Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима


Святые жены-мироносицы при Гробе Христовом

Неделя святых Жен-Мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных; праведных Иосифа Аримафейского и Никодима
(сокращённое название, употребляемое в богослужебных книгах и календарях: «
Неделя жен-мироносиц
«) — церковный праздник, отмечаемый в третью неделю (воскресенье) по Пасхе, посвященный памяти святых, бывших свидетелями смерти, погребения и Воскресения Христа Спасителя и послуживших Ему. Святые жены-мироносицы сопровождали Господа во время Его земной жизни, служили Ему от своих имений, своими средствами, были с Господом на Голгофе, при снятии Господа со Креста и при Его погребении. Они же спешили ко Гробу на следующее утро и первыми узнали о Воскресении Христовом.

В этот день празднуется и память праведных богачей Нового Завета Иосифа Аримафейского и Никодима, снимавших Тело Господа с Креста. Иосиф Аримафейский отдал Господу свой собственный гроб, а Никодим принёс Ему алоэ для помазания. Мужественные решения Иосифа и Никодима, которые под зорким наблюдением фарисеев погребали Христа, дают христианам образец решимости в стоянии за истину даже в среде тех, кто распинал Христа. Кроме того, этими свидетелями Церковь указывает на фактическую истинность погребения: были явные очевидцы, документально подтверждено погребение печатью Каиафы, печатью синедриона.

Память жен-мироносиц неслучайно отмечается на третьей неделе от Пасхи: она указывает на истину Воскресения после второй недели от Пасхи, в которую воспоминается блаженное Фомино неверие.

По словам епископа Кампанского Мефодия (Кульмана), подобно святым женам мироносицам и святым Иосифу и Никодиму поступают все те, кто служит Господу, Его Телу — Святой Церкви, кто от имений своих, а кто трудами и талантами: «Чувствуют ли это поющие? Понимают ли, что пением своим Господу служат, приносят Ему миро, становятся в ряд Жен Мироносиц? Чувствуют ли все труженики церковные и жертвователи, Кому они служат и Кому несут свои жертвы?»

Каждая женщина призвана стать мироносицей по жизни: сохранять мир в своей семье, быть помощницей и опорой мужу, через рождение и воспитание детей проявлять жертвенную любовь, и через всё это спасти свою душу для вечной жизни с Богом.

Неделя третья по Пасхе

Неделя 3-я по Пасхе называется Неделей жен-мироносиц. В этот день Церковь вспоминает женщин, которые стояли при кресте Иисуса, участвовали в Его погребении, а в первый день по субботе рано утром пришли ко гробу с миром и ароматами, чтобы помазать тело Спасителя (см.: Мк 15, 43–16, 8). Вспоминается также Иосиф Аримафейский, который совершил погребение Христа. Некоторые песнопения этого дня заимствованы из богослужений Страстной седмицы и посвящены последним часам земной жизни, смерти и погребению Спасителя.

В частности, на утрени к пасхальным стихирам добавляется песнопение «Тебе одеющагося светом» из чина погребения, совершаемого вечером в Великий Пяток:

Тебе одеющагося светом, яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом и, видев мертва нага непогребена, благосердный плач восприим, рыдая, глаголаше: увы мне, Сладчайший Иисусе! Егоже вмале солнце на Кресте висима узревшее мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса: но се ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть. Како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию? Коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему Телу? Или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре? Величаю Страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое со Воскресением, зовый: Господи, слава Тебе.Тебя, одевающегося светом, как одеждою, Иосиф, сняв с Древа (то есть с Креста) с Никодимом, и видя мертвым, нагим, не погребённым, начав в глубоком сострадании погребальный плач, с рыданиями возглашал: «Увы мне, Сладчайший Иисусе! Тот, Кого недавно узрев висящим на Кресте, солнце мраком облекалось, и земля от страха колебалась, и разрывалась завеса храма. Но вот, я ныне вижу Тебя ради меня добровольно принявшим смерть. Как я буду погребать Тебя, Боже мой, или как полотном обовью? И какими руками прикоснусь к нетленному Твоему телу? Или какие песни буду петь ради Твоей кончины, Милосердный? Прославляю страдания Твои, воспеваю и Твое погребение с воскресением, восклицая: Господи, слава Тебе!»

