Искушение, согласно Библии – это испытание, которое должен пройти человек, чтобы заслужить любовь Господа. Данное слово пошло из Библии. Согласно догматам, изложенным в Священном Писании, следует жить праведно, отвратив свое сердце от зла.
Каждый раз, когда нам предстоит выбирать между добром и злом, богатством и кротостью, мы подвергаемся искушению. Это чувство, когда появляется желание сокрушить все действующие запреты в жизни.
РЕКОМЕНДУЕМ: Кто такой Иисус Христос.
Что означает искушать Бога?
Каждый из нас рождён с совестью – “внутренним голосом,” который служит руководством для нас, подсказывая о том, что хорошо, а что плохо. Даже будучи детьми, мы чувствовали, когда шли против этого внутреннего голоса.
Однако, если мы намеренно делаем то, о чём знаем, что это плохо и поступаем против своей совести, и в то же самое время ожидаем, что Бог будет благословлять нас и прощать нам то плохое, что мы сделали, тогда мы искушаем Бога.
В Ветхом Завете Бог обещал благословить народ Израильский, если они будут исполнять Его заповеди, но Он также обещал проклять их, если они не будут следовать законам, которые Он дал им. (Второзаконие 30:19.) Израильтяне были свободны выбирать благословение или проклятие, и часто они выбирали нарушение законов, отвращаясь в своём сердце от Бога. Однако, несмотря на это, они ожидали земных благословений!
Это так легко иметь такое отношение: я хочу, чтобы Бог благословил меня, но в то же время хочу жить для себя, поступать так, как хочется мне, следовать желаниям плоти. Возможно я хочу быть вместе с друзьями, которые оказывают плохое влияние на меня, боюсь возразить, когда знаю, о чём-то, что это плохо. Возможно я думаю, это не так опасно, потому что “большую часть времени я хороший”, и “Бог ведь хочет, чтобы я был нормальным человеком, и наслаждался жизнью”. Или же возможно я даже думаю: “Всё будет хорошо, я просто потом попрошу прощения у Бога.” Когда я так отношусь ко всему, тогда я искушаю Бога, потому что я хочу, чтобы Он благословил меня, и в то же время продолжаю сознательно грешить.
Такое отношение и поведение является на самом деле гордостью и высокомерием, по причине которых Бог будет противостоять мне! Как это ужасно – противостояние Бога, это настоящее проклятие! Однако, если я выбираю смирять себя и отрекаться от своих собственных желаний и похотей, чтобы исполнять Его волю, а не свою, тогда Он изольёт Своё благословение надо мной. Это то, что является истинным благословением! (Иакова 4:6; 1 Петра 5:5.)
Ещё: В чём заключается истинное смирение?
Глава 5. Крещение Иисуса. Искушение
Повествование об искушении Иисуса содержится в первых трех Евангелиях, причем во втором (Марка) оно изложено весьма кратко; Евангелист же Иоанн вовсе о нем не говорит, но не потому, как думают некоторые, что не признавал его, а потому, что Евангелие его, как мы уже не раз говорили, имело целью дополнить упущенное первыми Евангелистами, и не должно было повторять то, о чем уже достаточно сказано.
Иисус был искушаем, подвергся испытанию. Но зачем же было испытывать Безгрешного? Разве Он мог согрешить?
Отвечая на этот вопрос, не следует забывать, что безгрешный Иисус был не только Бог, но и Человек. Как Человек, одаренный свободой воли, Он мог подвергаться искушениям, и подвергался им не раз, и если всегда оказывался победителем, то не потому, что был одарен неспособностью грешить, а вследствие постоянного, полного повиновения Отцу, вследствие безграничного отвращения от зла.
«Первоначальная возможность не грешить, заключающая в себе возможность греха, но исключающая его действительность, развилась во Христе до невозможности грешить, до невозможности, которая грешить не может потому, что не хочет. Если бы Он с самого начала был одарен неспособностью грешить, то не мог бы быть истинным Человеком, и поэтому самому не мог бы быть образцом для нашего подражания» (Шафф. Иисус Христос – чудо истории).
В первых трех изданиях «Толкования Евангелия» я находил излишним давать более подробные объяснения по этому вопросу; но так как в рецензии на мою брошюру «Достойные плоды покаяния» высказано мнение о несоответствии учению Православной Церкви рассуждений моих о безгрешности Иисуса Христа, помещенных в той брошюре, то считаю необходимым поместить в этом, четвертом, издании «Толкования Евангелия» более подробные по этому вопросу объяснения.
