Киево-Печерская лавра — особо почитаемый религиозный комплекс, обладающий важным историческим и духовным значением. На территории Украины насчитывается всего три лавры, освящённых в честь Успения Богородицы, и эта монастырская обитель — одна из них. Впрочем, ценность православной святыни признают не только на её родине — в 1990 году ЮНЕСКО включило монастырь в список Всемирного наследия.
Паломники знают, что лавра считается третьим Уделом Богородицы. Так называют землю, которая находится под особым покровительством Божией Матери. Кроме того, сооружение — одна из первых обителей Древней Руси.
История будущей святыни началась в 1051 году и тесно связана с монахами Антонием и Феодосием, поселившимися в пещерах. С течением времени количество их последователей увеличивалось, и тогда иноки решили возвести кельи и церковь Успения Пресвятой Богородицы. Обитель разрасталась и вскоре превратилась в монастырь. Религиозный комплекс стали звать «Печерским», что по-древнерусски означало «пещерный».
Монастырь не раз осаждали и грабили. Лавра страдала от набегов половцев, торков, монголо-татар. В 1596 году её безуспешно пытались захватить униаты. Не менее богатыми на печальные события были и последующие столетия. Немало перипетий на долю обители выпало в советское время: братию расстреляли, а комплекс ликвидировали, затем превратили в полицейский участок. В 1941 году немецкие оккупанты взорвали Успенский собор.
Возрождение монастыря началось в июне 1988 года. В настоящее время лавра разделена на две части: Нижняя находится в ведении УПЦ (Украинская православная церковь), а Верхняя — часть историко-культурного заповедника.
© Liubov Tukalo
Святые и пещеры Свято-Успенской Киево-Печерской лавры
Религиозное сооружение имеет развитую пещерную сеть, которая соединяется с киевскими катакомбами. Общая продолжительность подземных лабиринтов составляет почти 600 метров, а глубина залегания — от 10 до 15 метров. В свою очередь пещеры принято делить на две зоны: Ближние либо Антониевы и Дальние или Феодосиевы. На их территории находятся Святые мощи и Святые источники.
Ближние пещеры
Ближние основаны тем самым Антонием, речь о котором шла выше. Сегодня здесь можно увидеть мощи святого — хранятся в огороженном отсеке неподалёку от церкви в его честь. Рядом с останками подвижника находится крипта «Батыем убиенных».
В подземных помещениях навсегда обрели покой 79 святых. Среди них — нетленные останки монаха и автора «Повести временных лет» Нестора Летописца, мозаичиста и иконописца Алипия Печерского, богатыря Ильи Муромца. По легенде, именно ангелы перенесли сюда тело эпического героя.
Внимательные посетители Ближних пещер заметят вмурованные в стену окна затворников. К сожалению, их современное состояние отличается от первозданного — изменились в результате переделок. Обратите внимание и на пол, покрытый чугуном. Плиты были изготовлены в 1830 году в Туле.
Дальние пещеры
Получили своё второе название благодаря Феодосию, похороненному в одной из подземных келий. К сожалению, сейчас никто не знает их точное местонахождение. Есть версия, что останки погребены в Успенском соборе. Зато обитель подвижника удалось идентифицировать — обнаружили в 1988 году. Рядом с помещением располагается самая крупная подземная церковь Киево-Печерской лавры — Феодосийская.
Самым древним подземным сооружением комплекса считают храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Список построек замыкает церковь Рождества Христового.
Напротив религиозного здания хранятся мощи безымянных православных святых, прозванные мироточивыми главами. В других криптах и раках последнее пристанище нашли останки 49 канонизированных святых.
Переход к Дальним пещерам, © Анна Кудрявцева
Святые викинги
В самом центре древнего Киева шумит толпа. Воины, приближенные князя, простые горожане и, конечно, жрецы — служители древнерусских богов — Перуна и Велеса. Люди обступили крепкий деревянный дом и гневно кричат что-то хозяину, стоящему в дверях, но приблизиться не решаются. Слишком хорошо знают, на что он способен с мечом в руках.
Хозяин дома — Тур — сам родом из викингов, или, как их тогда называли, варягов — суровых воинов с холодных берегов Балтийского моря. С детства привыкшие сражаться, они не дорожили в бою собственной жизнью, наводя на врагов ужас своей отчаянностью. Вот и сейчас, как бы ни кипели гневом осаждающие, но подойти ко входу в дом все же никто не рискнул.
А причина их ярости в том, что княжеский дружинник и искусный воин пошел даже не против князя… Против богов!
Конечно, в последнее время среди жителей Киева стало появляться все больше христиан, даже бабушка нынешнего князя Владимира — княгиня Ольга, была христианкой. Да и брат князя, говорят, тоже веровал во Христа. Но теперь ослабевшая было языческая вера вновь набирает силу! Сам князь Владимир приложил к этому руку. По его приказу в центре города воздвигли идол верховного бога Перуна, а жрецы заговорили о старых традициях: пора по-настоящему задобрить богов и принести им в жертву человека.