Поется также тропарь «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое»:

Благообразный Иосиф, с Древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями, во гробе нове покрыв положи.Благородный Иосиф, с древа сняв пречистое тело Твое, чистым полотном обвив и помазав благовониями, в гробнице новой положил.

Однако к нему добавляется пасхальная концовка: «Но три дневен воскресл еси, Боже, даруяй мирови велию милость».

Богослужение последующих трех Недель по Пасхе тематически связано с отрывками из Евангелия от Иоанна, читаемыми в эти дни за Божественной литургией.

Источник: Митрополит Волоколамский Иларион, «Православие».

Неделя третья. Мироносицкая, 3 мая – 9 мая. Верные ученицы и тайные ученики

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Третью неделю по Пасхе, Мироносицкую, как ее называли наши предки, открывает День жен-мироносиц. В последние годы его принято считать — наполовину в шутку, наполовину всерьез — неким аналогом 8-го марта, «светского Женского дня». Вдвойне поэтому любопытно, что этот праздник посвящен не только женам, но и двум мужам — тайным ученикам Иисуса Христа, приходившим слушать Его под покровом ночи. Это Иосиф Аримафейский и Никодим, участвовавшие в погребении Господа. Оба были членами Синедриона, но в суде над Христом, конечно, не участвовали. Еще до Его осуждения Никодим пытался защищать своего Учителя, говоря: Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? (Ин 7:50). Но к его словам не прислушались.

После Распятия Никодим и Иосиф больше не стали таиться: Иосиф осмелился прийти к Пилату и просить отдать ему тело умершего Учителя. Получив это позволение, вместе с Никодимом они сняли тело Спасителя с орудия мучительной казни и перенесли в Гефсиманский сад, во гроб, который Иосиф готовил когда-то для себя. Трудно поверить, но эти детали Его погребения были предсказаны еще пророком Исаией, жившим в VIII веке до нашей эры: Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис 53:9).

Причем надо понимать, что гроб в древней иудейской традиции ничего общего с четырьмя досками и крышкой не имел: хоронили в естественных или искусственно вырубленных пещерах и входное отверстие, обычно очень маленькое, закрывали большим камнем.

В спешке Страстной Пятницы, когда и распятых торопились умертвить и снять со крестов ради соблюдения дня покоя, субботы (по-еврейски — «шабат», последний день недели), Иосиф и Никодим успели лишь выпросить у Пилата позволение забрать и положить во гроб Его израненное Тело. По свидетельству евангелиста Иоанна, Никодим принес благовонные масла, которыми пропитали погребальные пелены, обвили ими Христа и положили во гроб до первого дня недели (воскресенья).

В бездействии минула страшная, безысходная, опустошающая суббота… И вот рано на рассвете несколько женщин шли исполнить свой последний долг перед Учителем — по традиции помазать тело благовонными маслами (возможно, в суматохе пятницы они и не знали, что это уже сделал Никодим). Евангелисты, описывающие этот эпизод, не дают нам точного перечня тех, кто нес миро для Господа. Все четверо единодушно упоминают в их числе Марию Магдалину. Евангелист Марк называет среди мироносиц Саломию (мать апостолов Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых) и Марию Иаковлеву (мать Иакова, одного из семидесяти апостолов. Высказывалось даже мнение, что так названа сама Богородица). Евангелист Лука добавляет к этому списку Иоанну (жену Хузы, одного из чиновников при дворе правителя Галилеи Ирода Антипы) и пишет: и другие с ними. Предание Церкви говорит о том, что среди «других» были сестры Марфа и Мария (их брата, Лазаря, Христос воскресил из мертвых перед самыми Своими страданиями), Мария Клеопова и Сусанна.

Евангелие умалчивает о том, как провели ту субботу после Распятия апостолы Христовы, не говорит, где они были рано утром в воскресение и почему жены-мироносицы не обратились за помощью к ним. Скупые слова о них, «плачущих и рыдающих», дает нам евангелист Марк (Мк 16:10). И действительно, трудно и представить степень этой муки и смятения… Но посреди невыносимой боли и крушения всех надежд несколько женщин, не претыкаясь об аргументы ума, от сердца шли на рассвете ко гробу.

Но что дальше? Кто отвалит нам камень от двери гроба?.. Несколько различаются у евангелистов детали событий, однако точно известно, чтó встретило жен-мироносиц в саду Гефсимании: тяжелый камень лежит в стороне, гроб пуст, и только пелены и плат, покрывавший голову, отдельно сложенный, на месте погребения.

