Православный Николо-Пешношский мужской монастырь – один из древнейших на севере Подмосковья, расположен примерно в 80-ти километрах от МКАД, недалеко от села Рогачево Дмитровского района.
От Рогачева к монастырю ведет старинная ивовая аллея. По легенде, ивы были посажены во времена Екатерины II, а сама аллея называлась Екатерининской.
Основана обитель в 1361 году монахом Мефодием Пешношским, учеником Сергия Радонежского.
Мефодий возводил первые строения «пеш ноша» — пешком перенося бревна по броду через реку, поэтому такое имя получили и он сам, и монастырь, и речка-Пешноша, текущая у монастырских стен.
Первые постройки были деревянными и не дошли до наших дней. Во время расцвета монастыря в XVI веке, благодаря хорошей прибыли от торговли хлебом с Белозерском, а также щедрым пожертвованиям дмитровских князей и царя Ивана Грозного, их постепенно заменили на каменные.
Несмотря на непростую историю обители, уникальный архитектурный ансамбль сохранился практически без потерь, в наши дни монастырские здания полностью отреставрированы.
Вход на территорию через проездные ворота смотровой Спасской башни.
В мае 1553 года Иван Грозный приезжал в Николо-Пешношский монастырь на богомолье. Встреча с жившим там на покое старцем Вассианом оказала на него большое влияние.
Царь спросил Вассиана: «Отче, как лучше править государством?»
«Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя. Держись правила что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым на царстве и грозою для вельмож», — ответил старец.
Иван Грозный на это сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета».
Вид на Спасскую башню с внутренней стороны:
Центральная часть архитектурного ансамбля.
Справа — древний собор Николая Чудотворца постройки конца 15 – начала 16 века, в середине — храм преподобного Сергия Радонежского, построенный над гробом Мефодия Пешношского, слева – колокольня с Богоявленской церковью.
За свою долгую историю монастырь многое пережил: в Смутное время его грабили поляки, многие монахи пали тогда от меча врагов, горели монастырские строения.
В 1700 году во время своего плавания по реке Яхроме Николо-Пешношский монастырь посетил Петр Первый, и, после жалобы от игумена Феофана на непокорность крестьян и несправедливость со стороны гражданских властей, своим указом дабы «сильной властью укротить непокорных и защитить обитель от несправедливостей», приписал к монастырь к Троице-Сергиевой Лавре.
Однако, петровский указ сыграл плохую роль: лишенная самостоятельности обитель пришла в упадок и разорение.
Больничная церковь Дмитрия Ростовского, соединенная с больничными палатами.
Новый расцвет наступил на рубеже 18-19 вв. — при иеромонахе Макарии Пешноша стала одной из самых красивых и благоустроенных обителей, ее даже называли «второй Лаврой». В те времена монастырь был крупным землевладельцем, имел в собственности более двух тысяч «душ» крестьян.
Святые ворота с нарядной надвратной Преображенской церковью.
В первые годы советской власти в монастырских зданиях был размещен Дмитровский краеведческий музей. В 1927 году тут находился Дом инвалидов Мособлсобеса, а в 1966 году – Психоневрологический интернат №3 Департамента социальной защиты населения г. Москвы.
Последние пешношские монахи были расстреляны на Бутовском полигоне в 1930-х годах.
В 2008 году Карен Шахназаров снимал здесь фильм «Палата №6» по повести А.П. Чехова. В съемках принимали участие пациенты интерната.
Часовня Иоанна Предтечи над Святым источником.
Северный братский корпус и угловая башня.
На заднем плане — двухэтажный храм Сретения Господня с фасадами в стиле классицизма.
Солнечные часы на стене Сретенского храма.
С 2007 года начинается постепенное восстановление: реставрируются храмы, братские кельи, проходят богослужения. В 2013 году Психоневрологический интернат переехал в новое здание вне монастырских стен, а 24 августа 2014 года состоялось торжественное открытие всей территории обители после реставрации, приуроченное к празднованию 700-летия Сергия Радонежского.
На этой фотографии справа видны белые сцена и трибуны, возведенные специально для совершения Литургии на открытом воздухе патриархом Кириллом в честь этого события.
Угловая юго-западная башня, часть трапезной и настоятельский корпус.
Территория очень ухоженная.
В восточной стене есть небольшая калитка.
Снаружи налево наискосок – тропинка к монастырскому зоопарку.
Здесь живут верблюды.
Злые птеродактили (на самом деле я забыла, как эти птички называются).
Павлины, олени, козы, черно-бурые лисы, фазаны, белки, кролики, африканский страус и другие обитатели.
Чуть дальше зоопарка — святой источник и купель. Мы случайно узнали об их существовании – при нас к этому месту пришла большая группа паломников.
Идем обратно. Высота крепостной стены – более 10 метров, толщина – 2,5 метра, в стене и башнях есть боевые амбразуры.
У монастыря есть свое хозяйство, в лавке можно купить яйца, молочную и мясную продукцию с монастырского подворья.
Исторические события
Николо-Пешношский монастырь (Дмитровский район) был основан монахом учеником и последователем Сергия Радонежского в XIV столетии. Инок Мефодий в поиске места для уединенного богомолья, поселился в небольшой келье, построенной у реки, примерно в километре от современного места нахождения монастыря.
