Древним храмам, как правило, не везет. Точное время и обстоятельства их закладки зачастую неизвестны, имена зодчих стерлись из памяти, даже внешний облик постройки в течение столетий нередко меняется до неузнаваемости. Тем не менее, существует традиционная схема возникновения древнейших церквей, и история Спасо-Преображенского собора в Чернигове вполне в нее укладывается.
Спасо-Преображенский собор (г. Чернигов, Украина).
Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Описание, история
Чернигов – уникальный город, на долю которого выпало так много тайн, событий и перемен, что немногие города могут похвастаться подобным. Это один из самых больших исторических архитектурных комплексов на территории Украины.
Здесь сосредоточено рекордное количество исторических достопримечательностей:
- пять храмов XI в.,
- множество памятников стиля казацкого барокко,
- образцы первых каменных храмов на Руси.
Именно одним из таких храмов является Спасо-Преображенский собор.
Происхождение названия и его значение
Праздник Преображения Господня это один из важнейших праздников для православной церкви. Он относится к двунадесятым праздникам, которые по важности занимают следующее место после Пасхи, и празднуется 19 августа.
Сам праздник учрежден в воспоминание о Преображении Господнем на горе Фавор, когда Он явился своим избранным ученикам в своей небесной славе, теперь совмещая в себе и человеческое, и духовное начало. Его празднует и восточная, и западная церковь, но для русского человека его празднование имеет особо важный статус.
Второе название праздника – Яблочный Спас, и оно есть только в русском языке, так как только на Руси в этот день освящаются яблоки, а не виноград, как было принято в Константинополе. Русская церковь оплела Преображение отдельными традициями. В этот день ослаблялся строгий пост, разрешалась рыба и масло, а еще до этого дня были под запретом любые фрукты и овощи, позволялись только огурцы.
Для празднования Преображения яблоки завозились везде и продавались нарасхват. Каждый, кто имел свои яблоки или мог купить их, считал великим счастьем возможность раздать освященные в церкви яблоки своим слугам, бедным или больным людям.
Особый статус праздника, его причисление к числу величайших и добрые традиции угощения вместе с позволением теперь есть все, что растет на огороде, приводило к строительству соборов и больших церквей в честь этого церковного празднования.
Значение
На протяжении почти девяти столетий он являлся кафедральным для местной епархии. Его считали центром государственной и общественной жизни. Под его сводами похоронены многие князья и духовные владыки. Здесь покоятся мощи князя Мстислава Храброго, а также Святослава Ярославовича и его сыновей Глеба и Олега. В 1246 году здесь были похоронены святые мученики Михаил и Федор. Однако в 1572-м, по указу царя Ивана Грозного, мощи были перевезены в Москву.
Некоторые исследователи считают, что именно здесь был погребен князь Игорь — герой «Слова о полку Игореве». Он правил Черниговом с 1198-го по 1201-й гг. Здесь же похоронены иерархи местной епархии Лазар Баранович и Амвросий Дубкевич. В эпоху древней Руси в соборе находилась одна из самых, пожалуй, почитаемых на Руси икон – Смоленская икона Божьей Матери, или Одигитрия. Правда, спустя время Владимир Мономах перевез святыню в Смоленск.
История Спасо-Преображенского собора
Спасо-Преображенский собор в Чернигове был задуман и построен Мстиславом Владимировичем, князем Чернигова. Мстислав был одним из сыновей великого князя Владимира, крестителя Руси.
После успешных военных действий в 1024 г. князь расширил собственные территории, укрепил княжество и в «Днешнем Граде» соорудил княжескую резиденцию, комплекс зданий, центром которого и должен стать новый собор.
Точная дата начала стройки неизвестна и варьируется между 1030 – 1034 г.
В 1036 г. князь умер во время охоты, и мастера были сняты с недостроенного храма и переведены на постройку новгородского собора.
Около 10-ти лет черниговский собор представлял собой только несколько стен, высотой под «рост всадника на коне», пока стройка не была возобновлена уже при Святославе Ярославиче, следующем черниговском князе.
Собор был закончен примерно к 1050 г. На момент постройки он был центральным собором не только лишь для Чернигова, но и для всего Чернигово-Северском княжества. Почти 900 лет храм беспрерывно носил статус кафедрального собора. Вместе с этим он имел важное политическое значение, так как вокруг него сосредотачивалась и духовная, и политическая жизнь княжества.
На территории собора была обустроена усыпальница для князей, и здесь же были похоронены архиереи, окормлявшие Чернигов. Именно в соборе, по словам летописцев, заключались договора, скрепленные присягой на библии и целованием епископского креста. С амвона собора оглашались людям различные царские указы.
Нашествие монголов под предводительством хана Батыя в 1239 г. привело к тому, что собор был разграблен и частично разрушен. Его своды и купола были разбиты. Это вынудило перенести епископскую кафедру. Полное восстановление храма началось только в XVII в., в 1675 были начаты работы по реконструкции и перестройке, в которых храм стал несколько отличаться от своего первоначального вида.