Летопись сохранила до наших дней рассказ о том событии: «И сказали старцы и бояре: „Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам“».
Жребий выпал сыну княжеского дружинника, варяга Тура. Все ждали, что он не станет противиться такому решению. Варяги ведь особо почитают богов, их боги — Тор и Один — воинственны и беспощадны. Того же требуют и от всех, кто поклоняется им. А потому никакой варяг не откажется от такой чести — принести в жертву своего наследника, если боги этого потребуют…
Но услышав о том, что его сыну, Иоанну, выпал жребий, Тур лишь рассмеялся:
— Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Есть лишь один Бог. Он сотворил небо и землю, звезды, луну и солнце. Человека тоже сотворил Он и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам.
Вот это новость! Неужели бесстрашный воин-варяг — христианин? Конечно, он долгое время прожил в Византии, служил там в армии императора, где многие варяги принимали христианство… Но как-то все же не верится. Хотя чего тут удивляться: ведь Тур принял новое, христианское имя — Феодор, да и сына крестил христианским именем Иоанн.
Мученическая кончина святых Феодора Варяга и сына его Иоанна
Толпа идет на штурм. Раз, другой… Но отец с мечом в руках не подпускает штурмующих к сыну. Кто тут рассказывал, будто христианство — вера слабаков? Феодор принял решение пожертвовать собой: либо защитить своего сына, либо погибнуть вместе с ним. И в честном бою его непросто было одолеть даже толпе.
Пришлось идти на хитрость… Дом Феодора стоял на столбах. Враги подрубили их, и дом обрушился, похоронив под собою двух варягов — отца и сына, ставших первыми христианскими мучениками Руси.
А где же был в то время киевский князь Владимир? Об этом ничего не известно. Но героическая смерть его верного воина, не отдавшего сына на растерзание жрецам, наверняка потрясла князя. Все чаще и чаще начал задумываться князь о выборе другой веры, об отказе от кровавых жертв. Однако прошло еще около десяти лет, прежде чем этот выбор был сделан. Князь Владимир сам принял крещение, а после собственноручно срубил идол Перуна, сбросив его в Днепр. На месте гибели Феодора и Иоанна в знак покаяния он построил первую в Киеве церковь, названную Десятинной…
В начале двадцатого века в центре города проводились раскопки. Киев много раз разрушали, город горел — со времен князя Владимира почти ничего даже из каменных построек не сохранилось. Не стало и Десятинной церкви. А вот разрушенный фундамент того простого деревянного дома на столбах археологи нашли сохранившимся.
Может быть, совпадение, а может, и что-то большее. Ведь и мощи его хозяев, святых викингов Феодора и Иоанна, тоже по сию пору покоятся в пещерах Киевской Лавры.
Святой равноапостольный князь Владимир
Митрополит и братия Киево-Печерской лавры
Самым первым игуменом будущей святыни был Феодосий — второй основатель лавры. Именно он ввёл общежительный устав, занимался благоустройством келий для братии, а также выполнял прочие обязанности. Среди настоятелей мужского монастыря, внёсших весомый вклад в его развитие, также значатся архимандрит Игнатий, Никон, Варлаам, Стефан.
Список выдающихся священнослужителей продолжают архиепископы Ювеналий, Иоанн, Антоний, митрополиты Варлаам, Иоасаф, Тимофей, наместник Иларион.
Во время борьбы с унией лавру возглавляли Иннокентий Гизель, Захария Копыстенский, Петр Могила и Никифор Тур.
В настоящее время предстоятелем Украинской православной церкви и священноархимандритом считается митрополит Онуфрий (в миру Березовский Орест Владимирович). Интронизация состоялась в августе 2014 года.
С 30 марта 1994 года наместником здесь служит митрополит Павел (Пётр Дмитриевич Лебедь).
Здесь похоронен Юрий Долгорукий, © Анна Кудрявцева
Настоятели и наместники
- прп. Антоний (до 1032 — ?)
