№24 (921) / 27 июня ‘17
Беседы с батюшкой
В этой теме:
Беседы с батюшкой
Иеромонах Афанасий (Букин): Можно ли доказать бытие Бога ищущим и сомневающимся
Беседы с батюшкой
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Жизнь надо посвятить самому главному
Совсем недавно мы отпраздновали Пятидесятницу (в этот день на апостолов сошел Святой Дух в виде огненных языков). Потом Неделя всех святых, праздник всех святых… Поговорим о благодати. Что такое благодать Божия, как она проявляется и как правильно понимать это явление нашей духовной жизни?
– Вопрос очень хороший. Если мы откроем Священное Писание, в частности, Новый Завет, увидим, что там достаточно часто встречается это слово – «благодать». Благодатью вы спасены через веру , и сие не от вас – Божий дар (Еф. 2, 8). Благодать теоретически в богословии объясняется, но понять рационально ее бывает трудно – это должно ощущаться на собственном опыте.
Я помню, когда учился в лавре, в Московской духовной семинарии, часто посещал одну монахиню. Ей было уже за 80 лет, она жила при лавре. Помню, как она причащалась на дому. Я приводил к ней батюшку, она достаточно долго исповедовалась, и потом ее причащали. При этом каждый раз, когда происходило Причащение, удавалось наблюдать в буквальном смысле чудо. Только что перед тобой был утомленный человек, который где-то и роптал до Исповеди, утомлялся от жизненных скорбей, но, когда она причащалась Святых Таин (это трудно передать), с ней буквально происходило изменение: она преображалась, и из глаз ее как будто исходил какой-то свет, отблеск Неба – чистота неземная, мир, спокойствие и любовь. И ее слово после Причащения тоже становилось совершенно иным, она уже сама тебя укрепляла, поддерживала. То есть это было благодатное слово, и чувствовалось, что благодать действительно в ней присутствует после Причащения Святых Таин.
Что же такое благодать? Если мы откроем догматические книги, то увидим, что это нетварная Божественная сила, нетварное Божественное действие. Нетварное – то есть несотворенное, от вечности присущее Богу. Сила – то есть она врачует наши немощи, какие-то недостатки. Но, по большому счету, Божия благодать и есть явление Самого Господа, Его присутствие рядом с нами. Когда пророк Моисей увидел куст, объятый пламенем, который не сгорал, он обратил на это внимание. К нему из этого куста обращается Сам Господь Бог. Он говорит: сними обувь с ног твоих, потому что земля, на которой ты стоишь, есть земля святая (ср.: Исх. 3, 5) – здесь благодать явилась в виде пламени.
Тут мы можем вспомнить, что и в день Пятидесятницы благодать Божия к апостолам нисходит тоже в виде огня, но на самом деле это явление Самого Бога, это Господь присутствует рядом с людьми, являет Себя, поэтому нельзя благодать представлять как некую силу, оторванную от Бога. Это не так. Это именно Сам Господь являет Себя, Он согревает человека духовным теплом, дает ему духовную силу, и за счет этого человек может духовно преображаться, духовно восходить к высотам своей христианской жизни.
Можно перейти к каким-то проявлениям благодати Божией, которая нисходит на людей?
– Я как раз привел пример – Причащение Святых Таин. Я, кстати, вспоминаю самого себя. Когда только-только воцерковлялся, приходил в храм, и после Литургии было совершенно особое состояние на душе: удивительная радость и любовь ко всем людям. Тогда я еще теоретически не пытался осмыслить, что это такое, но теперь могу точно сказать, что это именно действие Божией благодати, ведь Божия благодать – это тоже явление Божией любви: когда любовь Божия прикасается к сердцу человеческому, это серд-це тоже исполняется любви ко всем окружающим.
