Собор Святой Софии в Новгороде. Архитектор, описание, год создания, история храма

Софийский собор в Новгороде. Расположение, схема проезда

Возраст центрального православного памятника Великого Новгорода примерно 1000 лет. Храм входит в состав комплекса Новгородского Кремля, и находится в самом старинном его уголке – на территории Владычного двора.

Возвышаясь на левом берегу реки Волхов, Софийский собор привлекает к себе восторженные взгляды: величавое и громадное сооружение, возведенное из белоснежного камня с пятью куполами, похожими на шлемы русских воинов. Один купол по центру покрыт золотом, остальные окрашены свинцовой краской.

До религиозного памятника можно доехать на автобусах: №7, 7А, 17, 17А, 26. Эти маршруты довезут на Сенную площадь. Чтобы добраться до собора Святой Софии, необходимо войти в Кремль недалеко от прилегающего парка. А затем пройти по аллее 100 м. По левую сторону можно увидеть Софийский собор, и совсем рядом – памятник, посвященный 1000-летию России.

Расписание богослужений не зависит от того, какой день недели:

Утренняя службав 10:00
Вечерняя службав 18:00 (за исключением – понедельника и вторника);
Вечером в четвергслужба и молебен Никите Новгородскому (если нет другого праздника в пятницу)
Воскресным вечеромслужба и молебен у иконы «Знамение»

История Собора Святой Софии

В первое время храм, сложенный из известняковых пористых плит, имел более светлое и теплое убранство как внутри, так и снаружи. Грубому каменному материалу собора в 12 веке придали изысканный вид, а внутренние стены были украшены расписными иконами и богатой утварью.

За долгие годы своего существования Софийский собор подвергался перестройкам и изменениям. Устраивались выставки под открытым небом, которые не прошли испытания суровыми зимними морозами.

В итоге храм стал выглядеть строго и «хмуро», (а позднее появилась пристройка «Златая» паперть), ушел вглубь земли на 1,5 м и был обворован приспешниками Ивана Грозного. Они вынесли бесценные иконы и другие драгоценные предметы, разрушили Корсунские ворота.

Видоизмененный в Средневековье и разрушенный снарядами фашистских захватчиков (немцы вывезли из собора деревянные резные элементы храма и иконостас, которые позднее были возвращены), православный новгородский собор начал приобретать строгий и мрачный облик.

Внутреннее убранство представлено потускневшими фресками 11 века и иконами 14-16 века, многие из них не сохранились. Произошло это потому, что в Софийском соборе в первые годы 20 века была проведена некачественная реставрация, а затем началась первая Мировая война.

Однако на стенах собора, где сохранилась старая шпаклевка, историки обнаружили записи, сделанные прихожанами, относившиеся к 11-13 векам. Надписи рассказывали о том, что происходило в городе, как молились люди в те времена. При дальнейших исследованиях обнаружились элементы мозаики, которые украшали алтарные столбы, и части пола.

Когда-то собор Святой Софии обладал бесценной библиотекой, которая состояла из уникальных записей, исторических летописей, научных и медицинских трактатов. Часть этой коллекции сохранилась до сегодняшнего дня.

В Софийском соборе находятся:

  1. Гробницы святой княгини Анны (она была женой Ярослава Мудрого).
  2. Князя Владимира с супругой Александрой.
  3. Князей Мстислава и Федора.
  4. Священнослужителей Никиты и Иоанна.

И еще многие князья, монахи и другая знать нашли здесь последнее пристанище.

Во времена, когда страной управляли большевики, собор закрывают для богослужений и делают внутри него открытую выставку, которая должна была подчеркнуть, как богато живут священнослужители, что очень осуждалось властью. В качестве экспонатов выступали все предметы, имеющие большую ценность.

Полученные повреждения во время войны, устранили в Софийском соборе сразу же после ее окончания. До 90-х годов храм служил отделением новгородского музейного комплекса. Летом 1991 года состоялось торжественное возвращение собора Святой Софии православной церкви Московским патриархом.

