ИОСИФОВ ВОЛОКОЛАМСКИЙ (ВОЛОЦКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ

Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь расположен в 110 км от Москвы в Волоколамском районе. 14 июня 1479 г. преподобный Иосиф выбрал место и начал строительство первой деревянной церкви и келий для братии. Эта дата ежегодно празднуется в монастыре как день основания.

Преподобный Иосиф Волоцкий — почитаемый в православной церкви святой и один из выдающихся организаторов монастырского дела. Эрудированный и образованный преподобный Иосиф был богословом-полемистом, сыгравшим большую роль в защите русского православия от так называемых еретиков и распада. В книгу его авторства «Просветитель» входят поучения и высказывания Иосифа. Управляя монастырем преподобный Иосиф многое делал для жителей окрестных деревень. Помогал крестьянами семенами, инвентарем, обучал приемам земледелия. в голодное время при монастыре получали питание до 700 человек.

© Sonic_off

Ежегодно 31 октября Крестным ходом отмечается день обретения мощей преподобного Иосифа Волоцкого. Рака с мощами считается главной святыней обители. Поклонение мощам — одна из целей паломников, приезжающих в монастырь из разных мест. Важными и почитаемыми святынями волоцкой обители являются также вериги святого Иосифа и Волоколамская икона Божией Матери.

История обители


Рисунок 1. Иосиф Волоцкий
Создателем монастыря был Иосиф Волоцкий. Этот человек прославлен церковью в лике преподобных святых. Он жил в 16-м веке и происходил из дворянской семьи, имевшей литовские корни. Иосиф был первым человеком в роду, принявшим монашеский постриг. Впоследствии ещё несколько мужчин из этой семьи последовали его примеру.

Долгое время он жил в Саввиной обители и даже был ее настоятелем. Однако строгий аскетический уклад жизни, который завёл Иосиф, не понравился остальной братии. И преподобный оставил обитель для того, чтобы основать собственный Волоколамский монастырь. Его также называют Иосифо-Волоцким.

В этой обители с самого начала был установлен строгий уклад жизни. Преподобный Иосиф принимал в него всех монахов, желающих поселиться здесь. Большую часть бюджета обители святой отдавал нуждающимся.

Интересно! Строительство монастыря продвигалось стремительными темпами. Первый деревянный храм был возведён здесь всего за два месяца. Менее чем за семь лет построена и каменная церковь. Иконы для этого собора, в также фрески были написаны выдающимся иконописцем Дионисием, учеником Андрея Рублёва.

Впоследствии возле храма построили высокую колокольню в форме восьмигранной башни. По её образцу была возведена колокольня Ивана Великого в Москве. В основании этой башни находилась церковь Иконы Смоленской Божьей Матери.

ИОСИФОВ ВОЛОКОЛАМСКИЙ (ВОЛОЦКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ

По словам В. О. Ключевского, «ни один русский монастырь не обнаружил литературного возбуждения, равного тому, какое находим в обители Иосифа» (Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 292). В развитии И. В. м. как центра книжности традиционно выделяют 3 этапа: этап формирования книжного ядра б-ки и становления лит. традиций, связанный с именем прп. Иосифа; расцвет лит. творчества в 20-80-х гг. XVI в., связанный с именами митр. Даниила, Новгородского архиеп. Феодосия, игуменов Нифонта (Кормилицына), Евфимия (Туркова) и др.; период с кон. XVI в., когда И. В. м. выполнял в основном роль «хранителя книжности» (Дмитриева Р. П. Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности // КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. 1991. С. 6). Основными источниками формирования б-ки являлись переписка книг в мон-ре и вклады. По Уставу прп. Иосифа монахам разрешалось иметь книги и иконы, поэтому одним из источников пополнения б-ки мон-ря стали келейные собрания пострижеников.

Прп. Иосиф принес на место основания мон-ря от 10 до 13 книг (Жмакин. 1881. Прил. XIX. С. 57). В И. В. м. прп. Иосиф переписывал книги, хотя его бесспорный автограф не установлен. По описи 1545 г., игум. Иосиф переписал 3 Евангелия, Апостол, Богородичник, Триодь, Псалтирь, Лествицу, Соборник, Канонник (Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. // КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. 1991. С. 24, 26-28, 31). К 1915 г. в монастырской библиотеке хранились рукописи, считавшиеся автографами прп. Иосифа: Триодь Постная, 2 Псалтири, Богородичник, «Просветитель», а также 2 списка Устава, Послания кн. Б. В. Кутузову, И. И. Третьякову и вел. кн. Василию III Иоанновичу (Прп. Иосиф, Волоколамский чудотворец. 1915. С. 116-119). В целом в период игуменства прп. Иосифа в мон-ре была собрана одна из лучших б-к, не уступавшая книжным собраниям Троице-Сергиева и Кириллова Белозерского мон-рей.

Для И. В. м. как для центра книжности характерны 3 особенности: во-первых, влияние его пострижеников на развитие публицистической мысли в 1-й пол. XVI в.; во-вторых, «традиция почитания своих наставников путем включения их произведений в создаваемые в монастыре рукописи и бережное отношение к рукописному наследию»; в-третьих, наличие в переписанных в И. В. м. четьих сборниках списков произведений, хронологически близких к авторскому тексту.

