Троице Сергиевая лавра: все о крупнейшем в стране мужском монастыре


Монастырь при Сергии Радонежском

Ряд исторических источников, в том числе и известная многим «Повесть временных лет», показывают, что одинокое существование Сергия Радонежского продолжалось не более 5-7 лет. Уже около 1342-1345 гг. на холме Маковец появились и другие обитатели – насельники. В результате пустошь стала особножительным монастырем.

На заметку! Такая форма проживания предполагала наличие у каждого монаха личной собственности, но, при этом, жилье у обитателей пустоши оставалось общим. В определенное время все монахи собирались в одном месте на богослужение, проводившееся несколько раз в день.

Особножительный монастырь на Маковце просуществовал до 1354 или до 1364 г. Точное время неизвестно. Но предположительно именно в период, то есть, между 1354-1364, а, возможно, и в 1376 г. по благословению Константинопольского патриарха Филофея и образовался общежительный монастырь. Монахи лишились личной собственности и отныне все делали только сообща.

В выбранном под обитель месте отстроили из дерева:

  • храм Святой Троицы;
  • трапезную;
  • кельи;
  • хозяйственные постройки;
  • церковь Димитрия Солунского;
  • ограду.

Сподвижники Радонежского разбили огороды и завели небольшое хозяйство. Первым игуменом монастыря на холме был не Радонежский, а некий Митрофан, он же, кстати, и постриг Радонежского в монахи. Но после смерти Митрофана обитель перешла под управление Сергия, под предводительством которого она очень быстро превратилась в духовный центр русских земель.

Занимательный факт! Именно у стен Троице-Сергиевой обители для получения напутствия и благословения на Куликовскую битву остановился Дмитрий Донской. И Сергий Радонежский, нарушив устав, отправил с князем иноков-богатырей – Пересвета и Ослаблю, во многом изменивших ход сражения.

Сергий Радонежский преставился в 1392 г. Захоронили его в стенах храма Святой Троицы. Новым игуменом стал любимый ученик преподобного Никон Радонежский.

Троице-Сергиева лавра в XV—XVI веках: первые каменные сооружения

Со времени основания монастыря после смерти основателя прошел целый век, и уже в начале XV столетия Троице-Сергиева лавра предстает незримым зрителем в виде комплекса из нескольких, в том числе, и каменных строений. Воздвижение на территории монастыря последних началось после сожжения его ханом Едигеем в 1408 г. Первое каменное сооружение появилось в 1422 г. Им стал Троицкий собор.

Строили его сербские монахи, поселившиеся в стенах обители после битвы на Косовом поле. Расписали храм Андрей Рублев и Даниил Черный, первый расписал и иконостас, где появилась его знаменитая «Троица».

Вторым каменным сооружением на территории монастыря стало двухэтажное здание трапезной. Его воздвиг московский зодчий Василий Ермолин. С 1540 г. вокруг монастыря началось возведение каменных стен. Спустя десятилетие ограждение, протяженностью в 1.5 км, было полностью построено.

Одновременно монахи создали запруды и выкопали пруд, что превратило Троице-Сергиеву лавру в одну из мощнейших средневековых крепостей. В 1559 г. на территории лавры заложили первый камень в основание Успенского собора. Освещение его случилось только в 1585 г., поскольку быстрому строительству помешал сильный пожар 1565 г., после которого от прежней обители осталось не так-то и много, и все пришлось отстраивать заново.

В 1561 г. монастырю присваивается статус архимандрита, что было вполне оправданно, поскольку именно к стенам Троице-Сергиевой лавры приходили князь и первые цари за советом и утешением. Именно здесь в 1530 г крестили будущего Ивана Грозного, а ранее, в 1442 г., в период междоусобных войн состоялось примирение Василия II с двоюродным братом Дмитрием Шемякой.

Правда мир длился недолго. Спустя два года Василия здесь же у гроба Сергия Радонежского схватили люди Дмитрия. Он был доставлен в Москву, ослеплен и далее переправлен в Углич.

