Как правильно православному верующему относится к животным


Пролог, или Когда люди «поссорились» со зверями?

После сотворения мира Бог поручил человеку особую миссию — быть царем природы. Вот как об этом повествует Книга Бытия: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Но это совсем не означало, что человек теперь мог распоряжаться всем живым, как хотел. Хочу — взращиваю, хочу — вырываю и убиваю.

Нет, до грехопадения человека в мире царила гармония. Человек считал животных братьями меньшими, те, соответственно, не боялись Адама и Еву. Кроме того, первые люди питались исключительно растениями, поэтому об опасности для животных не могло быть и речи. В этом и заключался смысл выражения быть «царем природы» — то есть, заботиться о ней, поддерживать гармонию во всем том, что создал Бог.

Когда человек отпал от Бога, в мире нарушилось единство. Человек уже не питался плодами с Божьих рук, а в поте чела обрабатывал землю, взращивал хлеб. Теперь ему приходилось бороться с сорняками. Тело изгнанных из рая Адама и Евы было прикрыто «кожаными ризами». Стоит предполагать, что это были шкуры животных.

С того времени нарушились отношения между человеком и миром животных. Мы говорим о диких зверях, хищниках, новостная лента пестрит заглавиями об умерших «наглой смертью», растерзанных зверями. Все это свидетельствует о глубине того разлома, который проложили еще прародители.

На фоне всего этого удивительными кажутся истории о некоторых святых, которые дружили с дикими животными. Кроме того, в житиях мучеников можно прочитать о том, как их бросали на растерзание, но звери вели себя, как послушные домашние питомцы.

Предлагаем вам несколько таких рассказов.

Что будет с людьми, жестоко относящимися к животным?


Фото: Flickr.com
Человек для всего живого на Земле, зачастую, не защитник, а палач. Одно дело, когда убивают скот ради шкуры, мяса, кожи. Другое дело, когда на охоте убивают животных просто из спортивного интереса. Или вылавливают рыбу, как соревнование, а потом бросают ее. Святоотеческое мнение по этому поводу однозначно – такие люди не являются истинными христианами. И подобное дело является грехом, направленным на уничтожение мира, созданного Господом.

В Священном писании сказано:

«Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил» (Прем 11:25).

То есть Господь любит животных, а человек считает их лишь игрушкой в своих руках? Не слишком ли заносчиво такое мнение? Не гордыня ли это? Именно так! И наказание за смертный грех будет неизбежным. Никто не знает, что отнимет Господь в ответ на отнятую жизнь невинного животного. Никто не может предположить, какое наказание понесет человек, избивающий свою собаку, бросающий на произвол судьбы кота, который стал ненужным. Не бросят ли также и хозяина кота его дети? Это не дано нам знать, но подумать об этом стоит непременно.

Недаром многие православные святые трепетно относились к животным, никогда не допускали жестокости в отношении Божьих тварей.

Святой, благословляющий диких животных

Священномученик Власий был епископом Севастийским и жил в IV веке. Это было время правителя Диоклетиана и страшных гонений на христиан.

Поэтому Власий нашел себе приют в отдаленной пещере среди пустыни. Люди к нему приходили очень редко, зато животные — постоянно. Кроме того, они кротко ждали, пока епископ Севастийский помолится и благословит их.

Слуги императора нашли святого Власия и забрали его в город для казни. По пути он исцелял людей и животных. Одна вдова слезно поведала историю о том, что волк забрал последнего поросенка, поэтому ей нечем будет прокормиться. Епископ искренне помолился, чтобы волк вернул украденное обратно. Так и случилось.

В православной иконографии Власия Севастийского изображают вместе с животными, которые пришли к нему за благословением.

Животные в Библии

При выходе из Египта псов и коты считались нечистыми тварями, сравнение с собакой в еврейском обществе считалось верхом оскорбления. Во времена царя Давида псы охраняли стада, скотоводы не могли обходиться от своих четвероногих помощников.

