Современные люди за лавиной забот и проблем, которые заполняют их сознание, нечасто задумываются о рае. Какой может быть райский сад, если с утра до ночи думают о том, как обеспечить себя и детей, помочь родителям и выполнить все обязанности по службе? Но для тех, кто в этой круговерти находит возможность остановиться, задуматься о вечном, духовном, божьем – вопрос блаженной жизни с Богом в Эдемском саду кажется одним из самых главных вопросов. Почему люди отлучены от рая, почему Господь так сурово поступил с прародителями, изгнав их от своего лица? Мог ли он простить их и жизнь человечества сложилась бы совсем по-другому?
Жизнь в раю
Фото: Temples.ru
Адам и Ева, созданные Господом для блаженной жизни в райском саду, недолго пребывали в том состоянии, в котором хотел бы сегодня находиться любой человек. Их жизнь – покой, беззаботность, постоянное пребывание вблизи Бога, наполняющее жизнь смыслом и делающее ее полноценной и находящейся в непрерывном совершенствовании. Их наполняла непревзойденная любовь, которая исходила от Творца, чистая и не запятнанная грехом. Что еще нужно было человеку, чтобы быть счастливым?
При чем, в период жизни людей в раю, они могли общаться с ангелами, которые были бестелесны, но их души населяли пространство вокруг Бога. То есть, они имели самую полноценную духовную жизнь, которая людям на Земле незнакома и недостижима.
Да, супруги имели определенные запреты, которые Господь наложил на них, чтобы их неопытные души не получили слишком много информации, пока Он не дал им понимания и опыта для принятия знаний, привнесённые в их жизнь Древом познания добра и зла. Оно также было создано для людей. Но познавать эти истины нужно в процессе развития, а не одномоментно. Такой пласт познания людские души не готовы были принять так, как это было предусмотрено Творцом.
И запрет вкушать плоды этого древа Адам и Ева приняли, как должное. Как принимали на веру всё, что Он им вкладывал в умы и сердца.
Грехопадение прародителей и изгнание их из рая
Блаженное состояние первых людей в раю продолжалось недолго. Дух тьмы, диавол, терзаемый завистью123, решился лишить их рая и любви Творца, как сам был лишён неба и отвержен от Бога. Вследствие этого, он вошёл в змея и, чрез это мудрое животное, стал соблазнять Еву вкусить от древа познания добра и зла, и тем самым нарушить заповедь своего Творца. Таким образом, «слова те (которые мы слышим из уст змия, – Быт., III, 1. 4. 5.) принадлежали диаволу, который возбуждён был к сему обману своею завистью; а этим животным (змием) он воспользовался, как способным орудием, к тому, чтобы, прикрыв обман своей приманкою, обольстить сначала жену, как всегда более способную к обольщению, а потом, через неё, и первозданного» 124. И действительно, «надмившись надеждою на равенство с Богом, Ева преступила заповедь» 125 и увлекла с собою Адама. – Едва прародители нарушили данную им заповедь, сбылись над ними слова Господа126: они и всё их потомство стали смертными. «Как в человеческих судах, когда кто-либо, быв приговорён на отсечение головы, затем посажен будет в темницу; то хотя бы он здесь и долго пробыл, ничем, однако же, не лучше будет мёртвых, будучи уже предан смерти приговором: подобным образом и прародители с того самого дня, в который получили приговор смертный, хотя и долго ещё прожили, но по приговору уже умерли (стали смертными)….» 127. «Так перевёл и Симмах: «с того дня, в который вкусишь от древа, будешь смертен»» 128, тогда как , не преступив заповеди, они могли бы быть бессмертными, так как «Бог сотворил его (человека) ни смертным, ни бессмертным, но, как сказали выше, способным к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие и сделался бы богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти. Ибо Бог сотворил человека свободным и самовластным» 129. Следовательно, «не дерево, как думают некоторые, было смертоносно, но преслушание заповеди» 130. Если бы человек устоял в искушении и не нарушил воли Божией, то, по мнению Св. Ефрема Сирина, это же самое дерево познания добра и зла не только перестало бы потом быть для человека вредным и опасным, а, напротив, – принесло бы для него несомненную и великую пользу. «Если бы змий, говорит Св. Отец, не вовлёк их (прародителей) в преступление, то вкусили бы они плодов древа жизни, и древо познания добра и зла тогда не было бы уже им воспрещено; от одного из сих древ приобрели бы они непогрешительное ведение, а от другого прияли бы вечную жизнь и в человечестве стали бы богоподобны» 131.
