Рождества Пресвятой Богородицы Молченский женский монастырь

Мiръ

Украина Сумская область Путивль Рождества Пресвятой Богородицы Молченский женский монастырь Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:51.32547600000000187492332770489156246185302734375,»lon»:33.8754330000000010159055818803608417510986328125,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D1%8B_%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C\» title=\»\u0420\u043e\u0436\u0434\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u041f\u0440\u0435\u0441\u0432\u044f\u0442\u043e\u0439 \u0411\u043e\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0438\u0446\u044b \u041c\u043e\u043b\u0447\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\»\u003E\u0420\u043e\u0436\u0434\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u041f\u0440\u0435\u0441\u0432\u044f\u0442\u043e\u0439 \u0411\u043e\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0438\u0446\u044b \u041c\u043e\u043b\u0447\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E»,»title»:»\u0420\u043e\u0436\u0434\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u041f\u0440\u0435\u0441\u0432\u044f\u0442\u043e\u0439 \u0411\u043e\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0438\u0446\u044b \u041c\u043e\u043b\u0447\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c»,»link»:»»,»lat»:51.32547600000000187492332770489156246185302734375,»lon»:33.8754330000000010159055818803608417510986328125,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

51.325476; 33.875433

Украина, Сумская область, Конотопский район, Путивль, Сеймская улица, 1

Путивль,Сумская область

Украина

Телефон:

(0544) 25-50-49,

Телефон:

+38 (05442) 5-21-23,, (099) 071-17-51

Рождества Богородицы Молченский Печерский монастырь

— женский монастырь Конотопской епархии Украинской Православной Церкви. Находится в городе Путивль.

История[править]

В конце XVI века в Путивле на месте древнерусского деревянного острога была построена каменная цитадель. Называлась она Кремлем и была шестиугольной в плане, с круглыми угловыми башнями и квадратной надвратной.

Относительно невысокие стены имели три яруса бойниц. Французский путешественник Жак Маржерет, побыв в Путивле, писал: «В России замки и крепости деревянные, исключая Москвы, Смоленска, Иван-Города, Тулы, Казани, Астрахани и Путивля…»

Зная о надежности путивльской крепости, здесь, как известно, в 1592 году обосновались монахи загородной Молченской пустыни (ныне Софрониевский монастырь). Они возвели посреди крепостного двора каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, а вскоре прибрали к рукам всю крепость, превратив ее в монастырь. В случае нападения неприятеля монахи были обязаны защищать монастырь-крепость.

История Молченского монастыря тесно связана с таким известным периодом в отечественной истории как «смутное время».

В 1598 году после кончины царя Федора Ивановича прекратилась династия Рюриковичей; на престол взошел Борис Годунов. В народе ходили упорные слухи, будто бы законного наследника — царевича Дмитрия (сына Ивана Грозного) — в 1591 году убили в Угличе по приказу Годунова.

Воспользовавшись острой политической ситуацией, монах московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев бежал в Польшу, где стал выдавать себя за царевича Дмитрия, якобы чудесно спасшегося от расправы. Польские феодалы решили использовать «Лжедмитрия» в своих целях. Они снарядили большое войско для похода на Москву, надеясь присоединить к своим владениям русские и украинские земли. В частности, Путивльские земли самозванец обещал отдать своему покровителю и тестю — сандомирскому воеводе Юрию Мнишеку.

В битве под Добрыничами (1604 г.) войско Бориса Годунова нанесло поражение Лжедмитрию, и тот вынужден был отойти к Путивлю и укрепиться там. Путивль и многие города Северской земли перешли на сторону самозванца. Причину такого успеха «расстриги» историк Н.М.Карамзин объясняет тем, что здесь еще «жил старый дух литовский. Там было скопище злодеев, беглецов, слуг опалых, они, естественно, ожидали мятежа, как счастья». Эта мысль подтверждается и высказыванием голландского купца Исаака Массы, который называл Путивль» главой и зачинщиком всех мятежных городов».

Резиденцией Лжедмитрия в Путивле стала каменная крепость, а точнее -собор Рождества Пресвятой Богородицы Молченского монастыря. Комната самозванца, «потаенная восьмигранная палата», располагалась в верхнем ярусе главной башни собора.

Четыре месяца, находясь в Молченском монастыре, он рассылал «прелестные письма», в которых извещал народ о своем «чудесном спасении» и призывал на борьбу с Борисом Годуновым.

Собрав в Путивле и его окрестностях новое войско (40 тысяч человек), самозванец в 1605 году двинулся на Москву. В это время неожиданно скончался царь Борис Годунов, и Лжедмитрию легко удалось занять московский престол. Однако, процарствовав всего лишь около года, самозванец был убит.

