Завет — это соглашение между двумя и более сторонами
И исполнять условия, с которыми они согласились. Если говорить о завете крови, то он может быть расторгнут только смертью. Завет крови — это сильнейшее соглашение из всех известных людям.
Когда заключается соглашение — завет с Богом, то Он никогда не нарушит свою часть.
Имеет место существование завета благодати — завета незаслуженного благоволения.
На протяжении истории были разные заветы. Например, завет Адама. Это тот завет, который Бог заключил с Адамом. Еще был завет с Ноем. Был завет с Авраамом. Это только несколько заветов.
Два главных завета о которых мы должны знать и которые касаются нас сегодня:
- Ветхий завет Моисея.
- Новый Завет Иисуса Христа.
Если у вас будет понимание, в чем их различие, тогда у вас будет непоколебимая вера и уверенность в Божьем незаслуженном благоволении.
Перечень заветов (договоров) Бога с людьми
Завет | Ветхий | Ветхий | Ветхий | Ветхий | Ветхий | Новый |
С кем Бог заключает завет | Адам Быт.1:28, Быт.2:16–17 | Ной Быт.9:1–17, все люди и звери Быт.9:8–10 | Авраам Быт.17:1–18 и его потомки Быт.17:7 | Моисей Исх.6:1–14 | Давид 2Цар.7:1–17 | Все люди Лк.22:20 |
Время заключения завета | Ок. 3700 г. до Р. Х. | Ок. 2400 г. до Р. Х. | Ок.1900 г. до Р. Х. | Ок.1250 г. до Р. Х. | Ок. 1000 г. до Р. Х. | 1 в. Р. Х. |
Заповеди | «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею», не вкушать от дерева познания добра и зла. Быт.2:16–17, Быт.1:28 | «Плодитесь и размножайтесь», «не убивайте». Быт.9:1, 5–6 | «ходить перед Богом», верить Быт.17:1 | Десять заповедей Исх.20:1–17 | Десять заповедей Втор.5:6–21 | О любви Ин.13:34 |
Божественное обещание | Благословение на обладание землей и владычество над всеми животными. Быт.1:28 | Не будет потопа. Быт.9:11 | Потомство Авраама будет верующим, многочисленным, овладеет Палестиной Быт.17:5–8 | Спасение из Египта и поселение в Палестине Исх.6:6–8 | Мессия из дома Давида 2Цар.7:16 | Жизнь вечная Ин.12:50, Ин.2:25 |
Знамение завета | — | Радуга. Быт.9:12–13 | Обрезание Быт.17:11 | Суббота Исх.31:13 | Суббота и Храм | Крест, Евхаристия Лк.22:14–20; 1Кор.11:26 |
Всё Священное Писание — это сверхъестественное нераздельное Божие Откровение, составляющие «единое тело истины» (прп. Ефрем Сирин) или единый Завет Бога с человечеством. В то же время необходимо понимать, что, несмотря на единство и богодухновенность всей Библии, Богу было угодно открыть Себя, сообразуясь с духовными и интеллектуальными способностями и дарованиями человечества. Оставаясь неизменным, Бог соразмерно уровню их понимания постепенно и непрерывно раскрывал учение о Мессии. Это и нужно показать в лекциях.
Таким образом, единый Завет Бога с людьми распадается на несколько этапов.
Прежде всего, он разделяется на два Завета — на «Завет первобытный» или «дел» и «Завет благодати» или «восстановленный». Их разделяет грехопадение Адама.
Началом Завета дел со стороны Бога был Предвечный Совет, на котором предопределился план творения мира, искупления и спасения человечества. Концом этого Завета было обетование об Искупительном Семени жены (Быт.3:15). Для человека первобытный Завет начинается с создания Адама и оканчивается падением людей. Завет дел — это союз между Богом и Адамом, по которому Адаму было за совершенное послушание обещана жизнь, а за неповиновение — смерть.