Показателем уровня организации и активного использования монастырской б-ки является составленный в 3-й четв. XVI в. малоформатный «указец» (РГБ. Вол. № 423). За основу взяты месяцеслов и пасхальная часть триодного тропарника Иерусалимского устава, которые снабжены отсылками (с указанием листов) к рукописям собрания, содержащим соответствующие жития, учительные и похвальные слова.

«Послания Иосифа еп. Суздальскому Нифонту и Андрониковскому архим. Митрофану по поводу ереси жидовствующих». Список из «Просветителя» Иосифа Волоцкого XVI в. (РГАДА. Ф. 181. Д. 591. Л. 784) «Послания Иосифа еп. Суздальскому Нифонту и Андрониковскому архим. Митрофану по поводу ереси жидовствующих». Список из «Просветителя» Иосифа Волоцкого XVI в. (РГАДА. Ф. 181. Д. 591. Л. 784)

В б-ке И. В. м. находились древнейшие списки Устава (РНБ. Солов. № 326/346; ГИМ. Епарх. № 341), «Просветителя» (ГИМ. Епарх. № 339, 340; РНБ. Солов. № 326/346) и др. сочинений прп. Иосифа Волоцкого (Дмитриева. 1974. С. 208-209). Основной фонд рукописного наследия основателя мон-ря (представлен 29 рукописями), в т. ч. и обширное эпистолярно-публицистическое наследие, был создан и сохранился только в И. В. м. (Там же. С. 209). Постриженики обители часто включали в свои сборники произведения прп. Иосифа Волоцкого и краткие биографические сведения о нем. Наибольшее количество произведений прп. Иосифа (18) находится в сборнике игум. Нифонта (Кормилицына) (РНБ. Q.XVII.64). Владельцами др. сборников, в состав к-рых входили произведения прп. Иосифа, были архиеп. Феодосий, Мартин (Рыков) и игум. Евфимий (Турков). Тенденция к прославлению основателя мон-ря проявилась и в создании произведений, посвященных его жизни и деятельности. Уже в 30-х гг. XVI в. появился краткий летописец (Зимин. 1950. С. 4-5), затем переписанный в 14 волоколамских рукописях. Не позднее 1531 г. было создано «Похвальное слово» прп. Иосифу Волоцкому, к-рое восходит к несохранившейся «Повести о преподобном игумене Иосифе монастыря Пречистыя Богородици, его же сам созда, в нем же и положено бысть святое тело его» (Клосс. 1980. С. 63). Написанное мон. Досифеем (Топорковым) «Надгробное слово» прп. Иосифу и составленная старцем Фотием служба прп. Иосифу сохранились в составе 4 сборников 60-90-х гг. XVI в. В единственных списках сохранились Житие прп. Иосифа, написанное еп. Саввой, и Житие, созданное неизвестным автором. Среди книжников И. В. м.- брат прп. Иосифа Вассиан (Санин), автор Жития прп. Пафнутия Боровского. В И. В. м. заботливо сохраняли принадлежавшие ему рукописи, в т. ч. Ирмологий, переписанный Вассианом (Саниным) (РГБ. Вол. № 245/66).

В книжном собрании помимо традиционных для мон-ря богослужебных книг большая роль принадлежала четьим, среди к-рых преобладала святоотеческая аскетическая лит-ра. Самыми популярными в И. В. м. авторами аскетических сочинений были преподобные Иоанн Лествичник, Исаак Сирин и Симеон Новый Богослов (Александрова, Суздальцева. 1999. С. 63-64).

В И. В. м. переписывались рукописи по заказам др. мон-рей и отдельных лиц, а также, возможно, для продажи и пожертвований обителям и церквам. Учитывая огромную работу и большое количество рукописей, созданных волоколамскими писцами, в монастыре существовал скрипторий или даже несколько скрипториев. Книги для монастыря заказывались и в др. местах. Так, в кон. XV — нач. XVI в. для И. В. м. переписывал книги Стефан Тверитин, «дьякон Михайловский с Сеней». Перепиской книг занимались монахи-книжники, наряду с ними трудились за деньги или за довольствие ремесленники. Судя по расходной книге 1590 г. Паисия (Мичурина) (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. № 1), в обители существовал обычай приглашать иконников, умевших прописывать золотом заставицы, строки и слова в рукописях. В И. В. м. проживали служебники и крылошане из Соловецкого, Свияжского, Хутынского, Сийского и других монастырей, занимавшиеся перепиской книг за вознаграждение. В монастырской б-ке имеются рукописи, переписанные потетрадно, различается до 13 почерков писцов, работавших над текстом (Клосс. Нил Сорский и Нил Полев. 1974. С. 163; Кукушкина. 1999. С. 118-119). В И. В. м. с его строгим уставом книгописание могло служить и формой ученического послушания. Так, в 1564-1565 гг. ученик старца Герасима (Ленкова) Маркелл (возможно, будущий игумен Селижаровского во имя Св. Троицы монастыря) переписал мелким почерком большеформатный Обиход (1143 листа) (РГАДА. Ф. 381 (Син. тип.). № 220).

