Где родился Иисус, в какой стране, в каком городе?

  • 23 Июля, 2019
  • Достопримечательности
  • Ольга Стрелкова

Зарождение библейской археологии относится к 4 веку, эпохе императора Византии Константина и Елены, матери царя. В то время начали активно исследовать Святую землю с целью прикоснуться как к евангельским событиям, так и к священной истории в целом. У Евсевия Кесарийского можно прочитать о мощной программе по воссозданию Святой земли. Ее воплощение в жизнь привело к тому, что были изучены важнейшие уголки земного шара, в том числе и место, где родился Иисус.

Предсказание пророка Михея

Что нам известно о стране, где родился Иисус Христос? В Священном Писании сказано, что это была Иудея, или Иудейское царство. Столицей его был Иерусалим. Оно образовалось в 10 веке до н. э., после того как распалось Израильское царство Давидово и Соломоново. В него входили земли таких колен, как Иуды и Симеона, а также половина Вениаминова.

А что сказано в Священном Писании по поводу населенного пункта, где родился Иисус Христос? В каком городе это произошло? Об этом повествуется в пророчестве Михея, более чем за семь веков до появления на свет Спасителя. Евангелист Матфей напоминает о словах Михея. Царь Ирод, обеспокоенный сообщением волхвов о том, что родился Царь Иудейский, потребовал от толкователей Библии назвать точное место.

В ответ знатоки привели ему цитату из Михея, где говорилось о том, в каком городе родится Иисус Христос. Там было сказано о Вифлееме. Существует два варианта перевода этого названия с древнееврейского языка, в зависимости от написания – «дом хлеба» и «дом мяса».

Рождение Иисуса Христа

Иисус родился во тьме. Ночью Дева Мария родила ребенка. Согласно Евангелию, ту часть, которую написал Лука, молодая мать поместила ребенка в детскую, и как раз в этот момент пещеру залил яркий свет, исходящий из облака, появившегося из ниоткуда.

В тексте апокрифического Евангелия также говорится, что первенца Мессию узнали осел и бык в хлеву. Это стало ясно, когда ему поклонились.

Весть о рождении Спасителя разнеслась по городу местными пастухами, которые в ту ночь находились возле своих стад недалеко от Вифлеема. Это послание было передано им самим Ангелом, который явился перед ними в ослепительном свете, чтобы рассказать людям о рождении Мессии.

В это время волхвы прибыли из восточных земель в Иерусалим, который тогда был столицей Иудейского царства. Один из них прошел долгий путь только для того, чтобы иметь возможность поклониться новорожденному Сыну Божьему, будущему Царю евреев. Он нашел верный путь к Мессии только благодаря яркой звезде, которая появилась на небе в момент первого вздоха маленького Иисуса.

Эта рождественская звезда привела волхвов в Вифлеем. Некоторое время он оставался на крыше нового дома Марии, Иосифа и Сына Господня, дома, в который вошли все трое, выходя из пещеры.

Перед новорожденным Иисусом мудрецы упали на колени. Они принесли ему много даров: золото, ладан и смирну, которые соответственно символизируют царство, божественную цель и краткость человеческой жизни. Это событие положило начало доброй традиции обмена подарками с близкими на Рождество.

интересно, что точная дата рождения учеными не установлена. Над этим вопросом до сих пор работают астрологи, теологи и историки. Их взгляды разделились. Маловероятно, что они придут к соглашению в будущем, как показывают многие исследования.

Большинство из них выделяют такой временной интервал — 12-7 лет до нашей эры. 12 год нашей эры связан с кометой Галлея, поскольку она проходит через перигелий. Именно ее, по мнению некоторых ученых, волхвы назвали Вифлеемской звездой.

Что касается 7-го года, то он был выбран так, чтобы он совпал с единственной документально подтвержденной древней переписью. Есть и другой вариант: 4 г до н.э., когда родился Ирод Великий, который, по легенде, организовал избиение детей в день рождения Иисуса.