Православная Церковь учит, что Христос есть истинный Бог и истинный, но безгрешный, Человек. Это – догмат, в истинности которого ни один православный человек не может сомневаться; это – основа Православия.
Но почему Христос был безгрешен? Потому ли, что был рожден неспособным грешить, или же потому, что не хотел грешить? Вот вопрос, который многие богословы обходят молчанием; между тем, он невольно напрашивается каждому, изучающему Евангелие.
Знакомясь с Личностью Иисуса Христа как Человека, невольно думаешь, что если Христос рожден неспособным грешить, то, значит, Он рожден не таким Человеком, какими родятся все люди, и потому не может быть, по Человечеству Своему, обязательным для нас Образцом доступного нам совершенства, – значит, мы не можем жить так, как жил Христос-Человек, не можем подражать Ему. Между тем, Сам Христос указывая на Себя как на Образец не только возможного, но и обязательного для нас совершенства, призывал к Себе всех труждающихся в борьбе с искушениями и обремененных тяжестью грехов, Он обещал им душевный покой, если они возьмут на себя иго Его заповедей, а чтобы это иго не показалось им непосильным, неудобоносимым, Он сказал: «Научитесь от Меня
(нести его); несите его так, как Я несу; будьте такими же кроткими и смиренными, как Я, и тогда вы увидите, что
иго Мое – благо
, и бремя несения его –
легко
(Мф. 11,428–30)». В другой раз, обращаясь к народу и ученикам Своим, Он сказал:
отвергнись себя
(то есть: отвергни свое «я», свою волю, и живи не так, как хочется, а как Бог велит),
возьми крест свой, и следуй за Мною
(Мф. 16, 24). То есть: подражай Мне, живи так, как Я живу. В прощальной беседе Своей с Апостолами Христос подал им пример смирения и служения ближним и сказал:
Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам
(Ин. 13, 15). Словом, Христос заповедал нам подражать Ему, исполнять все заповеди Его так, как Он Сам исполнял их, – жить так, как Он жил по Человечеству Своему. И Апостолы смотрели на Него как на Образец доступного нам совершенства. Так, Апостол Петр в первом послании своем писал:
Христос
оставил
нам пример, дабы мы шли по следам Его
(1Пет. 2, 21). А Апостол Павел писал коринфским христианам:
Будьте подражателями мне, как я Христу
(1Кор. 11, 1). Словом, и по учению Господа, и по толкованию этого учения Апостолами,
мы должны подражать Христу.
Так понимали это учение и святые Отцы Церкви. Они учили, что Бог создал Адама не для греха, а для жизни праведной, но Адам, злоупотребив дарованной ему свободой воли и подчинив свою волю воле диавола, пал нравственно, согрешил; по следам его пошло и его потомство. Христос же, по Человечеству Своему, восстановил в Лице Своем Адама, каковым он был до грехопадения; Христос доказал Своею жизнью, что свобода воли дана человеку не для греха, а для успешной борьбы с ним, для жизни праведной; поэтому Христос и называется вторым Адамом.
Касаясь вопроса о безгрешности Иисуса Христа, Лактанций говорил, что Христос на Своем собственном примере показал, что и во плоти можно побеждать всякий грех и достигнуть богоподобной святости. А Иоанн Дамаскин учил, что «Сын Божий принял наше естество (между прочим) и для того, чтобы чрез Себя Самого и в Себе Самом возобновить образ (Божий) и подобие, и (таким образом) научить нас жизни добродетельной, чрез Себя Самого соделав ее удободоступною для нас».
Итак, и по учению Отцов Церкви мы обязаны подражать Христу как Человеку, и жить так, как Он жил. Но мы не могли бы подражать Ему, не могли бы идти по следам Его, если бы Он был рожден неспособным ко греху, то есть без свойственной нам свободы воли.
К тому же, если бы Христос не грешил не потому, что не хотел грешить, а потому, что не мог грешить, будучи рожден неспособным к тому, то зачем же было искушать Его? Зачем же Дух Святой повел Его от Иордана в пустыню для искушения
от диавола? Неспособного согрешить бесцельно и искушать. Если бы при таких обстоятельствах Иисуса Христа искушали люди, то можно было бы сказать, что они поступали так по неведению. Но искушение Христу-Человеку было предназначено Самим Богом, ибо Христос
поведен был Духом
(Святым)
в пустыню
(Лк. 4, 1)
для искушения от диавола
(Мф. 4, 1).
