Свято-Данилов мужской монастырь — одна из жемчужин в короне христианских обителей России, по своему строению напоминающий кремль, имеющий статус ставропигии. Ставропигиальные обители находятся под непосредственным руководством Патриарха Всея Руси.
Величие белоснежных строений с зелено-золотистыми куполами покоряет с первого взгляда, в них ощущается мир, покой, благодать. Это совсем другой мир, свободный от суеты и мирских утех, только в стенах Божьих соборов можно остаться один на один с Богом.
Где в Москве находится Даниловский монастырь
Место его расположения можно определить, как исторический центр столицы, однако до Красной площади отсюда – целых 5 км к югу.
Адрес
Обитель находится на улице Даниловский вал, д. 22.
Как доехать
Традиционно самым быстрым видом транспорта мегаполиса считается метро. Именно таким образом проще всего добраться до монастыря из любого района столицы. Кроме того, сравнительно недалеко от его стен есть остановки автобуса, трамвая.
Ближайшая станция метро
Непосредственно рядом с монастырем станций нет: ближайшая, Тульская, находится почти за километр.
Идя от нее пешком, проще всего добираться через парк, где к тому же расположена часовня св. Даниила. Затем следует выйти на улицу Даниловский вал, повернуть направо.
От Шаболовской, Серпуховской пройти придется в два раза большее расстояние.Тем, кто спешит на богослужение, наряду с метро можно воспользоваться другими видами транспорта.
Вид на на Данилов монастырь со стороны улицы
Трамвай, автобус
От Тульской, пройдя через парк, можно выйти на остановку трамвая №3 «Серпуховская застава». Следующая же станция так и называется: «Свято-Данилов монастырь». Туда же следуют трамваи 39, 26. Эти же трамваи довезут паломника от метро Шаболовская, а также от Павелецкого вокзала – именно сюда прибывают аэроэкспрессы из аэропорта «Домодедово».
От станции Серпуховской ходят автобусы – это маршруты т71, 41, 700.
Официальный сайт Даниловского монастыря
https://msdm.ru/
Адрес
Москва, ул. Даниловский Вал, 22 +7
Среди настоятелей, возглавлявших даниловскую братию в XIX столетии, несомненно выделяется фигура архимандрита Амфилохия Казанского-Сергиевского — это очень образованный человек, который на равных общался с выдающимися представителями гуманитарной российской науки того времени. Охоту к древностям, уважение и любовь к археологии будущему отцу Амфилохию привил его добрый знакомый — граф Уваров, министр народного просвещения при Николае I и один из основоположников отечественной археологии.
События наполеоновского нашествия не обошли стороной Даниловский монастырь, но тем не менее он пострадал не очень сильно — здания остались целыми, ризница и казна были вывезены в Вологду.
В 20-е годы XX века Даниловский монастырь играл огромную роль в церковной жизни Москвы. Настоятелем монастыря был епископ Фёдор Поздеевский — ярчайшая личность, в прошлом — ректор Московской духовной академии, изгнанный из академии либерально настроенной профессурой и студенчеством в мае 1917 года. Вступив в конфликт с профессурой он был вынужден оставить академию и поселился здесь с благословения патриарха Тихона, который назначил его даниловским настоятелем.
Расписание богослужений
Здесь строго придерживаются иноческого устава богослужения.
- Богослужения начинаются очень рано. С 6 ч. утра служится полунощница с братским молебном.
- 7 ч. – литургия.
- вечером службы совершаются с 17 ч.
И лишь по праздничным, воскресным дням литургия начинается с 8.45 ч. Есть также практика совершения по праздникам двух литургий – ранней и поздней. Узнать о том, каким будет расписание, можно на интернет-странице монастыря.
Как подать требы
Это можно сделать:
- непосредственно перед началом службы, а лучше – накануне вечером;
- на сайте монастыря (раздел «Заказать требы»).
Если есть желание отслужить молебен кому-то из святых, или же преподобному основателю монастыря, расписание таких молебнов, именуемых «заказными», также можно найти на интернет-странице.
Вид с паперти храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов на центральную площадь монастыря
История святой обители
Она насчитывает более 700 лет. Данилов старше знаменитой Троице-Сергиевой лавры, но, в отличие от нее, знал несколько периодов, когда монашеская жизнь здесь прерывалась очень надолго.
Основание
Оно относится ко временам, когда Москва была совсем небольшим городком. Это маленькое княжество сыновья блгв. Александра Невского передали младшему брату, Даниилу. Его житие повествует, что, несмотря на то, что Москва считалась невеликим приобретением, Даниил Александрович со смирением принял княжение, не обидевшись на братий. Он с юности отличался кротостью, как бы иноческим душевным устроением.