История основания Собора

Новгородский Софийский храм – старейший из сохранившихся в нашей стране памятников древнерусской архитектуры. Есть свидетельства того, что до постройки каменного собора в городе была деревянная Софийская церковь. Археологических доказательств этого факта нет. Но в НПВ — Первой Новгородской летописи, описывающей период с 1016 до 1330 гг., упоминается, что св. София была уничтожена пожаром в 1049 г. «марта в 4, в день субботний». Также в летописи указано, что первоначальный храм был «13 верхе имущи» и стоял над Волховом на «Пискупле улице». Ряд историков сомневаются в том, что деревянная София существовала, и предполагают данную запись плодом фантазии летописца.

Первый храм и его оформление

Каменный собор, который стал символом Великого Новгорода и его вольности, начали строить в 1045 г. и закончили в 1050 или в 1052. На строительстве работали зодчие и рабочие из Киева и Византии. Сначала все поверхности стен побелили, за исключением барабанов и криволинейных апсид. Их оставили покрытыми цемянкой (толченой кирпичной крошкой с известью). Таким образом зодчие старались внешне воспроизвести богато украшенные храмы Константинополя, стены которых были покрыты мрамором, а криволинейные элементы – фресками и мозаикой. Выросший всего за пять лет храм был огромен по представлениям жителей Древнего Новгорода. 40-метровое строение, возвысившееся над деревянными избами и дубовыми крепостными стенами, поражало воображение многих приезжающих в Новгород купцов.

За все десять столетий существования церкви, ее никогда не перестраивали. Пожары и войны наносили ущерб, который требовал лишь ремонта. После различных социальных и природных катаклизмов купола Софийского собора покрывали свинцом, а стены – штукатуркой. В XV века, при архиепископе Иване Калике центральный купол начали золотить.

Судьба в советские годы

В советский исторический период в Софийском соборе некоторое время проводились богослужения. В то же время храм безжалостно разграблялся новыми властями. Из хранилищ вывозились ценности. Некоторые из них исчезали бесследно. Другие – объявлялись в зарубежных музейных экспозициях и частных коллекциях. В 20-х г. службы были прекращены, и власти открыли в нем музей атеизма. Во время войны новгородский собор попадал под обстрелы, был захвачен и опустошен немцами. Он сильно пострадал от бомбежек. После Победы храм восстановили, и он стал центром светской культурной жизни Новгорода.

Современное состояние

В 1991 г. состоялась передача святой Софии Русской Православной Церкви. В том, что передача состоялась, есть большая заслуга архиепископа Новгородского Льва (Церпицкого). Перед событием по инициативе архиепископа создали общественный совет, целью которого была реставрация и обеспечение дальнейшей сохранности Софии, как ценнейшего исторического памятника.

Сейчас храм открыт для верующих с 8 до 20 часов. В 10 и 18 часов проводятся богослужения.

Архитектурные особенности храма

Основание новгородского Софийского собора состоялось 21 мая (по старому календарю в июне) 1045 года. В этот день заложили первый камень для постройки храма и отмечали День Святых апостолов Елены и Константина.

Как гласят древние летописи, в этот день был сожжен самый первый (деревянный) православный храм Премудрости Божией. Из других источников известно, что первый собор Софии сгорел после того, так закончили строительство новгородского Софийского собора, но историки не подтверждают ни одну из этих версий.

Тем временем на киевской земле уже высился собор Святой Софии, архитектура которого была представлена византийским стилем. Можно отметить, что новгородский и киевский соборы имеют схожие черты.

Это объясняется тем, что в XI веке не так было развито каменное строительство, и, соответственно, технология и стиль были одинаковыми. Для возведения собора, вероятнее всего, князь Владимир нанял киевских мастеров или строителей из Константинополя.

Строительные материалы, кладка камня и плинфы – во всем прослеживается идентичность киевскому собору. Даже то, как скрепляли камни между собой, было в точности повторено: смесь известкового раствора и толченого кирпича.

