Храм на Крови в Екатеринбурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Екатеринбургский Храм-на-Крови во имя Всех святых в земле Российской просиявших является одной из главных достопримечательностей города. Район Вознесенской горки стал печально известным на весь мир. Именно здесь до 1977 года стоял дом инженера Николая Николаевича Ипатьева, в котором были расстреляны последний российский император Николай II со своей семьей и слугами.

© Елена

Из-за этого события, произошедшего в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, храм получил такое название. Храм-на-Крови посещают не только верующие прихожане, но и туристические группы. Чаще всего именно его включают в состав обзорной экскурсии по городу. Он считает одним из популярнейших храмов в стране. Екатеринбургский Храм стал третьим «храмом-на-крови» после Углича и Санкт-Петербурга.

© Анна Кудрявцева

Архитектурный комплекс включает в себя пятикупольный главный храм, часовню Елизаветы и Патриаршее подворье. Вместе с еще несколькими храмами он образует «Святой Квартал». В него входят Вознесенская церковь и Храм Николая Чудотворца.

Как лучше добираться

Есть довольно много транспортных вариантов – довезут до храма как под землей, так и по земле:

  • выбирайте ветку метро до станции «Динамо» и пересекайте парковую зону;
  • доезжайте автобусом до остановки «Филармония» или «ТЮЗ» (№ 1, 13, 15, 20, 23, 31, 48, 57);
  • трамвай вас довезет до остановки «Театр Музкомедии», откуда до храма примерно 500 м (№ 2, 6, 13, 15, 18, 26, 27);
  • на остановку «ТЮЗ» также направляются троллейбусы (№ 1, 3, 4, 5, 9, 11, 15, 17, 19);
  • маршрутки ходят как до остановки «ТЮЗ», так и до «Филармонии» (056, 052, 035 и 021).

Где рядом можно остановиться

К сожалению, ни в самом соборе, ни поблизости нет паломнических гостиниц, готовых принять к себе путешествующих верующих. Однако, рядом с храмом находится довольно много отелей, которые разнятся как ценовой политикой, так и комфортабельностью.

  • Дворы Капеллы – в 300 м от храма. Ориентировочная стоимость экономного двухместного номера 2 300 р.;
  • Гостиничный комплекс«Наука» – в 0,5 км от церкви. Предлагается самая низкая стоимость за двухместный номер – 1 519 р.;
  • Пушка ИНН – в 300-350 м от собора. Примерная цена за экономный двухместный номер составит около 5 720 р.;
  • Отель Екатерина – в 400 м от храма. Предлагается комфортабельный двухместный номер, цена которого 5 900 р.;
  • Гранд Отель Европа – в 0,5 км от собора. Стоимость номера люкс составит 22 360 р.

Посещение. Время работы

  1. Открыто культовое место практически круглые сутки.
  2. Попасть в него можно с 7:30 каждый день. Что необычно для действующего храма, так это позднее закрытие.
  3. В графике на сайте Храма-на-Крови Екатеринбурга значатся вечерние часы работы – до 23:00.
  4. Можно прийти конкретно на экскурсию и заплатить пожертвованием. Благодаря экскурсоводу поймете символизм храма и увидите, где он в интерьере подчеркнут. Не забудьте подняться на звонницу, к колоколам.

Про женскую неприличную одежду не беспокойтесь: у входа есть соответствующие юбки и платки.

Современное состояние[править]

В настоящий момент Храм-на-Крови представляет собой не только действующий собор, но и музейный комплекс. В музейной части выставлен ряд экспонатов, посвящённых последним месяцам жизни императора Николая II и его семьи. При храме действует воскресная церковно-приходская школа для детей от 6 лет и старше, а также проводятся библейские курсы для всех желающих.

Деревянная часовня во имя преподобномученицы Елисаветы выстояла, несмотря на ряд поджогов и действий вандального характера, и теперь расположена меж выстроенных зданий храма и Патриаршеего подворья. Сруб часовни вследствие поджогов стал тёмного цвета. Перед часовней на земле лежит большой мраморный камень с надписью, гласящей о том, что ночью на 17 июля 1918 года здесь были убиты члены царской династии Романовых.

Построенное и освящённое вместе с храмом Патриаршее подворье включает в себя собственно патриаршие покои, домовую церковь святителя Николая, библиотеку, а также целый ряд залов и помещений для проведения различных церковных мероприятий высокого уровня.