Но, к несчастию Адама и всего его потомства, преступление было совершено, воля Божия была нарушена; должно было явиться, следовательно, и возмездие за грех, как того требовало правосудие Божие. И оно явилось. Объявить наказание за грех преслушания заповеди благоволил явиться Тот же, Кто дал и самую заповедь. Но, «чтобы дать возможность прародителям приготовиться к молению (и покаянию), Судия (несколько времени, – до вечера) медлит прийти» 132. Когда же, за это время, стало ясным, что прародители нисколько не обнаруживают в себе чувства раскаяния, а только стараются скрыться от Вездесущего, Бог явился к ним и изрёк им Свой праведный суд. Сначала Бог обращается к Адаму, – «и (это) для того,… чтобы обвинение перешло на жену, и опять её спрашивает, чтобы перевести вину на змея….. А змея Он не спрашивал, ибо знал, что он виновник преступления» 133. С главного виновника преступления начинается и наложение наказания134. Правда, таким виновником был, собственно не змей, а диавол, но «как чадолюбивый отец, наказывая убийцу своего сына, ломает и нож, и меч, которым совершено убийство, и разбивает их на мелкие части; подобным образом и Всеблагий Бог, когда это животное (змей), как меч какой, послужило орудием злобы диавола, подвергает оное непрестающей казни, чтобы мы из этого чувственного явления заключили, в каком бесчестии находится и сам диавол» 135, уже давно наказанный Творцом за свою гордыню. – С другой стороны, в наложении наказания прежде всего на змея было у Бога ещё и иное побуждение, – именно, чтобы дать людям время придти в себя, покаяться и тем заслужить себе прощение. «Хотя и по самой справедливости, говорит Св. Ефрем Сирин, определение суда надлежало прежде изречь змию, – потому что, где начало преступления, там должно было начаться и наказанию; – но Бог начал с сего презренного, конечно, для того, чтобы, пока на него одного обращён был гнев правосудия, Адам и Ева пришли в страх и покаялись, и тем благости открылась возможность освободить их от проклятия правосудия» 136. Но так как в согрешивших, и после этого, не было замечено чувства раскаяния, то слово суда обратилось и на них. Еве было сказано: «Рождение детей, – источник великого утешения, – будет начинаться печалью, чтобы ты (жена) в страданиях и болезнях, неизбежных спутниках деторождения, имела постоянное напоминание о том, как велик этот грех и преслушание» 137 и как велики те бедствия, какие ты навела на всё своё потомство. Кроме того, «так как ты не умела начальствовать, то научись быть хорошею подчинённою» 138 своему мужу. Наконец, Бог обратился к Адаму и сказал: «За то, что ты послушал голоса жены твоей» и преступил волю Мою, «проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нея во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит тебе она; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься»139. «Впрочем и здесь, говорит Св. Григорий Богослов, (человек) приобретает нечто, именно смерть – в пресечение греха, чтобы зло не стало бессмертным. Таким образом, самое наказание делается человеколюбием» 140. «Бог задержал грех, полагая смерть и превращая грех и делая ему конец через разрушение плоти, которая должна быть в земле, дабы человек некогда, переставая жить для греха и умирая ему, начал жить для Бога» 141. Так что, «человек, подобно какому-то скудельному сосуду, опять разлагается в землю, чтобы, по отделении воспринятой им ныне скверны, воскресением мог быть воссоздан в первоначальный вид» 142. Также совместность премудрости и человеколюбия Творца обнаруживается и в том, что за грех прародителей проклята была земля. «Так как земля создана для человека, чтобы он мог наслаждаться плодами её: поэтому теперь Бог, из-за человека же, согрешившего, налагает на