Где в Москве находится Даниловский монастырь
Место его расположения можно определить, как исторический центр столицы, однако до Красной площади отсюда – целых 5 км к югу.
Адрес
Обитель находится на улице Даниловский вал, д. 22.
Как доехать
Традиционно самым быстрым видом транспорта мегаполиса считается метро. Именно таким образом проще всего добраться до монастыря из любого района столицы. Кроме того, сравнительно недалеко от его стен есть остановки автобуса, трамвая.
Ближайшая станция метро
Непосредственно рядом с монастырем станций нет: ближайшая, Тульская, находится почти за километр.
Идя от нее пешком, проще всего добираться через парк, где к тому же расположена часовня св. Даниила. Затем следует выйти на улицу Даниловский вал, повернуть направо.
От Шаболовской, Серпуховской пройти придется в два раза большее расстояние.Тем, кто спешит на богослужение, наряду с метро можно воспользоваться другими видами транспорта.
Вид на на Данилов монастырь со стороны улицы
Трамвай, автобус
От Тульской, пройдя через парк, можно выйти на остановку трамвая №3 «Серпуховская застава». Следующая же станция так и называется: «Свято-Данилов монастырь». Туда же следуют трамваи 39, 26. Эти же трамваи довезут паломника от метро Шаболовская, а также от Павелецкого вокзала – именно сюда прибывают аэроэкспрессы из аэропорта «Домодедово».
От станции Серпуховской ходят автобусы – это маршруты т71, 41, 700.
Период нового расцвета
В восемнадцатом веке над папертью и притвором соборного храма была возведена трехъярусная церковь святого Даниила Столпника — в память о древнейшей обители. Этот век, и следующий девятнадцатый, называют периодом расцвета древнего Свято-Даниловского монастыря. В это время здесь были выстроены новые храмы и колокольня, церковь святой Живоначальной Троицы (она была возведена в 1833 году на средства Куманиных и Шустовых). Куманины находились в родстве с известным русским писателем Федором Достоевским. Троицкая церковь была освящена самим святителем Филаретом. Между прочим, ее построил великий архитектор О. И. Бове незадолго до своей смерти, она стала одним из последних его сооружений. Раньше считалось, что возводил ее не менее известный архитектор Евграф Тюрин, который построил Богоявленский собор в Елохове и домовую церковь святой Татианы на Моховой.
Расписание богослужений
Здесь строго придерживаются иноческого устава богослужения.
- Богослужения начинаются очень рано. С 6 ч. утра служится полунощница с братским молебном.
- 7 ч. – литургия.
- вечером службы совершаются с 17 ч.
И лишь по праздничным, воскресным дням литургия начинается с 8.45 ч. Есть также практика совершения по праздникам двух литургий – ранней и поздней. Узнать о том, каким будет расписание, можно на интернет-странице монастыря.
Как подать требы
Это можно сделать:
- непосредственно перед началом службы, а лучше – накануне вечером;
- на сайте монастыря (раздел «Заказать требы»).
Если есть желание отслужить молебен кому-то из святых, или же преподобному основателю монастыря, расписание таких молебнов, именуемых «заказными», также можно найти на интернет-странице.
Вид с паперти храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов на центральную площадь монастыря
История святой обители
Она насчитывает более 700 лет. Данилов старше знаменитой Троице-Сергиевой лавры, но, в отличие от нее, знал несколько периодов, когда монашеская жизнь здесь прерывалась очень надолго.
Основание
Оно относится ко временам, когда Москва была совсем небольшим городком. Это маленькое княжество сыновья блгв. Александра Невского передали младшему брату, Даниилу. Его житие повествует, что, несмотря на то, что Москва считалась невеликим приобретением, Даниил Александрович со смирением принял княжение, не обидевшись на братий. Он с юности отличался кротостью, как бы иноческим душевным устроением.
Вот и, оказавшись в Москве, он, видимо, почти сразу задумал построить обитель, где позже надеялся принять постриг сам.
Монастырь получил имя небесного покровителя основателя, прп. Даниила Столпника, а годом его основания считается 1282.
То была довольно скромная обитель, с деревянной церковью прп. Даниила, несколькими кельями иноков. Тем не менее, князь придавал ей большое значение, например, установил, что настоятель обязательно должен носить сан архимандрита.
Мирная иноческая жизнь продолжилась чуть более десятилетия: в 1293 г. монгольский полководец Тудан полностью разорил несколько городов Северо-Восточной Руси, включая Москву. Конечно, легкой добычей врагов стал небольшой монастырь, восстанавливать который пришлось практически с нуля.
