Мiръ
Россия Санкт-Петербург Собор Владимирской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург) Идёт загрузка карты…
{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:59.92818100000000214322426472790539264678955078125,»lon»:30.34809489999999954079612507484853267669677734375,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B_%D0%91%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8_(%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3)\» title=\»\u0421\u043e\u0431\u043e\u0440 \u0412\u043b\u0430\u0434\u0438\u043c\u0438\u0440\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0438\u043a\u043e\u043d\u044b \u0411\u043e\u0436\u0438\u0435\u0439 \u041c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438 (\u0421\u0430\u043d\u043a\u0442-\u041f\u0435\u0442\u0435\u0440\u0431\u0443\u0440\u0433)\»\u003E\u0421\u043e\u0431\u043e\u0440 \u0412\u043b\u0430\u0434\u0438\u043c\u0438\u0440\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0438\u043a\u043e\u043d\u044b \u0411\u043e\u0436\u0438\u0435\u0439 \u041c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438 (\u0421\u0430\u043d\u043a\u0442-\u041f\u0435\u0442\u0435\u0440\u0431\u0443\u0440\u0433)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: »’\u0421\u043e\u0431\u043e\u0440 \u0412\u043b\u0430\u0434\u0438\u043c\u0438\u0440\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0438\u043a\u043e\u043d\u044b \u0411\u043e\u0436\u0438\u0435\u0439 \u041c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438»’ \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0435\u043d \u0432 1761-1769 \u0433\u043e\u0434\u0430\u0445, \u0440\u0430\u0441\u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d \u0432 \u0441\u0430\u043c\u043e\u043c \u0446\u0435\u043d\u0442\u0440\u0435 \u041f\u0435\u0442\u0435\u0440\u0431\u0443\u0440\u0433\u0430",»title»:»\u0421\u043e\u0431\u043e\u0440 \u0412\u043b\u0430\u0434\u0438\u043c\u0438\u0440\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0438\u043a\u043e\u043d\u044b \u0411\u043e\u0436\u0438\u0435\u0439 \u041c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438 (\u0421\u0430\u043d\u043a\u0442-\u041f\u0435\u0442\u0435\u0440\u0431\u0443\u0440\u0433)»,»link»:»»,»lat»:59.92818100000000214322426472790539264678955078125,»lon»:30.34809489999999954079612507484853267669677734375,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}
59.928154; 30.348468
Россия, Санкт-Петербург, Владимирский проспект, 20
Санкт-Петербург
Россия
Телефон.:
+7 (812) 312-19-38
E-mail:
Собор Владимирской иконы Божией Матери
построен в 1761-1769 годах, расположен в самом центре Петербурга. От Владимирской церкви происходят наименования Владимирского проспекта и Владимирской площади. Храм принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви, входит в Центральный благочиннический округ.
Возникновение церкви
История собора началась в XVIII веке. После основания Санкт-Петербурга за рекой Фонтанкой поселилась прислуга и мастеровые люди Императорского двора. Место их поселения назвали Дворцовой слободой.
В 1746 году в доме служащего Дворцовой канцелярии Фёдора Якимова устроили молельный храм с полотняным походным иконостасом, куда приходили живущие в округе горожане. Вскоре на Торговой площади построили небольшую деревянную церквушку, которая быстро обветшала.
Тогда жители обратились с просьбой к императрице Елизавете Петровне о постройке нового здания. Сбором средств на новую церковь с прихожан и меценатов руководил настоятель Иоанн Кириков.
В 1761 году в Дворцовой слободе началось долгожданное строительство по проекту архитектора Пьетро Трезини. Нижнюю церковь открыли в 1769 году, верхнюю – в 1783. К освящению каменного храма императрица Екатерина II пожаловала приходу напрестольное Евангелие, напечатанное в 1744 году.
История[[править]h2>
Собор Владимирской иконы Божией Матери принадлежит к архитектурным памятникам 2-ой половины ХVIII века. Главный Престол его верхнего храма освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери, неусыпной и милосердной Заступницы Земли Русской. Собор Владимирской иконы Божией Матери как бы находится под ее благодатью, сохранившей храм для возрождения в наше время.