В «смутное время», между 1606 и 1612 годами, Молченский монастырь неоднократно горел, отстраивался и был заново освящен в 1630 году. На рубеже ХУП-ХУШ веков его сильно реконструировали. Сооружение приобрело черты украинского барокко.

В конце XVII века, потеряв значение порубежной крепости, Путивль пришел в упадок. Если раньше, по словам того же Лжедмитрия I: «здесь кипел мед и молоко, вели торг самые знатные купцы-гречане золотом, серебром, узорочными каменьями и дорогими локотными товарами», то теперь город-крепость превращался в захолустный, провинциальный уездный городок.

Вместе с городом приходил в упадок и Молченский монастырь. В период царствования Екатерины II, он лишился своих вотчин, земель и крестьян. И был переведен в статус «монастыря 3-го класса». Это давало право содержать в монастыре лишь небольшой штат: игумен и 12 монашествующих. Размеренная, богоугодная жизнь монастыря была прервана «новой смутой», которая обрушилась на всех в 1917 году. Так называемый «октябрьский переворот» перевернул все, разрушил прежние устои.

В начале 20-х годов XX века, в результате варварской антирелигиозной кампании, монастырь был разорен и разграблен. А после умышленного поджога был упразднен и повергнут в забвение на долгие годы. В конце 40-х о нем, правда, вспомнили и, разрушив великолепный храм Иоанна Предтечи, переоборудовали его в ремесленное училище. В 50-е годы в монастыре разместился завод радиодеталей военно-промышленного комплекса. И в бывших храмах заработали мощные пресса, разрушая древние стены… Все вокруг загадили ртутью…

Менялись люди и названия, но намоленные стены продолжали жить своей жизнью. Об этом говорили кресты на соборном храме, которые так и не осмелились снять…

Надежда на спасение появилась в 1987 году, когда Молченский монастырь (вернее его останки) стал одним из ключевых объектов Путивльского историко-культурного заповедника. И, наконец, в 1992 году после семи десятилетий уничтожения, монастырь был возвращен в лоно церкви. Здесь, как и многие века назад, разместился мужской общежительный монастырь.

С 1997 года по решению Синода Украинской Православной церкви был изменен статус монастыря, он стал женским. С этого момента и начала возрождаться святая обитель. С Божьей помощью, с помощью неравнодушных людей, прихожан обители и силами самих монашествующих ведется реставрация древнего монастыря, этого уникального памятника архитектуры 17 ст.

Дорогие прихожане, паломники, гости города, и все неравнодушные к духовным святыням, верим и надеемся, что с вашей помощью, к проблеме нашего общего духовного очищения и покаяния эта древняя святая обитель не перестанет преображаться.

Просим всех, кто имеет возможность, внести посильную лепту в возрождении этой духовной твердыни, чтобы с обновлением архитектурного наследия силились и укреплялись молитвы, возносимые за всех вас в веках. И Матерь Божья, покровительница рода христианского, умолит Своего Сына, богатого всякими дарами и благами, о воздаянии вам сторицей в этой временной, а паче всего в будущей, вечной жизни. Аминь.

Современное состояние Софрониевского монастыря

Архимандрит Николай возглавляет святую обитель с 2009 года и делает все для реконструкции и сохранения старинного монастыря. Символом вечности Софрониевского комплекса являются растущие у его стен вековые дубы, обнять их пытаются все посетители обители.

Восстановление дороги в село Новая Слобода, которое расположилось в нескольких километрах от Путивля, способствовало росту паломников, посещающих святыню круглый год.

Атмосфера чистоты и света чувствуется с первого мгновения пребывания в храмах с многовековой историей. Кто побывал здесь однажды, обязательно возвращается вторично, у многих возникает желание пожить в стенах обители хоть несколько дней, чтобы наполниться Божьей благодатью.

Святыни[править]

* Молченская чудотворная икона Божией Матери.

Молченская икона Божией Матери

Празднование чудотворного образа Молченской иконы Божией Матери совершается 7 мая (перенесение иконы) и 1 октября (явление иконы).

Молченская чудотворная икона Божией Матери является большой Святыней Рождества Пресвятой Богородицы Молченского Печерского женского монастыря г.Путивля, который расположен в северной части Сумской области в Конотопско-Глуховской епархии.

Пресвятая Богородица покрыла святым омофором Путивльскую землю, явившись чудестным образом на болоте Молче 1 октября (по н.ст.) 1405 года.