Уже ко времени кончины прп. Иосифа в монастырской б-ке было более 100 книг, и она активно пополнялась за счет вкладов и переписки. К 2011 г. установлено более 100 имен писцов. Судя по 248 книжным записям в той части б-ки мон-ря, к-рая хранится в ГИМ, не менее 122 записей являются владельческими, 53 оставлены писцами рукописей, 48 записей сделаны вкладчиками. Сопоставление записей на книгах из б-ки мон-ря, к-рая хранится в ГИМ, с информацией из вкладных книг и синодиков позволило получить сведения о 162 писцах, вкладчиках и владельцах рукописей (Дианова Т. В., Костюхина Л. М. Записи как одна из кодикологических особенностей рукописей Иосифо-Волоколамской б-ки // Тр. ГИМ. М., 1989. Вып. 71. С. 28; Они же. Рукописные книги Иосифо-Волоколамской б-ки // КЦДР: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. 1991. С. 102-116).

Среди переписчиков книг видное место занимал старец Герасим Чёрный, переписавший 16 рукописей. Не менее 10 книг переписал мон. Досифей (Топорков), 12 — игум. Евфимий (Турков), 13 — старец Фотий, 14 книг — Нил (Полев). Среди первых писцов, участвовавших в переписке книг, были Герасим Поповка, монахи Геласий (Суколенов), Герасим (Замыцкий), Тихон (Зворыкин), Ферапонт (Обухов), Варлаам (Кривошеин), Иоанн (Пищулин), Симеон Пустынник, Ефрем Тверитин, Исаия Белый.

Старец Нил (Полев) был известным каллиграфом и некоторое время провел в заволжских скитах, работая над сборниками житий греч. святых совместно с прп. Нилом Сорским. Результатом этих трудов стали 3 рукописи (сборники), вывезенные прп. Нилом с Белоозера и в 1513-1514 гг. вложенные в виде вклада в И. В. м. Т. о. в обители оказались 2 тома «Соборника» прп. Нила Сорского (ГЛМ. РОФ 8354. № 14 и РГБ. Вол. № 630) и один из ранних списков «Просветителя» и краткой редакции Устава прп. Иосифа (РНБ. Солов. № 326/346) (Прохоров Г. М. Автографы Нила Сорского // ПКНО, 1974. М., 1975. С. 37-54). Вероятно, один том «Соборника» иосифляне дописали: они подобрали слова и поучения, подкреплявшие идеологическую концепцию прп. Нила (Лённгрен Т. П. «Соборник житий» в лит. наследии Нила Сорского: (На мат-ле автографа, хранившегося в Волоколамском монастыре) // Palaeoslavica. Camb. (Mass.), 1999. Vol. 7). Др. автограф прп. Нила Сорского обнаружен в сборнике Дионисия Звенигородского (ГИМ. Епарх. № 51. Л. 173-180 об.; Шевченко Е. Э. Неизвестный автограф Нила Сорского // ТОДРЛ. 2008. Т. 58. С. 913-919). В 20-х гг. XVI в. сборники, вложенные Нилом (Полевым) в 1513-1514 гг., были взяты в Москву, где писцы митрополичьего скриптория изготовили их копии (Клосс. 1980. С. 86).

Мон. Досифей (Топорков) в И. В. м. редактировал Русский хронограф 1512 г. (сохр. в извлечениях и переработке в списке РГБ. Вол. № 583; сведения об авторстве — ГИМ. Увар. № 356) и написал предисловие к нему — «Изложение о истинней и православной вере». Возможно, в обители он редактировал и Хронику Георгия Амартола (Анисимова Т. В. Криница «переводу» Досифея Топоркова?: (В сб. МГАМИД сер.- 3-й четв. XVI в.) // ТОДРЛ. 2006. Т. 57. С. 166-179) и создал сокращенную редакцию Жития серб. деспота св. Стефана Лазаревича. В последние годы мон. Досифей составил Иосифо-Волоколамский патерик и «Надгробное слово» прп. Иосифу. Мон. Досифей намеревался передать в И. В. м. в качестве вклада Псалтирь, Стихирал знаменной и Лествицу толковую (Синодик. 2004. С. 163-164). Сотрудником Досифея при переписке 2 рукописей был Герасим (Замыцкий), переписавший для монастырской б-ки полностью и частично не менее 5 рукописей. Герасим, будучи архимандритом Симонова мон-ря, вложил в И. В. м. Четвероевангелие Варлаама Доброписца (РГБ. Вол. № 17). В переписке источников хронографа также принимал участие Ферапонт (Обухов), рукой к-рого написаны Жития св. кор. Стефана Дечанского и Илариона, еп. Мегленского (Л. 263-377 об.), в сборнике РГБ. Вол. № 655 (ср.: Клосс Б. М. Предисловие к изд. 2005 г. // ПСРЛ. 2005. Т. 22 (Русский хронограф). С. XII-XIV). Среди сохранившихся сборников Дионисия Звенигородского — Епарх. № 348, 351, 405; РГБ. Вол. № 661; Ф. 711. № 53 (Анхимюк. 1999. С. 75-76; Дмитриева Р. П. Дионисий Звенигородский Лупа // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 191-192).

