Историческое здание Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге |
Святейший Правительствующий Синод
(греч. synodos — «сходка», «собрание», «собор») — высший орган церковно-административной власти Русской Православной Церкви, заменявший собой патриарха.
Не путать со Священным Синодом — совещательным органом при патриархе
Учреждён 14 февраля 1721 года. Упразднён в 1917 году в связи с началом работы всероссийского поместного собора. Состоял из 79 архиереев. Члены Святейшего Синода назначались императором, управляли Синодом государственные чиновники — обер-прокуроры.
Синод – это высшее церковное учреждение
Слово «синод» происходит из греческого языка и переводится как «собрание», «собор». В древности синодами называли встречи епископов (архиереев) – лиц высшей степени священства. В христианских Церквях термин и по сей день употребляется в данном значении. Однако в РПЦ синод это наименование состоящего из архиереев постоянно действующего высшего церковного учреждения. В истории Русской Церкви было два Синода – Святейший и Священный. Последний пришёл на смену первому в 1917 году и продолжает существовать в наше время.
Храм Христа Спасителя — кафедральный храм РПЦ
Святейший Синод Русской Церкви
Первым русским патриархом был избран Иов в 1589 году. В течение последующего столетия Церковь являлась независимой от государства. Её предстоятель был практически равен царю.
Во времена правления Михаила Фёдоровича Романова патриарший престол занимал его отец. Патриарх Филарет — в миру Фёдор Романов, 1553-1633. Глава Церкви был фактическим соправителем государя и обладал полномочиями издавать собственные царские указы. Например, в соответствии с одним из них, патриарх мог вершить суд над крестьянами подведомственных ему земель.
Попытки проведения самостоятельной политики предпринимал и патриарх Никон (1605-1681). Например, он протестовал против Соборного уложения 1649 года. Этот законодательный корпус стал первой серьёзной попыткой государства умалить роль Церкви и подчинить её себе. Конфронтация патриарха с царём, боярами и частью духовенства привела к тому, что Никона извергли из сана и простым монахом сослали в монастырь.
Возшедший на престол в конце 17 века Пётр I стремился отказаться от всего старого. Он желал построить новое государство по западному типу. Консервативная, всё ещё независимая и влиятельная Церковь воспринималась царём-реформатором как серьёзный конкурент и соперник. Для ликвидации автономности Церкви, встраивания её систему государственной власти Пётр I пошёл на радикальные меры. В 1700 году, после смерти десятого русского патриарха Адриана, царь запретил избрание очередного предстоятеля Церкви.
В 1721 году в качестве замены патриарху была основана Духовная коллегия. Вскоре она стала именоваться Святейшим (титул главы Церкви) Правительствующим Синодом. Что такое Синод? Это было действовавшее от имени императора государственное учреждение, которое занималось церковным управлением, бракоразводными делами и духовным просвещением народа. Синод состоял из назначаемых царём представителей духовенства, а также одного светского чиновника, (представителя императора) – обер-прокурора. На протяжении 18-19 веков роль последнего постепенно усиливалась.
Состав
Состав и структура Синода были прописаны в Духовном регламенте. Согласно документу в состав Совета входило всего 12 членов:
- президент;
- два вице-президента;
- пять асессоров;
- четыре советника.
Помимо основного состава в Совет входили несколько архиереев, представители высшего духовенства и настоятели монастырей. По регламенту минимум 3 члена Совета должны были носить сан архиерея. При этом у президента голос был равный с прочими членами.
Обер-прокурор
По структуре работы Совет не отличался от Сената или коллегии, а в качестве непосредственного императорского представителя был назначен обер-прокурор. В 1722 году им стал полковник Иван Болтин, в чьи обязанности входило не только донесение о всех действиях Петру I, но и контроль за взаимоотношениями Синода с гражданской властью, а также возможность голосовать против принятых решений, если они не соответствовали воле императора.
