Грандиозная стройка в рекордные сроки
Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Вокруг нее во время походов на Казань возводились храмы — они отмечали громкие победы русского войска. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне. Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы. Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем — это была своеобразная церковная паперть. Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана. Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет — с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы.
Российские древности
Помните эпизод из начала рассказа Артура Конан Дойла «Скандал в Богемии»? Или аналогичный эпизод из первой серии советского фильма про Шерлока Холмса «Знакомство»? Холмс задает Ватсону вопрос: сколько ступенек у лестницы, ведущей на Бейкер-стрит. В фильме Ватсон отвечает неуверенно (восемь? семь?), а в книге и вовсе не берется ответить — не знает. А ведь он проходил по этим ступеням сотни раз. С выдающимся памятником архитектуры, Собором Покрова на Рву которому именно сегодня исполняется 460 лет, та же история. Мы решили рассказать об этом соборе хотя бы немного в день юбилея храма, а затем постоянно дополнять статью — и публиковать новые.
Все знают, где он находится — в Москве, на Красной площади (хотя адрес его – Красная площадь, дом 7 – тоже мало кто назовет). Всем кажется, что они знают, как он устроен. Всем кажется, что они знают, как он называется. Однако спроси любого: «В честь чего освящен главный престол того красивого собора около Кремля?» — и в абсолютном большинстве случаев получишь ответ: «Василия Блаженного», — хотя сам блаженный Василий был причислен к лику святых только через 27 лет после достройки Покровского собора.
Спроси: «А сколько куполов у собора?» — и получите ответ: от 4 до 12. Хотя на самом деле их — одиннадцать, если считать главки над центральным шатром и колокольней.
Храм Василия Блаженного, он же собор Покрова на Рву — прекрасный пример того, что все видели, но мало кто знает. Недавний юбилей — хороший повод рассказать в сжатом виде о самом известном храме то, о чем знают не все. Кстати, спроси – а что за ров-то? Мало кто ответит, хотя речь идет о фортификационном рву у стен Кремлевской стены, просуществовавшем с 1508 по 1814 год. Этот ров получил свое название в честь одного из двух Алевизов, работавших в Москве – Алевиза Нового, руководившего сооружением рва. Только после Отечественной войны 1812 года ров был засыпан – во время реконструкции территории по проекту архитектора Бове. Остатки рва исследовались раскопками в 1970-е годы.
Алевизов ров. Реконструкция из архива В. А. Виноградова.
Остатки Алевизова рва, вскрытые в 1972-1974 г. при закладке котлована по обе стороны Мавзолея
Только факты
Почему собор носит посвящение Покрова Богородицы? Мы все хорошо помним, что великий князь – во времена взятия он был уже царём и это очень важно Иван IV, он же Грозный (как писали о нем однажды в зарубежной энциклопедии: «Иоанн Грозный, за свою жестокость прозванный Васильевичем») брал Казань и Астрахань брал (но не Шпака). Храм действительно построен в память Казанского похода, и Иван Грозный действительно обещал построить храм, если в походе ему будет сопутствовать удача (а точнее, небесные силы).
Есть мнение, что после каждой значимой победы ставились на Красной площади возле стоявшей там белокаменной Троицкой церкви (сама площадь тогда именовалась Троицкая) деревянные храмы — с посвящением тому святому, чья память праздновалась в тот или иной день победы. Впрочем, эту традицию начал еще его отец, Василий III, который после взятия Смоленска поставил храм во имя Происхождения Честного Креста Господня.
Рисунок Кваренги
Когда война закончилась, на площади скопилось восемь деревянных церквей. По окончании войны (и далеко не сразу) Грозный повелел все храмы выстроить уже в камне. Правда, сначала был выстроен деревянный храм Покрова, который освятили 1 октября 1554 года, но через год началось строительство каменного храма.
Фото Алексея Паевского
Возможно, так и стояли бы восемь храмов где как (к примеру, как на Торгу в Новгороде), если бы не зодчий (зодчие). То ли это были мастера Барма и Постник, то ли один — Иван Яковлевич Барма, но решение получилось гениальным — поставить на одном подклете (основании) восемь каменных столпообразных храмов вокруг девятого — главного. Главный же храм посвятили Покрову — ибо 1 октября были взорваны стены Казани и город был взят. Отсюда и название — Покрова на Рву.
В последнее время историки архитектуры убедительно показывают, что зодчий все-таки был западного происхождения и принадлежал к западноевропейской Ренессансной архитектурной школе.
Храм в 1883 году. Фото из альбома Найденова
Строили храм с 1555 по 1561 год по очень интересной технологии. Во время реставрации выяснилась важная деталь: перед постройкой из деревянных брусьев был возведен деревянный каркас — 3D-инструкция для каменщиков, по которой делали кладку. До конца XVI века Покровский храм был самым высоким зданием в Москве (в 1600 году его переросла колокольня Ивана Великого).
