Крестовоздвиженский собор сразу привлек мое внимание своим необычным обликом и величественным изображением распятия на фасаде. Сейчас это православным храм, но так, конечно же, было не всегда. В таком приметном здании с христианским крестом на фасаде когда-то находилась лютеранско-евангелическая церковь Кройцкирха, Кирха Креста.
Само здание также имеет форму греческого (равноконечного) креста, если смотреть на него сверху. Сегодня мы уже не увидим часов, украшавших крытую галерею, расположенную между двумя башнями над изображением креста, а также скульптуру пеликана — символа христианской жертвенности и веры, но от этого собор не становится менее узнаваемым.
Архитектурный стиль здания относится к позднему модерну с элементами готики и неоклассицизма.
Крестовоздвиженский собор является действующим храмом. Рекомендую прийти сюда, чтобы осмотреть само здание, а также уникальный янтарный иконостас, появившийся здесь после реконструкции. Может быть, вам также посчастливится услышать здешний хор, сопровождающий богослужения по выходным, а также в праздничные дни. Хор участвует в православных фестивалях в России и за рубежом, а также записывает диски, которые могут быть хорошим сувениром в память о посещении Крестовоздвиженского собора.
Где находится собор
Найти Крестовоздвиженский собор можно по адресу: Лиговский проспект, д. 128.
Координаты:
- 59°54’58» с.ш.
- 30°21’14» в.д.
До храма можно доехать на метро. Выйти следует на станции «Лиговский проспект» и «Обводный канал». Отсюда пешим ходом путь будет коротким – 5-10 мин. Доехать до собора можно на трамваях №44 и №25. Рядом с храмом есть и автобусная остановка. Здесь останавливается общественный транспорт №74 и №3.
История собора
Крестовоздвиженский собор в Санкт-Петербурге состоит из комплекса нескольких зданий. Рядом с ним находятся Тихвинская церковь и храм св. Мефодия и Кирилла. Поэтому история главного здания тесно связана и с этими 2-я объектами.
Все началось в самое первое время после основания Санкт-Петербурга. Там, где проходит современный проспект Лиговский, находился Новгородский тракт. Он являлся единственной артерией, соединявший город с остальной землей. Вдоль всего пути расселялись перевозчики со своими семьями.
Со временем количество жителей увеличивалось и возникла необходимость в церкви. В 1718 г. архимандрит дал благословение на постройку храма. Строительством занялись Петр Кусов и Василий Федотов. Работали быстро и слаженно. Это позволило в короткий срок возвести новое строение.
В 1719 г. новый храм прошел процедуру освящения. Ее провел иеромонах Варлаам, заместитель Александро-Невской обители. Церковь носила название Иоанна Предтечи. Первое строение было сделано в стиле петровского зодчества. Характерными признаками этого направления являлись вытянутый вверх фасад здания, высокая крыша, украшенная длинным шпилем.
Колокольни на тот момент не было. В 1723 г. рядом с храмом построили деревянную 2-этажную звонницу. С пушечного подворья было взято 4 колокола. Каждый весил 312 кг. Интересен тот факт, что это были изделия, которые Петр I вывез из монастырей с целью переплавить его на оружие.
В 1730 г. случился пожар. Он уничтожил деревянное строение практически до основания. В 1731 г. была куплена на охтинском заводе часовня. Ее привезли и установили на место выгоревшего храма. В этот же год, 25 февраля, священнослужитель Григорьев провел освящение престола, и капелла получила статус церкви. Спустя 3 года сделали придел Никольский.
Материалы, из которых была восстановлена церковь, были невысокого качества. Стены теряли свою устойчивость, а крыша протекала. В 1740 г. прихожане подали обращение к Священному Синоду о благословении на строение нового, каменного храма.
Также, они предложили новое название зданию – церковь в честь Креста Господнего. Это было обосновано тем, что такого имени нет во всем Санкт-Петербурге.
Крестовоздвиженский собор в Санкт-Петербурге строил архитектор Шумахер И. В записях остались сведения о главном зодчем, а вот данные автора проекта исчезли. Новый каменный храм был уже каменным, с 3-я приделами. Каждый из них освещал лично архиепископ Феодосий. Торжественное событие произошло в 1748 г. 24 июня.
Каждый придел получил свое имя:
- Левый с севера – им. Святителя Николая.
- Правый с западной части – им. Св. Иоанна Предтечи.
Храм был одноуровневый. Он не отапливался. Его форма – латинский крест. Апсида имела вид пятиугольного выступа в восточной стороне. В западной части находился притвор. Над ним надстроили колокольню.