А если Христос-Человек мог быть и был искушаем и не совершил ни единого греха, то следует признать, что Он не грешил не потому, что не мог, а потому, что не хотел грешить, потому что вполне подчинил Свою волю воле Отца: не Моя воля, но Твоя да будет
(Лк. 22, 42). И только это признание делает для нас обязательным подражание Христу и безропотное шествие со своим крестом по следам Его. Противное же этому мнение приписывает Господу нашему Иисусу Христу требование от нас исполнения неисполнимого, возложение на нас бремени, которое мы не в силах понести, а самое совершенство, к которому мы обязаны стремиться и которого должны достигнуть, такое мнение превращает в идеал недостижимый, следовательно, такой, к которому незачем и стремиться: если ты никогда не доедешь до цели задуманного тобой путешествия, то зачем же предпринимать его? Да, к такому печальному и вместе с тем крайне ошибочному заключению можно придти, утверждая, что Христос-Человек не грешил потому, что и не мог грешить, потому что рожден был неспособным согрешить.
Выше было сказано, что Господь наш Иисус Христос, по Человечеству Своему, восстановил в Лице Своем Адама, каковым он был до грехопадения, восстановил в человеке образ и подобие Божий. Именуясь вторым Адамом, Христос, конечно, был чужд той наследственной наклонности ко греху, той причастности к первородному греху первого человека, какая свойственна нам, рожденным от семени Адама. Но эта непричастность Иисуса к первородному греху нисколько не освобождает нас от обязанности подражать Ему, жить так, как жил Он, по Человечеству Своему. Грехоспособность, унаследованная нами от наших прародителей, есть только наклонность ко греху, возможность его, но она не влечет за собой греха как необходимого следствия, ибо и с такой причастностью к первородному греху было и есть немало праведников.
Иисус Христос не только учил, как создать на земле Царство Божие, Царство Любви и Добра, но и Сам исполнял все, чему учил. Требуя от Своих последователей постоянной борьбы с духом зла, Он должен был Сам, по человечеству Своему, вступить с ним в борьбу и победить его, и тем доказать, что такая победа доступна и нам.
Для такой-то борьбы, для испытания Своих человеческих сил, для подготовления Себя к Своему великому делу, Иисус-Человек пошел в пустыню.
Назначение Его состояло, между прочим, и в том, чтобы создать на земле Царство Божие и через него вести людей к вечной жизни в Царстве Небесном. Два пути могли вести к этой цели. Один путь скорый, другой же медленный. Можно было быстро распространить новое учение о Царстве Божием по всему миру, покорив этот мир и объединив его под властью единого Царя-Мессии; о таком-то Царстве Мессии и мечтали все евреи того времени. Другой же путь, путь медленный, состоял в добровольном нравственном перерождении людей. Признавая, что Царство Божие на земле возможно лишь среди людей, готовых душу свою полагать за ближних своих, Христос должен был показать пример такой самоотверженной любви Своей к человечеству, спасти которое Он пришел. Словом, первый путь – путь скорого и блистательного водворения на земле Царства Божия во главе с торжествующим Мессией; второй же – медленный и тернистый путь, сопряженный со страданиями не только для последователей Мессии, но и для Него Самого.
Обсуждая эти пути вдали от шума людского, в дикой пустыне, Иисус подвергся искушению.
Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола
(Лк. 4, 1–2). Так говорит Евангелист Лука. Евангелист Матфей поясняет, Его Иисус возведен был Духом в пустыню
дляискушения от диавола
(Мф. 4, 1). А Евангелист Марк, повествуя о гласе с неба при Крещении Иисуса, говорит:
Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню
(Мк. 1, 12). Следовательно, Иисус Христос отправился в пустыню прямо от Иордана, немедленно после Своего Крещения.
Говоря о том, что Иисус был поведен Духом в пустыню, ни один из трех Евангелистов не поясняет – каким Духом; поэтому некоторые толкователи полагали, что Иисус был увлечем в пустыню Духом зла, тем самым, который потом и искушал его. Но это толкование явно противоречит буквальному смыслу евангельских повествований об этом событии. Евангелист Лука говорит, что Иисус, исполненный Духа Святаго
, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню, конечно, тем самым Духом, которым и был исполнен, то есть
Святым.
