Церковь Рождества Богородицы в Путинках – один из немногих не разрушенных до наших дней шатровых храмов. Он выдержал испытание временем, французским нашествием, московскими пожарами и гонениями советской власти. Более 50 лет у северо-западного въезда в российскую столицу сооружение встречало иностранных послов и путешественников, которые останавливались в расположенном рядом посольском дворе. Некогда Путинки были окраинной слободой, с тех пор Москва значительно разрослась и сейчас стройное, изящное здание отлично украшает одну из улиц исторического центра Москвы.
Благодаря удобному расположению, церковь, посвященную Рождеству Богоматери, посещают жители и гости первопрестольной в религиозные праздники, выходные дни и просто во время прогулок по центру города.
Описание и месторасположение
Храм в Путинках, посвященный Рождеству Божьей Матери, возведен и оформлен в традиционном стиле русского узорочья. Он был закончен всего за год до реформирования системы богословия патриархом Никоном и наложения запрета на строительство религиозных сооружений шатрового типа.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках – уникальный образец архитектуры. Во многих чертах она не похожа на другие религиозные сооружения XVI-XVIII веков. Так, главного фасада в здании нет. С любой стороны он выглядит очень красиво и богато. При осмотре сооружения ни одна деталь не выдается наружу и не выделяется.
Четверик в здании протянулся не с запада на восток (как это сделано в большинстве церквей), а с севера на юг. Колокольня расположена не западнее, а северо-восточнее основной части храма, рядом с тремя шатрами. Каждый из них сделан из дерева, имеет небольшой (до 3 метров) диаметр, изнутри закрыт и является только декоративным украшением.
Четвертый шатер, который построен севернее основной тройки в виде отдельного куба, прикрывает придел Неопалимой Купины. Все барабаны шатров обведены тремя ярусами больших и малых кокошников. Основной объем церкви украшают ложные закомары, под которыми сделан резной фриз.
Обратите внимание: церковь Рождества Богородицы в Путинках находится в Тверском районе Москвы, в самом начале улицы Малой Дмитровки, в доме под номером 2. Расстояние до Кремля составляет 2 км, до 3-х станций метро, сооруженных под Пушкинской площадью, – 100-150 метров. GPS-координаты здания: 55.76705, 37.60687.
Колокольня церкви построена в виде восьмигранника. В ее шатре сделано множество отверстий-слухов, которые вместе с большими резными окнами делают эту часть храма легкой и ажурной. Всего на ней подвешено 9 звонов. Ежедневно используется 1-2 из них. Остальные применяются только по большим церковным праздникам.
Возможно, Вам будет интересна статья с историей создания и описанием Николо-Угрешского монастыря.
Как нужно себя вести
Во все православные храмы и монастыри положено ходить только в закрытой одежде:
- женщины: в юбках ниже колен, блузках или закрытых платьях, платках/косынках и без косметики;
- мужчины: в брюках, рубашках, футболках, ботинках;
- запрещается посещать храм в нескромной одежде, шлепанцах.
Все эти замечания касались внешнего вида. А теперь перейдем к духовной стороне вопроса:
- нельзя разговаривать громко и о посторонних вещах;
- старайтесь молиться Господу, а не думать о чем-то мирском;
- ставя свечку, обязательно молитесь.
Храм Успения в Путинках открыт для всех, кто ищет молитвенной помощи у Бога, Его Матери и святых. Тихонечко подойдите к каждой иконочке, прочитайте, кто изображен, мысленно помолитесь о здравии и спасении.
История храма
Исток московского храмового зодчества отделен от нас веками: первый храм возле Тверских ворот Москвы был построен в 1625 году из дерева.
Это интересно: возведение каменной Церкви началось в 1649 году, и велось без специальных чертежей. Архитекторы и рабочие ориентировались только по рисункам, сделанным на земле или на бумаге.
Причиной для начала работ по сооружению здания послужил пожар. Огонь уничтожил старый храм Рождества Богородицы дотла.
Возведение новой церкви окончилось в 1652 году. Тогда же состоялось ее освящение.
Интересный факт: строительство велось на средства, отпущенные из казны царем Алексеем Михайловичем. Всего царь дал на создание молельни 800 рублей. Из них 400 на начало работ, 300 на их продолжение и 100 на завершение.
Ходатайствовал о выделении денег на храм патриарх Иерусалимский Паисий. Также от правителя земли русской поступали камень, известь и другие материалы. Небольшую часть необходимых для сооружения средств пожертвовали прихожане.
Феодор Тирон
В конце XVII века к зданию были пристроены большая зала для трапез и комната в честь Феодора Тирона, оформленные в стиле барокко. В этих сооружениях жили и питались монахи и церковные служки. В то же время была воздвигнута комната для сторожей и вход на звонницу. В 1715 году, во время одного из ремонтов, на последней был повешен колокол известного мастера Ивана Моторина, который отливал огромные звоны для храмов Киева и Санкт-Петербурга. В 1781 сооружение было окружено металлическим забором (до наших дней не сохранился).