Став священником, я могу наблюдать: всегда Литургия (когда ты до этого сам и молишься, и обязательно исповедуешься, чтобы никакого груза на тебе не было), Причащение Святых Таин удивительным образом меняют тебя. После Литургии ты выходишь совершенно обновленным – уходят все эмоции, накопившиеся переживания, все становится вторичным, утрачивает свою остроту. И все жизненные скорби, которые тебя до этого волновали, которыми ты был озабочен, уходят, рассеиваются. Ведь в Причащении нам действительно дается благодать, и эта благодать самая существенная, она проницает человека, наполняет его.
Вспоминаю слова старца отца Кирилла (Павлова), архимандрита, который отошел ко Господу: если после Причащения ты чувствуешь, что нет мира на душе, это значит, был какой-то неисповеданный грех или ты не смог решить какую-то духовную проблему. Потому что такого в принципе не должно быть. Всегда после Литургии должно быть состояние мирное, радостное. В своем сердце ты должен испытывать любовь. Если этого нет, значит, по какой-то причине ты не коснулся Божией благодати.
А какие еще есть проявления Божией благодати, кроме Причастия? Где еще мы можем ее получить?
– На самом деле, вся жизнь Церкви наполнена благодатью. Когда совершался праздник Святой Троицы, Сошествия Святого Духа на апостолов, во время богослужений мне пришла мысль, что это, может быть, центральный праздник: на каждом богослужении каждая молитва заканчивается прославлением Отца и Сына и Святого Духа, то есть прославлением Троицы, а праздник Троицы как раз приходится именно на день Пятидесятницы – именно в этот день Сын Божий от Бога Отца ниспосылает Святой Дух апостолам. Ведь Церковь – это не просто собрание верующих (несколько человек собрались и сказали, что они верующие), нет: это общество верующих, приобщенных к Духу Святому. Господь даровал Святого Духа именно в день Пятидесятницы.
Жизнь Церкви и есть жизнь благодати Святого Духа в Церкви, Который исполняет любое богослужение, чинопоследование, тем более – пребывает в таинствах. Мы знаем, что благодать освящает даже стихии, поэтому крещенская вода иногда исцеляет людей от болезней. В духовном смысле она помогает, защищает от демонических проявлений – темные силы, силы падших духов, боятся благодати Божией, а она присутствует в святой воде. То есть, на самом деле, в Церкви благодать присутствует – во всех проявлениях Церкви.
Мы понимаем, что Церковь есть благодать, слышим это в проповедях. Но люди часто задают другой вопрос: они хотят чувствовать благодать как-то отдельно. Причастился – почувствовал благодать. И они спрашивают, как понять, есть благодать или нет. Часто бывает, мы приходим в храм, наши мысли о другом, мы этого не чувствуем, но какие-то маленькие всплески ищем…
– Я думаю, опасно акцентировать внимание на своих чувствах. Если приходишь в храм и сосредоточиваешься на внутренних ощущениях (коснулась тебя благодать или нет? Что ты чувствуешь?), то здесь очень легко впасть в обольщение. Получается, человек начинает сам культивировать внутри себя какие-то чувства и потом пережевывает эти ощущения. На самом деле он, может быть, сам играет своими чувствами таким образом. В духовной жизни важно избегать всего искусственного, наигранного, поэтому лучше всего не обращать специально внимания на чувства, а жизнь христианскую выстраивать в простоте.
Нам даны заповеди Божии, мы призваны молиться ко Господу внимательно, раскаиваться в своих грехах, освобождать свое сердце от груза грехов. Если уж на что и нужно обращать внимание, это на то, что мешает нам приобщиться благодати Божией. Если в доме окна закрыты, то свет туда никогда не проникнет – то же происходит с нашей душой, когда душа закрыта от света благодати Божией за счет грехов, страстных привязанностей, падений. Задача христианина заключается не в том, чтобы почувствовать в себе проявления благодати, а, наоборот, стараться замечать в себе греховные несовершенства, от которых следовало бы освобождаться, прикладывать к этому усилие. Когда ты освобождаешься от грехов, то открываешь свою душу навстречу Божией благодати, и она сама воздействует на тебя. Но не нужно пытаться контролировать этот процесс. Когда мы пытаемся уловить этот момент, в каком-то смысле пытаемся это проконтролировать, тогда благодать совершенно точно пройдет мимо тебя. Тут все не так просто, как кажется.