Местность та была нелюдима. И забыли люди, что в XII-XIII веках жили там и умерли подвижники-монахи из Киево-Печерской Лавры. Но Господь и Пресвятая Богородица не забыли это место подвигов. По молитвам святых старцев, возсиял неизреченным светом образ Божией Матери на дереве у Молченского болота. Бортник, нашедший икону, был поражен увиденным и в благоговении упал на колени. Внезапно громкий неведомый голос возвестил: “Да созиждется на месте сем церковь Пресвятой Богородицы”. Он поспешил в Путивль с вестью о чуде и о велении Божией Матери посвятить Ей храм.

Под колокольный звон духовенство и множество народа тотчас отправилось к указанному месту и тогда все увидели окруженную небесным светом икону. Здесь же совершилось молебное пение и люди получили множество исцелений.

На этом месте была воздвигнута часовня, а в последствии — церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь — Молченская пустынь.

В смутное время обитель подвергалась разорению, и монахи загородной пустыни вынуждены были в 1605 году перейти в новопостроенный монастырь на территории Путивльской крепости, получивший название Большой Молченский. Вместе с собой иноки перенесли и Святую Молченскую икону.

Как известно из донесения игумена Мануила Святейшему Синоду, которое хранилось в краеведческом музее, первообраз погиб в пожаре. Но милостью Божией сохранился первый список Молченской иконы Божией Матери, написанный в 1724 году при игумене Моисее, который прославился многими чудесами и является чудотворным.

Этот список был особо почитаемым на Северской земле. Ни одно дело, ни одно решение путивляне не принимали без молитвы перед чудотворным образом. По молитвам Божией Матери многие люди получали исцеления, утешение в скорбях, бедах.

После закрытия монастыря в 1923 году Молченская икона Божией Матери исчезла. Осиротевшие путивляне долгие годы безнадежно разыскивали свою Святыню.

В 60-х годах благочинным Путивльского и Бурынского районов и настоятелем Спасо-Преображенского собора был назначен о. Георгий (Козаченко). Его особенно интересовала история Молченской иконы, и он усердно молился, чтобы Царица Небестная открыла местонахождение Своего чудотворного образа. Но сведений никаких не было. И лишь в 1969 году к о. Георгию пришла госпожа Секерина (о чем свидетельствует исторический акт) и передала батюшке завещанную ей покойным мужем-старостой Никольского храма икону, представляющую собой Великую Святыню для Путивля. Сердце батюшки затрепетало, он ожидал увидеть Молченскую икону Божией Матери. Но женщина принесла Владимирскую икону XIX века письма в большом деревянном киоте. Батюшка с трудом сдержал слезы разочарования, но для утешения госпожи Секериной принял икону. О. Георгий зажег перед ней лампадку, стал молиться, но неведомая сила влекла вскрыть киот. Как оказалось, под Владимирским образом Богоматери хранилась чудотворная древняя икона Молченская.

В трудные годы атеизма икона тайно хранилась в доме священника. После открытия Путивльского монастыря, 7 мая (по н.ст.) 1995 года крестным ходом икона была перенесена в Спасо-Преображенский собор, где была совершена Божественная Литургия и отслужен молебен пред чудотворным образом Молченской Богородицы. После завершения молебного пения очень торжественно икона была перенесена в свою родную Молченско — Путивльскую обитель.

И снова потекли страждущие к целебному источнику Божией Матери, которая стала согревать оледеневшие сердца, наполняя их благодатью. Царица Небесная являет множество чудес и исцелений молящимся с верою пред чудотворным ее образом. И как замечено, особую благодать икона имеет помогать больным онкологическими заболеваниями. Имеются свидетельства исцелений. Молченская Богородица именуется Целительницей. Также икона помогает учащимся.

Достопримечательности Путивля

Софрониевский монастырь

В двух километрах от села Новая Слобода Путивльского района на высоких холмах над равнинной поймой Сейма, среди дубового леса находится уникальный комплекс Софрониевского монастыря (бывший загородный Молчанский монастырь).

По летописным сведениям, он был основан в 1405 году, а название получил от огромного непроходимого болота Молче, в пойме Сейма. Первоначально все постройки монастыря были деревянными. В конце XVI века монахи основали свое подворье в путивльском кремле, а затем, в связи с событиями так называемого «смутного времени», в начале XVII века окончательно перебрались в Путивль. Монастырь в лесу запустел, и только в 30-х годах XVII века там была построена первая каменная церковь Рождества Богородицы. При игумене Софронии с 1653 монастырь сильно разросся. Появилось много новых сооружений, и, чтобы не путать его с путивльским Молчанским монастырем, ему было дано наименование Софрониевой пустыни. К середине XVIII века Софрониевский монастырь превратился в большой сложный комплекс, который состоял из гражданских и культовых зданий различных периодов строительства.