Как и многие петербургские храмы, нынешний собор Владимирской иконы Божией Матери возник на месте своей деревянной предшественницы. Церковь Во имя Божией Матери, Владимирской иконы, была построена в так называемых Дворцовых или Придворных слободах, находившихся позади Фонтанки, в районе современных Владимирского и Загородного проспектов. Своё основание она получила в 1746 году в доме Ф. Якимова, где был установлен походный иконостас. Приход первого деревянного пятикупольного храма, построенного из купленного в 1747 году деревянного здания церкви преподобного Сергия стараниями обер-гофмаршала императорского двора Д. А. Шепелева и комиссара ведомства главной дворцовой канцелярии Ф. Якимова, составили чины придворного ведомства, расквартированные в этой части города. Именно деревянная Владимирская церковь стала первой, возведённой после исторического «изоустного указа» императрицы Елизаветы Петровны, данного барону И. А. Черкасову, управляющему Кабинетом Ее императорского величества, о строительстве храмов о пяти главах «таким подобием, как в Москве, на Успенском Соборе».
Заложенная и освященная в 1747 году деревянная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери известном смысле стала прототипом для последующего церковного строительства в северной столице.
25 августа 1748 года в новой деревянной церкви архиепископом Феодосием был освящен престол во имя Владимирской Божией Матери. На следующий день после освящения в храмовый праздник на Литургии в новоосвященной церкви присутствовала императрица Елизавета Петровна, пожертвовавшая в пользу храма 300 рублей. Через год в трапезе церкви был устроен еще одни престол во имя преподобного Иоанна Дамаскина, тезоименитым которому был начальник придворных слобод, упомянутый выше управляющий Кабинетом Ее императорского величества, барон И. А. Черкасов, также пожертвовавший свои средства на строительство церкви
В 1756 году Елизавета Петровна, уступив просьбам прихожан, разрешила обывателям придворных слобод собирать деньги на строительство каменного храма. Большую роль в этом деле сыграл иерей Владимирской церкви Иоанн Кириков, которого многие годы спустя старожилы назовут даже строителем каменного храма. Отец Иоанн Кириков был основным добытчиком средств, не раз отправлявшимся и в Новгород и в Москву со специальными книжками для сбора пожертвований на строительство храма.
Планы и чертежи новой церкви были готовы уже в 1759 году, но к закладке фундамента приступили только 20 августа 1761 года. Через 8 лет закончили строительство первого этажа каменного храма с тремя престолами. Средний престол во имя преподобного Иоанна Дамаскина в нижнем этаже храма был освящен 8 ноября 1768 года архиепископом Гавриилом Кременецким; в следующем году тем же преосвященным освящены были и оба боковых престола,— на южной стороне во имя св. священномученика Харлампия (22 февраля), а на северной — но имя св. пророка Илии (30 июня). Церковь в верхнем этаже с престолом во имя Владимирской Божьей Матери окончательно устроена в 1783 году и была освящена митрополитом Гавриилом 9 апреля 1783 года. В том же году по проекту архитектора Д. Кваренги было закончено строительство отдельно стоящей трёхъярусной колокольни. Архивные документы не сохранили имя архитектора—автора проекта каменного храма. Преданием первоначальный проект приписывается знаменитому архитектору Б. Ф. Растрелли. Создание окончательного архитектурного образа церкви связано с именами архитекторов XIX столетня—А. И. Мельникова, А. Гольма, А. И. Руско.
По своей архитектуре Собор Владимирской иконы Божией Матери представляет двухъярусное крестово-купольное, четырехстопное, пятиглавое, двухэтажное здание, с тремя притворами и апсидой. Основной объем собора имеет в плане форму квадрата со срезанными углами. С запада к основному объему примыкает помещение трапезной и притвор с лестницами. Ведущими на второй этаж. Купола храма покоятся на высоких круглых барабанах, увенчанных луковицами. Средний барабан увенчан куполом колокообразной формы. Наружное убранство храма выполнено в стиле барокко. Фасады декорированы коринфскими колоннами, оконные проемы оформлены лепным декором, а северный и южный фасады — разорванными лучковыми арками. На северо-западном и юго-западном углах участка расположены каменные часовни, так же выполненные в стиле барокко. К северу от здания собора находится колокольня, фасады которой решены в стиле классицизма. Колокольня завершена куполом с фонарем. Отметка звонницы — 40,5 м, основания креста — 64,1 метра от поверхности земли.
