Николо-Угрешский монастырь на протяжении многих веков был одним из самых любимых мест православных паломников. Он находится в небольшом подмосковном городе Дзержинский Московской области. Основателем монастыря считается князь Дмитрий Донской. Обитель за годы своего существования повидала многое: и признание царей, и различные войны и запустение. Сейчас уже о трудных временах ничего не напоминает, монастырь полностью восстановлен и рад видеть в своих стенах богомольцев, приезжающих сюда из разных уголков России и зарубежья.
История обители
По преданию, в 1380 году великий князь Дмитрий Донской со своим войском, следуя на Куликово поле, сделал здесь привал, и после горячей молитвы Богу ему чудесным образом явилась на дереве икона Николая Угодника. Это чудо очень укрепило веру князя и дало ему победный дух.
Князь с трепетом сказал: «Сия вся угреша сердце мое», что означает: «это все согрело сердце мое» (отсюда и название «угрешский»). И уже на обратном пути, после победы в битве, князь велит возвести здесь монастырь в честь этого великого святого.
В XVII веке сюда любили приезжать цари и великие князья. Эти паломнические царские выезды стали называть «угрешские походы». Цари из династии Романовых всячески помогали монастырю. Но не всегда в истории монастыря все было хорошо: он много раз подвергался разорению, осаде и поджогам со стороны татаро-монголов, литовских и французских армий. Но с Божией помощью он всегда восстанавливался.
XIX век стал для обители переломным: из-за больших налогов монастырь оказался на грани закрытия, здесь остались всего 6 монахов. В эти самые годы митрополит Московский Филарет сначала думает назначить настоятелем монастыря Игнатия (Брянчанинова), но тот ему советует поставить на эту должность иеромонаха Оптиной пустыни Илария.
Под руководством игумена Илария обитель переживает значительный подъем. Позже наместником становится Пимен (Мясников), который сейчас является святым покровителем обители, при нем она переживает свое второе рождение: существенно вырастает число монахов, монастырский устав становится более строгим, возрождаются старые сооружения и строятся новые.
Создаётся архитектурный ансамбль, доминантой которого становятся Спасо-Преображенский собор и монастырская звонница. Территория монастыря значительно расширилась, теперь здесь стало 10 храмов и еще несколько часовен.
Рисунок. 1. Вид на обитель сверху
Не обошла стороной эту обитель тяжелая участь большинства монастырей в безбожные времена. После октябрьской революции здесь располагается колония для несовершеннолетних. Монахов власти определяют в трудовую общину. В 20-е годы в монастыре закрывают все храмы. В 30-е все ценности вывозятся в музей «Коломенское», в 40-м году уничтожается древнейший храм монастыря — Никольский собор.
В 70-х гг. монастырь в Дзержинском начали реставрировать, но реставрация проходила медленно. В 1990-м здесь возобновляются богослужения. А в 1991 году монастырь возвращается церкви и получает статус ставропигиального. В конце XX — начале XXI века здесь проходит активная реставрация, восстановление храмов и иных сооружений.
Становление в 1380–1600
Трудно сказать, каким именно был монастырь в годы своего основания. Можно лишь предположить, по аналогии с другими обителями того времени, что его строения были деревянными. Сколько храмов было изначально, сейчас установить не представляется возможным. Предположительно в центре находился деревянный храм, построенный в честь Николая Чудотворца. Каменный храм, скорее всего, появился в XIV–XV веках, во время правления князя Василия I, сына Дмитрия.
Обитель являлась ктиторской, то есть основанный и поддерживаемой благодетелями. В XIV–XVII веках ктиторами монастыря были русские цари, а первым, естественно, был великий князь Дмитрий Донской.
В 1519 году здесь побывал князь Василий III, о чём имеется летописное повествование, которое хранится в храме. Возможно, что московские князья и ранее посещали обитель, но документальных свидетельств на этот счёт не имеется.
Монастырь сейчас
Сейчас обитель насчитывает около 30 монахов, она полностью восстановлена, и о тяжёлых богоборческих временах уже, казалось, ничего не напоминает. В 2004 году завершилось строительство храма Страстей Христовых и возведен новый иконостас в Спасо-Преображенском соборе. Был снова построен по древним чертежам Никольский собор. В 2009 году иконописцы закончили внутреннюю роспись Спасо-Преображенского собора, сделанную с оригинала.
Паломники могут насладиться не только молитвенной атмосферой монастыря, убранством его храмов, но и его с любовью благоустроенной внутренней территорией, интересной архитектурой и монастырским прудом.