Интересный факт
Еще через 10 лет, 17 марта 1303 г. благоверный князь, чувствуя приближение кончины, принял постриг без изменения имени, в честь пророка Даниила. Обычай постригаться на смертном одре был общепринятым для княжеских семей, однако, Даниил, очевидно, давно, серьезно шел к этому шагу: он строго завещал не погребать его в храме, как приличествовало, учитывая его княжеский статус, но – на братском кладбище, как простого монаха.
Смиренного инока похоронили согласно завещанию.
Читайте подробно:
Самый первый и главный хозяин столицы — Даниил Московский
При Иване Калите
О жизни иноков последующих трех десятилетий данных очень мало. Но в 1330 г. им пришлось пережить потрясение: сын основателя, Иван Калита перевел монастырь непосредственно в Кремль. Теперь он именовался Спасским.
Впоследствии, через 160 лет, при Иване III, братию перевели еще раз, на Крутицкий холм. Так возник Ново-Спасский монастырь.
На прежнем же месте осталась церковь, ставшая приходской, братское кладбище, все более приходившее в запустение. Более двух столетий была без должного ухода также могила князя Даниила.
Храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. XVI век. Фрагмент гравюры Пикара. Конец XVII — начало XVIII века
Годы «безвременья»
Однако Господу было не угодно попустить конечное забвение памяти святого. На месте, где был основан монастырь, известны несколько явлений святого князя:
- при Иване III; однажды великий князь со свитой ехал мимо бывшей обители; неожиданно одному из приближенных явился некий «человек незнаем», который назвал себя «христианином и месту сему господином», а князю велел передать такие обличительные слова: «Себя ты утешаешь, а меня забыл, но не забыл меня Бог!»; князь Иван, поняв, что ему явился сам Даниил, повелел с этого времени регулярно служить панихиды по нему, другим своим предкам; однако, чудо не вразумило его начать восстановление монастыря;
- при сыне Ивана III, Василии, произошло второе чудо, теперь – с приближенным к «державному» боярином Шуйским; он также по случаю оказался на бывшем монастырском кладбище, а уезжая – попытался влезть на коня, опираясь на одну из могильных плит; князь услышал голос, повелевающий «не дерзать» делать это, ибо здесь – место упокоения князя Даниила; «Мало ли тут лежит князей!» – дерзко ответил Шуйский и тут же полетел с коня наземь; потрясенный, оставшуюся жизнь он глубоко почитал св. Даниила.
При Иване Грозном
Третье чудо святого князя случилось при этом его потомке – уже девятого поколения. К тому времени почитание св. Даниила было уже сильно распространено среди москвичей. Так, один из купцов, проплывая по реке мимо Даниловской церкви со своим заболевшим юношей-сыном, нимало не усомнившись, привез болящего на могилу князя, даже – положил прямо на могильный камень, веруя: святой поможет. После совершенного молебна отрок действительно встал совершенно здоровым.
Возрождение Данилова монастыря
Чудо дошло тогда до самого царя Ивана IV и его духовного отца, митрополита Макария. Видимо, именно по инициативе святителя началось восстановление монастыря, более того, его возвышение.
Интересный факт
Появившийся здесь первый за историю Данилова семипрестольный каменный храм Св. Отцов Семи Вселенских Соборов должен был, по мысли свт. Макария, стать духовным центром столицы. 18 мая 1561 г. он был освящен.
С тех пор ежегодно на этот день сонм архиереев и иереев служил здесь литургию в присутствии государя. Затем совершалась также панихида по основателю монастыря.
Смутное время
Еще при Иване IV Данилов получил каменные стены, став неприступной крепостью на южных подступах к столице. Когда в начале XVII в. прервалась царская династия, и под стены Москвы начали приходить то крымские татары, то мятежные казаки, то польские интервенты, монахам пришлось пережить немало нападений:
- в 1591 г. – крымского хана; после упорного боя татары отошли;
- в 1606 г. – отрядов мятежных крестьян Ивана Болотникова;
- в 1610 г. – осаду польских войск: повредив стены, башни, они, однако, захватить Данилов не смогли.
При Романовых
По воцарении новой династии (с 1613 г.) наступили более или менее мирные времена для Данилова. Несмотря на внимание государей, обитель не была все же ни большой, ни богатой. Так, документы начала XVII в. свидетельствуют о том, что здесь жили только настоятель да 4 инока, а к концу столетия здесь были два иеромонаха, 6 монахов.