Собор и колокольня играют большую градостроительную роль. Монументальное по своим размерам здание Собора Владимирской иконы Божией Матери замыкает перспективу Загородного проспекта и поныне сохраняет значение архитектурной доминанты района Владимирской площади.
Интерьер Верхнего храма определяют массивные пилоны, лепной декор в основании купола, барельефы евангелистов в парусах, принадлежащих по мнению специалистов одним из ведущих скульпторов того времени. Нижний часть храм приземист с пониженным сводчатым покрытием и массивными полонами освещается окнами боковых кораблей. Интерьер нижней части храма, включая иконостасы трех престолов, не сохранился.
Главным убранством верхнего храма является иконостас основного престола во имя Владимирской иконы Божией Матери, чудесным образом дошедший до наших дней из глубины XVIII столетия и принадлежит к уникальным произведениям церковного искусства, сохранившееся число которых ныне не превышает и нескольких десятков по всей России. Памятник архитектуры, иконописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, созданный в середине XVIII века по проекту гениального Б. Ф. Растрелли лучшими мастерами елизаветинской эпохи, иконостас в главных своих деталях сохранился в первозданном виде в отличие от многих других иконостасов этого зодчего, утраченных и восстановленных заново в первой половине XIX столетия. Иконостас Собора Владимирской иконы Божией Матери представляет собой образец произведения подлинно петербургского барочного стиля. Иконостас украшен иконами с лицевой и с внутренней алтарной стороны. Лицевой, развёрнутый в приходскую часть храма иконостас вероятно поступил в собор из так называемой Кабинетной церкви Аничкова дворца после её закрытия в 1809 или 1810 гг.
В 1868 году в северной стороне верхнего храма был устроен новый престол во имя Божией Матери Всех скорбящих Радости. В 1872 году в южной стороне верхнего собора был устроен ещё один престол — во имя святых великомучениц Веры, Надежды Любови и матери их Софии. Этот престол был сооружен на средства, пожертвованные собору потомственным почётным гражданином И. П. Лесниковым и освящен высокопреосвященным митрополитом Исидором. После этого Собор Владимирской церковь стала шестипрестольной.
Храм был закрыт в 1930 году и его помещения были отданы под книжные фонды Государственной Публичной Библиотеки для размещения в нем ее филиала — Антирелигиозной библиотеки, а затем еще и строительному тресту. После войны устоявший в блокаду храм вновь передали под хранилище книг Библиотеки Академии Наук, а в 1947 году Ленпромкомбинату Физкультпромснаба под трикотажное производство.
В августе 1989 года после 60-летнего отчуждения и запустения Собор Владимирской иконы Божией Матери решением Ленгорисполкома был передан ленинградской Епархии. Способствовали возвращению собора и видные светские петербуржцы—учёный, историк и писатель, русский патриот Л. Н. Гумилев и Пoчетный гражданин Санкт-Петербурга Д. С. Лихачев, один из предков которого был старостой храма.
7 апреля 1990 года, на Благовещение, было совершено освящение храма Митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (патриархом Московским и Всея Руси (Ридигером), который стал настоятелем Собора Владимирской иконы Божией Матери. Тогда же ключарем храма был назначен кандидат богословия, митрофорный протоиерей отец Владимир Фоменко. Продолжая установленную традицию последующими настоятелем храма был Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). С 1996 года по настоящее настоятелем является Его Преосвященство Преосвященнейший Владыко Владимир (Котляров) Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Приходской штат духовенства, состоит из пяти священников, трех диаконов и одного псаломщика.
