Троицкий Собор в Санкт-Петербурге. История, адрес, как добраться

Петербургский Троицкий собор является одним из самых монументальных храмов Петербурга. Его ярко-синие купола, украшенные позолоченными звездами, видны на расстоянии 20 км от Троицкой площади, на которой он расположен.

Полное название этого торжественного храма в стиле ампир — Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка. В обиходе же его обычно называют Троицкий, Троице-Измайловский или попросту Измайловский собор. Храм был сооружен в качестве полкового для одного из старейших российских полков, основанных в 1730 г. императрицей Анной Иоанновной — Измайловского, в связи с чем он и получил свое наименование.

Собор образует композиционный центр Троицкой площади, на которой, помимо него, находится еще одна достопримечательность — состоящий из 108 турецких пушек Памятник Славы, созданный Д. И. Гриммом в честь победы в русской-турецкой войне. В советские годы монумент был утрачен, но воссоздан заново в 2005 г.

Собор ночью © deepskyobject

Архитектурные задумки

Троицкий собор — один из самых заметных объектов в городе. Пять его куполов выполнены в небесно-синем цвете, несмотря на то, что изначально купола деревянной церкви были зелеными. Идею синих куполов с крупными золотыми звездами предложил император Николай I. Четыре портика с шестью колоннами украшают фасад здания. Бронзовые ангелы работы С.И. Гальберга расположены в западной части храма.

В строении выделяют несколько архитектурных стилей:

АмпирЭтот стиль выражен в наличии колонн, скульптур, строгих симметрий. Ампир символизирует власть, богатство императора. В Россию был завезен французскими архитекторами во второй половине XIX века.
НеоклассицизмЭто своеобразное возвращение к канонам классицизма и античности. Перекликается это направление и с эпохой Возрождения.
Псевдорусский стильНа волне подъема насаждения европейского стиля, в России начали зарождаться движения пропаганды древнерусских канонов искусства и архитектуры. Храмы строились с нарочитым подражанием русско-византийской архитектуре с целью показать память о корнях русской православной церкви, сохранить её через века. В Троицком соборе архитектурный стиль выражен в белом цвете камня, классических формах и узких вытянутых окнах.


,Первоначальный чертеж Троицкого Собора в Санкт-Петербурге
Троицкий собор в Санкт-Петербурге — это классический образец архитектурных течений своего времени.

Интерьер

Интерьер Измайловского собора лаконичный и строгий. Изначально в его стенах располагались многочисленные военные артефакты, что объясняется статусом храма. За счет преобладания белого цвета в интерьере, пяти световых барабанов и огромных окон внутри очень много света, что придает собору торжественность и праздничность.

Главными элементами интерьера являются 24 коринфские колонны, которые используются для организации иконостаса, имеющего изогнутую форму и образующего единую композицию с надпрестольной сенью. Роспись собора выполнена крепостным живописцем из Ярославля Т. Медведевым и его сыном. Иконы для иконостаса первоначально было написаны маститыми художниками-академиками, но в дальнейшем была оставлена только часть их работ. К ним позже добавились образа, выполненные художником-самоучкой Н. Майковым. В дальнейшем собору были переданы иконы Т. Неффа и Д. Бузато, изначально стоявшие в Исаакиевском соборе. Часть икон перешла в Троицкий собор из старого храма.

© Официальная группа во Вконтакте

На сегодняшний день главной реликвией Троице-Измайловского собора является икона Святой Троицы 1406 г., подаренная возрожденному храму в 2003 г. при личном участии президента России В. В. Путина. Для верующих интерес представляют частицы мощей многочисленных святых и Креста Господня, хранящиеся в соборе.

В подвальном этаже храма сегодня находится зал «Славянский», расписанный художниками из мастерской Владимира Куликова. Главным украшением помещения является мозаика, изображающая образ Господа Вседержителя, выполненная мастерами Екатерины Огородниковой.

История Свято-Троицкого собора в Санкт-Петербурге в 19-м веке

Торжественная закладка каменного храма была произведена 13 мая 1828 года. При закладке присутствовали Мария Федоровна и будущий правитель Александр II. Храм был построен для лейб-гвардии Измайловского полка, так как своей церкви у гвардейцев не было. Изначально приказом императрицы Елизаветы для них поставили деревянную церковь, но уже в 1824 году она была разрушена сильным наводнением.

Николай I принял решение о закладке нового каменного храма и сам принимал участие в проектировке и следил за строительством вместе с архитекторами В.П. Стасовым и П.П. Базеном. Император лично вносил поправки в чертежи и планы.

Строительство длилось семь лет, сопровождаемое неудачами. Строительство центральной главы затягивалось, так как дважды стечением обстоятельств купол рушился. Ведение строительство было передано в руки Базена из-за многочисленных ошибок Стасова.

В 1834 году купол был завершен, цвет его определился не сразу: последнее слово было за императором. Решено было оставить светло-синий с вкраплением больших золотых звезд. Колокола отливал Иван Оловянишников: четыре крупных и несколько малого и среднего размера.