Старое здание церкви не использовалось. Оно стояло пустое, прихожане в нее не ходили. После общественных обсуждений, в Священный Синод снова было отправлено прошение. В нем люди просили о реконструкции старого здания. Это было необходимо с целью создания теплого храма, в котором можно было бы спокойно проводить богослужения даже в зимний период.
Просьба горожан была удовлетворена. Финансовые расходы на строительство взял на себя торговец Ильин И. Таким образом, Тихвинская церковь была заложена в 1764 г. 20 июня. Она находилась как раз за алтарной частью Крестовоздвиженского собора.
План здания в основании имел схожие черты со строением церкви 1748 г. такой же вытянутый прямоугольник с небольшим расширением с восточной стороны. Также здесь было 3 нефа и 1 глава на восьмерике. Он в свою очередь, был украшен пилястрами. Нефы перекрывали своды в виде креста.
В 1768 г. 14 декабря в церкви уже был небольшой купол. Здание было готово принять новых прихожан. В этот день и провели церемонию освящения. После этого, Меньшой Иван Ильич проспонсировал строительство придела. Ему дали имя святого Иоанна Златоуста. Пристройку освятили в 1800 г. 18 февраля. Через 1 год окропили святой водой пристрой Невского А.
История строительства колокольни началась в 1804 г. именно в этот год зодчий Постников сделал проект надвратной звонницы. После одобрения Синодом, принялись за возведение объекта. В эксплуатацию его введи в 1812 г. Благодаря этому объекту, получился гармоничный и красивый комплекс. 2-е часовенки соединялись со звонницей крытыми переходами.
В углубления колокольни поставили статуи Апостолов Павла и Петра. В высоту колокольня вытянулась на 60 м. В ее верхних уровнях находилось 8 изображений из гипса, олицетворяющих облик святых. В нижней части таких украшений было всего 4.
Колокольня Крестовоздвиженского собора в Санкт-Петербурге, 1812 г.
В 1853 г. кузнец Мартьянов Федор сделал кованые решетки из железа. Их вставили в пролеты. На 2-м уровне звонницы находилось 12 колоколов. У купца Ивана Шигалева (он имел большое влияние на храм) в 1872 г. умерла супруга. В память о ней, мужчина сделал в башне церковь св. Мефодия и Кирилла.
Разработкой проекта занимался Бульери. В 1872 г. 2 февраля храм был освящен. Церемонию проводил митрополит Исидор. Войти в церковь можно было по лестнице из камня, состоящей из 40 ступенек.
Крестовоздвиженский собор с его колокольней в Санкт-Петербурге в 2021 г. считается одним из красивейших мест города. Комплекс выступает доминантой архитектуры района. Когда колокольню построили, то по периметру установили ограду. Ее протяженность составляла 0,6 км.
После того, как церкви Тихвинская и Крестовоздвиженская были построены, они выполняли свою миссию – проводили богослужения в течение 100 лет. Время не щадило строения, и они постепенно разрушались.
К проекту реконструкции приступил архитектор Морган В. Он сделал чертеж, напоминавший своими чертами недостроенный еще Исаакиевский собор. Новый проект имел прямую отсылку к греческой культуре. Однако он хорошо сочетался с уже построенной колокольней. Новое здание храма должно было вмещать в себя 2,5 тыс. прихожан.
Но лишить многонаселенный район православного храма было нельзя. Чтобы решить эту проблему, Тихвинскую церковь расширили. После этого приступили к реконструкции Крестовоздвиженского собора.
В 1844 г. Никольский и Предтеченский приделы переместили в Тихвинскую церковь. 24 июня 1844 г. их освятили. Здание Тихвинской церкви в итоге окружала прямоугольник. Благодаря этому она увеличилась в ширину на 8,5 м. К увеличившейся также и длине пристроили сторожевую комнатку и ризницу. Из-за таких видоизменений в продольных стенках получились просторные арки.
Крестовоздвиженский собор в Санкт-Петербурге, 1864 г.
Все эти преобразования заняли не только время, но и все деньги, выделенные на проект. Пришлось придумывать выход из положения. Новый проект был более скромным. Его составил ученик Стасова – Диммерта Егор Иванович.
В 1848 г. в апреле начинаются строительные работы. Здание 1848-1851 гг. объединяло в себе элементы церкви 1740-х гг. Так, остались части фундамента и стены в западной стороне. Реконструкция шла быстрыми темпами. Но, архитектору не удалось увидеть свой проект вживую. Он умер, не дождавшись окончания строительства.
