” ликвидированы как класс». Именно эту ошибку, на мой взгляд, совершил в своё время и митр. Сергий, полагая, что прежде всего через структуру церковной власти и её «правильную» договорённость с властью государственной можно спасти церковь от полного разорения.
Александро-Невское братство
Но при всех недостатках выстраиваемой церковной системы патриарха Кирилла она предпочтительнее системы еп. Тихона. Конечно, совершенно вытесняющая мирян из церковного управления и служения клерикальная модель – большая проблема, но в её рамках ещё можно говорить о возможности изменения вектора, покуда церковь ещё подразумевается как независимое сообщество, где «главным» является Бог. Вопрос только в том, как это главенство Бога осуществляется, опознание Его воли и путей её исполнения; в клерикальной системе – только через епископов. При этом патриарх Кирилл всё же говорит и об активности мирян, и о включении их в церковную жизнь не только как пассивных реципиентов и зрителей различных чудес, пусть это чаще всего и остается благопожеланием, но по крайней мере здесь есть о чём говорить. Система же еп. Тихона тупиковая изначально, потому что она вообще не мыслит церковь ни «в каком объеме» – от патриарха до мирян – не управляемой (направляемой) государством. Более того, самостоятельность тут считается опасной, страшной и вредной. Тот образ церкви, который конструирует еп. Тихон, просто исключает живой и свободный путь для церкви, отдавая её в услужение государственной идеологии с любым политическим курсом, что очень хорошо демонстрирует и его фильм про падение Византии, и уже упомянутая нами выставка.
Чтобы церковь сделать действительно свободной, сильной – живым полноценным духовным организмом, как Тело Христово, – нам стоит обратить предельное внимание на самое знаменательное событие последнего столетия в истории русской церкви – собор 1917–1918 годов. К сожалению, пока деяния этого собора, который иногда называют «Великим Московским», ещё не осмыслены и не восприняты Русской церковью. Собор не был и не мог быть идеальным, но обсуждение на нём организации приходской жизни, церковного устройства, вопросов о выборности епископата и духовенства, богослужения на русском и малороссийском языках заслуживают особого внимания как восстановление древней церковной нормы. В 1918 году патриарх Московский Тихон (Белавин) обратился с воззванием «устроять духовные союзы», после чего последовала самоорганизация верующих, собирание церковных братств и общин. Советские газеты в Петрограде 20-х годов говорили об «эпидемии братств». Наиболее известные из них – это Александро-Невское братство в Петрограде, московские общины сщмч. Сергия Мечёва, киевские – о. Анатолия Жураковского, но были и другие, которые стали подлинной альтернативой обновленчеству. Опыт их жизни говорит нам о том, что церковь может существовать не только без поддержки государства, но даже вопреки тяжелейшим гонениям, опираясь более на христианское дружество, на верующих людей.
Почему все те верные слова о катехизации, об активности мирян и включенности их в служение, о сближении священников и народа, которые говорятся патриархом, так мало действенны? Возможно, потому, что всё это говорится в утвердившейся в РПЦ парадигме системного мышления, как будто настоящую катехизацию, просвещение, общинную жизнь можно возродить через циркуляры сверху. Нужна опора на конкретных людей, на тех, кто что-то хочет и реально делает в церкви. А такие есть, пусть их и не очень много, но они пока есть. Что же тут можно сделать? Как этих людей обнаружить и призвать? Может, нужен новый призыв патриарха собираться в неформальные кружки и союзы, собирать семинары, встречи, форумы, куда пригласить представителей разных культурно-просветительских движений, инициативных приходов, братств, сестричеств. Такое собирание всех неравнодушных людей церкви могло бы стать достойным завершением или продолжением собора 1917–1918 года, где можно вместе пытаться размышлять о возрождении церкви в современных условиях, как мы можем реализовать то, что уже было принято на «Великом соборе». В таком соборном обсуждении только и может зародиться что-то настоящее: живая церковная деятельность верующих людей, желающих потрудиться для возрождения церкви и России.
А пока в медиапространстве патриарх почти «всухую» проигрывает еп. Тихону, чью выставочную, издательскую и прочую деятельность раскручивают государственные и церковные СМИ. Трудно вспомнить церковные, государственные или тем более частные масс-медиа, которые бы положительно, взвешенно и нескучно отзывались о патриаршей деятельности. Иногда создается ощущение, что даже в церковной среде правилом хорошего тона являются выпады в адрес патриарха, что способствует преобладанию линии еп. Тихона, несущей в себе угрозу возвращения обновленчества как тёмного двойника церкви.