В Новом Завете при встрече с хананеянкой Иисус вначале отказал ей в просьбе спасти дочь, на что она ответила, что и псы питаются со столов хозяев. Это можно воспринимать так, что собаки жили уже в домах (Матв. 15:27).


Встреча Иисуса с хананеянкой

Пренебрежительное отношение к псам выразил апостол Павел, говоря о грехе, сравнивая грешника с собакой, которая возвращается на блевотину свою (2 Петра 2:22).

В исторических посланиях пятого века содержатся сведения, что жестокий Аттила, вождь гуннов, был рожден после совокупления женщины с псом.

Иисус не один раз во время Своей земной жизни подчеркивал, что нет никакого сравнения между людьми и животными, птицами и растением. Именно человек имеет ценность в глазах Творца. Однако Церковь ничего не говорит о том, можно ли животных держать в доме.

Святой Герасим и его верный друг лев

Согласно преданию, к Герасиму Иорданскому, который жил в V веке и вел отшельническую жизнь, пришел лев. Он высоко поднял лапу, пострадавшую от колючки. Святой Герасим достал терние, очистил уже гноившуюся рану и перевязал ее платком. В благодарность за помощь лев навсегда остался возле Герасима, во всем его сопровождая. Он помнил его голос, знал желания и верно служил.

Когда же святой пустынник отошел в мир иной, лев пришел к нему на могилу и через короткое время тоже умер. Святого Герасима Иорданского так и изображают на иконах — вместе с его верным другом.

Косма, Дамиан и верблюд

Погребение святых Космы и Дамиана. Художник Фра Анджелико. 1438—1440

Святые братья целители Косма и Дамиан Ассийские жили в Малой Азии около IV века нашей эры. Они исцеляли не только людей, но и животных. Ходили по домам, лесам и пустыням, находили больных зверей и помогали им. Благодарные животные следовали за врачевателями целыми стадами.

Однажды Косма и Дамиан повстречали в пустыне еле живого верблюда. Святые сжалились над ним, исцелили и отпустили. Через много лет верблюд отплатил братьям благодарностью. Косма и Дамиан дали обет никогда ни от кого не брать платы за своё занятие, но под конец жизни Дамиан вынужден был нарушить обет — он взял от исцелённой женщины три яйца во имя Святой Троицы. Косма очень огорчился, узнав о поступке брата, и даже составил завещание, в котором запрещал после смерти хоронить его и брата вместе. Но в ту же ночь Косме явился Господь: «Для чего ты скорбишь ради взятых трёх яиц? Они взяты не ради мзды, но ради клятвы жены в Моё имя…» Косма утешился, но никому не сказал о своём видении. Через какое-то время святой Косма с миром почил. Спустя ещё некоторое время скончался и Дамиан. Люди, чтившие их память, не знали, что делать с телом Дамиана, где его положить, чтобы не нарушить завещание. И вдруг к ним подошёл верблюд — тот самый, которого святые братья исцелили когда-то, — и заговорил человеческим голосом! Верблюд рассказал всем тайну Космы. Братьев погребли вместе.

Святой Неофит «арендует квартиру»… у льва

Мученик Неофит жил в первые века гонения на христиан. Он решил стать последователем Спасителя, поэтому ушел в горы для затвора. В пещере, где решил поселиться, жил лев. Святой спокойно обратился к хищнику и попросил, чтобы тот покинул его новое жилище. Животное послушно вышло из пещеры.

Когда язычники решили замучить Неофита, то бросили его в Колизей с дикими медведями. Но животные послушно склонили головы перед святым. Тогда мучители решили натравить на святого голодного льва. Но тот, словно послушное домашнее животное, подошел к Неофиту и лизнул его ноги. По преданию, это был тот самый «друг», который в свое время одолжил «жилье». Святой Неофит обратился ко льву и сказал, что тот может спокойно возвращаться в свою «квартиру», ведь мученику она уже явно не была нужна. Хищник вырвался с арены цирка и убежал в пещеру, а Неофита пришлось казнить людям, раз звери отказались это делать.

