Новоиерусалимский монастырь в Московской области. Фото, чем знаменит, музей, экскурсии. Как добраться. Расписание богослужений


Как добраться

Доехать к обители можно на электричке, автобусе или автомобиле. Поездка электричкой займет примерно 50-60 мин. Необходимо сесть на станции Рижская, Дмитровская, Войковская или Тушино и доехать до Новоиерусалимской. Теперь подъехать к монастырю можно на маршрутном такси или пройти пешком.

Поездка на автобусе № 372, идущим от Москвы (метро Тушино) до остановки “Почта” в Истре, займет примерно 60 мин. Дойти к храму пешком можно будет за 15-20 мин.

Поездка на автомобиле займет около 40-60 мин. Можно добраться по Волоколамскому шоссе, минуя Красногорск и через речку Песочная. Если ехать от МКАД по Новорижскому шоссе, то на повороте в г. Истра нужно переехать на Волоколамское шоссе и потом двигаться до монастыря. Если стоянка у парадного входа занята транспортом, то можно будет проехать на более просторную стоянку у западных ворот.

Музей «Новый Иерусалим»

В основу экспозиции музея легли оригинальные монастырские артефакты, среди которых религиозные предметы, утварь, документы и иконы, музейная коллекция насчитывает свыше 180 тысяч единиц. В 2014 году музей переехал в новое здание и получил современный, интерактивный вид. Постоянная экспозиция рассказывает о Новом Иерусалиме как об историческом, культурном и архитектурном памятнике России, позволяет лучше узнать об этапах возведения монастыря, познакомиться с мастерами, которые трудились над его созданием, увидеть древние иконы, подлинные документы и получить больше информации о патриархе Никоне.

Музей «Новый Иерусалим»

Музей «Новый Иерусалим»
Также в музее проходят выставки известных художников, например, в октябре этого года были представлены работы Роберта Фалька.

Отдельного внимания заслуживает концертная программа. В октябре 2018 года впервые на сцене музея «Новый Иерусалим» выступили «Виртуозы Москвы».

Адрес музея «Новый Иерусалим»: г. Истра, Ново-Иерусалимская набережная, д. 1, https://njerusalem.ru

Организацией туров на электричках занимается АО «Центральная ППК».

История Новоиерусалимского монастыря

Новоиерусалимская обитель в окрестностях Москвы была запланирована патриархом Никоном как подобие храма Гроба Господня в Иерусалиме. У вотчинника Бобарыкина была выкуплена Воскресенская пустошь, на которой в 1656 г. началось воздвижение храма.

После выкупа у вотчинников и бояр нужных земель, местность была очищена от леса, и появились первые деревянные постройки в виде Воскресенской церкви и крепостной стены. В 1657 г. в присутствии царя Алексея Михайловича церковь освятил патриарх Никон. Воскресенский собор был начат в 1658 г. и его сооружение шло до 1666 г. под присмотром патриарха.

Из-за ссылки Никона в Ферапонтов монастырь строительство храма на некоторое время прекратилось. Возобновление работ было продолжено при царе Федоре Алексеевиче и при помощи Мастерской палаты. В 1685 г. сооружение храма закончилось. Хотя царь разрешил в 1681 г. Никону возвратиться в обитель, по дороге он скончался.

Его тело захоронено в соборе Воскресения Господня, в месте расположения придела Иоанна Предтечи.

В 1684 г. управление обителью передается Приказу сыскных дел и при правлении Татьяны Михайловны и Софьи Алексеевны строится церковь Рождества Христова вместе с трапезными палатами и освящается в 1692 г. В ХVIII в. при Петре I финансирование монастыря было сокращено, и его заставляют поставлять государству лошадей, провизию и рабочих крестьян.

При правлении Елизаветы Петровны были выделены средства в размере 30000 руб. на ремонт монастыря. С 1762 г. в стенах храма произошло несколько пожаров, и императрице Екатерине II пришлось устранять их последствия. В XIX начале ХХ в. обитель становится центром паломничества верующих людей благодаря постройке линии железных дорог.

К 1913 г. число паломников, которые посещали Новоиерусалимский храм, насчитывало 35 тыс. человек в год. В 1919 г. Храм закрыли, и в нем советской властью создается исторический музей. В 1941 г. немецко-фашистскими войсками были разрушены основные постройки обители и взорван Воскресенский собор. Лишь в 1959 г. музей продолжил свою работу, и его сооружения были восстановлены.


Новоиерусалимский монастырь возобновил свою деятельность в 1994 г. и в 2012 г. музей был перенесен с территории святой обители в новое здания.

В 1994 г. деятельность Новоиерусалимского храма возобновилась, и в 2012 г. музей был перенесен с территории святой обители в новое здания.

Основание монастыря патриархом Никоном

На северо-западе от Москвы вблизи города Истры располагается Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. Также его называют Новый Иерусалим. Решение построить “Русскую Палестину” принял патриарх Никон в 1656 году. Его поддержал царь Алексей Михайлович Романов. Новый Иерусалим являет собой образ Святой Земли и величайших иерусалимских святынь, перенесенный за тысячи километров на берег реки Истры.


Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь

Патриарх Никон часто останавливался в селе Воскресенское и проникся особыми чувствами к этому живописному месту. По одной из версий, царь Алексей Михайлович однажды сравнил эту местность с окрестностями Иерусалима. Так и родилась идея на Русской земле построить храм-копию Иерусалимского храма Воскресения Господня.

Патриарх Никон сравнивал строительство храма с написанием списка с чудотворной иконы. Патриарх старался максимально точно воссоздать святыни Святой Земли, что было сложно осуществить технически в реалиях XVII века. Одновременно он хотел создать резиденцию Патриархов недалеко от Москвы. Тем самым Никон подчеркивал, что власть церковная и светская, хоть и тесно связаны друг с другом, однако вмешиваться в дела друг друга не должны.

Церковный раскол, немилость царя и последовавшее отстранение от Патриаршества не позволили Никону закончить строительство. Он не смог увидеть окончание строительства своего любимого детища. В наши дни мы можем созерцать и посетить Ново-Иерусалимский монастырь.

Современное состояние

Новоиерусалимский монастырь в Московской области в 2008 г. обрел нового настоятеля игумена Феофилакта (Безукладникова), утвержденного Священным Синодом. Вскоре храм посетили Патриарх Алексий II с президентом страны Д. Медведевым, что послужило учреждению Попечительского совета для решения всех вопросов по реконструкции и обустройству монастыря.

Патриарх объявил, что обитель должна развиваться как центр духовно-воспитательной и общественной культуры. Также президентом был подписан указ по оказанию всесторонней помощи в воссоздании исторического образа монастыря.

К 2014 г. была восстановлена колокольня с новыми колоколами возле Воскресенского собора, а 2016 г. ознаменовался окончанием реставрационных работ. Они обошлись государству в 10 млрд руб., часть из которых была взята из народных пожертвований.

Вознесенский женский монастырь в Кремле

Вознесенский женский монастырь простоял в Кремле около шести столетий. Основанный великой княгиней Евдокией в конце XIV века в память о Куликовской битве, он прожил с Москвой самые славные и тяжкие страницы ее истории.

Плач Евдокии

Московский Кремль. Вознесенский монастырь

Кремлевский Вознесенский монастырь был одной из первых женских обителей в Москве. Лишь два московских монастыря – Зачатьевский и Рождественский – были немного старше его, но и они были основаны в том же XIV веке: Рождественскую обитель в праздник Рождества Богородицы основала мать князя Владимира Серпуховского, героя Куликовской битвы, в память о славной и великой победе, одержанной русскими на Куликовом поле.
Великая княгиня Евдокия, супруга великого князя-воителя благоверного Димитрия Донского, тоже устроила при своих кремлевских покоях церковь в честь Рождества Богородицы, дабы иметь такой храм около себя и быть от него неотлучной. Маленькая белая главка с золотым куполом этого чудом сохранившегося храма и сейчас хорошо видна с Моховой улицы на фоне Большого Кремлевского дворца. А чуть позднее Евдокия основала в Кремле и Вознесенскую обитель в память о ниспосланной победе и о муже. В этой обители она собиралась сама принять постриг.

Святая Евдокия, одна из великих женщин России, была дочерью Суздальского князя Дмитрия Константиновича. Ее отец чтил русскую старину: именно для него монах Лаврентий составил знаменитую Лаврентьевскую летопись. Время было тревожное. Русь терзали междоусобицы, неспокойно складывались отношения и с Москвой: суздальский князь добивался себе великого княжения, но после того как московский великий князь Димитрий Иоаннович оказал ему военную помощь в удельных раздорах, состоялось их примирение. Сей мир должен был закрепиться каким-нибудь знаменательным событием – свидетельством примирения и залогом мира в будущем. И тогда суздальский князь выдал свою дочь Евдокию за великого князя Димитрия Иоанновича. Невесте было всего 13 лет, жениху шел восемнадцатый год. Венчание состоялось 18/31 января 1367 года в праздник святых Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. В память об этом великий князь повелел поставить у Спасских ворот (тогда еще Фроловских) Кремля деревянную церковь во имя святых Афанасия и Кирилла.