Своим святым житием отшельник прославился во всей округе, к нему стекались за помощью и утешением, а постепенно стали оставаться и жить вместе с Мефодием жаждущие монашеского жития. Возникла потребность в построении церкви. Место для нее указал сам Сергий, выбрав тем самым расположение будущей обители у притока реки Пешношки.
Первую деревянную церковь освятили в честь Святого Николая в 1361 году, что и послужило поводом к названию монастыря.
Есть и другая версия названия обители, которая предполагает, что оно произошло от сочетания слов пешая ноша, так как преподобный Мефодий при строительстве церкви носил бревна пешком через реку. Слава монастыря продолжала расти, привлекая к себе многочисленных паломников, жертвователей и благотворителей, что привело к процветанию и богатству обители.
Среди главных благотворителей можно особенно выделить сыновей и потомков известнейших княжеских родов и царственных особ. С середины XV столетия обитель активно торговала избытками запасов выращенного хлеба, что дало возможность строительства первого каменного собора.
В конце XVI столетия сильнейший пожар уничтожил почти все монастырские строения. А в смутные времена начала XVII века только что обстроившаяся обитель сожжена, и взята поляками, несмотря на самоотверженное сопротивление монахов. При обороне монастыря от вражеского меча погибли 2 иеромонаха, 2 священника, 1 иеродиакон, 6 схимников и 37 трудников.
При царе Михаиле Романове обитель вновь возрождается. К середине столетия здесь уже 3 каменных храма с колокольней, трапезные с келарскими палатами, другие хозяйственные строения из камня и дерева. Неоднократно за всю историю обители ее посещали царственные особы, которые жаловали богатые вклады на строительство церквей.
В середине XVIII века над могилой преподобного основателя обители Мефодия возвели церковь в честь его учителя Сергия Радонежского, укрепили стены с башнями, замостили новую дорогу. С этого времени заканчивается былой расцвет обители и начинается период запустения, который привел к закрытию монастыря в 64-м году по причине проводимых секуляризационных реформ в стране.
Но уже через 1,5 года обитель открыли по прошению Михаила Веревкина, местного помещика, к которому присоединились купцы из Дмитрова Иван Сычев и Иван Толченов. Возобновленный монастырь стал подчиняться Переяславской епархии, а к концу позапрошлого века перешел в Московскую митрополию.
В этот период начинается его новый расцвет, обитель отстраивается и разрастается, принимая свой окончательный облик.
В 1928 году происходит закрытие монастыря, все здания передаются Дмитровскому музею краеведения, что позволило сохранить главные церковные ценности, но ненадолго, так как директора вскоре репрессировали, а музей закрыли. Долгое время после этого на всей территории находился Дом инвалидов, а затем ее передали психоневрологическому интернату, где он просуществовал вплоть до 2013 года.
Юбилейный православный Собор церкви прославил в 2000 году 4 новомучеников, вышедших из стен монастыря:
- Герасима Мочалова;
- Иосафа Шахова;
- Николая Салтыкова;
- Аристарха Заглодина-Кокорева.
Открытие «второй лавры»
На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 21 августа 2007 года было принято решение: «Благословить преобразование прихода Сергиевской церкви поселка Луговой Дмитровского района Московской области в Николо-Пешношский мужской монастырь… Настоятелем Николо-Пешношского мужского монастыря назначить иеромонаха Никона (Головко) с возведением в сан игумена».
Николо-Пешношский мужской монастырь. Фото: Виталий / Соборы.Ru
Во исполнение этого решения, 2 сентября 2007 года, после 80-летнего разорения, вновь открывается Николо-Пешношский мужской монастырь, основанный в XIV веке учеником и сопостником великого Сергия Радонежского – преподобным Мефодием.
Богослужение в этот исторический день совершит митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении епископа Серпуховского Романа и настоятелей мужских монастырей Московской епархии. Божественная литургия начнется в 10:00 в Сергиевской церкви обители.
Адрес монастыря: Московская область Дмитровский район пос. Луговой. Более подробную информацию о монастыре можно найти на официальном сайте обители www.peshnosha.ru.
Краткая история Николо-Пешношского монастыря
Преподобный Мефодий Пешношский
Николаевский Пешношский монастырь – одна из древнейших обителей Московской Руси. В настоящее время монастырь вступает уже в седьмое столетие своего существования.
Монастырь был основан в XIV веке учеником Сергия Радонежского – преподобным Мефодием Пешношским. Святой Мефодий, один из первых учеников великого аввы, выбрал место для пустынножительства в 25 верстах от Дмитрова на реке Яхроме, где и поставил себе келью. Преподобный Мефодий сам трудился над построением монастыря, «пеш нося» бревна через реку. Отсюда обитель получила название Пешношской.
Преподобный Сергий часто посещал своего ученика в его уединении. Известно, что святые Мефодий и Сергий вместе копали рвы для келий, ископали два пруда и посадили аллею из вязов, сохранившуюся до настоящего времени. По учреждении обители, с благословения святого Сергия, преподобный Мефодий стал в ней первым игуменом.
Скончался преподобный Мефодий 14 июня 1392 года. Замечательно, что, следовав во время жизни примеру и наставлениям преподобного Сергия, он не умедлил последовать за ним и в вечные обители: святой Сергий предварил его только восьмью месяцами. Чудотворящие мощи преподобного Мефодия доселе почивают под спудом в сооруженной им обители.