С августа 1991 года и по настоящее время председателем приходского совета является Иван Сергеевич Раевский. За этот период были выполнены работы; установка на купола собора и часовен 8 позолоченных крестов, отреставрирован верхний храм. Покрыты медными листами главные купола собора, а так же купол колокольни, купола двух часовен с реставрацией их фасадов. Обновлен интерьер верхнего храма Владимирской иконы Божией Матери. Архимандритом Симоном освящен правый придел в честь святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Престолы собора
Собор включает в себя нижнюю – холодную церковь и верхнюю – тёплую. В соборе шесть престолов. Нижняя церковь освящена в честь настоятеля Валаамской обители Иоанна Дамаскина, верхняя церковь посвящена Владимирской иконе Божьей Матери.
Остальные престолы освящены в честь пророка Илии, святого мученика Харлампия, иконы «Всех скорбящих радость», святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Икона Богородицы
Одна из главных святынь храма – список со знаменитого образа Божией Матери Владимирская.
В нашу страну эта икона попала из Византии. В XII веке греческий митрополит Михаил из Константинополя приехал в Киев и подарил ее сыну Владимира Мономаха — князю Мстиславу Владимировичу. Чтимый образ поместили в Богородичную обитель в Вышгороде, которая находилась неподалеку от Киева.
В 1155 году сын Юрия Долгорукого – Андрей перевез икону к себе в Боголюбово, а потом — в древний Успенский собор во Владимире. Так старинная икона получила свое имя — «Владимирская».
Колокольня Владимирского собора
Во время царствования Василия I на Русь напали войска Тамерлана. Чтобы спасти святыню, ее спешно перевезли в Москву. В том месте, где произошла встреча москвичей с иконой или, как тогда говорили, «сретение», был основан Сретенский монастырь. По неизвестным причинам воинственный Тамерлан отказался от захвата Москвы и, дойдя до Ельца, повернул обратно.
Москвичи расценили чудесное спасение, как заступничество Матери Христа, и икона превратилась в одну из главных православных святынь. В 1930 году оригинал передали в Третьяковскую галерею. Сегодня чтимый образ выставлен в храме-музее Николая Чудотворца в Толмачах, который имеет статус домовой церкви при художественной галерее.
Чудотворная Владимирская икона Божьей Матери
Собор назван именем чудотворной иконы Божьей Матери, которую привезли в Петербург в 1763 году.
Интересно! По церковному преданию, Владимирскую икону написал святой апостол Лука.
Евангелист запечатлел картину, увиденную за обеденным столом, за которым маленький Иисус Христос со своею Пречистой Матерью и праведным Иосифом принимали трапезу. Заботливые руки матери нежно обнимают сына, который с нежностью прижимается к ней. На лице Марии – скорбь.
На доске из стола Лука изобразил увиденное. Когда художник принёс икону Богородице, Мария изрекла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Родившегося от Мене и Моя с сей иконой да будет».
Икона побывала в Иерусалиме, Константинополе. В начале VII века икону доставили из Константинополя в Киев в подарок великому князю Юрию Долгорукому от патриарха Луки Хризоверга.
Князь Андрей, сын Юрия Долгорукого, поехал с юга России в Ростовскую область и взял чудотворный образ с собой. Во время молитвы перед иконой, он получил указание от Богородицы оставить образ во Владимире. С тех пор икона носит имя – Владимирская. В городе заложили для неё храм Успения.
Затем промыслом Божиим святой образ перевезли в Москву, которая нуждалась в покровительстве Божьей Матери. Со временем появления чудотворной иконы произошло немало удивительных событий, связанных с ней:
- В конце XIV века Богородица защитила Русь от хана Тамерлана;
- В середине XV века икона спасла столицу от нападения татар;
- В конце XV века не состоялся бой с монголо-татарами: русские воины вышли навстречу врагу, неся в первом ряду икону Спасительницы, и враг сразу отступил.