Макарий и гиена

Макарий Александрийский и гиена

Преподобный Макарий Александрийский, живший в IV веке нашей эры, отличался аскетичностью и сверхтребовательностью к себе. Однажды он убил на ноге назойливого комара и тут же стал укорять себя. Святой терзался угрызениями совести до тех пор, пока не отомстил себе сам, отдав тело укусам несметного полчища комаров.

В другой раз к преподобному прибежала гиена и принесла в зубах своего слепого щенка. Святой поднял детёныша, плюнул ему в глаза, помолился Богу и щенок прозрел. Гиена, забрав малыша, убежала, а на утро вернулась, принеся огромную баранью шкуру. Макарий рассердился: «Откуда у тебя эта кожа? Разве ты съела чью-нибудь овцу? Если ты добыла её насилием, я не возьму её!» Гиена наклонила голову, встала на колени, положила шкуру к ногам святого. Но тот согласился взять дар гиены лишь после того, как заручился её «согласием» не обижать более бедных, съедая их овец.

Хлебушек для медведя

Многим православным известна икона «Преподобный Серафим кормит медведя хлебом». Одна монахиня приближалась к саровскому святому и увидела возле него медведя. Со словами «Смерть моя!» так и грохнулась наземь.

Когда очнулась, преподобный Серафим попросил ее не бояться и позвал к себе животное. Огромный медведь тихонько прилег у ног святого, а Серафимушка начал кормить его хлебом, по молитвам святого к этому приобщилась и утихомирившаяся инокиня.

Еще один уважаемый святой — преподобный Сергий Радонежский — тоже кормил медведя. Все началось с того, что голодное животное пришло к святому, получив угощение, оно каждый день навещало Сергия.

Почему собаки не ходят в церковь?

И наконец, мы подходим к самой животрепещущей для собаководов теме: так все же, почему нельзя допускать собаку в храм? И кем это установлено? Начать нужно с того, что вообще никаким зверушкам заходить в храм не положено. Об этом говорится в 88 правиле Шестого Вселенского собора:

Никто внутрь священнаго храма не вводит никакого животнаго… Если же кто усмотрен будет, по вышереченному, без нужды вводящий животное в храм: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.

Крайним случаем может быть только опасность для жизни человека. Кроме того, в Русской православной церкви есть постановление, которое запрещает допускать конкретно собак в храм. Мотивируется это разными причинами: шумное поведение, нечистоплотность, возможность осквернения престола. Ничего личного здесь нет.

Почему же кошкам тогда разрешается иногда находиться в храме? Чем они лучше собак? Во-первых, делается это только в очень редких случаях, например, когда храм кишит мышами. Мыши являются угрозой для храма, для алтаря, и в данном случае кошка незаменима в сельском храме, например.

Во-вторых, собаки изначально считаются дворовыми зверушками, а кошки — домашними. Одним словом, вопрос ухоженности, чистоплотности зверя здесь имеет ведущее значение. Да и ведут коты себя потише. Впрочем, в уставе Церкви нет никакого специального последования, никаких молитв на повторное освящение храма в случае, если туда случайно зашла какая-то собачка.

Препоясанный змеей

Имени этого подвижника мы не знаем, но усомниться в его существовании не дает хотя бы тот факт, что эту историю поведал Паисий Святогорец.

Один старец проводил свою жизнь в труде и молитве. Но в местности, где он жил, водилось много змей. Они не боялись монаха, часто приближались к нему, иногда даже мешали работать. Особо надоедала одна из них. Старец не выдержал: схватил ее и завязал, как пояс. Один инок принес ему еду и очень перепугался увиденному. На это старец просто заверил, что не надо бояться: «Христос сказал, что дает нам власть наступать на змей, и на скорпионов, и на всю силу вражию, и ничто не повредит нам».