Первые догадки женщин: «Тело похитили, унес­ли!» Но от этих сомнений мироносицы избавлены явлением ангела. Евангелист говорит, что вид его был как молния. А сказанные им слова поражали не меньше, чем его вид: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь. Он воскрес и предваряет вас в Галилее!» И вот со смесью радости и страха ученицы Господа бегут с этой вестью к апостолам…

Оптина Пустынь

Сегодня святая Церковь вспоминает тех, кто остались верными до конца. Тех, кого не остановила смерть. Тех, чья любовь после смерти Христа разгорелась еще сильней!

Праведный Никодим, фарисей, член Синедриона, стал тайным учеником Христа. Это он глубокой ночью приходил ко Христу, чтобы услышать слова Вечной Жизни о рождении свыше. Это он бесстрашно говорил иудеям, когда те злобно искали обвинения на Господа, чтобы убить Его: «Cудит ли закон наш человека прежде, чем выслушает его?»

(Ин. 7:51) Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит, что после снятия тела Господа с Креста он
«принес состав из смирны и алоя, литр около ста»
(Ин. 19:39).

Праведный Иосиф родом происходил из палестинского города Аримафеи и тоже был тайным учеником Христа. Он был почетным членом Синедриона, но не участвовал в «совете и деле»

иудеев, вынесших смертный приговор Христу. Он дерзнул, не убоявшись, просить тело Христово. Евангелист Марк говорит:
«Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу»
(Мк. 15:44–45).

Каждый день на Литургии после Великого Входа священник читает тропарь в алтаре: «Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми, во гробе нове покрыв положи».

Евангелист Матфей подчеркивает, что он дал Господу гроб, высеченный в скале, который приготовил для себя:
«взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил в новом своем гробе, который высек он в скале»
(Мф. 27:59-60).

Часть иудеев страшно возненавидела Иосифа, и они дали клятву убить праведника. Ему пришлось уехать из родных мест. Так он оказался в Британии, отдаленном уголке Римской империи, где проповедовал слово Божие. Там он и почил.

О женах-мироносицах рассказано очень немного на евангельских страницах. И в этом немногом – самое важное: верность и любовь. «Стояху же при кресте Иисусове Мати Его, и сестра Матере Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина»

(Ин. 19:25).

«И тогда,

– пишет евангелист Матфей, –
все ученики, оставив Его, бежали»
(Мф. 26:56). Апостол Петр трижды отрекся от Него. Иуда предал. Гефсиманский сад наполнился дремотой… У Креста наступает страшная минута испытания преданности и любви!

Мироносицы остались у Креста просто потому, что они ЛЮБИЛИ! Они не скрылись, не убежали, как не убегают от солнца. Они не смалодушничали потому, что перед ними на Кресте было самое главное – была сама Истина! «Немощнейший пол явился тогда наиболее мужественным: так все переменилось!» – восклицает святитель Иоанн Златоуст.

Христос не открывал им, как открывал апостолам, тайн Его смерти и Его грядущего Воскресения. Но они сердцем понимали, что на Кресте – распятая Правда, которая станет скоро бессмертной Победой! А потом, по прошествии субботы, на рассвете третьего дня, они же, эти немощные сосуды, с сосудами мира пробирались через тьму, чтобы помазать тело Учителя… И именно им первым явился Христос Воскресший! Они первыми услышали от Господа: «Радуйтесь!» – которое стало сущностью христианской веры. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите»

(1 Фес. 5:16–18).

И нам, людям ХХI века, очень необходимо это напоминание о любви, о чуткости, о простой человеческой верности! Их, этих качеств, человечеству очень не хватает! Старец Софроний (Сахаров) говорит, что «мы окружены ныне “ледовитым океаном” безмолитвенного мира, и если мы сами в себе не будем носить такую силу огня, которая побеждает “космический” холод, то неизбежно погибнем вместе с этим миром!»