Наиболее плодовитым автором из числа пострижеников И. В. м. был митр. Московский Даниил, который переписал ряд книг, находясь в монастыре (в 1511-1522 игумен, в 1539-1547 жил на покое), и 7 книг дал в качестве вклада (подробнее см.: Турилов А. А. Литературное наследие Даниила, книгописание // ПЭ. Т. 14. С. 72-75). Даниил составил ряд сборников со своими сочинениями: РГБ. МДА. Фунд. № 197; РНБ. Соф. № 1281; Погод. № 1149; Q. I. 1439. Значительное внимание Даниил уделял правке книг. Редакторские пометы, которые он сделал, проживая в И. В. м., находятся в сборниках: РГБ. Вол. № 149, 489, 490, 573, 597, 605; ГИМ. Епарх. № 380 и др. По-видимому, именно Даниил восстановил удаленные фрагменты текста, содержащие выпады против митр. Зосимы (Брадатого), в «Сказании о новоявившейся ереси» из состава «Просветителя» (Плигузов А. И. «Книга на еретиков» Иосифа Волоцкого // История и палеография. М., 1993. Вып. 1. С. 110-112; ГИМ. Епарх. № 337. Л. 5 об., 11 об., 12 об.). Во время пребывания на Московской кафедре митр. Даниил привлекал к работе владычного скриптория книжников И. В. м. Одним из его помощников в работе над сводной Кормчей был игум. Нифонт (Кормилицын), позднее составивший собственную редакцию этого канонического сборника (РГБ. Егор. № 156). Игум. Нифонт «стремился не просто увеличить библиотеку, но собрать и сохранить в обители репертуар литературы, представляющей интерес для образованного круга иосифлян» (Дмитриева Р. П. Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности // КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. 1991. С. 10). В XVI в. для б-ки И. В. м. трудился профессиональный писец дьяк Дмитрий Лапшин. Он принял участие в написании не менее 12 рукописей. Наряду с ним работал Фома Шмоилов (Шмойлов), писец и владелец келейной б-ки. Митр. Даниил привлек его к работе по составлению Никоновской летописи (Клосс Б. М. О рукописях, написанных дьяком Дмитрием Лапшиным // АЕ за 1974. М., 1975. С. 136-142; Он же. 1980. С. 82-84). Владельцами четьих сборников «энциклопедического» содержания были знаменитые старцы: Ионе (Пушечникову) принадлежал сборник РГБ. Вол. № 535, Дионисию Звенигородскому — РГБ. Вол. № 661 и ГИМ. Епарх. № 405.


Устав прп. Иосифа Волоцкого. Список из «Просветителя». 1514 г. Вклад мон. Нила (Полева) в Иосифов Волоколамский мон-рь (РНБ. Солов. № 326/346)

Устав прп. Иосифа Волоцкого. Список из «Просветителя». 1514 г. Вклад мон. Нила (Полева) в Иосифов Волоколамский мон-рь (РНБ. Солов. № 326/346)

И. В. м. являлся одним из центров общерус. летописания. По мнению Б. М. Клосса, свод 1495 г. был составлен в И. В. м., поскольку 3 списка этого свода (РГАДА. Ф. 196 (Мазур). № 289; собр. МГАМИД. Ф. 181. № 365; собр. Музейн. № 5837) происходит из этого мон-ря (Клосс Б. М. О времени создания Русского хронографа // ТОДРЛ. 1971. Т. 26. С. 244-255; Он же. 1980. С. 25-29; Он же. Предисловие к изданию 2007 г. // ПСРЛ. 2007. Т. 27. С. VIII). Мнение Клосса опровергала Р. П. Дмитриева, указавшая на московское, а не на волоколамское происхождение некоторых известий (Дмитриева. 1974. С. 225-226). К 2011 г. выявлена связь ряда памятников митрополичьего происхождения времен митр. Даниила с книгописной и лит. традицией И. В. м. (Клосс. 1980. С. 81-87). Симеоновская летопись написана в обители дьяком Дмитрием Лапшиным в 40-х гг. XVI в. (Там же. С. 25). Из тех, кто в И. В. м. составляли краткие летописцы, известны Марк (Левкеинский) (РГБ. Вол. № 515; Зимин. 1950. С. 9-14) и Игнатий (Зайцев) (РГБ. Вол. № 362). Сведения, связанные с И. В. м., содержатся также в Часовнике Игнатия (Зайцева) (ГИМ. Епарх. № 264).

Постриженики И. В. м. находились в общении с др. центрами книжности. Особенностью книжного собрания И. В. м. «является наличие в его составе большого числа списков южнославянских оригинальных и переводных сочинений, попавших на Русь в кон. XV в. (жития болгарских и сербских святых, переводные хроники, «сербская» Александрия)» (Турилов. 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 152) и послуживших источниками Русского хронографа. Помимо тесного сотрудничества с Новгородским архиерейским домом времен святителей Геннадия (Гонзова) и Макария, а также с митрополичьим скрипторием времен митрополитов Даниила и Макария стали известны новые книжные контакты пострижеников мон-ря. Практически с начала существования И. В. м. поддерживал тесные книжные связи с Троице-Сергиевым монастырем. Псалтири с восследованием рубежа XV и XVI вв., переписанные Герасимом (Замыцким) и Герасимом Чёрным (РГБ. Вол. № 152; ГИМ. Епарх. № 90), отражают особенности «Псалтыри митр. Киприана» 1-й четв. XV в. (РГБ. МДА. Фунд. № 142), хранившейся в Троице-Сергиевом мон-ре. Сборник 20-х гг. XVI в. (РГБ. ТСЛ. Фунд. № 686) содержит старший список сокращенной редакции Жития деспота Стефана Лазаревича, созданной, вероятно, в И. В. м., а Жития св. кор. Стефана Дечанского и еп. Илариона Мегленского восходят вероятно к сборнику РГБ. Вол. № 655. Краткие летописцы обители свидетельствуют о тесных связях с Боровским мон-рем (Дмитриева. 1974. С. 223-225). Один из ранних списков «Просветителя» (РНБ. Солов. № 326/346) был не позднее 1508 г. переписан прп. Нилом Сорским и Нилом (Полевым) в Сорской пуст., что позволяет говорить о тесных контактах между учениками преподобных Иосифа и Нила Сорского. Изучение индексов истинных и ложных книг, которые переписывались в И. В. м., позволило проследить заимствование и обогащение кирилловской книжной традиции иноками обители. Отмечены лит. контакты братии И. В. м. и Павлова Обнорского мон-ря (Грицевская И. М. Индексы истинных и ложных книг в Волоколамском мон-ре // ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 494-504; Пигин. О литературных контактах. 2006. С. 99-104).