Слава святой жизни преподобного Мефодия даже после его кончины привлекала в основанный им монастырь богомольцев и богатых жертвователей – бояр и великих князей. Среди них удельные князья дмитровские Петр Дмитриевич, сын благоверного князя Димитрия Донского, и Юрий Васильевич, сын великого князя московского и всея Руси Василия II Васильевича Темного. Известно и о щедрых жертвах монастырю царя Ивана Васильевича Грозного, особенно благоволившего к строителю обители иеромонаху Гурию (Заболотскому). Так, Иван Грозный определил Пешношскому монастырю ежегодное денежное жалованье. Это царское благорасположение может быть отнесено как к личному достоинству строителя Гурия, привлекшего внимание государя, так и к благолепию монастыря. Вскоре Гурий стал архимандритом Симонова монастыря, в 1543 году хиротонисан во епископа Смоленского и Брянского, а в 1551 году был участником Стоглавого собора.
Святитель Варсонофий Казанский
Во время настоятельства в Николо-Пешношском монастыре преемника Гурия игумена Варсонофия, будущего святителя и чудотворца Казанского, в 1553 году царь Иван Грозный вместе с супругой и годовалым сыном совершил паломничество в Троице-Сергиев, Пешношский и Кириллов монастыри.
От бывшего в 1584 году пожара все монастырские строения сгорели. А едва только обитель снова восстала из пепла, наступили бедственная для России смута от самозванцев. Пешношский монастырь подвергся разорению от поляков: он снова был сожжен, разграблен и множество иноков его, храбро защищавших обитель от врагов, побито. После смуты обитель была вновь восстановлена, но земля, орошаемая дотоле слезами подвижников, была обагрена их кровью: два иеромонаха, два священника, один иеродиакон, шесть схимонахов и семь монахов пали от меча безбожных врагов. История сохранила для потомков в недрах земли их имена: при перестройке Николаевского собора в 1805–1806 годах были найдены камни с высеченными на них именами погибших.
Переломным в истории монастыря стал 1700 год: тем летом царь Петр I совершал плавание по рекам Яхроме и Дубне к Волге и посетил Пешношу. Во время своего пребывания в обители, царь услышал жалобу от игумена Феофана с братией на непокорность крестьян и несправедливость со стороны гражданской власти в судебных делах. Дабы «сильной властью укротить непокорных и защитить обитель от несправедливостей», он своим именным указом повелел Пешношскому монастырю быть в ведении Троице-Сергиевой лавры.
В новом своем положении Пешношская обитель вместо игуменов стала управляться соборными старцами, присылаемыми из лавры – на три года каждый. Однако решение царя стало роковым: лишенная самостоятельности обитель стала быстро угасать и даже упразднялась в 1764 году.
В 1766 году, по ходатайству ближнего помещика действительного статского советника М.И. Веревкина, обитель была снова восстановлена, но попала тогда, согласно последнему административному делению, в состав Переславской епархии. Отсюда начинался период подлинного расцвета Николо-Пешношского монастыря, продолжившийся вплоть до смутных дней XX века.
Первым строителем, назначенным от епархии в возрожденный монастырь, был иеромонах Игнатий, бывший впоследствии возобновителем московского Симонова монастыря. Его усердием в Пешношской обители учрежден устав общежития, заведен во всем должный порядок, благоустройство и примерная строгость в жизни иноков, а в церковной службе, отличавшейся продолжительностью и благолепным пением, введен чин Афонской горы. Все это в совокупности прославило Пешношскую обитель наравне с Валаамским монастырем и Саровской пустынью.
В 1788 году, по случаю упразднения Переславской епархии, Пешношский монастырь поступил в ведение епархии Московской. В то время строителем Пешношского монастыря был уже иеромонах Макарий, мощи которого доныне почивают под спудом в настоятельском храме-усыпальнице под колокольней. С его именем связаны многие и весьма значительные преобразования в монастыре – именно в те годы обитель приобрела тот внешний вид, который сохраняется до наших дней.
Митрополит Платон (Левшин)
Устроив все лучшим образом, ревностный строитель убедил высокопреосвященного митрополита Платона (Левшина) посетить обитель, и архипастырь, пробыв в монастыре несколько дней, был изумлен отменным порядком, чиноположением, хозяйством, чистотой, братской трапезой и всем прочим. Не оставив ни одного угла без осмотрения, он восходил даже на высокую колокольню, откуда обозревал окрестности обители. «Пешноша в моей епархии – вторая лавра», – любил позднее повторять владыка Платон.
И в самом деле, Пешношский монастырь в дни отца Макария так славился, что и в других пустынных обителях говорили о нем с духовным восторгом. Митрополит Платон часто ставил в пример другим настоятелям иеромонаха Макария и его обитель. Многие заимствовали от Пешноши порядок и даже монашествующих. Так игумен Кирилло-Новоезерского монастыря, быв на Пешноше, заимствовал ее чиноположение и испросил у Макария для помощи в заведении общежития несколько насельников. Отец Макарий имел духовную связь и переписку с архимандритом Молдаво-Влахийского Нямецкого монастыря старцем Паисием и даже получил от него в подарок посох.