Очень холодно сейчас в мире! Поэтому маленькая сердечная лампада каждого из нас не должна угасать. Огонь её – любовь! Масло и фитиль – мужество и верность! Преподобный Иустин Сербский восклицает: «Всё человеческое – это проклятие, ад, до тех пор, пока оно не преобразится в Богочеловеческое. С Богочеловеком Христом всё человеческое становится раем, раем, раем. И нет предела твоей радости, человек, оттого, что ты человек, ибо только Им и в Нем ты ощущаешь, что ты вечный человек, небесный человек, херувимский человек, боголикий человек. Мука, всемука, о мои бренные братья и собратья, быть человеком без Богочеловека Христа; а радость и всерадость быть человеком с Богочеловеком Христом!»

А святой праведный Иоанн Кронштадский напоминает: «Христианин, при помощи благодати Воскресшего Христа, сам внутренне воскресает из мертвых и делается живым человеком по духу, и получает отрадную надежду на блаженное воскресение в последний день мира Духом Святым!» В этих словах заложено самое главное, самая суть, сердцевина нашего духовного делания – внутренне воскреснуть из мертвых и сделаться живым человеком по духу еще здесь, на земле. Очень трудно стать живым! Легче быть мертвым. Удобнее. Практичнее. Ни к чему не стремиться. Никакой благодати не желать. От дивана – к телевизору. Из кухни – в интернет.

Или, наоборот, – забить свою жизнь до предела выдуманными заботами, ненужной беготней, погоней за земными призраками. Ни секунды свободной нет, а всё – впустую! Преподобный Нектарий Оптинский, память которого мы сегодня празднуем, говорил приходящим к нему: «Человеку дана жизнь на то, чтобы она ему служила, а не он ей! Служа жизни, человек теряет соразмерность, работает без рассудительности и приходит в очень грустное недоумение: он и не знает – зачем он живет!» Служить жизни – это значит служить своим страстям, жить только землей. Это когда в сердце своем человек не носит Небо, а только безрадостную кислую мертвящую повседневность! Это когда нет желания стоять у Распятого Христа, когда не хочется идти ранним утром к Воскресшему Спасителю.

Рождались и умирали цивилизации. Сметали на своем пути миллионы человеческих жизней кровопролитные войны. Менялись моды, вкусы, идеологии. Но никогда не теряла своей ценности человеческая верность! Никогда не становилась пустым звуком преданность Христу! Когда Мария возлила на голову Христа драгоценное миро, ученики вознегодовали: к чему такая трата? А Господь остановил их: «Что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня… Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала»

(Мф. 26:10–13).

И каждый из нас – не только «зело заутра во едину от суббот»

(Мк. 16:2), но и всю жизнь должен идти на поиски Христа! К живоносному Гробу! К Воскресшему Спасителю мира! Неся ароматы сердца!

Русские мироносицы – белые платочки вымаливали победу нашего народа в Отечественной войне. И когда на каком-то международном форуме журналисты после войны спросили нашего иерарха: «А что будет с Русской Церковью, когда умрут последние бабушки?» – Он ответил: «Наши бабушки – бессмертны!»

Сквозь сумерки жизни, когда трудно и почти невозможно будет нести скорби и искушения, давайте будем просить Бога, чтобы Он помог нам сохранить верность и преданность – нашему Отечеству, тем близким и родным людям, которые рядом, Церкви и Христу! «И во всем, – как говорил преподобный Нектарий Оптинский, – будем искать великого смысла!»

Игумен Тихон (Борисов)
12 мая 2022 г.

Русская Православная Церковь

Версия для печати

Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц.

Календарные заметки:
С этого дня во все воскресные дни до отдания Пасхи на утрене канон праздника предваряется пением пасхального канона с Богородичнами (без припевов на 9-й песни).

Порядок чтений, согласно календарю:
Утр. – Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9–20.

Лит. – Деян., 16 зач., VI, 1–7.

Мк., 69 зач., XV, 43 – XVI, 828.

3. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Глас 2-й. Прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского.

Мчч. Тимофея и Мавры. Печерской-Нерукотворной и Свенской-Печерской икон Божией Матери. Иконы Божией Матери, именуемой «Свенская-Печерская»

[18].

Прпп. Иулиании и Евпраксии Московских. Правв. Марфы и Марии, сестер прав. Лазаря[19]. Блгв. Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц)[20].

Примечание.