Однако, именно к этим годам относится важнейшее для иноков событие – обретение мощей св. Даниила, происшедшее 30 августа 1652 г. С тех пор святыня стала пребывать в главном храме монастыря.
В течение XVII-XVIII вв. Данилов продолжал расти благодаря щедрым пожертвованиям благотворителей, первыми среди которых всегда были русские цари, но немало средств вносили также дворяне, купцы:
- с 1670-х гг. появилась трапезная с двумя придельным храмами – Покрова Богородицы и св. Даниила Московского;
- с 1729 г. началось строительство нового соборного храма на месте старого, обветшавшего;
- в 1731 г. завершилось строительство надвратной церкви прп. Симеона Столпника; построил ее московский купец М.А.Косырев;
- с 1746 г. появился еще один храм, прп. Даниила Столпника – при монастырской колокольне;
- в 1830 г. началось строительство Троицкого собора;
- за 1832-32 гг. возведена церковь Воскресения Словущего за пределами территории, в так называемой Даниловой слободе – как предполагают, именно здесь – первоначальное место ее основания.
Вместе со страной Данилов переживал как радости, так и горести: например, в 1812 г. он был сильно разорен захватившими Москву войсками Наполеона. Тогда, впрочем, удалось заблаговременно вывезти казну, богослужебную утварь. А вот оклад с раки блгв. Даниила был похищен захватчиками: новый изготовили только через 5 лет.
К началу XIX в. относится начало социального служения иноков – по благословению митрополита Московского Платона (Левшина), почитателя князя Даниила, здесь появляется небольшая больница.
Но особенно она была прославлена жизнью своих насельников. Среди них, например, иеросхимонах Фома (Шеховцов), принявший постриг после военной службы. С 1818 по 1859 он смиренно подвизался здесь. Годы потом иноки хранили переписанное им большое напрестольное Евангелие.
В ХХ веке
Начало века обитель встретила как один из значимых монастырей страны. При Даниловском действовали:
- больница; с началом же Первой мировой войны здесь открылся госпиталь;
- приходская школа, открывшаяся еще с 1892 г.
При этом количество братии все еще не было значительным по тогдашним меркам, составляя около 25 человек.
1909 год
Однако признанием значимости обители было то, что ее возглавляли не архимандриты, как было по мысли св. Даниила, а викарные епископы. Среди таковых – знаменитые церковные деятели, например, выдающийся богослов, проповедник, еп. Никон (Рождественский), а также будущий предстоятель Русской Церкви Заграницей Анастасий (Грибановский). Настоятелем, которому суждено было руководить братией во время наступивших гонений, стал еп. Феодор (Поздеевский).
Послереволюционные годы
Время еп. Феодора, много лет несшего послушание ректора Московской Духовной Академии, стало началом духовного подъема, о котором во время гонений, кажется, не могло быть даже речи. Однако горящий духом архипастырь был уверен: именно сейчас Церкви необходимо стать духовным лидером все большей терявшей веру страны, показать верный путь со Христом. Той же мысли держались его ученики, духовные дети, вместе с ним перешедшие в Даниловский.
Фото 1927 года. Насельники Данилова монастыря. Слева направо, нижний ряд: послушник Алексий, архимандрит Иасон (Смирнов), послушник Николай, канонарх Иоанн, ныне архимандрит Даниил (Сарычев). Верхний ряд: казначей иеромонах Илия (Ивановский), наместник архимандрит Тихон (Баляев), иеродиакон Иннокентий, иеродиакон Ретр (Драчев), схимонах Максим (Сысоев).