На заметку! К концу XVI столетия Троице-Сергиева лавра становится крупнейшим монастырем на территории Московского княжества. В собственности монахов оказалось около 3 тысяч различных поселений. Имелись в распоряжении братии и собственные торговые суда. Иноки вели активную торговлю с зарубежными странами, попутно укрепляя также и полезные политические отношения.

Развитие монастыря в XVII — начале XVIII вв

Начало XVII было временем великой смуты и интервенции, беда эта коснулась и монахов. В 1608 г. монастырь осадили поляки. Братия оборонялась 2 года, дождавшись в конце концов снятия осады войсками Михаила Скопина-Шуйского.

После этого Троице-Сергиева лавра превратилась в оплот для Второго ополчения под предводительством Минина и Пожарского. Архимандрит Дионисия помогал ополченцам словом и делом. Богатства монастыря несколько уменьшились, но благодаря последовавшим после снятия осады щедрым пожертвованиям Троице-Сергиева лавра быстро отстроилась.

Именно в это время стены и башни монастыря приобрели тот облик, который видит современный человек. Появились новые здания, например:

  • колокольня у Духовной церкви;
  • церковь Михаила Малеина;
  • царские хоромы;
  • каменные двухэтажные кельи;
  • церковь Зосимы и Савватия;
  • больничные палаты.

После последней осады монастыря в 1618 г. Троице-Сергиева лавра увеличилась до невероятных пределов. Монахи владели почти 17 тысячам крепостных, у монастыря было больше земель, чем у патриарха или даже царя.

Монахи занимались разведением и продажей рыбы, мололи муку на собственных мельницах, делали кирпичи на своих же кирпичных заводах, собирали фрукты в садах. Также они активно участвовали в политической жизни страны. В разное время в стенах лавры искали приюта Софья Алексеевна, а также ее братья Петр и Иван. Петр, в частности, скрывался в монастыре в 1689 г. Он покинул его для того, чтобы стать полновластным правителем, но услуги не забыл, приказав построить прекрасную трапезную и храм преподобного Сергия Радонежского – Трапезную церковь.

На заметку! Одновременно с этим у восточной стены монастыря Строгановы воздвигли надквадратную церковь Рождества Иоанна Предтечи.

Начало XVIII столетия стало не самым удачным для монастыря. В это время Петр I приступил к строительству будущего Петербурга и ввязался в Северную войну. Казна остро нуждалась в деньгах, часть которых правитель позаимствовал у лавры. Кроме того, было запрещено каменное строительство, поскольку весь материал уходил на постройку новой столицы.

Но в 1708 г. возникла угроза проникновения шведов вглубь страны, вследствие чего вокруг стен лавры обустроили бастионы, рвы и новые укрепления. В результате после правления

Петра I Троице-Сергиева лавра перестает быть оплотом духовной мощи царей, ею перестали восторгаться и даже говорили о перемещении обители в другое место. Возможно, это связано с ее, можно сказать, переспециализацией со святого строения на военно-оборонительное.

Расцвет Лавры

Новый виток интереса к монастырской жизни возник в правление Елизаветы Петровны. По ее приказу в 1742 г. в стенах лавры открыли духовную семинарию. Именно при дочери Петра монастырь получил почетный титул – «лавра». Возглавил ее Митрополит Московский. Елизавета любила монастырь всей душой, частые визиты ее сопровождались празднествами и фейерверками.

Правительница поддержала идею полной перестройки монастыря, над проектом трудились видные архитекторы того времени. Начатые при ней реставрационные работы продолжились уже при Екатерине Второй. И теперь отреставрированные монастырские сооружения стали напоминать дворцы, а не места проживания монахов и простых людей, отошедших от мирской суеты.

На заметку! Яркая расцветка зданий подчеркивала позолоту лепнины. В 1792 г. в центральной части монастыря появился обелиск с медальоном, повествующий о древней истории лавры. Обелиск также использовался в качестве хронометра, поскольку на каждой из трех его сторон были сооружены солнечные часы.

