Пестов, Николай Евграфович


Пестов Н.Е.

Николай Евграфович Пестов
(1892-1982), религиозный писатель, профессор, доктор химических наук. Родился 4 августа 1892 года в Нижнем Новгороде. Его отец происходил из мещан, мать — из купеческой семьи. В 1911 г. он поступил на химический факультет Императорского Московского Высшего Технического Училища (теперь МВТУ им. Баумана), в котором учился с 1911 по 1914 год и с 1922 по 1924 годы. Первая Мировая война застала его на 4 курсе. Николай добровольно поступил в армию. Потом в своем дневнике он записал : «… спустя много лет я вижу в этом Промысел Божий, который на 8 лет вывел меня из стен училища, чтобы вновь вернуть в него, но уже совершенно другим человеком. Вышел Савл, вернулся Павел…»

По окончании военного училища Николай Пестов был произведен в прапорщики с назначением в пехотный запасной батальон. В середине августа 1915 года он был переведен в Ригу в артиллерийский полк для организации противохимической защиты. На фронте получил слуховую контузию, последствия которой остались на всю жизнь. Награжден орденом Св. Станислава III степени и орденом Св. Анны III степени. В документах полка Пестов был аттестован как «выдающийся офицер».

После февральской революции Пестов избирается членом Полкового Комитета, а затем в исполнительный комитет как председатель от полка и одновременно член Полкового Суда; в августе 1917 г. назначается полковым адъютантом.. 16 ноября 1917 г., оформив отпуск, он выехал на родину в Нижний Новгород, где после смены власти работал на государственной службе. В августе 1918 г. вместе с другими бывшими офицерами, дворянами и представителями буржуазии был арестован «в виду возможного выступления контрреволюционных белогвардейских элементов» (сорок человек были расстреляны). В ноябре, когда стало ясно, что белым не завладеть Нижним Новгородом, был отпущен на свободу. Все специалисты старой армии обязаны были встать на учет и служить на тех постах, на которые поставит их советская власть. Пестов был направлен на работу в органы Всевобуча. Не имея христианской веры, в декабре 1918 года он вступил в коммунистическую партию. После удачного доклада о положении дел в Нижегородском Всевобуче его оставили в Москве работать в Управлении Всевобуча при Всеросглавштабе. Одновременно он был зачислен курсантом на Центральные Высшие курсы Всевобуча, по окончании которых ему было присвоено звание военного комиссара. Весной 1919 Николай Евграфович попал на Восточный фронт в Северную группу войск. В сентябре 1919 года ему присваивается звание окружного военного комиссара и назначается должность Начальника Управления Всевобуча Приуральского военного округа.
«Я переехал для постоянного жительства в Свердловск
, — пишет Н.Е. Пестов в своих воспоминаниях. —
…Там я пережил два года — самых тяжелых в моей жизни… Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее… Весь этот кошмар… (далее неразборчиво две строки)… карамазовская грязь… (далее зачеркнуто две фразы)… Все это было при отсутствии у меня христианской веры.»
Из воспоминаний жены:

«За годы гражданской войны Николаю Евграфовичу неоднократно приходилось встречаться с такими людьми, как Фрунзе, Вацетис, Тухачевский, Шорин, Гай, Каменев, Цурюпа и др. …В период культа личности Сталина в числе «врагов народа» оказались почти все военачальники времен гражданской войны: Если бы Николай Евграфович остался служить в армии, то ему бы не дожить до наших дней…».

В июле 1921 года Николай Евграфович увольняется из рядов РККА. Причиной оставления службы в армии послужило громадное духовное потрясение, происшедшее с ним в тот период. Постепенная стабилизация обстановки в России позволила ему демобилизоваться и вернуться в Москву для окончания образования.

Поздней осенью 1921 года он попал на лекцию Марцинковского «Жил ли Христос?» для студентов МВТУ и других вузов.