История Князь-Владимирского собора
Историю храма принято отсчитывать с момента закладки в 1708 г. деревянной церкви св. Николы на Мокруше. Мокрушей назывался низинный, периодически затопляемый район первых городских кварталов Петербурга, расположенных к западу от Петропавловской крепости. В 1717 г. церковь св. Николы сменил мазанковый храм, имевший три престола, главный из которых был освящен в честь Успения Богородицы, а боковые приделы — получили имена Никольский и Предтеченский. В 1719—1724 гг. в соборе молился Петр Великий. В 1740 г. по указу Анны Иоановны на замену деревянному Успенскому собору начали закладку нового, каменного храма. Однако, дворцовые перевороты и другие исторические события помешали строительству. Только в 1765 г. во времена Екатерины Великой вновь вернулись к незавершенному проекту.
По новому замыслу, храм должен был стать пятиглавым, в подражание Успенскому собору Московского Кремля. Первоначальный вариант был одноглавым, таким же как в соседний собор Петропавловской крепости. Выбор пал на проект итальянского архитектора Антонио Ринальди, который взялся достраивать храм и завершил черновое строительство к 1772 г.
© Monoklon
Сройка снова прервалась на несколько лет, и заканчивал возведение церкви и ее отделку архитектор И. Е. Старов. 1 октября 1789 г. собор был освящен под новым именем — вместо Успенского, он получил имя Князь-Владимирского. Причиной такого изменения стали важные исторические победы на южных рубежах Российской империи. Именно в это время в составе Российской империи появляется Таврическая губерния на месте Крымского ханства, а в Петербурге архитектор И. Е. Старов строит Таврический дворец.
Успешные военные действия в Причерноморье и в Крыму оживили историческую память о князе Владимире, принявшем христианство и породнившемся с Византийским монаршим домом. Исторические параллели с деяниями князя Владимира создали символическую ауру преемственности отечественной истории. В эти же годы императрицей был учрежден орден Святого равноапостольного князя Владимира четырех степеней.
© Екатерина Борисова
Формирование архитектурного ансамбля собора
Архитектурный ансамбль Владимирской церкви сложился к середине XIX века. В 1791 году талантливый зодчий Джакомо Кваренги построил трёхъярусную колокольню. В 1830 году русский архитектор Авраам Мельников соорудил притвор, позднее к зданию колокольни добавили четвёртый ярус. На церковной территории оборудовали две часовни и каменную ограду.
Новая церковь, выполненная в стиле перехода от барокко к классицизму, по велению Елизаветы Петровны строилась пятиглавой. В плане – это квадрат со срезанными углами. Здание церкви сливается с 67-метровой колокольней, которая завершается округлым куполом с фонарём.
Двухэтажное здание построено в строгом классически сдержанном стиле, а фасады и колокольня украшают пышные элементы барокко: лепной декор, колонны, лучковые арки множество скульптур на фасадах.
Каменные часовни украшены куполами и фигурными башенками неодинаковой величины. Высокие барабаны собора венчают изящные главки-луковки.
На центральном барабане – высокий колоколообразный купол, украшенный изящной главкой. В барабанах – круглые окна, центральный барабан прорезан треугольными сандриками – карнизами над оконными проёмами.
Над трапезной и алтарной частью здания – небольшие главки, так что получилась архитектурная симфония главок и крестов.
Описание
Верхнюю церковь храма освятили в 1783 году во имя иконы Владимирской Богоматери. К сожалению, настоятель церкви отец Иоанн не дожил до этого долгожданного дня: его зверски убили грабители. Его похоронили в ограде обители и на могиле установили памятник из мрамора.
Владимирская церковь (Санкт-Петербург) – это двухэтажное пятиглавое строение с крестами на куполах, апсидой и тремя притворами. Здание построено в стиле барокко и представляет собой в разрезе квадрат с усеченными углами. Специалисты считают, что Владимирский собор имеет особое архитектурное предназначение. На фоне соседних строений он выглядит необыкновенно величественно. Храм является апогеем и главным зданием площади, на которую выходит Владимирский проспект.
Его желтые стены, заканчивающиеся черными куполами, создают удивительный образ, словно пришедший с давних времен. Многие говорят, что Владимирский собор несет особую энергетику. Рассказывают, что люди, прикасаясь к его стенам, словно получают силу.