Вместимость храма составила 3000 человек. Его освятили 25 мая 1835 года. 26 мая — в праздник Святой Троицы — провели первый церковный парад, на котором присутствовал император Николай.

На момент строительства Свято-Троицкий собор считался самым высоким храмом в стране. Его высота составляет 86 м. Сейчас он уже представляет собой четвертое по величине историческое строение Санкт-Петербурга.

Исторические вехи

Лейб-гвардии Измайловский полк

Позволю себе небольшое отступление, касающееся полка, в честь которого был назван герой моего рассказа. Это воинское подразделение сформировалось в 1730 году по велению царицы Анны Иоанновны.

Своё название оно получило благодаря месту жительства государыни, селу Измайловскому, находящемуся близ Москвы. Именно этот полк покроет себя заслуженной хвалой отечества за события Бородинского сражения и будет награжден в честь них Георгиевскими знаменами с надписью «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России в 1812 году».

Именно его офицеры и солдаты дойдут в 1814 году до Парижа и потом ещё многократно проявят истинное мужество в сражениях.

Подробности можно узнать здесь.

Предшественники собора

Отмечу, что в прежние времена русские ратники всегда уповали на силу небесной защиты и помощь святых на полях сражений.

Измайловский полк сначала личного храма не имел и вынужден был посещать другие приходы. И вот, наверное, я вас удивлю, но первой церковью полка становится обычная палатка. Этакий походный храм из кумачовой ткани и изумрудной тафты. Его установили летом в 1733 году в местонахождении полка у реки Фонтанки. Иконостас здесь был складной, но всё церковное имущество соответствовало обычным храмам.

Священнику, исполнявшему служение при данной церкви, приходилось, прямо скажу, непросто. Ему надо было при передвижениях полка самостоятельно расставлять, а потом собирать эту палатку (храм следовал вместе с соединением войск во всех кампаниях), отвечать в дороге за сохранение имущества,осуществлять службы при любой погоде. Кстати, подобные церкви существуют и по сей день. Порой они умещаются у священника в рюкзаке!

Через 10 лет в 1742 году появляется первая «статичная» церковь. Для неё выделили одну из полковых «светлиц». Конечно, маленькое помещение с низким потолком ситуацию не спасло. И измайловцы по-прежнему ходили в другие приходы города. Порой они выстаивали службы прямо на улице.

Видимо, 10 лет — какое-то символическое число для «родственников-предшественников» собора Измайловского полка. Ведь именно через данный промежуток времени, в 1752 году императрица Елизавета Петровна соглашается на постройку большой деревянной церкви. Появилась она в 1756 году на Полковой улице близ Фонтанки (на её месте сегодня расположился современный собор).

Фундамент этого храма был сделан из камня, а приделы освящены в честь Святой Троицы и Иоанна Воина. Одновременно здесь могли молиться около 1 300 человек. Некоторая церковная утварь была подарена императрицей, а покровцы (т. е. платки для покрытия священных сосудов при литургии) даже вышиты ей саморучно. Кстати, вновь через 10 лет для полка строят ещё один простенький деревянный храм, также в честь Св. Троицы. Но его между собой народ звал церковью Адриана и Наталии, так как икона этих святых супругов присутствовала в качестве церковной.

Наводнение, произошедшее в 1824 году, серьёзно повредило деревянный Троицкий храм. Но простоял он до дня основания каменного собора, произошедшего в мае в 1828 году по волеизъявлению Николая I. Скажу вам, что государь не случайно заинтересовался появлением нового грандиозного собора в честь Измайловского полка.

Причина была в том, что он лично командовал этим не знавшим военных проигрышей подразделением. Монарх желал видеть храм трёхпридельным, вмещающим более 3 000 человек. Я знаю о том, что Николай I самолично курировал каждый этап строительства, что довольно-таки тормозило работу. Ведь мастерам зачастую приходилось многое изменять в уже содеянном, чтобы удовлетворить эстетические императорские запросы. Архитектором собора был назначен В. П. Стасов, а инженером — П. П. Базен.

Собор Святой Троицы

Познакомлю вас с этапами создания нового храма Измайловского полка. Василий Стасов воплотил в своём творческом замысле идею победоносности нашей армии. Троицкий собор уступал своими масштабами разве лишь возводимому в тот же период Исаакиевскому.

В основе здания лежал равносторонний крест, а соборные главы непривычно для того времени возвышались на его осях. Завершал конструкцию доминирующий серединный барабан. Из-за состояния почвы фундамент под храмом понадобилось значительно укрепить, в силу чего было вбито не 5 000, а 9 000 свай. Основание сделали плиточным, а цоколь – гранитным.

Стены и колонны храма выложили кирпичом и укрепили металлоконструкциями. При установке мощного центрального купола выяснилось, что Стасов допустил в расчётах оплошность, и колонны, принимавшие на себя нагрузку, треснули. Мне показалось весьма необычным наказание проштрафившегося мастера. Судите сами: Николай I просто-напросто продержал его день на гауптвахте, отстранив от дел. На мой взгляд, не карательная мера, а настоящий выходной.