В 1795 году митрополит Платон предписал строителю Макарию, если он найдет то нужным, переменить строителя Оптиной пустыни, то есть поставить на его место другого, вместе с тем предписано ему посещать эту пустынь и учреждать все к лучшему. В 1798 году, по желанию братии Давидовой пустыни, предписано было в ней «завести все то, что на Пешноше». В данном же митрополитом определении сказано: «предписать Пешношскому строителю, чтобы он в Давыдовой пустыни завел такое же общество, какое и в Оптином монастыре».
Между тем доверенность в расположение Московского архипастыря к строителю сохранялись неизменно. В 1800 году дано им следующее предписание: «Отцу строителю Пешношскому Макарию. Отправиться вам в Коломну осмотреть Голутвин упраздненный монастырь и заштатный Бобренев монастырь. Причем дается вам ведомость Бобреневу монастырю, утвари, строению и угодьям. И по возвращении донесть нам. Платон, митрополит Московский».
Устав и чиноположение монашеского общежития от Пешношского монастыря заимствовали московские Сретенский и Покровский монастыри, серпуховской Владычный, коломенский Голутвин, дмитровский Борисоглебский, Бобренев, а также пустыни – Оптина, Екатерининская и Давидова и другие. Многие из этих обителей управлялись игуменами, назначенными из числа пешношской братии.
Как и преподобный Макарий, другой настоятель обители – иеромонах Максим, известный в истории своим мудрым правлением и трудами по благоукрашению монастыря, засвидетельствовал своим святым житием подвиг преподобничества.
Так в постоянном развитии и обустройстве и без того замечательной обители прошел XIX век.
К началу XX столетия число братии монастыря приближалось к 200, не считая послушников и трудников.
Пешношский монастырь был закрыт в 1928 году, дав Русской Православной Церкви четырех новомучеников. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских причислены преподобномученики Герасим (Мочалов; † 1936), Иоасаф (Шахов; † 1938), Николай (Салтыков; † 1937) и Аристарх (Заглодин-Кокорев; † 1937).
Попытка директора музея Дмитровского края К.А. Соловьева и сотрудников превратить монастырь в музей, предпринятая в 1928–1931 годах, не увенчалась успехом. В январе 1933 года весь музей был разгромлен, а его сотрудники во главе с директором репрессированы.
В течение нескольких последних десятилетий территорию монастыря занимает психоневрологический интернат № 3, подчиненный Мособлсобесу.
Внешний вид обители
Николо-Пешношский мужской монастырь. Фото: peshnosha.ru
Монастырь образует неправильный четырехугольник с длинной сторон от 170 до 220 м, он весь обнесен каменной стеной с крытым ходом в ней, местами застроенной монастырскими зданиями. Высота стены – более 10 м, толщина достигает 2,5 м. Стену украшает ряд зубцов, машикули и боевые амбразуры. Прясла стены соединяют четыре угловые и две боковые башни высотой до 17 м, с двумя воротами – святыми, на западной стороне к реке Яхроме, и въездными, на северной стороне. Над последними устроена великолепная смотровая Спасская башня высотой более 35 м. Снизу и до половины высоты четырехугольная, постепенно сужаясь, она образует красивый восьмиугольный шатер.
Главный храм обители – древнейший белокаменный Никольский собор первой трети XV века – сохранился до наших дней. Под слоем побелки на стенах собора до сих пор сохраняются фрески кисти Андрея Рублева.
Уникальный архитектурный ансамбль монастыря дополняет прекрасно сохранившаяся колокольня, два нижних яруса которой с аркадами и Богоявленским храмом «под колоколы» отстроены в начале XVI столетия, а два верхних яруса звона добавлены в 1793 году. Церковь под колокольней, являющаяся настоятельской усыпальницей, была освящена в честь преподобного Мефодия.
Рядом с колокольней расположена церковь во имя Сергия Радонежского, поставленная над мощами преподобного Мефодия. Этот храм и монастырская колокольня в настоящее время принадлежат верующим и активно реставрируются.
Помимо этих памятников в монастыре сохраняется трапезная церковь Сретения Господня, сооруженная в первой половине XVI века. В подклети церкви – уникальная одностолпная палата, созданная по типу подобных палат Андроникова монастыря и Грановитой палаты Московского Кремля.
В юго-западном углу монастыря, рядом с больничными палатами для престарелой братии, соседствует больничная церковь во имя святителя Димитрия Ростовского. Над святыми «яхромскими» вратами, расположенными в западном прясле стены, сохранилась Спасо-Преображенская церковь конца XVII века.
Из гражданских построек в монастыре сохранились здания конца XVII – начала XVIII столетия – настоятельский, казначейский и несколько братских корпусов.
В целом весь архитектурный ансамбль Николо-Пешношского монастыря сохранился без потерь, однако требует реставрации.
Погребения внутри Николо-Пешношского монастыря
Николо-Пешношский монастырь известен также своим уникальным дворянским некрополем.
Внутри Никольского собора и на монастырском кладбище покоится прах представителей чуть ли не всех известных российских дворянских родов и фамилий, среди которых Оболенские, Волконские, Долгоруковы, Вяземские, Апраксины, Орловы, Ушаковы, Тургеневы, Майковы, Тухачевские, Вельяминовы, Юшковы, Квашнины, Топорковы и многие-многие другие.