Брак этот стал одним из самых счастливых в истории России. Однако дней мирного счастья и покоя супругам выпало не так уж и много: одна за другой следовали беды: нашествия Мамая, Тохтамыша и литовского князя Ольгерда, ордынский плен сына Василия, моровая язва и междоусобные распри.

В августе 1380 года Евдокия провожала любимого мужа на Куликовскую битву. Непрестанно молясь, она в слезах глядела вслед войску из окна своего терема, что стоял у Спасских ворот, прося Бога даровать ей счастье еще увидеть своего супруга. Из окна того же терема она смотрела на дорогу, ожидая мужа с победой. Судьба отвела им еще девять лет жизни: благоверный князь Димитрий Донской отошел к Господу 19 мая 1389 года. День его памяти Церковь празднует 19 мая/1 июня.

Безутешная Евдокия осталась вдовой. Именно тогда она приняла решение уйти в монастырь, ибо больше ничто не связывало ее с миром. Оставалось лишь исполнить завет мужа – воспитать детей и править вместе с ними до их совершеннолетия. Так Евдокии выпало понести бремя власти, и на ее правление пришлось еще одно страшное испытание. В грозном 1395 году на Москву шел Тамерлан. И тогда Евдокия велела перенести в Москву Владимирскую икону Божией Матери, и сама встречала ее с народом на Кучковом поле, где потом был основан Сретенский монастырь. Москвичи запомнили великую княгиню как добрую и сердобольную женщину: она помогала бедным, отстраивала им дома после пожара, хоронила нищих, одаривала деньгами.

Тогда она и основала в Кремле Вознесенский монастырь, собираясь принять в нем постриг. Желая посвятить оставшуюся жизнь Богу и удалиться от мира, Евдокия тайно готовила себя к этой участи, проводя ночи в молитвах и посте. Тщательно скрывая свои приготовления, она одевалась в пышные дорогие одежды, чтобы не была заметна худоба изможденного тела, всегда появлялась на людях веселой, и никто не мог различить ее глубокой скорби. Великую княгиню стали осуждать за слишком отрадную жизнь после смерти мужа, и даже дети относились к матери с подозрением, пока она не открыла им истину, велев держать ее в строжайшем секрете. Никто не знал о тайном намерении Евдокии, пока не пришло время ему исполниться.

Воздвигся храм

Московский Кремль. Вознесенский монастырь

О точной дате основания Вознесенского монастыря нет достоверных сведений. Под Вознесенский монастырь Евдокия отдала свои кремлевские чертоги: он был основан на том месте, где, по преданию, великая княгиня провожала мужа на Куликово поле и где встречала его с победой. К моменту пострига своей основательницы монастырь был уже достаточно обустроен и готов к принятию святой инокини. В нем стоял деревянный собор во честь Вознесения Господня, а в бывших великокняжеских теремах, отданных обители, устроены кельи.
Незадолго до кончины Евдокия удостоилась видения архангела Михаила. Рассказывали, что, увидев светлого ангела, она внезапно впала в немоту. Другие же говорили, что она к этому времени уже потеряла речь от тяжелой болезни. Архангел Михаил, возвестивший Евдокии о скорой кончине, повелел ей написать его образ. Когда чудесное видение кончилось, Евдокия знаками показала, что должен быть написан образ архангела Михаила и трижды отвергала написанные иконы как недостоверные, пока не принесли такой образ, в котором она признала явившегося вестника – и к ней вернулась речь, что сочли доказательством истинности изображения.

Другое предание гласит, что великая княгиня не узнала в вестнике архангела Михаила, и после видения велела написать образ ангела. Трижды ей приносили написанную икону, она кланялась образу, но просила написать новую, потому что изображенный ангел не был похож на того, кто явился ей. И тогда иконописец написал канонический образ архангела Михаила. Когда его показали княгине Евдокии, она сразу же узнала того, кто явился ей, и вновь обрела способность говорить. Эту икону она поставила сначала в церковь в честь Рождества Богородицы при своих кремлевских покоях, а потом подарила в Архангельский собор, где она стоит и поныне как храмовая икона в иконостасе справа от царских врат. Перед этим образом святому архистратигу молились о здравии и исцелении болящих, по древнему обычаю ставя свечи величиной в рост больных.

После чудесного видения великая княгиня удалилась в монастырь. Когда она шла из своего дворца в Вознесенскую обитель, на пути ей встретился слепой, видевший накануне во сне Евдокию, молвившую, что завтра он получит от нее исцеление. С этим он и подошел к великой княгине: «Ты обещала мне исцеление. Пришло время исполнить обещание». Евдокия не останавливаясь, опустила рукав. Слепой схватил его, приложил к глазам и прозрел. И еще многие люди исцелялись на пути великой княгини в монастырь.

В обители она приняла иноческий постриг под именем Евфросинии и уже через несколько дней повелела заложить каменный Вознесенский собор на месте деревянного. Прожив в иночестве всего несколько недель, 7/20 июля 1407 года святая Евдокия мирно отошла к Господу. На глазах москвичей, столпившихся в Кремле, чтобы почтить память своей любимой правительницы, у ее гроба сама собой возгорелась свеча. Потом у гробницы еще не раз совершались исцеления и чудесно возгорались свечи. Святую инокиню Евфросинию стали почитать покровительницей Москвы. Церковь чтит ее память 17/30 мая и 7/20 июля.

Сооружение каменного Вознесенского собора продолжила невестка святой Евдокии, великая княгиня Софья Витовтовна, ставшая женой Василия I. Монастырь часто горел в московских пожарах, и в середине XV века собор стоял все еще недостроенным. В 1467 году вдова Василия II великая княгиня Мария Ярославна, решившая после смерти мужа принять в Вознесенском монастыре постриг, велела знаменитому мастеру Василию Ермолину разобрать старый собор до основания и на его месте выстроить новый. Однако опытный зодчий сохранил древнюю постройку, только заново переложив обгоревшие своды, и покрыл стены новым кирпичом. Эта реставрация Вознесенского собора некоторыми историками считается самой первой на Руси.

Отреставрированный Вознесенский собор простоял сравнительно долго. Только в 1518 году великий князь Василий III приказал своему любимому итальянскому архитектору Алевизу Фрязину построить новый собор на месте старого, так что Вознесенский собор строил тот же зодчий, что строил и Архангельский собор. При царе Федоре Иоанновиче Вознесенский собор строится вновь как точная архитектурная копия («реплика») Архангельского собора. Так укреплял свои позиции при дворе Борис Годунов, сестра которого, Ирина, была женой Федора Иоанновича. Боярин Годунов всеми способами старался подчеркнуть свое родство с царским родом, а поскольку Архангельский собор был усыпальницей для царей, а Вознесенский – для цариц, царский шурин и велел выстроить женскую усыпальницу как копию государевой, равной ей по статусу.

Убранство Вознесенского собора не сохранилось. Единственное, что от него осталось, – иконостас, после революции перенесенный в кремлевский собор во имя Двенадцати апостолов. Именно этим объясняется тот странный факт, что храмовый образ в иконостасе собора во имя Двенадцати апостолов посвящен Вознесению Христову, а не его ученикам. Доживший до наших дней великолепный барочный иконостас был исполнен довольно поздно – в самом конце XVII века и в стиле своей эпохи. Украшенный флемской «пламенеющей» резьбой, он символически представлял райский сад. Искусно вырезанные точеные плоды и цветы символизировали вечное цветение и райское изобилие, а виноградная лоза была символом самого Христа. Слева от царских врат – Феодоровская икона Божией Матери, покровительница династии Романовых. В марте 1613 года инокиня Марфа благословила Феодоровским образом на царство своего сына, Михаила Романова. Образы верхнего ряда иконостаса, скопированные с иллюстраций голландской Библии, посвящены Страстям Христовым.

Святыней Вознесенского собора был древний образ Божией Матери «Одигитрии» («Путеводительницы»). По преданию, сама княгиня Евдокия спасла его из огня во время нашествия Тохтамыша в 1382 году. Ровно через сто лет эта икона сгорела, и тогда знаменитый иконописец Дионисий написал на обгоревшей доске новый образ Богоматери. В великие праздники эту икону выносили навстречу царю и патриарху, и они прикладывались к ней у ворот обители. (В наше время образ хранится в Государственной Третьяковской галерее).