В XIX век лавра вновь входит в качестве богатейшего монастыря на территории страны. К середине столетия монастырю принадлежало уже свыше 100 тысяч крепостных крестьян. Богатства лавры складывались, в основном, из пожертвований, а также прибыли от торговли. При этом, монахи и сами никогда не гнушались вносить свою лепту.

Обратите внимание! В 1812 г. лавра отдала русской армии около 70 тысяч рублей в качестве поддержки, что являлось баснословной суммой в те времена.

Монастырь в XX веке

В начале XX века положение Троице-Сергиевой лавры, как культурного и просветительского центра, богатейшей из православных обителей, почти не изменилось. Во время волны крестьянских выкупов братия лишилась многих крепостных, но ей все еще принадлежали обширные территории, мастерские, заводы, типография.

В 1910 г. в стенах лавры все еще обитает порядка 400 монахов, хранятся мощи многих святых. Лавра стала последним пристанищем и для ряда русских князей, например, в ее склепах похоронен князь Дмитрий Трубецкой, Прокопий Ляпунов, представители семейства Годуновых и иных именитых фамилий.

Но после революции 1917 г. лавра была закрыта, Московская духовная академия распущена, а занимаемые ею помещения отведены под электротехнические курсы. Мощи Сергия Радонежского вскрыли, а лавру превратили в музей. Оставшуюся братию переселили в трудовые коммуны.

Последнее богослужение на территории монастыря удалось совершить в конце мая 1920 г., после чего лавра окончательно стала музеем. Колокола переплавили, а на территорию монастыря перевели учащихся педагогического института.

Реставрация Лавры

Сразу же после завершения активных военных действий 1917-1918 гг. в прилежащей к лавре местности большевики создали комиссию для защиты древних ценностей, которые хранились в монастыре, а также организации по проведению реставрационных работ. Но велись эти работы из рук вон плохо, поскольку какого-либо единого представления о том, как должна выглядеть новая лавра, и зачем она вообще необходима, не было.

На заметку! Планомерные реставрационные работы начали проводиться только в 1938 г. после приглашения к участию в них молодого архитектора Игнатия Трофимова.

Два года ушло у Трофимова на подготовку справки о музее и проекта реставрационных работ. 1 февраля 1940 г. лавру и прилегающие территорию объявили Загорским государственным историко-художественным музеем-заповедником. Трофимова же назначили главным архитектором, выделив на реставрацию 6 млн. рублей.

Завершению ее помешала война. Но несмотря на военные действия и послевоенную разруху, разрушения лавры удалось избежать. Часть памятников была восстановлена, а часть возведена почти с нуля.

Восстановление лавры – это первостепенная и главнейшая задача, которую поставило перед Трофимовым правительство. В 1950 гг. дело Трофимова продолжил его ученик — архитектор В.И. Балдин. В 1963 г. к делу подключился А.Г. Устинов, настаивавший на комплексном восстановлении ансамбля лавры. К началу 1970 гг. большая часть реставрационных работ была выполнена, но на этом восстановление лавры не прекратилось.

Дело первых архитекторов продолжило молодое поколение. Многие части монастыря сейчас можно увидеть именно благодаря труду архитекторов Ю.Д. Беляева и Ю.Н. Шахова.

В 1990-2000 гг. лавре был возвращен изначальный дореволюционный облик, перекрашены некоторые стены, воссоздана прежняя роспись, отремонтирована колокольня. В 2004 г. на колокольню вернулся Царь-колокол. Его пришлось отливать заново, поскольку прежний был расплавлен.

Важно! В 1993 г. Юнеско включило Троице-Сергиев монастырь в список мирового культурного наследия.

Троицкий собор

Этот белокаменный однокупольный собор – древнейшая храмовая каменная постройка ансамбля, возведенная в 1422-1423 гг. вместо деревянной церкви, освещенной преподобным.