Вот и, оказавшись в Москве, он, видимо, почти сразу задумал построить обитель, где позже надеялся принять постриг сам.
Монастырь получил имя небесного покровителя основателя, прп. Даниила Столпника, а годом его основания считается 1282.
То была довольно скромная обитель, с деревянной церковью прп. Даниила, несколькими кельями иноков. Тем не менее, князь придавал ей большое значение, например, установил, что настоятель обязательно должен носить сан архимандрита.
Мирная иноческая жизнь продолжилась чуть более десятилетия: в 1293 г. монгольский полководец Тудан полностью разорил несколько городов Северо-Восточной Руси, включая Москву. Конечно, легкой добычей врагов стал небольшой монастырь, восстанавливать который пришлось практически с нуля.
Интересный факт
Еще через 10 лет, 17 марта 1303 г. благоверный князь, чувствуя приближение кончины, принял постриг без изменения имени, в честь пророка Даниила. Обычай постригаться на смертном одре был общепринятым для княжеских семей, однако, Даниил, очевидно, давно, серьезно шел к этому шагу: он строго завещал не погребать его в храме, как приличествовало, учитывая его княжеский статус, но – на братском кладбище, как простого монаха.
Смиренного инока похоронили согласно завещанию.
Читайте подробно:
Самый первый и главный хозяин столицы — Даниил Московский
При Иване Калите
О жизни иноков последующих трех десятилетий данных очень мало. Но в 1330 г. им пришлось пережить потрясение: сын основателя, Иван Калита перевел монастырь непосредственно в Кремль. Теперь он именовался Спасским.
Впоследствии, через 160 лет, при Иване III, братию перевели еще раз, на Крутицкий холм. Так возник Ново-Спасский монастырь.
На прежнем же месте осталась церковь, ставшая приходской, братское кладбище, все более приходившее в запустение. Более двух столетий была без должного ухода также могила князя Даниила.
Храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. XVI век. Фрагмент гравюры Пикара. Конец XVII — начало XVIII века
Годы «безвременья»
Однако Господу было не угодно попустить конечное забвение памяти святого. На месте, где был основан монастырь, известны несколько явлений святого князя:
- при Иване III; однажды великий князь со свитой ехал мимо бывшей обители; неожиданно одному из приближенных явился некий «человек незнаем», который назвал себя «христианином и месту сему господином», а князю велел передать такие обличительные слова: «Себя ты утешаешь, а меня забыл, но не забыл меня Бог!»; князь Иван, поняв, что ему явился сам Даниил, повелел с этого времени регулярно служить панихиды по нему, другим своим предкам; однако, чудо не вразумило его начать восстановление монастыря;
- при сыне Ивана III, Василии, произошло второе чудо, теперь – с приближенным к «державному» боярином Шуйским; он также по случаю оказался на бывшем монастырском кладбище, а уезжая – попытался влезть на коня, опираясь на одну из могильных плит; князь услышал голос, повелевающий «не дерзать» делать это, ибо здесь – место упокоения князя Даниила; «Мало ли тут лежит князей!» – дерзко ответил Шуйский и тут же полетел с коня наземь; потрясенный, оставшуюся жизнь он глубоко почитал св. Даниила.
При Иване Грозном
Третье чудо святого князя случилось при этом его потомке – уже девятого поколения. К тому времени почитание св. Даниила было уже сильно распространено среди москвичей. Так, один из купцов, проплывая по реке мимо Даниловской церкви со своим заболевшим юношей-сыном, нимало не усомнившись, привез болящего на могилу князя, даже – положил прямо на могильный камень, веруя: святой поможет. После совершенного молебна отрок действительно встал совершенно здоровым.
Возрождение Данилова монастыря
Чудо дошло тогда до самого царя Ивана IV и его духовного отца, митрополита Макария. Видимо, именно по инициативе святителя началось восстановление монастыря, более того, его возвышение.
Интересный факт
Появившийся здесь первый за историю Данилова семипрестольный каменный храм Св. Отцов Семи Вселенских Соборов должен был, по мысли свт. Макария, стать духовным центром столицы. 18 мая 1561 г. он был освящен.
С тех пор ежегодно на этот день сонм архиереев и иереев служил здесь литургию в присутствии государя. Затем совершалась также панихида по основателю монастыря.