В храме святых жен-мироносиц служба (малая и великая вечерня, утреня и Литургия) во всем подобна службе вмч. Георгия, только на вечерне читаются паримии с Недели всех святых, на утрене по полиелее – величание: «Величаем вас, святыя мироносицы, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего». Псалом избранный: «Блажен муж, бояйся Господа…», и прочее (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 3-я по Пасце, святых жен-мироносиц и Иосифа праведнаго», 3-е «зри»).

Служба совершается по Триоди (А).

При совершении полиелейной службы[21] прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского, можно руководствоваться 4-й Марковой главой Типикона под 23 апреля: «Аще случится память святаго великомученика Георгия в Неделю мироносиц, или разслабленнаго, или самаряныни», и 2-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «Подобает ведати, яко аще случится святаго Иоанна Богослова, в Неделю мироносиц, или о разслабленном или самаряныни, или о слепом» (Б).

А. На великой вечерне

«Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 7, и праздника (Недели мироносиц), глас тот же – 3. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Мироносицы жены, гроба Твоего…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихиры праздника, глас 1-й. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Проси Иосиф…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель мой…» (см. в Триоди на ряду).

На стиховне стихира воскресная, глас 2-й: «Воскресение Твое, Христе Спасе, всю просвети вселенную…», и стихиры Пасхи, глас 5-й (с припевами их). «Слава» – праздника, глас тот же: «Тебе, одеющагося светом, яко ризою…», «И ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе из мертвых…» поется единожды, как окончание стихиры).

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

Примечание.

«Ведомо же буди, яко от Недели святаго Фомы не бывает хлеболомление по благословении хлебов, за краткость нощи» (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 3-я по Пасце, святых жен-мироносиц и Иосифа праведнаго», 2-е «зри»).

На утрене

на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й: «Егда снизшел еси…» (дважды). «Слава» – тропарь праздника, глас тот же: «Благообразный Иосиф…», «И ныне» – ин тропарь праздника, глас тот же: «Мироносицам женам…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные (см. в Триоди).

Вместо полиелея положено петь Непорочны, то есть 17-ю кафизму.

Примечание.

Пение Непорочных на воскресной утрене назначается Уставом до отдания Воздвижения (21 сентября), кроме совпадения с воскресным днем полиелейного или бденного праздника. 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

«Ангельский собор…». Ипакои, глас 2-й: «По страсти шедше…». Степенны – антифоны 2-го гласа. Прокимен воскресный, глас 2-й: «Востани, Господи Боже мой…». Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше…» (трижды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…», «И ныне» – «Молитвами Богородицы…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: Пасхи со ирмосом и Богородичнами на 6 (ирмосы по дважды) и канон праздника Триоди (Недели мироносиц) на 8.

Примечание.

Канон Пасхи поется на воскресной утрене в Недели жен-мироносиц, расслабленного, о самаряныне и о слепом, со всеми тропарями и Богородичнами, без заключительного «Христос воскресе из мертвых…» по каждой песни и без припевов на 9-й песни канона.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни – кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб снизшел еси…», и икос, глас тот же: «Еже прежде солнца…»; седален праздника, глас 2-й: «Мира тепле…». «Слава, и ныне» – ин седален праздника, глас тот же: «Учеников Твоих лик…».

По 6-й песни – кондак праздника, глас 2-й: «Радоватися мироносицам повелел еси…», и икос, глас тот же: «На гроб Твой, Спасе…».

На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий Пасхи: «Плотию уснув…». «Слава» – светилен праздника: «Жены, услышите…», «И ныне» – тот же светилен.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные (см. в Триоди), глас 2-й – 8. «Слава» – евангельская стихира, глас тот же: «С миры пришедшим…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Примечание.

Припевы к двум последним хвалитным стихирам – обычные воскресные (в Триоди указываются инципиты стихов). Стих 1-й: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца»; стих 2-й: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, / повем вся чудеса Твоя».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

На часах

– тропарь воскресный: «Егда снизшел еси…». «Слава» – тропарь праздника: «Благообразный Иосиф…». Кондак праздника: «Радоватися мироносицам…».

На Литургии

блаженны гласа – 4 (см. в Триоди), и праздника Триоди (Недели мироносиц), песнь 6-я – 4.

По входе – тропарь воскресный, глас 2-й: «Егда снизшел еси…», тропарь праздника, глас тот же: «Благообразный Иосиф…». «Слава» – кондак праздника Триоди, глас тот же: «Радоватися мироносицам…», «И ныне» – кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб…».