В 1851 г. работы по внутреннему интерьеру здания были в стадии завершения. На срединном столпе, сразу под храмовым престолом, нанесли надпись. В ней указали время освещения церкви, и имена православных деятелей, проводивших церемонию. В 1852 г. 1 июня освятили придел св. Иоанна Предтечи, а спустя 7 дней – отдел Николая Чудотворца.
Обновленным и нарядным Крестовоздвиженский собор вступил в XIX в. Город разрастался, и окраина уже стала более густонаселенной. Увеличивалось количество прихожан. На богослужения в храм приходили жители с Лиговой стороны, а также казаки. В то время своего собственного храма у них не было.
В тот период собору принадлежало несколько часовен:
- Возле Расстанной улицы, на Лиговке. Ее строили с 1893 по 1894 гг. Проект разработал Пруссак В.Ф.
- Часовня возле Царскосельского железного пути. Каждый год в это место направлялся крестный ход (25 июня). Здание возвели с 1895 по 1896 гг. Средства на это собирали со всех жителей.
В 1875 г. в стенах Крестовоздвиженского собора существовало Общество помощи бедным. Под его покровительством находилось 3 заведения. В приюте жило 60 женщин преклонных лет. Также, были общежития для детей сирот. Ребят обучали в воскресной школе.
В 1900 г. храм открыл столовую для бедных. В 1913 г. в стенах церкви действовала братия трезвости. В то время собор вел обширную благотворительную деятельность. Однако все прекратилось в XX в. В 1932 г., зимой, церковь закрыли. Ее строение было преобразовано в школу. Позже, в 1940-х гг. здесь сделали мастерские.
Крестовоздвиженский собор в Санкт-Петербурге, 1900 г.
Официально, с 1924 по 1938 гг. храм находился под протекторатом Патриаршей Церкви. Но, недоброжелатели вели ужасающую политику, и большая угроза нависла над исторической постройкой. В 1938 г. был написан указ о полном сносе храма. Но, его все же не приняли.
Предприятие «Союзкинопрокат» подало ходатайство, о предоставлении им помещения для размещения в нем своего офиса и хранилища. Прошение было удовлетворено Ленсоветом. Новые хозяева не заботились о сохранении исторических интерьеров.
В это же время, с 1937 по 1938 гг. расстреляли 8 священнослужителей Крестовоздвиженского собора. В это же время закрыли церковь Мефодия и Кирилла. С приходом войны в 1941 г. храм стал моргом для умерших от голода ленинградцев. Только весной они были похоронены на Волковском погосте.
Восстановление храма началось с момента реабилитации РПЦ. В 1991 г. по благословению митрополита Иоанна состоялась передача храма казачьему приходу. Первым наставником назначили Сергиенко В. Спустя 3 недели после этого, на куполе храма поставили новый титановый крест, высотой 4 м.
Первую службу в стенах храма провели в 1991 г. 24 мая. Сохранились даже фотографии этого исторического события. Но, если Крестовоздвиженский храм еще сохранил хоть какое-то величие, то Тихвинская церковь находилась в руинах.
Внутри здания все было изуродовано. В нем сделали 2 этажа, кресты и купола были ликвидированы. Помещения отдали под мастерские. Весь пол покрыли асфальтом. Рабочие раздевались в алтарной части, а мыться ходили в притвор.
Здание своим внешним видом было похоже на барак, а не на церковь. Но, казаки решили исправить действия советской власти. Они очищали храм от мусора, убирали станки. На Троицу, в 1993 г. в стенах церкви провели первый молебен.
Большую материальную помощь оказал храму Петров Ю.Л. Благодаря усилиям рабочих была проведена масштабная реконструкция. Заново поставили купол, убрали перекрытия 2 этажа. В 2022 г. Тихвинская церковь действующая. Все 3-и престола прошли церемонию освящения.
В 2008 г. городской совет выделил деньги на реконструкцию комплекса. Обновили колокольню, покрыли позолотой купола. В 2014 г. отремонтировали крышу. Больше всех работали при храме казаки. Именно они смогли придать церкви величавый и церковный образ. Их усилиями было вывезено более 900 т строительного хлама.
Престолы
В церкви Воздвижения Креста Господня имеется три престола: центральный, северный и южный.
- Центральный престол освящен так же, как и сам храм: в честь Воздвижения Креста Господня.
Название престола имеет тесную связь с историей Руси. В середине XVII века над православной верой возникла угроза. Для Церкви наступили смутные времена. Крест, пришедший к нам из Византии, стал символом московского православия.
- Северный престол освящен в память о Божией Матери.