Ежегодно в ночь с 16 на 17 июля с 23:30 до 04:00 в храме проводится многочасовая всенощная и литургия в память о Царской семье, которая завершается традиционным 25-километровым крестным ходом к Ганиной Яме. В 2007 году на торжественных мероприятиях приняли участие более 20 тысяч верующих со всех концов России. А в 2008 году, в связи с 90-летием убийства Царской семьи, в Крестном ходе приняли участие около 40 тысяч человек. В 2011 — 50 тысяч человек прошли этот путь. Территория, на которой расположены Храм-на-Крови, Елизаветинская часовня, Патриаршее подворье, а также Вознесенский Храм, согласно распоряжению главы Екатеринбурга А. М. Чернецкого, получила название «Святой Квартал».

При храме действует Воскресная школа.

История Храма-на-Крови в Екатеринбурге

Храм довольно молод, о его возведении начали думать еще до нулевых. А причиной было желание запомнить то, что здесь случилось в 1918 г. Раньше тут находился тот самый дом инженера Ипатьева, где провели в заточении 78 дней до своей смерти император Николай II, его жена Александра Федоровна и 5 детей – Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей Романовы. Злосчастный дом простоял до 1977 г. Потом к месту гибели потянулись люди, что побудило задуматься о возведении памятного храма. От заложения первого камня (1992 г.) до финишных работ прошло 11 лет. Сдвинулось дело с мертвой точки только после канонизации Романовых. Само строительство по проекту трех архитекторов длилось 3 года, с 2000 по 2003.

Архитектурные и культурные достопримечательности

  • Состоит Храм-памятник на крови в Екатеринбурге из двух уровней: внизу, в нижнем храме расположили музей семьи Романовых и комнату, которую называют «расстрельной» (в ее обустройстве использовали настоящие камни и кирпича дома Ипатьева). Оба храма, верхний и нижний, отличаются даже по цветовой гамме. Нижний олицетворяет подвал, где были убиты большевиками 11 человек, потому и отделан в цвете бордо, цвете крови. А вот в верхнем, светлом храме можно увидеть большой мраморный иконостас (из редкого камня, кстати). Сказать «большой» мало, нужно это видеть: его размеры 30 на 13 метров!
  • Памятник царской семье работы К. Грюнберга. В камне словно застыл момент спуска в подвал на смерть всех Романовых: 7 сжавшихся фигур у креста и 23 ступени вниз.
  • Концертный зал на 160 человек с роялем, который когда-то принадлежал семье императора.

Святыни

Реликвией храма считается не только комната, где расстреляли царскую семью, но и украшенные иконостасы, и подарки соверующих. Мощей, которые бы постоянно находились в Храме-на-Крови в Екатеринбурге в открытом доступе, нет, их привозят в связи с особыми праздниками (например, мощи Серафима Саровского). Но в основании храма хранятся мощи Симеона Верхотурского – ими освятили первый камень фундамента будущего храма. В числе святынь:

  • Самая важная икона в Храме-на-Крови в Екатеринбурге – «Троеручица» (образ Богоматери стремя руками). Нельзя сказать, что она примечательна какими-то чудесами, скорее, за нее говорит ее история. Принадлежала она семье убитого монарха, перед ней состоялся их расстрел в Ипатьевском доме. Вывезенная за границу и переданная сестре Николая II, наследственная икона колесила по свету, пока в 2003 г. не вернулась на памятное место как дар от потомков Романовых.
  • Икона «Знамение» в серебряном оформлении. Изображает Матерь Божью, получена в дар от посла Французской республики.
  • Образ «Пресвятая Троица». Поблескивает серебром подарок храму митрополита Кирилла на годовщину епархии.
  • Икона Царственных Мучеников. После смерти Романовых их причислили к рангу святых, потому часто изображают на иконах российских храмов. Эта икона прибыла специально с греческой горы Афон.
  • Икона «Неопалимая купина» с необычным для таких икон оформлением – на ней изображена Богоматерь у горящего куста и нет подчеркнутых геометрических линий.

Ряд образов в храме поддерживает тему мученичества. Возле алтаря в храме по 10 иконам можно проследить историю управления Россией: на них – правители, начиная с князя Владимира и заканчивая императором Николаем.

История создания

Возведение церковного здания именно здесь не планировалось никогда. Но жизнь внесла свои коррективы.

Биография императора Александра II

Будущий царь родился 29 апреля 1818 г., в Москве, незадолго до Пасхи. На престол Александр вступил с 1855 г. Новый царь провел целый ряд реформ, главной из которых стала отмена крепостного права (1861 г.). Кроме того в сторону либерализации изменились:

  • судебная система;
  • местное самоуправление;
  • армия.

Однако, «общественность», разночинная интеллигенция требовала отмены монархии, введения конституции. Видя, что власти на уступки не пойдут, вновь созданная организация «Народная воля» приняла решение уничтожить царя физически.