Англиканство
В этой протестантской церкви викарий – это фактически приходской священник. Исторически англиканство признавало административное разделение на постоянных кураторов и ректоров. Последние получали десятину в качестве финансовой поддержки. Кураторы же – что-то вроде зарплаты. Викарий – это вид ректора, который имел меньшую десятину. Сейчас оба эти титула практически равнозначны. Некоторые англиканские приходы имеют ректора, а некоторые – викария. Все зависит от того, как это исторически сложилось в данной местности. В Епископальной церкви США позиция викария не определена каноническим правом. Но в некоторых епархиях это священник, облеченный определенной миссией.
Дионисий, епископ Воскресенский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
Дата рождения: 1 октября 1975 г.
Дата хиротонии: 27 ноября 2011 г.
Дата пострига:28 августа 2000 г.
День ангела: 16 октября
Биография:
Родился 1 октября 1975 г. в Рязани в семье служащих.
В 1992 г. окончил среднюю школу-гимназию № 5 г. Рязани и поступил на факультет истории и английского языка Рязанского государственного педагогического университета им. С.А. Есенина. Обучаясь на 5-м курсе, одновременно работал учителем истории в 5-7 классах в средней школе № 17 г. Рязани. В 1997 г. окончил РГПУ по специальности «учитель истории и английского языка». В 1997-1998 гг. работал в должности ведущего специалиста отдела организации персонифицированного учета в отделении Пенсионного фонда РФ по Рязанской области.
1 сентября 1998 г. поступил в Иоанно-Богословский мужской монастырь Рязанской епархии, где 1 ноября того же года по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Симона епископом Шацким Иосифом, викарием Рязанской епархии, поставлен во иподиакона. С января 1999 г. — старший иподиакон и келейник епископа Шацкого Иосифа.
В 1998-2001 гг. обучался на заочном отделении Рязанского духовного училища.
27 марта 1999 г. епископом Шацким Иосифом рукоположен во диакона к Иоанно-Богословскому монастырю и назначен насельником обители. 23 марта 2000 г. зачислен в братию Иоанно-Богословского монастыря.
28 августа 2000 г. наместником Иоанно-Богословского монастыря архимандритом Авелем (Македоновым) пострижен в мантию с именем Дионисий в честь священномученика Дионисия Ареопагита, епископа Афинского.
В 2002-2009 гг. обучался на заочном отделении Московской духовной академии.
С апреля 2004 г. — личный секретарь настоятеля Иоанно-Богословского монастыря епископа Шацкого Иосифа. С марта 2005 г. — и.о. благочинного Иоанно-Богословского монастыря, с января 2006 г. — благочинный.
В 1996-2004 гг. — ведущий рубрики в телепрограмме «Зерна» (ГТРК «Ока»), в 2000-2005 гг. — член редакционного совета газеты «Благовест».
4 ноября 2006 г. архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом рукоположен во иеромонаха.
В 2007 г. — руководитель Церковно-исторической экспедиции при Рязанской епархии.
5 октября 2007 г. назначен и.о. наместника Иоанно-Богословскоого монастыря. Решением Священного Синода от 27 декабря 2007 г. назначен наместником Иоанно-Богословского монастыря.
21 мая 2009 г. архиепископом Рязанским Павлом возведен в сан игумена.
25 января — 25 мая 2010 г. проходил профессиональную переподготовку в Московской академии государственного и муниципального управления по программе «Государственное и муниципальное управление».
2 марта 2011 г. назначен настоятелем Иоанно-Богословского монастыря.
17 мая 2011 г. назначен председателем попечительской комиссии Рязанской епархии. 24 мая 2011 г. назначен секретарем церковного суда Рязанской епархии.
С 2004 г. — старший преподаватель отделения теологии факультета русской филологии и национальной культуры Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. С 2006 г. преподавал в Рязанской духовной семинарии курс истории Древней Церкви.
Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 135) избран епископом Касимовским и Сасовским.
9 октября 2011 г. возведен в сан архимандрита.
Наречен во епископа 25 ноября 2011 г. в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве. Хиротонисан 27 ноября за Божественной литургией в Зачатьевском ставропигиальном монастыре в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 168) освобожден от должности настоятеля (игумена) Иоанно-Богословского мужского монастыря с. Пощупово Рязанской обл.