А вот расхлёбывать случившееся пришлось инженеру Петру Базену, который целый год вносил в чертежи необходимые поправки. Но странные обстоятельства вновь помешали окончанию трудов над центральным куполом. Когда он был уже совершенно готов и звёздно засиял над церковью, его внезапно сорвала сильнейшая буря. Отмечу, что никто при этом не пострадал. Поспешивший на место происшествия император тут же назначил расследование. Комиссия специалистов снова нашла ряд ошибок того же незадачливого Стасова. На этот раз царь наказал его «более сурово»: отправил на гауптвахту уже на 5 дней. И вновь исправлял положение Базен. Инженер предложил сделать купол на стропилах из дерева. Работы окончились к осени 1834 года.

Расскажу вам, что маковки деревянной церкви-предшественницы были зелёными, так как этот окрас считался цветом Измайловского полка. Но вот государю захотелось, чтобы купола возведенного храма стали небесными с золочеными звёздами. Мнение императора пришлось учесть. Для звонницы собора колокола были отлиты знаменитым докой Иваном Оловянниковым.

Художественная отделка фасадов завершилась в 1835 году. Для оформления интерьера привлекли ярославского крепостного живописца Тимофея Медведева. Он расписал купола с арками. Да вот только Николай I вновь вмешался и повелел последние забелить. Также в оформлении участвовали художники-академики В. Шебуев, А. Егоров, В. Сазонов и др. Наконец, 6 июня в 1835 году совершилось долгожданное освящение собора (всех трёх его приделов за один день). При этом событии присутствовал весь Измайловский полк. Освящал храм митрополит Московский Филарет (Дроздов), который ныне причислен к святым.

Государь, вернувшись из Москвы, побывал в соборе на следующие же сутки. И вновь он остался недовольным! Чем-то не понравилась ему роспись академиков. Он даже потребовал у этих маститых мастеров вернуть задаток. И как вы думаете, кого император теперь привлёк к работе? Бывшего офицера, художника-самоучку Николая Майкова! Но и его творениями придирчивый монарх был доволен не всегда. Вот так и вышло, что оставленная часть академических образов стала соседствовать с майковскими.

Также приведу вам тот факт, что Николай I, самолично всё проверяя, на эскизе иконостаса написал известнейшую строку «сим знаменем победиши», слова которой потом расположили над алтарём.

Украсили Троицкий храм и масштабные иконы письма Тимофея Неффа, созданные им в 1859 году для Исаакиевского собора, но замененные впоследствии мозаичными копиями.

Много образов для собора жертвовали сами военные, а также государственные деятели. В храме создавалось ощущение парадности и того, что он весь наполнен струящимся светом.

Часовня

Дополню свой рассказ тем, что в 1893 году возле храма появилась часовня во имя святого князя Александра Невского. Её создали в память о спасении Александра III с семьёй при крушении поезда в 1888 году. Также она символизирует то, что его наследнику Николаю II удалось избежать гибели при покушении японского террориста в 1891 году.

Расположилась она на углу Измайловского проспекта и улицы 1-ой Роты (сегодня 1-й Красноармейской улицы). Кстати, эскиз часовни был создан в дар собору инженером С. Кондратьевым, его прихожанином. Освящение произошло 19 мая в 1895 году.

К слову, в восточном окне часовенки вы можете увидеть замечательный витраж с изображением Христа Спасителя.

Хранитель воинской доблести

Я уверена, что любому путешественнику будет полезно посетить храмы, хранящие память о славной воинской истории нашего государства.

В Петербурге это и Казанский собор (о нём можно почитать в моей статье здесь), Спасо-Преображенский собор (я писала о нём здесь), Никольский морской собор (рассказ здесь). Данный список может украсить и Троице-Измайловский собор.

При входе в храм в имперские дни прихожане могли увидеть массу военных трофеев. Здесь на видном месте размещались действующие штандарты Измайловского полка, а также Георгиевское знамя, полученное за битву при Бородино. Трофеи Крымской войны 1853–1856 годов представляли собой флаги и пушки турков, захваченные русскими в морских битвах. Их дополняли штандарты и значки, завоеванные в русско-турецкой войне 1877–1878 годов.

Отмечу, что данная военная кампания стала заключительной для лейб-гвардии Измайловского полка. По традиции военных церквей, на стенах Троице-Измайловского собора были размещены мемориальные доски с именами погибших в сражениях офицеров. В даты масштабных сражений в храме непременно совершались панихиды по воинам, отдавшим жизни «за други своя» на полях битв.

Памятник «Воинская Слава»

Захваченные у неприятеля орудия традиционно символизировали русские победы. Потому Александр II задумал воздвигнуть у Измайловского собора монумент из пушек.