Евангелист Матфей говорит, что Иисус возведен был
Духом
в пустыню, для искушения от диавола, противопоставляя здесь
Духа,
Который ведет Иисуса в пустыню,
диаволу,
от которого Иисус будет искушаем, Евангелист Матфей не оставляет никакого сомнения в том, что, говоря о Духе, он говорит о Духе Святом. К тому же в повествованиях об искушении Иисуса, Евангелисты ни разу не назвали диавола
духом
(зла), а называли его диаволом, искусителем, сатаной.
В какую именно пустыню повел Дух Святой Иисуса, в Евангелиях не сказано; предание же гласит, что местом искушения была пустыня, находящаяся между Иерихоном и Иерусалимом; одна из гор этой пустыни называется Сорокадневной,
по сорокадневному посту на ней Иисуса Христа.
Там сорок дней Он был искушаем от диавола
(Лк. 4, 2).
Евангелист Матфей говорит, что искуситель приступил ко Христу по прошествии сорока дней,
когда Христос почувствовал голод, а Евангелист Лука говорит, что диавол искушал Христа
в продолжение всех сорока дней
пребывания и поста Его в пустыне. Противоречия тут нет никакого; несомненно, что Иисус Христос подвергался не только тем искушениям в пустыне, о которых так подробно повествуют Евангелисты Матфей и Лука, но и другим. Сам Евангелист Лука, оканчивая свое повествование об искушении в пустыне, говорит:
диавол отошел от Него до времени
(Лк. 4, 13), то есть не навсегда оставил Его, а только на некоторое время. И действительно, искушения повторялись во все время общественного служения Иисуса Христа, и если не непосредственно от диавола, то через него от других лиц: искушая Его, Апостол Петр уговаривал отстранить от Себя предстоящую смерть на Кресте; искушали Его фарисеи, требуя знамения с неба; искушали Его на Кресте словами самого диавола –
если Ты Сын Божий, сойди с креста
(Мф. 27, 40); искушали, конечно, и в других случаях, о которых Евангелисты умолчали, так как не задавались целью составить полное описание жизни Иисуса Христа. Поэтому вполне достоверно сказание Евангелиста Луки о том, что Иисус подвергался искушениям в продолжение всех сорока дней поста; но так как и он не говорит, в чем заключались эти предварительные искушения, то умолчание о них со стороны Евангелиста Матфея нисколько не колеблет достоверности его повествования.
Евангелист Марк, при всей краткости своего рассказа об искушении, сообщает, что Иисус в пустыне был со зверями
(Мк. 1, 15). Это замечание нельзя объяснить желанием Евангелиста только усилить представление о дикости той пустыни, где постился Христос; оно, несомненно, имеет особое значение. Мы знаем, что Иисус Христос, услышав от возвратившихся с проповеди семидесяти учеников, что и бесы повиновались им, сказал:
даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам
(Лк. 10, 19); посылая же Апостолов идти по всему миру проповедовать Евангелие, Он сказал, что последователи Его
будут брать змей
, и змеи не повредят им (Мк. 16, 18). Если, таким образом, истинные последователи Христа должны господствовать над зверями, если духом своим, святостью, они должны покорять зверей своей воле, то, конечно, и Иисус Христос действовал на зверей пустыни той же властью безгрешности и святости Своей, какую сообщал и последователям Своим.
Нам кажется просто непонятным, как это можно быть среди диких зверей и остаться невредимым. Но почему же звери так опасны для нас? Почему они так враждебно относятся к нам? Не потому ли, что человек первый стал на них нападать и убивать? Не потому ли, что люди сами вселили в них страх и ненависть к себе, и что эти чувства, переходя к следующим поколениям преемственно, путем наследственной передачи, выработали в них непримиримую вражду к нам? Но так ли это было в начале? Не находились ли первые люди среди диких зверей в такой же безопасности, как и Христос в пустыне?
Христос ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал
(Лк. 4, 2). Иисус почувствовал голод только по прошествии сорока дней полного воздержания от пищи. Почему же Он не испытывал мучений голода в продолжение этих сорока дней? Объяснять это божественной силой Христа нельзя, так как никогда Он не пользовался этой силой лично для Себя; не чувствовал же Он голода так долго, потому что, после совершившегося Крещения, сошествия Святого Духа и засвидетельствованного Отцом благоволения к началу Его искупительного дела, Он всецело был погружен в это дело, в исполнение воли Пославшего Его, и в такое время безусловного господства Духа над немощами тела не замечая, не чувствовал голода; а когда почувствовал мучения голода, то
приступил к Нему искуситель
(Мф. 4, 3).