Смутное время
Еще при Иване IV Данилов получил каменные стены, став неприступной крепостью на южных подступах к столице. Когда в начале XVII в. прервалась царская династия, и под стены Москвы начали приходить то крымские татары, то мятежные казаки, то польские интервенты, монахам пришлось пережить немало нападений:
- в 1591 г. – крымского хана; после упорного боя татары отошли;
- в 1606 г. – отрядов мятежных крестьян Ивана Болотникова;
- в 1610 г. – осаду польских войск: повредив стены, башни, они, однако, захватить Данилов не смогли.
При Романовых
По воцарении новой династии (с 1613 г.) наступили более или менее мирные времена для Данилова. Несмотря на внимание государей, обитель не была все же ни большой, ни богатой. Так, документы начала XVII в. свидетельствуют о том, что здесь жили только настоятель да 4 инока, а к концу столетия здесь были два иеромонаха, 6 монахов.
Однако, именно к этим годам относится важнейшее для иноков событие – обретение мощей св. Даниила, происшедшее 30 августа 1652 г. С тех пор святыня стала пребывать в главном храме монастыря.
В течение XVII-XVIII вв. Данилов продолжал расти благодаря щедрым пожертвованиям благотворителей, первыми среди которых всегда были русские цари, но немало средств вносили также дворяне, купцы:
- с 1670-х гг. появилась трапезная с двумя придельным храмами – Покрова Богородицы и св. Даниила Московского;
- с 1729 г. началось строительство нового соборного храма на месте старого, обветшавшего;
- в 1731 г. завершилось строительство надвратной церкви прп. Симеона Столпника; построил ее московский купец М.А.Косырев;
- с 1746 г. появился еще один храм, прп. Даниила Столпника – при монастырской колокольне;
- в 1830 г. началось строительство Троицкого собора;
- за 1832-32 гг. возведена церковь Воскресения Словущего за пределами территории, в так называемой Даниловой слободе – как предполагают, именно здесь – первоначальное место ее основания.
Вместе со страной Данилов переживал как радости, так и горести: например, в 1812 г. он был сильно разорен захватившими Москву войсками Наполеона. Тогда, впрочем, удалось заблаговременно вывезти казну, богослужебную утварь. А вот оклад с раки блгв. Даниила был похищен захватчиками: новый изготовили только через 5 лет.
К началу XIX в. относится начало социального служения иноков – по благословению митрополита Московского Платона (Левшина), почитателя князя Даниила, здесь появляется небольшая больница.
Но особенно она была прославлена жизнью своих насельников. Среди них, например, иеросхимонах Фома (Шеховцов), принявший постриг после военной службы. С 1818 по 1859 он смиренно подвизался здесь. Годы потом иноки хранили переписанное им большое напрестольное Евангелие.
В ХХ веке
Начало века обитель встретила как один из значимых монастырей страны. При Даниловском действовали:
- больница; с началом же Первой мировой войны здесь открылся госпиталь;
- приходская школа, открывшаяся еще с 1892 г.
При этом количество братии все еще не было значительным по тогдашним меркам, составляя около 25 человек.
1909 год
Однако признанием значимости обители было то, что ее возглавляли не архимандриты, как было по мысли св. Даниила, а викарные епископы. Среди таковых – знаменитые церковные деятели, например, выдающийся богослов, проповедник, еп. Никон (Рождественский), а также будущий предстоятель Русской Церкви Заграницей Анастасий (Грибановский). Настоятелем, которому суждено было руководить братией во время наступивших гонений, стал еп. Феодор (Поздеевский).
Послереволюционные годы
Время еп. Феодора, много лет несшего послушание ректора Московской Духовной Академии, стало началом духовного подъема, о котором во время гонений, кажется, не могло быть даже речи. Однако горящий духом архипастырь был уверен: именно сейчас Церкви необходимо стать духовным лидером все большей терявшей веру страны, показать верный путь со Христом. Той же мысли держались его ученики, духовные дети, вместе с ним перешедшие в Даниловский.
Фото 1927 года. Насельники Данилова монастыря. Слева направо, нижний ряд: послушник Алексий, архимандрит Иасон (Смирнов), послушник Николай, канонарх Иоанн, ныне архимандрит Даниил (Сарычев). Верхний ряд: казначей иеромонах Илия (Ивановский), наместник архимандрит Тихон (Баляев), иеродиакон Иннокентий, иеродиакон Ретр (Драчев), схимонах Максим (Сысоев).