Здесь же, в обители, под спудом почивают мощи преподобных Мефодия Пешношского, архимандрита Макария, иеромонаха Максима и блаженного монаха Ионы.
В Никольском соборе покоится прах епископов XVI века: Коломенского Вассиана (Топоркова) и Тверского Гурия (Заболотского), а также братии, избиенной во время нападения ляхов на монастырь в 1613 году.
Святыни Пешношской обители
Николо-Пешношский мужской монастырь. Фото: Виталий / Соборы.Ru
Прежде всего к святыням Николо-Пешношского монастыря, упоминавшимся в дореволюционных описях, следует отнести посох и святые мощи преподобного Мефодия Пешношского, почивавшие под серебряной с золочением ракой, а также чудотворный образ Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», спасший императора Александра III от внезапной смерти при катастрофе царского поезда.
Помимо иконы Пресвятой Богородицы в Николо-Пешношском монастыре почитались два образа преподобного Мефодия, часть Честного и Животворящего Креста Господня и частица Ризы Господней, «еже есть хитон».
В обители сохранялись такие достопамятности, как деревянный потир, на котором преподобный Мефодий совершал Божественную литургию (ныне – в собрании историко-художественного музея-заповедника «Дмитровский кремль»), а также деревянный напрестольный крест черного дерева, обложенный червонным золотом, работы XV века.
Большая часть архива Пешношского монастыря ХV–ХVII веков ныне хранится в Российском государственном архиве древних актов.
Пожалуй, самой известной святыней Пешношского монастыря является чудотворный образ Иоанна Предтечи, приписываемый кисти преподобного Андрея Рублева. В настоящее время он пребывает в основной экспозиции Центрального музея древнерусского искусства и культуры им. Андрея Рублева.
Среди древностей монастыря – двухстворчатая резная панагия из мамонтовой кости в серебряной золоченой оправе и Четвероевангелие с золоченым окладом и эмалевыми вставками. Эти замечательные памятники пребывают ныне в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике.
В Государственном Историческом музее находится ряд рукописей из библиотеки Николо-Пешношского монастыря. Это, прежде всего, напрестольное Четвероевангелие, лицевое с орнаментом, написанное полууставом в XV столетии, житие святого Григория Омиритского 1452 года и «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника конца XV века.
С именем удельного князя Юрия Васильевича, который, делал немалые вклады в Пешношский монастырь, связан интересный памятник, сохранившийся до настоящего времени. Это золоченое серебряное кадило 1469 года, что известно из сохранившейся на нем надписи. В настоящее время кадило из Пешношского монастыря хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
Стоит также упомянуть, что в одном из приходских храмов Тверской епархии, расположенном неподалеку от монастыря, сохраняется посох последнего перед закрытием настоятеля обители – игумена Ювеналия, а в запасниках историко-художественного музея-заповедника «Дмитровский кремль» – серебряная с позолотой рака, стоявшая над мощами преподобного Мефодия.
Современное положение Николо-Пешношского монастыря
Николо-Пешношский мужской монастырь. Фото: peshnosha.ru
В настоящее время на территории Николо-Пешношского монастыря возвращены Церкви: Сергиевский храм над мощами преподобного Мефодия Пешношского и монастырская колокольня с Богоявленским храмом и Мефодиевским храмом-усыпальницей, а также большая часть дворянского некрополя. С помощью главы администрации Дмитровского района В.В. Гаврилова усиленно ведется реставрация возвращенных зданий.
Богоявленский храм, «иже под колоколы», расположенный на втором ярусе колокольни, обустроен для совершения регулярных богослужений.
Современное положение монастыря отягощается пребыванием в его стенах психоневрологического интерната, вопрос о выводе которого из этого уникального памятника впервые был поднят в 1975 году. Еще покойный ныне председатель правления Советского фонда культуры академик Д.С. Лихачев неоднократно предлагал создать в Подмосковье национальный парк, центром которого должен был бы стать Николо-Пешношский монастырь. Но и в настоящее время строительство нового комплекса для перемещения диспансера еще не начато.
Архитектура, внешний вид
Архитектурный ансамбль современного монастыря представляет собой комплекс зданий, построенных в период с XVI до первой половины XIX столетия. Стариннейшим зданием обители является Никольский храм, возведенный в первой половине XV столетия в раннемосковском стиле как 2-главый собор. Сооружение построено по крестово-купольному типу, с коробовыми сводами на 4 мощных внутренних столпах.
В конце XVII века церковное здание подверглось реконструкции, в результате которой пристроили с 3-х сторон паперть. Появились новые 4 малые главки с черепичным покрытием, которые через век были убраны при очередной реконструкции. Сегодня храм представляет собой одноглавое белокаменное строение, в 4-й раз воссозданное в 2011 году.
Николо-Пешношский монастырь с высоты птичьего полета.
Во 2-м ярусе каменной 8-гранной старинной колокольни XVI века появилась Богоявленская церковь. В 2007 году стараниями и средствами добровольцев в ней был изготовлен новый иконостас. На нижнем этаже обустроен храм в честь основателя обители с пределом Иоанна Предтечи. На звоннице стараниями купца Толченова устроены 2-суточные часы, регулярно отбивающие время.