«Я впервые услышал такие глубокие и содержательные слова о Христе и Евангелии. В моей душе родилось чувство глубокого раскаяния о содеянном мною. Внезапно точно пелена упала с глаз, в простых словах Евангелия, которое читал лектор, я услышал ответ на мучившие меня вопросы. Этот вечер стал поворотным пунктом… С лекции я вышел христианином. Началась моя новая просветленная жизнь. Новые силы, неизведанные ощущения ворвались в душу. Уже не скорбь и тоска, но неизреченная радость наполняла душу, давая силы жить, работать, учиться, — писал он в дневнике. — Путь Евангелия и осуществление в жизни заповедей Христа — вот теперь мой путь, моя жизнь!».

Новые убеждения не позволяли оставаться в партии; он уничтожил партийный билет, не прошел очередную регистрацию и был исключен из рядов РКП(б). В Москве Николай Пестов познакомился с организаторамм Христианского Кружка в МВТУ и стал помогать в организации лекций на духовные темы. Марцинковский очень скоро приметил Пестова и способствовал его деятельности в Христианском Студенческом Кружке. В 1921 г. Пестов принимал участие в борьбе с голодом и эпидемией сыпного тифа в Саратове, где он также посещал общины христиан-студентов. К концу лета 1922 года Пестов вернулся в Москву, восстановился в МВТУ и продолжил учебу, в свободное время посещая собрания Христианского Студенческого Кружка. В 1923 г. Марцинковскому было сообщено в ГПУ, что за его религиозную проповедь среди студентов он высылается за границу .

В 1923 г. состоялась свадьба Николая Евграфовича и Зои Вениаминовны, с которой он познакомился в христианском кружке. В 1925 г. Пестов поступил на службу в Московское Высшее Техническое Училище в должности научного сотрудника при кафедре технологии минеральных удобрений.

После смерти Ленина отношение властей к студентам-христианам резко изменилось. Запрещено было проводить религиозно-философские собрания, закрывались религиозные кружки и общества. Христианский Студенческий Кружок в Москве также был ликвидирован властями, дом отобран, члены кружка подвергались всевозможным репрессиям, происходили обыски, аресты, ссылки. Пестов попал в тюрьму, сначала на Лубянку, потом в Бутырку. За два дня был арестован весь состав Христианского Студенческого Кружка. Спали на нарах вместе с уголовниками. Там же сидели и члены студенческого кружка теософов. Были сведения, что кружковцев спасла от высылки Н.К. Крупская. Вместо высылки им присудили 40 дней ареста, отделили от уголовников в особую камеру, где они проводили диспуты с теософами на религиозные и философские темы. В тюрьме Пестов познакомился с прихожанином церкви Святителя Николая на Маросейке (храм Николы в Кленниках). Настоятелем этой церкви был старец отец Алексий Мечев, в то время уже старый и больной человек. Духовное руководство в приходе после его смерти перешло к его сыну, о. Сергию Мечеву.

Из дневника Пестова:

«Духовная жизнь в России в это время была очень сложна и разнообразна. Православную Церковь раздирали расколы. Было несколько основных группировок, в которых мне, молодому христианину, было трудно разобраться. Большинство храмов Москвы находилось в руках обновленцев, во главе которых стоял Александр Введенский (впоследствии обновленческий митрополит). Я в тот период еще не представлял себе той разницы, которая существовала между обновленцами и «Тихоновской Церковью» и посещал те и другие храмы».

Вернувшись из тюрьмы, Пестов перестал посещать обновленческие храмы, стал постоянным прихожанином Маросейской церкви и духовным сыном о. Сергия Мечева. По благословению духовного отца Пестов в 1926 г. совершил поездку в Саров и Дивеево, где еще действовали монастыри.

В семье Пестовых подрастали два сына и дочь, их воспитанию Николай Евграфович уделял много внимания, борясь за их души, как и за свою собственную. Строго детей он никогда не наказывал: «Где действует любовь, там строгость не нужна».