А. А. Зимин о (Зимин. Крупная феод. вотчина. 1977. С. 276). В этих рукописях находятся: трактат прп. Иосифа в защиту монастырских имуществ (РГБ. Муз. № 1257. Л. 264-297), «Соборный ответ» 1503 г. (РГБ. Вол. № 514. Л. 426-433), «Ответ» Макария, обосновывающий право мон-рей владеть селами (РГБ. Муз. № 1257. Л. 154-178), постановления Стоглава (РГБ. Вол. № 517. Л. 206-209), «Слово кратко», отстаивавшее неприкосновенность монастырских владений (РГБ. Муз. № 1257. Л. 191-249), коллекция ханских ярлыков рус. митрополитам (ГИМ. Син. № 672. Л. 694-707) и «Константинов дар» (Там же. Л. 668-682).

Составители четьих сборников стремились включать в их состав современные им произведения. Так, в сборнике Вол. № 659 содержатся ранние списки Жития прп. Михаила Клопского в редакции В. М. Тучкова, Жития прп. Пафнутия Боровского, прп. Павла Обнорского и ряд летописных статей, извлеченных из создававшихся в то время летописных сводов. Составителей сборников волновали события общегос. значения. Этот интерес был обусловлен непосредственным участием его пострижеников в политической жизни гос-ва. Игум. Нифонт (Кормилицын) поместил в своем сборнике рассказы о походах на Казань в 1550 и 1552 гг., в к-рых он принимал участие (Кунцевич Г. З. Малоизвестные записи о казанских походах 1550 и 1552 гг. // ЖМНП. 1898. Июль. С. 135-145). Игнатий (Зайцев) вел летописные записи (РГБ. Вол. № 362; ГИМ. Епарх. № 264), в т. ч. и о событиях в Казани. Ст. «Поставление великих князей русских, откуду бе и како начашася ставитися на великое княжение святыми бармами» находится в 3 сборниках (ГИМ. Епарх. № 379; РГБ. Вол. № 572; РНБ. Q.I.214), современных венчанию Иоанна IV на царство. «Сказание о князьях владимирских» также сохранилось в монастыре в 3 сравнительно ранних списках (Дмитриева. 1974. С. 221). Ряд волоколамских сборников (РГБ. Вол. № 488, 489, 506, 522, 530) включает статьи, близкие по содержанию к визант. «княжеским зерцалам». Среди них — «Изложение совещательных глав царю Иустиниану сложенных Агапитом диаконом», «Василия царя греческого главизны учительны 66 к сыну своему Льву», «Сократа мудреца еллинского», «Аристотеля философа от епистолии ко Александру Македонскому», «Геннадия, патриарха Константинопольского, слово о вере», «Послание Константинопольского патриарха Фотия болгарскому князю Михаилу Борису» и др.

Особым вниманием книжников И. В. м. пользовались эсхатологические сюжеты, отразившиеся в Иосифо-Волоколамском патерике. Из монастыря происходит рассказ патерикового типа «О преставлении старца Антония Галичанина» (Пигин. Видения потустороннего мира. 2006. С. 23-156). Волоколамские книжники отдавали предпочтение повестям назидательного содержания, нередко переводные произведения подвергались переработке с целью придания наибольшего нравоучительного смысла. В мон-ре были созданы 2 редакции переводной повести «Прение живота и смерти», а также рус. редакция переведенного с польск. языка «Сказания о смерти некоего мистра философа» (Дмитриева Р. П. Рус. перевод XVI в. польского сочинения XV в. «Разговор магистра Поликарпа со смертью» // ТОДРЛ. 1963. Т. 19. С. 303-317; Повести о споре жизни и смерти / Исслед. и подгот. текстов: Р. П. Дмитриева. М.; Л., 1964. С. 24-59). Книжников И. В. м. отличал и интерес к необычным явлениям природы (землетрясениям, солнечным и лунным затмениям). Дионисий Звенигородский (ГИМ. Епарх. № 405) и игум. Нифонт (Кормилицын) (РНБ. Q.XVII.15) в своих сборниках поместили статьи 1524 г. о наводнении в Неаполе и о землетрясении в Венгрии, о небесном знамении в Риге, о землетрясении «в Римской земле граде Шимбории и в Турской земле гибель граду Солоникии».