Интерьер
Во внутреннем убранстве господствует строгость и простота. На сводах главного купола – скульптуры четырёх евангелистов. Стены украшают пилястры и копии картин на библейские сюжеты Рафаэля и Паоло Веронезе, фресок в храме нет.
В начале XIX века в храм был пожертвован ковчег с частицами мощей 150 святых угодников. Старинное паникадило позолоченной бронзы с хрустальными «слёзками» – подарок Елизаветы Петровны.
Архитектурные особенности
Возведенная в традициях барокко, Владимирская церковь (Санкт-Петербург) декорирована пышными наличниками окон и колоннами. Купола собора на высоких цилиндрических барабанах великолепно смотрятся по пропорциям и красоте силуэтов. Композиция усложняется выступами на южной и северной сторонах. Пятиглавие, в котором построена Владимирская церковь (Санкт-Петербург), сделано особенно удачно: высокие барабаны словно уносятся ввысь за изящными луковичными главками. Их поверхности украшены широко парными пилястрами и высокими окнами, имеющими полуциркульное завершение.
Иконостас
Трехъярусный вызолоченный иконостас с богатой резьбой создали русские мастера по рисункам Бартоломео Растрелли. Образец школы барокко, он с обеих сторон – приходской и алтарной – украшен
Ярусы с 24 иконами разделены карнизами, которые поддерживаются колоннами. Над Царскими вратами – иконы «Воскресение Господне» и «Коронование Божьей Матери». В Праздничном Ряду – «Сретенье Господне», «Моление о чаше», « Поклонение волхвов», «Восшествие Святого Духа на апостолов».
Образы в иконостасе размещены неслучайно. Здесь иконы небесных покровителей семьи Елизаветы Петровны, в царствование которой началось устроение храма.
Украшение Владимирской иконы Божьей Матери
В соборе Санкт-Петербурга – копия чудотворной иконы Божьей Матери Владимирская, которую почитают не менее оригинала. В память о чудесных заступничествах Божьей Матери церковь установила дни празднества 21 мая, 23 июня и 26 августа.
Икона украшена серебряною вызолоченною ризою, унизанною жемчугом и драгоценными камнями. Венец – из восточного хрусталя, корона на венце – из разноцветных камней, между ними сияют алмазы, яхонты, изумруды, сапфиры и топаз. В середине короны – небольшой образ Божьей Матери на финифти (украшение эмалью).
На полях образа – на финифти – 4 овальных изображения: Рождество Богоматери, Введение в храм, Благовещение и Успение. Сверху и снизу – изображение памятных событий, относящихся к иконе. С боков изображены святители: Пётр, Иона, Алексий и святой блаженный князь Александр Невский. Изображения покрыты серебром чеканной работы.
Общая информация: адрес
Трудно, приехав в Северную столицу на два-три дня, увидеть все те памятники архитектуры, которыми она славится. Большинство из них находится в центре города. Не является исключением и Владимирская церковь (Санкт-Петербург). Адрес этого храма известен каждому коренному жителю города. Сюда часто приходят туристы. И это не удивительно. Ведь многие из них здесь венчались, крестили своих детей и заказывали соборование своих близких. Адрес храма: Владимирский проспект, строение 20.
Собор стоит на одной из центральных площадей города, рядом с одноименной станцией метро. Ориентиром для него может служить памятник Достоевскому и дом-музей этого великого классика. Владимирский собор был выстроен в честь иконы Божией Матери, которая считалась защитницей русской земли.
Многие богословы считают, что именно благодаря ее покровительству храм сохранился невредимым до сегодняшнего дня. В настоящее время здесь проходят не только богослужения, но и таинства венчания и крещения. Владимирская церковь (Санкт-Петербург), соборование в котором проходят по вторникам и четвергам во время Великого поста, уже давно является местом, куда люди приходят за помощью к Богоматери.
Церковный сад
За оградой собора был церковный сад, который устроители использовали для религиозного назидания. В саду – четырёхколонные беседки, на каждой – золочёный купол с фигурой евангелиста.