Какие животные считались нечистыми?

По какому же принципу осуществлялось деление? Какие критерии «возвысили» одних зверей, а других — «унизили»? В «Левите» сказано, что в пищу человеку подходит всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех ногах, тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле.

Из рыб — у которых есть перья и чешуя в воде. Из птиц перечисляются только «скверные». Нечистыми животными оказались все четвероногие, «которые ходят на лапах». Как видим, в эту категорию попадают не только собаки, но и кошки.

С чем же связано такое интересное разделение Божьего творения? Помимо уже приведенного аргумента касательно египетского культа, существует еще аллегорическое понимание данных критериев. По нему, например, раздвоенные копыта «должны напоминать ο добрых и злых последствиях, могущих проистекать из всякого действия» и так далее. Все ползающие по земле и питающиеся падалью, очевидно, тоже не могут быть чисты.

Интересно, что последние научные исследования подтверждают мудрость ветхозаветного деления существ на пригодные и непригодные для пищи. Большинство из тех, кого в Библии назвали нечистыми животными, являются разносчиками многих болезней и инфекций.

Вымоленный друг

Святые Евтихий и Флорентий подвизались в пустыне. Но потом Евтихия выбрали настоятелем монастыря, поэтому Флорентий остался один в пустыне. Он должен был охранять их храм. Флорентий попросил Господа послать ему товарища. Бог услышал молитвы и послал… медведя. Тот стоял перед храмом с низко опущенной головой, мол, я пришел тебе послужить.

От Флорентия он и получил занятие — пасти пять овец. Кроме того, существовала и своя дисциплина: медведь знал, в какие дни, до скольки нужно пасти, когда кушать. В постные дни он постился вместе с Флорентием. И никогда не нарушал такого «устава». Об этом узнали люди, несколько монахов из зависти убили Флорентиевого друга. Все четверо за это получили наказание — смерть от проказы.

Давид Гареджийский с оленями

Этот святой жил в VI веке. Сначала подвизался в Тифлисе, а потом пострадал от злых языков и ушел в пустыню вместе с учеником Лукианом. Когда от нехватки пищи и воды ученик начал тосковать, святой пытался объяснить ему действие промысла Божьего. В этот момент к нему подбежали оленихи с маленькими оленятами. Исполняя послушание святого, Лукиан подоил животных. А вера и молитва Давида Гареджийского помогла превратить это в сыр.

За этими оленями охотились люди, но животные бежали в пещеру к святому Давиду, чтобы спрятаться. Попав внутрь, охотники очень удивились, ведь дикие олени вели себя, как домашние животные.

Куда попадают животные после смерти

Попадают ли животные в рай? Так как загробной жизни у животных нет, то этот вопрос теряет смысл. Бессмысленны и молитвы за умерших питомцев. Можно молиться только за живых питомцев, например, для их выздоровления при болезни. Впрочем, у верующего человека может возникнуть вопрос, будут ли животные существовать с человеком в Вечной Жизни после Второго Пришествия Христа? Нам это неизвестно, и Святые Отцы по-разному отвечали на этот вопрос.

Апостол Павел писал:«Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде» (Рим 8:22–24).

Кого же апостол подразумевал под «тварью»: только человеческий род или всех живых существ? Блаженный Августин считал, что только человека. А святой Симеон Новый Богослов видел в словах апостола указание на обновление всего живого мира («Слово сорок пятое»).

Также, если животные были в Эдеме, то почему же их не должно быть в новом раю, на обновлённой Земле? Вспомним слова пророка Исаии о будущем Царствие Небесном без зла и жестокости. Там волк и ягнёнок, корова и медведица будут мирно жить вместе (Ис. 11:6), а младенец будет играть возле норы аспида и гнезда змеи (Ис. 11:8). Эти слова можно толковать и образно (абсолютное отсутствие зла), и буквально (животные вернутся к своему первозданному райскому состоянию). Протоиерей Максим Козлов в «Детском Катехизисе» высказывает мысль, что в Царствии Небесном животные будут преображёнными, с лучшими своими качествами. Протоиерей Андрей Ткачёв, отвечая на вопрос о существовании животных в Царствии Небесном, говорит:

«Когда нам [в Раю] будет хорошо, то там будет хорошо всем: и птицам, и рыбам и остальным животным».