Следующая радикальная перестройка была проведена в 1791-1798 г. До этого собор перенес серьезный пожар. Согласно историческим данным, граф Потемкин лично выделил средства на реконструкцию собора, и ходатайствовал о его скорейшем восстановлении. Но благие мотивы графа навредили храму и полностью изменили его.
Многие исследователи сходятся во мнениях, что это восстановление собора принесло больше вреда, чем пожар и все монгольские разрушения вместе взятые. На тот момент храм был полностью разрушен изнутри, все деревянные части были уничтожены, не сохранилось ни одной первоначальной фрески.
При реконструкции весь внешний вид был полностью перестроен: вместо сгоревшей небольшой крестильни достроили еще одну симметричную башню. На них разместили шпили, достроили острые верхи башен по принципу костелов.
Спасо-Преображенский собор в Чернигове фото 1898
Позже надстроили лестничную башню и провели другие косметические работы: сменили купола, позолотили их, побелили фасады. К 1818 г. собор стал таким, каким находится сейчас.
Советская власть закрыла собор в 1926 г., передав его как помещение склада в «Главросмасложирсбыт». Ни о каких богослужениях и речи не шло, а в 1936 г. храм передали историческому музею. В военное время, в 1942 г., храм снова был открыт для совершения Литургии. Богослужения продолжались вплоть до 1961 г, пока собор снова не сделали частью музея.
Спасо-Преображенский собор в Чернигове фото 1905 года
В 1980-х храм был насильно захвачен представителями Украинской православной церкви Московского патриархата. Из него выбросили всю музейную утварь, вернули священника. Богослужения возобновились на регулярной основе. Подобное поведение спровоцировало конфликт, и часто поднимаются вопросы о законности таких действий.
ЧЕРЕЗ ВЕКА
Более девяти веков Спасо-Преображенский собор являлся духовным центром Черниговской земли. Помимо своей церковной роли, он имел большое политическое и общественной значение. Под сводами храма совершались торжественные архиерейские службы, сюда свозились святыни Русской Церкви, здесь князья клялись в верности друг другу и решали важнейшие вопросы государственной жизни.
Первое датированное историческими источниками свидетельство о Спасо-Преображенском соборе относится к 1034 (или 1036) году. В «Повести временных лет» читаем: —
«Мьстислав изыиде на ловы и разболеся и умре. И положиша и в церкви святаго Спаса, юже создал сам, бе бо выдано ея при нем вьзвыше, яко и на коне стоячи рукою досячи».
Переводится это свидетельство так: «Мстислав вышел на охоту, разболелся и умер. И положили его в церкви святого Спаса, которую он сам создал: ведь были при нем выведены стены ее в высоту, сколько можно, стоя на коне, достать рукою».
Эта беглая заметка древней русской летописи примечательна вдвойне. Она не только подтверждает, что именно Мстислав Владимирович Храбрый был заказчиком строительства черниговского собора, но и отмечает любопытный промежуточный этап работ. Вероятно, к 1034 (или 1036) году, судя по указанию на возможность всадника, стоящего в стременах, дотянуться до верхнего на тот момент ряда кладки, высота стен собора составляла около четырех метров. Если сооружение храма велось без перебоев и длительных остановок, такого состояния здания, учитывая его размеры, скорее всего, можно было достичь не менее чем за пару строительных сезонов (особенности климата обуславливали проведение строительных работ только в течение теплого времени года).
Впрочем, некоторые исследователи считают, что оборот «бе бо» относит сообщение о недостроенном храме к предыдущей фразе — к моменту его закладки, а не к моменту погребения Мстислава в завершенном храме. Принимая во внимание ряд косвенных признаков, эти ученые предлагают новую датировку: к 1034 (1036) году собор уже был построен, нижняя его часть, те самые четыре метра, появились еще до Мстислава, а Мстислав приступил к строительству в 1024—1026 годах.
ЦЕНТР МИТРОПОЛИИ
После смерти Мстислава Храброго все его земли были объединены под властью Ярослава Мудрого. Великий князь Киевский Ярослав, снова безраздельно властвовавший на Руси, посадил на черниговский стол своего сына Святослава. Считается, что Святослав поощрял строительную деятельность в своем княжестве. В числе каменных построек, возведенных в годы его правления на землях Черниговщины, был и окончательно достроенный Спасо-Преображенский собор, который стал кафедральным храмом Черниговской епархии. Учрежденная еще в конце X века епархия являлась третьей по своему иерархическому статусу во всей Руси. На некоторое время во второй половине XI века правящий черниговский архиерей даже получил митрополичий титул. Видный современный историк Церкви Б. Н. Флоря пишет: —
«В настоящее время можно считать установленным, что… в Переяславле (Переяславль Южный, ныне — Переяслав-Хмельницкий, районный центр Киевской области. — Авт.) существовала особая, отдельная от Киева титулярная митрополия, учрежденная в 60-е годы XI века, что было следствием своеобразного политического устройства Руси при Ярославичах — Изяславе, Святославе и Всеволоде, получившего в науке условное название „триумвирата». Одновременно была создана и титулярная митрополия в Чернигове, данные о которой сохранились в греческих источниках и в Несторовом житии преподобного Феодосия Печерского. Вероятно, с установлением единовластия Всеволода Ярославича после 1078 года и со смертью Черниговского митрополита Неофита была упразднена сначала Черниговская, а затем, с кончиной Переяславского митрополита Ефрема, и Переяславская митрополия».