- прп. Варлаам (1052 — 1062)
- прп. Феодосий (1062 — 3 мая 1074)
- прп. Стефан (1074 — 1078)
- прп. Никон (1078 — 1088)
- Иоанн I (1088 — 1103)
- свт. Феоктист (1103 — 12 января 1112)
- Прохор (9 февраля 1112 — 1124)
- Тимофей (1124 — 1131)
- Акиндин (1124 — 1131)
- Ипатий (Поцей) (2 октября 1599 — 1605)
- Елисей (Плетенецкий) (1605 — 1624)
- Захария (Копыстенский) (1624 — 1627)
- свт. Петр (Могила) (1627 — 31 декабря 1646) митр. Киевский
- Иринарх (февраль — май 1646)
- Иосиф (Тризна) (1647 — 1655)
- Иннокентий (Гизель) (1656 — 8 ноября 1683)
- Варлаам (Ясинский) (февраль 1684 — 31 августа 1690)
- Паисий (1690 — 1691) [7]
- Мелетий (Вуяхевич) (9 декабря 1690 — 6 февраля 1697)
- Иоасаф (Кроковский) (29 июня 1697 — 15 августа 1708)
- Иларион II (1709)
- Афанасий (Миславский) (20 июля 1710 — 1714)
- Варлаам (Голенковский) (1714 — 1715)
- Иоанникий (Сенютович) (24 июля 1715 — 12 ноября 1729)
- Платон (Малиновский) (1729 — 18 апреля 1730 [8])
- Роман (Копа) (12 июня 1730 — 13 сентября 1736)
- Иларион (Негребецкий) (8 мая 1737 — 8 января 1740)
- Тимофей (Щербацкий) (14 апреля 1740 — 1748)
- Иосиф (Оранский) 29 октября 1748 — 8 октября 1751)
- Лука (Белоусович) (21 июня 1752 — 30 марта 1761)
- Зосима (Валкевич) (21 мая 1762 — 10 апреля 1786)
- Каллист (Стефанов) (1786 — 1792 [9])
- Феофилакт (Слонецкий) (1792 — 1795)
- Иероним (Яновский) (1795 — 1800)
- Иоиль (Воскобойников) (29 октября 1800 — 9 августа 1815)
- свт. Антоний (Смирницкий) (2 января 1815 — 31 января 1826)
- Авксентий (Галинский) (1826 — 1834)
- Серафим (Покровский) (1834 — 1837)
- ….
- Лаврентий (Макаров) (31 мая 1844 — 1852)
- Иоанн (Петин) (16 января 1852 — 1862)
- Варлаам (Компаневич) (16 ноября 1862 — 24 декабря 1878 [10])
- Иларион (Юшенов) (24 декабря 1878 — 1884)
- Ювеналий (Половцев) (21 мая 1884 — 1892)
- Марк (Архангельский) (12 ноября 1892 — 22 февраля 1893 [11])
- Сергий (Ланин) (1893 — 1896)
- Антоний (Петрушевский) (1896 — 1909 [12])
- Амвросий (Булгаков) (сентябрь 1909 — 20 января 1918)
- Климент (Жеретиенко) (1917 — 23)
- Климент (Жеретиенко) (30 сентября 1923 — 25 октября 1924 [13])
- Михаил (Митрофанов) (1925 — ?)
- Ермоген (Голубев) (18 октября 1926 — 1931)
- Валерий (Устименко) (7 декабря 1942 — 7 февраля 1947)
- Кронид (Сакун) (20 февраля 1947 — 1 августа 1953)
- Нестор (Тугай) (1 августа 1953 — 1961)
- Ионафан (Елецких) (23 июля — 12 октября 1988) и/о
1930 — 1941 — закрыта
1961 — 1988 — закрыта
- Питирим (Старинский) (23 февраля — ок. 25 августа 1992)
- Ипполит (Хилько) (25 августа — 8 декабря 1992)
- Ахила (Шахтарин) (март-апрель 1992 — март 1994) и/о [14]
Соборы, храмы и церкви
На территории комплекса находится немало церквей, колоколен, башен, корпусов, часовен и других построек. Все они по-своему ценны и интересны, однако самым главным сооружением признан Успенский собор (ещё называют «Великой церковью»). Храм восстановлен и освящён в августе 2000 года. За основу был взят первозданный вид собора, утраченный в ноябре 1941 года.
- Наследие XVII века — церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Ищите неподалёку от Дальних пещер. В архитектуре храма использованы колонны коринфского ордена, пилястры и карнизы.
- Церковь «Всех скорбящих радость» младше примерно на два столетия. Поэтапное строительство окончательно завершилось в 1866 году. До советского периода здесь хранился ковчег со Святыми Дарами.
- Ещё один недавно возрождённый архитектурный памятник — Аннозачатьевская церковь. Сооружение соединено подземным ходом с пещерами.
- Между Ближними и Дальними пещерами расположился храм «Живоносный источник», освящённый в честь Божией Матери в 2001 году.
- В честь всех преподобных отцов лавры возведена «Тёплая церковь». Так её прозвали прихожане и братия из-за того, что святыня сильно всем полюбилась.
- К постройке примыкает Крестовоздвиженский храм — одно из значительных сооружений комплекса. Являет собой пример традиционной киевской архитектуры с тремя куполами и скромным оформлением фасада. Внутри посетителей ждёт яркая цветовая палитра, живопись выполнена художником Данилой Давыдовым.
- Экономические ворота оформляют вход в церковь Всех Святых. Двухъярусное сооружение отличается изысканностью. Привлекает к себе внимание и интерьер с позолоченным иконостасом и мозаичными киотами.
- В русско-византийском стиле выдержана Трапезная церковь. Обладает самым большим куполом без внутренней опоры на Украине. У стен постройки похоронены Столыпин, Кочубей и Искра. Внутри паломников ждёт орнаментальная живопись в стиле модерн, мраморный иконостас, майоликовый пояс, киоты.