Святой Феофил Киевский и строптивый бычок

Некий мясник Иван Катков рассказал святому о своем приобретении — строптивом бычке, который уже многих искалечил. Что делать? И держать невозможно, и зарезать жалко.

Феофил и говорит:

— А ты подари его мне!

— Но как, если к нему и приближаться трудно? — спросил Иван.

— Просто. Подойди и скажи: «Эй, бычок! Отныне ты не мой, а отца Феофила. Собирайся в гости к нему…»

Так Иван и сделал. И о чудо — фыркающее животное стало послушным и мягким.

Блаженный Феофил смастерил себе телегу, маленькую будочку и впряг бычка. У него не было вожжей, святой вообще оборачивался спиной и по дороге коленопреклоненно читал Псалтырь. Но животное чувствовало своего хозяина, объезжало ямы, бугорки. Более того, бычок точно знал, куда именно надо отвезти святого, хотя тот ничего не говорил.

Сравнивая с другими религиями

Нужно сказать, что в разных религиях к твореньям Божьим, в частности к собакам, относятся и относились по-разному. Например, в древнем зороастризме она почиталась сразу на втором месте после человека. Животным даже приносили пищу, которая предназначалась для душ умерших.

А вот в исламе собака — это, напротив, нечистое животное, которое так и называют «наджаса», то есть «грязное», поскольку она чистит себя языком. Прикоснувшись к ней, мусульманин должен обязательно совершить полное омовение. Иудеи так и не жалуют этих животных, хотя и могут держать их дома в качестве охранников.

У буддистов, которые свято верят в переселение душ, пес чтится выше котов по рангу перерождений. Впрочем, касается это только породистых особей. И наконец, католики, в отличие от нас, разрешают заходить своим четвероногим в храм (непонятно, правда, для чего). У них даже есть свой святой — Франциск Ассизский.

О том, почему зверей не пускают в храм, рассказывает священник Николай Каров:

Эпилог, или Возвращение к единству

Это лишь малая часть историй о том, как дикие животные становились друзьями святых. Если посмотреть на Божий замысел о мире, проанализировать изменения после грехопадения Адама и Евы, то становится ясно: Бог сотворил гармонию, в которой человек и мир животных жили в согласии.

Ужасная неприязнь и насилие берут начало в порочности этого мира. В раю такого точно не было. А святые обретали эту гармонию. Поэтому животные рядом с ними становились такими, какими они и были созданы. Они служили человеку, а тот, в свою очередь, заботился о них. В словах Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили», оказывается, даже больше глубины, чем кажется на первый взгляд.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Поговорим об отношении христианской религии к животным. Дело в том, что людей, неравнодушных к нашим “меньшим братьям”, у нас немало. Часто можно видеть, как сердобольные мужчины и женщины с утра несут миски с похлёбкой для бездомных щенков или котят. Большинство из этих людей верит в Бога, в искупительную жертву Христа и живёт по Его заповедям, однако не принимает учения Церкви именно потому, что, по их мнению, оно отвергает ценность животных в мироздании и вообще считает их не достойными внимания со стороны человека.

Это далеко не так. Прежде всего отмечу, что учения Православной Церкви о животных не существует. Имеются лишь частные мнения по этому поводу святых Отцов, не утверждённые, однако, в качестве догмата самой Церковью. Поэтому мы и рассмотрим именно частные мнения христианских подвижников[1].
В этом вопросе существуют два важных аспекта. Первый: бессмертны ли души животных и наследуют ли они Небесное Царство; и второй: об отношении к ним Бога и людей.