Установление единовластия князя Всеволода в Киевской Руси стало следствием кончины его родных братьев. Святослав Ярославич Черниговский вслед за своим дядей Мстиславом Храбрым упокоился в Спасо-Преображенском соборе.
БЕДЫ И ПОБЕДЫ
Любопытное свидетельство, связанное с целованием креста в Черниговском соборе, сохранила под 1146 годом Ипатьевская летопись. Согласно этому документу, князья Владимир и Изяслав Давидовичи, владевшие тогда Черниговом, заключили крестоцелование с князьями Игорем и Святославом Ольговичами. Летописец замечает, что епископ Онуфрий увещевал черниговское духовенство: «Если кто данное крестное целование нарушит, то будет проклят двенадцатью господскими праздниками».
Вскоре Игорь Святославич занял киевский великокняжеский стол, но киевляне не захотели принимать его. После неудачного сражения Игорь был пленен и насильно пострижен в монахи. В 1147 году разгневанные киевляне расправились с князем-иноком. Через три года Святослав Ольгович перенес его мощи в Черниговский собор. Впоследствии убиенного Игоря причислили к лику святых.
С 1246 года в Спасо-Преображенском соборе Чернигова покоились мощи мучеников — убитых в ставке Батыя князя Михаила Всеволодовича и его боярина Феодора. При Иване Грозном, после общецерковной канонизации угодников и распространения их почитания, святые останки были перевезены в Москву.
Вообще, Батыево нашествие имело печальные последствия для местной архиерейской кафедры. Как разгром Киева, в конце концов, привел к отъезду митрополитов «всея Руси» из Софии Киевской в поисках новой резиденции, так и черниговские епископы были вынуждены искать себе новое пристанище. Одно время они осели в Брянске, затем кафедра вовсе упразднялась, а приходы Черниговщины поступили в окормление смоленских владык. Фактически кафедру возобновили в 1640-е годы, но архиереи продолжали жить то в Киеве, то в Новгород-Северске. Окончательно местопребывание епископов Черниговских в городе по названию их титула утвердили в 1672 году.
ЧЕРНИГОВСКАЯ ФЕКЛА
Проходили столетия, собор постепенно ветшал. Возвращение епархиального центра в Чернигов потребовало срочной реставрации храма в честь Спаса Преображения.
В 1675 году усилиями архиепископа Черниговского Лазаря (Барановича) здесь были проведены восстановительные работы. Основательная перестройка храма предпринималась в конце XVIII — начале XIX веков, после того как он пострадал от большого пожара 1750-х годов.
Огонь уничтожил внутренние помещения, убранство собора, сильно повредил ценнейшие домонгольские фрески. В ходе реставрации облик храма довольно сильно изменили: в юго-запад-ном углу на месте древней крещальни построили круглую башню, симметричную левой изначальной башне с лестницей на хоры. На обе башни водрузили, по моде времени, высокие шпили, перед порталами выстроили тамбуры. В XIX столетии осуществлялась роспись собора, в результате которой остатки первых фресок оказались либо записаны, либо сбиты.
К концу XIX века, на волне роста научного интереса к исследованию прошлого, начались исследования памятника архитектуры. Уже в советское время, в начале 1920-х годов, под толстым слоем штукатурки реставраторы обнаружили фреску XI века с поясным изображением святой Феклы. Оригинал фрески, увы, погиб в годы Великой Отечественной войны, но сохранилась ее точная копия, созданная в 1934 году.
Богослужения в Черниговском соборе прекратились в 1926 году на шестнадцать лет. Во время оккупации немцы возобновили здесь литургическую жизнь, и она не замирала вплоть до времен хрущевской борьбы с религиозными «пережитками». С 1961 года по конец 1980-х годов собор находился в ведении местного музея.
Современный статус Спасо-Преображенского собора
Спасо-Преображенский собор в Чернигове является частью архитектурно-исторического заповедника, в который входят 29 сохранившихся зданий древних времен.
Этот заповедник один из наиболее исторически важных, так как в нем 6 зданий считаются самыми ранними постойками сохранившимися в Восточной Европе. Заповедник «Чернигов древний» предлагает экскурсии, проводит необходимые работы по реставрации и занимается изучением памятников.