Оба собора имеют пятинефные помещения с хорами, высокими башнями и длинными галереями.

Собор Святой Софии в Новгороде включал в себя отдельное помещение с алтарем для богослужений, ранее здесь располагались три часовни. Их соединили в одно сооружение с помощью дополнительных галерей.

Такой объемный стиль в архитектуре стал отличительной особенностью новгородского софийского храма. Это и высокие потолки центральной части Софийского собора, и организация кровельных перекрытий. Для того, чтобы все объединенные постройки находились на одном уровне, зодчие надстраивали дополнительные стены, и усиливали их опорными столбами и сводами (акбутанами).

Изменение объемов подкупольного пространства, увеличение высот в других помещениях не были традиционными для киевской или византийской архитектуры. Преображенный новгородский Софийский собор, с его вытянутыми ввысь формами, стал заметно отличаться от остальных храмов того времени.

Внутри стен собора Святой Софии использовали голосники – керамические сосуды или горшки. Для улучшения акустики внутреннего пространства храма их располагали определенным образом. Круглые отверстия сосудов, в основном, направляли на внешнюю сторону храма, но иногда предполагалось и противоположное размещение.

Такое конструкционное решение в стенах объемного собора помогало решить проблемы с акустикой, и исключить появление эхо. Голосники выполняли еще одну важную функцию.

Так как амфоры и горшки имели округлую форму, несущая способность стен увеличивалась в несколько раз. А за счет пустого пространства внутри голосников уменьшался вес тяжелого купола, и вместе с этим, снижалась нагрузка от громадной конструкции на фундамент, опорные столбы и арки.

Собор Святой Софии в Новгороде украшен 5-ю куполами, а шестой возвышается над башней с лестницей, которая расположилась в западной части у южного входа. Купола внешне напоминают шлемы, защищающие головы древнерусских воинов. На центральном куполе, который был позолочен в XV веке, установлен свинцовый голубь. Он смотрит на город вот уже тысячу лет.

Только в XVII веке в храме появилась первая звонница. В новгородском соборе можно попасть на выставку колоколов. И заодно посмотреть какой открывается вид на город с высоты колокольни.

Технические особенности собора

Софийский собор в Новгороде – один из немногих пятинефных крестово-купольных храмов, построенных в XI веке. Позже строительство церквей такого типа на Руси не практиковалось. Храм выполнен в византийском стиле. Боковые аспиды храма сделаны в форме пятигранника, центральная – круглая. Широкие галереи в два этажа опоясывают здание с трех сторон. Историки считают, что галереи были построены одновременно со зданием храма. Структура здания пирамидальная, с 6-ю куполами.

Вместе с галереями собор имеет прямоугольную форму (34,5×39,3 м). Высота здания в месте центральной главы составляет 38 м (без креста). При постройке храма были выложены массивные стены. Их толщина равна 1,2 метра. Материалом для стен послужил известняк разного цвета. Для скрепления камней применялся раствор из извести с добавлением толченого кирпича. У камней отделывалась только сторона, выходящая на поверхность фасада.

Материалом для арочных проемов и сводов был выбран кирпич. Внутренние стены в районе главной аспиды и в парусах выложены керамическими сосудами округлой формы (голосниками). Некоторые голосники при строительстве специально сделали открытыми во внутреннее помещение. Таким образом русские умельцы избавились от нежелательного для храма эха. Еще одним плюсом наличия пустотелых предметов в кладке стало уменьшение нагрузки от тяжести барабана на подпружные арки.

Интерьер Софийского собора очень похож на киевский храм, только имеются небольшие расхождения в пропорциях.

Внутреннее убранство храма

Росписи на внутренних стенах церкви появились в XI веке. До наших дней дошла знаменитая картина «Константин и Елена», работу над которой вели византийские художники.

При реставрации храма в XIX веке специалисты, сняв старый слой шпаклевки, нашли написанных во весь рост императора Константина с его матерью. Эта фреска уникальна из-за технологии, с помощью которой она была создана. Расписывалась она по сухой штукатурке.