В 1551-1563 гг. в И. В. м. в келье проживавшего на покое Новгородского архиеп. Феодосия действовал небольшой скрипторий. Архиепископу помогали его ученики игум. Евфимий (Турков) и Иеремия. Известны 5 книг из б-ки, принадлежавшей архиеп. Феодосию: РГБ. Вол. № 41, 514; ГИМ. Муз. № 791; Епарх. № 171 и РГБ. Ф. 722. № 702 (Анхимюк. 1999. С. 77-78). По предположению Зимина, архиеп. Феодосий переписал сборник ГИМ. Син. № 791. Архиерей частично переписал рукописи РГБ. Вол. № 514 (Л. 223-223 об., 226 об., 233 об.- 235 об., 238 об.); 572 (Л. 234 об.); РНБ. Q.XVII.50 (Л. 273 об., 341-342, 343) (Клосс. Нил Сорский и Нил Полев. 1974. С. 162). По мнению Дмитриевой, бывш. архиеп. Феодосий вписал в сборник своего ученика игум. Евфимия (Туркова) свои сочинения (РНБ. Q.XVII.50. Л. 267-273, 341-345 об.), а также оставил автограф в рукописи ГИМ. Епарх. № 416 (Дмитриева. 1974. С. 205, 213-214). В сер. 50-х гг. XVI в. игум. Евфимий помогал архиеп. Феодосию в переписке Постной Триоди (ГИМ. Епарх. № 70). Между 1 сент. 1562 и 26 февр. 1563 г. сборник Вол. № 514 закончили ученики архиеп. Феодосия игум. Евфимий и буд. архиеп. Казанский Иеремия. Одновременно Евфимий закончил работу над др. сборником (РНБ. Q.XVII.50), в к-ром содержится корпус посланий архиеп. Феодосия. По-видимому, в келье архиеп. Феодосия был составлен сборник (ГИМ. Син. № 791), в к-ром на листах 95-164 содержатся материалы из архива прп. Максима Грека.

В 1563 г. игум. Евфимий (Турков) по благословению своего учителя архиеп. Феодосия переписал Часослов (ГИМ. Епарх. № 256). В сборнике своего ученика Левкия (Акишева) игум. Евфимий написал рассказ «О преставлении старца Феодосиа», к-рый представляет собой Житие архиеп. Феодосия (РГБ. Вол. № 512). В сборнике РГБ. Вол. № 572 игум. Евфимий переписал «Надгробное слово» прп. Иосифу Волоцкому. Вероятно, в кон. 70-х гг. XVI в. Евфимий переработал 2-ю редакцию минейного Жития прп. Иосифа Волоцкого (Попов. 1914). Возможно, в 70-80-х гг. XVI в. Евфимий путем контаминации «Надгробного слова», 2-й редакции минейного Жития и некоторых текстов создал новую редакцию Жития прп. Иосифа (древнейшим списком является ркп. РНБ. Соф. № 451/1. Л. 89-128 об.; Плигузов. Вторая редакция минейного жития. 1984. С. 29-53). Игум. Евфимий провел большую работу по упорядочению монастырской документации. В 1573 г. вместе с книгохранителем Пафнутием (Рыковым) составил опись книг б-ки. При игум. Евфимии был составлен «Старый список кормовой», объединивший синодик и кормовую книгу (ГИМ. Епарх. № 1). Тогда же был составлен и новый список (ГИМ. Епарх. № 415), в к-ром указаны имена и фамилии первых вкладчиков, а также дни их поминовения. Эта работа продолжилась: были составлены записные книги (РГБ. Вол. № 681; РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. № 482) и Обиходник (ГИМ. Син. № 829). Игум. Евфимий составил Канонник (РГБ. Вол. № 412), в к-рый помимо служб прп. Евфимию Великому и прп. Иосифу Волоцкому были включены духовная грамота, предсмертная исповедь, каноны на исход души и за умершего друга, краткие некрологи монахам, умершим за время настоятельства Евфимия. В качестве вкладов игум. Евфимий дал обители 7 книг, из них 4 «своего писма». Известны также автографы игум. Евфимия (РГБ. Вол. № 133, 213, 566; ГЛМ. № 204).

В 20-40-х гг. XVI в. в И. В. м. работал Вассиан Кошка, полностью или частично переписавший 8 книг (ГИМ. Епарх. № 114, 231, 258; Син. № 927; РГБ. Вол. № 511, 517, 530; Муз. № 1257). Авторство Вассиана считается установленным в отношении Жития прп. Фотия, ученика Кассиана Босого (ГИМ. Син. № 927. Л. 171-178), и слова «О преставлении св. еп. Тверского Акакия и о житии его вкратце» (РНБ. Погод. № 1564. Л. 52-56 об.). Авторство Вассиана в отношении Словарного свода, Жития Кассиана Босого, письма «о нелюбках иноков Кириллова и Иосифова монастырей» вызывает сомнения (Дмитриева Р. П. Вассиан Кошка // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 119-120). В 1563-1564 гг. Вассиан вел записи во вкладной книге (ГИМ. Епарх. № 419. Л. 1-6, 128-129 об.). Он переписал вышеназванные статьи, а также 11-е Слово из духовной грамоты прп. Иосифа Волоцкого, «Слово кратко» в защиту монастырских имуществ, «Повесть о прп. Пафнутии Боровском» и др. Наиболее интересными являются сборники Вассиана (ГИМ. Син. № 927 и РГБ. Муз. № 1257), составленные преимущественно из сочинений насельников И. В. м. или из произведений, им посвященных. Др. волоколамский книгописец сер. XVI в.- монастырский слуга и «книжный мастер» Фома Васильев Попов известен лишь по «запродажной» записи 1555/56 г. на Евангелии из б-ки Хиландарского мон-ря на Афоне (№ 66) (см.: Богдановић Д. Каталог ћирилских рукописа манастира Хиландара. Београд, 1978. С. 71).