Сторонники утверждения, согласно которому душа животного распадается в момент его физической смерти (в частности, святитель Игнатий Брянчанинов), говорят следующее: всё, что не имеет в себе “образа и подобия Божия”, Царствия Небесного не наследует.

Однако этому утверждению имеется аргументированное возражение. А именно: в первозданном раю животные существовали (из Священного Писания известно, что Адам давал им имена (Быт 2:19–20), причём сотворены они были задолго до появления на свет человека. А всё сотворённое до грехопадения людей, как известно, было нетленным! Следовательно, бессмертны были и животные. Так почему же в прежнем раю живые существа, которые не являются “образом и подобием Бога”, были, причём нетленными, а в раю будущем их быть не должно? Попытки объяснить подобное тем, что, мол, животные нужны были вначале для помощи людям в быту, — абсолютно безосновательны по той простой причине, что Адам и Ева в раю ни в чём не нуждались: ни в охране жилища, ни в истреблении мышей, ни в том, чтобы пахать землю. А среди продуктов, разрешённых им в пищу, согласно Священному Писанию, никак не фигурировало мясо.

А теперь обратимся к доводам тех святых Отцов, которые по данному вопросу придерживались иной точки зрения (а таких намного больше, чем сторонников святителя Игнатия). В частности, святой архиепископ Лука Войно-Ясенецкий для доказательства верности своих воззрений приводит цитаты из Священного Писания: Излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоил 2:28); нетленный Твой дух пребывает во всем (Прем 12:1). Из этого архиепископ Лука заключает, что “дух животных <…> не может быть смертным, ибо и он — от Духа Святого” (нетленно­го— В. К.)[2].

Далее он приводит замечательные строки из Послания к Римлянам святого апостола Павла: Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим 8:19–22).

Комментируя эти строки, святитель Лука пишет: “Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило судьбу мира <…> и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил её, подпала суете, нестроениям и страданиям”[3]. Из этого многие священники делают вывод о том, что мы перед животными — в неоплатном долгу. Зверушки, птицы и вся Божия тварь получили болезненные и смертные тела из-за греховных поступков первых людей! В отличие от них животные перед Богом ни в чём виноваты не были!

Что же будет с Божией тварью дальше? А дальше, на новой, обновлённой Земле, согласно Священному Писанию, волк и ягненок будут пастись вместе; и лев, как вол, будет есть солому (Ис 65:25). То есть хищники, это порождение дьявола (который на вверенной ему Земле многое изменил по своему усмотрению), снова станут кроткими травоядными созданиями, какими и были задуманы Богом. Более того, по мнению создателя “Детского Катехизиса” протоиерея Максима Козлова, животные в Небесной Обители будут не такие, какими они были на Земле, а “преображёнными”, “включающими в себя некое лучшее”, что может быть взято из них[4].

По слову святителя Луки, “бессмертие для твари не будет иметь того значения, что для человека. Её примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять её”[5].

Именно: “не будет мучить и истреблять…”. К сожалению, греховная природа нынешнего человека такова, что он частенько становится палачом всего живого на Земле. Он видит в зверушках и птицах не душу, а исключительно мясо и шкуру. Но это ещё полбеды. Частенько он убивает животных на охоте и рыбалке уже не ради пропитания, а с целью развлечения! Человек, творящий такое, испытывающий удовольствие при виде страданий Божией твари, не имеет в себе ни капли христианина! А если он считает себя верующим, то эта его вера с христианством абсолютно и в корне несовместима.

Сторонники убийства животных и люди, абсолютно к ним равнодушные, говорят так: это существа “неразумные”, они не имеют “духовной ценности”. Отвечу цитатой из Священного Писания: Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил (Прем 11:25). То есть Бог любит всех созданных Им существ. И потому никто из людей не вправе превозносить себя над остальным творением Господа — тем более что разум и дух, коими мы так любим гордиться, являются вовсе не плодами наших трудов и усилий, а исключительно даром Всевышнего!

Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.

По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла мед­ведица.

Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…

Многие афонские старцы разговаривали с животными, как с людьми. Почитали даже пауков и змей.

Безусловно, отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им. Недопустимо, скажем, тратить большие деньги на всевозможные стрижки и маникюры для своих питомцев, покупать им дорогую одежду и т. д. Нехорошо сажать их за стол вместе с людьми как членов семьи. Животные должны занимать среди людей подобающее им место, и Православие на это указывает. Но если подобная тенденция присуща в основном западным странам, то Россию в этом смысле характеризует прямо противоположное явление, а именно: к своим “мень­шим братьям” у нас относятся как к неодушевлённой вещи. Например, родители часто берут для своего сына или дочки щенка или котёнка — в качестве живой игрушки. И когда увидят, что их ребёнок больше с ним не играет, выбрасывают зверёныша на улицу, обрекая четвероногого малыша на страдания и голодную смерть. Так поступать нельзя, это не по-божески. Если христианин взял к себе в дом животное, он обязан ухаживать за ним — кормить, лечить и т. д. — до конца его жизни (в исключительных случаях — например, когда животное вызывает аллергию у ребёнка — необходимо найти для четвероногого питомца других хозяев или отдать его в приют).

И в этой связи хочу особо сказать об отношении к бездомным животным.

Вы когда-нибудь видели “подвальных” котят и щенков? Нет? Тогда послушайте очевидца: тощие, как скелеты, с выпавшей шерстью и гноящимися ранами, они сидят, съёжившись в комок, среди куч помёта или в зловонной жиже — забитые, запуганные и беспомощные… А иные из них (видимо, успевшие познать домашний уют), заметив человека, принимаются жалобно пищать, из последних сил стараясь к нему подползти. И в их взгляде ясно читаешь: “Куда же ты пропал, старший брат? Помоги. Нам очень плохо!..”. И если голодных, но здоровых ещё можно немного подкормить, то в случае больных и увечных остаётся только одно: плакать вместе с ними и молить Бога о том, чтобы Он поскорее прекратил страдания этих четвероногих малышей. Потому что помочь им ты не в силах! Закон тления и смерти на Земле непреложен (повторяю, по причине грехопадения первых людей).

Но если имеется возможность помочь несчастным бедолагам, то христианин это сделать обязан. Непозволительно верующим во Христа пройти мимо голодного котёнка или сбитого машиной, но ещё живого щенка!

Милосердие — неотъемлемая часть нашей веры. Человек с каменным сердцем по определению не может войти в Небесную Обитель, причём сострадание не бывает избирательным. Нельзя любить людей и в то же время презирать остальную Божию тварь. В противном случае такое “милосердие” фальшиво; а человеку в этом случае стоит честно ответить себе на вопрос: а есть ли в нём Любовь вообще? Или он только делает вид, что способен любить?

…Недавно в одной из брошюр с рассказами о паломниках Дивеева я увидел фотографию, на которой был запечатлён мужчина, а на его плечах и вытянутых в стороны руках спокойно сидели голуби и чистили свои пёрышки. Глядя на снимок, я подумал: а ведь это, вероятно, и есть символ рая, где царствует Любовь между всем Божиим творением, единое братство всего живого — людей, зверей, птиц, бабочек, букашек. Ибо все мы — пусть и в разную меру (кто-то “старший брат”, а кто-то “млад­ший”), но дети одного Небесного Отца.

[1]Подробнее см.: Об отношении к животным. М., 1998. — Ред.

[2]Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М.–Клин, 2003. С.125.

[3]Там же. С. 125–126.

[4]Протоиерей Максим Козлов. Детский Катехизис. 200 детских вопросов и недетских ответов о вере, Церкви и христианской жизни. М., 2001. С. 34.

[5]Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. С.126.

В.Кузин

Журнал «Альфа и Омега» № 1 (51), 2008 г.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]