Что касается прямого дня рождения Мессии, то в католицизме он приходится на 25 декабря, а в православии — 7 января. Цифры разные, так как представители этих христианских конфессий используют разные календари (григорианский и юлианский).

Два Вифлеема

Из событий, описанных в Евангелии, известно, что Иосиф Обручник и Дева Мария проживали не севере Галилеи, в Назарете, в то время как Иосиф происходил из колена Иудина. Тогда Римская империя проводила масштабную перепись, и семья отправилась в Вифлеем, чтобы быть зарегистрированной.

И здесь просматривается противоречие относительно города, где родился Иисус Христос. Дело в том, что Вифлеема имелось два. Один из них был на севере, недалеко от Назарета, а другой на юге. Таким образом, чтобы попасть в город, находившийся на юге, требовалось пройти в сторону Хеврона через всю Святую землю.

В связи с этим у ряда толкователей священных книг сложилось мнение, что ближе к истине будет предположение о северном Вифлееме. Они решили, что, скорее всего, это именно то место, где родился Иисус. Однако в данном случае правильный вариант подсказало изучение исторического контекста.

Благая весть о рождении Мессии

Благовещение — самый главный праздник для всех верующих. Принадлежащий к 20-м годам ХХ века, он тесно связан с жизнью Марии, избранной Всевышним матерью Сына Божьего.История о том, как чистейшая дева узнала о своей судьбе, известна не каждому. Это необходимо для лучшего понимания христианства.

Мария родилась в семье проповедников Анны и Иокима. Его семья жила в Вифлееме. Именно здесь, в возрасте 12 лет, верная Господу девушка дала ему обет вечной девственности. Позже ее выдали замуж. Благочестивым мужем был Иосиф из Назарета, старик, к которому все, в том числе и сама Мария, относились с уважением. Он сам ответил своей жене, поскольку Иоахим упоминается в его генеалогии, который дал жизнь Иеконии и его братьям до того, как Вавилон стал их домом. После того, как Иеконий поселился в Вавилоне, он продолжил свою родословную. 12 поколений разделили его с Иосифом, который стал хранителем девственности Пречистой.

Однажды Гавриил пришел к Богородице. Явившийся ей архангел принес благую весть о том, что именно она была избрана матерью Спасителя. Таким образом, Мария знала, что ей суждено родить ребенка, зачатого Святым Духом. При этом посланник Господа назвал самую чистую и точную дату рождения ребенка.

Этому событию, как известно, предшествовало решение Августа, который в то время правил Иудейским царством, провести перепись населения. Согласно приказу римского императора, каждый должен был «зарегистрироваться» по месту жительства его семьи.

Иосиф и Мария были вынуждены отправиться в Вифлеем, где жили их предки. Здесь, как сказано в ветхозаветных пророчествах, Мессии суждено было родиться. Так и случилось. Богородица вместе с мужем не могла найти свободного места в гостиницах города, поэтому была вынуждена остановиться в пещере, которую пастухи превратили в конюшню.

Древние свидетельства

Об истинных обстоятельствах переписи рассказывают древние тексты. Так, в Британском музее хранится приказ на папирусе под номером 904. Хотя он и относится к более позднему периоду (приблизительно к 104 году н. э.), в нем описана аналогичная ситуация, так как переписи проводили регулярно.

В документе есть указание на то, что все люди должны быть переписаны только в месте их рождения. Префект Египта Гай Вибий Максим дал распоряжение о том, что необходимо заставить всех, кто по той или иной причине находится вне пределов своей провинции, возвратиться в собственные дома. Это нужно для того, чтобы они могли соблюсти требования обычного закона о переписи.

Все-таки иудейский Вифлеем

Отсюда следует, что, исполняя повеление римских властей, касающихся переписи населения, Иосифу Обручнику следовало отправиться на юг Иудеи. Ведь его происхождение восходит к потомкам царя Давида. А значит, когда речь заходит о месте, где родился Иисус, имеется в виду Вифлеем, находящийся на юге, в Иудее.