Правда, воплотил идею в реальность уже Александр III, самолично надзирающий за процессом строительства.

Авторами «Воинской Славы» стали военный инженер Г. М. Житков и архитектор Д. Гримм. Памятник был создан из 100 трофейных орудий и завершался скульптурой Победы. На его основании были отмечены названия мест, где произошли главные битвы русско-турецкой войны 1877–1878 годов. На пьедестале размещались доски из бронзы с именами лиц царской фамилии, перечнем войск, внёсших свой вклад в освободительную войну на Балканах, и хронологией военных событий. Внизу на монументе были обозначены его создатели.

Представление памятника общественности произошло 12 октября 1886 года в годовщину битвы под Горным Дубняком и стало государственным торжеством.

В столицу приехали представители всех родов войск. Молебен у монумента совершили полковые священники, участники той войны, награжденные наперстными крестами на Георгиевской ленте. Эта дата стала традиционной для проведения панихиды в память о погибших героях, в которой всегда участвовал Измайловский полк.

Также среди имперских традиций, существовавших при соборе, отмечу следующие: парад, происходивший в день Святой Троицы и сопровождавшийся освящением знамён, крестные ходы в день Спаса Нерукотворного и в Успение Пресвятой Богородицы.

Общественное служение собора в имперские годы

Расскажу вам о социальной деятельности храма. Здесь в 1845 году открылись приют для детей-сирот военных и лечебница, а в 1870 году появилось Общество помощи бедным. Вначале в нем состояли священники, полковые командиры и богатые гражданские лица (до 140 человек). Замечу, что в 1893 к ним примкнул и священник Иоанн Кронштадтский.

Покровительствовал этой организации и великий князь Константин Константинович. В конце XIX века, в 1897 году, Общество обретает собственное здание «для призрения бедных прихода Троицкой лейб-гвардии Измайловского полка церкви» или, как говорили в народе, Измайловский дом. Сегодня вы тоже можете увидеть его по адресу 10-ая Красноармейская улица (дом 3Б). Общество содержало приюты для детей, выдавало денежные пособия беднякам, помогало в съеме дешевого жилья и заботилось о евангельском просвещении.

Приведу для вас интересные факты, касающиеся собора. Здесь венчался Ф. М. Достоевский с А. Г. Сниткиной и отпевали знаменитого композитора и пианиста А. Рубинштейна.

А в 1912 году при храме появляется Братство православного воспитания детей. В итоге к началу XX в. Свято-Троицкий Измайловский собор являл собой крупный духовный, просветительский и общественный центр Санкт-Петербурга.

Собор в Советские годы

О данном периоде мне рассказывать горько. Но, как говорится, из «исторической песни» слов не выкинешь. После революции 1917 года жизнь собора резко меняется.

Как во многих церквях России, здесь в 1922 году под прикрытием «помощи голодающим» были отобраны золотые и серебряные церковные ценности. Я отмечу, что прихожане отдавали последнее, чтобы откупить хотя бы их часть. Им удалось спасти священнические ризы, 14 Евангелий, 9 крестов и предметы церковной утвари.

В процессе данной «экспроприации» был арестован настоятель собора протоиерей Михаил Чельцов. Но его приговор к расстрелу в этот раз заменили заключением. Я читала откровенные воспоминания этого батюшки о 40 днях, проведённых в камере смертников. Позже отца Михаила ещё шесть раз арестовывали и в итоге расстреляли прямо в праздник Рождества Христова. Сегодня он находится в сонме святых и считается защитником Троице-Измайловского собора.

Был недолгий период с 1923 по 1924 год, когда храм оккупировали обновленцы. Репрессии против церкви нарастали.

Я с горечью узнала, что, закрыв в 1924 году часовню Александра Невского, власти поначалу разместили в ней кафе, а потом — пивной ларёк. Не понимаю, каким образом такое непотребство могло прийти людям в голову? После Великой Отечественной войны здесь оборудовали складское помещение. Из собора в 1925 году ликвидировали все трофеи, напоминавшие о славе русского воинства. Были уничтожены мемориальные доски с именами павших героев.

Мало того, в 1928 году руководство Ленинграда решило разрушить колонну «Воинская Слава», которую оно прозвало «знаком имперского милитаризма». То есть перечеркивалась великая освободительная миссия нашей армии, принёсшая когда-то мир братьям-славянам на Балканах. В январе 1930 года уникальный памятник увезли на переплавку в Германию. Остальные трофейные орудия уничтожили.

Подвергались репрессиям не только клирики, которые почти все были расстреляны или сосланы в лагеря, но и паства собора. В 1931 году по делу о сопротивлении революции были расстреляны или направлены в ссылку прихожане, бывшие в прошлом офицерами царской армии. Я читала, что и само существование собора почему-то не давало спокойно жить новым властям. Храм решили взорвать в 1932 году, чтобы на его месте построить… театр. Но прихожане чудесным образом и в этот раз отстояли свою церковь. Правда, власти и тут пошли на хитрость, заставив общину произвести ремонт соборного здания.