Беседка украшена так, что отражает основные этапы земной жизни Спасителя: Распятие, Снятие с креста, явление воскресшего Спасителя Марии Магдалине, путешествие в Эммаус.
Беседки объединяет бронзовый золочёный купол. Между беседками воздвигнута пещера, в куполе которой храм, окружённый облаками и золотыми лучами.
Святыни
Основная ценность храма — иконостас верхнего престола. Он входит в десятку уникальных творений церковного искусства. Проект иконостаса разрабатывал сам Растрелли. В жизнь его воплотили лучшие мастера елизаветинской эпохи.
Но самое главное, чем действительно гордится Владимирская церковь (Санкт- Петербург), – иконы. На первом месте сам образ Божией Матери, попавший в Россию в начале двенадцатого века из Византии. Ее автор — евангелист Лука, запечатлевший Марию с мужем и маленьким Христом за принятием трапезы.
Если смотреть на икону с обратной стороны, то можно увидеть изображение престола и орудия страстей.
Еще одна святыня собора – «Нерукотворный спас». Это икона с изображением Спасителя славится тем, что, по легенде, придает силы для преодоления трудностей, помогает побороть недуги и дает подсказки в решении проблем. Именно этой чудотворным образом славится Владимирская церковь (Санкт-Петербург).
Знаменитые прихожане храма
С приходом Владимирской церкви связана история жизни А.С. Пушкина. Неподалёку от Владимирской площади жили родители поэта: Сергей Львович и Надежда Осиповна. Сын, приезжая в гости, приходил на службу в собор.
В 1828 году здесь отпевали няню Пушкина – горячо любимую Арину Родионовну. В 1831 году священники храма отпели близкого друга Пушкина – барона Антона Дельвига. Поэт и издатель умер в возрасте 32 лет от тифа.
Известный прихожанин церкви – Фёдор Михайлович Достоевский, который жил рядом в Кузнечном переулке. Здесь молились поэт Николай Алексеевич Некрасов, писатель Александр Иванович Куприн, композитор Римский-Корсаков.
В имперское время церковь была богатейшей в столице. Сюда приходили горожане для поклонения трем великим святыням:
- Владимирской иконе Божьей Матери;
- Образу «Нерукотворный Спас»;
- Иконе Серафима Саровского с частицами его мощей.
Расписание богослужений[[править]h2>
в соборе богослужения совершается ежедневно.
В 9:00 – Литургия. По воскресеньям и двунадесятым праздникам совершается две Литургии, в 7:00 и в 10:00. Исповедь начинается за полчаса до начала Литургии.
В 18:00 – вснощное бдение.
На вечерней службе поются акафисты:
В понедельник акафист прп. Серафиму, Саровскому чудотворцу;
в четверг — акафист свт. Николаю, Мир Ликийских чудотворцу;
в воскресенье — акафист Иисусу Христу и Пресвятой Богородице (поочередно).
Расписание богослужений регулярно обновляется на сайте храма.
Жизнь церкви после революции
После революции владимирский храм закрыли для верующих. Добротное здание осталось целым. Чтобы золотые купола не бросались в глаза, их закрасили чёрной краской. Внутри храма устроили антирелигиозный отдел Публичной библиотеки.
Интресно! В 1933 году колокола сбросили и разбили. Иконостас и росписи первого этажа разрушили.
В 1941 году храм планировали снести. Из пострадавшего во время войны здания вывезли библиотеку и устроили трикотажную фабрику, завезли станки. С 1950-1990 годы в церкви работала городская станция «Скорая помощь». На месте церковного сада была стоянка для машин.
В год 1000-летия Крещения Руси церковь вернули верующим. Постепенно с помощью прихожан храму вернули былое благолепие.
Часы работы
Храм является одним из самых излюбленных верующими культурных пространств, где организуется много разноплановых мероприятий. При церкви функционирует воскресная школа. Для туристов Владимирский собор представляет интерес и как образец зодчества своей эпохи, и как памятник национальной культуры, и как один из пунктов экскурсионной программы по Санкт-Петербургу. Кроме того, церковь является центром духовной жизни, местом, где собираются верующие. График работы храма следующий: с понедельника до субботы он открыт с восьми часов утра до девяти вечера. В воскресенье собор распахивает свои двери на час раньше.