Сергиево-Радонежский храм возведен узорной кладкой из красных кирпичей над местом упокоения его ученика и основателя обители в 1732 году по проекту архитектора М.Г. Пиотровича. В комплексе с ним в псевдо русском стиле построены настоятельский, казначейский и братские корпуса.
Сретенская церковь XVI века возведена над стенами старой трапезной, сохранившими следы ужасного пожара XVII столетия. Подклеть храма представляет собой одностолпную палату, по типу Андрониковой обители и Грановитой палаты столичного Кремля.
Само 6-столпное здание церкви увенчано декоративным классическим куполом, входная часть оформлена колоннами и портиком с редким тосканским ордером. Фасад здания украшают солнечные часы. Надвратная Преображенская церковь XVII века имеет теплый притвор, возведена в линию крепостной стены, обращенной в западную сторону.
Чуть раньше в 1623 году появился одноглавый четверичный храм над Святыми вратами. Больничный собор Димитрия Ростовского был возведен к первой половине XIX века.
К началу XIX столетия обитель полностью со всех сторон обнесли мощной каменной стеной, которую начали строить еще в XVII веке согласно всем правилам оборонительных сооружений того времени. Древнейшим является участок западной и северной части с зубцами. Здесь были устроены боевые ходы и амбразуры. Высота крепостных стен местами превышает 10-метровую отметку, а толщина равна 2,5 м.
Северо-Западная и Западная дозорные башни возведены по фортификационной науке как непреступная крепость, способная выдержать самый серьезный штурм. В конце XVII века была построена Спасская башня, которая играла роль въездных ворот сквозь мощные стены ограждения, а позднее стала Святыми воротами обители.
Ее фасад украшен нарядными оконными наличниками, крыша увенчана 8-гранным шатром с оборудованной смотровой площадкой на высоте 35 м. Остальные башни построены в первой половине XVIII века, уже не предусматривали серьезной оборонительной функции, а выполняли больше эстетическое значение.
Храмы
Территория монастыря вмещает 6 храмов:
- Никольский собор;
- церковь Сергия Радонежского;
- Сретенская церковь;
- храм Богоявления Господнего в колокольне;
- храм святителя Дмитрия Ростовского в больничном корпусе;
- церковь Преображения Господнего — храм, располагающийся над святыми вратами у реки Яхромы.
Самый древний из храмового ансамбля собор — Никольский, за всю свою историю он был восстановлен 4 раза и последний раз в 2011 году. В самом центре обители располагается Сергиевская церковь — так называют храм, освященный в честь Сергия Радонежского.
Внутренне убранство
В Никольской церкви обители под слоями побелки были обнаружены уникальнейшие старинные фрески, принадлежащие руке непревзойденного Андрея Рублева и его ученикам.
Внутри Сергиевского собора у южной стены можно поклониться мощам Святого Мефодия, которые покоятся в золочено-серебряной раке искусной работы. Помещение храма без внутренних столбов смотрится очень просторно и светло. Стены украшены множеством образов и древних икон.
Внутренне помещение Сретенского храма с 6 массивными столпами, поддерживающими шатровые расписные своды. На стенах у входа обнаружены в хорошем состоянии фрески Спасителя и Богородицы, которые были успешно воссозданы реставраторами в первозданном виде. К храму ведет старинная чугунная лестница.
В подколокольном Богоявленском храме настенная роспись изображает пешношских преподобномучеников. Резной иконостас тонкой работы украшен золотом.
Особую ценность представляет и дворянский некрополь обители, где покоятся останки известнейших дворянских родов и древнейших российских фамилий: Долгоруковых, Волконских, Вяземских, Орловых, Тургеневых, Оболенских, Тухачевских и многих других.
В 1700 году Пешношский монастырь Дмитровского района посетил Петр первый
Некоторое влияние на становление монастыря оказал воевода Никифор Веревкин, который впоследствии принял здесь монашеский постриг. В 1683 году начались ремонтные работы в Никольской церкви.
Храм перестроили в пятиглавый, покрыли черепицей. Стены укрепили железными скобами. Обновили иконостас.
Петр первый посещал Николо-Пешношскую обитель. Фото: img11.postila.ru
В конце 17 века над Святыми вратами появилась новая Преображенская церковь. Царь Петр захотел пройти водным путем от Волги в Москву, поэтому плыл по реке Яхроме. По пути он остановился в обители.
Пользуясь случаем, игумен Феофан подал государю жалобу на непокорность крестьян и на то, что светские власти совершенно несправедливы. Это повлекло за собой неожиданные последствия.
Царь Петр решил для того, чтобы защитить Пешношскую обитель от несправедливости, нужно отдать ее под власть более сильного монастыря.
Монастырь был отдан во введение Троицкой пустыни.
Монастырем управляли не свои игумены, а присланные сюда каждые три года из Лавры, так называемые «строители».
Много полезного сделано при строителе Августе Старкове в 1730 — 34гг. Над гробом Мефодия, преподобного игумена построили храм в чемть Сергия Радонежского, возвели три башни, проложили новую дорогу.
Но к 1750 году обитель стала приходить в запустение. Здания ветшали, уменьшалось и количество братии. Например, в 1761 году в монастыре было всего лишь 6 монахов.