Трансляция из Киево-Печерской лавры на официальном сайте
Трапезная церковь, © Оксана Разорёнова
Хранительница благочестия
Киево-Печерская Лавра во все времена была хранительницей высокого монашеского духа и православного благочестия. И именно Лавра стоит у истоков русского монашества. О прошлом и настоящем прославленной обители, о столетиях процветания и тяжких десятилетиях гонений безбожников, о святых, подвижниках и просветителях, связанных с Лаврой, рассказывает митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич), управляющий делами Украинской Православной Церкви.
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра. Фото: Дмитрий Богачук
– Выше Высокопреосвященство, кем и когда была основана Лавра?
– Киево-Печерский монастырь был основан в 1051 году при киевском князе Ярославе Мудром. Основой его явилась пещера неподалеку от села Берестова, которая была выкопана митрополитом Иларионом и впоследствии стала прибежищем преподобного Антония. До этого святой Антоний несколько лет подвизался на Афоне, где и принял монашеский постриг. Вернувшись по благословению духовника на Русь, он пришел в Киев, и скоро слава о его молитвенных подвигах стала широко известна. Со временем вокруг Антония начали собираться ученики. Когда количество братии достигло двенадцати, Антоний поставил им игуменом Варлаама, а сам в 1062 году переселился на соседний холм, где выкопал пещеру. Так возникли пещеры, получившие название Ближних и Дальних. После перевода преподобного Варлаама настоятелем в Свято-Дмитриевский монастырь Антоний благословляет на игуменство преподобного Феодосия. К этому времени в монастыре было уже около ста монахов.
Богоматерь с преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Фрагмент Свенской Печерской иконы
По завершении строительства Успенского собора в середине 70-х годов XI века центр Печерского монастыря смещается на территорию нынешней Верхней Лавры. В «ветхом» монастыре осталась только незначительная часть иноков. Ближние и Дальние пещеры стали местом уединения подвижников и местом погребения умершей братии. Первым погребением в Ближних пещерах было погребение преподобного Антония в 1073 году, а в Дальних – преподобного Феодосия в 1074 году.
Игумен афонского монастыря напутствовал преподобного Антония: «Да будет на тебе благословение Святой Горы Афон, от тебя произойдет множество иноков»
Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич)
– Какое влияние оказал Афон на преемственность традиций афонского монашеского делания?
– Несомненно, существует глубокая духовная связь между Святой Горой Афон и Киево-Печерской обителью. Благодаря преподобному Антонию на Русь с Афона была принесена традиция монашеского делания. По преданию, игумен афонского монастыря напутствовал преподобного Антония такими словами: «Да будет на тебе благословение Святой Горы Афон, от тебя произойдет множество иноков». Поэтому не случайно именно Киево-Печерский монастырь еще на заре его становления стали называть «третьим Уделом Божией Матери» и «Русским Афоном».
– В прошлом году мы отмечали 1000-летие написания «Повести временных лет», созданной в стенах обители. Именно в Лавре зародилась и великая русская культура, основой которой послужили церковная литература, зодчество и иконопись. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой стороне жизни монастыря.
– Именно из стен Печерского монастыря вышли первые отечественные богословы, агиографы, иконописцы, гимнографы, книгоиздатели. Здесь зарождались начатки древнерусской литературы, изобразительного искусства, юриспруденции, медицины, педагогики, благотворительности.
Прп. Нестор Летописец
Киево-Печерская Лавра, живой свидетель священной истории нашего Отечества, стала основательницей отечественной исторической науки и учредительницей школ. Первым известным летописцем Руси был преподобный Никон, игумен Печерского монастыря. Здесь воспитался и трудился первый русский историк Нестор Летописец – автор Печерской летописи и «Повести временных лет». В ХІІІ веке в Лавре был создан первый свод житий русских святых – Киево-Печерский патерик.
Киево-Печерская Лавра во все времена одинаково преуспевала в просветительской, миссионерской, благотворительной и общественной деятельности. Особенно в древнейший период своего существования она была истинным христианско-просветительским центром, сокровищницей отечественной культуры. Но, прежде всего, Киево-Печерская Лавра была школой благочестия, распространявшегося из нее по всей Руси и за ее пределы.
– После разорения Киева Батыем в 1240 году в жизни Православной Церкви на Юго-Западе Руси наступили нелегкие времена. Как тогда совершали свое служение насельники обители?
– История Киево-Печерского монастыря была частью истории государства. Бедствия и смуты не обходили стороной тихую обитель, всегда отвечавшую на них миссией миротворчества и милосердия. Начиная с 40-х годов ХІІІ века и до начала XV века Печерская обитель вместе с народом претерпела множество бедствий от татаро-монгольских набегов. Не раз подвергавшийся разорению при вражеских набегах, монастырь был обнесен еще в XII веке оборонительными стенами, которые, впрочем, не спасли его от опустошения в 1240 году, когда Киев был взят Батыем. Монголо-татары разрушили монастырскую каменную ограду, ограбили и повредили Великую Успенскую Церковь. Но в это трудное время печерские иноки не покинули свою обитель. А те, которые вынуждены были оставить монастырь, Промыслом Божиим устраивали обители в других уголках Руси. Так возникли Почаевская и Святогорская лавры и некоторые другие монастыри.