Следующие росписи православного храма проводились в XII веке. Лишь незначительные части фресок на центральном барабане смогли сохраниться до нашего времени, на которых были изображены трехметровые фигуры провидцев. На алтаре присутствовала мозаика с образами святых. В некоторых коридорах церкви можно увидеть фрагменты изображений Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя.

После XII века уцелели только две иконы:

  • Апостолы Петр и Павел;
  • Спас на Престоле.


    Собор Святой Софии — икона спас на престоле

Встречаются на стенах собора надписи, оставленные зодчими и прихожанами. Даже настенные картинки иконописцев, которые в современном творчестве называются «граффити», тоже присутствовали внутри храма. Известно, что в XII столетии украшением церкви занимался послушник Стефан вместе с художниками Микулой и Радко.

Интересный факт! В стенах святыни скрывались клады и тайники, где хранилось многочисленное богатство состоятельных горожан того времени, в том числе и самого князя Владимира.

По сказаниям, именно его «схоронка» была найдена Иваном Грозным, непонятно от кого узнавшем о сокровищах. Кроме личного клада в тайниках храма в то время сохранялась и казна Великого Новгорода.

Интересные факты

  • В соборе имеются знаменитые древние Магдебургские или Корсунские врата, открываемые только по великим праздникам. Когда-то это были главные врата, через которые христиане входили в храм. В свое время бронзовые врата были отреставрированы умельцем Авраамом и установлены в западном портале.
  • На стенах собора в XIX веке был обнаружены граффити, датируемые XI – началом XII века.
  • Софийский собор был изображен на российской купюре номиналом 5 рублей, выпущенной в 1997 году.

Росписи и иконы Софийского собора

Как только собор Святой Софии в Великом Новгороде был построен, художники сразу приступили к его украшению и росписи. До наших дней сохранились лишь части центральных купольных фресок с изображениями провидцев и херувимов. Уникальная картина с образом Христа Пантократора в центре купола была уничтожена бомбой, которая попала в собор во время военных действий в 40-е годы.

Еще одним открытием для историков стало обнаруженное под современными росписями изображение апостолов Константина и Елены в Мартирьевской паперти. Так как эта фреска была написана бледными красками и не имела четких линий, можно предположить, что она являлась черновиком для будущей мозаики.

Те росписи, которые преобладают во внутреннем убранстве новгородского Софийского собора, были созданы в конце XIX века.

Новгородская православная церковь славится иконостасами. Центральная стена украшена иконами Софии и Премудрости Божией, относящихся к XV-XVI векам. На них преобладают красные и алые оттенки, что достаточно символично передает смысл жертвы, которую принес для людей Христос.

Рождественский иконостас возглавляет икона Богородицы, родом из Тихвина (XVI век). Она присутствовала на заключении мирового соглашения между Россией и Швецией в 1617 году. По приказу царевны Софии икона была спрятана в специальное металлическое облачение – ризу. Также здесь находится икона «Спас на престоле» XIV века и другие образа XVI-XIX веков.

Знаменитая и самая главная святыня новгородского храма Св. Софии – образ Божьей Матери на иконе «Знамение», которая очень ценится среди православных. На изображении иконы Богоматерь раскинула руки с обращенными к людям ладонями.

Такое положение рук говорило о том, что она читает покровительственную молитву. Стиль написания Божьей Матери иконописцы называют Оранта. Говорят, что икона помогла выдержать осаду князя Андрея в 1170 году.

Интерьеры и реликвии новгородского храма

Первым впечатлением вошедших в Софийский собор в Великом Новгороде в большинстве случает становится ощущение некоторой тесноты. Так кажется не столько от немалого количества посетителей, сколько от непропорциональности площади и объема внутри здания. Большая высота потолков в проходе контрастирует с его малой шириной, еще уменьшающейся из-за расставленных под образами подсвечников.