Так удалось собрать, можно сказать, цвет монашества тогдашней России. Среди известных духовников того времени:
- постриженик Оптиной пустыни, архимандрит Георгий (Лавров); он успел пережить несколько тюремных заключений; известно, что даже в камере он совершал священническое служение, исповедовал, духовно руководил многими, под влиянием старца решавшими изменить свою жизнь; к о. Георгию, малообразованному выходцу из крестьян, особенно часто шла московская интеллигенция; сохранились воспоминания не только о мудрости, но также об огромной доброте этого духовника, о том, что каждого приходящего он называл «золотце», «деточка»;
- архимандрит Симеон (Холмогоров), духовный друг владыки Феодора; к старчеству батюшка шел через многие скорби; в 1907 г. ему, тогда ректору Тамбовской духовной семинарии, довелось пережить покушение: в него трижды стрелял студент той же семинарии; с тех пор о. Симеон остался парализованным, но не оставил посильного служения, окормления духовных чад;
Одна из его духовных дочерей, игумения Иулиания, вспоминает:
«Духовных детей у него было мало, не больше 15. Некоторых он брал сам, но с благословения владыки Феодора. Иногда к нему приезжали его давнишние духовные дети, иногда духовные дети старца Гавриила, а иногда владыка Феодор к нему посылал. В этих случаях решать предоставлялось о. Симеону. Присланных владыкой он всегда исповедовал…
Батюшка всех своих духовных детей исповедывал каждые две недели… Вся обстановка исповеди и сама исповедь у батюшки была особая… Когда вы входили, он надевал, лежа на кровати, епитрахиль и тушил электричество. Вы становились по обычаю монастырскому на колени у его кровати, горела одна лампада в киоте. О. Симеон читал молитвы перед исповедью всегда наизусть, и начинал исповедовать с того, что он перечислял все те грехи, которым он был грешен перед вами как духовник, и просил прощения. Потом он обычно сам спрашивал, но спрашивал так, что вы конечно, во всем были грешны…
В конце исповеди у вас оказывалось такое множество грехов, что все ваше самомнение, какое у вас было, исчезало, и вы вдруг вспоминали ещё куда больше своих грехов, чем перечислил батюшка».
- иеромонах Павел (Троицкий); постриг он принял уже после революции, но быстро возрос до благодатного старца, внимательного духовника; послушанием иеромонаха были управление хором и исповедь; по воспоминаниям духовных чад, он имел дар прозорливости; пройдя тюрьмы, лагеря, подвижник прожил долгую жизнь – он скончался в начале ноября 1991 г., немного не дожив до 98 лет.
Так 1920-е стали временем наибольшего расцвета: хотя монахов здесь было менее 20 человек, сама «Даниловская община», как ее называли, насчитывала до 1000. После ареста патриарха Тихона, с 1923 г., Данилов стал оплотом православия, противостояния обновленческому расколу. Разумеется, власти простить такого не могли.
- Еще с 1918 г. они отняли все помещения, кроме храмов.
- В 1922 г. из Данилова были изъяты «церковные ценности»: шла кампания «помощи голодающим Поволжья».
- С конца 1920-х начался захват храмов.
- С 1930 г. началось разорение некрополя.
- Наконец, в сентябре – октябре 1937 г. власти расстреляли практически всю братию, около 30 человек, включая настоятеля, епископа Феодора (Поздеевского).
После этого обитель второй раз за свою историю фактически прекратила существование.
Во времена СССР
Сюда стали свозить несовершеннолетних правонарушителей. А соборный храм стал тюрьмой. «Трудные подростки» и атеистически настроенные военные за следующие полвека здания привели бывшего монастыря в состояние разрухи.
Данилов монастырь незадолго до передачи представителям Русской Православной Церкви
Возвращение монастыря РПЦ
К началу его новой жизни вновь имеет прямое, непосредственное отношение основатель, князь Даниил. Насельник 1930-х, архимандрит Даниил (Сарычев), позже – монах Донского монастыря Москвы, вспоминал:
«Была у нас на клиросе девица Мария. И вот однажды, уже после закрытия монастыря, она шла вдоль стен, смотрела на соборы и плакала об обители преподобного князя Даниила. Вдруг видит: навстречу ей идут благоверный князь Даниил и преподобный Сергий. Подошли. Князь Даниил кладет ей свою руку на плечо и говорит: «Что ты плачешь? Не плачь, я же вам сказал: Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Преподобному князю Даниилу известно было, что обитель возродится».