К настоящему времени уцелело три наземных сооружения: трапезная конца XVII века, надвратная Покровская церковь, построенная в середине XVIII века, настоятельский корпус 1911 года, а также частично ограда с воротами.

Выразительный силуэт надвратной церкви встречает путника, выходящего на опушку по лесной дороге. Церковь двухъярусная. В первом ярусе – арка проезда в центре и арочные дверные проемы по сторонам. Второй ярус – очень стройный трехчастный одноглавый храм в духе «елизаветинского барокко», с пышными наличниками над окнами, изогнутыми карнизами и изящным барочным завершением купола.

Слева от надвратной церкви на отдельной возвышенности виднеется прямоугольный корпус трапезной. Она одноэтажная, с полуподвалом, имеет очень интересную систему сводчатых перекрытий. В частности, трапезный зал в первом этаже – двухстолпный. Это единственный пример такого рода в украинской архитектуре. Наружный декор трапезной суров и лаконичен.

В отличие от нее, богатством украшений поражает настоятельский корпус, построенный в неорусском стиле с богато профилированными карнизными тягами, наличниками, разнообразными полуколоннами. Сложнейшие декоративные детали с высокой точностью набраны из фасонного кирпича, что свидетельствует о высочайшем качестве строительных работ.

Однако самая интересная часть Софрониевского монастыря – подземная. И дело не только в том, что даже при беглом осмотре в земле заметны основания стен и фундаменты многих сооружений. На восточных склонах двух монастырских гор есть несколько пещерных комплексов, вырытых в лессовых грунтах наподобие знаменитых пещер Киево-Печерской лавры. Они еще практически не исследованы. Самые старые из них специалисты датируют XIII-XIV веками. Пещерные лабиринты состоят из ходов, келий, ниш-аркасолий для захоронений. Встречаются помещения и больших размеров. Очевидно, это подземные церкви и часовни.

Еще один очень интересный кольцевой подземный лабиринт расположен на юго-восточном склоне монастырской горы, почти у самой поверхности. Его стены и своды выложены кирпичом, который датируется XVIII веком. Самое необычное здесь – сводчатая подземная церковь. Ее своды стянуты железными затяжками, уложенными в кладке. Это неоспоримое свидетельство того, что данный лабиринт строился открытым способом: вначале вырыли большой котлован, построили из кирпича сводчатые ходы и кельи, а потом все это засыпали землей.

Пещеры Софрониевского монастыря ждут исследователей. Они хранят еще немало тайн.

Спасо-Преображенский собор

1617-93гг. Спасо-Преображенский собор (первая половина XVII в.) является произведением древнерусской архитектуры. Наиболее древняя его часть — основной кубический массив — увенчана пятью декоративными луковичными главами на узеньких круглых шейках-барабанах. С трех сторон его окружает закрытая одноэтажная паперть (к северной стене которой примыкает одноапсидная, одноглавая часовня), а с четвертой, восточной выступает одна невысокая апсида. Таким образом, из довольно низких объемов паперти, часовни и апсиды как бы вырастает могучий куб основного храма. Плоскости его фасадов членятся четырьмя стройными, тоненькими полуколонками, перехваченными несколькими также тоненькими поясочками, и завершаются широким многообломным карнизом с глухой стенкой над ним, наподобие аттика, украшенной декоративными арками, имитирующими закомары, характерную деталь древнерусской архитектуры. Сооружен как главный храм Святодуховського женского монастыря, основанного в 16в. Замечательные иконостас и произведения живописи. Вместе с церковью создает неповторимый ансамбль. (ул. Луначарского).

История его сложная и запутанная, начало ее теряется в глубине веков. Первоначально это был девичий Святодухов монастырь, которые впервые упоминается в архивных документах, датированных 1595 годом. В 1617 году здесь началась постройка каменного собора, которая продолжалась до конца столетия – классический пример долгостроя. Наконец, потеряв терпенье, игуменья Анисья в 1697 году пожаловалась на строителей Петру I, который не только дал необходимые распоряжения, но и поименно назвал чиновников и строителей, ответственных за затягивание строительных работ. С горем пополам к 1707 году все строительные работы в монастыре были завершены. Возник ансамбль, состоящий из сохранившихся до нашего времени зданий. В 1770 году монастырь упразднили, а его постройки были переданы под городской Спасский собор.

В центре территории, за каменной оградой с монументальными воротами в окружении вековых деревьев высится белоснежный собор. Он увенчан пятью луковичными главами. Такой тип храма характерен для московской архитектуры XVII века. Высотный четырехгранный объем контрастирует с приземистыми папертью, галереей, апсидами, приделом, окружающими его со всех сторон. Несмотря на монументальные размеры постройки, она очень изящная. Стены главного высотного объема расчленены узкими полуколоннами, окна размещены в два яруса, обрамлены наличниками тончайшей скульптурной работы.