Как убили царя-освободителя

На Александра было предпринято восемь покушений. В семи из них он даже не был ранен.

Восьмое случилось 1 марта 1881 г. Студент Рысаков бросил в карету бомбу, но государь снова остался невредим. Более того – лично подошел к бомбометателю, которого схватила полиция. Тогда второй самодельный снаряд полетел ему прямо под ноги, брошенный студентом Гриневицким.

Александр скончался в Зимнем дворце через час после нападения. Это случилось на Неделю Торжества Православия Великого Поста. Промыслом Божиим накануне императору удалось приобщиться Св. Таин.

Временная часовня

Непосредственно после гибели царя Дума Петербурга просила нового императора, Александра III, разрешить возведение часовни на месте смерти его отца. Император сразу обозначил, что хотел бы видеть полноценный храм, однако, дал согласие на постройку.

Ее проектирование началось тут же: работу взял на себя петербургский зодчий Леонтий Бенуа, оплату строительства, содержание будущего причта – купцы Громов и Милитин. Освятить часовню удалось спустя чуть более, чем полтора месяца. На набережной она находилась до 1883 г…

До наших дней это здание не дошло: по завершении строительства собора его перенесли на другое место, позже – разобрали.

Архитектурный конкурс

Уже 31 декабря 1881 г. на него были представлены 26 проектов. Но все они не устроили Александра III, который хотел видеть церковь русского стиля, повторяющую архитектурные традиции XVII в. Новый конкурс последовал в мае следующего года.

Рисунок будущего храма(проект) до доработки проекта архитектором Парландом, 1883

Победил совместный проект А. Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни Петербурга, архимандрита Игнатия (Малышева), который еще мирянином получил художественное образование. Сам он говорил, что образ этого здания был явлен ему во сне, после чего он предложил А.Парланду эскиз здания.

О. Игнатий предложил также посвящение собора Воскресению, чтобы мемориал свидетельствовал не о скорби, а о победе Господа над смертью.

Строительство храма

Хотя будущий собор был заложен 6 ноября 1883 г., начать собственно возведение стен удалось только с 1887 г. Причиной задержки стали изменения проекта.

Александр III непременно хотел сохранить неприкосновенным место убийства отца, вплоть до части ограды и мостовой, устроить над ним сень.

Для реализации этой идеи пришлось выдвинуть здание в сторону воды на 8,5 м; ведь Александра убили в полутора метрах от берега.

Кто построил (архитектор)

Возведение «Спаса» курировала комиссия во главе с великим князем Владимиром Александровичем. Это 5 известных петербургских зодчих, среди которых Д. Гримм, И.Штром, и другие. Активное участие принимали также авторы проекта.

Сколько лет воздвигали

В общей сложности строительство заняло 24 года.

Год постройки

Великое освящение церкви состоялось 19 августа 1907 г. Его совершил митрополит Петербургский Антоний (Вадковский).

Фото Храма-на-Крови в Екатеринбурге


Храм Спаса-на-Крови Екатеринбург с высоты птичьего полета


Храм Спаса-на-Крови Екатеринбург строил долго и это неслучайно. Его возведение – это народная инициатива.


Нижняя часть стен собора отделана красноватого цвета гранитом и мрамором, символизирующим пролитую здесь кровь.


Справа находятся поминальные плиты с именами всех членов царской семьи. И главная святыня — алтарь, возведенный на месте гибели царской семьи.

Здание храма

Исторический центр Санкт-Петербурга является смесью различных архитектурных стилей, таких как модерн, классицизм и ампир. И в центре великолепия классических форм и стилей располагается удивительный храм Спас на Крови. Здание, построенное лучшими зодчими, украшено яркими куполами, кокошниками, интересными кирпичными кладками и пилястрами.

Архитектура

Храм является ярким примером последнего этапа так называемого русского стиля. Строение соединило в себе несколько образов русских православных соборов. При проектировании здания архитектор Альфред Парланд ориентировался и вдохновлялся храмами Москвы и Ярославля, которые были построены еще в XVI-XVII веках.

Каждый приезжий и житель города при первом взгляде на храм замечает поразительное сходство с собором Василия Блаженного, что расположился на Красной Площади в Москве.

Внешний вид храма – это живопись во всем понятии этого слова. Спас на Крови искусно декорирован и насыщен всевозможными деталями ярких цветов. Храм богато украшен изразцами, орнаментами и иконами. Для декорирования храма использовались различные отделочные материалы:

  • кирпич и мозаика;
  • мрамор и позолоченная медь;
  • гранит и эмаль.