Не нужно себя заставлять думать: «Вот я сейчас буду причащаться каждую службу и буду исполнен благодати, буду такой хороший» – получается, это ошибочное суждение? Многие именно так и думают.
– Мы должны в простоте сердца приступать к Святой Чаше и осознавать себя последними грешниками – видеть свои грехи и покаянно молиться и приступать ко Святому Причащению, осознавая свое недостоинство, а все остальное уже предавать в руки Божии. Как правило, когда человек осознает свое недостоинство, то именно ему Господь и подает состояние мира души, внутреннее освобождение, которое неподвластно твоему воображению, личным манипуляциям. Поэтому ты действительно испытываешь Божию благодать, чего и сам не ожидал, чего не хотел и даже, может быть, не настраивался на это. А она приходит, радует и подает утешение.
Святые отцы иногда выделяют даже виды благодати, обычно это три вида. Первый – благодать призывающая. На самом деле благодать Божия едина – это явление Господа, это Его сила, Его свет, но когда Господь хочет призвать человека, Он касается его души, и такой человек вдруг чувствует неудовлетворенность окружающим материальным бытом: он жил обычной мирской жизнью, трудился (или, наоборот, не мог найти работу), но стремился к чему-то материальному, и вдруг он видит, что все это не насыщает его душу. И у него внутри наступает отторжение от этого растленного, утопающего в грехах мира. Он чувствует, что душе его чего-то не хватает, как это было с блаженным Августином – он описал этот опыт в «Исповеди». Начинает он свою книгу со слов молитвы, обращенной к Богу: «Ты, Боже, создал нас для Себя, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе» – ничто земное не может насытить душу человеческую! Но обычно мы в обольщении этого не замечаем и, когда Господь прикасается души человеческой, то благодать себя проявляет именно через мучение души, когда она чувствует неудовлетворенность окружающим бытом: вроде бы все есть, а не хватает чего-то. И друзья есть, и семья, и работа, – а не хватает чего-то главного. Не хватает именно Бога. Призывающая благодать – это прикосновение Господа, когда душа начинает обращаться к Богу.
Каков второй вид благодати?
– Это благодать утверждающая – помогающая христианину устоять в добре.
Бывают в жизни ситуации, когда мы вроде бы ведем духовную жизнь, но потом начинаем ослабевать. Может получиться так, что через какое-то время ты забрасываешь и молитвенное правило, у тебя исчезает тяга к духовной жизни – твоя греховная природа проявляет себя, возникает леность. Но наступает момент, когда внутри вдруг что-то начинает жечь, просыпается совесть. Благодать Божия на этом этапе помогает христианину вернуться к христианскому образу жизни, чтобы не отпасть, не прийти в леность. Если христианин не будет допускать преднамеренно тяжелых грехов, отрекаться от христианской жизни, то благодать Божия, несомненно, будет ему помогать.
У меня перед глазами живой пример одного молодого христианина, который старался подвизаться, но в один момент его очень сильно потянуло на плотские грехи. И он не мог впадать в эти грехи, что-то его останавливало. Потом он все-таки поступил очень опрометчиво – просто снял с себя нательный крест. Когда он это сделал, ему удалось впасть в блуд – правда, после этого он каялся. Я хочу сказать, что Господь постоянно пытается нас удержать в духовной жизни и способствует нашему исправлению. Но когда мы решительным образом отказываемся от помощи Божией, от того, что защищает нас (преднамеренно сняв крест, он выразил свое личное желание, сказал Христу: не хочу быть с Тобой), тогда лишаемся защищающей благодати. Когда он лишился защищающей благодати, тогда и впал в грех. Поэтому нужно, конечно, всегда помнить, что нам требуется просто хранить себя от опрометчивых поступков, а Господь всегда находится рядом, Он не оставит, Он поддержит в любой ситуации.