В 1982 г. Патриарх Пимен обратился к советскому правительству с просьбой вернуть столице ее старейшую обитель. Многие москвичи недоумевали, как такое может быть возможно «в советском городе», были уверены – последует жесткий отказ. Но Святейший бестрепетно благословил читать тропарь благоверному Даниилу по всем храмам столицы. Вера не была посрамлена: в нарушение всякой логики советского строя с 1983 г. разоренный Данилов передали Церкви!
Интересный факт
Многие сочли символичным, что, оставляя Данилов, руководство колонии не смогло вывезти с территории памятник гонителю православия, Ленину – внезапно порвался трос, скульптура упала, разбившись на куски.
3 сентября 1983 г. здесь прошла первая служба. Ко времени празднования Крещения Руси удалось уже восстановить главный храм, св. Отцов.
История
Даниловский монастырь в Москве был основан московским князем Даниилом, сыном великого князя Александра Невского. Князь отличался благочестием, справедливостью и милосердием. Правил он 30 лет и за это время сумел положить начало единению Русских земель вокруг будущей столицы и стал первым Московским Великим князем всея Руси. Первоначально в обители был построен деревянный храм во имя преподобного Даниила Столпника, покровителя святого пророка Даниила. Перед смертью князь принял монашеский постриг. В 1303 году он был похоронен согласно своему завещанию на простом братском кладбище обители «не в церкви, а в ограде».
Фрески в летней церкви
История Даниловой обители непроста. Много испытаний пришлось ей выдержать. В 1330 году сын Даниила Иван Калита перевел её в Кремль, где было безопаснее от набегов и приписал его к собору Спаса на Бору. Затем обитель была перемещена на Крутицкий холм. Здесь был устроен Новоспасский монастырь. Всё это время обитель оставалась в запустении. В нём были только храм и кладбище. Могила князя Даниила была заброшена. Но чудесные исцеления прихожан, посещающих могилу князя Данила, послужили возрождению обители. Иоанн Грозный восстановил древний Даниловский монастырь в Замоскворечье. Обитель была заселена иноками. Раньше подчиненный кремлевскому Спасо-Преображенскому собору, теперь он вновь стал самостоятельным. А позже князь Даниил был причислен к лику святых и были обретены его нетленные мощи. Установили два дня памяти святого Даниила — 17 марта в день его кончины и 12 сентября в день обретения его св. мощей (по старому стилю это 4 марта и 30 августа).
Обитель имела важное значение в обороне столицы. Она сыграла большую роль в отражении нападения крымского хана Казы-Гирея в 1591 году. В смутное время, в 1606 году, бунтовщики под предводительством Болотникова потерпели поражение от войска царя Василия Шуйского. В 1610 году самозванец Лжедмитрий II поджег обитель. Но вскоре её отстроили и обнесли каменной красивой стеной с башнями.
Крепостная стена и Надвратная колокольня с церковью Симеона Столпника
По красоте её можно было сравнить с крепостной стеной Кремля. Во время войны с Наполеоном обитель была разграблена. С гробницы святого князя Даниила похитили серебряный оклад, созданный на пожертвование князя Федора Голицына. В 1817 году святые мощи князя Даниила были положены в новую серебряную раку. После революции, во времена гонения на церковь, обитель также подверглась преследованию и репрессиям. Была снесена 300-летняя часовня. Даниловский монастырь в Москве укрывал многих священнослужителей, изгнанных из других церквей за то, что они оставались верными традициям русского православия. Их называли «даниловцами». Многие из них были отправлены в ссылку или в заключение. В 1930 году обитель в Москве была закрыта, а часть монахов была расстреляна. Исчезли мощи святого князя Даниила. Возможно, их унесли сами верующие, чтобы спасти их от поругания. На территории был установлен памятник Ленину. Работали детская колония и склады. Были вскрыты захоронения. Останки некоторых известных деятелей были перенесены на другие кладбища. Данилово кладбище было варварски уничтожено. В 1983 году обитель была возвращена Русской Православной Церкви. Начинается ее восстановление, завершившееся к празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1988 году.
Что посмотреть
Несмотря на разруху советских лет, территория монастыря сохраняет планировку XIX в. Вход находится на северной стороне, над вратами – храм прп. Симеона Столпника с колокольней.
Храмы
Среди них есть восстановленные после советских лет святыни, но также и недавно возведенные.