На Архиерейском Соборе 2022 г. избран членом Высшего общецерковного суда с назначением на должность секретаря суда.
Решением Священного Синода от 14 июля 2022 г. (журнал № 51) назначен викарием Екатеринодарской епархии с титулом «Туапсинский».
Решением Священного Синода от 28 декабря 2022 г. (журнал № 113) назначен викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Воскресенский».
Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 24 января 2022 г. назначен управляющим Юго-Восточным викариатством г. Москвы.
На заседании Священного Синода 26 февраля 2022 г. назначен первым заместителем управляющего делами Московской Патриархии (журнал № 4) и наместником Новоспасского ставропигиального монастыря (журнал № 9).
Образование:
1997 г. — Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина.
2001 г. — Рязанское духовное училище (заочно).
2009 г. — Московская духовная академия (заочно).
2010 г. — Московская академия государственного и муниципального управления.
Преосвященный ФОМА, епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский
Фома, епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (в миру Демчук Вадим Борисович) родился 9 марта 1983 г. в г. Бельцы, Республики Молдова в семье рабочих. Крещен во младенчестве.
С 10 лет алтарничал в Успенской церкви с. Моара де Пятрэ Дрокиевского р-на Молдавии, затем в Николаевском соборе г. Бельцы.
В 1990-2000 гг. обучался в средней школе №4 г. Бельцы. По окончании школы переехал в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, где трудился разнорабочим и готовился к поступлению в семинарию, обучаясь на катехизаторских курсах при Петропавловском подворье Лавры.
13 августа 2002 г. зачислен на первый курс Московской духовной семинарии и назначен на послушание иподиакона ректора МДА архиепископа Верейского Евгения.
27 февраля 2007 г. принят в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
С марта 2007 г. по июль 2008 г. исполнял послушание ризничего и келейника лаврского духовника игумена Виссариона (Остапенко, +2015). 21 июля 2008 г. назначен секретарем-референтом наместника Лавры епископа Сергиево-Посадского Феогноста.
В 2007 г. окончил обучение в семинарии, защитив дипломную работу на тему «Положение Православной Церкви в Молдавии с 1924 по 1941 годы».
В 2008 г. поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 2010 г.
22 апреля 2008 г. в Троицком соборе Лавры епископом Сергиево-Посадским Феогностом пострижен в рясофор с оставлением имени Вадим.
22 января 2009 г. в Успенском соборе Лавры епископом Сергиево-Посадским Феогностом рукоположен во иеродиакона, а 10 апреля 2009 г. в Троицком соборе Лавры пострижен в мантию с наречением имени Фома в честь св. Фомы, апостола от 12-ти.
27 февраля 2011 г. в Троицком соборе Лавры архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом рукоположен во иеромонаха.
19 октября 2012 г. командирован в Донской ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы и назначен временно исполняющим обязанности эконома обители. 8 апреля 2013 г. принят в братию обители с утверждением в должности эконома.
22 января 2015 г. назначен старшим священником приписного к Донскому монастырю храма Державной иконы Божией Матери при Главном Управлении МВД РФ по экономической безопасности и противодействию коррупции по г. Москве.
17 декабря 2015 г. назначен помощником наместника Донского монастыря по богослужебной и административной части.
Решением Священного Синода от 4 мая 2022 г. (журнал № 34) избран епископом Гдовским, викарием Псковской епархии.
10 мая 2022 г. в храме Всех святых, в земле Русской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием возведен в сан архимандрита.
Наречен во епископа 3 июня 2022 г. в Тронном зале Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры. Хиротонисан 2 июля за Божественной литургией в храме прп. Евфросинии Московской в Котловке г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Решением Священного Синода от 14 июля 2022 г. (журнал № 52) назначен Преосвященным Уржумским и Омутнинским.
Решением Священного Синода от 26 февраля 2022 г. (журнал № 9) назначен наместником Донского монастыря г. Москвы с титулом «Бронницкий», с освобождением от управления Уржумской епархией.
Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 28 февраля 2022 г. назначен управляющим Северным и Северо-Западным викариатствами г. Москвы.
Распоряжение Святейшего Патриарха Кирилла от 12 марта 2022 г. освобожден от управления Северным викариатством г. Москвы.
Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 16 июля 2022 г. назначен управляющим Южным викариатством г. Москвы.
В июле 2022 г. назначен председателем Комиссии при Патриархе Московском и всея Руси по вопросам принесения святынь.
Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 23 июля 2022 г. назначен и.о. первого заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата. Распоряжением Его Святейшества от 24 июля назначен на должность куратора Программы строительства православных храмов в Москве.
Решением Священного Синода от 30 августа 2022 г. (журнал № 116) назначен на должность первого заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата.
Решением Священного Синода от 25 августа 2022 г. (журнал № 51) назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры с титулом «Сергиево-Посадский», с освобождением от должности наместника Донского монастыря и первого заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата. Также решением Синода назначен председателем новообразованной Комиссии Русской Православной Церкви по развитию православного паломничества (журнал № 70).
Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 3 сентября 2022 г. освобожден от управления Северо-Западным викариатством, с сохранением управления Южным викариатством г. Москвы.
Решением Священного Синода от 13 апреля 2022 г. (журнал № 4) назначен управляющим Сергиево-Посадской епархией с титулом «Сергиево-Посадский и Дмитровский», с сохранением за ним должности Наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Дата хиротонии: 2 июля 2022 г. Дата пострига: 10 апреля 2009 г. День ангела: Антипасха
Образование: 2007 г. ― Московская духовная семинария. 2010 г. ― Московская духовная академия.
Преосвященный Парамон
Парамон, епископ Наро-Фоминский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Голубка Федор Михайлович) родился 26 июня 1977 г. в с. Угля Тяческого р-на Закарпатской обл. Украины в семье служащих. В 1984-1994 гг. учился в Углянской средней школе.
В 1994 г. поступил в Московскую духовную семинарию. 5 декабря 1996 г. ректором Московских духовных школ епископом Верейским Евгением рукоположен во чтеца. В 1997 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры в качестве послушника.
В 1997-2001 гг. обучался в Московской духовной академии.
30 марта 1998 г. наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Феогностом (Гузиковым) пострижен в монашество с наречением имени Парамон в честь святого мученика Парамона Вифинского.
23 июля 1998 г. в храме Ризоположения в Москве епископом Орехово-Зуевским Алексием рукоположен во иеродиакона.
14 октября 2000 г. в Покровском храме Покровского Хотькова ставропигиального монастыря Святейшим Патриархом Алексием II рукоположен во иеромонаха.
В декабре 2001 г. направлен в командировку в Южно-Сахалинскую епархию, где с 31 декабря 2001 г. по 1 июня 2010 г. нес послушание наместника Воскресенского кафедрального собора г. Южно-Сахалинска.
В 2003 г., к десятилетию Южно-Сахалинской епархии, епископом Южно-Сахалинским и Курильским Даниилом возведен в сан игумена.
С 1 июня 2010 г. по 12 апреля 2012 г. нес послушание в Троице-Сергиевой лавре.
Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. (журнал № 31) включен в состав рабочей группы при Патриархе Московском и всея Руси по вопросам перенесения святынь (с 30 мая 2011 г. — Комиссия при Патриархе Московском и всея Руси по вопросам принесения святынь).
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 12 апреля 2011 г. назначен штатным клириком храма Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне г. Москвы.
С ноября 2011 г. — председатель новообразованной Комиссии по координации выставочной деятельности Русской Православной Церкви.
Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 24 февраля 2012 г. назначен штатным священником храма святых апостолов Петра и Павла в Лефортове г. Москвы.
Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г (журнал № 78) назначен наместником Донского ставропигиального монастыря.
1 сентября 2012 г. Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан игумена Донского монастыря.
Решением Священного Синода от 22 октября 2015 г. (журнал № 63) избран викарием Московской епархии с титулом «Бронницкий».
27 октября 2015 г. в храме св. блгв. кн. Александра Невского Донского монастыря г. Москвы митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием возведен в сан архимандрита.
Наречен во епископа 5 ноября 2015 г. в крестовом храме Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке г. Москвы. Хиротонисан 2 декабря за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла в ноябре 2015 г. назначен управляющим Северным и Северо-Западным викариатствами г. Москвы.
Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 10 апреля 2017 г. в дополнение к несомым послушаниям назначен и.о. настоятеля Патриаршего подворья храма св. вмч. Димитрия Солунского в Хорошеве г. Москвы.
Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 г. (журнал № 9) назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры с титулом «Сергиево-Посадский», с освобождением от должности наместника Донского монастыря г. Москвы.
Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 28 февраля 2022 г. освобожден от управления Северным и Северо-Западным викариатствами г. Москвы.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 августа 2022 года Преосвященнейший Парамон, епископ Сергиево-Посадский, управляющий Северным викариатством города Москвы, был освобождён от должности наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата с сохранением за ним обязанностей викария Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Наро-Фоминский».
Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 3 сентября 2022 г. назначен управляющим Северо-Западным московским викариатством, с сохранением управления Северным викариатством г. Москвы. Также Патриаршим указом от 3 сентября в дополнение к несомым послушаниям назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы в Хорошеве г. Москвы.
Решением Священного Синода от 13 апреля 2022 г. освобожден от должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата с выражением благодарности.
Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла освобожден от должности настоятеля храма Живоначальной Троицы в Хорошеве г. Москвы и назначен настоятелем храма святых равноапостольных Константина и Елены в Митино г. Москвы.
Викарий
Родился 6 октября 1960 г. в пос. Селиванове Селивановского р-на Владимирской обл. в семье рабочих. Крещен в младенчестве.
В 1978 г. окончил среднюю школу в пос. Красная Горбатка Селивановского р-на. В 1979-1981 гг. служил в рядах Вооруженных cил.
В 1981-1982 гг. нес послушание в храме Спаса Нерукотворенного Образа в с. Спас-Железино Селивановского р-на, в 1982-1983 гг. — в храме святителя Николая в г. Киржач Владимирской обл.
22 ноября 1983 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом пострижен в монашество в домовой церкви архиерейских покоев с именем Феогност в честь митрополита Киевского и Московского Феогноста.
14 января 1984 г. в Успенском соборе г. Владимира архиепископом Владимирским Серапионом рукоположен во иеродиакона, 19 января — во иеромонаха.
С апреля 1984 г. — насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
В 1985 г. поступил в Московскую духовную семинарию, в 1987 г. после окончания обучения в семинарии поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1991 г., защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия на тему «Пастырство по учению Православной Церкви».
В 1986 г. возведен в сан игумена, в том же году — в сан архимандрита.
Указом Святейшего Патриарха Пимена от 30 ноября 1988 г. назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
С 1990 г. — преподаватель Московских духовных школ.
Решением Священного Синода от 12-13 марта 2002 г. избран епископом Сергиево-Посадским.
31 марта 2002 г. за Божественной литургией Храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Сергиево-Посадского. Хиротонию совершили: Святейший Патриарх Алексий; митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим; архиепископы Истринский Арсений, Владимирский и Суздальский Евлогий, Верейский Евгений; епископы Тульский и Белевский Кирилл и Дмитровский Александр.
20 апреля 2009 г. возведен в сан архиепископа.
Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. (журнал № 5) назначен председателем Синодальной комиссии по делам монастырей (в марте 2012 г. комиссия преобразована в Синодальный отдел по монастырям и монашеству).
С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
Решением Священного Синода от 26 февраля 2022 г. (журнал № 9) освобожден от должности наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, с сохранением обязанностей викария Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Каширский» и председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству. Местом пребывания архиепископа Феогноста и указанного отдела Синод определил подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве.
8 декабря 2022 года решением Священного синода Феогност
назначен наместником Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы.
16 мая 2022 года за усердное служение Церкви патриарх Московский и всея Руси Кирилл за богослужением в храме Христа Спасителя возвёл архиепископа Феогноста в сан митрополита.
В статье не утверждается, что в скором времени патриарха Кирилла кто-то должен сменить. Просто рассматривается гипотетическая ситуация, при которой патриарху придется покинуть место раньше срока по тем или иным причинам. Кто бы тогда стал новым патриархом, если бы это произошло в ближайшее время?
Это вопрос, в отличие от ситуации, когда думали о преемника Алексия II. Тогда сомнений не было никаких. Еще в середине 2000-х исследователь РПЦ Николай Митрохин прогнозировал:
«Наиболее очевидным претендентом на место Патриарха и вторым человеком в церкви в 1993—1996 гг. считался митрополит Смоленский, руководитель ОВЦС Кирилл (Гундяев). Хотя он возглавлял маленькую и не самую важную епархию, его должность руководителя крупнейшего Синодального отдела перевешивала многие другие козыри. В первой половине 1990-х гг. ОВЦС фактически взял на себя все рычаги управления Церковью в новой и сложной для нее обстановке. Даже новые Синодальные отделы не создавались на ровном месте, а отпочковывались от ОВЦС. К тому же в самостоятельном виде они были обречены на нищенское существование. Благодаря своим несомненным ораторским способностям и активным контактам с властями и СМИ митрополит Кирилл стал самым узнаваемым после Патриарха священнослужителем РПЦ в стране»[1].