Его структура полностью соответствует церквям этого периода: стены храма завершаются килевидными закомарами с кокошниками. Шлемовидный купол устроен на высоком барабане в форме башни с узкими окнами. Лаконичным узором монохромного орнамента украшаются стены храма.

Особого внимания заслуживает интерьер Троицкого собора. Он представляет собой инженерную новацию того времени, создан с нарушением традиционных древнерусских канонов в пользу идеи устремленности ввысь.

Изначально фрески собора были выполнены Даниилом Черным и Андреем Рублевым, однако в XVII веке они были закрыты и переписаны.

Иконостас представляет огромную художественную ценность – над его созданием работали иконописцы рублевской школы вместе с ее основателем. Этот прекрасный светлый иконостас состоит из 40 икон стал первым на Руси многоярусным.

Возьмите на заметку: священная рака для мощей Сергия выполнена из серебра с золочением, над ракой сооружена сень на столбах из 400 кг чистого серебра. Распоряжение о создании сеней и раки было сделано Анной Иоанновной, во второй трети XVIII в.

Для него Андреем Рублевым в 1422 году была написана «Троица», которую сегодня можно увидеть в Государственной Третьяковской Галерее. Главное сокровище собора – гробница со святыми мощами преподобного и некоторые его вещи.

Религиозная жизнь Троице Сергиевой Лавры

После революции многие прихожане и монахи сомневались в том, что им когда-либо доведется увидеть лавру в прежнем виде и осуществить в ее стенах богослужения. Но после победы в Великой Отечественной войне отношение к религии стало более лояльным. Опиум для народа оказался весьма полезным, монахи и священники доказали, что помимо физической пищи людям для победы нужна и пища духовная.

В 1946 г. на территории лавры возобновляется монашеская жизнь. Здесь же находится и патриаршая усадьба (до 1983 г.). Вернулись в лавру и мощи Сергия Радонежского. Их вновь разместили в Успенском соборе. Храм преподобного Сергия Радонежского, закрытый с 1921 г. в 1946 г., был освящен заново.

Важно! Судьбоносное событие для братии и монастыря в целом произошло в конце 1946 г. Лавра была показана сыну президента США – Элиоту Рузвельту. С этого времени местные власти начинают активно участвовать в жизни монастыря, настаивая на проведении все новых и новых реставрационных работ. Но контроль и надзор за деятельностью лавры все еще оставался строгим: верующим не доверяли, а территорию монастыря не раз посещала полиция.

Как сообщает официальный сайт Троице-Сергиевой лавры, в конце 1950 гг. монастырю были переданы новые здания в г. Загорске. Прежних жильцов расселили за счет Патриархии. В ноябре 1959 г. патриарх Алексий I благословил новый Устав.

Начало ХХ века – судьба во время революции

Вплоть до 1917 года жизнь Свято-Троицкой Сергиевой Лавры можно назвать активной – в ней осуществлялась духовная и образовательная миссии, она была крупнейшим паломническим центром царской России.
В 1919 году, после революционных событий, обитель закрывается, ее имущество национализируется. Монахи изгоняются вместе с наместником лавры. Вместе с тем новая власть осознает историко-культурную ценность монастыря.

Для сохранения наследия и спасения его от мародеров создается комиссия, которая призвана оценить имущество лавры с точки зрения его художественной и исторической ценности. В состав комиссии вошли глубоко верующие люди, которые не только описали и оценили, но и сделали все возможное, чтобы сохранить духовное наследие.

Важно знать: после национализации имущества лавры, новыми смотрителями и сторожами стали монахи. Была предпринята огромная работа по сохранению наследия и особенно мощей преподобного Сергия. Многие годы часть мощей были спрятаны, было сделано все, чтобы они не подверглись поруганию и гибели.

В 20-е годы здесь был открыт музей, приобретший позже статус антирелигиозного. Основная борьба развертывалась вокруг мощей Преподобного Сергия, которые на протяжении нескольких десятилетий были выставлены в качестве главного экспоната музея. Загорский историко-краеведческий музей – так теперь называлось место, постепенно ветшал, здания разрушались и теряли свой первоначальный облик, многие здания были перестроены в жилые помещения, школы и склады.