Храм является действующим храмом-музеем, а также внесен в список всемирного наследия «Юнеско».
Влияние времени
За свою почти тысячелетнюю историю этот древний памятник культуры претерпел многочисленные разрушения и перестройки. В годы, когда Чернигов в 1239 году был взят войском хана Менгу, собор подвергся полному разграблению. По преданию, именно здесь закрылись, обороняясь, последние защитники павшего города. Оборону Чернигова возглавлял князь Мстислав. Его жена, для того чтобы не оказаться в руках врага, выбросилась из окон красного терема собора.
Епископская кафедра была перенесена из Чернигова в город Брянск. И только в 1675 году — при архиепископе Лазаре Барановиче — начали проводиться восстановительные работы. Тогда и были надстроены апсиды.
Архитектура Спасо-Преображенского собора
Архитектура собора представляет собой искусное смешение византийских традиций и романских базилик. От базилик здесь конструкция, ориентация на стороны света, символизм вида ноева ковчега. От византийского стиля – существование купола и особых трехгранных парусов, что придавали конструкции храма визуальную легкость.
Спасо-Преображенский собор это пятикупольный храм на шести столбах и трех апсидах. Его длина составляет около 35 м, ширина – 22 м, высота 30 м, а толщина массивных стен – 1,4 м. Сам храм мастерски сочетает ровные углы, вертикали и горизонтали, а его вытянутость еще сильнее акцентируется разделением колонн.
Подобное строительство не характерно для русского зодчества, но есть предположения, что храм в себе отчасти повторяет Десятинную церковь в Киеве. Схожесть этого храма и Софии Киевской, а также то, что строительство этих двух соборов отделяют какие-то пары десятков лет, подтверждают теорию, что мастера были из одной византийской артели.
Спасо-Преображенский собор в Чернигове был одним из самых богато украшенных соборов того времени. Исторические свидетельства говорят о мраморных полах, колоннах и смальтовых полах с узорами.
К сожалению, все это великолепное убранство не сохранилось из-за пожара и работ по реконструкции. Единственная сохранившаяся фреска XI века была утеряна во время отечественной войны, когда сгорел хранивший ее музей.
РОЖДЕНИЕ ШЕДЕВРА
Считается, что Мстислав Владимирович Храбрый, князь Черниговский, начал возведение главного храма своей столицы около 1030 года или, если взять чуть более широкие хронологические границы, в впервой половине 1030-х годов. К тому времени ему удалось примириться с братом, великим князем Киевским Ярославом Мудрым, и прочно осесть на Черниговщине. Левобережье Днепра, согласно договору между князьями-братьями, находилось в полноправном владении Мстислава. Древний Чернигов должен был стать достойным центром Мстиславовой отчины, противовесом Киеву, новым политическим и культурным центром Руси. В христианскую эпоху любой большой город, тем более такой, которому предназначался удел столицы, не мог обойтись без великолепного собора.
Грандиозность постройки определялась уровнем притязаний заказчика. Размеры, формы, внешнее оформление храма и его интерьеры напрямую зависели от того, насколько громко хотел заявить о себе окружающему миру устроитель и как глубоко выстраивались его отношения с Богом.
ЗАГАДОЧНЫЕ ЗОДЧИЕ
Очевидно, что архитекторами черниговского собора были иноземные мастера. Специалисты в области архитектуры называют планировочно-пространственное решение Спасо-Преображенского храма уникальным. Подобные конструкции практически неизвестны в древнерусском зодчестве. К XI веку храмозданная инженерная мысль христианской Европы выработала два основных типа храма: более древний базиликальный, получивший особое распространение в Западной и Центральной Европе, в пределах влияния Римско-католической церкви, и крестово-купольный, характерный для Византии и стран, испытавших византийское влияние. Спасо-Преображенский собор чудным образом совместил в себе обе традиции, эта постройка одновременно имеет черты базилики и византийского крестово-купольного храма. Сложно сказать, кто возглавлял артель зодчих: были ли это архитекторы из какого-то католического государства, знакомые с тонкостями строительных технологий Византии, или, наоборот, греческие мастера, овладевшие навыками возведения церквей типа базилики. Иногда утверждается, что Мстислав Храбрый, до Чернигова длительное время имевший княжеский стол на окраине русского влияния, в городе Тмутаракани, что на Таманском полуострове, пригласил мастеров именно оттуда. Строители собора явно знали о принципах культового строительства в Малой Азии и Закавказье, где в то время подобные храмы, как считается, возводились. Однако все же более вероятным следует видеть константинопольское происхождение авторов собора. Исследователь П. А. Раппопорт высказал предположение, что мастера, создававшие Спасо-Преображенский храм в Чернигове и Софию Киевскую, представляли одну и ту же артель, которую пригласили из столицы Византии.
МОНАРХИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Возникает вопрос: почему главный собор во владениях Мстислава Храброго был освящен в честь Преображения Господня?