Богослужение в церкви совершается каждый день. В девять утра совершается Божественная Литургия, по воскресеньям – в семь и десять часов. Исповедь свершается за полчаса до ее начала, а в конце – святое причастие.
Не только верующие, но и горожане приходят сюда. По большим праздникам с большим трудом вмещает людей Владимирская церковь (Санкт-Петербург). Часы Пасхи (святить куличи приходит много горожан) читаются вместо утренней и вечерней молитвы на протяжении Седьмой седмицы.
Приходская жизнь Владимирской церкви
Сегодня старинный храм отреставрировали, купола сияют позолотой. При храме работает воскресная школа, цель которой – возродить утраченные семейные традиции и приобщить детей к православной культуре. Здесь выросло в духе почитания святыни не одно поколение детей.
Всемирно известен детский хор храма, где прививают детям любовь к церковному пению. С 2000 года здесь создана школа звонарей для детей и взрослых. Приход Владимирской церкви занимается благотворительностью: собирают посылки с православной литературой, медикаментами и одеждой для мест заключения, оказывают поддержку больным одиноким людям и детям-сиротам.
При храме работает библиотека и социальная служба, кружки для взрослых и детей. Ежедневно благотворители раздают горячую пищу нуждающимся. При участии прихода Владимирской церкви близ храма в 1997 году установлен памятник Ф.М. Достоевскому. В соборе непрерывно ведутся восстановительные работы.
Современное состояние
Владимирская церковь в Санкт-Петербурге после реставрации предстала в своём первозданном виде. Куполам вернули позолоту. Во время работ были восстановлены оба этажа церкви. Первым сделали верхний зал. Его интерьер почти полностью восстановлен. Здесь сохранились первоначальные иконостасы: 2 из них относятся к XVIII в. и два к XIX в.
В 2022 г. для прихожан открыли нижний храм. В нижнем этаже первоначальный вид восстановить не удалось. Многие иконы, в том числе иконостасы, были утрачены.
Сейчас здесь делают новый иконостас, который будет выстроен в духе того времени. Для этого используют рисунки с шедевра Ф. Растрелли. В 2015 г. на колокольню подняли новый колокол, названный «Владыка». Сегодня Владимирская церковь живёт насыщенной жизнью.
На его базе функционируют:
- школа звонарей, где обучают мастерскому исполнению колокольного звона;
- детская воскресная школа «Логос»;
- клуб православной молодёжи, члены которого организуют праздничные и массовые мероприятия;
- библиотека;
- издательство, выпускающее приходскую газету (сейчас электронную версию).
Актив церкви ведёт благотворительную работу:
- оказывают материальную и духовную помощь больным;
- предлагают юридические услуги;
- помогают обездоленным: раздают горячие обеды.
Владимирская церковь организовала детский хор, который славится не только в Санкт-Петербурге, но и во всей стране, а также за пределами России.
Внутреннее убранство
На сводах главного купола сохранились скульптуры четырех Евангелистов. На втором этаже можно увидеть редкий по красоте резной иконостас, который попал в храм в 1808 году.
Это произведение искусства было создано российскими мастерами по рисунку знаменитого зодчего Франческо Бартоломео Растрелли для Аничкова дворца. Примечательно, что подобных памятников петровского барокко в нашей стране осталось не более десятка.
Вид на Владимирскую икону Божией Матери над входом в собор
Как добраться
Храмовый комплекс стоит на Владимирской площади, в Центральном районе города. Собор занимает территорию между Владимирским проспектом, Колокольной улицей и Кузнечным переулком. Неподалеку находятся выходы из станций метро «Владимирская» и «Достоевская». До храма легко дойти пешком от станций метро «Площадь Восстания» и «Маяковская».
Рейтинг достопримечательности
Рейтинг 5.00 [1[1 Голос]p>
← СОБОРЫ И ХРАМЫ | САНКТ-ПЕТЕРБУРГ → |