Пестов вел большую научную и педагогическую деятельность: преподавал в вузах, читал лекции на предприятиях, руководил аспирантами; ему принадлежит около 160 научно-исследовательских работ, монографий и статей. В 1937 г. на заседании кафедры в Менделеевском институте проф. Пестов Н.Е. выступил против осуждения как «врага народа» талантливого ученого, арестованного тогда ГПУ, и был исключен из штата.

«Почти ежедневно, скорее еженощно, я ожидал ареста. Считаю, что только по молитвам моих детей, жены и духовного отца я в то время не был арестован и остался жив»

— писал он позже.

Летом 1939 г. был приглашен на работу в МИЭИ им.Орджоникидзе, зачислен по конкурсу на должность зав.кафедрой химической технологии; с октября 1943 г. он зам. директора по научной и учебной работе. После защиты докторской диссертации в 1941 г. в АН СССР приказом ВАК он был утвержден в степени доктора химических наук .

Перед войной храмы закрылись один за другим, оставшиеся Пестов называл «живоцерковническими» и в них не ходил. Из воспоминаний дочери: «Дома иконы попрятали в шкаф, загородили занавесками. Но папа подолгу молился как утром, так и вечером».

Опасались ходить даже в дальние храмы. Закрылось несколько церквей, куда ходили раньше, были арестованы священники, посещавшие дом Пестовых. Оставшиеся священники скрывались и тайно совершали требы по квартирам своих духовных детей.

Во время войны семья Пестовых из Москвы в эвакуацию не уезжала. Из-за бронхиальной астмы Пестов был освобожден от призыва в армию. Сыну Коле было 17 лет, его призвали только в сентябре 1942 г. А в октябре 1943 г. было получено сообщение, что он убит в бою. Николай Евграфович излил свое горе, написав книгу «Светлой памяти Колюши» или «Памятник над могилой сына». Позже он переименовал свой труд, назвав его «Жизнь для вечности».

Годы войны явились для Н.Е.Пестова годами интенсивной научной и педагогической деятельности. Его работы печатались и у нас в стране, и за рубежом. Некоторые аспекты его научных трудов имели непосредственное отношение к оборонной промышленности. Награды: в 1944 г. — орден Трудового Красного Знамени; в 1946 г. — медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»; в 1953 г. за выслугу лет и безупречную работу в числе работников науки высших учебных заведений г. Москвы — орден Ленина. К концу военных лет Николай Евграфович перестал скрывать свои убеждения, снова ходил в храм, уже не боясь встретить там своих сослуживцев или студентов.

Первые труды по богословию были написаны Пестовым в конце 50-х годов. Это были выдержки и цитаты из святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам христианской жизни, объединенные в два тома под названием: «Пути к совершенной радости». В те же годы была написана первая редакция книги о погибшем на фронте сыне, а также первая редакция книги «Над апокалипсисом».

В последние годы своей служебной деятельности Пестов говорил: «Прошу Господа указать мне Свою Святую волю. Не пора ли мне отложить химию и физику, а остаток дней своих посвятить Господу?»

Господь указал Свою волю следующим стечением обстоятельств. В эти времена (60-е годы) Пестов занимал должность зам. директора Инженерно-Экономического Института по научной части. Пришло распоряжение провести на всех кафедрах антирелигиозную работу, предписать всем профессорам и педагогам вклинивать атеистическую пропаганду во все предметы и предоставить соответствующий план. Т.к. делать все это Пестов отказался, его вызвали в кабинет директора института и в присутствии секретаря партбюро МИЭИ предложили уйти на пенсию. Когда после отпуска Пестов осенью пришел в институт, чтобы подать заявление об уходе на пенсию, ему сказали, что он уже отчислен приказом. Никаких торжественных проводов конечно же не было.

«С момента перехода на пенсию моя библиотека и вся моя работа окончательно преобразилась из химической в богословскую»,

— пишет Пестов в своих воспоминаниях. Всю энергию Николай Евграфович сосредоточил над многотомной диссертацией «Пути к Совершенной радости» или, как он еще ее называл, «Опыт построения христианского миросозерцания» [1]. Автором было получено много благодарных отзывов, в том числе в 1977 г. — от Патриарха Пимена.