неё проклятие…… на весь век, чтобы не только сами прародители получили от этого пользу, но и последующие роды дознавали самым опытом, за что постигло их это наказание» 143. – Произнеся этот приговор, Господь изгнал Адама и жену его из рая, «чтобы не смел (он) более прикасаться и к этому древу (древу жизни), постоянно поддерживающему жизнь, и не грешил бесконечно» 144, и поселил их близ Едема, дабы, взирая на последний, «возненавидели грех, лишивший их стольких благ» 145. Как «море, когда в недрах своих увидит труп какого-либо животного, не оставляет его в себе, но выбрасывает вон» 146, так и Адам с Евою, умершие духовно, были изгнаны от Лица Господня. А чтобы они не сделали вторичного нарушения заповеди Божией, – не вернулись в своё прежнее жилище, Господь «поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающейся, чтобы охранять путь к древу жизни»147. «Правосудный видел, что послабление сделало бы Адама дерзким; Он знал, что если ослабить узду, то Адам прострется далее и преступит малую и слабую преграду. Поэтому, по необходимости, поставил ему новые преграды. Слово и заповедь были ограждением древа, а Херувим и острие меча стали оплотом рая» 148. – В том факте, что как вошёл в рай, так и вышел из него полный человек, состоящий из души и тела, Святые Отцы видят образ будущего воскресения. «Когда Господь, говорит Св. Ефрем Сирин, довершил создание Адама, тогда взял и поселил в раю. Ни душа без тела, ни тело без души не могли войти туда, но чистые и совершенные вошли вместе в эту совершенную обитель. Вместе и вышли из неё, соделавшись нечистыми. А это показывает , что вместе и войдут в день воскресения» 149.
Чтобы защитить смертное тело человека от воздушных перемен, Бог повелел ему носить «ризы кожанныя»150. Когда совершено было нарушение заповеди, «пришёл грех и преступление, и объял их (прародителей) стыд. Ибо нелицеприятный судия, т.е. совесть, восстав против согрешивших, стала вопиять громким голосом и упрекать их» 151; тогда «Адам на деле показал своё раскаяние152 чрез препоясание, покрыв себя смоковничными листьями153, хотя были многие другие листья, которые могли бы менее беспокоить его тело…. И он всегда бы носил эту одежду, смиряя себя самого, если бы Милосердый Господь не облёк их одеждою кожанною, вместо смоковничных листьев» 154. Стыд , побудивши Адама и Еву сшить себе одежду из листьев, был, однако же, далёк ещё от чувства полного сознания виновными пред Богом н спасительного, затем, раскаяния пред Ним во грехе: поэтому Господь «повелел им облечься в кожанные ризы для непрестанного памятования о преслушании» 155 и об их нераскаянности. – Кроме того, по учению Св. Григория Нисского, эти кожанные ризы, в которые были облечены наши прародители после падения, можно понимать и чисто в аллегорическом смысле. «Когда первые человеки, говорит он, коснулись запрещённого и обнажили себя от…. блаженства, тогда Господь налагает
на первозданных «ризы кожаны», как мне кажется, не к сим именно кожам обращая смысл речи (ибо с каких закланных животвых сняты кожи и примышлено одеяние людям?), но, поелику всякая кожа, отделённая от животного, мертва, то думаю, что после сего Врачующий нашу порочность, чтобы не навсегда в нас оставалась она, конечно промыслительно,
наложил
на людей возможность умирать, которая была отличием естества бессловесного. Ибо риза есть нечто, совне на нас налагаемое, служащее телу на временное употребление, не сродняющееся с естеством. Посему, по особому смотрению, с естества бессловесных перенесена мёртвость на естество, сотворённое для бессмертия, покрывает его внешность, а не внутренность, объемлет чувственную часть человека, но не касается самого Божия образа. Да и чувственное разлагается, а не уничтожается» 156.