Самый древний
Храм св. Отцов Семи Вселенских Соборов, первый каменный в Данилове, возведен тщанием еще Ивана IV. Позже совсем рядом построили еще одну церковь, Покрова Богородицы, а в ней – придел прор. Даниила. К началу XVIII церковь св. Отцов стала ветшать, так что ее разобрали. Новый же собор построили (1730 г.) на месте Покровской, которая стала теперь нижним храмом. С 1806 г. здесь устроены приделы блгв. Даниила и свв. Бориса и Глеба, а уже в наше время появился третий ярус, где находится престол прп. Даниила Столпника.
Главная достопримечательность церкви – древнейший иконостас. Здесь можно увидеть икону Богоматери Владиминрской «с акафистом», то есть клеймами на полях, иллюстрирующими это песнопение в честь Пречистой. По преданию это – вклад самого Ивана Грозного.
Кроме того, справа от царских врат, находится образ Семи Вселенских Соборов, также древнего происхождения. Другие образы здесь относятся к XVII в., переданы Троице-Сергиевой лаврой.
Из всех церквей эта была возрождена первой: 8 июня 1985 г. здесь прошла первая со времени закрытия литургия.
Троицкий собор
Сейчас он считается главным. Его строгие формы – дань популярному стилю «классицизма».
Известно, что храм освящал сам свт. Филарет (Дроздов), митрополит Московский, 13 сентября 1838 г.
Троицкий имеет два придела – Зачатия прав. Анной Пресвятой Богородицы и прп. Алексия, человека Божия.
В подклете, где некогда погребали благотворителей (захоронения варварски уничтожены) теперь находится еще один храм – Рождества св. Иоанна Предтечи. Здесь, как правило, совершается Исповедь по праздникам, воскресным дням.
Прп. Симеона Столпника
Это надвратный храм, строительство которого относится к 1 пол. XVIII в. (1736 г.).
Интересный факт
Современный иконостас состоит из образов, пожертвованных Псково-Печерским монастырем. Есть данные, что он составлен его наместником, архим. Алипием (Вороновым), через 10 лет по его кончине передан Данилову.
Постройки последних лет
Это:
- церкви прп. Серафима Саровского на нижнем этаже больничного корпуса на месте часовни XIX в. и Всех Святых, в земле Русской просиявших – домовая при резиденции Патриарха;
- часовни св. Даниила Московского (в парке близ Серпуховской заставы) и Поминальная, построенная на бывшем монастырском кладбище.
Святыни
Главная из них – честные останки блгв. Даниила. По закрытии обители они были при храме Даниловой слободы, после чего потеряны. Сейчас можно поклониться только сохраненным верующими частицам.Рака находится в приделе св. Даниила храма Св. Отцов. Кроме того, есть несколько икон-мощевиков.
Схимонах Максим (Сысоев). Нес послушание у мощей святого князя Даниила. Фото 1920-х годов.
Мощи
Среди других святынь:
- мощи преподобноисповедника Георгия (Лаврова);
- части мощей свт. Николая Чудотворца, свт. Спиридона Тримифунтского.
Все святыни можно увидеть в храме Св. Отцов: либо в верхней церкви (ковчег с частью мощей свт. Николая – близ раки св. Даниила), либо в нижней, Покровской.
Рака с частицами мощами святого Даниила Московского пребывает в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря.
Полезный материал:
- О работе и помощи в приобретении жилья молятся Даниилу Московскому
Иконы
Наиболее почитаемы образы:
- Богоматери Владимирской из иконостаса храма Св. Отцов;
- Богородицы «Троеручица» (Троицкий собор);
- Св. Троицы; древний образ XVIв. пожертвован в 1986 г. при драматичных обстоятельствах: у жертвователя трагически погиб в аварии брат, ехавший на Таинство Крещения; как память о нем, семья подарила обители эту фамильную икону; сейчас это – храмовый образ Троицкого собора;
- прп. Серафима Саровского с частью его мощей, пожертвованный монахиней Евпраксией (Киселевой); образ происходит из Серафимо-Знаменского женского скита, который существовал под Москвой в советские годы; сейчас это храмовый образ церкви преподобного.
История колоколов Данилова монастыря
Колокола: краткая история
Их пожертвовал в 1682 г. царь Феодор Алексеевич. Впоследствии, в 1700 г., во время войны со Швецией, примерно четверть их снял Петр I, вообще не жаловавший монастыря, дабы перелить на пушки. Полагают, что после этого колоколов осталось 16. Но к началу XX в. появились целых два уникальных колокола:
- первый, весивший 722 пуда, пожертвовала вдова купца, Анастасия Захарова; звонницу для столь большого колокола пришлось строить специально;
- а в 1904 г. еще один, 365-пудовый колокол, подняли на колокольню надвратного храма.