«Пусть никто не думает, что все эти положительные отзывы дорогих для меня людей питают мою гордость и тщеславие,

— записал Пестов в конце 1970-х годов. —
Я постоянно помню те бездны греха, в которые я впадал в течение последних трех лет до обращения к христианской вере. Я искренне раскаялся в них и верю, что Господь, по Своей неизреченной благости, простил мне грехи, но сознание своего ничтожества во мне сохранилось и будет со мной до смерти…»
Из воспоминаний внука:

«…Молитва пронизывала буквально всю его жизнь. Неукоснительно посещал Николай Евграфович храм Божий. Особенно любил он ранние Литургии по воскресным дням, к которым тщательно готовился за несколько дней и на которых постоянно причащался Святых Тайн. Это великое Таинство давало ему новый импульс жизни, вселяло в него необычайную энергию, делало настоящим подвижником. Особенно это было заметно в последние годы его жизни. Всенощные, акафисты, Великий канон св. Андрея Критского, службы Страстной седмицы он обычно вычитывал келейно. Не спеша, умилительно и с глубокой сосредоточенностью проходили часы этих молитвословий в его комнате. …Принимали участие в этих молитвах и мы, внуки, читая трисвятое, шестопсалмие и тихонько подпевая за дедушкой знакомые ирмосы. Но, несомненно, большую часть молитвословий дедушка совершал наедине. Его молитва была пламенной, он весь погружался в нее, так что иногда, нечаянно зайдя в кабинет, можно было стать свидетелем этой лишенной всякого внешнего эффекта живой беседы с Богом, в эти моменты обычно дедушка не замечал вошедших, а мы поспешно удалялись, унося в себе непонятное чувство вины.»

Последний год был мучительным. Николай Евграфович сознавал, что скоро умрет и готовился к этому великому моменту. Летом 1981 года он попросил его пособоровать. Во время Таинства он горячо молился; после соборования болезнь зримо отступила. Последние месяцы перед смертью он почти не вставал, еженедельно причащался Святых Тайн и пребывал в непрестанной молитве. После Рождества 1982 года силы окончательно оставили его. Утром 11 января он впал в беспамятство и, не приходя в сознание, скончался в ночь на 14 января 1982 года в праздник Обрезания Господня и Святого Василия Великого, которого очень чтил. Погребен Николай Евграфович Пестов на кладбище при Смоленско-Никольском храме д. Гребнево Московской области.

Годы учебы и становления

В возрасте 11 лет Пестов начал обучение в реальном училище, где проучился 8 лет и по окончании его получил право для поступления в вуз. Темпераментный молодой человек отличался всесторонними интересами. Юношу интересовали бабочки и основы эсперанто, химические опыты и участие в театре училища.

Считая себя атеистом, юноша метался в поисках ответа на мучившие его вопросы по поводу жизни и смерти Христа. После окончания училища Пестов становится студентом химического факультета в Императорском Московском Высшем Техническом Училище, живет у крестного отца в Москве, ведет обычную для студентов светскую жизнь.

Труды[править | править код]

  • Современная практика православного благочестия
  • Обновление человеческой души. (Преображение «внешнего» и «душевного» человека во «внутреннего» и «духовного»).
  • Основы православной веры. М.: Елеон, 1999.
  • Что такое послушание православного христианина.
  • Христианский брак. Сущность цели брака.
  • Христианский брак. Выбор супруга.
  • Христианский брак. Брачная жизнь.
  • Православное воспитание детей.
  • Жизнь для вечности или Памятник на могилу сына.

Первая мировая война и революция

1914 год внес свои коррективы в жизнь юноши, который из патриотических побуждений меняет техническое училище на военное. Пестов выпускается в чине прапорщика, специалиста по противохимической обороне.

Служа на фронте, в 1916 году подпоручик Пестов женится. Руфина Дьячкова была дочерью присяжного поверенного. За боевые заслуги тактичный и храбрый офицер награждается орденами святого Станислава и святой Анны третьего степени.