Храмозданная летопись в шатре церкви Покрова. Фото Алексея Паевского
Точную дату завершения храма – 29 июня (12 июля по новому стилю) удалось узнать только в середине XX века. В ходе реставрации 1957-1961 года исследователи раскрыли храмозданную летопись, текст, написанный по кругу на переходах от восьмерика к шатру и гранях самого шатра. Вот так читается эта запись:
«Божиим благоволением и Пресвятыя Богородицы милостию и всех святых молитвами повелением благочестивого царя великого князя Ивана Васильевича всея Руси самодержца и при его благородных чадех при царевиче Иване и при царевиче Феодоре по благословению Макария митрополита всея Руси совершена бысть святая сия церковь Покров Пресвятыя Богородицы в лета 7069 месяца июня 29 на память святых и всехвальных верховных апостолов Петра и Павла в честь и славу Святыя Троицы».
Стены и купол Покровского храма. Фото Алексея Паевского
Откуда же взялся «Василий Блаженный»? Храмы строились не в чистом поле — Москва в центре своем уже в XVI веке представляла собой оживленное место. Рядом с местом, где ставили обетные храмы, где велось строительство Покровского храм, на кладбище Троицкой церкви, в 1557 году похоронили чтимого московского юродивого — Василия Блаженного.
В 1588 году к собору указом Федора Иоанновича пристроили десятый храм — над могилой юродивого. Именно в том году Василий Блаженный был канонизирован.
Василий Блаженный и Покровский собор. Изображение до XIX века.
Позже (в 1672 году) в соборе появился и одиннадцатый престол — во имя другого Блаженного, Иоанна. В экспозиции музея нынче хранятся вериги этого святого, который носил прозвище Большой Колпак.
Вериги Иоанна Блаженного. Фото Алексея Паевского
Так что сейчас в соборе – 11 церквей-архитектурных элементов.
Вот их список:
- Центральная церковь Покрова Пресвятой Богородицы
- Церковь Василия Блаженного (северо-восток)
- Церковь Александра Свирского (юго-восток)
- Церковь Иоанна Блаженного (юго-восток)
- Церковь Варлаама Хутынского (юго-запад)
- Церковь Входа Господня в Иерусалим (запад)
- Церковь Григория Армянского (северо-запад)
- Церковь Киприана и Иустины (север)
- Церковь Николы Великорецкого (юг)
- Церковь Святой Троицы (восток)
- Церковь Трёх Патриархов (северо-восток)
Интерьер церкви Александра Свирского. Фото Алексея Паевского
Фото Алексея Паевского
К слову о куполах. Первоначальной формы их мы не знаем, изображения в Лицевом своде 1560-х годов весьма условны. Точно известно, что фигурные главы появились после пожара 1595 года («Во дни благочестивого царя Феодора Иоанновича зделаны верхи у Троицы и у Покрова на Рву розными образцы и железом немецким обиты». Иностранцы видели в них «чешую кедровой шишки, ананаса и артишока».
Элементы первоначального декора, выставляемые в соборе. Фото Алексея Паевского
План и фасад собора по чертежам Федора Рихтера 1850-х годов.
Директор музея (и, к слову, замечательный археолог и специалист по крестам-энколпионам) Татьяна Сарачева так рассказывает об изменении облика собора:
«Если бы мы с вами оказались на Красной площади середины XVI века, мы бы собор не узнали. Он казался более строгим и при этом нарядным: собор был расписан в технике фрески, имитирующей кирпичную кладку, то есть был красно-белым, с цветными изразцами, которые украшали шатер центральной церкви. Разноцветие в росписях и главах появилось только в XVIII веке, когда на средства, выделенные Екатериной II, был проведен ремонт собора. Тогда-то главы окончательно стали цветными и узнаваемыми во всем мире».
Татьяна Сарачева. Фото Алексея Паевского
Добавим, что изначально это был шатровый храм, окруженный восемью отдельными столпами. В XVII веке у храма появилась колокольня, заменившая звонницу, а деревянные открытые гульбища заменила крытая кирпичная галерея, расписанная растительным декором, тогда же в храм перенесли престолы снесенных с Красной площади деревянных храмов.
Галерея между храмов. Фото Алексея Паевского
Своды подклета. Фото Алексея Паевского
В какое-то время в соборе было два десятка престолов – де-юре самостоятельных церквей (по крайней мере, на такое количество указывает опись ветхостей 1688 года).
Элемент декоративной растительной росписи интерьера. Фото Алексея Паевского
Элемент декоративной растительной росписи интерьера. Фото Алексея Паевского
Элемент декоративной растительной росписи интерьера. Фото Алексея Паевского
Легенды
Связано с собором и множество исторических легенд. Две самые известные из них упоминают самых грозных правителей страны. По одной из них Иван Грозный повелел ослепить архитектора (-ов) — дабы потом ничего лучшего он (они) не сделал(и). Впрочем, это не помешало Постнику (если он строил Василия Блаженного) потом трудиться над строительством Казанского Кремля. Этой легенде уже более 300 лет – впервые ее озвучил, кажется, Адам Олеарий примерно через век после возведения собора. Есть еще и версия о том, что после дружеской попойки архитектор заявил, что может построить еще круче, за что был заточен в темницу.