Версия, касающаяся переписи населения, изложена евангелистом Лукой. У Матфея сказано, что в Вифлеем Иосиф и Мария отправились, спасаясь от царя Ирода, который приказал истребить всех младенцев. Несмотря на это разночтение, в обоих случаях город и страна, где родился Иисус Христос, указаны одинаково.

Иосифу пришлось бежать в Египет вместе с Иисусом и Марией

Иосиф был правоверный иудей и поэтому на восьмой день после рождения Иисус был обрезан. На сороковой день состоялось жертвоприношение в Иерусалимском храме. Таким образом, получается, что волхвы прибыли в Вифлеем только после того, как эти события произошли.


Бегство в Египет, Джинтиеле да Фабриано, 1423 год. Святому семейству пришлось бежать в Египет от избиения младенцев, которое царь Ирод устроил в Иудее

В те времена в Иудее непосредственно правил царь Ирод, который был в подчинении у римского императора. Услышав о том, что родился Мессия, он испугался.

Так как он не знал, где именно это произошло, он приказал в Вифлееме убить всех младенцев, чей возраст не превысил два года. Спас Иисуса от гибели Ангел Господен, который повелел Иосифу бежать с семейством в Египет. Здесь они жили до самой смерти Ирода.

Историческая справка

Первое упоминание о городе обнаруживается в Амарнском архиве и относится к 1350-30 годам до н. э. Тогда он находился во владении у хананеев. Согласно книге Царств, это место рождения и помазания на царство Давида. В связи с этим город именуют и городом Давидовым. А по причине того, что, согласно Евангелию, это место, где родился Иисус Христос, христиане почитают его вторым по святости, вслед за Иерусалимом.

Во 2 веке, во время восстания Бар-Кохбы, император Адриан разрушил город. Мать Константина Великого, императрица Елена, способствовала его возрождению. В 327 г. она приказала выстроить здесь храм Рождества Христова. В 529 году святыня была повреждена самаритянами. Они ограбили ее в ходе восстания. Позже император Юстиниан I вновь отстроил церковь.

В 637 г. Вифлеем завоевали мусульмане. Их правление продолжалось до завоевания города крестоносцами в 1099 году. Они заменили местное православное духовенство на латинское. В 13 веке стены города были разрушены мамлюками и отстроены в 16-м османами. Власть от последних к британцам отошла после 1-й Мировой войны. В 1948-м город в ходе арабо-израильской войны заняла Трансиордания. А позднее, в 1967-м, Израиль, в ходе шестидневной войны. Согласно соглашениям, подписанным в Осло, с 1995 года Вифлеем управляется администрацией Палестины.

Вифлеем разрушался дважды и был восстановлен

Город Иисуса входит в число самых древних городов Земли. Он был основан в XVII-XVI веках нашей эры. Раньше эта местность относилась к Ханаанской земле. Первоначально в Вифлееме проживали хананеи, позже их место заняли иудеи.

Святые Константин и Елена. Фрагмент мозаики. Святая Елена приказала снести языческий храм Адонису в Вифлееме и поставить на его место христианскую церковь

Во времена римского владычества в городе находилось святилище Адонису. Стояло оно на месте Рождества Иисуса Христа. Капище было возведено после окончания второй между Римом и Иудей во II веке.

Снесён языческий храм был только в 326 году по приказанию святой Елены, матери первого христианского императора Константина. Она же поставила на его месте христианскую церковь.

Храм Рождества Христова разрушили самаритяне во время своего восстания. В 529 году император Юстиниан Великий восстановил его. Захватившие в 614 году город персы Храм пощадили.

В 637 году его захватили уже мусульмане. Умар-ибн-Хаттаб, второй халиф ислама, принял решение оставить Храм христианам.