Не добавляет простора и расположившаяся на пути посетителей церковная лавка, хотя и расположившаяся в нише, но прилавком ограничивающая проход. Зато ассортимент товаров здесь довольно разнообразен, от религиозной литературы и символики до святых образов самых разнообразных размеров и качества работы. Единственно свободным остается пространство под потолком, озаренное светом люстр.

Иные ощущения посетители испытывают возле алтарного иконостаса, где существенно свободнее. Первым и главным впечатлением у большинства становится явная, даже чрезмерная скромность оформления. Скудностью это назвать язык не поворачивается, но приглушенность красок, отсутствие существенного декора, позолоты, ярких деталей заметно. Впрочем, скромность не порок, возможно, так и было в старину.

Алтарный иконостас храма содержит ряд редких и особо почитаемых икон, о которых предусмотрительные посетители нашли информацию заранее. Именно возле этих образов концентрируются посетители, желающие получить помощь или решение проблем. Прежде всего это иконы Софии Премудрости Божией, Тихвинской Божьей Матери и помещенная в шкаф перед иконостасом икона Божьей Матери Знамение.

Особенности Софии новгородской

Очень привлекательно выглядит Софийский собор в Великом Новгороде, если посмотреть в сторону главного купола. Завораживает головокружительная высота, ощущение усиливают вертикальные выступы стен. Похоже, что верхняя часть конструкций сохранила фрагменты древних росписей, но центральный образ Христа как был выбит фашистским снарядом, так и не восстановлен.

Отличает Софийский собор в Великом Новгороде от других православных храмов еще нечто почти неуловимое, на уровне подсознательной догадки. Иконостас, отделяющий алтарное пространство от публичного, кажется чужеродным в этой обстановке. И это действительно так, возводился он позднее освящения собора, уже после окончательного размежевания католиков и православных до уровня взаимных проклятий.

Противоречия между ветвями одной религии проистекали из обычной для политиков, но негодной для служителей Бога стремлении к господству. Раздел Римской империи на Западную и Восточную, позднее ставшую Византией, породил противоречия не только между государствами. Уже в обозримом будущем этому конфликту исполнится тысяча лет, неужели христиане никогда не объединятся?

Святые мощи и обычаи

Кроме уже упомянутых чудотворных икон, Софийский собор в Великом Новгороде сохраняет целый ряд мощей православных святых. Первой здесь упокоилась супруга Ярослава Мудрого Анна, мать строителя храма. О смерти Владимира Ярославича сразу после освящения уже говорилось, а ведь исполнилось ему лишь 32 года. На примере этой личности показываем, как и в чем хранит мощи Софийский собор в Великом Новгороде.

Канонизация русских князей, а затем монархов в православии была обычным делом, для них существовал специальный лик (тип) святости, обозначаемый как Благоверный. Критерии отнесения к лику святых не включали воинских подвигов и завоеваний. Отмечалась благочестивая жизнь и дела во имя церкви. Поскольку строительство и содержание храмов явно относится к таковым, канонизация построившего Софийский собор в Великом Новгороде объяснима.

Не совсем понятен повод для канонизации, также в лике благоверного старшего брата Александра Невского, Федора Ярославовича. Он числился новгородским князем всего год и умер, не достигнув 15-летия, накануне женитьбы. На нашем фото видна поклоняющаяся его мощам прихожанка, видимо, выбор кумира для почитания – дело тонкое либо нам неведомое.

Впрочем, церковные ритуалы во многом загадочны для мирян, не слишком в эти тонкости углубляющихся. Даже правильно поставить свечу за здравие или же за упокой сейчас сможет не каждый, есть люди, не видящие разницы в этих категориях. Хорошо, что в любом храме найдется благожелательный советчик, будь то посетитель или священник. Поэтому редки такие посетители, которые покинут Софийский собор в Великом Новгороде, не поставив ту или иную свечу в один из подсвечников храма.