Учебные заведения на территории монастыря

В 1742 г. Елизавета Петровна повелела открыть на территории монастыря первое учебное заведение. Им стала Троицкая лаврская духовная семинария. Первый опыт оказался положительным, потому в последующие десятилетия и даже столетия монастырские стены принимали у себя учащихся. Внимания достойны:

  • Московской духовной академии (1814 — 1917 гг.);
  • Училища иконописания (1885 -1917 гг.);
  • Московской духовной семинарии (1989 г.).

Обратите внимание! На территории монастыря в первые годы советской власти размещались различные училища, никак не связанные с получением учащимися духовного образования.

Современная жизнь в лавре

В стенах современного монастырского комплекса постоянно проживает до 200 монахов. В 2022 г. наместником стал Фома (Демчук). Архимандритом является Патриарх Московский и всея Руси. Управляется лавра с 1897 г. Духовным собором. Это — коллегиальный орган.

На территории Троице-Сергиева монастыря расположены:

  • Водяная башня (выстроена еще в XVII в.);
  • Звонковая башня (XVI-XVII вв.);
  • Благовещенское подворье;
  • Богородское подворье;
  • Белокаменная мастерская;
  • Витражная мастерская.

Для паломников построены современные гостиницы, о чем сообщает официальный сайт Троице-Сергиевой лавры.

Успенский собор

Один из выразительнейших сооружений Лавры – Успенский собор – возведен по указу Иоанна IV в 1559-1585 гг. Пятиглавый, лаконичный и одновременно нарядный облик собора увенчан лазоревыми и золотым куполами луковичной формы со звездами.

Выполненный по канонам владимиро-суздальского зодчества, храм демонстрирует белокаменный аркатурно-колончатый пояс. Обустройство Успенского храма было проведено при царе Федоре Иоанновиче, в работе над фресками и иконостасом работали выдающиеся иконописцы XVII века – Симон Ушаков, Дмитрий Григорьев и представители их иконописной школы.

Интересный факт: лазоревые со звездами купола Успенского собора указывают на связь с Богородицей и Рождеством Христа, рождение которого ознаменовала Вифлеемская звезда.

С западной стороны, на паперти собора захоронены Борис Годунов со своей семьей. После разрушения паперти, над захоронением установлена белокаменная палатка-усыпальница.

Настоятели и наместники

С 1344 по 1560 гг. сменилось 35 Игуменов, а 1561 по 1766 гг. 34 Архимандрита. Нынешний наместник Фома — уже 41 в ряду своих предшественников. Он является наместником Патриарха Московского, формально считающегося главной лавры.

Интересно, что всего 16 предстоятелей Русской православной церкви до нынешнего Патриарха Московского возглавляли лавру, среди них числятся такие известные, как митрополит Филарет и патриарх Тихон, вступивший в открытое противостояние с большевиками по поводу положения Русской православной церкви в государстве.

Информация паломнику

Всю интересующую верующих и паломников информацию можно найти на официальном сайте Троице-Сергиевой лавры. Мы же отобрали для вас наиболее полезную и готовы с ней поделиться.

Как добраться

Лавра расположена в Московской области в городе Сергиев Посад. Телефон монастырской проходной. Звонить можно круглосуточно. Для того чтобы добраться до места, на Ярославском вокзале в Москве нужно сесть на пригородный электропоезд и доехать на нем до Сергиева Посада. Также можно сесть на пригородный автобус. Для этого необходимо доехать до Щелковского автовокзала на метро (станция Щелковская или ВДНХ).

Телефон справочной железнодорожного вокзала в Сергиевом Посаде – (496) 540-58-78, автостанции –.

Где остановиться

К услугам паломников две гостиницы – Вознесенская и Паломническая при Воскресенском подворье. Вознесенская гостиница находится на ул. Вознесенской в историческом центре города Сергиев Посад. Для заказа номера в Паломнической гостинице необходимо отправиться по адресу улица 1-й Ударной Армии, дом 17.