Изгнанный из рая человек не был уже тем владыкою и царём окружающей его природы, каким он был в раю. «Как вошёл грех, то уже отнята была (от человека) и честь, и власть… Пока имел он дерзновение перед Богом, дотоле и страшен был зверям; а когда согрешил, то сам стал бояться и последних из сорабов своих…… (Но) Бог человеколюбивый и побеждающий благостью наши прегрешения, не всю честь отнял (от него) и не вовсе лишил его владычества, но тех только животных изъял из-под власти его, которые не весьма полезны ему для жизни; напротив, тех, которые нужны и полезны и много доставляют услуг нашей жизни, оставил в подчинении и покорности ему…… Он поступил точно так, как милосердый и попечительный господин, который, наказав своего раба, прилагает и врачевство к ранам. Так и Бог, наказав согрешившего, всячески хочет облегчить это наказание: осудил нас на постоянный труд и пот, но, для облегчения труда, дал нам множество бессловесных» 157. – Прожив 130 (230) лет, Адам умер158 и был, по преданию, погребён на месте Голгофы, и именно на том самом месте, где впоследствии был водружён Крест Христов, спасший потомков Адама от греха, проклятия и смерти, введённых в мир Адамом159. – «Если же кто захочет тщательно узнать, – в какой из семи дней умер Адам, то откроет это из устроения Господа. Ибо восстановляя в Себе всего человека от начала до конца, Он повторил и его смерть. Посему очевидно, что Господь, повинуясь Отцу, принял смерть в тот день, в который умер Адам, непослушный Богу… А Господь пришёл на страдание в день накануне субботы, т.е. в шестой день творения» 160, – следовательно, в тот же день умер и Адам. «Адам не умер в тот (самый) день, в который определено было ему умереть (т.е. в день вкушения от запретного древа); и сия же благость, отменившая такой приговор, сохранила ему жизнь, чтобы утешился он, увидев, как Энох входит в рай и получает его в наследие. Адам вкусил сию благость, уразумел, что и он может войти туда с помощью другой Евы, познал, что и ему есть надежда возвратиться в наследие своё. В Энохе увидел Адам образ Спасителя нашего, Который отверз рай и ввёл в оный изгнанного, увидел тайну Вертоградаря, Который блюдёт у Себя благодать – ключ от рая» 161.