В результате реформы Петра І Церковь полностью утратила независимость от светской власти
Обер-прокурор назначался и подчинялся непосредственно императору, и со временем эта должность перестала быть наблюдательной, а превратилась в руководящую. Прокурор контролировал не только работу и принятые Синодом решения, но и все его связи с государственными учреждениями и светской властью. Со временем полномочия прокурора стали идентичными с министерскими, а сам чиновник заседал в Комитете министров.
Первенствующие члены
Со временем светские названия должностей членов Совета были заменены на более церковные и должности «президент», «вице-президент» стали именоваться «первенствующими членами». Первыми первенствующими членами в истории Синода стали:
- Стефан Яворский;
- Феофан Прокопович;
- Амвросий Юшкевич.
Первенствующим членом Синода чаще всего являлся митрополит Петербуржский.
Значение Синодального периода
Итак, при Петре I патриаршество было упразднено, а Церковь стала зависимой от государства во всех аспектах, за исключением догматов и канонов. Этот церковно-административный орган просуществовал до 1918 года.
Двухсотлетний Синодальный период в истории Русской Церкви был неоднозначным. С одной стороны, реформа Петра I способствовала значительному развитию церковного образования и миссионерства. Также велась активная деятельность по сохранению церковно-исторических памятников.
С другой стороны, в Синодальный период Церковь была зависимой от чиновников частью бюрократической системы. Она не могла иметь самостоятельную позицию по большинству вопросов. Всё это приводило к отождествлению Церкви с государством в глазах простого народа и формализации религии. Были введены ограничения для монашества, усложнилась жизнь и для приходского духовенства. Иеромонах Михаил (Чепель) отмечает:
«Рационализаторский взгляд на происходившие в ней [Церкви] процессы, непонимание ее сути приводили ко многим печальным последствиям, среди которых можно назвать попытки решать духовные вопросы полицейскими мерами, отход от православия многих представителей образованной части российского общества».
Церковная реформа Петра во многом ориентировалась на примеры протестантских государств, где монарх является главой Церкви. В связи с этим протоиерей Александр Шмеман называет петровские преобразования «всесторонним переходом на западную установку сознания» и «воцарением в России западного абсолютизма».
Краткая история синодального управления с 1721 по 1918 гг.
В первые годы правления большое влияние на решения Синода имел архиерей Феофан. Ни одна церковная книга не могла быть издана без его одобрения.
Этот человек дружил с Бисмарком и Остерманом и все архиереи, так или иначе, находились от него в зависимости. Подобной власти Феофан достиг после падения великорусской партии в Синоде. В это время советская власть переживала не лучшие времена. Противостояние между Анной Иоанновной и дочерями Петра Великого вызвало гонения на сочувствующих последним. Однажды все члены Синода кроме Феофана по доносу были просто уволены, а на их место назначены другие, намного более лояльные к нему. Разумеется, после этого он достиг небывалой власти. Умер Феофан в 1736 г.
В конце концов, Елизавета все же взошла на престол. После этого из ссылок были возвращены все сосланные во времена Феофана священнослужители. Период ее царствования был одним из лучших для русского православного Синода. Однако патриаршество Императрица все же не восстановила. Более того, ею был назначен особенно нетерпимый обер-прокурор Я. Шаховский, слывший рьяным ревнителем дел государственных.
Во времена Петра III Священный Синод русской православной церкви был вынужден терпеть немецкое влияние, которое, однако, закончилось с восхождением на престол Екатерины II. Никаких особых нововведений эта царица в Синод не ввела. Единственное, что она сделала – закрыла коллегию экономии. Таким образом, Синод снова стал единым.
При Александре I обер-прокурором становится князь А. Н. Голицын, в молодости слывший покровителем разного рода мистических сект. Как человек практичный, он считался даже полезным Синоду, в особенности на первых порах. Видным церковным деятелем времен Николая I стал Филарет, возведенный императором в сан митрополита в 1826 году. С 1842 года этот священнослужитель принимал активнейшее участие в работе Синода.