Таким образом, общее количество колоколов составило 18, а вес – около 27 т.
В 1930-е все они были проданы их американскому предпринимателю, находились при университете Гарварда. Вернуть святыню удалось после более сем 20-летних переговоров.
17 марта 2009 г. старые колокола зазвучали вновь.
Иконостасы Свято-Даниловского монастыря
В связи с возрождением Свято-Даниловского монастыря, люди со всей страны стали жертвовать древние иконы и передавать в дар уникальные православные святыни.
Например:
- Древняя особо чтимая Владимирская икона с клеймами акафиста на полях считается вкладом самого Ивана Грозного. Была написана во второй половине XVI века для первого, возведенного из камня храма обители.
- Древнейший образ Богоматери «Троеручница» принадлежит стилю конца XVII столетия, имеет драгоценный серебряный оклад с камнями и жемчугом.
- Еще одной известной почитаемой святыней и одновременно церковным историческим памятником является чудотворная икона святого преподобного Кассиана Римлянина.
- Древнейшая образ Троицы Живоначальной второй половины XVI века, хранится в красивом резном киоте.
- Казанская икона с клеймами середины XVIII столетия.
- Тонко выписанный образ святого Александра Невского 1900 года поступил в дар из частной коллекции богоугодного поэта Е.М. Ряпова.
- Из Греции со Святой Горы привезена икона XIX века святого великомученика целителя Пантелеймона.
Большой интерес представляет древнейший иконостас церкви Святых отцов. Верхний ряд полностью состоит из 67 образов святых ликов одного письма костромских мастеров XVII века. Главный храмовый образ представлен сложной составной композицией: средник с изображением Спасителя и клейма цикла Вселенских Соборов вокруг.
На каждом запечатлен созывающий его император на фоне храма, где он проходил. Иконостас в пределе Даниила Столпника состоит из 4 ярусов, а высокохудожественное исполнение Царских врат XVII столетия представляет собой уникальный объект древнерусского искусства из музейного запасника московского Кремля.
Оформление иконостаса Троицкого храма определено архитектурой собора в стиле классицизм, а Покровский предел написан современными мастерами в 1984 году по лучшим образцам древнерусского искусства новгородской и московской школы 15 века. Реставраторам удалось сохранить и воссоздать древнейшие традиции русской и византийской иконописи.
Современная жизнь монастыря
Сейчас Данилов – ставропигиальный, то есть подчиненный непосредственно Патриарху монастырь.
Резиденция Патриарха
Она построена в 1983-1988 гг. на западе монастыря. С 2009 г. пришлось проводить капитальный ремонт здания, которое начало разрушаться, видимо, из-за ошибок строителей советских лет. Сейчас здесь проводятся Архиерейские Соборы, заседания Синода. Здесь же живет также Предстоятель Русской Церкви.
Наместник и братия
10 мая 1992 г. братию возглавил архимандрит Алексий (Поликарпов), постриженик Троице-Сергиевой лавры. Он продолжает руководить монастырем до настоящего времени – уже как викарныйепископ. 18 марта 2022 г. Патриарх Кирилл поздравил владыку с 50-летием монашеского пострига.
Братия проводят жизнь по Уставу монастыря прп. Сергия, тем более, что многие, как наместник, именно там начали свой иноческий путь. Послушания иноков определяются разнообразием служения, которое несет сейчас монастырь. Здесь работают:
- мастерские (иконописная, ювелирная, багетная, столярная);
- пекарня;
- пасека;
- издательство;
- колокольный центр со школой звонарей, ежегодно проводящий фестивали колокольного звона.
Хор
Им обитель славилась еще до революции. Возродить традицию удалось с 1989 г. Первый регент, игумен Товий (Глазырин) пригласил для работы профессиональных певцов. Сейчас в коллективе – 30 участников. Они не раз занимали высокие места на международных конкурсах, постоянно ездят по стране.
Регентские курсы
Они открыты с 1998 г., сейчас они считаются одними из лучших в стране. Выпускники несут регентское послушание по храмам Москвы, других городов.
Православный реабилитационный
Он существует с 2006 г., возглавляет его насельник Данилова, игумен Иона (Займовский). Здесь помогают страдающим страстями винопития, наркомании, другими зависимостями. Кроме обители, – при храме Архангела Михаила г. Жуковского и наркологическом диспансере № 2 столицы.
Современный статус Свято-Даниловского монастыря
Свято Даниловский монастырь в Москве сегодня можно назвать основным центром русского православия не только из-за расположения резиденции Патриарха, но и по причине активнейшего участия в религиозной жизни современного общества.