Говорят, что почти 400 лет спустя, в 1936 году, Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор — освободить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. Говорят, что он заказал макет Красной площади со съемным Покровским храмом и принес его к Сталину, показывая, как собор мешает демонстрациям и машинам. «А если бы его — р-раз!..» — и с этими словами он рывком снял храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место!.. »
Среди легенд и мифов, связанных с храмом, есть и та, что где-то в подвале или в фундаменте этого шедевра хранится Та Самая Библиотека – библиотека Ивана Грозного. Но увы: у здания вообще нет подвалов и глубокого фундамента, максимум – ленточные. 60-метровая махина построена на высоком подклете на искусственно насыпанном холме. Библиотеку там спрятать просто негде.
Редакция портала поздравляет собор и коллектив его музея с юбилеем и призывает всех лично познакомиться с самым известным и неизвестным символом России и Москвы.
Текст: Алексей Паевский
Храм в честь прорицателя
Хотя официальное название собора — собор Покрова на Рву, все знают его как храм Василия Блаженного. По преданию, известный московский чудотворец собирал деньги на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Юродивый Василий Блаженный ходил по московским улицам босым, почти без одежды практически весь год, проповедовал милосердие и помощь ближним. Ходили легенды и о его провидческом даре: говорят, он предсказал московский пожар 1547 года. Сын Ивана Грозного Федор Иоаннович распорядился построить церковь, посвященную Василию Блаженному. Она стала частью Покровского собора. Церковь была единственным храмом, который работал всегда — круглый год, и днем, и ночью. Позже по ее названию прихожане начали и собор называть собором Василия Блаженного.
Луи Бишбуа. Литография «Церковь Василия Блаженного»
Виталий Графов. Московский чудотворец Блаженный Василий. 2005
Царская сокровищница и аналой на Лобном месте
В соборе нет подвальных помещений. Вместо них построили общее основание — перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировались они через специальные узкие отверстия — продухи. Изначально помещение использовали как склад — там хранилась царская казна и ценности некоторых богатых московских семей. Позже узкий вход в подклет заложили — его нашли лишь во время реставрации 1930-х годов. При своих колоссальных внешних размерах, внутри Покровский собор совсем невелик. Возможно, потому, что изначально он строился как мемориальный памятник. Зимой собор и вовсе был закрыт, так как не отапливался. Когда в храме начали проводить службы, особенно по большим церковным праздникам, внутри помещалось очень мало людей. Тогда аналой переносили на Лобное место, а собор будто служил громадным алтарем.
Русский зодчий или европейский мастер
До сих пор доподлинно неизвестно, кто построил храм Василия Блаженного. У исследователей есть несколько вариантов. Один из них — собор возвели древнерусские зодчие Постник Яковлев и Иван Барма. По другой версии, Яковлев и Барма были на самом деле одним человеком. Третий вариант гласит, что автором собора стал иностранный архитектор. Ведь композиция храма Василия Блаженного не имеет аналогий в древнерусском зодчестве, а вот в западноевропейском искусстве найти прототипы здания можно.
Кем бы ни был архитектор, существуют печальные легенды о его дальнейшей судьбе. Согласно им, когда Иван Грозный увидел храм, то был поражен его красотой и велел ослепить зодчего, чтобы тот никогда и нигде не повторил свою величественную постройку. Другая легенда гласит, что строителя-иностранца и вовсе казнили — по той же причине.
Иконостас с заворотом
Иконостас для собора Василия Блаженного создали в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом — он настолько велик для небольшого храма, что продолжается на боковых стенах. Его украшают старинные иконы — Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного, написанный в XVIII веке.
Также храм декорирован росписями — они созданы на стенах здания в разные годы. Здесь изображены Василий Блаженный, Богородица, главный купол украшен ликом Спаса Вседержителя.
Иконостас в соборе Василия Блаженного. 2016. Фотография: Vladimir d’Ar
Памятник «Зодчим Казанского кремля». Авторы: А.В. Головачева, В.А. Демченко и Р.М. Забирова. 2003. Фотография: livejournal.com
Почему он такой разноцветный
Нынешний вид Покровского собора сильно отличается от первоначального облика. У него были белые стены, строго раскрашенные под кирпич. Вся полихромная и растительная роспись собора появилась только в 1670-е годы. К этому времени собор уже претерпел существенные перестройки: были пристроены два больших крыльца — с северной и южной стороны. Также была перекрыта сводами внешняя галерея. Сегодня в убранстве Покровского собора можно увидеть фрески XVI века, темперную роспись XVII века, монументальную масляную живопись XVIII—XIX веков, редкие памятники русской иконописи.