После революции Пестов Николай Евграфович, биография которого начиналась в Нижнем Новгороде, возвращается в родные края и работает в горпродкоме.

Из-за опасения, что бывший офицер поддержит наступающих белогвардейцев, Пестов и его тесть были арестованы 13 августа 1918 года, тестя расстреляли, и Николаю удалось выйти на свободу 2 ноября того же года.

В 1918-1919 году бывший офицер старой гвардии и его жена вступают в ряды коммунистической партии. После окончания Центральных Высших курсов Всеобуча военный комиссар Пестов в составе Северной группы Восточного фронта отправляется на борьбу с войсками адмирала Колчака, верная жена всегда рядом.

После разгрома Колчака в 1919 году уже окружной военный комиссар становится начальником управления Всеобуча при Приуральском военном округе. Знакомый с Троцким, Каменевым, Тухачевским военный комиссар волей-неволей становится свидетелем и соучастником очищения страны от «врагов народа», о чем позже напишет, как о зле и кошмаре.

Переломный момент и познание Христа

Трудно поверить, по словам самого Николая Пестова в начале марта 1921 году ему во сне явился Иисус Христос. Во сне все присутствующие, а среди них сестры комиссара, стараются не замечать Христа, за которым следовал их дядя, Николай не успел отвести глаза, и его пронзила доброта и строгость от взгляда Христа.

Этот сон изменил мировоззрение Пестова, некогда комиссар уходит из армии, это стало причиной развода с Руфиной, они больше никогда в жизни не встречаются. Печать «чекиста» отделила Пестова от родственников, с ним мало кто заводит дружбу. Жажда познания Христа приводит некогда атеиста в 1921 году на христианскую встречу, где он прослушал проповедь «Жил ли Христос».