Город в наши дни

Сегодня Вифлеем – это город, который располагается у реки Иордан, на ее западном берегу. Его в военном и гражданском отношении контролирует Палестинская национальная администрация. Он является столицей одноименной провинции и центром туризма и паломничества. В десяти километрах к северу от него – город Иерусалим. Площадь Вифлеема – около 6 км, население – около 25 тысяч человек.

В наши дни Вифлеем является преимущественно мусульманским городом. Однако, по-прежнему, это дом для большой части общины палестинских христиан. Развитие экономики этого места происходит преимущественно за счет туризма. Своего пика он достигает в рождественский сезон. В это время, уже 2 тысячи лет христианами совершается паломничество к Святому Вертепу.

Храм Рождества Христова построен над пещерой, где родился Иисус, согласно легенде. По сути, данное строение является комбинацией из двух церквей. Само место рождения при этом располагается внизу и называется Пещерой Рождества или Пещерой Яслей, Святым Вертепом, Гротом Рождества. В дошедших до нас источниках храм упоминается около 150-го года. Подземная часть построена во времена императрицы Елены. Она является принадлежностью Иерусалимской православной церкви.

Вифлеемом владели крестоносцы и османы

На Святой Земле долгое время царили мусульмане. Государи христианской Европы были этим возмущены. Папа Римский Урбан II организовал в 1095 году Первый крестовый поход.

Своей целью крестоносцы ставили освобождение трёх главных в христианстве городов: Иерусалима, Вифлеема и Назарета.


Папа Урбан II проповедует первый крестовый поход на площади Клермона. Франческо Айец, 1835 г

Папа Урбан II стал инициатором Первого крестового похода целью которого, в том числе, было отвоевание у мусульман Вифлеема.

Цель похода достигнута через четыре года. Все названные города включены в состав Иерусалимского королевства. Оно перестало существовать только в 1291 году. Иерусалим, при этом, был отбит у крестоносцев Саладином в конце 1187 года.

Крестоносцы неоднократно пытались вернуть Иерусалим обратно. При этом стоит отметить, что Саладин и его потомки терпимо относились к христианам и дали им свободный доступ на Святую землю.

С 1517 года Святой землёй, Иерусалимом и Вифлеемом владели османы. Это владычество продолжалось вплоть до распада Османской империи в конце XIX века. В это время паломники могли иметь доступ к святыням.

К сожалению, многие из них гибли на пути к ним. Связанно это было с тяжёлыми климатическими условиями и нападениями разбойников.

Место Рождества

Его отмечает серебряная звезда, встроенная в пол. Некогда она была позолоченной и украшенной драгоценными камнями. Она имеет четырнадцать лучей и является символом Вифлеемской звезды. Внутри у нее по кругу есть надпись, которая в переводе с латыни обозначает, что здесь Дева Мария произвела на свет Иисуса Христа.

Древнюю звезду в 1847 году похитили неизвестные. Вероятнее всего, это были турки. А ту, которая сейчас расположена на месте рождения Иисуса Христа, изготовили в точном соответствии с древним образцом и укрепили, согласно указанию Абдул-Меджида I, султана, на выделенные им средства.

В полукруглой нише, расположенной над звездой, висят шестнадцать лампад, которые распределены между конфессиями следующим образом. Шесть является собственностью православной, четыре – католической, а еще шесть принадлежит армянам. Позади лампад, на стене в нише, полукругом висят православные иконы небольшого размера. За звездой, у стены на полу, находятся еще две стеклянные лампады.

Непосредственно над самим местом Рождества стоит мраморный престол, на котором совершают литургию представители православной и армянской церкви. Когда служба не совершается, его закрывают съемной решеткой. На стене за престолом также находится шесть маленьких православных икон.

Чем ты кормишь свою душу?