Преображение — один из самых значительных праздников Православной Церкви, отмечаемый 6 (19) августа. Он относится к числу двунадесятых праздников. Корни особенного почитания Преображения Господня на Руси уходят еще в эпоху равноапостольного Владимира Святославича, великого князя Киевского, крестителя восточнославянских земель. Древнейшее указание на это сохранилось в источниках под 996 годом. Летописи сообщают о битве между ратью Владимира Святославича и печенегами в предместье Киева Василеве. Силы князя были невелики, он предпочел отступить, но дал обет отстроить храм, если печенеги уйдут: —
«Тогда обещася Володимер поставити церковь в Василеве святаго Преображениа, бе бо в той день Преображение Господне».
Опасность миновала, и великий князь Киевский сдержал слово. Таким образом, Василевский Преображенский храм стал одним из первых православных храмов, выстроенных в Киевской Руси после начала ее христианизации, а современники тех событий, новообращенные христиане, обрели зримое доказательство покровительства Господа. В эпоху Средневековья люди жили в особой атмосфере чудес, которые воспринимались как повседневная реальность. Чудеса и то, что с ними связано, во многом определяли человеческую деятельность. Поэтому чудесный исход противостояния в день Преображения давал все основания с особым вниманием и благоговением относиться к самому празднику и, более того, связывать успех военных предприятий именно с Преображением.
Следующие значительные этапы в развитии Преображенского культа на Руси относятся к XII и XV столетиям. Если обратиться к истории, то можно прийти к выводу о преобладании строительства Спасских храмов и монастырей в годы наиболее серьезных переломов в политической жизни Руси: распада Киевской державы и утверждения новых княжеских линий (XII век), а затем формирования единого Русского государства (XV век).
Вот примеры из XII столетия. Владимир Мономах, основавший или возобновивший город Владимир (на Клязьме) в 1108 году, отстраивает в нем именно Преображенскую церковь, явившуюся первым каменным сооружением в тех местах: —
«Того же лета свершен бысть град Владимер Залешьский Володимером Мономахом, и созда в нем церковь камену святаго Спаса».
Несколько позже, в 1164 году, Андрей Боголюбский, первый князь Владимирский, выстраивает во Владимире белокаменную Спасо-Преображенскую церковь на Мономаховом дворе. Известно и о позднейшем существовании Спасского монастыря во Владимире на месте княжеского дворца.
В XV веке особую роль Преображенский культ играл для московского дома Даниловичей. А началось это почитание еще раньше. О внимании уже первых Даниловичей к Преображению говорит то обстоятельство, что возведенный Иваном Калитой (князь Московский в 1325—1340 годах) московский храм, вокруг которого сложился придворный монастырь великокняжеской семьи, был посвящен Преображению Господню (храм Спаса Преображения на Бору в Кремле). Согласно летописным свидетельствам, Иван Данилович Калита имел особую любовь к Спасо-Преображенскому монастырю: он —
«возлюбил его паче инех манастыреи и часто приходя в он молитвы ради и многу милостыню даяше мнихом ту сущим…»
Пик культа Преображения совпал с эпохой Ивана III (он возглавлял Московское государство в 1462—1505 годах) и был связан с военной деятельностью великого князя — неутомимого собирателя русских земель. В день Преображения Господня неоднократно начинались боевые походы, в Преображенских храмах совершались молитвословия за успех военных предприятий.
Таким образом, в период русского Средневековья прослеживается достаточно сильный Преображенский культ.
Преображение, явившее миру Иисуса Христа-Бога, Царя царей, согласно церковному пониманию, имело в сознании людей Средневековья явный монархический аспект. В повышенном внимании к данному празднику проявлялись и державные устремления князей, оно символизировало сакральную сторону их власти.
Помимо монархического, Преображение Господне явно имело и воинский аспект. Вспомним, что Мстислав был крупным воителем своего времени, неслучайно получившим прозвище Храбрый. В 1031 году совместно с Ярославом Мудрым он совершил успешный военный поход на Польшу, откуда вернулся с богатыми трофеями и большим числом пленных. Вполне возможно, что закладка Преображенского собора в Чернигове отражала не только монархические, но и воинские христианские взгляды Мстислава, а поводом для посвящения главного храма Чернигова стал именно польский поход 1031 года. Отдавая дань Преображению, Мстислав мог перебрасывать мостик между собой и своим отцом, великим князя Владимиром Святославичем, тем самым подчеркивая преемственность власти.
Иконостас Спасо-Преображенского собора
Удивительным образом в соборе сохранился в полной ценности иконостас, устроенный уже после великого пожара. Известно, что иконостас был создан в г. Нежин, местными мастерами Саввой Волощенко и Степаном Белопольским. Проект иконостаса создал Иван Ясныгин, губернский архитектор. Для росписи был назначен священник из Борзны Тимофей Мизко.