Для посетивших Софийский собор в Великом Новгороде кремлевская территория предлагает еще целый ряд познавательных объектов. Это и крепостные стены с сохранившимися сторожевыми башнями, и Софийская звонница, однажды обрушавшаяся вместе с подмытой половодьем стеной. Между нею и храмом на снимке видно здание музыкального колледжа (бывшего духовного училища), где есть народный музей Аренского, Лядова и Рахманинова. Не забудьте и о Грановитой палате, виденной на одной из первых фотографий.
Метки: Великий НовгородРоссиясобор

Магдебургские врата

Главными воротами Софийского собора в Великом Новгороде служили Магдебургские врата, которые запирали церковь с западной стороны. Если пройти в них, можно попасть в храм через Корсунскую паперть. Создали эти врата магдебургские ремесленники в XII веке.

Достопримечательность украшена рельефным орнаментом, который передавал сцены по библейским мотивам. Каждая картина сверху имела подписи на латинском языке, а снизу расшифровку на русском языке.

Когда-то давно эти уникальные врата открывали для царственных особ по праздникам и торжествам. Теперь большую часть времени они закрыты.

Архитектура

Софийский собор в Новгороде увенчан пятью главами, выполненными в форме богатырских шлемов. Дополнительная шестая глава венчает лестничную башню, находящуюся в западной галерее. К храму прилегают с трех сторон аспиды и широкие галереи в два этажа.

Изначально были побелены только апсиды и барабаны, основные внешние и внутренние стены имели натуральный цвет камня. Своды собора были обмазаны известковым раствором и покрыты росписью. Такое оформление было позаимствовано у константинопольских архитекторов.

Приблизительно в XVIII веке к фасаду с южной и северной стороны пристроили по три контрфорса. Это было сделано для укрепления стен. Во время реставрационных работ в 1893-1900 годах, проводимых архитектором Н. С. Курдяковым, контрфорсы с южной стороны убрали, возвратив собору прежнее покрытие.

Крест главного купола

Можно выделить этот крест среди остальных из-за присутствия на нем символа мира – голубя. Много событий пришлось пережить главному купольному кресту.

Во время ожесточенных боев с фашистскими захватчиками купол храма был уничтожен. Часть исторических памятников, предметов живописи и искусства было украдено из Софийского собора и вывезено вражескими войсками.

Среди них был и купольный крест. Далее дивизией испанских добровольцев он был доставлен в Испанию в качестве военного трофея. После длительных переговоров с испанским королем и при помощи протекции Российского Патриархального сообщества и правительства, православный крест главного купола вернулся на Родину в 2004 году.

Взамен в испанский музей была отправлена копия креста. Такой же точно установили на купол новгородского храма в 2007 году. Саму историческую реликвию, возвращенную в родные края, спрятали глубоко в подвальных помещениях храма.

Главный символ Святого Духа – это голубь, выполненный из свинца и размещенный на кресте центрального купола. Как рассказывают предания, когда город захватил Иван Грозный со своим войском, мимо пролетал голубь.

Птица видела, какие ужасные страдания причиняют опричники Ивана Грозного местным жителям, и присел на кресте в каменном обличии. Из разговора с Богородицей один из послушников узнал, что птица была послана, чтобы утешить народ новгородский. Пока голубь на кресте, Новгород будет в безопасности.

Современное состояние[править]

Новейшая история Успенской церкви начинается 31 августа 1997 года, когда после ремонта, в трапезной храма по благословению Высокопреосвященнейшего Льва, Архиепископа Новгородского и Старорусского, было возобновлено богослужение. Владыка предоставил начальный капитал для строительства и постоянно курировал все строительные работы.

26 сентября 1998 года восстановленная церковь Успения Пресвятой Богородицы была освящена.

При церкви работает детская и взрослая воскресная школа, которая сейчас располагается на втором и третьем этажах храма. Действует силами учащихся воскресной школы кукольный театр. В храме работает студия берестоплетения, иконописный класс, мастерская лицевого и золотного шитья.

Граффити Софии Новгородской

В Софийском соборе на различных стенах и уровнях можно найти древние росписи и картинки – граффити. Их ставили в свое время священнослужители и прихожане новгородского храма. Из этих исторических надписей можно узнать много нового о том, как жили люди во времена древней Киевской Руси.