Мало кто сомневался, что Кирилл станет патриархом. Никаких реальных кандидатов на этот пост не было. В годы патриаршества Алексия II было видно, что Кирилл — второй человек в церкви.
Кирилл установил такую систему, при которой возможно только жесткое подчинение. Он говорит открыто, что те лица, которые отказываются ему подчиняться, должны покинуть церковь, то есть им пора на пенсию.
Вот слова Кирилла:
«Если у кого-то еще остаются сомнения [в том], что нужно ли делать все то, о чем патриарх учит, — оставьте все сомнения! И строго исполняйте то, что я повелеваю! Потому что я не от своей мудрости говорю, а от мудрости всего епископата Русской православной церкви. Кто не согласен — на пенсию!»[2].
Как можно понять, в таких условиях его преемник должен быть предан на 100% Кириллу и лоялен по отношению к власти. Такое можно сказать практически о каждом человеке патриарха.
Однако необходимо подчеркнуть, что патриархом наверняка станет, во-первых, член синода, митрополит; во-вторых, глава сильного синодального отдела. Итак, смотрим тех, кто сейчас является членом синода РПЦ.
Итак:
Онуфрий (Березовский), митрополит Киевский и всея Украины (с 2014 г.)
Ювеналий (Поярков), митрополит Крутицкий и Коломенский (с 1972 г.)
Владимир (Кантарян), митрополит Кишинёвский и всея Молдавии (с 2000 г.)
Александр (Могилёв), митрополит Астанайский и Казахстанский, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан (с 2011 г.)
Викентий (Морарь), митрополит Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа (с 2011 г.)
Варсонофий (Судаков), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, управляющий делами Московской патриархии и секретарь синода (с 2009 г.)
Павел (Пономарёв), митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси (с 2014 г.)
Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Отдела внешних церковных связей (с 2009 г.)
Филарет (Вахромеев), почётный Патриарший Экзарх всея Беларуси (с 1981 г.)[4].
Если бы по какой-то причине Кирилл перестал быть патриархом хоть сегодня, то выбирали бы патриарха из этих людей. Но у кого больше шансов? Вероятно, у митрополитов независимых республик шансов нет совсем. Они не имеют особого влияния на территории России. И пользуются формальным почетом. Реального авторитета или нет, или почти нет.
Следовательно, сразу же исключим их, оставив только тех, кто влияет на ситуацию в России:
Ювеналий (Поярков), митрополит Крутицкий и Коломенский (с 1972 г.)
Варсонофий (Судаков), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, управляющий делами Московской патриархии и секретарь синода (с 2009 г.)
Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Отдела внешних церковных связей (с 2009 г.)
Выбор невелик. Но кого можно считать человеком патриарха в большей мере? А сейчас это главный критерий. Нет сомнений, что это митрополит Иларион. Правда, конечно, для такой должности он молод. Но ведь еще неизвестно, сколько продержится Кирилл. Так что, видимо, Илариона готовят в преемники.
В интернете также есть слухи, что в преемники патриарха готовят Тихона (Шевкунова). Прежде всего причина тому — лояльность по отношению к власти. Но на самом деле всех кандидатов можно считать лояльными. Шевкунов продвигается по церковной карьере, и не исключено, что в скором времени будут все условия для того, чтобы претендовать на пост патриарха. Однако все же едва ли можно считать, что он настолько же близок патриарху, как Иларион.
Все-таки последний сейчас возглавляет ОВЦС, а это значит очень многое в современных условиях. Также необходимо сказать о том, что внутри РПЦ есть три основные группы, о чем писал Митрохин:
«Идейных направлений среди духовенства РГІЦ сейчас три. Это модернисты (либералы), традиционалисты (консерваторы) и фундаменталисты.