Сам иконостас представляет собой липовый каркас высотой в 12 м и шириной в 20 м, полностью украшенный росписью и резьбой. Работы над ним затянулись и продолжались более 2-х лет. Иконостас занимает всю высоту и ширину храма, он разделен на три отдела – для каждого из приделов храма.
В нем два яруса икон, фон иконостаса серебряный, а выступающие колонны, карнизы и прочее – отделаны золотом. Для центрального придела в иконостасе особенно выделены и украшены Царские врата: овальные открывающиеся створки с просветом между ними и остальной частью иконостаса.
Высота врат примерно 7 аршин, это около 5 м. В просвете над вратами расположено фигурное изображение святого Духа в виде голубя. Всего для иконостаса было написано 63 иконы.
Сложность, длительность и внимание к деталям в такой работе привела к тому, что выделенной на иконостас суммы полностью не хватало.
По сведениям того времени, денег оставалось впритык на оплату работы мастеров, не более.
Тогда местный епископ продал хранившиеся иностранные монеты, которые были здесь из пожертвований в уже закрытые и упраздненные монастыри.
Этой суммы хватило на оплату остальных расходов, и работа над иконостасом была завершена.
Для современных историков и культуроведов иконостас представляет собой интерес и имеет несомненную культурную важность. Им регулярно занимаются исследователи древности, как в Украине, так и за рубежом.
Иконостас дошел до нашего времени без единой переделки и является таким же, каким был изначально, за исключением проводившейся реставрации икон.
Реконструкции
Следующую основательную перестройку храма осуществляли в 1791-1798 годах, после пожара, когда здание сильно пострадало. Именно в это время были утрачены многие древнерусские фрески.
Летописцы пишут, что в 1783-м в Чернигове был проездом Потемкин, который очень сильно заинтересовался этим собором. И в результате его ходатайства на ремонт было выделено достаточно средств. Однако, к большому сожалению, перестройка больше навредила храму. Она причинила такой вред, который не смогли нанести даже все предшествующие разрушения.
Тогда по бокам собора были пристроены две остроконечные башни. Это стало придавать собору определенную схожесть с костелом. Кроме того, они служили в качестве солнечных часов.
Святыни Спасо-Преображенского собора
Во время всего существования храма здесь хранились различные православные святыни. Здесь с 1246 г. по 1572 г. были мощи Черниговских мучеников, князя Михаила и боярина Федора, которые были убиты ордой. Князь поехал к хану для получения княжеского ярлыка, но отказался пройти языческий обряд огненного очищения и поклониться идолам.
Они были немедленно убиты, тела брошены на съедение диким животным, но чудным образом животные к ним не прикоснулись. Христиане тайно забрали тела и перевезли их в Чернигов. Для поклонения их разместили в Спасо-Преображенском соборе. Так же здесь покоились мощи и других князей и святых: блж. князя Игоря, митр. Константина.
До 1921 г. в соборе покоились мощи местного святителя, прп. Феодосия Углицого. Он был Черниговским архиепископом и с его жизнью связывают большое количество чудес. Для сбережения мощей они были перевезены в Ленинград, и образ святого поддерживал людей во время блокады. Есть свидетельства о совершенных чудесах, о заступничестве преподобного, о его помощи.
В соборе долгое время размещалась чудотворная икона Репкинской Божией Матери, иначе называемая Любечская. Она была обретена в XI в., и известна многими совершенными от нее чудесами, ей молятся при различных духовных и физических недугах.
Так же именно здесь находилась икона, теперь почитаемая как Смоленская. Ее привезла сюда греческая принцесса Анна, мать Владимира Мономаха. Икону, подаренную ему матерью, Владимир и перевез с собой в Смоленск, когда был поставлен там на княжество. Эта икона является одной из самых почитаемых и самых известных в православном мире.
СВЯТЫНИ ХРАМА
После возобновления богослужений в Спасо-Преображенском соборе его древние стены снова, как и столетия назад, стали хранителями значительного числа святынь. Здесь паломник может приложиться к частицам мощей угодников Божиих, преклонить колени перед намоленными образами, подумать о вечном возле древних фресок. Под спудом в храме покоятся останки двух знаменитых святых домонгольской Руси: князя Игоря Ольговича и митрополита Константина I. Наш рассказ — о святителе Константине.
Митрополит «всея Руси» Константин I (1155—1159) стал главой Русской Церкви в очень непростой для нее период. То было смутное время для митрополичьей кафедры, когда, вслед за политическими нестроениями, раздоры проникли и в Церковь. В 1147 году занявший годом ранее киевский престол князь Переяславский Изяслав Мстиславич, пользуясь «вдовством» митрополичьей кафедры после отъезда в Константинополь ее главы Михаила (митрополит уехал из пределов Руси и, кажется, не желал возвращаться), созвал архиерейский собор Русской Церкви. На соборе, без каких-либо согласований с Константинополем, приняли решение возвести в сан митрополита Киевского и «всея Руси» «книжника и философа», схимника из города Заруба Климента по прозвищу Смолятич. Константинопольский Патриарх, поставленный перед фактом, не признал Климента в качестве законного первоиерарха Русской Церкви. В свою очередь, и Климент однозначно заявил свою позицию в отношении Константинополя: он не поминал константинопольского первосвятителя во время богослужений. Русская Церковь разделилась: часть иерархов и паствы согласилась с постановлением архиерейского собора, часть — нет.