В настоящий момент при обители находятся:
- известное православное издательство;
- экскурсионный паломнический центр;
- курсы катехизации для взрослых;
- воскресная школа;
- молодежный духовный центр;
- регентские курсы и звонарского мастерства;
- реставрационные и художественные мастерские;
- служба помощи бездомным и малоимущим с лечебницей.
Подворья и скиты
Их насчитывается всего пять.
Прп. Сергия
Он появился с 1992 г. в Рязанской области близ села Кривель. Сейчас здесь монастырское хозяйство, включая пасеку, но главное – идет уединенная монашеская жизнь, молитва. Посещение служб доступно мирянам, более того, при ските есть воскресная школа.
Основание Свято-Преображенского скита
С 2007 г. несколько иноков Данилова поселились близ дер. Ланьшино Серпуховского района Московской области. Первая служба прошла здесь на день памяти свт. Спиридона Тримифунтского, который стал особо почитаемым святым скитян. Сейчас насельники Преображенского – в основном «ученая братия». Здесь – все условия для самообразования, научной работы. По древней традиции, сюда возбранен доступ женщинам.
Храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского
Это первый скитский храм, заложенный 31 мая 2011 г. Особое утешение насельникам доставил приезд митрополита Керкирского Нектария, который подарил скитянам святыню – башмачок свт. Спиридона.
Долматово
Это подворье с храмом иконы Богородицы «Знамение» хорошо известно москвичам. Его настоятель – игумен Петр (Мещеринов). Здесь как подсобное хозяйство, так и духовная лечебница: трудничают здесь люди, борющиеся с алкогольной зависимостью. Монастырь не только помогает им материально, но также старается помочь с жизненным самоопределением.
«Всецарица»
Скит, освященный в честь этой иконы, открыт недавно, с 2015 г., в деревне Нововолково Московской области. Здесь находится список образа, созданный на Афоне. Другая чтимая святыня – икона – прижизненный портрет прп. Серафима Саровского 1815 г. Образ считается чудотворным, неоднократно посещал города не только России, но и Греции.
Чудотворная икона батюшки Серафима Саровского (прижизненный портрет) одна из святынь скита в честь иконы Божией Матери «Всецарица» Данилова монастыря в деревне Нововолково Московской области
Свт. Николая
Это единственное московское подворье (район Измайлово). Небольшая деревянная церковь действует с 2003 г. Здесь работает детская воскресная школа, есть опыт совместных паломнических поездок на Соловки, в Крым.
Другие «Даниловские»
Обитель св. Даниила является уникальной, единственной в России. Однако, есть регионы, с которыми благоверный князь так или иначе соприкасался при земной жизни. Некоторые из них сохранили топонимы, связанные с ним, а кое-где есть иноческие общины, в названии которых есть имя святого.
Казанский женский монастырь на Горушке
Он именуется Даниловским по городу – ныне районному центру Ярославской области. Некогда – село, это место, где однажды останавливался князь. Позже здесь были устроены княжеские хоромы, а место прозвалось Даниловской слободой, с 1777 г. – городом Даниловым. Монастырь Казанской иконы Богородицы возник по благословению прав. Иоанна Кронштадтского с 1894 г., сначала – как Даниловская женская община.
Здесь с 1900-х гг. началось строительство первого на Даниловской земле трехпрестольного храма. Освятить его удалось только с 1918 г., когда по стране уже шла гражданская война. Скоро монастырь был закрыт. Сейчас монашеская жизнь здесь возрождается.
В Пушкинском районе
Село, носящее имя князя, есть в Пушкинском районе Московской области. Оно упоминается завещанием сына св. Даниила, Ивана Калиты, следовательно, имеет прямое отношение к Московскому князю. С 2009 г. здесь действует часовня блгв. Даниила Московского.
Некрополь Свято-Даниловского монастыря
У Свято Даниловского монастыря имеется еще одна уникальная достопримечательность – древнейший в Москве некрополь.
Здесь погребены такие известные деятели культуры и искусства, как:
- Николай Гоголь;
- поэт Н.М. Языков;
- известный славянофилы Хомяков, Черкасский, Самарин;
- художник живописец Василий Перов.
К сожалению, в советское время по причине расширения колонии малолетних преступников, находящейся на месте закрытой обители, уникальный некрополь был разрушен. Часть могил были перенесены на Новодевичье кладбище, но большинство из них просто уничтожили. В память обо всех захороненных после возрождения монастыря поставили часовню.