В 1730-х годах в Вознесенском соборе были устроены два придела и оба – в память царственных особ. Первый, Успенский придел, основал брат царицы Прасковьи Федоровны, которая была женой Ивана Алексеевича, соправителя Петра I. Другой придел во имя иконы «Всех скорбящих Радость» устроила императрица Анна Иоанновна в память своей родной сестры Прасковьи Ивановны, дочери Ивана Алексеевича и Прасковьи Федоровны. Уже в 1737 году монастырь сгорел в великом пожаре, и императрица велела восстановить его. С тех пор в обители существовало особое празднование иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», почитающейся защитницей от огненного бедствия. Это празднование совершалось в первое воскресение после недели Всех святых.

Ко времени революции в Вознесенском монастыре было три храма: Вознесенский собор, церковь во имя святого Михаила Малеина с приделом во имя Феодора Пергийского и храм во имя святой великомученицы Екатерины. Считается, что деревянную Михайловскую церковь основала сама инокиня Марфа, мать первого Романова, на исходе жизни поселившаяся в Вознесенской обители: этот храм был освящен во имя небесного покровителя Михаила Федоровича, а придел – во имя небесного покровителя его отца, патриарха Филарета, в миру носившего имя Федор. Оттого на храмовой иконе святой воин был изображен в архиерейских одеждах. В 1634 году знаменитый архитектор Бажен Огурцов построил каменный храм на месте деревянного, и в него перенесли еще одну реликвию Москвы – скульптурное изображение Георгия Победоносца, исполненное Василием Ермолиным. Прежде оно стояло у Спасских ворот.

На месте же древней церкви во имя святых Афанасия и Кирилла, которую повелел поставить Димитрий Донской в память дня своей свадьбы, была воздвигнута церковь во имя святой великомученицы Екатерины, почитаемой покровительницей рожениц и детей. Первый в обители престол во имя святой Екатерины был освящен еще в 1586 году, но самостоятельная каменная церковь появилась через сто лет. Так царевна Екатерина Алексеевна, дочь царя Алексея Михайловича, исполняла свой и отцовский обет после чуда, явленного ее семье святой великомученицей. Когда первая супруга царя, Мария Милославская, ожидала появления на свет нового чада, а государь охотился близ Москвы, не отлучаясь далеко от дома, святая Екатерина явилась ему во сне и возвестила о рождении у него дочери. Новорожденную нарекли Екатериной, государь назначил кремлевский Екатерининский храм при Теремном дворце для венчания царевен, а его дочь позднее воздвигла в Вознесенской обители храм во имя своей небесной хранительницы.

К началу XIX века церковь обветшала так, что ее решили снести. Известный архитектор И. Еготов составил проект нового храма. Однако в 1808 году император Александр I лично приказал, чтобы новую Екатерининскую церковь возводил итальянский архитектор Карл Росси, много потрудившийся в Санкт-Петербурге. Чем же было вызвано такое решение императора, который недолюбливал этого архитектора? Талант и авторитет этого мастера были столь велики, что именно ему государь доверил строительство храма, освященного во имя небесной покровительницы своей любимой сестры, великой княгини Екатерины Павловны. Желание царя было исполнено: Карл Росси составил проект Екатерининской церкви в необычном для Москвы готическом стиле. Освятили храм только в 1817 году, и украсили на пожертвования императора.

Все государи русские не забывали Вознесенскую обитель и подносили ей дары – ведь в ее стенах покоились их матери, жены, сестры, дочери…

Вечный покой

Вознесенский монастырь был усыпальницей для женщин царского рода. По преданию, сама княгиня Евдокия хотела, чтобы было так. Прежде супруг и дочерей великих князей хоронили в соборе Спаса на Бору. Есть и другая версия: сперва никто не думал превращать обитель в усыпальницу, но сначала в Вознесенском соборе упокоили саму Евдокию, потом ее невестку Софью Витовтовну, и тогда явилась мысль хоронить венценосных женщин здесь, потому что тесный Спасский собор подходил для этого намного меньше, чем Вознесенский монастырь.

Женская усыпальница была многим схожа с государевой в Архангельском соборе. Во-первых, статусом погребенных: в обеих усыпальницах хоронили не только правителей, но и родственных им удельных князей и княгинь, многие из которых и вовсе окончили свою жизнь в опале. Во-вторых, сходство было и в порядке расположения гробниц. В храме-усыпальнице самым почетным местом погребения была алтарная часть. За ней следовала южная сторона, обращенная в сторону Святой Земли. Наименее почетной в усыпальнице считалась северная сторона. Хоронили в той или иной части собора в зависимости от статуса покойных. В Архангельском соборе самое почетное место в алтаре было отведено гробницам Ивана Грозного и его сыновей.

А поскольку в алтарной части не могло быть женских гробниц, в усыпальнице Вознесенской обители самым почетным местом стала южная стена. Здесь в серебряной раке покоились мощи преподобной Евдокии. Рядом с ней была захоронена жена сверженного царя Василия Шуйского, Мария (в иночестве Елена), кончившая жизнь в Ивановском монастыре на Кулишках. Это загадочное захоронение долго оставалось необъяснимым, пока ученые не пришли к выводу, что род Шуйских происходил от отца Евдокии, князя Дмитрия Суздальского. Оттого бывшей царице и отвели самое почетное место после основательницы обители.

У южной стены были также захоронены Анастасия Романова, первая и любимая жена Ивана Грозного, его мать Елена Глинская, Евдокия Стрешнева – вторая жена Михаила Федоровича, жены Алексея Михайловича – Мария Милославская и Наталия Нарышкина, мать Петра I, перед смертью просившая сына освободить из тюрем пленников и простить должникам казенные долги. Здесь же была упокоена и византийская принцесса Софья Палеолог, вторая жена великого князя Ивана III. А жена Федора Иоанновича царица Ирина оказалась единственной из рода Годуновых, чье захоронение осталось внутри кремлевских стен. Брата ее, как известно, с хулой вынесли из Архангельского собора по приказу Лжедмитрия I и захоронили в московском Варсонофьевском монастыре, где погребали только нищих и безродных. Только Василий Шуйский повелел его захоронить в Троице-Сергиевой лавре.

У северной стены Вознесенского собора были погребены опальные княгини. Одна из них, Елена Волошанка, жена Ивана Молодого – старшего сына Ивана III от первой супруги: она навлекала на себя гнев свекра тем, что была уличена в приверженности к ереси. Здесь же упокоены и Евфросинья Старицкая и княгиня Евдокия, мать и жена князя Владимира Андреевича, который приходился двоюродным братом Ивану Грозному. Напомним, что это был боярский выдвиженец-претендент на московский престол, а Грозный такого соперничества не потерпел и старицких правителей ненавидел. Их могилы были расположены на проходе, без надгробных памятников, так, чтобы их попирали ногами. Подобной участи царь подверг и захоронение самого Владимира Старицкого в Архангельском соборе: похоронив его в наименее почетной части собора, Грозный запретил писать на его гробнице эпитафию.

У северной стены Вознесенского собора была похоронена и боярыня Ульяна, мать Анастасии Романовой, первой жены Ивана Грозного. После смерти первой русской царицы она приняла в этой обители постриг с именем Анастасии в память любимой дочери, которую она пережила на 17 лет. Теща Грозного принадлежала к боярскому роду и оттого упокоилась в менее почетной части усыпальницы. Последней здесь была похоронена Прасковья Ивановна, родная сестра императрицы Анны Иоанновны, скончавшаяся в 1731 году.

Перед военными походами или странствиями на богомолье государи шли не только в Архангельский собор, но и в Вознесенский монастырь – поклониться праху своих матерей. Приходили сюда государи и в Великий пост, а на Пасху возлагали на гробницы красные яйца – символ Воскресения Христова.

Царская обитель

Замечательная история древней обители была тесно связана и с жизнью Кремля, и с судьбой Москвы и России. Почти через сто лет после основания монастырь осенило великое чудо, вошедшее в летописи и предания русской истории. В 1521 году на Москву шел крымский хан Мехмет-Гирей. Город стал готовиться к осаде, и москвичи воссылали мольбы о спасении. Ростовский архиепископ Иоанн затворился в Успенском соборе на молитву, а подле собора у его ворот молился и святой юродивый Василий Блаженный. Вдруг он услышал великий шум, и увидел, как двери храма отворились, а от Владимирской иконы исшел глас: «За грехи людей я повелением Сына своего с русскими чудотворцами покину этот город». И святой увидел, как Владимирская икона тотчас сошла с места, а храм исполнился огнем. И было дано святому откровение, что Господь помилует Москву лишь по молитвам Своей Пречистой Матери.