Любопытные граффити, обнаруженные в киевском храме, повествуют о государственных событиях того времени и известных людях.

Собор Святой Софии в Новгороде больше известен фресками и мозаиками (о которых упоминалось ранее), нежели историческими надписями. Люди, приходящие в церковь, любуются в основном изображениями святых и событийными сценами, но не обращают внимания на старинные надписи и автографы, расположенные совсем рядом. Напрасно, ведь из них можно узнать о многих исторических фактах.

Благодаря граффити Софийского собора историки узнали, что на Руси было много грамотных и ученых людей. Эти письмена также отражают уникальный язык изложения того времени.

Собор Святой Софии в Новгороде посещали люди со всех уголков страны, и подтверждением тому являются многочисленные надписи и автографы на стенах.

Отдельно стоит обратить внимание на надписи в открытой парадной галерее Софии. В XI-XIII веках сюда не могли попасть простые посетители. Доступ в Софийский хор был доступен лишь членам высокопоставленных семей или другой знати. Царские особы, как и другие прихожане, занимались нанесением граффити на стены новгородского собора.

Настенные надписи собора Святой Софии – это ценнейшее подтверждение грамотности на Руси. И стоит отметить, что граффити относятся к глаголической системе письма, являющейся более древней, чем кириллица.

Хотя письменность, придуманная Кириллом и Мефодием, имела достаточную распространенность в церковной культуре, огромное количество граффити было выполнено глаголицей, что указывает на предпочтительное использование глаголической системы письма.

Из надписей собора Святой Софии людям стало известно о многих событиях их жизни древнерусских жителей.

Звонница

Звонница — отдельное строение XV века. Это самая древняя сохранившаяся колокольня в России, исторический памятник со следами перестроек разных веков и изящной лепниной. Во время войны звонница получила серьёзные повреждения при артиллерийском обстреле. Внесена в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.

С апреля по сентябрь можно подняться на звонницу. У меня есть фотографии оттуда в этом посте

Звонница — это новгородское изобретение XV века, конструкция с несколькими колоколами, которая на Руси была потом повторена всего дважды. Когда-то такие «звоны» далеко разносились и были слышны за 50 километров. Именно они-то и вдохновили композитора Рахманинова на использование колоколов и подражание им в академической музыке.

Понятно, почему так особо относились новгородцы к колокольным технологиям: кроме церковных был на звоннице и светский колокол без креста, созывающий новгородцев на вече.

Во время войны колокола пытались сохранить как историческое наследие. Малые колокола эвакуировали в Кириллов. Большие колокола утонули в Волхове при транспортировке или были зарыты в землю на берегу. К сожалению, они были повреждены, и в них нельзя звонить.

Сохранившиеся колокола Новгорода экспонируются в Софийской звоннице, Валдайском музее колоколов и Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Старинные колокола представляют собой выставку под открытым небом, а в работе на звоннице — колокола современные.

Близ звонницы установлены:

  • 100-пудовый колокол (отлит в 1589 году и подарен Борисом Годуновым Духову монастырю).
  • 200-пудовый колокол (отлит в 1599 году для Хутынского монастыря мастерами Василием Ивановым, Афанасием Панкратьевым и Иоакимом Ивановым).
  • Колокол весом 1614 пудов (отлит в 1659 году в Новгородском Кремле мастером Ермолаем Васильевым).
  • 590-пудовый колокол (отлит в 1839 году).
  • 300-пудовый колокол (отлит в 1677 году).

С одним из древних колоколов, который не сохранился, связана легенда об Иване Грозном:

«Иван Грозный однажды направился на обедню в Софийский собор. Путь его лежал через волховский мост. Как только царский конь вступил на мост, звонарь изо всех сил забил в большой колокол. Он хотел приветствовать царя, но звон был так велик, что конь испугался, встал на дыбы, и высокий гость Новгорода чуть не оказался в реке. Разгневанный царь велел отрубить колоколу уши, оставив одно среднее ухо. Именно поэтому казненный колокол получил прозвище «безухого» и долго еще висел на звоннице».