В период с 1933 года до своего закрытия в 1938 году собор имел кафедральный статус. Потом здание перешло театру им. Ленсовета под цех декораций. Ужасает меня и дальнейшая судьба храма. Перед войной в нём решили сделать крематорий. К счастью, эта жуткая идея была отклонена из-за расположения церкви в центре города. Но напрямую столкнуться со смертью Измайловскому собору довелось. Во время блокады здесь хранили трупы погибших от голода ленинградцев.

В подвалах разместилось бомбоубежище и жилье для солдат зенитной батареи. Война нанесла сильнейшие разрушения недавно отремонтированному храму.

Пострадал этот шедевр архитектуры также и из-за безобразной его эксплуатации, и варварского отношения населения, продолжавшего расхищать храм и устраивавшего здесь пожары. В 50-ые и 60-ые годы прошлого столетия собор пытались восстановить, но в итоге к началу 90-ых годов он являл собой удручающее зрелище.

Строительство часовни

Часовня была построена гораздо позже собора — в 1895 году под началом архитектора С.П. Кондратьева. Её строительство приурочили к двум чудесным событиям в царской семье — во время трагедии с поездом в Борках в 1888 году и в 1891 году в течение путешествия будущего императора Николая II в Японии.

Часовня выполнена в общем с собором стиле — неоклассика, белокаменные стены и небесно-синий купол со звездами. Внутри размещен Царский иконостас, несколько больших икон.

Строение не всегда оставалось неприкосновенным: в годы советской власти в часовне располагалось кафе, во время и после Второй Мировой войны — склад.

Центр всех событий

Когда в 1714 году в Петропавловской крепости заложили каменный собор, Троицкая церковь получила временный статус кафедрального собора новой столицы. Здесь в присутствии царя с семьёй и приближёнными совершались все благодарственные молебны по случаю побед, коронаций и других важных событий.

Например, отмечалась Полтавская победа 1709 года и Ништадтский мир 1721 года, когда Россия получила выход к Балтийскому морю, была провозглашена империей, а Пётр I «по прошению сенаторов» принял титул Отца Отечества, Императора Всероссийского.

С крыльца церкви объявлялись новые императорские указы. Здесь же отпевали казнённого в 1718 году царевича Алексея и объявили царевича Петра наследником престола.

Рисунок из журнала «Всемирная Иллюстрация». Фото: sobory.ru

Благотворительная деятельность

В XIX веке на территории храма действовал полковой госпиталь для Измайловских солдат. Позже здесь учредили приют для осиротевших детей, “Общество для вспоможения бедным”. Троицкий собор считался главным благотворительным и духовным центром Петербурга.

Сейчас в храме продолжает процветать благотворительность, существуют такие акции как бесплатный обед, который могут получить все нуждающиеся. Эта традиция зародилась сравнительно недавно — в 2006 году. При поддержке спонсоров собор может накормить в специально отведенной для этого столовой каждого, кто просит о помощи.

Троицкий собор в Санкт-Петербурге много лет поддерживает благотворительность, собирает пожертвования, книги и канцелярские принадлежности для нуждающихся детей.

Расположение и режим работы

Смольный собор в Санкт-Петербурге

Религиозная достопримечательность Санкт-Петербурга располагается на некотором удалении от центра города. До Троицкого собора проще всего добраться на общественном транспорте, доехав до станции метро «Технологический Институт» (синяя ветка; приблизительно 5-7 минут от ст.м. «Невский Проспект»). Выйдя из метро, нужно перейти Московский проспект, пройти один квартал по 1-ой Красноармейской улице до пересечения с Измайловским проспектом, где на горизонте появятся узнаваемые синие купола храма.


Троицко-Измайловский собор изнутри

В будние дни храм открыт для прихожан с 9:00 до 19:00, в воскресные дни и церковные праздники — с 6:00 до 20:00. Расписание богослужений всегда можно уточнить на официальном сайте собора , а задать интересующие вопросы и узнать новости в группе ВКонтакте .

Важно! Фото- и видеосъёмка внутри собора запрещены, зато великолепный вид с улицы можно снимать сколько угодно.

Адрес и телефоны:

198005, Санкт-Петербург, Измайловский проспект, дом 7а (можно посмотреть на карте).

+7;

e-mail

Троице-Измайловский собор является действующим, поэтому посещение бесплатное, согласно режиму работы.

Церковные служители хранят Порт-Артурский образ, написанный после чудесного явления Царицы Небесной российским морякам во время Русско-Японской войны. Это событие стало напоминанием о Троицкой крепости, о том, как она строилась. В этом месте молились офицеры и солдаты лейб-гвардии Измайловского полка.

История Свято-Троицкого собора в 20-м веке

В 1918 году решением советской власти церковный институт был отделен от государства. Правительство делало все, чтобы лишить церковь законных оснований на существование и деятельность. В 1922 году из Троицкого собора было изъято ценное имущество: золотые и серебряные элементы.