Также можно позвонить по телефону, для Вознесенской гостиницы — 7;, для Паломнической — +7 (496) 547-36-45. Есть парковка. Но график посещения и поселения нужно уточнять.

Какие проводятся богослужения Троице-Сергиевой Лавре

Расписание Троице-Сергиевой лавры лучше заблаговременно узнавать на сайте. Служба идет с понедельника по субботу. Проводятся, в том числе, и заказные молебны, а также молебны с акафистом у раки преподобного Сергия. Начинаются молебны в 8.30 и заканчиваются примерно в 20.00.

На Воскресном подворье совершаются Неусыпаемая Псалтирь и Соборования. Панихиды служат после окончания ранней и поздней Литургий.

Отзывы и комментарии туристов, паломников и простых посетителей

Анастасия: “На территории лавры находится впечатляющий своей красотой Троицкий собор, и это — главная ее достопримечательность. Верующей меня назвать трудно, но даже я была поражена. Это еще и историческая реликвия, было интересно ее рассмотреть поближе. Высокие древние стены и купола впечатлили. Не зря лавра сегодня, вчера и даже завтра играла и играет главную роль в духовном просвещении людей”.

Дмитрий: “Впервые посетил Лавру. Сегодня исполнилась моя детская мечта. Ни разу не пожалел, хоть и добирался довольно далеко. Единственное, что волновался по поводу места проживания, но к монастырю, оказывается, относятся и две гостиницы, в которых можно с комфортом остановиться”.

Сергей: “Лавра впечатляет масштабностью. Как представлю, что строилось все это еще, когда Мамай на Русь ходил, берет непередаваемый восторг. Батюшки приветливые, принял исповедь”.

Троице-Сергиева лавра – центр русского православия. Основал ее Сергий Радонежский еще в начале XIV века. С той поры монастырь перестраивался, реставрировался, но сумел сохранить и духовную, и историческую значимость. Ежегодно в Лавру приезжают сотни тысяч паломников со всего мира. Приобщиться к святым мощам Сергия Радонежского стремятся очень многие.

XV-XVI века – возведение каменных построек

В XV-XVI веках монастырь существенно разросся. Его центром стал Троицкий Собор, расположенный на месте первой деревянной церкви, построенной еще при жизни Сергия. Собор является выдающимся памятником древнерусского зодчества – фрески писал Андрей Рублев и иконописцы его круга.

Троицкий собор

В соборе хранятся святые мощи Преподобного Сергия. Собор стал одной из первых каменных построек обители, позже к нему присоединились Никоновский храм с мощами Преподобного Никона, Серапионова палатка со святыми мощами последующих после Никона настоятелей монастыря, частицей мощей Андрея Первозванного, нательным крестом Сергия Радонежского и другие святыни.

Псковские зодчие возвели в обители одноглавую церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Сегодня это один из древнейших сохранившихся храмов – памятник древнерусского зодчества периода раздробленности Руси. Это церковь, имеющая краткое название Духовская, хранит мощи Антония Радонежского, ставшего игуменом монастыря по благословению Серафима Саровского.

Пятиглавый храм Успения Божьей Матери

По распоряжению Иоанна Грозного в обители был заложен и построен пятиглавый храм Успения Божьей Матери – самый грандиозный храм в архитектурном облике Лавры. Его прообразом стал Успенский собор Московского Кремля.

Интересный факт: под внушительными стенами Успенского собора расположен храм Всех Святых – это подземный храм для монахов Лавры. С западной стороны собора можно увидеть усыпальницу семьи Бориса Годунова, оставившего значительный след в русской истории.

Вплоть до середины XVI века окружающие обитель стены были деревянными. За десять лет, с 1540 по 1550, возводятся новые, кирпичные стены с башнями для отражения боевых ударов. Монастырь стал напоминать крепость, стал неприступной духовной обителью. Внутри монастыря по-прежнему кипела духовная жизнь, он стал крупнейшим православным центром того времени.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]