Восстановленный Завет, начинается от первого обетования об Искупителе в раю и заканчивается концом мира. Завет благодати — это союз между Богом и грешником, по которому Бог обещает спасение по благодати, а грешник обещает жизнь в вере и послушании. Все ветхозаветные верующие, так же как и современные верующие входят в завет благодати.
Этот Завет в свою очередь делится на две части: на Завет Ветхий, в котором люди спасались верою в Искупителя грядущего, и на Завет Новый, спасающий верою в Искупителя пришедшего.
Ветхий Завет, имея началом Первоевангелие (Быт.3:15), распадается на два: на Завет, заключённый Богом со всем человечеством через Адама и Ноя, и на Завет с избранным еврейским народом — через Авраама, Исаака и Иакова. Первый из этих двух заветов относится ко всем потомкам Адама до Ноя, (как это видно из 1Пет.3:18–20, 4:4–7), а после Ноя предназначен для всего человечества, не знавшего о других Заветах.
Завет, заключённый с еврейским народом через Авраама, был нарушен в Египте, но затем восстановлен, расширен и разъяснён через Моисея. О нём можно говорить как о двух: о Завете патриархальном — до Моисея и о Завете подзаконном — от Моисея до Христа.
Этот подзаконный завет дважды был подтверждён и возобновлён. В первый раз это произошло при царе Давиде, которому Господь обещал воздвигнуть из его рода Христа. Вторично — при Ездре, после того как десять израильских колен совершенно отпали от истинной веры; а Завет, заключённый с домом Давида, был ослаблен нечестием последних иудейских царей. В период последнего завета, заключённого при Ездре, окончательно прекратилось правление династии Давида, в Иерусалиме и Иудее воцарился идумей — Ирод. Наконец, пришёл в мир Искупитель, Которого с нетерпением ждало человечество и Который заключил Новый Завет.
Заветы в Библии
Ветхий завет Моисея
Ветхий, потому что обветшал, устарел и близок к уничтожению. Закон был дан Моисею на горе Синай. Еще он известен как завет закона, потому что основан был на исполнении закона.
Новый завет Иисуса, при котором мы живем сегодня.
Его основа — незаслуженное и не заработанное благоволение Божье. В Библии об этом написано совершенно ясно. Мы больше не под заветом закона, а под заветом благодати.
(Рим 6:14
) Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, а под благодатью.
(1Ин 1:17
) Ибо закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа.
Благодать и истина — это синонимы. Не может быть благодати без истины и истины без благодати.
(1Ин 1:14
) И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
Что такое завет
Слово «завет» произошло от старославянского «ветъ» и означает — «совет, уговор, согласие, договор, наказ, наставление».
Происхождение слова
Впервые это слово обнаружено в древнерусских памятниках письменности XI века. Ученые предполагают, что данное слово образовалось на общей индоевропейской основе. Древнеиндийское «vakya» значит «слово, речь». Производное — заветный.
Впервые слово «завет» прозвучало из уст пророка Моисея, который принес израильскому народу 10 заповедей, начертанных на скрижалях. Этими заповедями Бог заключил с еврейским народом договор, согласно которому каждый израильтянин, соблюдающий наказ, получает от Бога милость и помощь.
Определение понятия
Значение слова «завет»:
- закон, наказ потомкам, последователям;
- обычай, унаследованный от прошлых поколений;
- договор Бога с человечеством;
- заповеди, данные Иисусом Христом;
- предписание социального и нравственного характера.
Завет Авраама в действии
До того, как закон был дан Моисею, никто из сынов Израилевых не умер, выходя из Египта. Хотя они жаловались и роптали.
Но почему же никто из них не умер до закона?
(Пс 104:37
) И вывел Израильтян с серебром и золотом, и не было в коленах их болящего.
Никто не умер несмотря на то, что они роптали, жаловались и вели себя неразумно.
(Исх14:11
) И сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? Что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта?
И вместо того, чтобы послать огонь с небес, Бог послал им манну, чтобы напитать их.
(Исх 15:23-25)
Пришли в Мерру — и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя: Мерра. И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его.
(Исх 16:3)
И сказали им сыны Израилевы: о, если бы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! Ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом.