Интерьер собора поражает высотой и размахом внутреннего пространства, которое щедро освещено многочисленными окнами. Стены внутри побелены, и на этом фоне очень красиво выглядит пятиярусный иконостас, поднимающийся до самых сводов перекрытия. По композиции он принадлежит к типу русских иконостасов: горизонтальные карнизы и вертикальные резные позолоченные колонки на темно-красном фоне образуют прямоугольную сетку, в которой размещаются иконы. Мастера внесли в композицию иконостаса некоторые местные черты. Например, царские врата имеют характерный украинский проем со срезанными наискось верхними углами. Виноградная лоза, вьющаяся на колонках и обрамляющая иконы, типична для украинского барокко. Иконы представляют особый интерес. В 1907 году иконостас отреставрировали и под наблюдением Императорской Археологической комиссии заново позолотили. Следует отметить, что в Левобережной Украине вообще не осталось иконостасов XVII века, так что путивльский иконостас является уникальным в своем роде.

В центре собора на длинной железной цепи висит серебряная люстра, изготовленная в 1692 году в Нюрнберге и подаренная собору Петром I. Она имеет явно барочный характер. Его подчеркивает и рисунок кронштейнов. Нижний шар украшен прорезным орнаментом, напоминающим декор украинских ювелирных изделий XVII века. Это говорит о том, что в Нюрнберг предварительно был направлен «абрис», то есть чертеж люстры, выполненный кем-то из украинских мастеров.

В интерьере собора присутствуют надписи, сделанные церковнославянским шрифтом. Это редчайшие образцы монашеских надгробных плит XVII века. Они были найдены в земле в 1899 году во время капитального ремонта собора и затем вделаны в стену. У южной стены собора высится большой черный крест. Это могила Ивана Рябинина (1834-1912), историка и краеведа, автора многочисленных работ по истории Путивля, большинство из которых до сих пор не потеряли своего значения.

Крестовоздвиженская надвратная церковь-колокольня

Южнее собора расположена надвратная Крестовоздвиженская церковь-колокольня. Асимметричное по композиции сооружение было построено в 1697-1707 годах в качестве надвратной церкви Святодухова монастыря. Подобно всем надвратным церквям, она двухъярусная. Над западным притвором в качестве надстройки третьего яруса возвышается мощный восьмерик колокольни, увенчанный пологим шатром и небольшой главкой. Двухэтажная пристройка с запада, которая зрительно уравновешивает асимметричность композиции, была возведена в 1764 году. Для этого памятника архитектуры характерны простота, величие и мощь форм. Грубоватая архитектура надвратной церкви-колокольни находится в явном контрасте с изысканностью собора. Но при этом церковь не статична, как собор, а обладает сильной динамикой: архитектурные массы нарастают постепенно от низенькой апсиды через центральный объем с высокой кровлей и декоративной главкой к восьмерику колокольни. Причем колокольня имела когда-то оборонное значение, о чем свидетельствуют бойницы в основании восьмерика.

С этим зданием связана интересная страница истории Путивля. Согласно местным преданиям, после второго стрелецкого бунта Петр I сослал царевну Софью в Путивль, заточив ее в девичий Святодухов монастырь. Ее поселили на первом этаже надвратной церкви в келье справа от ворот. По приказу Петра I она пребывала «под крепким караулом», но этого ему показалось мало, и в Голландии по монаршему заказу были изготовлены куранты, которые громким однообразным боем отбивали каждую минуту. Их установили под окнами кельи царевны Софьи, чтобы она ни на минуту не забывала о «любезном братце». Однако вскоре Петр понял, что держать Софью в Путивле небезопасно. Ведь именно Путивль в предшествующие века нередко был центром народных восстаний, да и Софья могла стать своеобразным «знаменем» для путивльских стрелецких полков. Поэтому царевну из Путивля увезли, а часы-куранты после многих перипетий попали в XIX веке в Молчанский монастырь. По свидетельству современников они своим ежеминутным боем нервировали и хозяев, и гостей, пока их наконец не сломали.

Церковь Николая Козацкого

XVII-XVIII века обогатили Путивль еще несколькими первоклассными памятниками архитектуры. Среди них особое место принадлежит церкви Николы Казацкого, построенной на средства жителей Путивля – украинских казаков. Ее стройный двухбашенный силуэт виден издалека, со многих окрестных улиц. Парадокс этой замечательной постройки заключается в двух башнях равной высоты. Дело в том, что первоначально храм был построен в 1735-1737 годах трехчастным и одноверхним, а значительно позже, в 1770 году, к церкви с запада пристроили многоярусную колокольню, нарушив эти уравновешенность силуэта памятника. Здание по образцу русских храмов двухэтажное. На первом этаже, называемом подклетом, размещалась теплая церковь, где происходили церковные службы зимой. Перекрывающие ее низкие своды с распалубками при обилии света создают атмосферу почти домашнего тепла и уюта. По контрасту с этим решена верхняя, так называемая холодная церковь, где проходили службы в летнее время. Через арку открывается вид на высокий центральный верх, грани которого, сужаясь в перспективе, создают иллюзию фантастической, недосягаемой высоты.