А в Крещении (или даже до) в каком состоянии пребывает человек? В Крещении, мы говорим, человеку даруется благодать.
– До Крещения действует именно призывающая благодать Божия: Господь подает человеку такие ситуации, чтобы он разочаровался в мирской жизни – суетной, посвященной страстям греховной жизни, и чтобы хотя бы немножко склонился в сторону духовного, задумался. А вот таинство Крещения меняет человека кардинально. Конечно, иногда спрашивают: как же так, мы видим, что человек после Крещения тоже может грешить, по образу жизни не отличается от некрещеного человека. Но на самом деле разница кардинальная.
Святитель Феофан Затворник и святитель Игнатий единогласно говорили, что крещеный человек – это человек, которому уже дана благодать. Это как семя, вложенное в землю. Но оно еще должно прорасти. Это то же самое, как богатство, данное человеку, может остаться под спудом – вот, он получил какое-то сокровище, запрятал в сундук, зарыл в землю, и оно остается невостребованным: он его никак в своей жизни не применил, ничего не смог на него построить. То же происходит с людьми, которые крестились, приняли сокровище благодати, но в духовной жизни его никак не реализуют. А ведь сокровище-то огромное – это рождение в вечную жизнь.
В благодати Божией дается то, что было у первозданного человека. Чем первозданный человек особенно отличался? Когда был сотворен первый человек, мы читаем в Священном Писании, Бог вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою. По толкованию святых отцов, дыхание жизни было благодатью Святого Духа, которая всеяна в естество первозданного Адама. Чем человек отличается от животного? Именно благодатью Святого Духа, которая дана была только Адаму, в отличие от всех других живых существ. И когда человек утратил Святой Дух, тем самым он в каком-то смысле подчинился животной жизни, и в людях стало господствовать животное начало, стали проявляться низменные инстинкты: человек утратил благодать Святого Духа. Вместо общности с Богом он стал подвержен низменным влечениям, стал по подобию животных – даже нрав человеческий во многом уподобился нраву хищных зверей.
Поэтому цель духовной жизни – вернуться к тому состоянию, которое утратил Адам первозданный, опять обрести благодать Святого Духа. Эта благодать дается нам в Крещении, но чтобы ее хранить в чистоте, необходимо подвизаться. Святые отцы говорили: что душа для тела, то благодать Святого Духа для души. Тело человеческое живо, пока душа присутствует в теле, но и душа жива, пока в ней присутствует благодать Святого Духа. А когда человек лишается Святого Духа, то его душа умирает для вечности. Так что нет иной цели духовной жизни, кроме как стяжание благодати Святого Духа.
Еще у меня рождается такой образ. Когда человек получил какую-то рану, у него вытекает кровь, и он теряет силы и становится немощным. Обескровленный человек – немощный человек. То же происходит с нашей душой, когда мы получаем какую-то духовную рану: мы становимся, в каком-то смысле, духовно обескровлены – утрачиваем Святой Дух и тоже становимся немощны. Если человек лишен благодати Божией, в нем тут же просыпаются его низшие стороны, он становится раздражительным, вспыльчивым, мелочным, злобным. А когда человек приобщен благодати Святого Духа, то благодать восполняет в нем любые недостатки.
Я общаюсь с некоторыми достаточно опытными духовниками (я бы сказал, со старцами). Чисто по-человечески можно сказать, что они подвержены разным недугам, у кого-то даже онкология, но в духовной жизни они оказываются настолько жизнерадостными, бодрыми, активными, что непонятно, откуда у них берутся силы – тело подвержено всевозможным болезням, а в душе присутствует удивительная сила. И это не их сила, не человеческая, она – от благодати Святого Духа, изнутри просвещает человека, дает ему силы духовные.
Мы еще не договорили о третьем виде благодати.