Наиболее распространены фундаменталисты, которые в сфере церковной жизни требуют вернуться к как можно более ранним временам русского православия. Идеалом для них являются XV—XVI вв., когда закрытое русское общество спасалось от «дурного влияния» западной (католической) цивилизации и было, как им кажется, единым в своих взглядах. Они сторонники максимально строгого, монастырского исполнения обрядов и соблюдения постов, брачных обязательств, подчеркнутого доминирования мужского начала в семье. Среди фундаменталистов весьма широко распространены апокалиптические (эсхатологические) настроения, что немало влияет на их позицию не только по вероучительным, но и по социальным вопросам. Они резко отрицательно относятся к любым контактам с инославными конфессиями, а в политическом отношении придерживаются монархических, резко антилиберальных и антисемитских взглядов. Их лозунг: «Демократия — в аду, а на небе — царство»[1].
Данное положение актуально и сегодня. По этой классификации Кирилл и Иларион — консерваторы, тогда как Тихон — фундаменталист. А модернистов среди возможных патриархов нет.
Почему Илариона можно выделить? Потому что он высказывается практически всегда по тем же темам, что и патриарх, а также он постоянно хватил власть. Его точка зрения практически по каждому вопросу не отличается от позиции патриарха. Вот его высказывание о нынешней власти:
«Стабильность не означает застой, когда прекращается всякое социальное и правовое развитие государства, ослабевает мысль и творчество. Стабильность – это планомерное развитие страны, когда государство успешно решает текущие внутренние и внешние проблемы, стремится обеспечить достойную жизнь своих граждан, а люди имеют возможность безбедного существования, личного всестороннего развития. Наша Церковь, как и все здоровые общественные силы, всегда приветствовала и поддерживала курс руководства страны, направленный на созидание крепкого государства, устойчивого справедливого общества, в котором ценится человеческая жизнь, создаются все необходимые условия для творческого и интеллектуального развития человека, поддерживаются семьи, в том числе многодетные, люди с ограниченными возможностями, пенсионеры и другие слабозащищённые категории населения»[3].
Иларион сотрудничает с властью и отчасти выполняет даже роль дипломата для нее же. Чем собственно и занимался Кирилл, до того как стал патриархом. Хотя временами он тоже посещает различные страны, причем на президентском самолете[4].
Исходя из этого, нет никаких сомнений в том, что патриарх лично считает Илариона своим преемником. Также, вероятно, и власть считает Илариона преемником патриарха.
К слову, если посмотреть на аналитику в СМИ по этому вопросу, то главными претендентами считаются Тихон и Иларион[5].
В данной теме для кандидатов важнее всего время. То есть если они будут претендовать на место патриарха в ближайшие дни, то, вероятно, победит Иларион, однако если пройдет много времени, и Тихон сумеет дальше продвинуться по карьерной лестнице, то тогда у него есть большие шансы стать патриархом.
Источники
Источники
- Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы, 2004.
- Патриарх Кирилл пригрозил пенсией несогласным с ним священникам. URL: https://lenta.ru/news/2017/09/21/kyrill_retired/
- Интервью митрополита Волоколамского Илариона японскому информационному агентству «Киодо Цусин». URL: https://mospat.ru/ru/2018/03/12/news157789/
- Патриарх Кирилл летал на президентском самолете с разрешения Путина. URL: https://www.km.ru/v-rossii/2013/06/06/vladimir-putin/712528-patriarkh-kirill-letal-na-prezidentskom-samolete-s-razresh
- Кто заменит патриарха: Иларион и Тихон теряют авторитет. URL: https://argumenti.ru/politics/2018/02/564168?typelink=openlink
Виды викариев в католицизме
В этой церкви каноническое право предполагает множество типов таких заместителей. Например, апостольский викарий – это епископ или священник, возглавляющий особую миссию церкви и представляющий Папу на территориях, где нет епархий. Так часто называли легатов. Были еще заместители епископов, которые имели законодательную и исполнительную власть на вверенных им землях. Это генеральные и судебные викарии. Однако они не имели права наследования кафедры. Викариями назывались и архиереи. Им делегировались определенные полномочия епископов в пределах диоцеза. А самый низший тип викариев – это помощники приходских священников.
Православие
Употребляется такой титул и в восточных церквях. В православии викарий – это епископ-помощник. Он не имеет собственной епархии. Православные викарии тоже могут носить разные титулы. Например, если такой епископ помогает в управлении определенной части епархии, то она называется викариатом, а его полномочия распространяются только на эту ограниченную территорию.
Под управлением викария может быть и город, где под его руководством осуществляются богослужения. Обычно крупные епархии имеют одного или нескольких заместителей епископов, которым делегируют некоторые полномочия. Однако, в отличие от католицизма, независимой юрисдикции такой викарий не имеет. В некоторых православных церквях таких управителей называют хорепископами. В России этот термин появился при Петре Первом и окончательно укрепился при Екатерине Великой.