В это же самое время одной слепой инокине Вознесенского монастыря было явлено другое откровение. Во время соборной молитвы она чудесно увидела, как из Спасских ворот под колокольный звон выходят святители московские Петр, Алексий, Иона и Леонтий Ростовский и несут с собой чудотворный Владимирский образ Божией Матери. А навстречу им от Ильинки идут преподобный Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и просят их не покидать града. Вместе они сотворили молитву перед Владимирской иконой и вернулись с ней в Кремль. В тот самый час враг отступил от Москвы. После видения инокиня прозрела и, прожив в своей келии еще два года, отошла к Господу. А Спасские ворота, по преданию, именно с тех пор стали почитаться святыми.

Вознесенский монастырь находился под покровительством русских правительниц и считался царским: его настоятельницы могли входить к великим княгиням и царицам без доклада. Многие его инокини сами принадлежали к царскому роду. Именно здесь провела остаток жизни инокиня Марфа – в миру Мария Нагая, последняя жена Ивана Грозного и мать благоверного царевича Димитрия. Из Углича ее привез сюда Лжедмитрий I, чтобы она при всем народе «узнала» в нем своего родного сына, и устроил ее в обители с царскими почестями. Инокиня признала самозванца сыном, потом прилюдно отреклась от него и покаялась. Как бывшую царицу, ее все же упокоили в кремлевской усыпальнице. В Вознесенском монастыре Лжедмитрий заточил и дочь Бориса Годунова, царевну Ксению.

После победы над Смутой в 1613 году в Вознесенском монастыре поселилась другая инокиня Марфа – мать первого Романова, царя Михаила Федоровича. Над ее кельей водрузили русский герб, означавший, что здесь живет мать правящего государя. Она провела здесь на покое 18 лет, вышивая храмовые пелены, покрова и облачения для священников. Здесь же жила несколько лет и Евдокия Лопухина, первая жена Петра Великого. После того как в 1727 году ее внук Петр II взошел на русский престол, опальную царицу с царскими почестями перевели в Вознесенскую обитель из Шлиссельбургской крепости. Однако через три года Петр II умер от оспы. Ходили слухи, будто престол предложили Евдокии, но она отказалась от него и кончила свои дни в Новодевичьем монастыре, где и была упокоена.

По древней традиции, в Вознесенской обители пребывали до венчания обрученные государевы невесты. Здесь жила до свадьбы дочь молдавского господаря Стефана Елена Волошанка. Но более всех запомнилась Марина Мнишек, невеста Лжедмитрия I, поразившая москвичей с первых минут своего появления в Кремле. Народ толпился у кремлевских стен, желая увидеть свою будущую правительницу. Когда карета государевой невесты остановилась у ворот Вознесенского монастыря, польские музыканты из ее свиты грянули национальную песню, приведя в ужас очевидцев. При всем народе ее вышла встречать Мария Нагая и отвела будущей «невестке» часть своих личных покоев. Все думали, что Мнишек будет готовиться к принятию православной веры перед венчанием. Однако пребывание в монастыре гордой полячке не понравилось, и она объявила об этом жениху. В обители тут же появился польский повар, за ним последовали плясуны и музыканты, изо всех сил тешившие «царскую невесту», а затем в знак особой нежности был прислан ларец с драгоценностями из казны. Москвичи возненавидели Марину Мнишек именно с тех первых дней ее пребывания в русской столице.

В начале XVII века в Вознесенском монастыре поселилась инокиней Ирина Мстиславская. Ее честолюбивый брат Федор Мстиславский, будущий глава Семибоярщины, вознамерился развести царя Федора Иоанновича с Ириной Годуновой и увлечь его своей сестрой. Тогда многих приближенных бояр привлекла идея уговорить Федора Иоанновича, у которого не было сына-наследника, поступить по примеру своего предка Василия III: отправить «бесплодную» жену в монастырь, а самому жениться второй раз, и предлагали ему в невесты Ирину Мстиславскую. Царь наотрез отказался изменять жене, а Мстиславские навлекли на себя неописуемый гнев Годунова. Ирину постригли в монахини Вознесенского монастыря, где она и умерла в 1639 году. Со смертью инокини род Мстиславских кончился, ибо у ее брата Федора так и не было детей.

Вознесенский монастырь оставался обителью высочайшего статуса. Он был богаче всех женских монастырей, с ним равнялся лишь Новодевичий, где тоже монашествовали царские жены и дочери. Новодевичий, освященный в честь Смоленской иконы Божией Матери, и был прозван так для отличия от старого кремлевского монастыря для августейших инокинь. Иногда легенды называют «Стародевичьим» Алексеевский, или Зачатьевский монастыри, но это не так: их инокини не имели такого происхождения.

В престольный праздник в Вознесенской обители всегда служил патриарх, а из дворца по обычаю монахиням присылали праздничные пироги, рыбу и мед. Насельницы шили одежду для членов царского дома, занимались рукоделием для дворцового обихода, вышивали салфетки или полотенца, плели кружева и даже готовили для цариц и царевен их любимые кушанья. Было здесь и училище для знатных девиц, где их обучали грамоте, этикету, рукоделию и церковному пению. Особенно славилась в Москве «изукрашенная верба», которую делали монахини Вознесенской обители. Это были букетики вербы, украшенные декоративными цветочными гирляндами, плодами и фигурками, изготовленными из воска. С такими букетиками москвичи праздновали Вербное воскресение, и поход в Вознесенский монастырь за вербой был настоящим праздником для детей. Традиция восковой вербы продержалась целое столетие и пережила нашествие Наполеона.

Вознесенский монастырь уцелел во время французского вторжения, а настоятельница успела вывезти ризницу в Вологду. Французские солдаты вломились в монастырь и дочиста разграбили все, что в нем осталось. В соборе свалили солому для лошадей и поставили бочки с вином, а в Екатерининской церкви устроили хлебопекарню. Разрушений же было мало, если сравнивать с другими храмами. Священник Вознесенской обители Иван Яковлев даже сумел укрыть в монастырском соборе мощи святого царевича Димитрия. Он нашел их лежащими подле раки в оскверненном Архангельском соборе и, обернув пеленой, тайно принес в Вознесенский монастырь.

А легенда гласит, что мощи благоверного царевича выкрали из Архангельского собора раскольники, воспользовавшись удобным случаем, когда Кремль и его храмы были заняты неприятелем и никто об участи святынь не заботился. И будто бы по дороге раскольница, тайком выносившая мощи, встретилась со священником из Вознесенского монастыря. Он отнял у нее драгоценную ношу, хотя был сильно избит, и спрятал в Вознесенском соборе за иконостасом. Говорили, что он умер от побоев, но перед смертью успел рассказать другому священнику, где укрыл святые мощи царевича. А после победы они были вновь упокоены в Архангельском соборе.

В 1907 году в Вознесенской обители чествовали 500-летие со дня преставления его преподобной основательницы. После праздничного богослужения из монастыря на Красную площадь отправился крестный ход, в котором шествовала и великая княгиня Елизавета Федоровна, основательница московской Марфо-Мариинской обители. Она подарила ко гробу преподобной Евфросинии золотую лампаду и цветочные гирлянды. Это было одно из последних торжеств в жизни Вознесенского монастыря.

Последний час

Вознесенский монастырь очень пострадал во время ноябрьских боев за Кремль: снарядами были разрушены стены и купола его храмов. Епископ Камчатский Нестор, посетивший Кремль на следующий день после его обстрела, увидел в Екатерининской церкви на полу убитого юнкера и отслужил литию у его тела. В марте 1918 года в Москву переехало большевистское правительство, разместившееся в Кремле. Вскоре монахиням велели покинуть обитель: последние его инокини вместе с игуменьей нашли себе временный приют при больнице в Лефортово. Они успели тайно, под мантиями, вынести из обители Казанскую икону Божией Матери, утварь и драгоценности и спрятать их на подворье лавры, но большевики учинили там обыск и отправили изъятые ценности в Оружейную палату. А в готической церкви во имя святой Екатерины и вовсе устроили гимнастический зал.

Последний час Вознесенского монастыря пробил в 1929 году. Он погиб вместе с Чудовой обителью, когда расчищали территорию под строительство Военной школы им. ВЦИК. За древний монастырь безуспешно вступился директор Ленинской библиотеки В.И. Невский, позже расстрелянный большевиками. Ученым удалось добиться перенесения белокаменных гробов из усыпальницы в подклеть Архангельского собора, где они пребывают и ныне. По преданию, когда поднимали саркофаг преподобной Евдокии, он раскололся. А когда открыли гроб Марфы Собакиной, третьей жены Ивана Грозного, ко всеобщему изумлению увидели полностью сохранившееся тело, будто царица спала. Ученых «осенила» мысль, что она была отравлена, и яд способствовал столь хорошей сохранности останков, но, как только воздух коснулся тела, оно мгновенно рассыпалось в прах, так что изучить его не удалось.