Внешняя сторона Спаса на Крови украшена надписями, которые повествуют о грандиозных победах страны при правлении Александра II Освободителя.


Искусный и богатый декор храма

Здание храма асимметрично и вытянуто в направлении восток-запад. В восточной части имеются три алтарные апсиды:

  1. Одна – в центре.
  2. Две маленькие – по бокам. Они имеют красивые позолоченные купола.


Три алтарные апсиды с позолоченными куполами
В западной области здания расположилась двухъярусная колокольня, которую украшают крупные и богатые купола. Двери храма находятся с двух сторон храма. Одна располагается в северо-западном углу здания, а вторая дверь – в юго-западном крыле.


Ниши на внешней стороне собора с памятными досками из гранита

В храме имеется множество ниш, которые украшены двадцатью памятными досками, выпиленными из гранита темно-красного цвета. На данных досках позолоченными буквами выгравированы все дела и реформы царя Александра II, начиная с 1855-го и заканчивая 1881 годом. Три стороны колокольни украшены гербами русских городов, уездов и губерний. Все они выложены изумительной мозаикой и являются главным историческим и культурным символом храма.


Одна из сторон колокольни, украшенная гербами русских городов и губерний

Пространство между крыльцами украшает распятие, которое исполнено также в технике «мозаика». Вверху изображен двуглавый орел – герб русского государства.

Вся площадь, которую занимают композиции из мозаики, равна около 400 кв. м.

Купола

Венчает Спас на Крови девять куполов, в совокупности которые представляют собой асимметричный живописный ансамбль. Некоторые купола, к примеру, главный и центральный купола шатра, покрыты ювелирной эмалью. Другие покрывает позолота.


Вид храма сверху, здесь хорошо просматриваются все девять куполов

Композиционный центр храма – четверник, увенчанный пятиглавием. Он имеет уникальную особенность – вместо главы в центре располагается шатер, высота которого достигает 81 м. Шатер – восьмигранный и в своем пьедестале имеет восемь окон вытянутой конфигурации. Конструкции украшены наличниками, выполненными в виде кокошников. Это не только вносит «изюминку», но и придает особую атмосферу.


Самый высокий купол — это шатер, покрытый эмалью желтого, зеленого и белого оттенков

Кверху шатер плавно зауживается. Здесь наблюдается восемь небольших карнизов с маленькими окнами. Завершает убранство шатра фонарь, на котором размещена луковичная главка, покрыта эмалью желтого, зеленого и белого оттенков. Цвета нанесены поочередно в виде полос. Также здесь установлен крест.

Шатер окружают четыре купола луковичной формы, украшенные эмалью. Каждый из них имеет собственный уникальный узор и рисунок. Купола находятся на так называемых барабанах и создают в совокупности друг с другом симметричную композицию.


Колокольня храма возвышается на 63 метра

Западная часть храма отведена для колокольни, стиль которой также завершен куполами.

Такой дизайн колокольни делает Спас на Крови похожим на собор Ивана Великого, расположенный в Московском Кремле.

Звонница имеет восемь арок, которые разделены колоннами. Три оставшиеся купола гораздо меньше и находятся в других строениях, расположенных с востока здания.

Интерьер

Внутреннее убранство храма – это поистине уникальное и роскошное творение рук лучших мастеров. Первое, на что стоит обратить внимание каждому человеку, – это окна. Конструкции уникальны своей формой и дизайном. Раньше в окнах были установлены стекла разных цветов. Внизу – прозрачные, бесцветные. Вверху оконной конструкции были небесно-голубые стекла, а посередине – изящная градация двух оттенков. Такой художественный прием позволял при любой погоде создать иллюзию лазурного потолка храма.

Над стилем интерьера Спаса на Крови трудились разные мастера. Но несмотря на это, убранство смотрится как единая грациозная композиция. В интерьере здания смешались не только стили и цвета, которые играют и переливаются в солнечных лучах, но и материалы:

Мозаика. В интерьере храма представлены великолепные работы, выполненные мозаикой. Большая часть всех произведений и украшений внутри здания выполнена именно в стиле мозаичного искусства, в то время как снаружи мозаика – лишь легкий штрих внешнего убранства.

Мозаичное убранство Спаса на Крови украшает приблизительно 7 065 кв. м. Такое не встречается ни в одном крупном православном храме. Роскошная мозаика покрывает практически все потолки, полы и стены. Также мозаикой выложены иконостас и киоты.

Все изображения в интерьере поделены на группы в соответствии с тематикой. Рисунки и орнаменты с использованием растительных мотивов, сине-зеленого оттенка, напоминающего ночь, размещены в папертях храма. Сюжеты Ветхого завета, скомпонованные на нежно-голубом фоне, находятся в арках, которые ведут из папертей. Если посмотреть на пилоны и пилястры, то можно увидеть изображения апостолов, святых, пророков и мучеников.