Сведения о монастыре, относящиеся к этому времени, довольно скудны. Известно лишь, что лаврские пещеры опять на долгое время становятся местом обитания иноков, а также местом погребения защитников Киева. В Ближних пещерах есть большие ниши, заполненные человеческими костями, которые предположительно являются такими захоронениями. Монахи Печерского монастыря в тяжелые годины несли посильную помощь жителям Киева, кормили голодных из запасов обители, принимали обездоленных, лечили больных, оказывали заботу всем нуждающимся.
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
– Какова была роль Лавры в «обороне» западных рубежей русского Православия?
– В середине XIV века на большей части территории современной Украины начинается литовская экспансия. Однако, несмотря на то, что литовский князь Ольгерд, которому подчинялись Киевские земли, первоначально исповедовал языческую веру, а затем, после принятия Кревской унии между Литвой и Польшей, началось усиленное насаждение католицизма, Печерская обитель жила в этот период полноценной жизнью.
В конце XVI – начале XVII веков монастырь пребывал центром противостояния между католической унией и Православной Церковью, в итоге его отстоявшей. Некоторые насельники Печерской обители бежали от притеснений католиков и основывали новые обители. Например, Стефан Махрищский бежал в Москву, впоследствии основал Стефано-Махрищский, Авнежский монастыри.
В борьбе против насаждения католицизма и унии немалую роль сыграла лаврская типография
В борьбе против насаждения католицизма и унии немалую роль сыграла лаврская типография, которая была основана в 1615 году. Вокруг нее группировались выдающиеся общественные деятели, литераторы, ученые и художники-граверы. Среди них – архимандриты Никифор (Тур), Елисей (Плетенецкий), Памва (Берында), Захария (Копыстенский), Иов (Борецкий), Петр (Могила), Афанасий (Кальнофойский), Иннокентий (Гизель) и многие другие. С именем Елисея (Плетенецкого) связано начало книгопечатания в Киеве. Первой отпечатанной в типографии Киево-Печерской Лавры книгой, дошедшей до наших дней, является «Часослов» (1616–1617). До середины XVIII века лаврская типография практически не имела конкурентов.
Великая церковь Киево-Печерской лавры, Верещагин В.П.
Важное место в истории монастыря данного периода занимает архимандрит, а впоследствии Киевский митрополит Петр (Могила). Одной из главных сфер его деятельности была забота об образовании. В 1631 году святитель основал в Киево-Печерской Лавре гимназион, в котором наряду с богословием изучались и светские предметы: грамматика, риторика, геометрия, арифметика и многие другие. В 1632 году, для подготовки православного духовенства и светской элиты в Украине, гимназион был объединен с Братской школой на Подоле. Было создано первое высшее учебное заведение в Украине – Киево-Могилянский коллегиум, который впоследствии был преобразован в Киевскую духовную академию.
После заключения Переяславского договора Лавре были даны жалованные грамоты, средства, земли и имения
– Как изменилась жизнь Лавры после перехода под покровительство московских государей?
– После заключения Переяславского договора 1654 года и воссоединения Украины с Россией царское правительство предоставило самым большим украинским монастырям, в частности и Лавре, жалованные грамоты, средства, земли и имения. Лавра стала «ставропигионом царским и патриаршим московским». В течение почти 100 лет (1688–1786) архимандриту Лавры было дано первенство перед всеми русскими митрополитами. Кроме того, в конце XVII – начале XVIII веков хозяйство Лавры достигло наибольших размеров. В XVII веке в Лавре были проведены большие ремонтно-реставрационные и строительные работы. Архитектурный ансамбль пополнился каменными церквями: святого Николая в Больничном монастыре, над пещерами появились Аннозачатиевская, Рождества Богородицы и Крестовоздвиженская церкви. Весьма активной в этот период была и социальная, благотворительная деятельность обители.
Старая открытка с видом на Киево-Печерскую Лавру
– Некрополь Лавры является одним из самых крупных христианских некрополей Европы. Какие исторические и государственные деятели похоронены в Лавре?