В том же 1929 году Вознесенский монастырь взорвали. Специалисты утверждают, что именно тогда впервые для разрушения храмов был применен динамит. Погибли все его церкви, в том числе и Екатерининская, остававшаяся единственным сохранившимся творением Карла Росси в Москве. На месте монастыря архитектор И. Рерберг построил громоздкое здание, неуклюже стилизованное под кремлевский классицизм, чтобы оно гармонировало с соседними Сенатом и Арсеналом. В этом здании потом работал Президиум Верховного Совета СССР.

В 1990-х годах началась работа по изучению гробниц великих княгинь и цариц. Теперь ученые достоверно установили, что Анастасия Романова и Елена Глинская действительно были отравлены, как и утверждала народная молва: в их останках обнаружено большое количество ртути. Удалось восстановить по черепу скульптурный портрет Софьи Палеолог, что опровергло другую легенду – о незаконнорожденности Ивана Грозного, поскольку его отец Василий III, сын Софьи Палеолог, будто бы был бесплоден. Легенда была так распространена, что даже некоторые ученые придерживались этой версии. При сравнении портретов бабушки и внука не только обнаружились схожие черты, но и выявился особый средиземноморский антропологический тип, какой был и у гречанки Софьи Палеологи, и у Ивана Грозного. Унаследовать этот тип царь мог только от своей бабки.

И главное, удалось обрести мощи преподобной Евфросинии Московской (великой княгини Евдокии). 7/20 июля 2000 года, в день ее памяти, в Архангельском соборе была отслужена Божественная литургия, и тогда впервые мощи преподобной вынесли в собор для всенародного поклонения. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II, у гробниц великих княгинь ныне служатся литии.

Воскресенский собор

Главную часть монастыря составляет Воскресенский собор, состоящий из храма Воскресения, часовни с Гробом Господним и церковью Константина и Елены, уходящей на 6 м под землю. Центральная часть храма имеет четырехстолпную структуру, соединенную куполом сверху. На своде купола изображен Иисус Христос, восходящий на небеса.

На западной стороне собора расположена огромная ротонда, перекрытая большим куполом, уходящим в небо. В центре ее находится кувуклия или часовня с гробом Иисуса Христа, украшенная божественными изразцами святых старцев. В самом центре купола, у его свода, изображается Господь Бог с Иисусом Христом по правую сторону и Святым Духом в виде голубя, окруженные ангелами.

История создания храма

Собор также принято называть Новым Иерусалимом. Патриарх Никон решил воссоздать в Подмосковье палестинские святыни, что бы это свою очередь дало русскому народу узреть священные места Христова Воскресенья.

В 1685 г. была окончена постройка храма Константина и Елена, а также Воскресного собора, а вот создание надвратного храма Входа Всевышнего и крепостной стены были окончены в 1697 г., но уже при Петре I.

Однако на этом этапе строительные работы не окончились, так как, не простояв и 30 лет шатер из камня храма Воскресения рухнул. Работы по его восстановлению длились аж до 1761 г., в период завершения правления императрицы Елизаветы.

Трапезная с церковью Рождества Христова

После того, как царица Татьяна Михайловна попросила Федора Алексеевича продолжить сооружение монастыря, сразу же в 1686 г. был окончен собор Воскресения Христа и начато возведение церкви Рождества Христова вместе с трапезными палатами.

Она была возведена в 2 этажа в стиле барокко (одноглавый четверик с высокой башней): внизу — небольшой храм для проведения богослужений, вверху — светлое помещение с окнами в два яруса. В XVIII в. церковь Рождества подверглась переустройству.

В нижней части церкви были сделаны четыре придела с библейскими названиями: “Визит волхвов”, “Бегство Иосифа в Египет”, “Казнь младенцев” и “Обрезание Господне”.

В XIX в. к ней добавились еще два придела, посвященные Сергию Радонежскому и мученице Татьяне. В период Великой Отечественной церковь разрушили, но уже в 1950 гг. ее восстановили. В 1990 гг. она была окончательно отремонтирована и освящена.

История Собора

Строительный процесс шел на протяжении 14 лет. Работа была разделена на два этапа. Первый период приходится на 1656-1666 гг. Первоначально стены состояли из дерева. В этот период занялись обустройством скита Никона. Сегодня он называется Отходной пустынью. Затем построили Елеонскую часовню.

Работы на определенный отрезок были прерваны. Они восстановились в 1679 году по приказу царя Федора Алексеевича. Более того, в новом указе содержалась информация о возведении еще двух десятков святынь. В конечном итоге общая доля построек состояла порядка 1630. В итоге получилось огромное богатейшее владение России.

Никону полностью удалось реализовать свой замысел. Комплекс максимально отражал сущность Святой Земли. Вся местность разделилась на определенные части — Галилея, Вифлеем, Елеон. Основатель монастыря скончался в 1681 году. В дальнейшем строительный процесс был продолжен архимандритом Никанором.

В 1941 году здание было полностью разрушено Германией. Наибольшая доля удара пришлась на колокольню, шатер, ротонду. В 1985 году утраченная глава вернулась на прежнее место. Шатер же восстановили только в конце 20 столетия. Но теперь в роли его основы была качественная конструкция из металла.

С 1995 года обитель стала являться неотъемлемой частью русской Православной церкви. Теперь с этого момента на участке соседствуют две постройки — ставропигиальный монастырь и музей «Новый Иерусалим». Он имеет современное техническое оснащение.

Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим

Новоиерусалимский монастырь в Московской области имеет надвратную церковь, которая строилась с 1694 по 1697 г. Она выглядит в виде конструкции восьмерика на четверике и стоит на воротах с тремя пролетами. Каждый из пролетов имеет свое наименование: пролет в центре — Красные ворота, левый — церковь Входа Иисуса в Иерусалим, пролет справа — Въездные ворота.

Над Красными воротами на фасаде 2 яруса находится изображение Христа. Арки поддерживаются колоннами и разукрашены зубчатым орнаментом. В 1941 г. немецкие войска разрушили храм входа Иисуса в Иерусалим и начиная с 1970 гг. его пришлось восстанавливать. Постепенно были восстановлены стены храма и внутренний интерьер.

С 2008 г. в церкви был реставрирован позолоченный резной иконостас. В нем были расположены иконы, изображающие воскресшего Лазаря, и Иисуса, находящегося со своими учениками в его доме. Эти обстоятельства подготовили триумфальный въезд Иисуса в Иерусалим.

Как доехать до монастыря Новый Иерусалим

На электричке

Вариант 1.

От Рижского вокзала или со станций «Тушино» (метро «Тушинская»), «Ленинградская» (метро «Войковская»), «Дмитровская» (метро «Дмитровская») отправляются электрички до
станции «Новоиерусалимская»
. Подходят поезда, у которых конечными станциями значатся Новоиерусалимская, Румянцево, Волоколамск, Шаховская.

На станции «Новоиерусалимская» по подземному переходу идете в сторону здания вокзала. Недалеко есть подземный переход на другую сторону улицы Панфилова. После перехода идете дальше по улице Панфилова, никуда не сворачивая. Ориентиром может служить ТЦ «Иерусалим». Перейдя по мосту речку Истра (Иордан), вы сможете полюбоваться открывшимся видом на монастырь. Время в пути 20 минут.

Вариант 2.

Д оехать на электричке до станции «Новоиерусалимская» либо до станции «Истра» и на маршрутке доехать до остановки «Монастырь» или попросить водителя остановить поближе к воротам монастыря.

На автобусе

От станции метро «Тушинская» автобусом № 372 доехать до остановки «Почта» в городе Истра. Дальше пересесть на автобус или маршрутку до остановки «Монастырь».

Подземная церковь Константина и Елены

Церковь Константина и Елены передает место, где был найден Животворящий Крест Господень. По преданию крест, на котором распяли Иисуса, был сброшен в расщелину недалеко от Голгофы. Римская царица Елена предприняла попытку найти христианскую святыню и один из жителей Иерусалима Иуда (Кириак) указал ей место с Животворящим Крестом Господним.

После раскопки холма было найдено три креста и при прикосновении к одному происходило исцеление больных людей. Так в 326 г. на этом месте было решено воздвигнуть храм Гроба Господня в Иерусалиме. Подземная церковь является прообразом того места, где был найден Животворящий Крест Господень.

Ее сооружение в обители началось в 1680 г., а ров для фундамента был сделан еще при патриархе Никоне. В церкви расположен большой иконостас чеканной работы. Слева изображен Иисус, а справа Пресвятая Богородица. Выше находится Голгофский Крест с молящимися по краям Константином и Еленой.

С юга расположен придел мученика Кириака, который пострадал и был казнен за веру. Там же возле алтаря находится «седалище» царицы Елены, когда она следила за раскопками Животворящего Креста Господня. В небольшой палатке, построенной в XVIII в., находится деревянный крест подобный Голгофскому.