Храм построен русским зодчим, о чем неопровержимо свидетельствует его конструктивное решение. Но поскольку заказчиком храма являлась украинская община Путивля, то в качестве образца мастеру был указан излюбленный тип украинского одноглавого храма. Зодчий не только создал здание великолепных пропорций и выразительного силуэта, но и очень тонко учел особенности зрительного восприятия архитектуры: окна первого яруса, расположенные на уровне глаз, стоящего на земле человека, украшены изысканными, тонко профилированными наличниками с фигурными разорванными фронтонами. Все остальные окна, расположенные выше уровня человеческого роста, не имеют никаких украшений.

Церковь Николы Казацкого – один из примечательных памятников украинского барокко, свидетельствующий о том, что профессиональное зодчество развивалось под определенным влиянием народных традиций, вкусов и представлений.

Интересно отметить, что недавно завершена реставрация памятника. Сейчас в нем создается экспозиций музея «Слова о полку Игореве».

Спадщанский лес

В 15 километрах западнее Путивля раскинулся Спадщанский лес – колыбель партизанского движения на Сумщине, место зарождения партизанской армии, прошедшей с боями от Путивля до Карпат под командованием дважды Героя Советского Союза С.А. Ковпака и Героя Советского Союза С.В. Руднева.

На опушке леса посетителей встречает стела «Народные мстители». Отсюда извилистая лесная дорога ведет к бывшей партизанской базе.

В лесу, на большой поляне, стоит аккуратное здание Музея партизанской славы, недалеко от него – Монумент партизанской славы. Полумрак и сырость бывших партизанских землянок, расположенных в окружении болот, расскажут о тяготах и лишениях мужественных народных мстителей больше, чем самые яркие описания, а братская могила партизан-ковпаковцев напомнит о том, какой ценой заплачено за свободу и независимость Родины. В лесу, на месте базирования отряда, ныне восстановлены землянки оперативных групп, минеров, штаба, партизанская кухня, землянка санитарной части… А рядом с музеем установлены партизанские трофеи – пушка, чуть дальше на лесной поляне – танк.

В канун празднования 40-летия Великой Победы в Спадщанском лесу была открыта скульптурная Аллея героев. На вечном посту застыли под сенью берез бронзовые бюсты Героев Советского Союза – С.А. Ковпака, С.В. Руднева, П.А. Вершигоры, П.А. Кульбака, Д.И. Бакрадзе, П.Е. Брайко, С.П. Тутученко, В.А. Войцеховича, А.Н. Ленкина, А.К. Цимбала.

Спадщанский лес объявлен историко-культурным заповедником.

Стела «Народные мстители»

Скульптор А. Ивченко, архитектор Н. Махонько, 1971.

Памятник олицетворяет зарождение и организацию партизанского соединения из отдельных отрядов. Хаотично разбросанные камни, группируясь и укрупняясь, вырастают в гору, из которой рождается монолитная, камень к камню, стена – символ единства и непоколебимой силы народа. Из стены выступают скульптурные лица мужчин, женщин, стариков, детей – тех, кто стал стеной на пути фашистских захватчиков.

Монумент партизанской славы

Своеобразной эмблемой заповедника является памятник партизанской славы – скульптура партизана на высоком пятигранном пилоне. Памятник создан скульптором Б.Н. Никончуком и архитектором С.П. Тутученко в 1971 году.

Монумент представляет собой высокий граненый постамент с установленной на нем скульптурой партизана. Памятник символичен. Пять граней пилона обозначают пять объединившихся партизанских отрядов. Фигура изображена в движении – шагнув навстречу врагу, партизан преграждает ему путь взятым наперевес автоматом.

Музей партизанской славы

Героическим страницам партизанского движения на Сумщине посвящен Музей партизанской славы.

Он был открыт в сентябре 1956 года в Спадщанском лесу близ Путивля в небольшом деревянном здании, построенном на месте сожженного фашистами 19 октября 1941 года домика лесника. С 1971 года музей размещается в новом здании.