Так удалось собрать, можно сказать, цвет монашества тогдашней России. Среди известных духовников того времени:
- постриженик Оптиной пустыни, архимандрит Георгий (Лавров); он успел пережить несколько тюремных заключений; известно, что даже в камере он совершал священническое служение, исповедовал, духовно руководил многими, под влиянием старца решавшими изменить свою жизнь; к о. Георгию, малообразованному выходцу из крестьян, особенно часто шла московская интеллигенция; сохранились воспоминания не только о мудрости, но также об огромной доброте этого духовника, о том, что каждого приходящего он называл «золотце», «деточка»;
- архимандрит Симеон (Холмогоров), духовный друг владыки Феодора; к старчеству батюшка шел через многие скорби; в 1907 г. ему, тогда ректору Тамбовской духовной семинарии, довелось пережить покушение: в него трижды стрелял студент той же семинарии; с тех пор о. Симеон остался парализованным, но не оставил посильного служения, окормления духовных чад;
Одна из его духовных дочерей, игумения Иулиания, вспоминает:
«Духовных детей у него было мало, не больше 15. Некоторых он брал сам, но с благословения владыки Феодора. Иногда к нему приезжали его давнишние духовные дети, иногда духовные дети старца Гавриила, а иногда владыка Феодор к нему посылал. В этих случаях решать предоставлялось о. Симеону. Присланных владыкой он всегда исповедовал…
Батюшка всех своих духовных детей исповедывал каждые две недели… Вся обстановка исповеди и сама исповедь у батюшки была особая… Когда вы входили, он надевал, лежа на кровати, епитрахиль и тушил электричество. Вы становились по обычаю монастырскому на колени у его кровати, горела одна лампада в киоте. О. Симеон читал молитвы перед исповедью всегда наизусть, и начинал исповедовать с того, что он перечислял все те грехи, которым он был грешен перед вами как духовник, и просил прощения. Потом он обычно сам спрашивал, но спрашивал так, что вы конечно, во всем были грешны…
В конце исповеди у вас оказывалось такое множество грехов, что все ваше самомнение, какое у вас было, исчезало, и вы вдруг вспоминали ещё куда больше своих грехов, чем перечислил батюшка».
- иеромонах Павел (Троицкий); постриг он принял уже после революции, но быстро возрос до благодатного старца, внимательного духовника; послушанием иеромонаха были управление хором и исповедь; по воспоминаниям духовных чад, он имел дар прозорливости; пройдя тюрьмы, лагеря, подвижник прожил долгую жизнь – он скончался в начале ноября 1991 г., немного не дожив до 98 лет.
Так 1920-е стали временем наибольшего расцвета: хотя монахов здесь было менее 20 человек, сама «Даниловская община», как ее называли, насчитывала до 1000. После ареста патриарха Тихона, с 1923 г., Данилов стал оплотом православия, противостояния обновленческому расколу. Разумеется, власти простить такого не могли.
- Еще с 1918 г. они отняли все помещения, кроме храмов.
- В 1922 г. из Данилова были изъяты «церковные ценности»: шла кампания «помощи голодающим Поволжья».
- С конца 1920-х начался захват храмов.
- С 1930 г. началось разорение некрополя.
- Наконец, в сентябре – октябре 1937 г. власти расстреляли практически всю братию, около 30 человек, включая настоятеля, епископа Феодора (Поздеевского).
После этого обитель второй раз за свою историю фактически прекратила существование.
Во времена СССР
Сюда стали свозить несовершеннолетних правонарушителей. А соборный храм стал тюрьмой. «Трудные подростки» и атеистически настроенные военные за следующие полвека здания привели бывшего монастыря в состояние разрухи.
Данилов монастырь незадолго до передачи представителям Русской Православной Церкви
Возвращение монастыря РПЦ
К началу его новой жизни вновь имеет прямое, непосредственное отношение основатель, князь Даниил. Насельник 1930-х, архимандрит Даниил (Сарычев), позже – монах Донского монастыря Москвы, вспоминал:
«Была у нас на клиросе девица Мария. И вот однажды, уже после закрытия монастыря, она шла вдоль стен, смотрела на соборы и плакала об обители преподобного князя Даниила. Вдруг видит: навстречу ей идут благоверный князь Даниил и преподобный Сергий. Подошли. Князь Даниил кладет ей свою руку на плечо и говорит: «Что ты плачешь? Не плачь, я же вам сказал: Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Преподобному князю Даниилу известно было, что обитель возродится».
В 1982 г. Патриарх Пимен обратился к советскому правительству с просьбой вернуть столице ее старейшую обитель. Многие москвичи недоумевали, как такое может быть возможно «в советском городе», были уверены – последует жесткий отказ. Но Святейший бестрепетно благословил читать тропарь благоверному Даниилу по всем храмам столицы. Вера не была посрамлена: в нарушение всякой логики советского строя с 1983 г. разоренный Данилов передали Церкви!
Интересный факт
Многие сочли символичным, что, оставляя Данилов, руководство колонии не смогло вывезти с территории памятник гонителю православия, Ленину – внезапно порвался трос, скульптура упала, разбившись на куски.
3 сентября 1983 г. здесь прошла первая служба. Ко времени празднования Крещения Руси удалось уже восстановить главный храм, св. Отцов.