В 1812 году, при знаменитом пожаре, храм уцелел и не получил никаких повреждений. В 1864 возле западной стены молельни было построено небольшое крыльцо. В 1897 церковь была отреставрирована. Руководителем обновления выступил архитектор Н.Н. Султанов. В 1911 году возле храма был сооружен жилой дом, который заслонил вид на шатры и колокольни с юга.
Церковь Рождества Богородицы — единственная постройка шатрового зодчества тех лет
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Москве — это единственная церковь шатрового зодчества тех лет. После указа патриарха Никона произошел запрет на постройку шатровых храмов. Именно после этого стали строить крестово-купольные храмы. Этот указ отменили уже во 2 половине XVII века после того, как патриарх Никон был изгнан из патриаршества.
Патриарх Никон издал указ о запрете на постройку шатровых храмов. Фото: i.pinimg.com
В конце 17 века храму пристроили широкую трапезную с приделом в честь великомученика Феодора Тирона, которая включала более старую часть церкви. Также была сторожка с ходом на колокольню. В данном месте решили немного усилить наружную роспись, а также была сделана разноцветная черепица.
Судьба после революции и в советские годы
С 1918 до 1938 года церковь Рождества Богородицы была открыта для прихожан. С начала 30-х годов религиозные обряды и службы в сооружении проводили монахи Высокопетровского монастыря. В июне 1935 в храме прошло рукоположение монаха Алексия (настоятеля) в епископа Каширского. Позже этот священник стал епископом Алма-Атинским и Казахстанским.
Богослужения в храме были прекращены в конце 1935 года. Окончательно молельня была закрыта советскими властями Москвы в 1938. После прекращения религиозной деятельности в здании молельни размещалось несколько контор и складов.
В 1957 году под руководством архитектора Н. Н. Свешникова и при участии члена-корреспондента Академии архитектуры Д. П. Сухова в храме проводились реставрационные работы. Во время их осуществления крыльцо, выстроенное в 1864 году, было разрушено, а на его месте возведено новое, стилизованное под период начала строительства храма — середину XVII века. С этой паперти открыт выход на Малую Дмитровку.
Важно знать: известно, что Советская власть стремилась уничтожить и осквернить всякую святыню. Так, в 70-е годы прошлого века, сооружение было передано московскому отделению «Цирка на сцене» и вплоть до лета 1990 служило репетиционной базой этой организации. Оно использовалось для тренировок с участием собак.
2 января 1990 года состоялась передача храма служителям православной церкви. Ранним утром 2 февраля 1991 первый настоятель – 33-летний игумен Серафим был зверски убит ударом тупого предмета в голову в собственной квартире. Для совершения богослужений и православных обрядов и треб здание было открыто в августе 1991 года.
С конца восьмидесятых годов Александр Абдулов, известный российский актёр, активно жертвовал на восстановление сооружения. Он инициировал создание и организацию фестиваля «Задворки». Все деньги, полученные от этого мероприятия, шли на ремонт здания. Сборы от картины «Задворки-3» были потрачены на оплату работ по реконструкции. После смерти Александра Абдулова, 5 января 2008 года, в церкви прошло его отпевание, на котором присутствовало несколько десятков известных актеров, музыкантов, певцов.
Московский Успенский собор в XV веке
Во время правления Ивана III Великого Московское государство набирало силу. Успенский собор перестал соответствовать статусу кафедрального. В летописях упоминается, что он сильно обветшал, и его перестали ремонтировать. Вероятнее всего, уже было принято решение о сносе старого и строительстве нового каменного храма. Возведение новой церкви, самой большой по размерам для тех лет, поручили русским зодчим Мышкину и Кривцову. В конце апреля 1471 года заложили первый камень. Однако строительство не удалось довести до конца, так как 20 мая 1474 года в Москве произошло землетрясение, и собор обрушился. После этого Иван III приглашает итальянского зодчего Аристотеля Фьораванти, который полностью разбирает то, что осталось от разрушенного храма. На этом месте под его руководством строится здание по образцу Успенского собора, находящегося во Владимире. Успенский храм и сейчас находится на Кремлёвской площади. Собор освящают в августе 1479 года, обряд проводит митрополит Геронтий.