Рисунок. 2. Монастырский пруд
Интересно! Монастырский пруд отлично вписался в ансамбль монастыря. Он не только красив, но и богат разной живностью. Здесь можно увидеть крупную рыбу, две пары лебедей: белых и черных. Кроме того, здесь обитает много диких уток и домашних гусей, которых разводит братия обители. Все это множество животных свободно гуляет по зеленой территории монастыря, совершенно не боясь людей.
Также паломнической службой монастыря организованы уютная гостиница и трапезная, в которой можно вкусно и недорого поесть. В настоящий момент наместником обители является игумен Варфоломей (Петров).
Упадок в XVIII–XIX вв
С XVIII века монастырь лишается многочисленных льгот и покровительства со стороны царей. Обитель посещает всё меньше паломников, и она постепенно приходит в упадок. Согласно архиву московской Консистории, в Синод подавались рапорты о ветхости монастырских храмов и просьбы о помощи в их восстановлении, которые оставались без удовлетворения.
Только к концу XVIII века обитель постепенно начинают восстанавливать и строить новые здания.В 1771 году, когда на московских землях была эпидемия чумы, в монастыре был образован лазарет для больных, а монахов временно перевели в Николо-Первинскую обитель.
Храмы и план монастыря
Архитектурный ансамбль монастыря:
- Древнейшей постройкой обители считается колокольня (Угрешская свеча) высотой в 77 метров. Которая была частично разрушена в годы ВОВ из стратегических военных соображений, но в XX веке она была восстановлена.
- Часовня явления образа Николая Чудотворца, построенная в XIX веке. Паломники там могут набрать святую воду.
- В XVIII в. для приезжавших сюда царей и патриархов были выстроены Государевы и Патриаршие палаты. Они находятся рядом с монастырской звонницей и также относятся к древностям монастыря.
- Успенский храм (1763 г.). В XIX в. был построен предел в честь преподобной Марии Египетской.
- Палестинская стена (1866 г). Построил преподобный Пимен таким образом, чтобы всем своим видом напоминать о храмах и сооружениях в святом граде Иерусалиме.
- В это же время был построен монастырский скит в честь апостолов Петра и Павла. В нем тогда действовали очень строгие правила. Он действует и сейчас. Петро-Павловский храм, находящийся в скиту, — это единственная постройка при монастыре, выполненная целиком из дерева.
- Спасо-Преображенский собор (1880 г.), строительство которого началось при преподобном Пимене и закончилось в 1894 г. Он является одним из самых больших храмов в России. Построен в русско-византийском стиле.
- Собор Николая Чудотворца (2006г.) — копия самого первого храма.
- Храм апостола Матфея и Параскевы Пятницы (1854 год).
- Пименовский храм (2002 г.).
- Церковь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость» (1860 г.).
- Храм Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна, который находится в монастырской звоннице.
- Храм в честь иконы Богородицы «Взыскание погибших» (2001 г.).
Рисунок. 3. План – схема монастыря
Угрешская обитель в XVII–XVIII вв
В 1613 году на престол восходит царь Михаил Фёдорович. В жизни Николо-Угрешской обители наступает период возрождения и расцвета. B XVII веке обитель представляла собой впечатляющий архитектурный комплекс. Согласно описи, которая была сделана в 1739 году, монастырь был огорожен каменным забором, покрыт тёсом. Его длина составляла около 700 метров, а высота – три метра. Имелось двое ворот.
На территории монастыря было построено 3 церкви из камня:
- Никольский собор, который был обновлён в 1614 году.
- Храм Успения Божьей Матери.
- Храм Спаса Нерукотворного с колокольней.
Остальные храмы и строения были деревянными:
- Успенская церковь.
- Спасский храм.
Помимо храмов, в монастыре имелись хозяйственные постройки:
- Трапезная.
- Хлебная палата.
- Патриаршие, братские и больничные кельи.
- Гостиница для размещения царственных особ.
- Государевы палаты.
Святыни монастыря
В обители находятся чтимые православными святыни:
- Тихвинская икона Божией Матери, молебный образ патриарха Алексия II, подаренный обители.
- Мощи великомученицы Варвары, великомученика Пантелеймона Исцелителя, Иоанна Крестителя, Киево-печерских святых и еще многих святых.
- Мощи святителя Николая Чудотворца.
- Мощи преподобного Пимена Угрешского.
- Копия иконы Николая Угодника, написанная в 19-м в., явившегося князю Дмитрию. Оригинал хранится сейчас в Третьяковской галерее.
- Ковчег с мощами святителя Игнатия (Брянчанинова).
- Крест-мощевик 7-го века.