Важным источником пополнения б-ки были вклады. «Всякий сколько-нибудь выдающийся исторический деятель, вышедший из Волоколамской общины, непременно продолжал поддерживать с нею связь и наконец вносил свое имя в число монастырских вкладчиков книгами и деньгами» (Жмакин. 1881. С. 119). Новгородский архиеп. Феодосий передал 22 книги, архим. Алексий (Ступишин) — 14, еп. Рязанский Леонид (Протасьев) — 20, архиеп. Полоцкий Трифон (Ступишин) — 11, архиеп. Казанский Лаврентий — 12, игум. Иоасаф (Луковниковский) — 15 книг. Среди светских лиц, сделавших в мон-рь вклады книгами, были Б. В. Кутузов, дьяк Д. Мамырев, кн. Д. И. Оболенский. После смерти владельцев в б-ку передавали келейные собрания. Так, келейное собрание старца Дионисия Звенигородского насчитывало 10 книг, Арсения (Плещеева) — 12, Паисия (Мичурина) — 13 книг.

Среди сохранившихся редких памятников монастырской б-ки — один из старших списков «Сказания о Индийском царстве» (РГБ. Вол. № 309), черновые тексты Русского хронографа (Там же. № 583), старший список «Повести о Меркурии Смоленском» (Там же. № 577), древнейший полный комплект Четьих-Миней (Там же. № 590-598). В б-ке обители хранится единственный известный список нач. XVI в. особой редакции Хроники Иоанна Зонары («Паралипомен») с послесловием редактора и писца 1408 г. (РГБ. Вол. № 655), а также единственный список переведенного с греч. языка проскинитария «Поклоненье св. града Иерусалима 1531 г.» (РГБ. Вол. № 387. Л. 632-648; опубл.: Голубцова М. А. К вопросу об источниках древнерус. хождений во Св. Землю. Поклоненье св. града Иерусалима 1531 г. М., 1911). Из б-ки И. В. м. происходит древнейшая известная рукопись «Миротворного круга» (ГЛМ. № 142). В сборнике Дионисия Звенигородского (РГБ. Вол. № 661) находился основной список «Сказания о Мамаевом побоище». В волоколамских сборниках содержались также самые ранние списки Житий прп. Евфросинии Суздальской, Евфимия прп. Суздальского, а также первоначальная редакция Повести о Николе Зарайском (Клосс Б. М. Избранные труды. М., 2001. Т. 2: Очерки по истории рус. агиографии XIV-XVI вв. С. 371, 375, 417-418). В октябрьский том Минеи-Четьей (РГБ. Вол. № 591) включен старший русский и один из древнейших во всей рукописной традиции список Жития прп. Иоанна Рыльского в редакции Георгия Скилицы.

Общий книжный фонд И. В. м. состоял из книг, находившихся в б-ке, в кельях, на подворье в Москве и в храмах близлежащих вотчин. На протяжении XVI в. трижды составлялась опись б-ки. В 1-й из известных описей (составлена старцем Зосимой и книгохранителем Паисием), которая датируется 1545(1575?) г., насчитываются 930 рукописей и 2 старопечатные книги (Георгиевский. 1911. Прил. С. 8-23; Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. / Публ.: Р. П. Дмитриева // КЦДР: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. 1991. С. 24-41). К 2011 г. местонахождение этой описи неизвестно (Шаромазов М. Н. «Наш», или «Покой»: (О времени создания описи Иосифо-Волоколамского мон-ря, опубл. В. Т. Георгиевским) // От Средневековья к Новому времени: Сб. ст. в честь О. А. Белобровой. М., 2006. С. 571-586). Согласно 2-й описи (1573), составленной уставщиком Евфимием и книгохранителем Пафнутием (Рыковым), в монастыре насчитывалось ок. 1150 книг, из к-рых 32 печатные (Казанский П. С. Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 г. // ЧОИДР. 1847. № 7. Отд. 4. С. 1-16). Составление описи 1591 г. связывается с деятельностью старца Мисаила Безнина (Дмитриева Р. П. Описи рукописей Иосифо-Волоколамского монастыря XVI в. // КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. 1991. С. 20). По подсчетам Зимина, в описи учтено свыше 1050 рукописных и печатных книг, по подсчетам М. В. Кукушкиной — 952 рукописные и 12 печатных книг (Зимин. Из истории собрания рукописных книг. 1977. С. 16; Кукушкина. 1999. С. 100). К кон. XVI в. И. В. м. обладал 3-м по величине собранием книг среди рус. обителей, уступая лишь Троице-Сергиеву и Кириллову Белозерскому мон-рям.

В XVII в. книгописание в И. В. м. пришло в упадок. Некоторые рукописи были утрачены при осаде монастыря в годы Смуты, часть рукописей вынесена из обители иноками. Неск. книг из б-ки мон-ря было затребовано в Дворцовый приказ и в Патриаршую домовую казну (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 1. № 4, 6. Л. 35). Известно о 4 описях XVII в.: 1637-1638, 1652, 1665, 1685 гг. Опись 1637-1638 гг. сохранилась в виде извлечений (РГАДА. Оп. 1. № 5, 6, 10-12); единственной, сохранившейся целиком является опись 1652 г. (ГЛМ. № 8655. Л. 61 об.- 78 об.; Морозов. 1999. С. 69). Сведения о др. описях и копия описи 1685 г. находятся в составе рукописи канд. сочинения студента МДА Н. Щукина (РГБ. Ф. 172. 437. 4).