Зоопарк
Очень необычно видеть в православном монастыре настоящий зверинец с диковинными животными. Зоопарк находится у восточной стены обители. Попасть в него можно через небольшую калитку. Здесь содержится верблюд и благородный олень, страусы, павлины, фазаны и индюки. Есть также осел, несколько баранов и овец, кабан, белка, лисы-чернобурки, енот, дикобраз и даже волк.
На пруду плавают белые лебеди, а за оградой пасутся коровы, и гуляют лошади. Имеется загон с пони, клетки с зайцами и кроликами. Зоопарк существует на добровольные пожертвования от прихожан, работает круглый год без выходных. Закрывается обычно в 5 часов вечера, с началом церковных богослужений.
Святыни
В монастыре кроме множества православных икон с частичками святых мощей сохранились уникальные Святыни и древнейшие культурно-исторические объекты.
Перечень:
- Серебряная рака с позолоченной отделкой, где покоятся Святые мощи угодника божия Мефодия,
- личный посох основателя обители;
- Список с чудотворного Богородичного образа «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», который спас от неминуемой смерти во время крушения поезда императора Александра III с семьей;
- частичка от Животворящего Креста Господня;
- часть хитона Господня;
- деревянный потир преподобного Мефодия;
- напрестольный церковный крест из драгоценного черного дерева с червонными золотыми вставками XV века;
- уникальная 2-створчатая панагия, вырезанная из мамонтовой кости в золоченой с серебром оправе;
- Евангелие в позолоченном окладе вставками тонкой росписи по эмали;
- серебряное кадило с позолотой, изготовленное во второй половине XV столетия, сегодня можно увидеть в Оружейной палате Кремля.
Пешношский монастырь построен в 1361 году преподобным Мефодием
Отшельник Мефодий очень долго искал уединенное жилище, именно поэтому он построил в келью за речкой Яхромой. Со временем его святость получила большую известность и к нему стали приходить люди, которые также хотели монашеского подвига.
Когда братия решила построить церковь, преподобный Сергий указал своему ученику место, на котором нужно поставить храмы.
Построена обитель была преподобным Мефодием Пешношским. Фото: dmkray.ru
Первая церковь была деревянной, построена и освящена во имя Николая Мирликийского. Мефодий пешком переходил речку перенося бревна н плечах для строительства храма, поэтому обитель названа пешношской.
Слава монастыря быстро разошлась по округе. Стали приезжать паломники и благотворители.
Интересные факты и легенды
С историей уникальной обители связано множество замечательных событий:
- Обитель посетил знаменитый поэт Александр Блок, посвятившей ей свое стихотворение.
- Перед чудотворным образом Предтечи Господа Иоанна Крестителя, кисти Андрея Рублева, в 1569 году произошло знаменательное исцеление Романа Полянинова, бывшего любимым чашником князя Курбского. Сегодня образ можно увидеть в музее древнерусского искусства.
- По древней легенде о старинном Чудотворном кресте XIII века, копия с которого сегодня хранится в монастыре, произошло прозрение слепой девушки. Она, сидя на берегу, нечаянно коснулась проплывавшего вверх по течению реки креста, и произошло ее мгновенное исцеление. Данная копия была изготовлена в XIX столетии. Оригинал креста находится в Третьяковской галерее.
- Сохранившаяся древняя вязовая аллея и 2 пруда рядом с кельями по дошедшему преданию были посажены и выкопаны руками самих преподобных Сергия и Мефодия.
- Недавно обитель вновь обрела Святой источник, засыпанный в период советского лихолетья. Сегодня он облагорожен и выделен установленной Предтеченской часовней-сенью.
- В 2008 году здесь снимал фильм «Палата № 6» Карен Шахназаров.
Использованные материалы
- Страница монастыря на сайте Московской епархии:
- История монастыря на официальном сайте:
[1] «Журнал № 52», Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года
, официальный сайт Московского Патриархата, 21 августа 2007,
[2] «Журнал № 70», Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2008 года
, официальный сайт Московского Патриархата, 6 октября 2008,
[3] «ЖУРНАЛ № 119», ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 30 августа 2022 года
, официальный сайт Русской Православной Церкви, 30 августа 2019,
Режим работы и расписание богослужений
Николо-Пешношский монастырь (Дмитровский район) открыт для посещения ежедневно с 7 до 20 ч.
Каждый день в храмах обители проходят церковные богослужения:
- Божественная литургия начинается в 8 ч. ежедневно.
- В воскресные дни с 7-15 идут водосвятные молебны, а затем часы.
- Вечерние богослужения в будние дни и всенощное бдение в субботу вечером можно посетить с 17 ч.
С особым торжеством проходят службы в дни престольных праздников обители:
Дата | Престольный праздник |
19 января | Празднование Богоявления и Крещения Господня |
15 февраля | Сретение |
22 мая и 19 декабря | Святого угодника божия Николая |
5 июня | Святителя Леонтия Ростовского чудотворца |
17 и 27 июня | Святого Мефодия Пешношского |
18 июля и 8 октября | Преподобного Сергия Радонежского |
1 августа, 4 октября и 10 ноября | Святителя Димитрия Ростовского |
19 августа | Преображение |
30 октября | Почитание образа Прежде Рождества Дева |
Настоятели
- Прп. Мефодий Пешношский (1391 — 1393)
- …
- Гурий (Заболотский) (упом. 1539)
- Трифон (Ступишин) (1542 — 1544)
- Свт. Варсонофий Казанский (1544 — 1555)
- …
- Макарий (Брюшков) (1788 — 1811)
- Максим (Погудкин) (1811 — 1829)
- …
- Савва (упом. 1904) игум.