– Действительно, в Лавре сложился уникальный некрополь. Древнейшие части его начали формироваться уже во второй половине ХІ века. Первым документально зафиксированным захоронением в Великой церкви стало захоронение сына варяжского князя Шимона (в крещении Симона). В земле святой обители, в ее храмах и пещерах почивают выдающиеся иерархи, церковные и государственные деятели. Например, здесь покоятся первый Киевский митрополит Михаил, князь Феодор Острожский, архимандриты Елисей (Плетенецкий), Иннокентий (Гизель). У стен Успенского собора Лавры находилась могила почившей в 1771 году Наталии Долгоруковой (в монашестве – Нектарии), дочери сподвижника Петра Великого, генерал-фельдмаршала Б.П. Долгорукова. Этой самоотверженной и прекрасной женщине известные поэты посвящали стихи, о ней ходили легенды. Она была щедрой благотворительницей Лавры. Также здесь похоронен выдающийся военачальник Петр Александрович Румянцев-Задунайский. Он сам завещал похоронить себя в Киево-Печерской Лавре, что и было исполнено у клироса соборной Успенской церкви. В Крестовоздвиженском храме похоронен выдающийся церковный деятель митрополит Флавиан (Городецкий), сыгравший значительную роль в жизни Лавры. В 1911 году земля обители приняла останки выдающегося государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина. Весьма символично, что рядом с Лаврой, в храме Спаса на Берестове (это древний город, который был летней резиденцией Киевских князей), похоронен основатель Москвы князь Юрий Долгорукий.
– Расскажите, пожалуйста, о периоде советского разорения. Какова была судьба Лавры в безбожные времена? Когда началось ее возрождение после богоборческого периода?
– За свое почти тысячелетнее существование Печерская обитель пережила не одно гонение, но ни одно из них по тяжести нельзя сравнить с гонениями воинствующих безбожников – советской власти. Вместе с преследованиями за веру на Лавру обрушились голод, тиф и разорение, после чего последовала и ликвидация монастыря. Убийство монахов и священнослужителей в те страшные времена стало почти обыденностью. В 1924 году в своей келье был убит архимандрит Николай (Дробязгин). Без суда и следствия были расстреляны некоторые монахи Лавры и ее скитов. Вскоре многие из числа братии были арестованы и сосланы. Был инсценирован большой процесс епископа Алексия (Готовцева). Одним из самых трагических событий лаврской жизни стало убийство митрополита Владимира (Богоявленского).
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
В начале 1920-х годов благодаря энтузиазму представителей творческой интеллигенции был организован Музей культов и быта для предотвращения уничтожения духовных и художественных ценностей обители. В годы воинствующего атеизма в Лавре был создан музейный городок и открыт ряд музеев и выставок. В 1926 году Киево-Печерская Лавра была признана историко-культурным государственным заповедником. Однако в начале 1930 года монастырь был закрыт. В том же году были закрыты Владимирский и Софийский соборы, которые стали филиалами заповедника. Во время Второй мировой войны немцы начали грабить и вывозить в Германию ценнейшие музейные сокровища, в том числе из коллекции Киево-Печерского заповедника. 3 ноября 1941 года был взорван Успенский собор.
Возрождение монастыря началось в конце 1980-х годов. В ознаменование 1000-летия Крещения Киевской Руси правительство УССР приняло решение о передаче нижней территории Киево-Печерского государственного историко-культурного заповедника Украинскому Экзархату Русской Православной Церкви. В 1988 году была передана территория нынешних Дальних пещер. Возобновление деятельности православного мужского монастыря на территории Дальних пещер даже ознаменовалось Божиим чудом – три мироточивые главы начали источать миро.
На сегодняшний день монастырь расположился на нижней территории Лавры, и мы надеемся, государство будет и в дальнейшем способствовать возвращению святыни ее исконному владельцу.
Трапезная церковь
– Какое повествование из Киево-Печерского патерика является Вашим любимым? Происходят ли чудеса в Лавре в наше время?
– Сборник рассказов об основании Киево-Печерского монастыря и житий его первых насельников, несомненно, является кладезем, духовной сокровищницей для каждого православного христианина. Это назидательное чтение еще в юности произвело на меня неизгладимое впечатление и поныне является настольной книгой. Трудно выделить какой-то отдельный сюжет. Все личности духоносных старцев Киево-Печерских, чудеса и события их жизни являются одинаково назидательными и интересными. Помню, как меня поразило чудо преподобного Алипия иконописца, который исцелил прокаженного, замазав его раны красками, которыми писал иконы.
И по сей день в Лавре происходят чудеса
И по сей день в Лавре происходят чудеса. Известны случаи исцеления от раковых болезней после молитв у мощей преподобных. Был случай, когда после молитвы у иконы Богоматери «Всецарица» исцелилась от слепоты паломница, о чем даже сообщили средства массовой информации. Но важно помнить, что чудеса не совершаются автоматически. Главное – искренняя молитва и крепкая вера, с которыми человек приходит к святыне.
Мироточивые главы неизвестных Святых
– Кто из святых, прославленных Русской Православной Церковью, учился или преподавал в Киевской духовной академии?
– Среди выпускников Киевской духовной академии такие выдающиеся святители, как Димитрий Ростовский (Туптало), Феодосий Черниговский (Углицкий), Павел и Филофей Тобольские, Иннокентий Херсонский (Борисов). Святитель Иоасаф Белгородский (Горленко) по окончании обучения был пострижен в мантию в Киево-Братском монастыре и принят в число преподавателей академии. Также здесь учились святитель Феофан Затворник (Говоров), преподобный Паисий Величковский и священномученик Владимир (Богоявленский). Собор святых КДА включает в себя 48 имен, более половины из которых – это новомученики и исповедники ХХ века.