Лаконичная архитектура
Храм имеет лаконичный и монолитный вид. Единство постройки подчёркивается равномерным разделением фасадов при помощи вертикальных плоских выступов. Гладкие стены венчают узкие окна аркатуры. Так называются ряды декоративных фальшь-арок на фасаде. Апсиды (пониженные выступы здания, примыкающие к основному строению) не очень высоки. С севера и юга они прикрыты пилонами. Пилоны представляют собой башнеобразную постройку, имеющую форму усечённой пирамиды. Собор украшают пять больших башен, увенчанных массивными куполами. Аристотелю Фьораванти удалось справиться со сложнейшей задачей. Он увеличил внутренний объём собора, что не удалось сделать Мышкину и Кривцову. Итальянец впервые в храмовой архитектуре Руси использовал крестовые своды толщиною в 1 кирпич, а также — металлические проёмные и внутристенные связи. По сути, он применил армирование.
Главная идея итальянского зодчего
Но главной инженерной и архитектурной идеей итальянского мастера было то, что он построил позади иконостаса добавочные арки. Благодаря этому восточные залы, объединённые сквозными проходами собора, по факту стали монолитом. Дополнительные арки приняли на себя значительную долю нагрузки от колоссальных башен собора. Такой приём позволил построить в западной и центральной частях храма относительно тонкие столпы круглой формы. Это дало ощущение необычной лёгкости большой конструкции и её цельности с основной частью наоса. Наос — это центральное место в храме, где находятся прихожане во время богослужения.
Современное состояние
Сейчас храм восстановлен и отремонтирован. Его внешний вид соответствует экстерьеру конца XVII века. Стены и барабаны шатров покрыты штукатуркой и побелены, крыша окрашена в темно-зеленый, а купола – в темно-синий цвет. Большая часть росписей внутри церкви современные, но несколько ликов сохранилось с XVII века. На стенах расположены иконы. Возле них установлены подсвечники. Доступ прихожан в церковь осуществляется через накрытое шатром крыльцо с улицы Малая Дмитровка. Одновременно сооружение может вместить не более 2000 человек.
Освещение внутренних помещений храма обеспечивают несколько люстр, которые подвешены на высоте 4-6 метров. Внешний вид Богородичной церкви ночью подчеркивают желтые лампы, установленные в оконцах колокольни, и синие фонари, закрепленные у оснований куполов.
Организационно храм входит в Московский патриархат как приходская церковь. За сооружением закреплен статус патриаршего подворья. Его здание состоит в реестре объектов культурного наследия Российской Федерации под № 7710206000. При церкви работает воскресная школа. Возле здания открыты автомобильная парковка и киоск монастырской выпечки.
Успенский собор в XVII веке
Наиболее значимыми для храма событиями в XVII веке были следующие:
- В 1613 году в здесь проходит Земский собор, на котором царём избирают Михаила Фёдоровича, первого из династии Романовых.
- В 1624-м своды церкви были изношены и угрожали обрушением. Чтобы этого избежать, их разобрали и заново сложили по изменённому чертежу, применив дополнительное армирование. А также возвели дополнительные подпружные арки, которые увеличивали прочность конструкции.
- В 1625-м в Успенский собор переносят Ризу Господню, подаренную царю Михаилу Фёдоровичу шахом Персии Аббасом I.
Информация для паломников и туристов
- Как добраться
Добраться до церкви Рождества Пресвятой Богородицы можно с помощью подземных электричек:
- Серпуховско-Тимирязевской (серой) линии (станция «Чеховская»);
- Таганско-Краснопресненской (фиолетовой) ветки (станция «Пушкинская»);
- Замоскворецкой (темно-зеленой) линии (станция «Охотный ряд»).
До остановки «Пушкинская площадь», которая расположена в 100 метрах от храма, курсируют автобусы под №№ Н1 и А от терминала B аэропорта «Шереметьево» и от стадиона Лужники.
Возьмите на заметку: не путать с Церковью Рождества Богородицы в посёлке Гнилицы, находящемся в Нижегородской области. Год постройки храма является примерно 1822, к шатровой архитектуре она не принадлежит.
- Службы и богослужения
В будние дни службы в церкви открываются в 7:30, в выходные и праздники – в 9:00. Перед торжествами всенощные бдения начинаются в 18:00. По просьбам верующих в храме проводятся обряды крещения и венчания.
- Официальный сайт
Более подробное расписание и официальную информацию лучше узнавать непосредственно в храме или на страничке, посвященной Рождественскому храму. Отправить письмо его служителям можно на электронную почту, позвонить – по телефону.
- Престольные праздники
Престольным праздником церкви считается 21 сентября, когда празднуется святое рождение Пресвятой Девы Марии.
Святыни
В храме есть несколько почитаемых икон с частичками мощей святых:
- Алексия, Человека Божия.
- Святителя Луки Войно-Ясенецкого.
- Святого Пантелеймона.
- Святых князей Петра и Февронии.
У последних трех икон регулярно читают акафист, совершают молебен. Любой желающий может присоединиться к молящимся. В храм Успения в Путинках иногда привозят из других городов и стран чудотворные иконы и ставят на видном месте так, чтобы каждый заметил и смог подойти, приложиться и помолиться.
Фотогалерея
[Показать слайдшоу]