Отрывок, характеризующий Пестов, Николай Евграфович

Соня разрыдалась истерически, отвечала сквозь рыдания, что она сделает все, что она на все готова, но не дала прямого обещания и в душе своей не могла решиться на то, чего от нее требовали. Надо было жертвовать собой для счастья семьи, которая вскормила и воспитала ее. Жертвовать собой для счастья других было привычкой Сони. Ее положение в доме было таково, что только на пути жертвованья она могла выказывать свои достоинства, и она привыкла и любила жертвовать собой. Но прежде во всех действиях самопожертвованья она с радостью сознавала, что она, жертвуя собой, этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, которого она любила больше всего в жизни; но теперь жертва ее должна была состоять в том, чтобы отказаться от того, что для нее составляло всю награду жертвы, весь смысл жизни. И в первый раз в жизни она почувствовала горечь к тем людям, которые облагодетельствовали ее для того, чтобы больнее замучить; почувствовала зависть к Наташе, никогда не испытывавшей ничего подобного, никогда не нуждавшейся в жертвах и заставлявшей других жертвовать себе и все таки всеми любимой. И в первый раз Соня почувствовала, как из ее тихой, чистой любви к Nicolas вдруг начинало вырастать страстное чувство, которое стояло выше и правил, и добродетели, и религии; и под влиянием этого чувства Соня невольно, выученная своею зависимою жизнью скрытности, в общих неопределенных словах ответив графине, избегала с ней разговоров и решилась ждать свидания с Николаем с тем, чтобы в этом свидании не освободить, но, напротив, навсегда связать себя с ним. Хлопоты и ужас последних дней пребывания Ростовых в Москве заглушили в Соне тяготившие ее мрачные мысли. Она рада была находить спасение от них в практической деятельности. Но когда она узнала о присутствии в их доме князя Андрея, несмотря на всю искреннюю жалость, которую она испытала к нему и к Наташе, радостное и суеверное чувство того, что бог не хочет того, чтобы она была разлучена с Nicolas, охватило ее. Она знала, что Наташа любила одного князя Андрея и не переставала любить его. Она знала, что теперь, сведенные вместе в таких страшных условиях, они снова полюбят друг друга и что тогда Николаю вследствие родства, которое будет между ними, нельзя будет жениться на княжне Марье. Несмотря на весь ужас всего происходившего в последние дни и во время первых дней путешествия, это чувство, это сознание вмешательства провидения в ее личные дела радовало Соню. В Троицкой лавре Ростовы сделали первую дневку в своем путешествии. В гостинице лавры Ростовым были отведены три большие комнаты, из которых одну занимал князь Андрей. Раненому было в этот день гораздо лучше. Наташа сидела с ним. В соседней комнате сидели граф и графиня, почтительно беседуя с настоятелем, посетившим своих давнишних знакомых и вкладчиков. Соня сидела тут же, и ее мучило любопытство о том, о чем говорили князь Андрей с Наташей. Она из за двери слушала звуки их голосов. Дверь комнаты князя Андрея отворилась. Наташа с взволнованным лицом вышла оттуда и, не замечая приподнявшегося ей навстречу и взявшегося за широкий рукав правой руки монаха, подошла к Соне и взяла ее за руку. – Наташа, что ты? Поди сюда, – сказала графиня. Наташа подошла под благословенье, и настоятель посоветовал обратиться за помощью к богу и его угоднику. Тотчас после ухода настоятеля Нашата взяла за руку свою подругу и пошла с ней в пустую комнату. – Соня, да? он будет жив? – сказала она. – Соня, как я счастлива и как я несчастна! Соня, голубчик, – все по старому. Только бы он был жив. Он не может… потому что, потому… что… – И Наташа расплакалась. – Так! Я знала это! Слава богу, – проговорила Соня. – Он будет жив! Соня была взволнована не меньше своей подруги – и ее страхом и горем, и своими личными, никому не высказанными мыслями. Она, рыдая, целовала, утешала Наташу. «Только бы он был жив!» – думала она. Поплакав, поговорив и отерев слезы, обе подруги подошли к двери князя Андрея. Наташа, осторожно отворив двери, заглянула в комнату. Соня рядом с ней стояла у полуотворенной двери. Князь Андрей лежал высоко на трех подушках. Бледное лицо его было покойно, глаза закрыты, и видно было, как он ровно дышал. – Ах, Наташа! – вдруг почти вскрикнула Соня, хватаясь за руку своей кузины и отступая от двери. – Что? что? – спросила Наташа. – Это то, то, вот… – сказала Соня с бледным лицом и дрожащими губами. Наташа тихо затворила дверь и отошла с Соней к окну, не понимая еще того, что ей говорили. – Помнишь ты, – с испуганным и торжественным лицом говорила Соня, – помнишь, когда я за тебя в зеркало смотрела… В Отрадном, на святках… Помнишь, что я видела?.. – Да, да! – широко раскрывая глаза, сказала Наташа, смутно вспоминая, что тогда Соня сказала что то о князе Андрее, которого она видела лежащим. – Помнишь? – продолжала Соня. – Я видела тогда и сказала всем, и тебе, и Дуняше. Я видела, что он лежит на постели, – говорила она, при каждой подробности делая жест рукою с поднятым пальцем, – и что он закрыл глаза, и что он покрыт именно розовым одеялом, и что он сложил руки, – говорила Соня, убеждаясь, по мере того как она описывала виденные ею сейчас подробности, что эти самые подробности она видела тогда. Тогда она ничего не видела, но рассказала, что видела то, что ей пришло в голову; но то, что она придумала тогда, представлялось ей столь же действительным, как и всякое другое воспоминание. То, что она тогда сказала, что он оглянулся на нее и улыбнулся и был покрыт чем то красным, она не только помнила, но твердо была убеждена, что еще тогда она сказала и видела, что он был покрыт розовым, именно розовым одеялом, и что глаза его были закрыты.

Время гонений и возрастаний

Начались гонения, в начале тридцатых годов храмы закрываются, начинаются аресты и расстрелы священников. Не минула эта участь Никольскую церковь на Маросейке и отца Сергия. За веру во Христа и поклонение Богу отправляли в тюрьму и ссылку.