Прокимен – Недели мироносиц, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…»; стих: «К Тебе, Господи, воззову…».

Апостол и Евангелие – Недели мироносиц.

Аллилуиарий – Недели мироносиц, глас 8-й: «Благоволил еси, Господи, землю Твою…»; стих: «Милость и истина…».

Задостойник Пасхи.

Причастен – Пасхи: «Тело Христово приимите…», и дня (воскресный): «Хвалите Господа с Небес…».

Б. На великой вечерне

«Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 3, праздника (Недели мироносиц), глас тот же – 3, и преподобного – 4[22]. «Слава» – праздника (Недели мироносиц), глас 6-й: «Мироносицы жены, гроба Твоего…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

На литии[23] стихира храма и стихиры преподобного, глас 1-й и глас 2-й (см. на литии). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Еже по образу…» (см. на литии), «И ныне» – праздника (Недели мироносиц), глас тот же: «Проси Иосиф…» (см. славник литийных стихир Триоди)[24].

На стиховне стихира воскресная, глас 2-й: «Воскресение Твое, Христе Спасе, всю просвети вселенную…», и стихиры Пасхи, глас 5-й (с припевами их). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества…», «И ныне» – праздника (Недели мироносиц), глас 5-й: «Тебе, одеющагося светом, яко ризою…» (см. славник стиховных стихир Триоди)[25].

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды)[26].

Примечание.

«Ведомо же буди, яко от Недели святаго Фомы не бывает хлеболомление по благословении хлебов, за краткость нощи» (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 3-я по Пасце, святых жен-мироносиц и Иосифа праведнаго», 2-е «зри»).

На утрене

на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й: «Егда снизшел еси…» (единожды), тропарь праздника (Недели мироносиц), глас тот же: «Благообразный Иосиф…» (единожды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – ин тропарь праздника (Недели мироносиц), глас 2-й: «Мироносицам женам…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные (см. в Триоди).

Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом.

Примечание.

Пение Непорочных вместо полиелея на воскресной утрене назначается Уставом в эту Неделю и в последующие воскресенья до отдания Воздвижения (21 сентября), кроме совпадения с воскресным днем полиелейного или бденного праздника. 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

«Ангельский собор…». Ипакои, глас 2-й: «По страсти шедше…». Седален преподобного по 1-м стихословии, глас 4-й: «Званию Господа…»; седален преподобного по 2-м стихословии, глас 8-й: «Слезными теченьми…». «Слава» – седален преподобного по полиелее, глас тот же: «От утробы освящен быв…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Небесную дверь и ковчег…» (см. 8 мая, в службе ап. Иоанна Богослова, по полиелее)[27]. Степенны – антифоны 2-го гласа. Прокимен воскресный, глас 2-й: «Востани, Господи Боже мой…». Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше…» (трижды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…», «И ныне» – «Молитвами Богородицы…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: Пасхи со ирмосом и Богородичнами на 6 (ирмосы по дважды), преподобного на 4 и праздника Триоди (Недели мироносиц) на 4.

Примечание.

Канон Пасхи поется на воскресной утрене в Недели жен-мироносиц, расслабленного, о самаряныне и о слепом, со всеми тропарями и Богородичнами, без заключительного «Христос воскресе из мертвых…» по каждой песни и без припевов на 9-й песни канона.

Примечание.

Канон праздника Триоди (составной) поется на 4 без повторений. Сначала тропарь воскресный (смотреть по содержанию), потом праздника (смотреть по содержанию). «Слава» – Троичен, «И ныне» – Богородичен (ср.: Типикон, 23 апреля, 4-я Маркова глава; 8 мая, 2-я Маркова глава).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни – кондак и икос преподобного, глас 3-й; седален преподобного, глас 4-й. «Слава» – ин седален преподобного, глас тот же, «И ныне» – седален праздника (Недели мироносиц), глас 2-й.

По 6-й песни – кондак праздника (Недели мироносиц), глас 2-й: «Радоватися мироносицам повелел еси…», и икос, глас тот же: «На гроб Твой, Спасе…».

На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий Пасхи: «Плотию уснув…». «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – светилен праздника (Недели мироносиц): «Жены, услышите…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные (см. в Триоди), глас 2-й – 4, и преподобного, глас 2-й и глас 6-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – евангельская стихира, глас 2-й: «С миры пришедшим…» (см. в Триоди), «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Примечание.