Около 80 священнослужителей были осуждены и приговорены к заключению в тюрьме. Одного из них расстреляли. Освободившихся отсылали на службу в церкви дальних территорий.

Позже из собора вынесли флаги и боевые трофеи Измайловского полка, мемориальные доски. Колонна “Воинская Слава” была разрушена, а все оружие, выставляемое в качестве трофеев, украдено.

В 30-е годы приказом правительства расстреляли настоятеля церкви, владыку Амвросия и Митрополита Ленинградского и Гдовского Серафима за агитации против революции. В 1938 году Троицкий собор закрыли.

Во время Великой Отечественной войны в соборе расположили бомбоубежище, по окончании войны здание пришло в окончательное запустение. Его использовали как склад. Впервые собор отреставрировали только в 50-х годах.

В 1994 году тяжелые годы для Троицкого собора закончились с возобновлением церковной общины. В это же время началась масштабная реставрация здания собора. В 1997 году было принято решение ввести традицию всенощных бдений во время Престольного праздника Пресвятой Троицы.

История

Троицкий собор возведен по инициативе Николая I в память о том времени, когда он командовал Измайловским полком. Деньги на строительство поступили лично от императора. Собор заменил собой деревянный храм, с 1754 г. служивший «домашней» церковью измайловцам. В 1824 г. во время большого наводнения старый храм был затоплен и пришел в негодность.

Строительные работы начались в мае 1828 г., в День Святой Троицы и продолжались 7 лет. В процессе возведения создателям собора пришлось решать многие проблемы, связанные как со сложностью грунта, так и с масштабами сооружения. На момент проектирования храм по своим размерам уступал только Исаакиевскому собору и был способен вместить до 3000 человек. Столь масштабное сооружение требовало серьезных инженерных расчетов, с которыми блестяще справились авторы. Правда, не обошлось без ошибок и происшествий.

На стадии строительства появились трещины в колоннах, поддерживавших массивный центральный купол. А сам купол, спустя пару месяцев после того, как с него сняли леса, сорвало сильным ветром. Уже в наше время большой купол снова постигло несчастье — пожар.

Освященный в 1853 г. Измайловский собор до 1930-х годов служил прихожанам — военным и обычным жителям. В 1867 г. здесь состоялось венчание Ф. М. Достоевского, а в 1894 г. в храме отпевали композитора А. Г. Рубинштейна.

© Alex ‘Florstein’ Fedorov

После революции собор лишился всех своих ценностей, которые были экспроприированы на нужды новой власти. Некоторое время в храме продолжались богослужения, но в 1938 г., в день рождения В. Ленина, его закрыли, превратив в неотапливаемый склад. К счастью, власти под напором ученых не решились реализовать первоначальный план по сносу величественного памятника архитектуры или перестройки его в крематорий. Пережив с определенными потерями Великую Отечественную войну, в 1990 г. собор был снова передан верующим Петербурга.

Сразу же после возвращения храма Русской православной церкви в нем начались ремонтно-восстановительные работы, продлившиеся почти три десятилетия — до 2022 г. В ходе реставрации были восстановлены утраченные в советские годы интерьеры и убранство, отремонтированы находившиеся в аварийном состоянии конструкции, осушен затопленный подвал, по которому можно было кататься на лодках. Сегодня Троицкий собор опять является одним из самых впечатляющих храмов Санкт-Петербурга.

История Свято-Троицкого собора лейб-гвардии Измайловского полка в XXI веке

XXI век ознаменовался для собора его возрождением. Проводились крупные работы по реставрации здания, число прихожан увеличивалось. Действующий глава РФ В.В. Путин в 2003 году подарил храму образ Пресвятой Троицы. В это же время приняли решение о начале традиции праздника хорового пения и восстановлен приют для осиротевших детей.

В 2005 году восстановили триумфальную колонну “Воинская Слава” и воссоздали парад 1886 года. Это стало большим праздником как для жизни храма, так и в истории города. Реставрационные работы продолжались.

Пожар в Свято-Троицком соборе в Санкт-Петербурге

Однако уже в 2006 году всему, что было восстановлено, суждено было сгореть в крупном пожаре. 25 августа во время вечерней службы произошло воспламенение строительных конструкций вокруг собора. Загорелся центральный купол церкви, от которого огонь перешел на остальные части здания.

Огонь можно было заметить с расстояния более 20 км. Прихожане начали экстренно эвакуировать иконы и другую утварь. Оконные переплеты стали рушиться внутрь храма. Ни одна пожарная лестница не могла достать до очага пожара, поэтому решено было призвать на помощь несколько вертолетов.

Центральный купол, прослуживший собору 170 лет, сгорел полностью, внутреннее убранство залило водой. Только к утру следующего дня удалось окончательно потушить и разобрать все дымящиеся части сооружения.