ИЗ ОГНЯ ДА В ПОЛЫМЯ
Противниками ставленника Изясла-ва Мстиславича являлись представители не только церковных, но и светских кругов. Наиболее заметным среди них был князь Ростово-Суздальской земли Юрий Долгорукий. В 1149 году, после победы в битве под Переяславлем Южным, он захватил Киев и изгнал из «матери городов русских» Изяслава Мстиславича и митрополита Климента. Однако политический и церковный триумф Юрия Долгорукого продлился недолго. Вот как описывает дальнейшие события митрополит Макарий (Булгаков): «Изяслав снова вошел в Киев и привел с собою Климента, который и продолжал оставаться на митрополитской кафедре не только до смерти Изяслава (13 ноября 1154 г.), но и при преемнике его Ростиславе, пока [снова] не сделался великим князем Киевским Юрий Долгорукий (20 марта 1155 года). Тогда немедленно дано было знать в Константинополь, что в Киеве готовы принять нового митрополита от Патриарха… Патриарх не замедлил избрать и поставить для России митрополитом Константина».
С приездом Константина церковная смута не улеглась, а, наоборот, разгорелась с новой силой. К концу 1150-х годов Русская Церковь имела двух предстоятелей, каждый из которых не признавал другого, имел своих сторонников и претендовал на титул митрополита «всея Руси». На стороне грека Константина, кроме могущественной, но удаленной Византии, выступил претендовавший на киевский престол князь Смоленский Ростислав Мстиславич, уже успевший побывать великим князем Киевским. Климента Смолятича по-прежнему поддерживали Изяславичи — дети Изяслава Мстиславича. Довольно отчетливо проявилась в это время и позиция некоторых городов — вернее, их политической верхушки и влиятельного духовенства. Так, недовольство митрополитом Константином было характерно для паствы Переяславля Южного. Новгородцы же, напротив, признавали пастырский авторитет предстоятеля-грека: избранный на Новгородскую кафедру Аркадий отправился за рукоположением именно к Константину.
Возраст и тяготы управления разобщенной Церковью подкосили здоровье иерарха. Он ушел из жизни в 1159 году. Незадолго до своей кончины митрополит Константин вручил епископу Черниговскому Антонию завещание и взял с того клятву, что его последняя воля будет исполнена. В этом завещании он просил не погребать своего тела, а выбросить его за город на съедение псам, ибо считал себя виновником всех бед митрополии и недоразумения с двумя действующими митрополитами. Связанный клятвой, преосвященный Антоний выполнил обещание. В течение трех дней тело святителя находилось за городом. В эти дни в Киеве была страшная буря. После трех дней тело Константина нашли невредимым и с честью погребли в Спасо-Преображенском соборе Чернигова. После погребения буря в Киеве утихла.
Интересные факты и легенды
- Спасо-Преображенский собор в Чернигове знаменит не только своей древностью, но и множеством легенд, преданий и различных историй. Например, по одному из преданий, на месте расположения собора раньше была временная церковь, а прежде на этой земле было расположено одно из важных языческих капищ. Возможно, что одной из частей фундамента и является старый фундамент капища.
- Частица мощей святителя Феодосия Углицкого находится в Чернобыльском храме: во время совершения одного из богослужений на мощи возложили древнюю икону, и в то же время от тела отделилась частица мощей. Святитель был связан с Чернобылем: по словам одной женщины, в ночь совершения трагедии ей являлся святитель, молившийся за людей. При мощах были зафиксированы случаи исцелений от лучевой болезни.
- С обретением мощей митрополита Константина так же связана подобная легенда. Святой, будучи уверен, что именно он виновник и вынужденный участник смут внутри киевской митрополии и конфликта между митрополитами, взял с князя клятву о выполнении его завещания в точности. После его смерти документ был открыт: святой просил не подвергать его погребению, но бросить вне городских стен, что и было сделано. Три дня его тело было за городом, а в Киеве все время бушевала гроза и великая буря. Когда же после этого времени князь послал людей за телом святителя, его нашли нетленным и захоронили в соборе с великими почестями. Тогда буря прекратилась.
- Наличие в храме подклета, нижнего яруса, в свое время создало множество легенд о подземных ходах под храмом и о наличии там разнообразных склепов.
- Некоторые исследователи называют собор Черниговским Стоунхенджем, поскольку в его кладке зашифрованы различные символы. Так, в орнаментах башни скрыты знаки зодиака, в расположении окон храма – солнечные часы, отображающие времена начала богослужений.