А В экспозиции первого зала – фотографии, документы, личные вещи, оружие народных мстителей. Своеобразие партизанского быта передает макет партизанской землянки. Материалы второго зала посвящены беспримерному по мужеству рейду сумских партизан совместно с боевыми побратимами соединения Героя Советского Союза А.Н. Сабурова на Правобережную Украину. Схемы и фотодокументы переносят посетителей музея в обстановку героической „рельсовой войны», развернувшейся на просторах Украины в тот грозный час, когда на берегах Волги шла Сталинградская битва.

Третий и последний зал посвящен самой легендарной странице ратного подвига ковпаковцев – Карпатскому рейду.

Основой музейной экспозиции явились фотодокументы, сделанные в боевых походах партизанским кинооператором Борисом Вакаром. Он погиб смертью храбрых в Карпатах. На основе его съемок создана кинолента „Легенда Спадщанского леса» – достойный памятник кинооператору и его товарищам по оружию.

Памятник при въезде в г.Путивль

При подъезде к городу со стороны Сум гостей встречает памятник партизану и партизанке. На пьедестале надпись: „Город партизанской славы» (авторы памятника — скульптор А. А. Ивченко, архитектор Н. П. Махонько).

В трудный час испытаний, постигших страну, Путивль возродил свою славу города-ратоборца, стал колыбелью партизанского движения на Сумщине. Золотыми буквами записан в историю Второй мировой войны подвиг партизан-ковпаковцев, совершивших легендарный рейд от Путивля до Карпат. …В начале июля 1941 года Путивльский райком партии приступил к формированию партизанских отрядов и подпольных групп. Один партизанский отряд под командованием С. А. Ковпака должен был действовать в Спадщанском лесу, другой, которым командовал С. В. Руднев, — в Новослободском лесу, третий, во главе с С. Ф. Кириленко, — в урочище Марица. 8 сентября 1941 года партизанский отряд С.А.Ковпака выступил в Спадщанский лес. 18 октября сюда же прибыл и отряд С.В.Руднева.

В первые месяцы фашистской оккупации в городе развернули работу подпольные комсомольские группы. Ядро одной из них составляли ученики старших классов городской средней школы № 1. Руководила группой бывшая пионервожатая школы Валентина Георгиевская. Комсомольцы распространяли среди населения написанные «от руки антифашистские листовки и сводки Совинформбюро, которые они принимали по радиоприемнику, собирали сведения о составе, вооружении фашистского гарнизона в Путивле, готовящихся карательных экспедициях и репрессиях и передавали эти сведения партизанам. Вторую подпольную группу возглавлял Александр Коваленко. Юные патриоты совершали диверсионные акты, распространяли листовки, доставали оружие. : В конце ноября в город специально для борьбы с партизанами прибыли гитлеровские части., 1 декабря 1941 года около трех тысяч немецких солдат и офицеров при поддержке артиллерии и минометов начали наступление на Спадщанский лес. В отряде тогда насчитывалось всего 73 человека

Бой длился около 10 часов. Но все попытки фашистов сломить сопротивление партизан были тщетны. Не помогла ни конница, которую каратели бросили, чтобы отрезать группу ковпаковцев от основной части обороняющихся, ни частые атаки. В эту же зиму к Путивльскому партизанскому отряду присоединились Глуховский, Конотопский, Шалы-гинский, Кролевецкий партизанские отряды. Родилось соединение народных мстителей Сумской области.

Прошло несколько трудных месяцев. В мае 1942 года партизанское соединение под командованием С. А. Ковпака и С. В. Руднева, насчитывавшее уже почти 700 бойцов, получило задание усилить диверсионные акты на коммуникациях врага и с этой целью выйти в Путивльский район для нанесения ударов по железнодорожной магистрали Конотоп — Ворожба. В результате стремительного наступления партизаны разгромили вражеские гарнизоны на правом берегу реки Клевень — в селах Вязенка, Стрельники, Яцыно, Старая Шарпавка, Спадщина. 26 мая 1942 года ковпаковцы освободили Путивль и удерживали его двое суток. А в октябре этого же года, прорвав вражескую блокаду, созданную вокруг Брянского леса, соединение партизанских отрядов Сумской области выступило в рейд на правый берег Днепра. В тот период в соединении насчитывалось 1160 человек.