Причина пожара осталась невыясненной. Очевидцы говорят, что одновременное возгорание произошло сразу в трех местах строительных лесов. После тушения службы в храме не останавливались ни на день. Сначала они проводились во дворе, но, как только появилась такая возможность, их перенесли внутрь.

Восстановление Свято-Троицкого собора

В первые несколько месяцев были собраны около 6 млн рублей на реставрацию храма. Они включали пожертвования от жителей Санкт-Петербурга, Святейшего Патриарха Алексия II и Папы Бенедикта XVI.

Работы по ремонту начались практически сразу. На зиму купола были укрыты от повреждений, после этого начал разрабатываться проект по их восстановлению. Правительство Санкт-Петербурга взяло на себя полную ответственность за восстановление памятника архитектуры.

Решено было соединить деревянные опоры с железобетонными. 27 мая 2008 года была закончена реставрация малых куполов храма.

Через полгода на главный купол установили реконструированный крест, это радостное событие, собравшее множество прихожан, ознаменовало окончание ремонта в церкви.

Немного позже было восстановлено внутреннее убранство церкви и полностью отреставрирован главный алтарь, который был задействован вскоре на Божественной Литургии, возглавленной Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. В 2012 году восстановили придел Святой Марии Магдалины, в следующем году протоиерей Г. Бартов произвел освящение.

Позже сюда привезли часть от мощей Матрены Московской и ковчеги с другими святынями. 2015 год стал датой 180-летия со дня освящения собора. Спустя год свой 130-летний юбилей отпраздновала колонна “Воинская Слава”, без нее уже нельзя было представить общий ансамбль комплекса.

Камень так и не сменил дерево

В январе 1732 года храм решили сделать каменным, потому что «оная церковь совершенно обветшала <�…> и невозможно свеч зажигать, что всегда от ветру угасают». Свои проекты предложили Пётр Еропкин и Михаил Земцов. Однако до их осуществления дело не дошло, и приготовленные стройматериалы пошли на Зимний дворец. Службы с 1739 года стали идти в Гостином дворе и в Синодальной канцелярии.

Новый проект храма почти сразу же сочинил Иван Бланк, а через два года проект купольного двухэтажного храма подал Земцов. Однако и они не увидели свет: в апреле 1743 года поступил приказ разобрать деревянную постройку и восстановить «ровно такую, какова прежде была».

В июне 1745 года в церкви был освящён придел преподобного Харитона, вскоре перенесённый в церковь Синода, а в мае 1746 года в присутствии Императрицы – главный придел. Часть икон происходила из прежнего иконостаса, часть написали художники.

Описание внутреннего убранства собора

Главными опорными объектами внутри храма являются коринфские колонны. Сверху они отделаны белым мраморным покрытием, чтобы соответствовать общему дизайну собора. Центральный купол отличается своим высоким сводом. Стены и потолки украшены росписью художников Т.А. Медведева и А.И. Травина. Полукруглый иконостас также украшен колоннами.

У собора есть военное прошлое, поэтому его стены украшали трофеи, привезенные с русско-турецкой войны. Сохранились мраморные доски с именами героев, отличившихся в бою. За храмом закрепилось негласное второе название — “Болгарский”. Есть мнение, что его построили на деньги благодарных освобожденных болгарских жителей.

Не так давно собор приобрел новые элементы убранства: образа Святых Петра и Павла и Николая Чудотворца, выполненных в мозаике.

Святыни

Троицкий собор в Санкт-Петербурге хранит старейшую в городе икону: Святой Живоначальной Троицы. Этому образу уже больше 600 лет. Прежде чем попасть в Троицкий собор, образ прошел долгий путь. Во времена советской власти икону поместили в музей в Москве. После её выкупил коллекционер из Америки.

Именно эту икону выкупил и подарил собору Владимир Путин в честь 300-летия города.

В храме на постоянной основе пребывают мощи Матрены Московской, привезенные Патриархом Кириллом. К мощам Петра и Февронии ежедневно приходят пары, желающие сохранить семью, стоят молебен, который проводится над мощами каждый день.

В Троицком соборе в единственном экземпляре находится икона Ксении Блаженной — покровительницы Санкт-Петербурга — написанная с последнего прижизненного портрета святой. Художник изобразил достоверный образ старицы, которого нет ни в одной петербургской церкви.

Здесь есть и две иконы Николая Чудотворца, на одной изображено житие Святого, а на другой — его келейный образ.

Работы колоссальных размеров — лики апостолов Петра и Павла, Пресвятой богородицы с младенцем, Александра Невского — также хранятся в соборе. Они являются точными мозаичными копиями рукописных икон Исаакиевского собора.

В дань прошлому Троицкой церкви по сей день здесь находится икона “Торжество Божьей матери”. Она была создана в честь явления Богородицы российским морякам в Порт-Артуре. Здесь же хранится редкая икона — “Поможение в родах”.

Хранилище реликвий

В 1727 году в собор из упразднённого храма Рождества Богородицы была передана главная святыня Петербурга – чудотворная икона Казанской Божией Матери, которую позже перенесли в новопостроенный храм на Невском.