Почитаемые святые и святыни
Житие святого Спиридона Тримифунтского
Многочисленные святыни с большим почётом и уважением хранятся в стенах Данилова монастыря. В 2007 году там появилась ещё одна уникальная реликвия: в застеклённом киоте Покровского храма Даниловского монастыря вверху находится икона Спиридона Тримифунтского, а ниже — его башмачок.
С первого взгляда туфелька выглядит как новая, но если хорошенько приглядеться, то можно заметить на ней потёртости.
Жил Спиридон более полуторы тысячи лет назад, но, несмотря на это, известно много фактов из его жизни. Семья его была далеко не бедной, и после смерти родителей Спиридон получил в наследство много денег и земли. Со временем он стал епископом кипрского города Тримифунты.
Земляки не боялись обращаться к богатому, но доброму Спиридону, часто брали у него деньги в долг. «Когда сможешь, тогда и отдашь», — так всегда говорил Спиридон. Но вот случилось горе в его семье: умерла жена, которую он очень любил. Раздав всё бедным и оставив себе лишь посох и одежду, Спиридон начал жизнь скитальца.
Чудеса кипрского святого
Много чудес совершил он в тех местах, где бывал. Говорят, что однажды к нему мать принесла тело недавно утонувшей дочери. Видя горе и слёзы женщины, Спиридон смог оживить девушку. От нахлынувших чувств и такого потрясения мать тут же скончалась. Пришлось Спиридону воскресить и её.
Это только одна из тысячи историй помощи святого людям. Об этом свидетельствуют и рассказы прихожан Покровского храма и в наше время. Так, две женщины задолжали большую сумму. Возвращаясь домой после молитвы святому Спиридону, они неожиданно нашли на земле конверт с большой суммой денег.
При жизни святой совершил множество чудес, но невероятным является и то, что чудеса продолжаются и после земной жизни. Его тело, хранящееся на острове Корфу, до сих пор нетленно и, мало того, поддерживает постоянную нормальную для человека температуру!
По существующей легенде он до сих пор «ходит» по земле и помогает нуждающимся. Этот удивительный факт подтверждают его башмачки, которые чудесным образом изнашиваются до такой степени, что их приходится менять. А изношенную обувь дарят во все церкви и монастыри всего мира! Вот такие чудеса!
Спиридон Тримифунтский помогает в вопросах финансов
Спиридон Тримифунтский помогает, в основном, в денежных делах, во всём, что связано с деньгами. Поэтому здесь часто можно встретить и различных знаменитостей, окружённых людьми в чёрном (охраной), и крутых бизнесменов, даже здесь не расстающихся с мобильными телефонами (хоть здесь это и запрещено). Да даже просто по правилам приличия телефоны в храме рекомендуется отключать.
Но, тем не менее, все стоят у застеклённого ящичка со святым бархатным башмачком и тихонько молятся каждый о своём. Может быть, он и поможет богатому человеку открыть ещё один долларовый счёт со многими нулями. Но если кому-то действительно нужна помощь, то обратившись к Спиридону Тримифунтскому, он её обязательно получит.
А ещё святой Спиридон помогает людям, находящимся в дальней дороге и путешественникам. Так что, теперь и мы будем обращаться и к нему!
Что посмотреть
Несмотря на разруху советских лет, территория монастыря сохраняет планировку XIX в. Вход находится на северной стороне, над вратами – храм прп. Симеона Столпника с колокольней.
Храмы
Среди них есть восстановленные после советских лет святыни, но также и недавно возведенные.
Самый древний
Храм св. Отцов Семи Вселенских Соборов, первый каменный в Данилове, возведен тщанием еще Ивана IV. Позже совсем рядом построили еще одну церковь, Покрова Богородицы, а в ней – придел прор. Даниила. К началу XVIII церковь св. Отцов стала ветшать, так что ее разобрали. Новый же собор построили (1730 г.) на месте Покровской, которая стала теперь нижним храмом. С 1806 г. здесь устроены приделы блгв. Даниила и свв. Бориса и Глеба, а уже в наше время появился третий ярус, где находится престол прп. Даниила Столпника.
Главная достопримечательность церкви – древнейший иконостас. Здесь можно увидеть икону Богоматери Владиминрской «с акафистом», то есть клеймами на полях, иллюстрирующими это песнопение в честь Пречистой. По преданию это – вклад самого Ивана Грозного.
Кроме того, справа от царских врат, находится образ Семи Вселенских Соборов, также древнего происхождения. Другие образы здесь относятся к XVII в., переданы Троице-Сергиевой лаврой.