ХРАМ СНАРУЖИ
Планировка Спасо-Преображенского собора довольна сложна. В исследованиях можно встретить разные указания на количество несущих столпов: называются цифры восемь, шесть или четыре. В частности, историк искусства А. И. Комеч пишет: «В литературе, посвященной древнерусскому зодчеству X—XV вв., распространено определение структуры храмов по числу столбов: четырех-, шести-, восьмистолпные. Подобная классификация искажает реальную композиционную природу памятников, к тому же она неверно интерпретирует сами формы. Она отвлечена от представлений, связанных с бази-ликальными постройками, и является насильственной для зданий крестово-купольного типа. Как правило, все древнерусские храмы XI—XII вв. (кроме самых простых) — четырех-столпные, они бывают с нартексом (понятие о нем почти исчезло из наших архитектурных описаний) или без него, с апсидами — либо примыкающими к основной девятидольной структуре, либо имеющими дополнительные ячейки. Спасо-Преобра-женский собор в Чернигове является четырехстолпным храмом типа вписанного креста, с нартексом и развитой алтарной частью».
Современный облик собора сильно отличается от первоначального. В XI веке храм имел только одну башню — северную, и была она ниже нынешней. Башенные шпили отсутствовали. Отсутствовали и тамбуры, выстроенные у порталов в 1814 году. Стены не штукатурились. Их высота до выравнивания, произведенного в XVIII веке, являлась неодинаковой. Считается, что данная особенность явилась следствием разной ширины прясел: завершающие их закомары начинаются на одной высоте, но, поскольку пролеты разные, то поднимаются они неодинаково. Можно видеть, что выше всего проходят арки западных прясел на боковых стенах наоса; в симметричных им восточных пряслах арки идут заметно ниже. Видимо, отличался и принцип расположения кровли: в древности перекрытия везде были позакомарными, ныне позакомарная кровля наблюдается только над центральными пряслами стен. Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом. Они обрамлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором — профилированными.
КЛАДКА СТЕН
Исследователи Черниговского собора Ю. Ю. Шевченко и Т. Г. Богомазова о. В то же время в кладке встречается любопытный прием: три плинфы, поставленные вертикально на ребро, перемежаются стремя плинфами, расположенными горизонтально — друг над другом. Подобная кладка в Византии не применялась.
ОКНА
В тимпанах центральных прясел стен собора расположены тройные окна, причем среднее окно чуть выше остальных. Эта архитектурная черта является вполне обычной для зодчества Византии. В литературе подобное расположение окон иногда так и называется — «византийским».
КИРПИЧНЫЕ ОРНАМЕНТЫ
«В центральной апсиде, фасадах и северо-западной башне Спасского собора, — снова цитируем Ю. Ю. Шевченко и Т. Г. Богомазову, — использованы „елочные» кладки (типа римской кладки „в колос»). Они характерны для архитектуры VIII—IX веков Крыма и Тамани, IX—XI веков Волжской Болгарии, а также известны в это и более позднее время в среднеазиатской архитектуре. Меан-дровый пояс той же соборной башни еще более ранний элемент, состоящий из У-образных двойных компонент (второй знак вертикально перевернут)». Такое орнаментальное решение характерно для одновременных со Спасским собором построек в Индии и Средней Азии.
Адрес, как добраться до Собора
Удобнее всего доехать до Чернигова из Киева: оттуда регулярно ходят маршрутные автобусы и электрички. И те, и другие ходят с интервалом не более получаса. От автовокзалов к собору можно добраться на общественном транспорте, автобусами 12, 30, 33, 39, 44. Автобусы ездят каждые 6-10 мин., а суммарное время прибытия к собору на любом маршруте – 30-40 мин.
При необходимости можно заказать и такси, адрес собора – г. Чернигов, ул. Преображенская, 1. Храм открыт для посещения ежедневно, с 10:00 до 19:00 там могут проводиться экскурсии по договоренности, так же работает церковная лавка.
Расписание богослужений
Храм является действующим: в нем проводятся регулярные богослужения.
ежедневно, кроме понедельника | Литургия 8:00 |
воскресенье | Литургия 7:00, 10:00 |
ежедневно, кроме воскресения | вечерня 16:00 |
праздничные дни среди недели | Литургия 7:00, 10:00, вечерня накануне 16:00 |
При необходимости в храме можно заказать индивидуальные требы и таинства.
Чернигов не просто так имеет звание одного из самых гармоничных, древних и прекрасных городов. Удивительная сохранность уникальных культурных памятников делает его обязательным местом туризма и привлекает к нему регулярные паломнические группы. Спасо-Преображенский собор является едва ли не самым важнейшим памятником древнего зодчества, наравне с Киевской Софией.
Автор: Катя Волкова
Оформление статьи: Мила Фридан