С 1868 по 1877 год в храме хранилась древняя святыня – Греческая икона Божией Матери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой и привезённая в 1821 году в Россию из разрушенного турками греческого монастыря Монемвасия. В честь иконы служился молебен с водосвятием, собиравший большое количество людей.

Имелись в соборе и другие реликвии: святого Николая, изображённого в кольце, отчего он именовался в народе Николай-обручник; преподобного Нила Столобенского в житии с частицей его мощей; мощевая икона апостола Андрея Первозванного и Новодворской Божией Матери, перед которой служили молебны при вселении в новый дом. В память о коронациях в соборе была устроена особая икона со вделанным в неё крестом-мощевиком.

В храме хранились ценные художественные произведения: пальмовый крест 14 века с Афона с изображением жизни Спасителя, подаренный молдавскому господарю Кантемиру; золочёная серебряная утварь и напрестольное Евангелие в богатом окладе работы Бланкенштейна; ряд старинных образов из московских церквей.

Особое место занимали вещи, сделанные Петром I: небольшой резного мрамора образ Благовещения; паникадило из слоновой кости; коробочка для ладана и бывшее с царём в Азовском походе стрелецкое знамя.

Иконостас в стиле барокко. Фото: encspb.ru

Деятельность собора

Для желающих собор ежегодно организует паломничество на святые места и места памяти. Несколько лет назад прихожане побывали в Израиле, посещали Вифлеем, Назарет и Иордан. Совершаются походы на памятные места в округе Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Одним из главных мероприятий в соборе является воскресная школа для взрослых. Чтецы дают наиболее полные и достоверные знания о таинстве крещения, Священном писании, вере и её основах.

Ежедневно большое количество постоянных слушателей, людей, которые пришли в веру недавно или только хотят креститься, собираются в залах на чтениях. Протоиерей Константин, являющийся постоянным чтецом в воскресной школе, преподает основы православной культуры, таинства и ценность церковных обрядов и историю религии.

На данный момент под началом собора действует приют для сирот Великой княгини Александры Николаевны. Он был основан императором Николаем I после смерти его дочери Александры с младенцем. Изначально это был приют только для девочек, однако теперь он воспитывает всех осиротевших детей.

Для ребят проводятся различные мероприятия, направленные на воспитание в них уважения и любви к Богу, знания веры и богослужений. Волонтеры проводят для детей игры и праздники с угощениями и подарками. Для сирот устраиваются экскурсии и паломничества, прогулки по городским достопримечательностям.

Недавно созданная молодежная община успешно продолжает действовать. Её задача — соединить молодежь во имя любви и веры, общего благого дела. Так как в соборе всё ещё проводятся восстановительные работы, там постоянно необходимо помощь в уборке, подготовке к церковным праздникам и мероприятиям.

Молодежь исполняет и миссионерскую роль в соборе: раздает листовки с молитвами, ведет страницу в интернете, что помогает привлекать в церковь всё больше людей и повышать их образованность в вере.

Интересные факты про собор

Троицкий собор знаменит своими прихожанами, ведь многие примечательные жители Петербурга, так или иначе, были связаны с храмом. Только в Измайловском полку, для которого построен собор, служили отец полководца Суворова, дедушка Н.В. Гоголя и другие представители известных и крупнейших на тот момент дворянских семей.

  • В 1867 году в Троицком соборе прошло венчание Федора Михайловича Достоевского и Анны Сниткиной. Собор приятно впечатлил писателя, поэтому он принял решение провести знаменательное событие своей жизни именно здесь. Позднее после венчания муж и жена сняли квартиру в непосредственной близости от Троицкого собора, это последнее жилье писателя сохранилось и открыто для посетителей, в отличие от первых квартир Достоевского рядом с Измайловским собором.

  • Еще одно венчание, ознаменовавшееся присутствием петербургской знаменитости, это венчание сестры А.С. Пушкина — Ольги. Поэт выступал в роли “посаженного отца”, так как родители девушки были против брака. Посаженной матерью стала одна из любимых женщин поэта — Анна Керн. Семья Пушкиных имела долгую историю связи с Измайловским полком, поэтому затруднений в выборе места для венчания не было. К тому же, церковь дала согласие на проведение мероприятия в довольно позднее время: было уже за полночь. Однако на момент венчания каменного собора еще не было, поэтому таинство проводили в деревянной церкви.
  • Г. Державин также был постоянным прихожанином собора. Сразу после его кончины его супруга сделала пожертвование в размере 3 тыс. руб. Имя поэта осталось в списке вечного поминовения, ведь деньги по тем временам были очень большие. Стоит отметить, что особняк семьи Державиных располагался также недалеко от Троицкого собора.

Троицкий собор прошел долгий и полный событиями путь в истории, с взлетами и падениями, однако он по-прежнему остается знаменательным явлением для Санкт-Петербурга и его жителей.

Оформление статьи: Мила Фридан

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]