В церкви с северной стороны похоронена жена Суворова, Варвара Ивановна, и их сын Аркадий Александрович, умерший в возрасте 15 лет. Они были удостоены чести быть похороненными в церкви из-за щедрых пожертвований на нужды обители.

Воскресе́нский Новоиерусали́мский монасты́рь-жемчужина подмосковного города Истра.

В Истру едут паломники или просто туристы, которые хотят посмотреть на красивый монастырь после реставрации.

Места в Истре красивые, ведь не зря в 17 веке патриарх Никон углядел, что живописные окрестности здешних мест в чем-то подобны далекой Палестине и возникла задумка построить здесь храм, подобный Храму Гроба Господня. По задумке патриарха, многие русские люди, не имевшие возможности совершить паломничество в захваченную турками Палестину, вполне могли поклониться подвигу Христа здесь, в Новом Иерусалиме.


Особенно красиво в монастыре осенью.

Крепостная ограда

Крепостная стена, как и надвратная церковь, была перестроена из деревянной в каменную в 1690-1694 гг. При Никоне храм был обнесен деревянным ограждением, на котором возвышались 8 шатровых башен. 4 указывали на стороны света и 4 располагались просто по углам.

Главный вход, как и в сегодняшнее время, был с восточной стороны.

На входе располагался гостиничный дом для посетителей и паломников. Переустройством крепостной ограды и церкви занимался зодчий Я. Бухвостов. Для обороны храма стены были переделаны в трехъярусные с боевым ходом. Восемь башен были выстроены в стиле барокко (конусообразная форма, завершающаяся шатром) и получили библейские названия.

На западных воротах располагается Елизаветинская башня, с восточной стороны над главными воротами — церковь Входа Господня в Иерусалим. Длина крепостной ограды составляет 920 м, высота стен — 9 м, толщина — 3 м.

Настоятели, наместники

  • Стефан (1656 — 1658)
  • Герасим (1658 — октябрь 1665)
  • Акакий (25 декабря 1666 — 1670)
  • Феодосий (упом. 1671)
  • Филофей (1672 — январь 1680)
  • Варсонофий (февраль — 25 октября 1680)
  • Герман I (1681 — 1682)
  • Никифор (январь 1683 — 1685)
  • Никанор (1685 — 1698)
  • Герман II (13 октября 1698 — 26 июня 1699)
  • Арсений (30 июля 1699 — 1703)
  • Игнатий (1703 — 1709)
  • Антоний (1709 — 1722)
  • Лаврентий (Горка) (29 апреля 1722 — 8 сентября 1723)
  • Киприан (Скрипицын) (август 1723 — 27 сентября 1727)
  • Мелхиседек (Борщов) (июнь 1727 — апрель 1736?)
  • Карион (Голубовский) (19 июля 1737 — 1742)
  • Петр (Смелич) (6 сентября 1742 — 27 ноября 1744)
  • Свт. Иларион (Григорович) (17 декабря 1744 — 22 мая 1748)
  • Амвросий (Зертис-Каменский) (10 мая 1748 — 2 августа 1765)
  • Никон (Зертис-Каменский) (2 августа 1765 — 29 сентября 1771)
  • Сильвестр (Страгородский) (1771 — 3 октября 1785)
  • Павел (Пономарёв) (13 октября 1785 — 14 января 1786)
  • Аполлос (Байбаков) (1786 — 1788)
  • Платон (Любарский) (21 июня 1788 — 31 марта 1792)
  • Нектарий (Чернявский) (31 марта 1792 — 2 апреля 1792) был назначен, но скончался
  • Варлаам (Головин) (13 апреля 1792 — 17 января 1799)
  • Иероним (Поняцкий) (17 января 1799 — 4 июня 1802)
  • Гедеон (Ильин-Замацкий) (19 июля 1802 — 20 августа 1805)
  • Мелхиседек (Минервин) (25 сентября 1805 — 29 июня 1813)
  • Иона (Павинский) (31 декабря 1813 — 22 июля 1817)
  • Филарет (Амфитеатров) (28 июля 1817 — 1 июня 1819)
  • Афанасий (Телятев) (30 октября 1819 — 10 марта 1821)
  • Аполлос (Алексеевский) (9 февраля 1821 — 19 февраля 1837)
  • Арсений (Нагибин) (19 февраля 1837 — 1838?)
  • Агапит (Вознесенский) (10 июня 1841 — 2 марта 1850)
  • Мелхиседек (Сокольников) (26 марта 1851 — 1852)
  • Климент (Можаров) (1852 — 1856)
  • Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) (28 июля 1858 — 1860)
  • Дионисий (Долгополов) (25 мая 1860 — январь 1862)
  • Антоний (Радонежский) (17 марта 1862 — 11 мая 1866)
  • Петр (Екатериновский) (13 октября 1867 — 4 апреля 1869)
  • Леонид (Кавелин) (1869 — 1877)
  • Христофор (Смирнов) (13 декабря 1890 — 1892)
  • Андрей (Садовский) (26 апреля 1893 — 14 марта 1898)
  • Владимир (Филантропов) (1898 — 1904)
  • Серафим (Чичагов) (1904 — 1905)
  • Иустин (Охотин) (29 марта 1905 — 25 мая 1907)
  • сщмч. Тихон (Никаноров) (1907 — 1911)
  • сщмч. Иона (Лазарев) (22 марта 1911 — 1918)
  • Трифон (Туркестанов) (2 июня 1916 — 1 апреля 1918) управляющий, еп. б. Дмитровский
  • Иоаким (Левитский) (10 апреля 1918 — 1918)
  • С 18 июля 1994 года монастырь — под каноническим управлением патриарха Московского и всея Руси (ставропигия).

    Наместники

    • Никита (Латушко) (18 июля 1994 — 23 июня 2008)
    • Феофилакт (Безукладников) (с (6 мая) 23 июня 2008)

    Некрополь

    Некрополь является местом захоронения людей, которые сделали существенный вклад в возведение и развитие монастырской обители. Он расположен внутри нее рядом с церковью Константина и святой Елены. В Иерусалимском храме почетное место в приделе Иоанна Предтечи заняли Адам и первосвященник Мелхиседек. Прах патриарха Никона также был расположен в этом приделе собора Воскресения.

    К числу первых погребений относятся захоронения П. Заборского и диакона Н. Никитина, а с юга расположено захоронение Ивана Шушерина, написавшего биографию Никона. Также в некрополе можно найти могилы родственников писателя-драматурга А. Сухово-Кобылина и полководца А. Суворова.

    Святыни обители

    Прежде всего, это копии Иерусалимских святынь. Паломники приезжают приложиться к Камню Помазания, побывать на Голгофе, благоговейно поклониться Гробу Господню. Среди реликвий – модель Воскресенского Иерусалимского храма, которой пользовались строители Русского Иерусалима, часть омофора Патриарха Никона, антиминс, подписанный им.

    Новоиерусалимский монастырь. Вход в Кувуклию

    Богоявленский скит

    Новоиерусалимский монастырь в Московской области имеет Богоявленский Скит, который был местом проживания патриарха Никона. Он был выстроен в 1657 г. в виде 2-этажного здания, к которому присоединялась Богоявленская церковь. Скоро Никон переделал пустынь и сделал из нее «каменный столп” с четырьмя частями.

    Нижний этаж заняли хозяйственные комнаты, второй — прихожая и комнаты для прислуживающих монахов, третий — трапезная с Богоявленской церковью, приемная и келья Никона, четвертый этаж — комнаты с винтовой лестницей.

    Строение, торжественное снаружи, изнутри выглядит тесновато. Это обусловлено тем, что внутри оно разделено на небольшие комнаты всего для нескольких человек.

    Скромность и простота показывают ту жизнь, которой жил патриарх Никон. Спал он всего 3 ч в день, а оставшееся время отдавал молитвам, богослужению и богословию.

    Где находится Новоиерусалимский мужской монастырь

    Это подмосковный город Истра. Адрес обители – улица Советская, не изменившая название с советской эпохи. Особо искать адрес «Советская, 2» нет необходимости: обитель видна практически из любой точки города.

    Подмосковье. Город Истра.

    Город Истра в Подмосковье: короткая справка

    Сейчас это – небольшой город с населением чуть более 30000 человек, здесь всего 15 улиц. Именование «Истра» (по протекающей здесь реке) появилось только с 1930 г., до этого Истра известна сначала – как село Сафатово (с конца XVI в.), затем – Воскресенск, названный так, конечно, по построенной с конца XVII в. обители.