Углубляясь в прообразовательный смысл истории грехопадения наших прародителей, Св. Кирилл Иерусалимский восклицает: «Подлинно, в удивление приводит меня истинность прообразований! В раю падение – в вертограде спасение; от древа грех, – и грех до древа. Пополудни скрылись от ходящего Господа, – и пополудни разбойник
вводится Господом в рай…… Адаму произнесено осуждение: «проклята земля в делех твоих; терния и волчцы возрастит тебе». Посему Иисус приемлет на Себя терние, чтобы уничтожить осуждение (проклятие). Для того погребён и в земле, чтобы проклятая земля, вместо проклятия, прияла благословение. Во время греха облеклись в смоковные листья; потому и Иисус концом знамений дал смоковницу. Ибо, готовясь идти на страдание, проклинает смоковницу, но не всякую смоковницу, а только ту (т.е. из листьев которой сделано было препоясание в раю) одну, в образе её говоря ей: «нектому от тебе никтоже плода снесть» (Марк. XI. 14). Осуждение да уничтожится! И поелику тогда облеклись в смоковные листья, то (Иисус) приходит во время, когда не было на ней снедного. Кому не известно, что в зимнее время смоковница не приносит плодов, бывает же только покрыта листьями? Ужели же, что знал всякий, того не знал Иисус? Напротив того, Он знал, однако же приходит, как бы с намерением найти плод, очень зная, что не найдёт, но показывая, что смоковница сия образом проклятия служит только по листьям….. (Далее,) поелику первою виновницею греха соделалась жена, созданная из ребра, то Иисусу, пришедшему даровать прощение вместе мужам и женам, прободено ребро за жён, чтобы им дано было разрешение от грехов» 162. Мысль о прообразовательном значении прародительницы нашей Евы особенно подробно рассматривается Св. Епифанием Кипрским. «Она (т.е. Дева Мария), говорит Св. Отец, предзнаменована была Евою, в прообраз получивши название «матери живущих» (Быт., III, 20). Та названа была матерью живущих, и притом после того, как, совершив преступление, услышала слова: «земля еси и в землю отъидеши» (Быт., III, 19). Удивительно, что после преступления получила она это великое наименование. И со стороны внешней, от той Евы получило начало всякое рождение человеческое на земле. Таким же образом и от Марии истинно родилась для мира самая жизнь, чтобы Мария, родив Живущего, соделалась и «Матерью живущих». Итак, «Матерью живущих» Ева названа прообразовательно. – Ибо о двух жёнах сказано: «кто дал есть» жене «мудрость или испещрения хитрость» (Иов. 38, 36)? Потому что первая мудрая Ева сшила чувственные одежды для Адама, которого сделала нагим: ей был дан этот труд. Так как чрез неё произошло обнажение, то ей же и дано было одевать чувственное тело вследствие чувственной наготы; Марии же дано было от Бога родить нам Агнца и Овча, и от славы этого Агнца и Овча, как бы от руна, мудро устроена нам Его добродетелью одежда нетления. Но и нечто другое удивительно в отношении к этим обеим жёнам: Еве и Марии, чтобы о том поразмыслить. Ева была причиною смерти для людей, ибо через неё вошла смерть в мир (Рим. V, 12). А Мария соделалась причиною жизни: через неё рождена нам жизнь. И ради этого Сын Божий пришёл в мир, и «идеже умножися грех, преизбыточествова благодать» (Рим., – 20 ст.), и откуда произошла смерть, там наступила жизнь, чтобы вместо смерти родилась жизнь, уничтожившая происшедшую от жены смерть, – т.е. Родившийся нам от жены, как Жизнь. И поелику там Ева, ещё будучи девой, обнаружила уклонение к преслушанию; то и здесь опять чрез Деву явлено послушание благодати, когда благовещено было сошествие с неба Воплощаемого и Жизни Вечной. Там Бог говорит змию: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим, и между семенем тоя» (Быт. III, 15). Но семени жены нигде не оказывается; поэтому не иначе, как иносказательно, к Еве относится вражда между рождаемым от неё……….. и бывшим в змие диаволом и завистью. – Но всё в совершенстве не может быть исполнено в Еве, а истинно имело быть исполненным в Семени Святом, избранном, единственнейшем, явленном только от Марии, а не от сопряжения с мужем» 163.
Предательство в раю
Фото: Flickr.com
Дьявол, который руководствовался самыми низкими чувствами – завистью, злобой, подлостью – решил в очередной раз навредить Господу, показав ему, что его создания несовершенны. Что мужчина и женщина легко решатся на предательство тех отношений, которые связывали их с Создателем. И со свойственной ему подлостью и коварством, он вошел в образ змея, считавшегося мудрым и, говоря современным языком, солидным, творением Господа.