За время рейда на Правобережную Украину (с 26 октября по 30 ноября 1942 года) соединение С.А.Ковпака прошло 750 км по тылам противника через Сумскую, Черниговскую, Гомельскую, Киевскую, Житомирскую области. Партизаны взорвали 26 мостов, пустили под откос 2 эшелона, уничтожили свыше 970 фашистов, 5 броневиков, 17 автомашин. 12 июня 1943 года соединение С.А.Ковпака и С. В. Руднева выступило в рейд в направлении Карпат для нанесения ударов по противнику в районе Дрогобыча и Станислава (Ивано-Франковска). Здесь были сосредоточены основные нефтеперерабатывающие предприятия и большие запасы нефти. За период Карпатского рейда (июль-октябрь) ковпаковцы прошли с боями четыре тысячи километров, вывели из строя четыре нефтеперегонных завода и 13 нефтехранилищ, взорвали десятки нефтевышек и выпустили из нефтепровода 50 тонн нефти, разрушили 14 железнодорожных и 38 гужевых мостов, уничтожили более трех тысяч гитлеровских солдат и офицеров.

Памятник С.А.Ковпаку

В 1971 году, когда отмечалось 30-летие партизанского движения на Сумщине, дважды Герою Советского Союза Сидору Артемовичу Ковпаку был воздвигнут памятник (авторы – народный художник СССР М.Г. Лысенко, скульптор В.В. Сухенко, архитекторы С.П. Тутученко, А.Ф. Игнащенко).

Скульптурное изображение партизанского генерала установлено на бетонный постамент в виде пирамидальной скалы высотой семь метров. С.А. Ковпак изображен в длинной шубе, папахе, валенках, с трубкой в руке. Памятник раскрыт в сторону Сейма.

Никольская Горка

Где остановиться[править]

Гостиница «Монастырская» (Путивль)[править]

Небольшая гостиница «Монастырская» расположена в старинном двухэтажном особняке на склоне холма в исторической части Путивля с видом на реку Сейм. Паркинг во внутреннем дворе гостиницы.

Номера: 8 комфортабельных одно-, двух- и трехместных номеров со всеми удобствами: санузел (душ и туалет), телевизор, спутниковое ТВ. Горячая и холодная вода подается круглосуточно.

Адрес гостиницы:

г. Путивль, ул. Калинина 2

Телефон:

+38 (05442) 5-21-23,, (099) 071-17-51

Паломнику[править]

Для организованных групп:

  • Если Вы приезжаете организованной группой на короткое время /без ночлега и трапезы/ и Вам не требуется проведение экскурсии, можно заранее не сообщать. Монастырь открыт с 7.00 до 19.00. Вы можете самостоятельно посмотреть территорию монастыря и здания, зайти в храм и церковную лавку. Фотосъемка на территории разрешена. Внутри храма фотографировать запрещено.
  • Если Вы приезжаете организованной группой на короткое время, и Вам требуется проведение экскурсии, заранее сообщите день и предположительное время Вашего приезда (тел. 095 141 39 59 ).
  • Если Вы едете, с расчетом остаться на ночь, — заранее сообщите день и предположительное время Вашего приезда, а также количество человек.

Руководителям детских групп:

заранее побеседуйте с детьми о поездке в монастырь, чтобы ребенок понимал святость места и вел себя соответственно. Также, желательно, заранее сообщить в какой одежде надо ехать: девочки – в юбках, с собой платочек; мальчики в длинных штанах, даже летом.

Для самостоятельных паломников, приезжающих на несколько дней:

  • Принимаются на послушание только лица женского пола.
  • Возьмите с собой две смены одежды: в одной Вы будете ходить в храм, другая понадобится для работы на послушании. Также возьмите средства личной гигиены (зубная щетка, паста, мыло и т. п.).
  • При себе обязательно иметь паспорт или другой удостоверяющий личность документ. Лица без паспорта и постоянной прописки не принимаются даже на одну ночь!
  • Желательно заранее предупредить о приезде.
  • По приезде, для того чтобы Вас разместили, обратитесь в церковную лавку, или позвоните по тел. 095 141 39 59.
  • Если Вас определили на послушание, которое Вам трудно выполнять, в связи с имеющимися заболеваниями, скажите об этом благочинной – Вам дадут послушание по силам.
  • Если Вы хотите причаститься, заранее согласуйте день причастия с благочинной.

Правила поведения паломников в монастыре:

  • Придя в монастырь паломником или трудником, следует помнить, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.
  • Из монастыря без благословения выходить нельзя. Если Вам нужно отлучиться за территорию монастыря, предупредите гостиничную сестру.
  • Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т. п.).
  • Без ропота довольствоваться пищей, одеждой, условиями сна.
  • Нельзя ходить в чужие келии, кроме случаев, когда бываете посланы. При входе в келию читается молитва: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешную», и не входят, пока не услышат из-за двери : «Аминь».
  • Следует избегать вольного обращения, смеха, шуток.
  • Бережно относиться к любым монастырским вещам.
  • Уходя из келии, выключать свет.
  • Не хлопать дверьми.
  • Громко не разговаривать, не смеяться.
  • Проводить влажную уборку в келии 1-2 раза в неделю.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]