Сделай правильный выбор.
В Иоанна 8:12 Иисус говорит: “Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.” Если я поступаю вопреки тому, о чём знаю, что это правильно, тогда я сознательно хожу во тьме, и Бог не может благословить меня. Тогда меня постигнет проклятие. Если же я действительно люблю Иисуса и хочу угождать Ему во всём, что бы я ни делала, тогда я хожу во свете, как Он. Это значит, что когда я стою перед выбором, я выбираю то, что является добрым и правильным, потому что не хочу разочаровать Его. Это приводит к тому, что я теряю свою жизнь, отрекаюсь от своей воли, от своих желаний, своих мыслей и т.д. – ради Него. Однако, поступая так, я получаю мир в сердце, потому что, даже если никто другой не видит моей жертвы, я поступаю благоугодно Ему и Бог благословит меня. (Матф. 10:39.)
О Иисусе написано, что Он “возлюбил правду и возненавидел беззаконие,” так было всегда. (Евр. 1:9.) Его глаза обозревают всю землю, Он ищет тех, кто стремится к праведности там, где их никто не видит, из любви к Нему. (2 Парап. 16:9.)
Последнее искушение Христа в пустыне — искушение верой
Видя, что ему не удается искусить Христа, Диавол подготовил ему третье, последнее испытание. Он показал Ему все царства мира, над которым имеет власть, и сказал:
(Лк. 4:6-7)
«Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё»
Тогда Иисус сказал в ответ:
«отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи».
«Искушение Христа на горе» (фрагмент «Маэсты» Дуччо, 1308—1311 годы). Последнее искушение Христа состояло в предложении Диаволом Христу власти над всеми подвластными ему царствами
Здесь Диавол решил смутить человеческий дух Христа и посеять сомнения в возможности осуществления Христом дела спасения человечества. Спаситель отвергает это искушение, чем показывает то, что он не признаёт власти Сатаны над миром, который принадлежит Богу, которому и подобает поклонение.
Таким образом, искушаемый сатаной Иисус Христос, успешно противостоит всем его попыткам помешать Ему осуществить свою Божественную миссию.
“Иди и больше не греши”.
Находясь в пустыне, Иисус обратился к Слову Божьему, чтобы победить сатану. И Он сделал это возможным и для нас, во время нашей жизни на земле: “Иди и больше не греши.” Иоанна 8:11.
Когда мои помышления направлены на то, чтобы во всём угождать Богу, Он посылает мне Святой Дух, который охотно укрепит меня, чтобы я мог победить всякий грех! Так же сильно, как Бог ненавидит грех, Он любит нас и желает, чтобы мы испытали Его благословение над своей жизнью. Он обещал, что когда мы жертвуем всем ради Него, Он прольёт над нами Своё благословение в такой мере, что не найдётся достаточно места, чтобы вместить его! (Малахии 3:10.) Это благословение, которое касается не только земных вещей, но ещё в большей степени победы над грехом и свободы от греха, и обетование заключается в том, что мы станем участниками самых великих и драгоценных обетований, данных нам Богом! (2 Петра 1:2-4.)
Ещё об обетованиях, которые дал нам Бог: 25 цитат из Библии, которые приносят нам великую радость.
Библия полна обетований для тех, кто соблюдает заповеди Божьи, но здесь также написано и о последствиях для тех, кто выбирает не делать то, что является правильным. Когда Бог дал заповеди народу израильскому, Он оставил право выбора за ними, и Он также даёт и нам право выбора сейчас. “Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь…” Второз. 30:19. Давайте же пробудимся, чтобы мы могли увидеть эти возможности, которые посылает нам Бог, и смирили себя перед Ним, чтобы Его благословение пребывало над нашей жизнью!
Три искушения приготовил для Христа Диавол в пустыне
Христианская Церковь считает, что искушение Христа в пустыне после сорокадневного поста было направлено против человеческой природы Иисуса, воздействуя на которую Дьявол надеялся совратить Христа на ложный путь.