В центральной области здания располагаются изображения, повествующие о земной жизни Христа. На западной стороне внутреннего убранства находятся сцены на золотом фоне, изображающие мучения Спасителя, Его распятие и Воскресение. С востока можно увидеть мотивы, которые показывают окончание евангельского периода.

Камень. Данный материал является особым украшением интерьера храма. Его великолепие, богатство, изящество и цветовая гамма превратили внутреннее убранство в уникальный образец камнерезного искусства. Для работы над дизайном применялись только лучшие камни из разных уголков мира: мрамор из Италии, яшма из Урала и Алтая.

Весь материал послужил основой для интересных орнаментов и рисунков. Стены снизу, а также солея иконостаса и скамьи выполнены из зеленого калабрийского мрамора. Цоколь пилонов, расположенных в центре, облицован лабрадоритом, привезенным из Житомира. Данный камень имеет удивительное свойство – иризацию. Из-за него на территории помещения образовывается свечение, как будто в окна заглянула радуга. Темно-синие цвета плавно перетекают в ярко-синие, а далее – в серебристые и золотые блики.

Пол Спаса на Крови выполнен при помощи итальянского мрамора. Изображение на поверхности представляет собой геометрическую композицию в плотных темных цветах.

Внутри храма посетители могут насладиться не только благородным и живописным видом иконостаса, киотов, икон, выполненных мозаикой, а также балдахином и его оформлением из камня, имеющим историческую ценность. Он находится над местом, где был убит Александр II.

Чем еще примечателен Спас на Крови?

Решетка. Посетителям храма следует обратить внимание на решетку, которая окружает Спас на Крови со стороны Михайловского сада. Она имеет изящную витиеватую форму. Решетка выполнена в стиле модерн, превосходно сочетается с общим видом храма и считается самой красивой архитектурной работой города.

Ограда Спаса на Крови имеет закругленную конфигурацию. Установлена между колоннами на высоком фундаменте. Сама конструкция выполнена из чугуна и напоминает легкое кружево русских красавиц. В ней сплелись невероятные и поистине прекрасные растительные мотивы, подчеркивающие стиль храма. Фундамент и ворота также окутаны фрагментами орнамента. На столбах прикреплены фонари и майолики – керамические плиты, расписанные под стиль решетки.

Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери. В ансамбле храма есть также часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, которую стоит посетить каждому прихожанину. Она была спроектирована, как и само здание храма, архитектором А. А. Парландом.


Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери

На территории часовни раньше хранились утварь церкви, иконы и различные предметы, которые были подарены храму в память о погибшем царе. Помимо этого, ризница была местом хранения креста с частицами, привезенного из Житомира, а также фрагментов камня с Голгофы. Еще часовня служила выставочным залом для чертежей, эскизов и отделочного материала, примененного при возведении Спаса на Крови.

Строение часовни-ризницы выполнено, как и храм, в русском стиле с применением орнаментальных фрагментов Древней Византии. Здание имеет прямоугольную форму и облицовано кирпичом.

Фасад ризницы выходит на канал Грибоедова. С этой стороны строение оформлено мраморными колоннами. С обеих сторон фасада разместились крупные столбы с небольшими углублениями, декорированными изразцами из керамических плиток.


Белые колонны у входа в ризницу

Главный вход в часовню оформлен удивительными колоннами. Над входом – кокошник, в середине которого помещена икона «Спас Нерукотворный», выполненная в технике «мозаика». Завершает композицию здания высокая хризма.

С 2013 года часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери приглашает всех желающих посетить уникальный музей камня. На территории выставочного павильона имеются несколько отделов.

В первом зале демонстрируются камни и материалы, использованные для строительства и декорирования интерьера Спаса на Крови. Здесь возможно насладиться видами живописных драгоценных камней, а также прочих декоративных материалов.


Экспонаты в музее камня

Второй выставочный павильон поражает воображение живостью и красотой. В данном месте представлены в широком ассортименте уникальные произведения искусства из янтаря. Главная достопримечательность и гордость зала – миниатюра Исаакиевского собора, полностью выполненная из данного камня. А также шесть икон, изготовленных из мозаики.

Достопримечательности. Привлекателен для посетителей не только сам храм, но и достопримечательности, которые расположились в его округе:

  • Всероссийский музей имени А.С. Пушкина.
  • Эрмитаж.
  • Этнографический музей.
  • Русский музей.
  • Летний сад.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]