Богослужения и хор
Пение всегда было приоритетным занятием в лавре. Известно, что до революции в обители было несколько тысяч насельников, а главнейшее христианское богослужение здесь проводилось до 12 раз в день. Пение благотворно воздействовало не только на братию, но и на паломников.
Воцерковленный человек сразу заметит особенности здешнего пения: канон преподобного Андрея Критского поётся нараспев с канонархом (священнослужитель, возглавляющий глас перед пением), нараспев поётся и акафист Успения Пресвятой Богородицы.
Традиция проводить богослужения с канонархом на клиросе была присуща комплексу ещё в дореволюционный период. Тогда же при монастыре была общеобразовательная школа, в которой учились и хоровому пению. С 2009 года здесь организован детский хор из 50 участников. Ребята поют в Аннозачатьевской церкви во время воскресной литургии.
Расписание богослужений в Киево-Печерской лавре на официальном сайте
Церковь Рождества Богородицы, © Анна Кудрявцева
Набеги и восстановление монастыря
Монастырь несколько раз подвергался набегам, но его всегда отстраивали заново. Комплекс храмов перенёс:
- разрушение в 1096 году;
- разорение в 1240;
- поджог в 1483.
В 1096 году лавре нанесли большой ущерб половцы, но обитель быстро отстроили. Постепенно пристраивали новые церкви. Феодосий создал приют для хромых, нищих и слепых, на которых тратилось 10% доходов. После переселения братии из пещер сделали усыпальницу для монахов.
В 1240 году Печерская лавра подверглась жестокому разорению во время нашествия монгол. До неё удалось добраться Батыю. Многих послушников убили, только небольшая часть из них успела скрыться. В XIV веке храм был снова открыт, а в 1470 году его восстановили и украсили.
Последний раз монастырь терроризировали в 1483 году. Он был сожжён и ограблен крымским войском, но благодаря большим пожертвованиям обитель быстро оправилась. На тот момент монастырю уже принадлежало около 65 сел и 2 города — Васильков и Радомысль.
Экскурсия
При планировании экскурсии следует учесть, что часть комплекса подчиняется монастырскому уставу в то время, как другая часть (Верхняя) — историко-культурному заповеднику. При нём также действует несколько тематических музеев.
Монашеская обитель открыта с 06:00 до 20:00, пещеры можно посетить с 09:00 до 16:00. Вход бесплатный. Для более обстоятельного знакомства обратитесь в паломнический отдел, который каждый день по мере набора групп, с 09:00 до 16:00, проводит экскурсии. В программу входит просмотр храмов и строений комплекса, пещер, всё сопровождается детальным рассказом о святых, архитектурных особенностях и основных исторических моментах. Сумма пожертвования для взрослого — 60 гривен, студенты, пенсионеры — 50 гривен, школьники, инвалиды — 30 гривен.
Попасть в заповедник удастся только по билетам: вход — 100 гривен, экскурсионное обслуживание — 120 гривен, индивидуальное экскурсионное обслуживание — 1 000 гривен, семейный билет — 240 гривен.
Виртуальный тур по Киево-Печерской лавре
Экономические ворота и церковь Всех Святых, © Анна Кудрявцева
Антоний — отец русского монашества
Прошло еще несколько десятилетий. И вот — шумит Киев на берегу Днепра. Теперь он столица Руси, один из самых больших и могущественных городов Европы. Совсем немного времени прошло с того дня, когда князь Владимир срубил идол Перуна, но как много изменилось!
Нет больше кровавых жертвоприношений, зато строятся первые христианские храмы. И вот удивительное дело: вслед за новой верой из Византии пришли и ученые люди, принесшие на Русь письменность, а следом архитекторы, иконописцы… Не только церковное искусство — даже простые ремесла и те стали развиваться куда быстрее.
Город изменился буквально на глазах. Все чаще в нем можно увидеть заморских гостей, приехавших посмотреть на новый Киев. Но вот среди толпы приезжих греков — монах-славянин. По всему видно — местный. Только сильно загорел на южном солнце.
И действительно, монах Антоний родился даже севернее Киева, в местечке Любеч. А загорел так, потому что много путешествовал по южным странам. Еще в молодости отправился в Палестину, посмотреть места земной жизни Иисуса Христа. А потом, возвращаясь обратно, остановился в греческом монастыре на Афоне, принял там постриг и хотел уже остаться навсегда. Но опытный монах, его духовный наставник велел Антонию вернуться на родину.
На Афоне монахов и так немало, монашеская жизнь кипит. А вот на Руси монастырей еще почти нет. Там-то и предстояло потрудиться Антонию.
В шумном Киеве он не остался, но и далеко отходить от столицы не стал. Местом для своего уединения и монашеского подвига выбрал себе холм, где и поныне возвышается основанная им Киево-Печерская Лавра… Вот только уединения не получилось.