Из всех церквей эта была возрождена первой: 8 июня 1985 г. здесь прошла первая со времени закрытия литургия.
Троицкий собор
Сейчас он считается главным. Его строгие формы – дань популярному стилю «классицизма».
Известно, что храм освящал сам свт. Филарет (Дроздов), митрополит Московский, 13 сентября 1838 г.
Троицкий имеет два придела – Зачатия прав. Анной Пресвятой Богородицы и прп. Алексия, человека Божия.
В подклете, где некогда погребали благотворителей (захоронения варварски уничтожены) теперь находится еще один храм – Рождества св. Иоанна Предтечи. Здесь, как правило, совершается Исповедь по праздникам, воскресным дням.
Прп. Симеона Столпника
Это надвратный храм, строительство которого относится к 1 пол. XVIII в. (1736 г.).
Интересный факт
Современный иконостас состоит из образов, пожертвованных Псково-Печерским монастырем. Есть данные, что он составлен его наместником, архим. Алипием (Вороновым), через 10 лет по его кончине передан Данилову.
Постройки последних лет
Это:
- церкви прп. Серафима Саровского на нижнем этаже больничного корпуса на месте часовни XIX в. и Всех Святых, в земле Русской просиявших – домовая при резиденции Патриарха;
- часовни св. Даниила Московского (в парке близ Серпуховской заставы) и Поминальная, построенная на бывшем монастырском кладбище.
Святыни
Главная из них – честные останки блгв. Даниила. По закрытии обители они были при храме Даниловой слободы, после чего потеряны. Сейчас можно поклониться только сохраненным верующими частицам.Рака находится в приделе св. Даниила храма Св. Отцов. Кроме того, есть несколько икон-мощевиков.
Схимонах Максим (Сысоев). Нес послушание у мощей святого князя Даниила. Фото 1920-х годов.
Мощи
Среди других святынь:
- мощи преподобноисповедника Георгия (Лаврова);
- части мощей свт. Николая Чудотворца, свт. Спиридона Тримифунтского.
Все святыни можно увидеть в храме Св. Отцов: либо в верхней церкви (ковчег с частью мощей свт. Николая – близ раки св. Даниила), либо в нижней, Покровской.
Рака с частицами мощами святого Даниила Московского пребывает в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря.
Полезный материал:
- О работе и помощи в приобретении жилья молятся Даниилу Московскому
Иконы
Наиболее почитаемы образы:
- Богоматери Владимирской из иконостаса храма Св. Отцов;
- Богородицы «Троеручица» (Троицкий собор);
- Св. Троицы; древний образ XVIв. пожертвован в 1986 г. при драматичных обстоятельствах: у жертвователя трагически погиб в аварии брат, ехавший на Таинство Крещения; как память о нем, семья подарила обители эту фамильную икону; сейчас это – храмовый образ Троицкого собора;
- прп. Серафима Саровского с частью его мощей, пожертвованный монахиней Евпраксией (Киселевой); образ происходит из Серафимо-Знаменского женского скита, который существовал под Москвой в советские годы; сейчас это храмовый образ церкви преподобного.
История колоколов Данилова монастыря
Колокола: краткая история
Их пожертвовал в 1682 г. царь Феодор Алексеевич. Впоследствии, в 1700 г., во время войны со Швецией, примерно четверть их снял Петр I, вообще не жаловавший монастыря, дабы перелить на пушки. Полагают, что после этого колоколов осталось 16. Но к началу XX в. появились целых два уникальных колокола:
- первый, весивший 722 пуда, пожертвовала вдова купца, Анастасия Захарова; звонницу для столь большого колокола пришлось строить специально;
- а в 1904 г. еще один, 365-пудовый колокол, подняли на колокольню надвратного храма.
Таким образом, общее количество колоколов составило 18, а вес – около 27 т.
В 1930-е все они были проданы их американскому предпринимателю, находились при университете Гарварда. Вернуть святыню удалось после более сем 20-летних переговоров.
17 марта 2009 г. старые колокола зазвучали вновь.
Князь Даниил Московский
Святой князь был младшим сыном Александра Невского. Родился он в 1261 году во Владимире. В одиннадцатилетнем возрасте — по разделу между братьями — Даниил получает Москву. В 1282 году он строит церковь на берегу Москвы-реки в честь святого Даниила Столпника, который является его небесным покровителем. Здесь же начинается закладка мужского Свято-Данилова монастыря. Молодой князь, помня слова отца своего о том, что бог в правде, а не в силе, стремится к миру и миролюбию. Основной его целью было укрепление и усиление Москвы как самостоятельного государства. Уже при его старшем сыне, Иване Калите, Москва получает ярлык на великое княжение и теперь до этого неприметный город становится столицей городов русских вплоть до времени правления Петра Первого.