Монастырь сегодня


Рисунок 2. Крепостная стена

Мужской монастырь, о котором идёт речь, имеет на своей территории несколько церквей и других зданий, построенных в 15-16-м веках.

Наружные стены многих храмов украшены изразцами работы художника Степана Полубеса. Он главным образом известен как мастер, работавший над оформлением Новоиерусалимского монастыря.

Святые

История этого монастыря связана с жизнью нескольких праведников, среди которых святитель Герман, который занимался переписыванием и толкованием церковных книг. Несколько лет он был архиепископом Казанским. В библиотеке монастыря спустя много лет после смерти Германа в качестве святыни сохранились книги, переписанные его рукой. Будучи монахом Иосифо-Волоцкого монастыря, он познакомился с Максимом Греком.

Этот переводчик и толкователь христианской литературы приехал в Россию с Афона по просьбе великого князя Василия Третьего. В числе прочего он занимался переводом «Толковой псалтири». Но через некоторое время монах был сослан в Волоколамский монастырь за критику в адрес части русского духовенства. Он активно выступал против того, чтобы некоторые монастыри обладали богатствами, землями и большим числом крепостных крестьян.

Паломничество и экскурсии

Туристов и паломников, приезжающих в Иосифо-Волоцкий монастырь встречает и сопровождает Паломнический центр. Гостям предлагается полуторачасовая экскурсия по монастырю в сопровождении экскурсовода. Посетителей знакомят с архитектурой обители, они посещают Успенский собор, Трапезную палату, поднимаются на крепостную стену и в Германову башню. В экскурсионной беседе затрагиваются темы строительства, вековой истории и возрождения обители, рассказывают истории, связывающие монастырь с именами многих русских самодержцев. Экскурсии проводят братья монастыря и проходящие послушание студенты Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Музей библии

В Иосифо-Волоцком монастыре создан первый в России музей Библии. Основу собрания составляет обширная библиотека митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима — наместника возрожденного в 1989 г. монастыря. В трех залах музея представлены редкие и уникальные издания Библии: Острожская Библия 1581 г., Елизаветинская Библия ⅩⅧ в., священные книги с иллюстрациями Дюрера, рисунки Сальвадора Дали. Особенную ценность представляет собрание старопечатных и рукописных книг. В прошлые века одним из основных послушаний Иосифо-Волоцкого братства было переписывание книг. Считается, что к середине ⅩⅥ в. в монастыре была крупнейшая рукописная библиотека.

Музей Библии, © Елена Юнес

Для паломников

Для удобства паломников Иосифо-Волоцкий монастырь предлагает размещение в гостинице при обители. К услугам гостей номера различной степени комфорта и стоимости. Есть бесплатный Wi-Fi, пеленальный столик и кроватка для младенцев, кухонное оборудование и все необходимые удобства. Проживание паломников необходимо согласовывать заранее по телефону +7 925 112 9011 или электронной почте [email protected]

Кроме церковной лавки, работающей при соборе, на входе в монастырь расположен большой церковный магазин, где ежедневно с 10:00 до 17:00 часов можно приобрести иконы, книги, свечи и монастырские сувениры. В монастыре можно взять напрокат велосипеды, а зимой — ватрушки для катания с гор.

На панораме Google-карт роспись стен Успенского собора

Нелёгкое время


Рисунок 3. Вид через озеро

За свою многовековую историю монастырю пришлось пройти через множество испытаний. Так, в период «смутного времени» обители пришлось побывать пристанищем польского отряда, поддерживающего самозванца Лжедмитрия Второго.

А в Великую Отечественную войну территория монастыря была занята немецкими войсками группы «Центр». Во время отступления красной армии была взорвана колокольня, в основании которой находился храм Смоленской Божьей Матери — шедевр древнерусской архитектуры. С высоты этого здания в хорошую погоду можно было увидеть Москву. Поэтому такой объект нельзя было оставлять врагу.

В годы войны и до неё в стенах обители располагался детский дом, а в главном храме монастыря — кинотеатр.

Возрождение обители

В конце восьмидесятых годов монастырь был возвращён Русской Православной Церкви. Тогда же в нём впервые за много лет отслужили литургию. Здесь найдены мощи преподобного Иосифа — основателя этой обители. Они и сегодня покоятся на территории монастыря. Почти все старинные храмы являются действующими, в них проводятся службы.

Однако некоторые из них требуют реконструкции. Храмы подворья этого монастыря находятся в Москве. В начале 2000-х годов наместником обители стал игумен Сергий.

Как добраться

Адрес обители: Московская область, Волоколамский район, село Теряево. Чтобы добраться к святыне из Москвы, нужно для начала доехать до Волоколамска на автобусе от метро «Тушинская» или на электричке до станции Чисмена на. А там уже пересесть на автобус до села Теряево.

На автомобиле из Москвы нужно ехать по Новорижскому шоссе около 98 км, потом повернуть направо на станцию Чисмена, и после железнодорожного переезда дальше ехать до села Теряево, проехать село и обогнуть пруд. Начиная с поворота на Новорижское шоссе будут указатели на монастырь.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о святой обители:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]