Восстановление патриаршества и учреждение Священного Синода
В начале 20 века синодальная система всё чаще подвергалась критике со стороны представителей духовенства и православной интеллигенции. Церковь пребывала в состоянии «застоя». Назревала необходимость созыва Всероссийского Поместного собора для обсуждения восстановления патриаршества. Собор, подготовка к которому велась с начала 1900 годов, был созван лишь в августе 1917 года. Он проходил до сентября 1918 года на фоне таких значимых событий как падение монархии, свержение Временного правительства, Октябрьское восстание, начало Гражданской войны, а также издание Советом народных комиссаров декрета об отделении церкви от государства.
Общественно-политическая обстановка в стране положила конец колебаниям духовенства и подтолкнула его к принятию решения о восстановлении патриаршества. Приведём слова митрополита Митрофана (Краснопольского):
«Дело восстановления патриаршества нельзя откладывать: Россия горит, всё гибнет. И разве можно теперь долго рассуждать… Когда идёт война, нужен единый вождь…».
Осенью 1917 года на Всероссийском Поместном соборе патриархом избрали митрополита Московского Тихона (Белавина) (1865-1925). Тот же Собор учредил высший орган управления в РПЦ – Священный Синод. Это было не видоизменение старого Синода, а создание нового, теперь уже не государственного, а церковного органа под председательством патриарха. Прежний Святейший Правительствующий Синод спустя несколько месяцев был окончательно упразднён.
Члены
- 1721-1722 Стефан (Яворский), Митрополит Рязанский
- 1722-1725 (и.о.) Феодосий (Яновский), архиепископ Новгородский
- 1725-1726 (действующий) Феофан (Прокопович), Архиепископ Новгородский
- 1726-1736 гг. Феофан (Прокопович), архиепископ Новгородский 1736-1740 нет
Священный Синод РПЦ в 20 веке и сегодня
В 20 веке Священный Синод, как и вся Церковь, находился под давлением безбожной советской власти. Он претерпевал множество изменений, его распускали и восстанавливали. Так, в 1922 году патриарх Тихон был арестован, и РПЦ в течение 5 лет пребывала на «нелегальном положении» без полноценного Синода. Позднее власти разрешили создать Временный Синод, однако в 1935 году он был распущен.
В годы Великой Отечественной Войны государство пошло на некоторые уступки Церкви. В 1943 году был сформирован постоянный Священный Синод. Он состоял из шести членов под председательством патриарха Сергия (Старгородского) (1867-1944). Позднее количество членов Синода увеличивалось.
Сегодня Священный Синод является совещательным органом при главе Церкви и состоит из 12 епископов. Половина из них сменяется каждые полгода. Среди постоянных членов Синода архиереи из Украинской и Белорусской Православных Церквей (юрисдикции Московского Патриархата).
В ведении Священного Синода находятся множество церковных учреждений: отдел внешних связей, миссионерский отдел, учебный комитет, отдел благотворительности и социального служения, издательский совет и т.д. Также существует три синодальные комиссии: библейско-богословская, богослужебная и заведующая канонизациями святых.
Фон
Серия реформ Петр Великий вдохновил на создание Святейшего Синода. Новый Имперский век увидел радикальные изменения и развитие экономических, социальных и культурных аспектов жизни России. Петр дважды ездил в Европу и проводил реформы, которые отражали его желание вестернизировать Россию, и работал над русификацией европейских моделей, чтобы они лучше соответствовали его стране. Помимо формирования синода в попытке ослабить власть и авторитет Русская Православная Церковь, он также бросил вызов традиционным русским ценностям, которые уходят корнями в религию и социальную структуру, определяемую бояре аристократия, купцы, священнослужители, крестьяне и крепостные. Он сделал это, претворяя в жизнь идеалы просвещения, за исключением тех, которые привели бы к демократизации российского правительства, терпимости к политическому или религиозному инакомыслию или поощрению свободного роста мысли или идей; создание Юлианский календарь; реорганизация русской армии в европейском стиле; установление меритократии (в отличие от предыдущей системы разграничения должностей по аристократическому происхождению); запрещающие или облагающие налогом бороды (которые были обычным явлением среди Старообрядцы); Стремление Петра к консолидации и стандартизации власти привело к созданию синода. С одним лидером (патриархом) церковь оказалась слишком большой угрозой для правления Петра, и он не хотел делиться властью.[1]