По примеру своего отца, Александра Невского, перед своей кончиной святой князь Даниил принимает схиму и иноческий чин. Скончался он 4 марта 1303 года по старому стилю. Согласно его воле, похоронили князя на простом братском погосте Свято-Данилова монастыря – «не в церкви, а в ограде».
Современная жизнь монастыря
Сейчас Данилов – ставропигиальный, то есть подчиненный непосредственно Патриарху монастырь.
Резиденция Патриарха
Она построена в 1983-1988 гг. на западе монастыря. С 2009 г. пришлось проводить капитальный ремонт здания, которое начало разрушаться, видимо, из-за ошибок строителей советских лет. Сейчас здесь проводятся Архиерейские Соборы, заседания Синода. Здесь же живет также Предстоятель Русской Церкви.
Наместник и братия
10 мая 1992 г. братию возглавил архимандрит Алексий (Поликарпов), постриженик Троице-Сергиевой лавры. Он продолжает руководить монастырем до настоящего времени – уже как викарныйепископ. 18 марта 2022 г. Патриарх Кирилл поздравил владыку с 50-летием монашеского пострига.
Братия проводят жизнь по Уставу монастыря прп. Сергия, тем более, что многие, как наместник, именно там начали свой иноческий путь. Послушания иноков определяются разнообразием служения, которое несет сейчас монастырь. Здесь работают:
- мастерские (иконописная, ювелирная, багетная, столярная);
- пекарня;
- пасека;
- издательство;
- колокольный центр со школой звонарей, ежегодно проводящий фестивали колокольного звона.
Хор
Им обитель славилась еще до революции. Возродить традицию удалось с 1989 г. Первый регент, игумен Товий (Глазырин) пригласил для работы профессиональных певцов. Сейчас в коллективе – 30 участников. Они не раз занимали высокие места на международных конкурсах, постоянно ездят по стране.
Регентские курсы
Они открыты с 1998 г., сейчас они считаются одними из лучших в стране. Выпускники несут регентское послушание по храмам Москвы, других городов.
Православный реабилитационный
Он существует с 2006 г., возглавляет его насельник Данилова, игумен Иона (Займовский). Здесь помогают страдающим страстями винопития, наркомании, другими зависимостями. Кроме обители, – при храме Архангела Михаила г. Жуковского и наркологическом диспансере № 2 столицы.
Свято-Данилов монастырь: хор
Чем же так уникален этот коллектив и в чем его популярность? Праздничный хор Свято-Данилова монастыря обладает статусом хора синодальной резиденции святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Участвует он во всех праздничных службах. Этот коллектив выступает более десяти лет в одном составе. Он является продолжателем песенной традиции, зародившейся в монастыре еще несколько столетий назад. Репертуар хора включает в себя произведения самых разнообразных жанров. В нем насчитывается более восьми сотен сочинений. Это богослужебная музыка, романсы, исторические песни, военно-патриотические, застольные, народные, отечественная (Рахманинов, Танеев, Чайковский) и зарубежная классика (Брукнер, Бетховен, Моцарт). Свою миссию хор Свято-Данилова монастыря видит в ознакомлении публики с образцами древней русской культуры — народной и церковной XV-XXI веков. Древнерусские песнопения коллектив исполняет на одном дыхании, такая манера (непрерывно длящегося звука) считается наиболее сложной в певческом искусстве.
Подворья и скиты
Их насчитывается всего пять.
Прп. Сергия
Он появился с 1992 г. в Рязанской области близ села Кривель. Сейчас здесь монастырское хозяйство, включая пасеку, но главное – идет уединенная монашеская жизнь, молитва. Посещение служб доступно мирянам, более того, при ските есть воскресная школа.
Основание Свято-Преображенского скита
С 2007 г. несколько иноков Данилова поселились близ дер. Ланьшино Серпуховского района Московской области. Первая служба прошла здесь на день памяти свт. Спиридона Тримифунтского, который стал особо почитаемым святым скитян. Сейчас насельники Преображенского – в основном «ученая братия». Здесь – все условия для самообразования, научной работы. По древней традиции, сюда возбранен доступ женщинам.
Храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского
Это первый скитский храм, заложенный 31 мая 2011 г. Особое утешение насельникам доставил приезд митрополита Керкирского Нектария, который подарил скитянам святыню – башмачок свт. Спиридона.
Долматово
Это подворье с храмом иконы Богородицы «Знамение» хорошо известно москвичам. Его настоятель – игумен Петр (Мещеринов). Здесь как подсобное хозяйство, так и духовная лечебница: трудничают здесь люди, борющиеся с алкогольной зависимостью. Монастырь не только помогает им материально, но также старается помочь с жизненным самоопределением.
«Всецарица»
Скит, освященный в честь этой иконы, открыт недавно, с 2015 г., в деревне Нововолково Московской области. Здесь находится список образа, созданный на Афоне. Другая чтимая святыня – икона – прижизненный портрет прп. Серафима Саровского 1815 г. Образ считается чудотворным, неоднократно посещал города не только России, но и Греции.
Чудотворная икона батюшки Серафима Саровского (прижизненный портрет) одна из святынь скита в честь иконы Божией Матери «Всецарица» Данилова монастыря в деревне Нововолково Московской области
Свт. Николая
Это единственное московское подворье (район Измайлово). Небольшая деревянная церковь действует с 2003 г. Здесь работает детская воскресная школа, есть опыт совместных паломнических поездок на Соловки, в Крым.
Информация для туристов
Даниловский монастырь в Москве ставропигиальный, то есть настоятелем его является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Повседневной жизнью управляет его наместник в сане архимандрита. Монастырь по своему уставу общежительный, что означает общую молитву, труд и трапезу монахов. Братия обители участвуют в делах благотворительности и милосердия в больницах, детских учреждениях и в местах заключения. Кроме того, осуществляется преподавание в светских и духовных высших учебных заведениях.
Действуют воскресная школа и катехизические курсы для взрослых (преподается учение о православной вере). Здесь расположены издательство «Даниловский благовестник» и различные мастерские. Работает экскурсионная служба. Имеются подворья в Рязанской области и в Подмосковье. Действует храм святителя Николая в Измайлово, являющийся самым высоким деревянным храмом России. Его высота — 46 метров.
Клумба и Нагорная башня
Другие «Даниловские»
Обитель св. Даниила является уникальной, единственной в России. Однако, есть регионы, с которыми благоверный князь так или иначе соприкасался при земной жизни. Некоторые из них сохранили топонимы, связанные с ним, а кое-где есть иноческие общины, в названии которых есть имя святого.
Казанский женский монастырь на Горушке
Он именуется Даниловским по городу – ныне районному центру Ярославской области. Некогда – село, это место, где однажды останавливался князь. Позже здесь были устроены княжеские хоромы, а место прозвалось Даниловской слободой, с 1777 г. – городом Даниловым. Монастырь Казанской иконы Богородицы возник по благословению прав. Иоанна Кронштадтского с 1894 г., сначала – как Даниловская женская община.
Здесь с 1900-х гг. началось строительство первого на Даниловской земле трехпрестольного храма. Освятить его удалось только с 1918 г., когда по стране уже шла гражданская война. Скоро монастырь был закрыт. Сейчас монашеская жизнь здесь возрождается.
В Пушкинском районе
Село, носящее имя князя, есть в Пушкинском районе Московской области. Оно упоминается завещанием сына св. Даниила, Ивана Калиты, следовательно, имеет прямое отношение к Московскому князю. С 2009 г. здесь действует часовня блгв. Даниила Московского.
Монастырский погост
Во времена правления Екатерины Второй, когда вспыхнула эпидемия чумы, эпицентром которой была Москва, Свято-Данилов монастырь стал местом погребения умерших от этой болезни, так как находился он в отдалении от центральных районов столицы. Когда чума отступила, кладбище было засыпано землей. С тех давних пор осталась традиция хоронить в обители как иноков, так и мирян. Со временем здесь появилось кладбище, где погребали знатных и богатых людей. На погосте Даниловского монастыря обрели свое последнее пристанище музыкант Н. Г. Рубинштейн, который является создателем Русского Музыкального Общества; славянофилы А. С. Хомяков и Ю. Ф. Самарин, художник В. Г. Перов и наиболее известный из мирян — Н. В. Гоголь. Гроб и его тело сюда принесли на руках из Татианинского храма при университете на Моховой, где покойного отпевали как почетного члена Московского университета. Однако в 1953 году останки великого писателя были перемещены на Новодевичье кладбище.