Аудиогид с экскурсией по храму для смартфона: https://izi.travel/ru/rossiya/putevoditeli-po-velikiy-novgorod

  • В храме можно почитать информационные стенды с житиями святых, приобрести брошюры об истории храма.
  • Вход свободный. Вход через северные двери.
  • Фотографировать внутри запрещено.
  • Запрещено заходить в шортах.

Другие достопримечательности собора

  1. Специально выкованные для новгородского Софийского храма Васильевские ворота, отличались торжественностью. Они были отлиты из меди, а изображения на них выполнены техникой золотой наводки. После захвата Новгорода Иваном Грозным, ворота были сняты. Теперь их запирают в Успенском монастыре.

  2. Большую историческую ценность представляют фрески новгородского собора. Здесь их большое количество, и все они относятся к различным временным отрезкам. Самые ценные из них обнаружили реставраторы в XX веке.
  3. Звонница появилась чуть позднее. Она переделывалась несколько раз с XV в. В нее вносили изменения из-за веса колоколов. Теперь к ним можно прикоснуться у входа и внутри самой звонницы. Входной билет в колокольню дает право прогуляться по башенным стенам, увидеть и его окрестности, как на ладони.

Оказавшись в уникальном и старейшем городе Новгороде, необходимо включить собор Святой Софии в список обязательных мест для посещения, осмотреть все его достопримечательности и святыни.

Оформление статьи: Мила Фридан

История создания

Приказ о строительстве собора отдал в 11 веке Ярослав Мудрый. Одна из версий гласит, что возведение храма было связано с приездом в город митрополита Феопемпта – будущий предстоятель русской церкви, грек, переезжал из Константинополя.

Изначально собор представлял собой 13-купольное сооружение, к которому через несколько веков добавили еще 6 глав. А к 17 веку здание реконструировали в стиле украинского барокко.

На протяжении десяти веков своего существования собор не раз подвергался нападкам захватчиков. В 13 веке он пережил нашествие Батыя – его орды разрушили чуть ли не все здание и вынесли драгоценную утварь. Два века спустя храм грабили уже крымские татары, убившие митрополита Киевского святого Макария.

В 14 веке уже добивали собор униаты. В храме к этому времени уже прекратились богослужения, а само здание держалось, как говорится, на честном слове. Ключевую роль в восстановлении собора сыграл Митрополит Петр, который в 1633 году привлек к работам итальянского архитектора Октавиано Манчини. Конец 17 века стал временем окончательного возвращения Софийского собора, когда были восстановлены иконы, фрески, а само здание приобретает главы грушевидной формы и украшенные лепниной стены.

20 век и современность

Октябрьская революция напрямую повлияла на Софийский собор. До 1917 года он оставался кафедральным собором митрополитов Киевских и Галицких, а с наступлением советского режима здесь началась настоящая борьба за власть – кто из митрополитов может называть себя настоящим. Раскол в церкви мог привести к расколу в обществе, поэтому собор решили быстро закрыть и превратить его в музей-заповедник. В 1934 году был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей», в который сначала помимо Софийского собора вошла колокольня, позже – остальные памятники архитектуры XVIII века, сформировавшие архитектурный ансамбль Софийского монастыря: южная въездная башня (начало XVIII века), построенные в 1722–1730 гг. трапезная, хлебня (пекарня, позже – консистория) и Дом митрополита, наконец, ворота Заборовского (1731–1745), братский корпус (кельи) (середина XVIII века.) и бурса (1763–1767).

В соборе были проведены крупные реставрационные работы, открывшие грандиозный целостный ансамбль мозаик и фресок второго десятилетия XI века. В 1987 г. международное жюри Гамбургского фонда имени Альфреда Тёпфера присудило собору Европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников. Включён в список Всемирного наследия в 1990 году.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]