Припевы к двум последним хвалитным стихирам см. в стихирах на стиховне вечерни в службе Минеи. Стих 1-й: «Честна пред Господем / смерть преподобных Его»; стих 2-й: «Блажен муж, бояйся Господа, / в заповедех Его восхощет зело».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

На часах

[28] – тропарь воскресный, глас 2-й: «Егда снизшел еси…». «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки праздника (Недели мироносиц): «Радоватися мироносицам…», и преподобного – читаются попеременно[29].

На Литургии

блаженны гласа – 4 (см. в Триоди), праздника Триоди (Недели мироносиц), песнь 3-я – 4, и преподобного, песнь 6-я – 4.

По входе – тропарь воскресный, глас 2-й: «Егда снизшел еси…», тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника Триоди (Недели мироносиц), глас 2-й: «Радоватися мироносицам…».

Прокимен – Недели мироносиц, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…», стих: «К Тебе, Господи, воззову…»; и преподобного, глас 7-й: «Честна пред Господем…».

Апостол и Евангелие – Недели мироносиц и преподобного.

Аллилуиарий – Недели мироносиц, глас 8-й: «Благоволил еси, Господи, землю Твою…»; и преподобного, глас 2-й: «Священницы Твои облекутся в правду…».

Задостойник Пасхи.

Причастен – дня (воскресный): «Хвалите Господа с Небес…»; и преподобного: «В память вечную…».

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 июля 2016 года была утверждена и рекомендована к общецерковному богослужебному употреблению служба иконе Божией Матери, именуемой «Свенская-Печерская». Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (https://www.patriarchia.ru/db/text/4562190.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (https://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/368). Ср.: Минея-Май. М., 2002. Ч. 1. С. 114–130. См.: Минея-Апрель. М., 2002. Ч. 2. С. 339–340. См.: Там же. С. 341. Ср.: Типикон, 23 апреля, 5-я Маркова глава; 21 мая, «зри». Настольная книга священнослужителя. М., 19922. Т. 1. С. 106. Допустимо в число четырех стихир Минеи включить славник, глас 8-й: «Приидите, стецемся вси…». Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782. В стихирах на литии и на стиховне на «И ныне» указывается песнопение Триоди, т. е. праздника (Недели мироносиц). В Триоди оно помещено на «Славу» (ср.: Типикон, 23 апреля, 4-я Маркова глава; 8 мая, 2-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 683, 685). В стихирах на стиховне на «И ныне» указывается песнопение Триоди, т. е. праздника (Недели мироносиц). В Триоди оно помещено на «Славу» и поется вместо «Воскресения день…» (ср.: Типикон, 23 апреля, 4-я Маркова глава; 8 мая, 2-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 683, 685). Тропарь преподобного не поется по Трисвятом (на благословении хлебов), т. к. служба преподобного полиелейная, а не бденная. Пение Богородична, а не песнопения праздника указывается в 4-й Марковой главе Типикона под 23 апреля и во 2-й Марковой главе Типикона под 8 мая. Ср.: Типикон, 23 апреля, 4-я Маркова глава; 8 мая, 2-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 684, 685. Ср.: Устав. М., 1610. Л. 157 об., 161 об.; Устав. М., 1634. Л. 121; Устав. М., 1641. Л. 614, 638; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 684, 685.

← предыдущий день следующий день →

Неделя третья по Пасхе, святых жен-мироносиц: о чем важно помнить 3 мая 2022 года

Неделями в православии называют привычные нам воскресенья. Третье воскресенье после Пасхи традиционно посвящается святым женам-мироносицам. Это весьма необычный день, о традициях которого должен знать каждый верующий.

Празднование Пасхи в 2022 году не заканчивается главным празднеством 19 апреля. Церковный православный календарь отмечает, что празднование идет 40 дней, до самого праздника Вознесения Господнего. День жен-мироносиц входит в эту вереницу дней попразднества величайшего дня для православных людей.

Кто такие жены-мироносицы и каков смысл этого дня

Как известно, у Иисуса Христа были верные апостолы, но во многом еще более верными ему оказались ученицы, которые следовали за ним тогда, когда апостолы испытывали страх и сомнения.