- …
- Иувеналий (упом. 1915) игум.
- …
- Никон (Головко) (21 августа 2007 [1] — 6 октября 2008 [2])
- Григорий (Клименко) (27 августа — 6 октября 2008) и/о
Экскурсии
Старейшая обитель входит в многочисленные туристические программы наряду с другими монастырями округи:
- Можно посетить 7-часовую экскурсию из города Москвы от станции метро Дмитровская на комфортабельном автобусе за 900 руб. Группа собирается в 9-30 ч.
- Интересная поездка по древней Рогачевской дороге на весь день с посещением села Виноградово, мужского монастыря, Медведевой пустыни и музеев. Стоимость экскурсии от Тимирязевской станции 1450 руб.
- Экскурсионная программа поиска Византии предлагает заезд в Дмитров, село Рогачева, Белый Раст, Ольгово, Марфино и Пешношскую обитель. Сбор участников в 7-45 на Тимирязевской станции метро в сторону Дмитровского шоссе. Цена 11-часовой экскурсии на туристическом автобусе 1,6 тыс. руб.
- Интересные экскурсии проводят для приезжающих групп по предварительной договоренности сотрудники экскурсионного отдела монастыря.
Как добраться на машине, общественном транспорте
Николо-Пешношский монастырь (Дмитровский район) находится в пределах удобной транспортной доступности.
Ехать необходимо до остановки поселка Луговой, сделать это можно любым из следующих способов:
- Сесть на электропоезд на Савеловском железнодорожном вокзале.
- Доехать на рейсовом автобусном маршруте № 401 до автостанции Дмитрова, где необходимо сделать пересадку на автобусный рейс или маршрутное такси № 36 и проследовать до нужной остановки.
Очень удобно добираться на личном автомобиле по Дмитровскому шоссе:
- в сторону Дубны до перекрестка с дорогой А108 Московского Большого Бетонного Кольца;
- необходимо свернуть в сторону Клина по указанию соответствующего знака;
- через 11 км после поворота на дорогу А108 нужно повернуть в сторону Насадкино;
- проехав расстояние в 7 км от поворота, по очередному знаку с указанием на монастырь свернуть влево;
- проехав село Куликово, въехать в поселок.
Есть еще путь на машине:
- от поселка Красная горка, что в 10 км от МКАДа, на светофоре у поста ДПС повернуть влево, съехав на дорогу Р-113 Рогачевского шоссе;
- продолжить движение до Рогачева;
- свернуть внутри села по указателю в сторону Клина;
- проехав через мост над рекой Лбовка, снова повернуть налево у минимаркета на село Куликово;
- продолжить движение на расстояние 4 км вдоль старинной вязовой аллее до пункта назначения.
Координаты для навигатора: 56.456419, 37.230109. У западной стены монастыря есть просторная парковка.
Отели в окрестностях
Недалеко от обители можно с комфортом расположиться на ночлег в уютной мини-гостинице под названием Медвежья пустошь, которая находится в деревне Пустынь, 18. В отеле есть бар и ресторан с доставкой еды прямо в номер, общая зона отдыха, лаундж зона с открытой террасой для принятия солнечных ванн, место и необходимые принадлежности для приготовления барбекю.
Для гостей отеля сервируется сытные и разнообразные завтраки по системе шведского стола. Есть оборудованная общая кухня, где можно готовить еду самостоятельно. В округе гостиницы проложено множество пешеходных троп и велосипедных маршрутов, а при отеле есть прокат велосипедов. Стоимость размещения в стандартном номере можно подобрать от 2,6 тыс. руб. с человека в сутки.
Николо-Пешношский мужской монастырь поражает посетителей богатейшей 7-вековой историей, привлекая в Дмитровский район многочисленных туристов и паломников со всех концов области и гостей столицы для поклонения древнейшим святыням и осмотра старинных зданий уникального архитектурного комплекса.
В 1766 году обитель святого Мефодия полностью восстановлена
В 1766 году восстановлена обитель святого Мефодия. Не малую роль в этом сыграл местный помещик Веревкин. Восстановленная пустынь прописалась в составе Переяславской епархии.
С тысяча семьсот восемьдесят восьмого года за назначениемА настоятелем иеромонаха Макария, монастырь переведен в состав Московской епархии, в это время он переживает свой второй рассвет. Принятый им облик сохранился до 20 столетия.
Воздожденный в 1788 году Николо-Пешношский монастырь. Фото: sobory.ru
В 1795 году иеромонах Макарий уговорил митрополита Московского Платона посетить обитель. Когда митрополит приехал в монастырь, был восхищен порядкам и благоустроением.
После чего этот монастырь он ставил в пример другим. В 1812 году во время нападения армии Наполеона, обители повезло избежать разорения и захвата.
Все иконы и церковные драгоценности, которые находились в монастыре, были отправлены за Волгу в Кимры. Большую часть братии распустили, и в монастыре осталось лишь 20 человек.
Французские войска подошли довольно близко, но от дальнейшего наступления отказались из-за сильной заболоченности.