    Город Воскресенск, Дворянская улица. Сегодня: Истра, Волоколамское шоссе

    Как добраться

    От Москвы до Истры около 40 км. Транспорта сюда ходит достаточно. Это:

    • автобусы № 372, 580; они отходят от двух точек: это станции метро «Тушино», «Мякинино»; отходят они каждые полчаса, сама поездка занимает около 50 минут;
    • чуть дольше ехать электропоездом; электрички на Истру идут от Рижского вокзала; можно пользоваться поездами, следующими до Волоколамска, Румянцево, а выходить на остановке «Ново-Иерусалимская»; есть также электричка, пунктом назначения которой является непосредственно Истра.

    Новоиерусалимский монастырь. Как добраться. Карта

    Многие жители столицы добираются до обители также по Новорижскому или Волоколамскому шоссе.

    Парковка

    Она бесплатная, находится перед входом. Места здесь немного, при большом количестве приезжающих (например, на праздник) автомобилисты испытывают некоторые трудности.

    Часы работы

    Обитель открывает двери с 8 ч. утра, закрывается после 18 ч. Исключение составляют выходные дни:

    • по субботам вход прекращается с 20 ч. (после всенощного бдения);
    • по воскресеньям обитель открыта с 6.30 ч., а вот закрывается с 18 ч.

    Елеонская гора

    Если люди шли в обитель по дороге из Москвы, то попадали на Елеонский холм. С него был хорошо виден Новоиерусалимский монастырь, а каменный крест сверху холма олицетворял место Вознесения Спасителя. Одна сторона креста являла распятого Иисуса Христа, Господа Бога и Святого Духа.

    На другой стороне была надпись, гласившая о том, что государь Алексей Михайлович, зайдя на Елеонскую гору, дал название будущему монастырю “Новый Иерусалим”. В XVII в. здесь построили часовню, которая была разрушена в 1930 гг. В 2005 г. сделали закладку новой часовни Вознесения Господня вместо разрушенной фашистскими захватчиками в 1941 г. церкви.

    Новоиерусалимский монастырь: расписание богослужений, адрес и как доехать

    Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

    Воскресенский Новоиерусалимский монастырь представляет собой одну из наиболее почитаемых и популярных общин, находящихся в центральной части российского государства, причем отличительной его особенностью считается то, что располагаемый здесь Воскресный храм был построен по подобию и образа Собора Гроба Господня что на Голгофе (Иерусалим). Однако по внешнему виду эти две общины абсолютно не схожи друг с другом. А вот узнать о том как добраться до обители, расписание служб, какие имеются святыни и многое — другое можно из этой статьи.

    Музей и парк

    Новоиерусалимский монастырь в Московской области имеет краеведческий музей, который был открыт в 1920 г. В нем были собраны художественные, археологические, исторические и религиозные экспонаты, связанные со строительством монастыря и его историей. Их число на сегодняшний день превышает 180 тыс. артефактов.

    Находящиеся в музее экспонаты рассказывают посетителям об этапах возведения монастыря и его основателе патриархе Никоне. Здесь собраны репродукции и предметы в момент основания святой обители и в период Великой Отечественной войны, когда он был разрушен. Среди предметов, рассказывающих о жизни Никона, сохранилась карета, на которой он передвигался, и предметы его деятельности.

    Рядом с музеем расположен Гефсиманский сад и парк, в котором находится конная школа и Музей деревянного зодчества. Это хорошее место для активного отдыха, где можно покататься на лошадях и устроить летом пикник. В Музее деревянного зодчества можно ознакомиться с бытом и жизнью крестьян на примере расположенной рядом деревенской избы с ее утварью и ветряной мельницей.

    Концепция

    Главной достопримечательностью комплекса является Воскресенский собор. Его и в семнадцатом веке стали строить первым. Патриарх Никон хотел, чтобы этот храм, да и весь монастырь Новый Иерусалим в Подмосковье сделался копией своего прообраза в Палестине. Поэтому даже холмы, горы и реки вокруг переименовали. Холм, на котором стоял монастырь, искусственно насыпали выше и назвали горой Сион. Русло реки изменили, а ее саму нарекли в этом месте Иорданом, а ее приток — Кедроном. Да и окрестные земли стали называть библейскими именами – гора Фавор, Гефсиманский сад, Вифания… Идея Патриарха о воссоздании в Подмосковье палестинских христианских святынь прижилась и принесла монастырю славу и доход.

    Святыни

    В монастыре находится много икон и святых предметов, но основными святынями являются:

    • икона «Господь Вседержитель с припадающими Филиппом и Никоном» (Она создавалась по случаю перевоза в Москву в 1657 г. мощей Святого Филиппа. Их перевоз происходил под присмотром самого Никона. В данное время икона находится в выставочном зале Новоиерусалимского музея.);

    • фрагмент омофора Никона (он был сделан в 1597 г. из атласной ткани, расшитой золотыми, серебряными и шелковыми нитями. Омофор служит одеянием для епископа при совершении богослужения. На нем был изображен Иисус Христос, благословляющий верующих на благие дела и окруженный ангелами.);
    • разборная модель Иерусалимского храма (Ее доставил в Москву в 1649 г. из Иерусалима патриарх Паисий. Она была сделана из слоновой кости, кипариса с ручной резьбой и токарной работой и использовалась Никоном в качестве образца при сооружении Новоиерусалимского монастыря.);

    • антиминс XVII в. (Эта святыня выглядит в виде небольшого плата из льняной ткани с вшитой в него частицей мощей, на котором изображается погребение Христа. Он был подписан и освящен самим Никоном для совершения таинства Божественной Литургии.);
    • дарохранительница святой Марии Магдалины (Ее сделали по наброскам Казакова в конце XVIII в. из золоченого серебра. Она выглядит в виде святого сосуда с кровью и телом Иисуса. В православии она называется кивотом и находится в алтаре.)

    Архитектура и отделка

    Согласно плану, Воскресенский собор должен быть являться точной копией Гроба Господня. Таким образом, комплекс должен быть состоять из трех частей. В замысле находят отражение основные христианские святыни. Весь спектр строительных мероприятий реализовывался в несколько этапов. Так, до 1666 года завершили работу над кровлей, колокольней.

    Собор, как снаружи, так и внутри является невероятно прекрасным. Его отделка выполнена керамическими поясами, декор изысканный – используются порталы, наличники, красивые иконостасы. Для колокольни подготовили 15 колоколов. Сегодня вес самого крупного составляет 100 пудов. В 1679 году монтировали главу, шатер. В 1690 г объект осветили.

    Современный собор уступает по размерам своему величественному прообразу. Однако все богословское содержание было передано с максимальной степенью точности. Особенно древнерусские мотивы заметны в восточной зоне храма. Композиция из множества глав по форме похожа на пирамиду. Все элементы отстраивались независимо друг от друга. В итоге получилось целое, неделимое сооружение.

    Палаты «Нового Иерусалима»

    В западной части территории ансамбль включает в себя палаты. Они представлены Трапезными, Больничными и Архимандричьими. Задумывалось первоначально, что данные постройки будут располагаться, как отдельные здания. Но к концу 18 века стало понятно, что наиболее гармоничной картина получится, если создать единую целостную модель. В роли фундамента для трапезных применялись старые службы из камня. Они были заложены еще в 1666 году. В западной стороне вы сможете увидеть три палаты, они стоят неподалеку от церкви Рождества Христова. Палаты имеют торжественное оформление, их украшают наличники белоснежного цвета. Огромные окна полукруглой формы подчеркивают статус строения.

    Больничные палаты находятся вблизи церкви «Трех Святителей». Они характеризуются компактностью и более сдержанным декором. С севера находятся настоятельные покои. Несмотря на простоту оформления, объект не теряется на фоне других. Он подчеркивает выгодные стороны других, рядом расположенных зданий. При больничных палатах освещение церкви состоялось в 1698 году.

    При возгорании сооружение полностью сгорело. Решено не проводить комплекс восстановительных мероприятий. Помещение оборудовали в цокольном этаже. Отдельного внимания заслуживает лестница, направленная в Царские покои. Ее отделка выполнена с использованием изящной аркады. Этот элемент декора прекрасно дополняет оформление восточной части фасада.

    Скит патриарха Никона

    Важнейшим памятником российской Палестины является скит патриарха Никона. Он использовался для проведения уединенных молитв. Строительный процесс шел в 1657-1662 гг. Объект, возведенный на берегу Истры, может похвастаться броским оформлением. Этот скит является единственным памятником, который смог уцелеть за стеновой оградой. Нижние этажи применялись в роли служебно-хозяйственных помещений. Трети ярус отдан под приемную комнату. Здесь же находится церковь богоявления Господня. Скит отличается плоской крышей. На ней монтированы многие значимые сооружения – звонница, келья.

    Крепостная стена и Святые врата

    Достопримечательности на протяжении длительного времени защищали территорию монастырского комплекса. Стройка объекта продолжалась в течение четырех лет (1690-1694 гг.). Архитектура включает в себя основные правила крепостного зодчества. Ограждение получилось масштабным. Его высота составляла 9 метров, а толщина ровнялась 3 метрам. При этом общая длина стены находилась в пределах 920 метров. Интересно, что углы и изломы являются заполненными семью одинаковыми башнями.