В этот день вспоминаются события, которые произошли накануне Пасхи. В третьи сутки после смерти Христа его последовательницы поспешили к гробу, чтобы совершить погребальный обряд, который совершали в то время. Они несли с собой миро — масло, которым мазали усопших перед погребением.

Многие ученики не готовы были поверить в воскрешение Христа, включая самих жен-мироносиц. Они шли к гробу Господнему, но не знали, что им не удастся увидеть его тело. Ими двигало лишь одно — любовь. Когда они пришли, то увидели, что камень гроба отодвинут. Внутри пещеры их встретил ангел, который сообщил, что Господь ждет их в Галилее. Они поспешили к апостолам, а на обратной дороге повстречали Христа. Их радости не было предела.

Эти события показывают нам чистую и светлую любовь, которой должны преисполниться все мы. Достаточно небольшой веры для того, чтобы ощутить большое счастье.

Традиции дня жен-мироносиц

3 мая важно помнить о том, что только доброта и любовь способны спасти этот мир от скверны, от всего плохого и ужасного. Старайтесь читать в этот день благодарственные молитвы, делать благие дела и идти навстречу близким, помогая им в делах и решении проблем.

В православии этот день является днем всех женщин и, в особенности, матерей. Не забудьте поздравить свою маму, сестру, бабушку с этим большим событием. Дарите друг другу подарки и заботьтесь друг о друге в такой важный день. Церковнослужители советуют позвонить родственницам либо навестить их в этот день. Они достойны вашей любви и внимания.

В церквях в этот день также читаются поминальные молитвы. В этот день принято посещать кладбище и поминать ушедших из жизни родственников и близких. Конечно, в 2022 году это лучше сделать дома. В целом же это довольно радостный день, ведь он связан с воскресением Иисуса Христа. Это большое событие для всех верующих.

Отличным подарком 3 мая для любой верующей женщины будет икона жен-мироносиц. Она будет оберегать вашу маму, бабушку, супругу или сестру от всякого зла и поможет сохранить любовь в сердце.

(второе воскресение после Пасхи)

В 3-ю Неделю по Пасхе Святая Церковь воспоминает святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тайных учеников Христовых. Своим богослужением Церковь вновь поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа, и где затем мироносицы, пришедшие помазать Тело благовонными маслами, первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа.

По примеру святых жен-мироносиц и мы должны возгревать в сердце своем истинную самоотверженную любовь к Спасителю нашему, чтобы, как говорит Апостол (Рим.8,38-39), ничто не могло отлучить нас от Него – ни настоящее, ни грядущее, ни жизнь, ни смерть, ни ангелы, ни человеки. Кроме того, как святые жены, уязвленные лютою скорбию при виде распятого Господа, искали и обрели утешение в Его же гробе, так и каждая христианская душа должна искать утешение в скорбях и печалях у гроба и креста Спасителя своего.

Святая Мария Клеопова

Святая Мария Клеопова, мироносица, по преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии (память 26 декабря), от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы. Благословенным плодом того брака был священномученик Симеон, апостол от 70-ти, сродник Господень, второй епископ Иерусалимской Церкви (память 27 апреля). Память святой Марии Клеоповой празднуется также в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц.

Святая Иоанна Мироносица

Святая Иоанна Мироносица, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, была одной из жен, следовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему. Вместе с другими женами после Крестной смерти Спасителя святая Иоанна приходила ко Гробу, чтобы помазать миром Святое Тело Господа, и слышала от Ангелов радостную весть о Его славном Воскресении.

Молитвословия

Тропари, глас 2

Благообра́зный Ио́сиф/ с дре́ва сне́м Пречи́стое Твое́ те́ло,/ плащани́цею чи́стою обви́в,/ и благоуха́ньми во гро́бе но́ве закры́в положи́:/ но тридне́вен воскре́сл еси́ Го́споди,// подаяй’ ми́рови ве́лию ми́лость.

Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в А́нгел вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым су́ть прили́чна,/ Христо́с же истле́ния яви́ся чу́ждь./ Но возопи́йте: воскре́се Госпо́дь,// подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 2

Ра́доватися мироно́сицам повеле́л еси́,/ пла́чь прама́тере Е́вы утоли́л еси́/ воскресе́нием Твои́м, Христе́ Бо́же,/ апо́столом же Твои́м пропове́дати повеле́л еси́:// Спа́с воскре́се от гро́ба.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]