В этом образе, не вызывающем подозрений, он стал соблазнять Еву, говоря ей, что стоит съесть райское яблоко, как она станет равной Богу. После этого женщина сможет командовать не только своим мужем, но и самим Создателем и всеми небесными силами. Дьявол нагло клеветал на Бога, совершенно откровенно лгал, но она поверила ему. И так как, все же, боялась одна стать отверженной, то вовлекла в предательство и мужа. И, вкусив запретный плод, первые люди тут же стали смертными.
Надежда на покаяние
Фото: Pravlife.org
Разумеется, все, что происходило, было известно Господу от начала и до конца. Но он все же дал свершиться злу, потому что изначально создал людей свободными в проявлении своей воли. Люди могли и могут выбрать между добром и злом, начиная от Адама и Евы и заканчивая людьми 21 века.
Грехопадение случилось утром, но Господь дал время до вечера, чтобы посмотреть, не настигнет ли парочку раскаяние, не придут ли они в покаянных слезах просить прощения. Но этого не произошло. Супруги пытались спрятаться от Бога, что выглядело довольно глупо, так как Он вездесущ.
Но по своей любви к неразумным чадам, Господь и после того, как явился клятвопреступникам, пытался подтолкнуть их к раскаянию, спрашивая по очереди, кто виновен в случившемся. Покайся они, признай свою вину, прощение тут же было бы им дано. Но вместо этого люди, предавшие Бога, стали предавать друг друга, сваливая вину: жена на мужа, а муж – на жену. И вот тут, свершилось самое главное предательство – человек предал сам себя, передал себя из рук Бога в руки дьявола.
И этот поступок уже не мог примирить Господа с неразумностью своих творений. Три шанса, которые Он им дал, люди не использовали. И после этого прощение стало невозможным.
Потерянный рай
Фото: Hramsergiy74.ru
И вот, первые люди лишаются рая и начинают жить на земле, добывая сами себе хлеб насущный. Тут то и настигло их раскаяние. Не столько тяготы физического плана, а именно смысл жизни – богообщение, которого лишились Адам и Ева, стало главной составляющей потери. Люди потеряли духовное общение с Богом и ангелами, их души стали пусты и холодны.
Но Господь не лишил человечество надежды вернуться в Эдемский сад. Он сделал людей смертными потому, что зло, которое в них поселилось с тех пор, не должно быть вечно. И послал своего сына на землю в образе Иисуса Христа. Именно Спаситель искупил грехи, дав людям надежду на воскресение, как и Он воскрес. Но для этого нужно привести души в такое состояние, которое не покажется Богу противным. Чистить души покаянием, добрыми делами, молитвой – вот путь к обретению потерянного рая для любого человека.
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Адам и Ева: библейская история
История сотворения человека и его грехопадения оставалась одной из важнейших проблем на протяжении всей истории человечества. Сюжет Священного Писания «Адам и Ева в Библии» актуален и сегодня. Ведь вопросы, которые он затрагивает, для многих остаются нерешёнными.
Адам и Ева после изгнания из Рая (барельеф на стене Базилики Нотр-Дам-де-Фурвьер, Лион, Франция)
Бог создал человека в самом завершении творения Мира. Земля, словно царская обитель, была заранее приготовлена и украшена для того, кто мог бы заботиться о природе и пребывать в общении с Богом. Творец создал человека из земного праха (глины) и вдохнул в него жизнь. Бог создал человека по Своему подобию, разумным и свободным, с бессмертной душой (Быт. 1:27, Быт. 2:7). Этим Он возвысил человека над всем прежним творением. Физическим телом мы принадлежим к видимому, материальному миру. Бессмертной душой – к невидимому, духовному миру. Главная цель человеческого бытия – пребывание в полной гармонии с Богом.
Имя первого человека – Адам, что переводится как «взятый из земли». Бог поселил Адама в прекрасный райский сад. Там к первому человеку сошлись животные всех видов. Они пришли к Адаму как к любящему пастырю, без страха, и он дал каждой твари имя. Так Адам принял власть над всем живым и стал владыкой Земли, подобно Богу (Быт. 2:19-20).