Рисунок. 4. Рака с мощами преподобного Пимена в Спасо-Преображенском соборе
Смутное время
В википедии сказано, что в XVII веке обитель подверглась тяжелейшим испытаниям в Смутное время. Она оказывается в центре важных событий в истории Руси. В 1602 году Лжедмитрий I сбегает из Чудова монастыря от Бориса Годунова в Угрешу. Войско, которым командовал атаман Иван Салков, воевавший на польской стороне, в 1609 году стоит на Угреше.
В непосредственной близости от обители происходит битва Салкова с московским воеводой Сукиным. Салков одерживает победу и занимает Владимирскую дорогу, но позже князь Дмитрий Пожарский разбивает его войска. В 1610 году монастырь занимают войска Лжедмитрия II (известного как «тушинский вор»), но позже оставляют его. Угреша в 1611 году становится местом, где собираются первые дружины ополчения против поляков.
Богослужения
В обители ежедневно совершаются богослужения.
Таблица 1. Божественная литургия
День недели | Время и богослужение | Храм |
Будние дни | 6:45 Божественная Литургия и панихида. 9:00 БЛ* и молебен | Успенский храм. Пименовский храм (в теплое время), Казанский храм (в холодное время) |
Воскресные и праздничные дни | 6:30 БЛ. 8:00 БЛ. 9:30 БЛ и водосвятный молебен | Успенский храм. Пименовский храм. Спасо-Преображенский собор |
* БЛ — Божественная литургия
Каждую неделю во время Богослужения читаются акафисты:
- во вторник — преп. Пимену;
- в четверг — Николаю Угоднику;
- в воскресный день во время вечерней службы читается акафист Тихвинской иконе Богородицы.
По пятницам в 17:00 проходит водосвятный молебен и акафист Богородице перед ее образом, именуемым «Неупиваемая чаша», о зависимости от алкоголя.
Расцвет до 1880 года
Вокруг обители возводятся новые стены, протяжённость которых составляет 1700 метров, а высота – около шести метров, строятся новые восемь ворот и 16 башен. А также строятся корпуса для проживания паломников, в одном из которых лечились русские солдаты, получившие ранения в Русско-турецкой войне.
Строится водонапорная башня, внутрь которой проводят источник и система водоснабжения монастыря. Возводится Петропавловский скит, часовня в честь Иерусалимской Божьей Матери, Казанский храм, часовня Знамения Креста и хозяйственные строения.
Монастыри издавна являлись просветительским центрами, так и Угрешская обитель была одним из них. На её территории было открыто третьеклассное училище для детей из крестьянских семей. Спустя десять лет после открытия училище было подчинено Министерству просвещения.
Как добраться в монастырь
Адрес монастыря и паломнической службы: город Дзержинский, площадь Святителя Николая, дом 1, Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь.
В монастырь из Москвы можно добраться следующими видами транспорта: от станций метро «Котельники», «Люблино», «Алма-Атинская», «Братиславская» и от станции «Люберцы» автобусами, следующими до Дзержинска. Можно от Казанского вокзала доехать до площади Люберцы, и потом также автобусами. Также можно добраться на теплоходе по Москве-реке и Оке, которые отправляются с Южного речного вокзала.
Восстановление после сожжения
В 1521 году монастырь и находящееся рядом село Остров были сожжены крымским ханом Мехметом-гиреем. К 1545 году монастырь восстанавливают и обновляют, после чего его посещает царь Иван IV Грозный. За год до посещения царь дарует ему жалованную грамоту. В ней за Угрешей закрепляется право на владение более 10 сёлами в четырёх уездах, прилегающими к ним лесами, крепостными крестьянами. А также даются различные льготы, права и преимущества.
В летописях имеется много записей, касающихся Николо-Угрешского комплекса, где говорится о новых многочисленных льготах и подтверждении ранее дарованных. Исходя из этого, можно сделать вывод, что обитель пользовалась большой благосклонностью у великих князей.
Запустение 1918–1990
Вслед за революционными событиями 1917 года у монахов опять наступают тяжёлые времена. Обитель подвергалась многочисленным обыскам и допросам иноков. В 1925 почти все храмы на Угреше были закрыты, остался лишь Петропавловский храм.
В 1930 все ценности обители, которые хранились в Преображенском и Никольском соборах, были вывезены в Коломенский музей. К этому времени все церкви Угрешского монастыря были полностью разграблены и переоборудованы в административные здания.
На территории монастыря были созданы четыре детских дома, детская колония и Красный Детский городок.В 1969 году вышло постановление о присвоении Николо-Угрешскому монастырю статусу памятника архитектуры и его охране, а год спустя начались реставрационные работы.