В Пестовском дома прятались иконы, тайно проводили богослужения, и даже жила монахиня Евникия, ее представили родственницей. Особенно тяжело было детям в школе, но любовь отца, посвящавшего общению с ними все свободного время, покрывала все тягости школьной жизни.

Пребывавшая по делам в Самаре Зоя Вениаминовна по оговору была арестована, муж бросился ее выручать, но при этом он не искал связи, а усердно молился. Читая тропарь святому Серафиму Саровскому, Пестов оказался перед домом, в который и решился попроситься на ночлег. Это был дом медсестры из тюрьмы, через которую супруги и общались, а вскоре Зою выпустили.

Николай Евграфович успешно продвигался по карьере химика, преподавая в вузах Москвы, до 1933 года был заведующим кафедрой в Военно-химической академии, в 1937 году переходит в МХТИ им. Менделеева, руководит дипломными проектами, читает лекции в различных предприятиях, защищается и работает с аспирантами. Только молитвы членов семьи спасли ученого от репрессий 1937 года.

В 1939 году Н.Е.Пестов заведует кафедрой в МИЭИ, в начале 1941 года защищает докторскую диссертацию. Бронхиальная астма стала причиной освобождения доктора химических наук от призыва в армию, но уходит на фронт старший сын Коля и погибает. Любящий отец увековечил память о сыне в книге «Жизнь для вечности».


Книга Н. Пестова «Жизнь для вечности»

Н. Пестов активно работает, много печатается, становится известным как в стране, так и за рубежом. Его исследования вносят прогресс в оборонную промышленность, за что впоследствии ученого наградили орденом Красного Знамени, а в 1946 году вручили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Детство Пестова

В своих мемуарах Н.Е. Пестов писал, что у него выдалось очень счастливое детство. Он очень любил свою маму, был необычайно дружен с сестрами и братьями. Рано потерял отца, но навсегда запомнил его как очень доброго и справедливого человека,

Происхождение и рождение

Н.Е. Пестов родился 4 августа 1892 года в Нижнем Новгороде. Семья была довольно зажиточная. Все детство и юность будущего писателя и богослова прошли в родном городе на берегу Волги. Свою биографию он позже написал в книге «От внешнего к внутреннему».

Семья писателя

Отец, Евграф Федорович Пестов, мещанин по происхождению, был женат вторым браком Ольге Константиновне, матушке Николая.

У мальчика были старший брат Владимир и три сестры:

  • Ольга,
  • Зинаида,
  • Вера.

Трое старших детей отца от первого брака жили в другом городе, а еще двое детей умерли в раннем возрасте.

Отец Николая умер, когда мальчику было всего 6 лет, поэтому он почти не помнил своего родителя. Мама, Ольга Константиновна, происходила из купеческой семьи Баташевых. Женщина очень хорошо шила, получала много заказов, так что после смерти мужа на свои заработанные деньги содержала всю семью. Кроме того, Пестовы получали пенсию в 25 рублей от компании, в которой при жизни работал отец.

Образование Николая

Маленький Коля очень рано научился читать. Первыми книгами, которые он прочел, были произведения А.С. Пушкина и «Робинзон Крузо» Д. Дефо. С семилетнего возраста занимался с сестрами по школьной программе дома.

Изучал основные предметы:

  • русский язык;
  • литературу;
  • арифметику.

Один раз в неделю в дом к Пестовым приходил диакон из Ильинской церкви и преподавал Коле Закон Божий.

Время выбора и богословское наследие

После войны доктор наук открыто заявил о своих религиозных убеждениях, в его рабочем кабинете появились святые образа и картины на библейские темы. Николая Пестова с супругой часто видят в храмах на богослужениях. После выхода на пенсию профессор продолжает научную и педагогическую деятельность, сам Калинин вручил ему орден Ленина.

Интересно! Во второй половине двадцатого столетия Николай Евграфович исследует письма и послания Отцов церкви и святых, свои выводы он описывает в двухтомнике «Пути к совершенной радости, или Опыт построения христианского миросозерцания».

Написанные доступным языком послания, в которых ученый делился собственным опытом познания Бога и своими личными откровениями, стали широко востребованными по всей стране. В начале 60-х перед заместителем директора МИЭИ Н.Е. Пестовым встал выбор, остаться в институте или уйти на пенсию.

По распоряжению партии по всей стране активизировалась антирелигиозная работа, и за отказ сотрудничать с коммунистами великого ученого с мировым именем отчислили с занимаемой должности за приверженность к религии. Талантливый ученый все свои силы направляет на написание богословских трудов, в это время он работает над монументальной диссертацией «Пути к Совершенной радости».

Важно! Сам Патриарх Московский и всея Руси Пимен в 1977 году прислал благодарственное письмо за труды, помогающие людям Советского Союза вернуться в лоно православной церкви, а христианам глубже окунуться в красоту православия.

После исследования книги «Апокалипсис» Иоанна Богослова выходит в свет замечательная книга «Свет откровения», показывающая важность единства Церкви Господней на земле. Искренне раскаявшись в делах молодости, Николай Пестов, книги которого буквально расхватывались с прилавков, до конца жизни был очень строг к себе. Он много молится, соблюдает все посты и посещает богослужения.


Н. Пестов «Современная практика православного благочестия»

Великая слава не стала поводом для гордости и тщеславия, раскаявшись в своих грехах, знаменитый богослов до конца жизни, по его словам, осознавал свое ничтожество перед Богом. Таинство исповеди и Причастия было неким импульсом жизни подвижника, наслаждавшего буквально зачитыванием акафистов, Великого канона.

Пламенная молитва, живые беседы с Богом переплетались с огромной любовью к ближним, особенно к внукам, которым великий ученый и богослов собственноручно готовил завтраки, беседовал с ними о Боге.

Смерть в 1973 году любимой жены, друга, помощница, с которой Николай Пестов прожил полвека, на два года повергло его в скорбь. Время лечит, постоянное чтение молитв и канонов об упокоении души супруги вернули жизнерадостность подвижнику.

Огромную радость Николаю Евграфовичу доставляли внуки. В день благословения и получения благодарности от Патриарха Пимена в 1977 году в церкви Ильи Пророка на Кропоткинской, где диаконами служили два внука Пестова, сам Патриарх рукоположил еще одного внука, монаха Сергия в чин диакона.

Произведения Пестова

В книгах автора можно найти:

  • размышления о православной вере и христианстве;
  • советы и наставления на все случаи жизни;
  • описание пути к Богу.

Более 160 трудов по православию написал за свою долгую и трудную жизнь Н.Е. Пестов, многие из них переиздавались уже после его кончины благодаря стараниям членов семьи.

Самые известные труды и книги русского православного духовного писателя и богослова Н.Е. Пестова:

  1. «От внешнего к внутреннему». Жизнеописание писателя, составленное им самим.
  2. «Современная практика православного благочестия», книга в 2-х томах. Ее можно назвать учебником православной веры. Здесь очень много цитат из Евангелия, трудов Святых Отцов. Само повествование выстроено в форме диалога с читателем, ненавязчиво и без огромных массивов информации.
  3. «Современная практика православного благочестия». Аудиокнига в формате MP-3 на двух CD.
  4. «Жизнь для вечности». Книга посвящена погибшему на войне сыну, это рассказ о жизни «Колюши» с раннего детства, отрывки диалогов. Значительную часть книги занимают письма с фронта, в которых сын проявляет неустанную заботу о родителях.
  5. «Святая блаженная Ксения Петербургская». В книгу включены исторические повествования из жизни Блаженной, сведения о святых местах, связанных с памятью подвижницы, описание многочисленных случаев чудесной помощи страждущим и просящим.
  6. «Свет совершенной радости».
  7. «Свет откровения. Размышления над Апокалипсисом.» Книга посвящена толкованию последней книги Нового Завета.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]