Когда вы питаетесь Христом, вы насыщаетесь Им и имеете общение с Богом. Первое свидание всегда проходит за едой. Когда у вас совместное принятие пищи, то устанавливается связь. Так мы формируем связь с Богом за принятием пищи. Причастие — один из способов связи. Но основное — это насыщение Христом.

Почему Иисус сказал: «Я есть хлеб жизни»? А что вы делаете с хлебом? Едите.

Почему вокруг столько смертей? Почему столько болезней? Откуда банкротство?

Потому что Адам ел не от того дерева. Начните есть от правильного дерева. Вы можете жить в Небесах, если будете питаться Христом.

Христос есть небесная пища. Аллилуйя!

Ясли Христовы

Слева от входа, в южной части пещеры, располагается придел Яслей. Этот участок находится в ведении католиков. Он напоминает небольших размеров часовню, приблизительно два на два метра. Уровень пола в этом приделе несколько ниже, в него ведут две ступеньки. Справа от входа – место яслей, в которые Иисуса положили непосредственно после рождения. Собственно говоря, ясли раньше были кормушкой для домашнего скота. Они были использованы Богородицей в качестве колыбели.

Внутреннюю часть этих яслей вывезли в Рим в качестве великой святыни и разместили в церкви Санта-Мария-Маджоре. Это произошло в 7 веке, во времена папы Теодора I, через несколько лет после того как мусульмане захватили Святую землю. Возможно, это было сделано с целью недопущения поругания святыни.

Часть яслей, оставшуюся в Вифлееме, обложили мрамором, и сегодня она имеет вид углубления в полу, которое устроено как колыбель. Над ним горят пять лампад, которые не гаснут. Сзади у стены стоит образ поклонения Младенцу вифлеемских пастухов.

С левой стороны от входа в ясельный придел находится престол Поклонения волхвов, принадлежащий католикам. Так он назван по запрестольному образу, изображающему поклонение волхвов Иисусу.

Происхождение пещеры

Вероятно, что самым древним из дошедших до нас прямых письменных свидетельств о пещере как о месте рождения Спасителя является запись святого Иустина Философа. Она содержится в его сочинении под названием «Диалог с Трифоном-иудеем», которое написано между 150 и 155 годами. По его утверждению, Святое Семейство нашло пристанище в пещере, находящейся поблизости от Вифлеема.

Сведений о том, кому принадлежала эта пещера, не имеется. По-видимому, она имела естественное происхождение, а позже была приспособлена для хозяйственных нужд, а в числе прочего и для содержания домашнего скота. В городе Вифлееме множество старых зданий возведено над пещерами, расположенными в известняковых скалах, которые являются первыми этажами. Их использовали, чтобы помещать животных, вплоть до середины 20 века. Возможно, что в такой пещере и родился Иисус Христос.

В настоящее время обстановка в Вифлееме неспокойная

Во время Первой мировой войны Вифлеем занимают англичане. В 1922 году город входит в состав Британской Палестины. В 1947 году был было образованно государство Израиль. Был сформирован так называемый «Большой Иерусалим» под юрисдикцией ООН.

В него вошли Иерусалим и Вифлеем. Далее сам город Иисуса и Восточный Иерусалим были сначала захвачены Иорданией, а потом вернулись под контроль Израиля в ходе Шестидневной войны.


Разделительная стена и пропускной пункт между Иерусалимом (Гило) и Вифлеемом. Вид с Израильской стороны. В наше время Вифлеем предмет спора между государством Израиль и Палестинской автономией

В настоящее время принадлежность Вифлеема, а также западного берега реки Иордан — это предмет спора между Израилем и Палестинской автономии. В результате в городе поддерживается неспокойная обстановка. Это стало причиной оттока населения.

Так в 1940 году жителями города в основном были арабы-христиане, составлявшие 90% его населения.

После того, как во второй половине двадцатого века христиане начали массово эмигрировать из Палестины и с Ближнего Востока в Западную Европу и Америку, в городе их осталось не более 20%.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]