Русская Православная Церковь
Родился 21 ноября 1980 г. в пос. Октябрьский Скопинского района Рязанской области. С 11-ти лет стал прислуживать в алтаре, а также петь и читать на клирос
В 1998 г. по окончании школы поступил в Рязанское православное духовное училище, которое окончил в 2002 г.
В 2002-2005 гг. обучался в Московской духовной семинарии, по окончании которой поступил в Московскую духовную академию.
В ноябре 2006 г. направлен на обучение во Францию. Обучался в магистратуре Практической школы высших исследований (Ecole Pratique des Hautes Etudes) в Париже. В 2009 г., получив степень магистра, вернулся в Московскую духовную академию, где обучение экстерном совмещал с преподавательской деятельностью. Преподавал латинский и французский языки с 2009 по 2016 г.
16 марта 2010 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Феодорит в честь священномученика Феодорита, пресвитера Антиохийского.
1 апреля 2010 г. рукоположен в сан иеродиакона, а 15 февраля 2012 г. ― в сан иеромонаха. Постриг и рукоположения совершил ректор Московской духовной академии, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений.
В 2010 г. окончил Московскую духовную академию, защитив кандидатскую диссертацию. В 2012-16 гг. обучался в Московском православном институте святого Иоанна Богослова (факультет религиоведения).
В Московской духовной академии и Учебном комитете нес следующие послушания: преподаватель МДА (2009-2016 гг.); секретарь ректора МДА (2010-16 гг.); помощник председателя Учебного комитета (2011-16 гг.).
С этими должностями совмещал обязанности:
- ответственного секретаря общецерковной Комиссии по распределению выпускников центральных учебных заведений Русской Православной Церкви (2015-16 гг.);
- ответственного за делопроизводство и переписку с Московской Патриархией, Синодальными структурами Русской Православной Церкви и Высшим Церковным Советом (2010-16 гг.);
- члена инспекционных комиссий духовных семинарий;
- координатора в вопросах рукоположений по линии Учебного комитета студентов духовных учебных заведений, находящихся в Патриаршей области.
Помимо служения в Покровском академическом храме проходил пастырскую практику на Пятницком подворье Троице-Сергиевой лавры (2013-16 гг.), а также в храме воинской части № 16685 св. блгв. князя Александра Невского (2014-16 гг.).
В апреле 2016 г. подал прошение о направлении в Скопинскую епархию Рязанской митрополии.
В апреле 2016 г. назначен настоятелем храма Успения Божией Матери г. Ряжска Рязанской области. В августе того же года назначен настоятелем Свято-Духовского архиерейского подворья г. Скопина и главой монашеского братства при подворье.
В марте 2022 г., после преобразования Свято-Духовского подворья г. Скопина в Свято-Духов мужской монастырь, назначен настоятелем означенного монастыря с оставлением прежних послушаний.
В Скопинской епархии нес послушания: благочинного монастырей Скопинской епархии; секретаря епархиального совета; председателя комиссии по вопросам увековечения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской; секретаря епархиального суда; секретаря межъепархиальной богослужебной комиссии Рязанской митрополии; секретаря ставленнической комиссии; заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин в Рязанской духовной семинарии; преподавателя Рязанской духовной семинарии.
Решением Священного Синода от 29 июля 2022 г. (журнал № 52) избран Преосвященным Скопинским и Шацким.
8 августа 2022 г. в храме Всех святых, в земле Русской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием возведен в сан архимандрита.
Наречен во епископа 18 августа 2022 г. в храме Похвалы Пресвятой Богородицы Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии. Хиротонисан 19 августа за Литургией на Соборной площади г. Выборга Ленинградской области. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Решением Священного Синода от 29 октября 2022 г. (журнал № 140) утвержден в должности священноархимандрита Свято-Духова мужского монастыря г. Скопина Рязанской области.
Решением Священного Синода от 25 августа 2022 г. (журнал № 50) назначен ректором Московской духовной академии, с освобождением от управления Скопинской епархией и от должности ректора Рязанской духовной семинарии. Определено быть епископом Звенигородским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Решением Священного Синода от 20 ноября 2022 г. (журнал № 86) включен в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
Решением Священного Синода от 13 апреля 2022 г. (журнал № 19) включен в состав Синодальной комиссии по канонизации святых по должности.