Они ропщут в пустыне и что делает Бог? Он разделяет воды Красного моря. Они жалуются на то, что им нечего есть, и Бог вместо огня, дал хлеб с небес. Посмотрите на милующего Бога. Хотя милости евреи не заслужили. Что они сделали, чтобы воды Красного моря расступились? Они прошли море, при этом всё время роптали. Но их покрывала милость Божия.
Все эти события происходили до того, как были даны десять заповедей. До того, как был дан закон, сыны Израилевы находились под благодатью, под незаслуженным благоволением. А все обеспечения зависели от Божьей благости, а не от их послушания. Они и не были послушны. Им была дана манна, потому что Бог благ. Воды Красного моря расступились, потому что Бог благ.
Оправдание Авраама по вере
Основа этого завета, была благодать и незаслуженное благоволение.
Помните о том, что Авраам жил за 430 лет до того, как был дан закон.
Комментарий!
Отношение между Богом и Авраамом строились на благодати Божией.
Авраам как бы говорил: «Боже я не знаю, как Ты это сделаешь, когда сделаешь, но я верю, что это произойдет на основе моей веры и незаслуженного благоволения ко мне».
(Рим 4:2
) Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не перед Богом. Ибо что говорит писание? «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность»
Сегодня мы живем под заветом благодати и Божьих благословений. Божие обеспечение полностью основано на благости и Его верности. Но, многие люди и сегодня живут по закону Моисея. Даже и сегодня, на всё хорошее, что происходит с нами, мы оглядываемся и пытаемся выяснить: что мы сделали такого, что это произошло?
Источником хорошего — благость Бога и Его благоволение к нам.
Каждый раз, когда вы захотите поставить себе в заслугу хорошее поведение, то, что вы сегодня не ругались с мужем, хорошо обходились с людьми, помните о том, что не это привлекает к вам благость Божию. Источник Божьей благости к вам и есть Божья благость.
На всем пути от Египта до горы Синай, Израильтяне были под Авраамовым заветом благодати. Поэтому не смотря на их грехи, Бог вывел их из Египта и сверхъестественно обеспечивал их. И основой этого обеспечения были не их хорошие поступки, не их верность, но благость и верность Господа.
Культурно-литературное наследие
Так сложилось, что завет – слово, имеющее нотационный и обучающий характер. Имеющий глаза, да увидит, имеющий уши, да услышит слово Божье или слово уважаемой и значительной личности. Поэтому заветы созвучные с советами, не просто делятся опытом, но и завещают ценности.
Мирское толкование слова «завет» раскрывает подробный разбор и случаи употребления словарь В.И.Даля. Разнообразие однокоренных слов сводится к тому, что завет – это некое слово или мнение авторитетной личности, дающее услышавшему совет о возможности выбора своего пути.
Что такое профессия
«Завет» – стихотворение Тараса Шевченко 1845 года.
«Завет» – художественный фильм Э.Кустурицы 2007 года о наказе, завещании, умирающего деда своему внуку, который привел к созданию новой счастливой семьи.
«Заветы» – литературно-политический журнал начала XX века в России (1912-1914 гг.).
В истории культуры есть упоминания о заветных праздниках. В этот день жители определенного населенного пункта или района устраивали празднества в честь какого-либо святого, который помог им в трудные времена. Стихийное бедствие или чрезвычайное происшествие (засуха, эпидемия, пожар и т.д.) объединяли жителей и зачастую сопровождались обращением к святым с просьбой о помощи и защите. В знак избавления от проблемы жители считали обязанностью отблагодарить святого за внимание и помощь.
Также рекомендуем прочитать: Геноцид в Руанде
Заветы в Библии
Подмена завета Авраама на закон
Бог верен нам, даже когда мы не верны. В этом суть благодати.
Но, Израильтяне поменяли один завет — Авраама, на другой — завет закона. И вот тогда все изменилось.
(Исх 19:4-6
) Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, (это и сегодня относится к нам) то будете моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, А вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.
(Исх 19:7-8)
И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь.