Псково-печерский монастырь: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото


Как лучше добираться

Как доехать до Псково-Печерского монастыря из Москвы:

  • сесть на ежедневный поезд до Пскова;
  • потом либо на такси, либо автобусом с автовокзала Пскова через Печки или Старый Изборск до Печор.

Как доехать до Псково-Печерского монастыря из Пскова:

  • своим авто;
  • автобусом № 207 через Старый Изборск (рейсы ежедневно, с 7:30 до 20:10);
  • автобусом с автовокзала через Печки (рейсы ежедневно, с 8:30 до 22:00).

Посещение. Режим работы

Территория Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря только несколько дней в году ограничена для посещений гостей: это касается пещер (6–9 января и 26–29 августа). Конечно, планировать посещение монастыря стоит заранее. Иначе ни пещеры Псково-Печерского монастыря посмотреть не удастся, ни в храм войти: лучше подстраивать визит под проводящиеся службы и под дни недели. Это значит, что в понедельник и пятницу в Дальние пещеры не пропустят, а Ближние начинают убирать примерно за час до начала службы в монастыре.

  • На экскурсии можно попасть с 9 до 16, каждый час их кто-то проводит (либо местные бюро, либо сами монахи). Платой являются пожертвования. Записываться на экскурсии нужно либо по телефону (до 5 человек), либо заполняя бланк-прошение на сайте (паломники).
  • Внешний вид должен быть соответствующим заведению: никаких неприкрытых частей тела, для женщин обязательна покрытая голова и длинная юбка (берите свои, вдруг тех, что предлагают на входе, на всех не хватит).
  • Лучше уточнить, что именно можно фотографировать, входя в монастырь.
  • Кроме экскурсионной программы и богослужения можно набрать воды в Корнилиевском освященном колодце.
  • Когда длится литургия, можно попасть на исповедь и причастие в храме.
  • На вопросы гостей с 10:00 до 18:00 охотно отвечает дежурный священник в Сретенском храме.

«Грозный наместник, смиренный человек»: о жизни и служении архиепископа Гавриила (Стеблюченко)

Архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил (Стеблюченко) на улочках Иерусалима 20 мая исполняется 5 лет со дня преставления ко Господу архиепископа Благовещенского и Тындинского Гавриила (Стеблюченко). Образ владыки Гавриила, этого «Грозного наместника» Псково-Печерского монастыря, стал известен благодаря книге митрополита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Сегодня архиепископа Гавриила вспоминает монахиня Ольга (Каурова), которая 21 год в качестве келейницы и регента архиерейского хора находилась при приснопоминаемом иерархе.

– Матушка, как произошло ваше знакомство с владыкой Гавриилом?

– Я родилась в Хабаровске. В кафедральном соборе этого города наша мама – Лилия Серафимовна – была регентом. В семье нас было 4 девочки (Мария, Анюта, я и Люся), и мама воспитывала нас одна, так как папы рано не стало.

В 1988-м году, незадолго до праздника Успения Пресвятой Богородицы, стало известно, что в епархию назначен новый архиерей, который приехал из далёкого Псково-Печерского монастыря. Конечно же, мы все собрались пойти на первое богослужение, которое будет возглавлять новый епископ. Обычно на Дальнем Востоке в это время очень жаркая погода, но я умудрилась простыть и, находясь дома с температурой, не смогла пойти на службу. Вечером с богослужения вернулась семья, и я спросила у старшей сестры: «Анюта, как новый архиерей?» Та ответила: «Обычный архиерей: большой, в бордовом подряснике и с большой панагией». И мне сразу представился образ доброго и сильного духом владыки, с которым поскорее захотелось познакомиться.

«Обычный архиерей: большой, в бордовом подряснике и с большой панагией»

В скором времени я поправилась и, наконец, пошла на службу. В нашем храме владыка Гавриил установил традицию вместо кафизмы на воскресном всенощном бдении петь любимый им Акафист Иисусу Сладчайшему. Когда священнослужители вышли на середину храма, певчие клироса также спустились вниз для пения, а я подошла поближе к одному из священников, чтобы лучше слышать слова Акафиста. В это время владыка прочитал свою песнь, а затем подозвал стоящего справа от него священника и что-то сказал ему на ухо. Тот начал взглядом искать кого-то по храму, а потом указал на меня: «Вот ты, подойди к архиерею!»

Я была небольшого роста и, подойдя к кафедре, увидела вблизи владыку, который показался мне очень большим и величественным. Он оценивающе посмотрел на меня и начал что-то доставать из кармана, потом наклонился ко мне, дал 10 рублей и сказал: «Пойди купи свечки и поставь» (действительно, на подсвечниках стояло очень мало свечей). Я купила 10 больших свечей по рублю и поставила по всему храму. В следующую субботу на всенощном бдении владыка вновь подозвал меня и дал 25 рублей – я поставила больше свечей. Ещё через неделю он дал мне уже 50 рублей, затем – 100 рублей. Мне так нравилось покупать и ставить свечи, исполняя это как маленькое послушание от архиерея, что каждую субботу я буквально летела на службу.

А однажды случилось невозможное! Когда я стояла недалеко от кафедры во время всенощной, владыка Гавриил вдруг подозвал меня и сказал принести его жезл, который стоял на амвоне, возле царских врат! Я спокойно пошла, взяла эту тяжеленную «палку» ростом с меня и принесла ему. Так я стала его постоянным «жезлоносцем» на каждом Акафисте. С жезлом же в руках я ходила в лавку покупать те самые десятирублевые свечи.


Архиепископ Гавриил (Стеблюченко)

– Расскажите ещё о запоминающихся историях из жизни в Хабаровске.

– Примерно через год после появления владыки, в одно из воскресений июня, ближе к концу литургии, я увидела непонятную суету: стоящие в храме люди с цветами в руках стали продвигаться в сторону амвона. Среди них были и представители администрации города с букетами, подарками и сувенирами. На мой вопрос «Что происходит?» мама мне ответила, что сегодня день рождения владыки Гавриила. Тогда я спросила: «Мама, а что мы ему подарим?» – «Доченька, а разве мы тоже должны что-то дарить, ведь мы с ним близко не знакомы?» – ответила мама. У неё оставался один единственный рубль, и я попросила её разрешения потратить последние средства на покупку цветов для владыки. Мама помолчала и сказала: «Хорошо, бери, конечно».

Я попросила разрешения потратить последние средства на покупку цветов для владыки

Я побежала на рынок покупать розы. Впоследствии выяснилось, что это были его любимые цветы. Я очень боялась, что мне не хватит денег на покупку этих дорогих цветов. Подойдя к цветочнице, я попросила одну розочку, и та мне ответила: «Девочка, мы по одной розе не продаём, только букетиками». «А сколько в одном букете роз, и сколько это будет стоить?» – спросила я. Цветочница ответила, что продаёт по три розы в букете, и стоит это ровно один рубль – как раз столько, сколько у меня было. Продавщица выбрала самые красивые цветы, и я помчалась в храм, где уже вовсю поздравляли владыку и вручали ему подарки (кстати, сейчас митрополит Тихон служит с жезлом, который подарили владыке Гавриилу в тот самый день).

Я решила подождать архиерея снаружи, у входа. Неподалёку на скамеечках сидели какие-то любопытные женщины, которые говорили друг другу: «О, смотри-смотри, она сейчас цветы будет ему дарить! Сейчас он её прогонит!» «Да не прогонит!» – ответила другая. «Нет, прогонит!» – настаивала первая. «Ну, давай посмотрим», – смирилась вторая. Моя старшая сестра Маша даже достала очки из сумочки, чтоб лучше разглядеть происходящее.

Архиепископ Гавриил вышел из храма, я подошла к нему и вручила цветы: «Владыка, благословите! Я вас поздравляю!» «С чем ты меня поздравляешь?» – снисходительно спросил он. «С днём рождения!» – ответила я. «Спаси Господи!» – величественно ответил владыка и пошёл к себе, приняв мой скромный подарок.

Архиепископ Гавриил (Стеблюченко), игумения Георгия (Щукина), монахиня Ольга (Каурова) и Николай Державин на открытии памятника пророку Давиду на Святой Земле. 2008 год – У этой истории было продолжение?

– Да. В тот же день, вечером, до богослужения, к маме подошёл диакон и сказал: «Вас и вашу дочь, – только не знаю, какую именно, – владыка приглашает к себе». «Я знаю, какую дочь», – с улыбкой ответила мама. Мы пришли с ней в архиерейский дом. Там было очень красиво, чисто, уютно, чувствовался лёгкий приятный запах розового масла. У владыки был очень чистый кабинет с красивыми аккуратными шторами. На столе, покрытом зелёным сукном, горела лампа. Владыка пригласил нас присесть, а потом сказал: «Ты меня сегодня поздравила, и я хотел бы тебя поблагодарить». Он подарил мне Библию для детей, подписанную его рукой, и маленькую икону.

Тогда я вспомнила слова мамы о том, что первая подаренная священником икона – особая, и с нетерпением достала её из коробки. Это был триптих – иконы Святой Троицы, князя Владимира и княгини Ольги. Этот подарок оказался, можно сказать, пророческим: я поступила впоследствии в Регентскую школу при МДАиС в Троице-Сергиевой лавре, а в монашестве владыка Гавриил назвал меня именно Ольгой, в честь нашей святой княгини.

– Общение с владыкой как-то содействовало вашему намерению стать монахиней?

– С приходом в нашу епархию владыки Гавриила в книжных лавках и библиотеке появилось большое количество новых книг, которых раньше не было, службы стали более торжественными, я сама чувствовала радость, а мои вера и желание служить в Церкви становились всё крепче и крепче.

Мои вера и желание служить в Церкви становились всё крепче и крепче

Однажды, когда мы с сёстрами были дома, мама сказала: «Девочки, я хочу, чтобы одна из вас стала монахиней. Когда-то это было моей мечтой, но пусть она сбудется в одной из вас». Старшая, Мария, отказалась сразу. А я сама себе сказала: «Монастырь? Монахиня?! Только не я!» – и потихонечку встала и по стеночке стала удаляться из гостиной.

Но как-то раз, находясь на службе в храме, когда я не пела из-за лёгкой простуды, я почувствовала Чей-то зовущий взгляд. Посмотрела на маму – это была не она, на хор – и оттуда меня никто не звал, а потом взглянула на икону Спасителя и поняла, что это Его зов. По глазам Христа я поняла, что это Он хочет, чтобы я стала монахиней. Тогда же я внутренне согласилась с призывом и дала обещание Богу Живому принять монашество. В тот момент мне было 15 лет.

– Я знаю, что вся ваша семья стала близка владыке. Как это произошло?

Архиепископ Гавриил (Стеблюченко) – В январе 1991 года я узнала от мамы печальную новость о том, что владыку Гавриила отстранили от служения. Она сказала, что в храме собирали подписи против владыки, и что и к нам в дом должен прийти священник для того, чтобы мы что-то там подписали. В тот день мы просто ушли гулять, не желая ни с кем общаться на эту неприятную для нас тему, и, таким образом, ничего не подписали…

Мама приходила к владыке на дом в эти трудные для него времена, помогала ему готовить пищу, а потом, по просьбе самого архиерея, учила его готовить самостоятельно, и он всё делал сам.

В июле 1991 года мама позвонила владыке Гавриилу и сказала, что я собираюсь поступать в регентскую школу Московской духовной академии, и она поедет в аэропорт, чтобы проводить меня. Тогда владыка тоже приехал в аэропорт на троллейбусе, чтобы проводить меня и пожелать всего доброго. Он благословил меня, и мы попрощались. А я, проводив владыку скорбным взглядом, дала себе обещание, что обязательно найду его и навещу, как бы ни сложилась моя судьба.

В регентскую школу я поступила сразу, и я уверена – благодаря благословению и напутствию нашего владыки. Мне очень нравилось учиться. В лавре всё располагало к молитве и труду.

Владыка Гавриил всё это время жил в Хабаровске. Уже потом, после восстановления в служении на кафедре Благовещенска, он рассказывал мне о тяжёлых днях его одиночества: денег у него не было, жить было не на что, на работу устроиться он не мог. И тут он вспомнил один эпизод, произошедший в его бытность наместником Псково-Печерского монастыря, – золотые монеты.

– Историю с золотыми монетами?

– Да. Однажды его вызвал правящий архиерей – митрополит Иоанн (Разумов). Отец Гавриил (тогда еще архимандрит) приехал к митрополиту, они пообедали, и владыка Иоанн вынес из комнаты очень тяжёлый мешочек, где, как оказалось, были золотые царские монеты. Их владыке Иоанну ранее передал архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Митрополит Иоанн, видимо, предвидел будущие испытания владыки Гавриила и передал мешок с золотом именно ему. По сути, этот дар спас жизнь владыки Гавриила в голодные безденежные годы его запрещения…


Митрополит Иоанн (Разумов) и архимандрит Гавриил (Стеблюченко)

– Кто в это тяжелое время приходил к владыке, помогал ему?

– Практически никто. Все от владыки отвернулись, никто не хотел с ним общаться, и лишь отец Тихон (Шевкунов) продолжал звонить владыке Гавриилу, помогать ему по мере возможности. Также владыку навещали, помогали по хозяйству моя мама и сестра. Скорбно, что владыке не разрешили забрать даже личные вещи из епархиального управления. В это время владыка много читал, изучал английский язык, развивался.

Тогда многие от опального архипастыря отказались, перестали звонить, общаться… Владыка Гавриил очень тяжело вспоминал те годы… Особенно горько ему было вспоминать о совершенно диких обвинениях в его адрес и о поведении паствы. Владыка говорил, что перед тем как поехать в Москву на заседание Синода, где и были озвучены обвинения, он попросил бухгалтера купить авиабилет до Москвы. Женщина-бухгалтер, расплакавшись, рассказала, какую жуткую картину только что увидела в кафедральном соборе, где на архиерейскую кафедру кто-то положил бумажку с надписью: «Гавриил – неепископ Хабаровский». Владыка тотчас пришёл в храм и спросил настоятеля, как всё это понимать. Тот назвал себя автором записки и заявил, что владыка – больше не его архиерей.

В епархии был хаос. Всё буквально рушилось на глазах владыки Гавриила… Прибыв в Москву, он услышал обвинения и был запрещен в архиерейском служении. Печальней всего, что в течение всего времени служения владыки в Хабаровске на него регулярно кто-то писал доносы… И это при том, что во многих современных дальневосточных кафедральных городах именно трудами владыки были открыты первые приходы! Маму в то время с места регента уволили тоже…


Архимандрит Гавриил на богослужении в Псково-Печерском монастыре


Архимандрит Гавриил (Стеблюченко), архимандрит Иоанн (Крестьянкин) на празднике Успения Божией Матери, Псково-Печерский монастырь

– Да, при всей строгости владыки Гавриила, трудно представить его злым и невежественным, на чём и основывались эти обвинения…

– Владыка был воспитанным, вежливым и аккуратным человеком, он никогда не позволял себе каких-либо вольностей или распущенности. Он был очень порядочным. Конечно, он не рассказывал мне обо всех трудностях того времени, жалея меня и не желая расстраивать, но говорил, что трудно передать словами те обвинения и ужас, которые он пережил. Владыка не мог поверить, что целых 3 года ему нельзя служить, т.е. совершать главное дело священника и монаха. На обратном пути в самолете уже запрещенный архиерей беспробудно спал. Было очень тяжело. Владыка не принимал воздвигнутые на него обвинения, но и поделать ничего, кроме как смириться, он не мог.

Потом, милостью Божией, владыку восстановили в архиерейском достоинстве и назначили епископом Благовещенским.

Владыка не мог поверить, что целых 3 года ему нельзя совершать главное дело священника и монаха

– Слава Богу, что в итоге всё разрешилось… Матушка, как началось ваше личное служение при владыке Гаврииле?

– В январе 1995 года мы с сестрами приехали к тёте на Рождество в Ростов-на-Дону, где она несла послушание у митрополита Владимира (Котлярова). Накануне Рождества позвонила мама и сказала, что рассказала владыке Гавриилу о моём скором выпуске из регентской школы, и он поинтересовался, не хотела бы я помочь ему в Благовещенске с устройством архиерейского хора в кафедральном соборе. Я сразу и решительно согласилась, помня о своём обещании найти владыку Гавриила и навестить его.

Владыка через маму попросил написать ему письмо и затем через некоторое время позвонить. Я долго откладывала, а потом всё же позвонила владыке Гавриилу, представилась, и он сказал: «Лена (так меня звали в миру), ты где так долго была? Слушай меня внимательно! В Москве открылось подворье Псково-Печерского монастыря в Сретенском монастыре. Наместник – игумен Тихон. Поезжай к нему, он даст тебе деньги на билет в Благовещенск».

Потом у меня был выпускной. Родные приехали меня поздравить. Интересно, что на тот выпускной заглянул находящийся с визитом в академии архимандрит Тихон (Секретарёв), наместник Псково-Печерского монастыря, которого я тогда перепутала с тем самым отцом Тихоном из Сретенского монастыря, который был мне нужен. После выпускного мы уехали в паломничество во Владимир. Отдыхали, веселились. Вернувшись в лавру, моя сестра напомнила мне о том, что мне нужно ехать в Сретенский монастырь, а потом в Благовещенск.

– Расскажите о том, что представлял из себя Сретенский монастырь тогда.

Архиепископ Гавриил (Стеблюченко) и игумен Тихон (Шевкунов) – На следующий день после возвращения в лавру я приехала в Москву, на Большую Лубянку. Дорогу приходилось постоянно спрашивать, поскольку о местонахождении Сретенского монастыря я не знала. Войдя в конце концов на полупустую монастырскую территорию, я увидела древний храм и худого молодого человека в монашеской одежде, который с кем-то громко, по-деловому разговаривал. Я подумала про себя: «Это, наверное, послушник. Он тут ничего не знает, к нему я не пойду». Рядом стоял охранник, у которого я спросила, как мне найти игумена Тихона, и охранник указал мне на «послушника». Я подошла и сказала: «Здравствуйте, благословите! Я Лена, от владыки Гавриила». «Послушник», разведя руками, громко спросил: «Лена! Ну, где же вы были?! Я вас давно жду. Так, сколько вам нужно денег?» «Я не знаю», – сконфуженно ответила я. «И я не знаю, – быстро и решительно сказал отец Тихон. – Вон там касса, пойдите и узнайте». Затем мне выдали деньги, и в сопровождении отца Тихона я пошла к выходу. Отец Тихон показался мне очень добрым и интеллигентным человеком. Так мы познакомились с будущим митрополитом.

Я купила билет и улетела в Благовещенск, где 10 июля меня встретил сам владыка Гавриил. Он привёз меня в епархию и велел отдохнуть, а потом приходить на обед. В епархии владыка представил меня как регента архиерейского хора. Через год мы уже освящали храм. Вот так началось моё знакомство с Благовещенской епархией и моими новыми послушаниями. Это были очень счастливые годы!

– А что владыка Гавриил рассказывал о своих студенческих годах в семинарии и академии?

– Владыка Гавриил был родом их Херсона. В 18 лет он поехал поступать в Одесскую духовную семинарию. Провожали его всем приходом – бабушки, дети, духовенство. После первого года обучения, перед пасхальными каникулами, будущий епископ подал прошение о поступлении в число братии Свято-Успенского монастыря Одессы. На послушание его определили в виноградник. Это был тяжёлый труд, но владыка всю жизнь вспоминал о нем с радостью.

Интересно вспомнить один эпизод из послушнических времён владыки. В то время он жил в братском корпусе. Однажды вечером Георгий (так его звали в миру) услышал шум в братском коридоре и приоткрыл дверь, чтобы посмотреть, в чём дело. Он увидел лежащего на полу иеромонаха Кукшу – старца, у которого были больные ноги. Старец попросил, обратившись к Георгию по имени, помочь ему доползти до келлии. С тех пор отец Кукша (в настоящее время почитаемый как преподобный) стал дружить с будущим архиереем. В 1962-м году Георгий поступил в Ленинградскую духовную академию, которую окончил в 1966-м году, защитив кандидатскую диссертацию на тему: «Взаимоотношения Русской и Англиканской Церквей в свете русской церковно-исторической литературы». Академисту очень нравилось жить и учиться в Ленинграде. Он ходил в музеи и театры, посещал уроки игры на скрипке. Незадолго до окончания академии Георгия пригласил на беседу ректор – митрополит Никодим (Ротов) – и спросил о выборе жизненного пути: монашеского или супружеского. Георгий на тот момент уже был иноком, и, конечно же, его выбор был сделан в пользу монашества. В тот же день владыка Никодим постриг инока Георгия (Стеблюченко) в монашество с именем Гавриил.

– Видимо, владыка Гавриил был способным к дипломатии и иностранным языкам, раз митрополит Никодим обратил на него внимание?

Инок Георгий (Стеблюченко), студент ЛДА – Да, владыка со школы любил английский язык и историю, поэтому его диссертация была посвящена истории взаимоотношений Англиканской и Русской Церквей. Уже после окончания академии, в 1967-м году, митрополит Никодим рукоположил монаха Гавриила во иеродиакона и в качестве секретаря направил в Русскую духовную миссию в Иерусалиме. Как говорил сам владыка Гавриил, он получил колоссальный дипломатический и административный опыт на этом ответственном послушании. После возвращения из командировки его рукоположили во пресвитеры и направили в Выборг настоятелем кафедрального собора. Митрополит Никодим периодически вызывал отца Гавриила к себе, посылал в Финляндию на богословские конференции и церковные дипломатические встречи. В одной из таких поездок отец Гавриил познакомился с Псковским митрополитом Иоанном (Разумовым), которому он помог подняться по ступенькам, так как сам владыка Иоанн уже очень плохо ходил. Владыка Гавриил был вообще очень сердечным и внимательным человеком. Когда он пребывал на покое, мы часто ходили гулять, и, если владыка видел, что какой-нибудь старушке нужно помочь, он всегда посылал меня на помощь. Эта вот помощь дала начало доброй их дружбе. Однажды митрополит Иоанн спросил отца Гавриила, не хотел бы он служить у него во Пскове. Священник согласился и попросил митрополита Никодима благословить его на служение в Пскове. Митрополит Никодим ответил положительно, сказав, что, если отцу иеромонаху не понравится на новом месте, он всегда сможет вернуться. В 1973-м году отца Гавриила назначили настоятелем кафедрального Псковского собора.

– Таким образом, владыка Гавриил попал на Псковскую землю.

– Да, сразу в качестве настоятеля кафедрального собора. Отец Гавриил был очень хозяйственным человеком, и то своё послушание он начал с ремонтных дел, закупил новые облачения и утварь. Также у него было послушание сопровождать высокопоставленных гостей митрополии. По этой причине владыка очень часто посещал Печоры, где вскоре он познакомился со схиигуменом Саввой (Остапенко), к которому он часто ездил на Исповедь. В 1975-м году умер наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Воронов), и решением Священного Синода на это высокое послушание был назначен отец Гавриил. Когда он только-только приступил к делам, буквально сразу же начало приходить огромное количество людей с самыми разнообразными вопросами. Схватившись за голову, он сказал сам себе: «Боже мой, и как же я здесь со всем справлюсь?» Он не думал, что за один день может обрушиться такое количество проблем.

– Став наместником, как владыка Гавриил выстраивал отношения с насельниками обители? Какие были впечатления от знакомства со старцами, какие были трудности?

– Владыка говорил, что трудности были, но в основном дисциплинарного характера. Незадолго до смерти архимандрит Алипий сильно болел, и некоторые братия позволяли себе вольности, на что не мог закрыть глаза отец Гавриил, когда был назначен на эту ответственную должность. Он очень любил порядок и чистоту, дисциплину и благочестие. В монастыре часто бывали высокопоставленные гости: партийные деятели, министры, иностранные дипломаты и гости, представители Поместных Православных Церквей и иных христианских конфессий. Благодаря своему дипломатическому опыту, отец Гавриил легко находил с ними общий язык и устанавливал контакт. Владыка проводил реставрационные работы, благоустраивал монастырскую территорию и внутренний быт. Вообще, он очень радел за чистоту, особенно духовную, поэтому и был строгим. Любил богослужение, молитву, соблюдение Устава и правил.

Он очень радел за чистоту, особенно духовную, поэтому и был строгим

– Расскажите об архиерейском служении владыки Гавриила, о тех начинаниях и проектах, которые ему удалось реализовать.

– За те первые 2 года, что владыка служил на Дальнем Востоке, им были открыты приходы на Камчатке, в Южно-Сахалинске, Биробиджане и Магадане (я об этом ранее упоминала). Сейчас это уже самостоятельные епархии. Интересно рассказать о приходе в Южно-Сахалинске. В этом городе владыка Гавриил открыл приход, а место, где сейчас кафедральный собор, он освящал вместе с митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом (Нечаевым), который был там в командировке вместе со своим хором. У владыки Гавриила были очень добрые отношения с владыкой Питиримом.


Епископская хиротония архимандрита Гавриила (Стеблюченко)

После того как владыку вывели из запрета, в течение долгих лет он служил и созидал. За 17 лет архиерейского служения в Благовещенской и Тындинской епархии владыка построил 20 храмов: 11 каменных и 9 деревянных. Когда же он приехал в Благовещенск, там было всего 4 прихода. На месте кафедрального собора был заброшенный польский костёл – единственное уцелевшее здание церковного типа. Больше не было ничего. Был город Свободный с деревянными храмами и город Тында. Расстояние до этих мест было примерно, как от Москвы до Ростова-на-Дону. Представьте: к началу служения было всего 4 прихода, а через 17 лет их стало уже 60! Были построены 20 храмов и 3 монастыря: два женских и один мужской. Трехпридельный кафедральный собор увенчали 8 золотых куполов. Вообще, построить кафедральный собор было весьма непросто.


Архиепископ Гавриил совершает молебен у Триумфальной арки Благовещенска

К началу служения было всего 4 прихода, а через 17 лет их стало уже 60

Владыка долго пытался договориться с мэром города, который не желал идти на уступки. В скором времени пришёл новый глава – Александр Михайлович Колядин, который пробыл в этой должности всего 4 года, но благодаря участию которого владыке удалось построить кафедральный собор, 15-метровую триумфальную арку, которая ныне является одной из визитных карточек города, большое количество памятников, связанных с историей города, – один из главных переулков города был переименован в честь святителя Иннокентия (Вениаминова).

– Многие говорят, что Александр Михайлович оставил по себе добрую память.

– Должна сказать, что многое из того, что есть сейчас в Благовещенске, было сделано усилиями Александра Михайловича Колядина. Он запомнился очень порядочным и ответственным человеком, сдержанным и немногословным. При этом мэре в городе был порядок.

Владыка Гавриил и местный учёный-историк Анатолий Николаевич Телюк были инициаторами создания памятника графу Н.Н. Муравьёву-Амурскому и святителю Иннокентию (Вениаминову), которые являются основателями столицы Амурской области и у многих просвещённых людей ассоциируются с этими местами. Памятник поставили у Благовещенского кафедрального собора, что было поистине гениальным решением, ведь в День города (3 июня) возлагать цветы приходят к памятнику, который стоит напротив храма, т.е. почесть отдаётся не только памятнику, но и Господу. В этом, несомненно, заслуга владыки Гавриила, А.М. Колядина и А.Н. Телюка.


Архиепископ Гавриил (Стеблюченко)

– А как вел себя владыка на покое?

– 2 октября 2011 года владыка освятил храм в честь Албазинской иконы Божией Матери в г. Зея. На следующий день, 3 октября, владыке позвонили из Москвы и сказали, что в скором времени его переведут на служение в Казахстан. Владыка переживал, у него было плохое здоровье, врачи не одобряли эту поездку, и тогда он подал прошение с просьбой почислить его на покой. Прошение было удовлетворено. Единственным желанием владыки было постоянно служить в мужском монастыре, который он в своё время открыл. Но новое руководство епархии не одобрило просьбу отставного архиерея, из-за чего архиепископ Гавриил, конечно же, переживал. Владыке предложили для служения несколько храмов, но они находились далеко за городом, где не было никаких удобств и куда пожилому человеку добираться было крайне трудно. Именно по этой причине владыка служил очень редко.

Говоря о человеческих качествах, мне очень хочется особо подчеркнуть его заботливость. Владыка очень переживал за других людей, обладал состраданием, а меня просил, чтобы я слишком не гоняла на машине. В последние годы своей жизни он вообще много волновался за меня. Зная, что скоро уйдёт в вечность, всегда меня спрашивал: «Ольга, ты думаешь о своём будущем?» – «Нет». – «А почему?» – «Я не знаю, что со мной будет. Не хочу об этом думать». – «Господи! Я так за тебя переживаю. Ты ведь постоять за себя не умеешь!» – повторял он. Владыка всегда очень тепло вспоминал митрополита Тихона, молился за него и радовался со слезами на глазах, очень уважал.

Владыка Гавриил был всегда очень сдержанным, неспешным, все его решения были взвешенными и выверенными, в нём сохранялось архиерейская стать и выправка.

– Расскажите о последних днях владыки Гавриила.

– Помню, через год после того, как я приехала к Благовещенск на послушание к владыке, была трапеза после освящения храма. Владыка, показав на меня рукой, сказал: «Она будет меня хоронить». Когда я услышала это, просто не поверила. Он очень хотел, чтобы его похоронили рядом с кафедральным собором, над строительством которого он столько трудился.

15 мая 2016 года мы собирались поехать в храм на праздник святых Жен-мироносиц, но владыка всю ночь плохо спал и не смог утром собраться. Я сходила в храм, съездила за покупками, вернулась домой, и владыка взволнованно спросил: «Ольга, где ты так долго была? Я волновался. Иди ставь машину, побудем дома». На улице начался ливень, я села в машину, мельком сквозь лобовое стекло посмотрела на наш балкон и увидела владыку, который, убрав шторку, медленно машет мне рукой. Мне стало страшно…

Я вернулась домой и села рядом с владыкой. Он молчал и ничего не говорил. Я повернулась к нему и увидела на лице владыки следы паралича. У него случился третий инсульт… Его увезли в больницу и положили в блок интенсивной терапии. Я чётко понимала, что домой владыка уже не вернётся, и горько заплакала.

Вернувшись в машину, я молча сидела и понимала, что уходит мой самый родной, самый близкий мне человек, и никому я не нужна… Всю жизнь рядом с владыкой я чувствовала себя в безопасности, как за каменной стеной. Мне было страшно вернуться в дом, где меня никто не ждёт, где уже не будет владыки.


Погребение архиепископа Гавриила

На следующий день я позвонила одному из священнослужителей, он приехал, приобщил владыку Святых Христовых Таин, а потом пособоровал. Ещё через день владыка закрыл глаза и впал в кому. В четверг вечером я была у него последний раз. В пятницу, 20 мая, в 6:50 утра, мне позвонили из больницы и сказали, что владыка Гавриил умер. Первым делом о смерти я сообщила митрополиту Тихону, связь с которым мы поддерживали постоянно. Владыка Тихон был единственным, кто практически каждый день звонил и спрашивал о здоровье тяжелобольного архиерея. Владыке Гавриилу было очень дорого внимание, он ценил заботу. Митрополит Тихон приехал на сороковой день после смерти архиепископа Гавриила, послужил панихиду и сказал очень доброе слово в память о покойном владыке Гаврииле.

– Кем он был для вас?

– Владыка Гавриил был для меня примером во всём. Прежде всего, в вере. Он был строгим, даже очень, но эта строгость имела исключительно воспитательный характер. Он часто говорил: «Вам жить дальше, и вы должны быть ответственными и ко всему готовыми». Владыка умел любить, был невероятно чутким, заботливым, культурным и смиренным. Мне очень не хватает владыки Гавриила! Он был настоящий отец.

Расписание богослужений

Понедельник и пятница

  • утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Успенский храм);
  • на заказ – молебны и панихиды;
  • исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Сретенский храм);
  • вечерняя служба в 17:00.

Вторник

  • утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Успенский храм);
  • на заказ – молебны и панихиды;
  • исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Корнилиевский храм);
  • вечерняя служба в 17:00.

Среда

  • утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Сретенский храм);
  • на заказ – молебны и панихиды;
  • исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Успенский храм);
  • вечерняя служба в 17:00.

Четверг

  • утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Успенский храм);
  • на заказ – молебны и панихиды;
  • исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Никольский храм);
  • вечерняя служба в 17:00.

Суббота

  • утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Успенский храм);
  • на заказ – молебны и панихиды;
  • исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Сретенский храм);
  • молитва к Божьей матери в 11:00 (Сретенский храм);
  • всенощное бдение в 17:00 (Михайловский храм).

Воскресенье

  • исповедь в 6:00, литургия в 7:00 (Успенский храм);
  • на заказ – молебны и панихиды;
  • исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Михайловский храм);
  • вечерняя служба в 17:00.

Где можно остановиться

Расстояние от Пскова до Псково-Печерского монастыря равняется 53 км, потому для размещения и город, и сам монастырь предлагают множество вариантов для ночлега.

  • В первую очередь это гостиница «Дом паломника» в Печорах (ул. Юрьевская, 82а). Платой за питание и кельи служат пожертвования, а возят к монастырю его автобусы.
  • «Путь пилигрима» в Печорах (ул. Международная, 10). Цены на студии с библейскими названиями стартуют от 3 200 руб. До обители рукой подать.
  • Не менее близко до монастыря и от частных гостиниц «Печоры-Парк», «Ваш Берег», «Странник» и «Планета» (5–10 минут).

Монастырь во время войны с королем Стефаном Баторием

В 1581 году во время войны с польским королем Стефаном Баторием крепость обстреливалась из пушек, которые пробили одну из ее стен. Русские воины перешли в атаку и отбили врага.

Баторий вновь направил свой отряд на крепость и приказал не возвращаться без победы. На этот раз враги разрушили крепостную стену с двух сторон и пытались взять крепость штурмом, но снова потерпели неудачу. В итоге, воины Стефана Батория так и не взяли монастырскую крепость.

В последующие годы на крепость нападали шведы, польские отряды и снова шведы. Лишь один только раз враг смог ворваться в крепость: это произошло ночью, а уже утром неприятель вынужден был покинуть укрепление.

Летопись также свидетельствует о героической обороне защитников крепости против отрядов пана Лисовского и гетмана литовского Яна Ходкевича.

История Псково-Печерского монастыря

  • Нравится многим история о том, как местные охотники нашли в этой местности ряд пещер с надписью словно от Бога. Но фактически место стало религиозным только в 1473 г., когда монах Иона вырыл в холме и освятил Успенскую церковь. Его преемники построили храм и кельи (уже на горе), но нападение лифляндцев монастырь основательно опустошило. Не переставал монастырь подвергаться нападениям: в нем словно видели защиту земли Русской.
  • В XVI в. обитель окрепла благодаря средствам меценатов и дарованной иконе Богородицы «Успение». В этот время монастырь словно сползает с горы, обустраиваясь в долине. Слава и казна обители неуклонно росли, они могли помогать окружающим селениям, выкупать пленных.
  • Тот же век закрепил за Псково-Печерским монастырем и известность оборонную. С помощью крестных ходов с его иконами были отражены нападения армии польского правителя Стефана Батория, штурмы ливонского ордена, шведов, литовских и наполеоновских войск.
  • Находясь на территории Эстонии с 1922 г., обитель потихоньку обустраивалась. Во годы Второй мировой она действовала, помогая пленным русским, разведчикам и нуждающимся. С 1960 г. начались восстановительные работы на территории всего монастырского комплекса, а убранство зданий постепенно возвращается к жизни.

В чем помогают Псково-Печерские старцы

Можно сказать, что святые Псково-Печерской обители помогают во всех трудностях. Нет такой беды, в которой не обращались бы к ним люди. Однако традиция их почитания говорит, что они имеют особую благодать в наставлении человеческой души на путь, предназначенный Богом для нее:

в поиске своей профессии;

в поиске своего человека для супружества;

в избавлении от душевной тревоги, тоски, неопределенности;

проблемах с выбором и поиском жилья;

в избавлении от нечистой силы, колдовских воздействий.

Архитектурные достопримечательности

Комплекс Псково-Печерского монастыря радует цветовым разнообразием: если рассматривать его на фото, видны переливы желтого, белого, красного и вновь желтого оттенков. И кроме цвета, глазу есть на чем удержаться.

  • Источники святой воды. Корнильевский покрыт куполом, а Живоносный даже спрятан в стенах часовни начала XX в.

  • Успенский храм. Основан в 1473 г., буквально выкопан в горе. Его своды поддерживают 13 столпов, а внутри хранятся останки игумена Корнилия, у которых ежедневно совершаются службы в его память. Покровский храм был надстроен сверху уже в XVIII в. и выделяется 5 луковичными куполами, выдержанными в той же барочной стилистике, что и купола Киево-Печерской Лавры.

  • 2-ярусная каменная звонница. Тут висят в башне часы XVI в., которые и заставляют звучать в определенное время коллекцию не менее старинных колоколов. Говорят, раньше часы выдавали мелодию «Боже, царя храни». Сейчас колоколов 17, самые большие из них – «Праздничный» с иконами (1690 г.), «Полиелейный» со звериным орнаментом (1598 г.) и «Часовой» с молитвами (1765 г.). Над ними висят маленькие колокола «Тиньки», а средними колоколами («Бурлаками» и «Переборами») управляют звонари. Среди этих колоколов встречаются творения литейщиков XVI в.

  • Сретенский трехглавый храм, 1870 г. Это белое кирпичное строение хранит иконы Богоматери, мощи монаха Симеона и принимает службы.

  • Михайловский собор. Был закончен в 1827 г. в память очередного освобождения Пскова от врагов, получив название в честь покровителя православных воинов архангела Михаила. Самое большое здание, купол которого виден издали, отличается и тем, что внутри него сберегаются сразу две святыни монастыря – икона Богородицы «Умиление» и десница Татианы.

  • Богом зданные пещеры. Именно такие слова обнаружили на их своде в 1392 г. Позднее надпись заложили кладкой, но название осталось. Существуют Ближние пещеры, где лежат останки первых монахов, и Дальние пещеры, которые по сути являются пещерными улицами-кладбищами с рядами памятных плит (керамидами). Тут захоронены воины, иноки, паломники, праведные миряне и старцы Псково-Печерского монастыря. К последним люди с давних времен приходят за помощью и заступничеством. В их числе иеросхимонахи Лазарь, симеон, Агапий, Пимен и Иоанн (Крестьянкин).

  • Святая гора. Здесь раскинулся сад, находится камень, у которого по преданию молился первый монах монастыря, и здесь стоит небольшая традиционная клетская церковь, похожая на простую деревянную избу.

  • Никольский храм. Эта каменная церковь была основана еще Корнилием над святыми воротами, от которых берет начало «Кровавый путь» Псково-Печерского монастыря. По легенде, именно от этих ворот к Успенскому храму тело игумена нес царь Иван Грозный, обезглавивший Корнилия из ярости, но раскаявшийся.

  • Стены и башни крепости. Из-за опасения вражеских набегов и разрушений каменная ограда охватила обитель в 1565 г. Стоит воочию увидеть мощные стены длиной в 810 м, посреди которых высятся 9 именных башен.

One thought on “Псково-Печерский монастырь”

  1. Андрей
    Сентябрь 14, 2017Reply Первая скиния «Святое»: от Матфея святое благовествование, от Марка святое благовествование, от Лука святое благовествование, от Иоанна святое благовествование. Вторая скиния «Святое святых»: от Лука святое святых благовествование, от Матфея святое святых благовествование, от Марка святое святых благовествование, от Иоанна святое святых благовествование…

Святыни

  • Икона Божией Матери «Успение». Попала в монастырь в 1521 г., была написана по заказу местных жителей. Икона считается исцеляющей, находится в храме Успения.
  • Икона Николая Чудотворца. Скопирована самим монахом Корнилием в Москве.
  • Икона Божией Матери «Умиление». Копия иконы Владимирской Богоматери, находится в монастыре со времен Корнилия и участвует в крестных ходах.
  • Правая рука казненной в Риме в III в. Татианы. Передана в дар монастырю в 1977 г. после долгого хранения в тайне на территории России.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]