Таким образом «новый Адам» воплотившийся ради того, чтобы спасти человечество, во время пребывания в пустыне боролся с Дьяволом, который жаждал сохранить власть над людьми. Для этого Враг рода человеческого приготовил три искушения для Иисуса.
«Христос, ведомый Духом в пустыню». Уильям Хол, 1908 год. Христос, ведомый Духом в пустыню, оправился туда, в том числе, чтобы указать на троичность Божественных лиц
Эти три искушения затрагивают практически все греховные сферы. В Священном Писании они называются так:
- искушение голодом;
- искушение гордыней;
- искушение верой.
Иисус Христос удалился поститься в пустыню после крещения.
Многие верующие спрашивают: для чего Христос был направлен Духом в пустыню? Сын Божий вполне мог избегнуть всех искушений. Преподобный Ефрем Сирин в своих сочинения на это отвечает так:
«…для того, чтобы никто из неверующих не имел предлога говорить, что Дух позднее и ниже Сына».
Таким образом, пребывание Христа в посте и молитве в пустыне после крещения — это, в том числе свидетельство о троичности Божественных лиц, которые все участвуют в этом.
Иов северорусская икона XVII век. Существует параллель с искушением Христа в пустыне и испытаниями Иова
В Библии существуют параллели с искушением Христа в пустыне с испытаниями Иова. Пророк также подвергся трем испытаниям и в последнем испытании также Сатана предлагал поклониться ему.
Кроме того, усматриваются аналогии с Исходом евреев из Египта, например, евреи переходили через Иордан, а Иисус Христос крестился в нём, Спаситель постился сорок дней и израильтяне испытывали голод в пустыне.
Искушение Христа — это не слишком распространённый сюжет в искусстве
В изобразительно искусстве искушение Христа не признается распространённым сюжетом. Чаще всего он присутствует в живописных изображениях всего цикла событий жизни Христа как один из его эпизодов.
Изображаются как все три искушения, так и просто Христос, стоящий рядом с Дьяволом на вершине горы. В первом случае на первом плане крупно представляется первое искушение, а два вторых помещены на задний план.
«Искушение Христа»(клеймо иконы Спас Вседержитель, 1682 год). В православной иконописи сюжет искушения Христа в пустыне обычно изображают на иконах Крещения Господня
Для православной живописи характерно помещение сцены искушения Христа на иконах Крещения Господня. Обычно картина с сюжетом искушения Христа имеет по числу искушений три композиции:
- «Иисус в пустыне»:Искушение голодом.
- «Иисус на крыле храма»: Искушение гордыней.
- «Искушение Христа на горе»: Искушение верой.
Кроме изображения Христа на картинах, посвящённых его искушению интересны также изображения Диавола. Так в романском и готическом искусстве, а также в период Раннего Возрождения Сатану обычно изображали как духа тьмы.
Для таких изображений характерен образ демона с рогами, чешуйчатым телом, крыльями и когтями на руках и ногах. В период Высокого Возрождения итальянские художники рисовали его как «падшего Ангела», в образе миловидного юноши.
Картины с сюжетом искушения Христа в пустыне имеют 3 композиции — по числу искушений.
Так как этот сюжет касается изображения Господа, Христианская Церковь всегда внимательно следила за работой представителей искусства, затрагивающих её. Так, например, фильм Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» подвергся жёсткой критики со стороны христианских кругов. В некоторых странах мира его даже запретили к показу.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Гармония с волей Бога-отца
При этом воля Христа как человека всегда была в полной гармонии с волей его Отца, поэтому никакого конфликта или противоречия между ними не существовало. Максимом Исповедником были введены такие понятия, как воля физическая и воля гномическая. Физическая ассоциируется с природой человека, а гномическая связана со свойствами личности и представляет собой «волю выбора» (образовано от греческого слова γνωμη, означающего намерение, выбор).
В человеке метания между добром и злом происходят на уровне гномической воли. Тогда как Христу они были неведомы, он обладал физической волей, но от мук выбора был свободен, так как его воля была обожена и не могла быть склоненной ко злу. Таким образом, Иисус имел возможность совершить грех как человек, но отвергал грех, так как обладал божественным совершенством.
Элизабет Тейлор была замужем восемь раз. Причина была в ее родителях
Исследование: употребление кофе за полчаса до тренировки ускоряет сжигание жира
Комфортнее в толпе: эмоциональная безопасность и тревоги из-за близкой дружбы