Престол получил свое название в память о чудотворной иконе «Всех скорбящих Радость», находящейся в Преображенском храме. О чудодейственной силе образа существует история, произошедшая в 1688 г. В Москве жила сестра патриарха Иоакима, болеющая страшным недугом. Во время утренней молитвы голос свыше посоветовал ей сходить к иконе «Всех скорбящих Радость». Она преклонилась пред чудодейственным образом и исцелилась.
- Южный престол освящен в честь Собора Архангела Гавриила. Этот святой был направлен к Деве Марии, чтобы сообщить ей и всем христианам о непорочном зачатии.
Особенности архитектуры
Центральное место в комплексе занимает Крестовоздвиженский собор. Архитектор Диммерт искусно объединил детали строений, которые были построены в разное время. Благодаря мастерству, колокольня и храм образовали единое целое.
Церковь имеет крестообразный план. Он хорошо совпадает с барокко и с русско-византийским стилями. Стены украшают пилястры. Капители замысловаты и удачно подчеркивают преемственность поколений.
На криво-линейность куполов намекают выразительные главы. По факту – они обычные восьмигранники, немного вытянутые вертикально. Их силуэт усложнен фигурными люкарнами. У боковых находится их 8 штук на каждую грань, а возле центральной главы – 4, по 1-й на каждую из сторон света.
Все это отлично сочетается с высокой колокольней. Ее шпиль хорошо вписывается в общую градостроительную картину. Ведь подобные детали можно увидеть и в Петропавловском соборе, Адмиралтействе. Тихвинская церковь своим заниженным видом не уступает Крестовоздвиженскому храму за счет своего растянутого горизонтального пространства.
После закрытия
Храм закрыли в 1930 году. Барабан и главу сломали, над четвериком сделали надстройку. Здания, находившиеся на территории церкви снесли. От колокольни остался только нижний ярус. В помещении храма устроили общежитие.
С настенными росписями обошлись безжалостно: сначала их взялись закрашивать, но через некоторое время они стали проступать через побелку. И тогда стенопись стали попросту сбивать. Однако времени на это, судя по всему, не хватило, потому что большая часть фресок все же сохранилась. Потом общежитие съехало, а в бывшей церкви обосновался фурнитурный цех швейного объединения «Москва».
В общей сложности храм не действовал более шестидесяти лет. Однажды кто-то даже предложил снести его, однако от этого проекта, к счастью, отказались. Здание даже внесли в список объектов, предложенных к постановке на государственную охрану — мол, все-таки памятник XVII века.
Внутреннее убранство
XX в. полностью уничтожил первоначальное внутреннее убранство храма. Осталась лишь величавая оболочка комплекса. Реставраторы постарались частично восстановить отделку. На прежние места были воздвигнуты столбы опор.
Внутреннее пространство расширили за счет ответвлений крестообразной формы. В появившихся боковых флигелях обозначили аркадой места снесенных стен.
Расписание богослужений
Крестовоздвиженский собор в Санкт-Петербурге ежедневно проводит Литургии. Она начинается в 9:00. Исповедаться можно в 8:30. Перед воскресеньем и иными религиозными праздниками проводят Всенощные службы. Во время поста вместо акафиста проходит молебен.
Расписание богослужений (начало в 17:00):
- Среда – молебен всем святым.
- Четверг – акафист возле иконы Тихвинской Богоматери.
- Пятница – акафист.
Расписание служб необходимо смотреть на официальном сайте храма. На нем можно увидеть изменения во времени. В четверг, пятницу и среду при храме дежурит священник. Он принимает исповедь, проводит требы и отвечает на вопросы.
Интерьеры и святыни
В храме в прежние времена находилось большое число икон, которые были утеряны в период революции. Однако в XX в. собор преобразился. Большая часть святынь имеет отсылки к русской боевой славе. Здесь можно увидеть образы, почитаемые в среде казачества.
Одним из них является икона Георгия, великомученика. Ее удалось спасти, а затем возвратить в обновленный храм. Также здесь есть образ Федора Ушакова, Александра Невского. Есть также и частичка мощей благоверного князя.
Особой гордостью является икона Богоматери. Она находится в Тихвинской церкви. Ее легко отличить по старинной художественной технике. Ее списали с чудотворного лика. Еще одна икона размещена возле царских ворот.
Также, в Крестовоздвиженском соборе находится икона «Оранта». История ее возникновения связана с военными действиями в 1941 г. Митрополиту Илии пришло знамение, которым он поделился с православием Русской Церкви. Представители духовенства рассказали об этом Сталину. Когда же Илия посетил СССР, он оставил в дар «Оранту». В дальнейшем, икону отдали на хранение в Крестовоздвиженский собор.