    Ранее, была еще одна башня – восьмая, но она не дожила до нашего времени. Конструкция была высокой и находилась с западной стороны ворот. Ярусные башни не выполняли защитной функции. Они преимущественно использовались в качестве художественного украшения. Примечательно, что и конструкции повторяли стиль ротонды и шатра Воскресенского собора.

    Святые ворота состоят из трех — пролетной арки. За ними следует церковь Входа Господня в Иерусалим. Вертикальное сооружение эффектно гармонирует на фоне обще конструкции. Если прогуляться по подворью, то можно увидеть еще Наместничьи и Караульные палаты. Они монтированы рядом с оградой и вратами.

    Гефсиманский сад и парк

    Территория монастыря была прекрасно озеленена. Примером этому служат Гефсиманский сад и парк, которые когда-то находились за Елизаветинскими вратами. В древности на данном участке было много разнообразных протоков. Они привели к образованию острова. Сегодня его остатки практически не заметны. На острове жил Никон, когда проводил богослужения в обители.

    Сегодня на территории сада организовали архитектурно-этнографический музей. В роли экспонатов представлены старинные деревянные постройки. На общем фоне заметно выделается мельница, крестьянская усадьба, часовня. До 21 века здесь находилось еще одно прекрасное здание – церковь Богоявления. Но святыня сгорела. Произошло короткое замыкание. Если пройтись по крестьянским усадьбам, то можно рассмотреть музейные экспозиции. Экскурсия сюда покажется достаточно познавательной. Вы получите шанс поближе познакомиться с искусством и бытом русского народа.

    Трапезная и церковь Рождества Христова

    По замыслу на первом этаже оборудовали храм Рождества Христова. Архитектором являлся Григорий Бартенев. Средства на строительство были даны самой Екатерина II. Более того, каждый предел также имел своих вкладчиков. Рядом были построены пределы Поклонения волхвов, Мучеников и т.д. В Святой Вертеп регулярно проводился крестный ход.

    К сожалению, внутреннее убранство предельных святынь не сохранилось до нашего времени. В 1941 году достаточно сильно был поврежден и корпус трапезных. А вот в северной палате разгромили только вход. Были реализованы реставрационные мероприятия, которые помогли вернуть утерянный архитектурный облик. Фасады воплощают в себе стилевые решения XVII — XIX веков.

    Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим

    Надвратный храм имеет торжественное оформление. Он соединяется с крепостной стеной. Освещение приходится на 1697 год. Основание выполнено в форме креста. Нижний ярус имеет форму квадрата. У западных ворот находится храм Рождества Христова. Сегодня помещение обители отдано под Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».

    Подземная церковь Константина и Елены

    С восточной части ансамбля расположена Подземная церковь Константина и Елены. Строительство сооружения началось еще при Никоне. В итоге получилось здание прямоугольной формы, характеризующиеся простотой оформления. Кровля является плоской и обведена балясником. Стены высокие – 1,5 метра от земли. Имеется одна глава. В роли украшений выступают изразцы.

    Некрополь

    Для того чтобы попасть в некрополь, необходимо зайти во внутрь собора. В 1999-2003 гг. была проведена череда исследований. Они помогли выявить крупные части надгробных памятников. Также было обнаружено около 100 целых элементов. Найдено немало объемных архитектурных форм. Урон некрополь понес в 1920-1930 гг. В этот отрезок произошел сильный взрыв собора. В процессе реализации строительных мероприятий учитывались особенности расположения важнейших захоронений в прошлом. Здесь находится много погребений лиц, которые вносили вклады в возведение святыни.

    Святыни монастыря

    На святые земли верующие приезжают в Истру из различных регионов. Основными святынями монастыря являются икона «Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом и Святейшим Патриархом Никоном», разборная модель Храма Гроба Господня, дарохранительница из придела святой Марии Магдалины, фрагмент омофора Патриарха Никона. Службы проводятся регулярно. Их расписание рекомендуется уточнять заранее.

    При желании перекусить можно в трапезной. Она находится в левой части от собора. В продаже имеется выпечка и напитки. Еда вкусная, цены доступные. Имеется церковная лавка, можно заказать требы. Набор святой воды осуществляется в Силоамском источнике в Гефсиманском саду. Также на реке Истра-Иордан организована купель. При желании можно в нее окунуться. Температура воды находится в пределах 16 градусов. Спуск обеспечивается удобной, деревянной лестницей. Единственное, не предусмотрены раздевалки.

    Богослужения

    В монастыре можно заказать Таинство Крещения и Венчания, исповедь, отпевание, а также освящение крестиков и икон. В обители каждый день утром в 8.00 проводятся литургии, а в 17.00 — вечерни.

    На сайте монастыря можно узнать точное расписание богослужений в определенный день.

    Расписание богослужений

    В мужской обители проводятся службы согласно следующего расписания:

    Понедельник. Пятая Седмица Великого воздержания. Прп. Венедикт Нурсийский:

    — Как съездила? — На 10 баллов! По Яндекс.Пробкам.

    Когда этот ответ стал дежурной фразой, я поняла – пора что-то менять. Пешком весь мир не обойти, а найти парковку для вертолета было бы проблематично. Тогда воображение услужливо нарисовало бесконечные, как мечты о путешествиях, рельсы, сходящиеся за горизонтом, уютный вагон с мелькающими пейзажами за окном и возможность оставить пробки в прошлом.

    В Новый Иерусалим на электричке
    К тому же удачно подвернулось предложение от «Центральной ППК» съездить в тур на электричке, чтобы посетить Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, музейный комплекс «Новый Иерусалим» и послушать концерт «Виртуозов Москвы».

    В Новый Иерусалим на электричке

    Экскурсии

    В храме постоянно проводятся экскурсии по трем направлениям:

    1. Осмотр собора Воскресения и церкви Константина и святой Елены. За группу менее 10 посетителей взимается плата 2500 руб. с целой группы. В группе из более 10 посетителей взрослые оплачивают 250 руб. с посетителя, дети (до 16 лет) — 100 руб. с посетителя.
    2. Осмотр с посещением собора Воскресения и Солодовых палат. Группа менее 10 посетителей оплачивает 3000 руб. В группе с более 10 посетителями взрослые платят 300 руб. с посетителя, дети — 120 руб. с посетителя.
    3. Осмотр для детей с посещением собора Воскресения Господня. Экскурсия с менее 10 посетителями обойдется в 2500 руб. за группу. В группе из более 10 посетителей взрослые платят 250 руб. с посетителя, дети — 100 руб. с посетителя.

    Есть экскурсии, которые проводятся в определенное время (обычно в 13.00) для индивидуальных посетителей. Оплата для взрослых — 300 руб., для детей — 120 руб. с посетителя. Обычные индивидуальные посещения менее 10 человек обойдутся от 1500 руб. до 3000 руб. с целой группы. После реставрационных работ была открыта новая трапезная, в которой можно пообедать за 480-600 руб. на одного человека.

    Любой человек опирается в жизни на те принципы, которые заложены в Святом Писании. Постулаты веры, духовного развития заложены в человеке с самого рождения и лишь только поддерживаются и развиваются на протяжении всей его жизни.

    Новоиерусалимский монастырь в Московсковской области как и остальные святыни на Руси является оплотом и обителью укрепления и распространения святости и благочестия на нашей земле.

    Оформление статьи: Лозинский Олег

    Почему так называется

    Обитель носит такое именование потому, что топографически, во многом – архитектурно, повторяет Иерусалимский храм Воскресения Христова. Здесь находится копия Кувуклии – Часовни Гроба Господня, других святынь.

    Копия Кувуклии — главная святыня Новоиерусалимского монастыря. Вид сверху

    Это – не первый Новый Иерусалим за долгую историю православия. Среди множества подобных проектов были, например:

    • Константинополь, который, подобно Иерусалиму, имел Золотые ворота, те самые, через которые, по преданию, вошел во Святой Город Иисус Христос – и войдет снова при Втором Пришествии; в Иерусалиме реальном врата замуровали мусульмане – но, как говорили христиане, к тому времени их построили уже в столице Византии;
    • Киев времен князя Ярослава Мудрого (1 пол. XI в.); он одновременно копировал Иерусалим (Золотые ворота также были здесь) и Константинополь как образ Иерусалима – например, главным храмом был Собор Святой Софии Премудрости Божией, как в Константинополе.

    Интересный факт

    Однако монастырь среди всех других «Иерусалимов» уникален: до него создаваемые храмы, городские пространства, только символизировали Святой Город, его святыни. Ново-Иерусалимский – точная копия того, что паломник видит на Святой Земле.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: sofia42@cp9.ru