– Третий вид благодати – благодать освящающая, которая возводит христианина к определенному духовному совершенству. Нам это трудно описать – мы этого не сподобились еще. Этого сподобляются особые подвижники Божии, показавшие верность Христу в исполнении заповедей. Божия благодать присутствует как особая освящающая сила, и когда мы находимся рядом с этими людьми, нам тоже становится хорошо от ощущения Божественной благодати, наглядно присутствующей в этих людях. То есть на третьем этапе Божия благодать возводит человека к святости, можно так сказать.
Что такое святость? Святость – не человеческое качество: не то, что у человека добрый характер или он отзывчив по природе. Святость – это прежде всего приобщенность к Богу: только Бог по природе свят. Причастность Божественной благодати и делает такого человека святым. Термин «свят» близок термину «свет», в богословии обычно эти два термина соотносятся. Божия благодать часто проявляется как нетварный свет. Мы знаем, что этот свет просиял на горе Фавор, когда Спаситель преобразился перед учениками. Они чувствовали Божественную просиявшую благодать и говорили: «Господи, хорошо нам здесь быть!» Это ощущение блага, когда в душе становится хорошо: ты испытываешь особый мир, радость, внутреннюю гармонию, потому что соприкоснулся с Божественной благодатью, и она сияет как свет.
Благодать посетила, кстати, и апостола Павла. Помните, он был гонителем Савлом, но когда направлялся в Дамаск…
…увидел свет.
– Да, его с неба осиял свет. Это тоже проявление благодати Божией. Савл не был крещен (вы спрашивали про действие благодати до Крещения), но Господь его призывает через явление Своей благодати как света, и этот свет его даже ослепил на какое-то время – по своему внутреннему состоянию Савл не был способен воспринять Божию благодать. Но у него благодаря этому явлению Божию происходит перемена внутри, полное переосмысление ценностей, и он сам становится учеником Христовым, величайшим апостолом и проповедником Божиим.
Божия благодать часто являет себя именно как свет. В Ветхом Завете говорится: когда Моисей спускался с горы Синай, от него исходил свет, и его соплеменники не выносили этого сияния, так что он покрыл свою голову плащом, чтобы сияние света не поражало соплеменников. В Новом Завете это сияние уже постоянно проходит сквозь жития святых. И у преподобного Сергия Радонежского очень часто в житии мы встречаем сияние света, когда он созерцал видение многих птиц. Это было в ночное время, ему было дано прозреть, сколько будет у него учеников и последователей, и птицы летали в Божественном сиянии. Потом, когда ему явилась Божия Матерь, тоже было дано сияние Божественного света.
Тот же Мотовилов писал: представьте сияющее солнце и в середине солнца лицо человека, разговаривающего с вами. Вот так просиял Божественным светом преподобный Серафим Саровский. Этот свет согревал и просвещал, и внутри было ощущение удивительного мира. Такой человек, конечно же, исполняется Божественных даров.
Большое Вам спасибо за эту прекрасную беседу, я слушал с замиранием внутри. Думаю, и большая польза для наших телезрителей.
– Очень хотелось бы пожелать всем, кто нас сейчас видит, идти ко Христу, не бояться открывать двери своего сердца Господу, чтобы приобщаться Богу и обрести радость Святого Духа.
Записала: Маргарита Попова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
В других номерах:
Отношение к благодати
Фото: Pokrovkop.cerkov.ru
Чтобы сохранить благодать, важно к ней не привыкать. Когда человек приходит в церковь, то здесь благодатным является все – обряды, таинства, богослужение, соблюдаемые традиции. В храме не отыскать ни одной мелочи, которая не была бы освящена Святым Духом. Человек должен соответствующим образом относиться к этим святыням. Перед ними каждый прихожанин должен иметь страх Божий одновременно с благоговением.
Однако природа человеческая такова, что мы ко всему привыкаем. Это особенно опасно, так как тогда мы перестаем ценить то, что имеем. Когда благодать превращается в традицию, она теряет свой истинный смысл и значение. В результате при посещении церкви Божий страх уходит, а вместе с ним пропадает и благоговение. Человек может искренне верить во Всевышнего, регулярно посещать храм, но если он будет неправильно относиться к благодати, то никогда ее на себе не почувствует.