В 2022 г. потолок и стены храма украшает роспись. В ней можно увидеть описание Священного писания. Кое-где просматриваются образы святых. Придел церкви в северной стороне отражает деятельность Александра Невского. Южная часть посвящена мученикам царской семьи.
КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ ХРАМ СЕГОДНЯ
Крестовоздвиженская церковь получила статус собора в 2000 году и в наши дни стала своего рода «цеховым» храмом, объединяя людей не просто по конкретному месту проживания, а по их принадлежности к славному казачеству. При соборе действуют Кре-стовоздвиженское казачье братство и Сестриче-ство в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
Живой приход
Казачья закваска дает о себе знать — приход складывается здесь крепкий и поистине живой: все давно знают друг друга, вместе отмечают праздники, ходят на службы, помогают нуждающимся, обучают детей, совершают паломнические поездки…
В самом храме часто говорят, что центр приходской жизни — богослужение.
Всем миром здесь издают газету «Воздвижение», посвященную истории и традициям казачества и самого Крестовоздвиженского собора. В газетных публикациях рассказывается о священниках, что служили в храме, о его прихожанах, — тем самым как бы перебрасывается мостик от прошлого к настоящему.
Одна из основ этого мостика — возрожденное казачье землячество. Его предшественник появился в городе на Неве в 1899 году: «Санкт-Петербургское общество взаимопомощи донских казаков», которое казаки меж собой называли Невской станицей.
Деятельность станицы не сводилась к оказанию исключительно материальной помощи донцам, приехавшим учиться в столицу. Общество стремилось объединить всех казаков, оказавшихся вдали от родной земли. Средства собирались на балах и банкетах, которые пользовались огромной популярностью у жителей Петербурга. Удалые песни и пляски на них сменялись чтением произведений донских писателей и занимательными рассказами старожилов о днях минувших. Красочное описание одного из таких вечеров сохранилось в газете «Русский инвалид» от 10 декабря 1902 года: «Казацкие шапки на эстраде, пики с флагами обозначенного противника, за полотном которых… скрывали свои хорошенькие личики корифейки нашего балета госпожа Астафье-ва-Кшесинская и Карсавина, бойко торговавшие цимлянским и шампанским… Вся донская “знать” собралась помочь своим родичам внести хотя бы маленькую лепту в святое дело — просвещение Донского края… Танцевали до утра… Достаточно сказать, что многие трубачи прямо с бала прошли на утреннюю уборку лошадей. Это было очень нехорошо для трубачей. Но хорошо для бала. Надо полагать, что и материально бал был удачен, и донцы натанцевали не одну копейку, которая поможет потерявшемуся в столичной путине станичнику выбраться на торную дорогу и запастись драгоценным умственным багажом».
И ныне станичники заботятся друг о друге и о своем храме. Служат алтарниками, чтецами, поют на клиросе. Не без их содействия у стен Крестовоздвиженского собора появились и бюсты государя Николая II, государыни Александры Федоровны и цесаревича Алексея Николаевича — так восстанавливается прерванная в XX веке связь времен.
Престольные праздники
В соборе проходят следующие престольные праздники:
Дата | Праздник |
22 мая | Во им. Святителя Николая и архиепископа Ликийского чудотворца. |
19 декабря | |
27 сентября | В честь креста Господнего. |
8 октября | Праздничные даты посвящены прп. Сергию, Радонежскому игумену. |
18 июля | |
19 июля | |
6 июля | |
6 октября | В честь пророка Иоанна, крестителя Господа. |
7 июля | |
11 сентября | |
25 октября | |
19 марта | В честь царя Константина и его супруги Елены. |
3 июня |
Посетить Крестовоздвиженский собор на Лиговском проспекте в Санкт-Петербурге можно не только в праздничное время. Эта православная обитель всегда открыта для гостей. Единственное, что необходимо посетителям – это требование соблюдения традиций. Не нужно шуметь и нарушать покой внутри здания.
Настоятели
- ? Филимон Янковский (упом. нач. 1880-х)
- Петр Афанасьев (24 октября 1889 — 9 декабря 1897)
- Петр Троицкий (16 апреля 1900 — 1911?)
- Алексий Гусев (май 1911 — упом. 1916)
- Иоанн Домбровский (1932 — октябрь 1932)
- Василий Каешко (октябрь 1932 — май 1933)
- Феофан Токарев (упом. 1936; 26 сентября 1943 — ?)
- Венедикт (Пляскин) (14 марта 1945 — январь 1946)
- Поликарп Чернявский (? — 11 января 1950)
- Иоанн Мельник (1961 — 2007)
- Олег Цветков (с 1 сентября 2011)