Преподобный Антоний Печерский
Хотя Антоний никого и не звал с собой, но люди приходили к нему сами. Когда их стало двенадцать, построили первую церковь. Потом создали монастырь. Правда, быть его настоятелем Антоний не захотел, попросил избрать кого-то еще из братьев. А позже, когда монахов стало больше, попытался вновь уединиться. Ушел на соседний холм и выкопал новую пещеру. Да только и там вокруг него вновь стали селиться ученики…
Удивительно, но сегодня среди множества святых, чьи мощи покоятся в Лавре, нет ее основателя и отца всего русского монашества — Антония. Всю жизнь мечтавший об уединении, преподобный смог, наконец, получить его только после своей кончины. Чувствуя, что его час близок, Антоний собрал братьев, попрощался с ними и попросил не выставлять его мощи для поклонения.
Потом зашел в свою келью — и земля осыпалась за ним, полностью завалив проход.
Хотя все приблизительно знают, где располагалась келья, но даже в наше время настырным археологам так и не удалось раскопать ее и потревожить святого основателя Лавры.
Как Антоний оказался в Чернигове
С житием преподобного связана история еще одних пещер, уже не в Киеве, а в Чернигове, на Болдиной горе. Почему святой оставил свою обитель и переехал в совсем другой город?
Монахи неоднократно сталкиваются с клеветой в свой адрес. Так произошло и с основателем Печерской обители. Кто-то сказал правящему киевскому князю Изяславу, что Антоний скрытно поддерживает полоцкого князя Всеслава, захватившего власть в Киеве, даже дает ему советы. Кроме того, Изяслав обижался на преподобного за то, что он стриг в монахи его бывших воинов.
Черниговский князь Святослав решил тайно вывести Антония Печерского в свой город. Так на Болдиной горе возник монастырь, как и Киевская обитель, посвященный Пресвятой Богородице.
Прожил преподобный до 90 лет, в последние годы окончательно устранившись от управленческих дел, всецело посвятив себя молитве.
История
Основные исторические вехи Киево-Печерской обители:
Дата | Событие |
начало XI ст. | священнослужитель Илларион на возвышенности вырыл пещеру для молитв |
1051 г. | Антоний и Феодосий основали Печерский монастырь и дальний туннель |
1062 г. | учреждение Ближних пещер, иноки переселились в кельи над землей, назначение игуменом Варлаама |
1073 г. | построили Успенский собор, кончина Антония |
1074 г. | почил о Господе старец Феодосий, захоронение его в отдаленных пещерах |
1091 г. | перемещение останков Феодосия в главный Успенский храм |
1096 г. | на святилище напали половцы |
1106 г. | постройка надвратной Троицкой часовни |
1108 г. | канонизировали Феодосия, сооружена каменная братская трапезная |
1159 | вероятность присуждения обители звания «Лавра» |
1151,1169,1171,1203,1240 гг. | разграбление и разорения святого места разными войсками |
с 1223 по 1233 гг. | написание «Киево-Печерского патерика» |
1470 г. | восстановление монастырских строений после неоднократных нападений |
1481 г. | статус Лавры подтвержден патриархом Константинопольским |
1561 г. | на средства князя К. Острожского восстановлен Успенский собор |
1579 г. | сооружение и установка монумента К. Острожскому |
с 1596 по 1615 гг. | поползновения папы Римского и польского владыки подчинить Лавру униатам |
1614 г. | архимандрит Елисей основал в святом месте собственную типографию |
1616 г. | печатание первого фолианта под названием «Часослов» |
1631 г. | открытие высшего учебного заведения и объединение его с братским училищем |
1643 г. | митрополит П. Могила канонизировал 69 лаврских Святых |
1674 г. | сооружение деревянной колокольни |
1679 г. | появление Аннозачатиевской часовни |
1688 г. | сохранение за Печерской обителью звания «Лавра» и подчиненность его Московскому Патриархату |
С 1691 по 1700 гг. | строительство храмов: Варлаамского, Рождества Богородицы, Феодосия, Всех Святых, Воскресения Господня, Крестовоздвиженского, возведение крепостного ограждения |
1718 г. | огнем уничтожены некоторые строения и библиотека |
1721 г. | создание Святого Синода и переподчинение ему лаврских площадей |
с 1722 по 1763 гг. | воссоздание Успенского собора, возведение 2-х колоколен, появление мастерской иконописи |
1786 г. | монастырь подчинили митрополиту Киевскому |
с 1841 по 1845 гг. | возведение крепостного ограждения и братской больницы в нижней зоне Лавры |
1893-1895 гг. | постройка Трапезной палаты и возле нее церкви |
1894-1901 гг. | под управлением В. Верещагина расписан Успенский собор |
1919 г. | на монастырских землях создана рабочая ремесленная и с/х община |
1919-1912 гг. | советское правление конфисковало ценные церковные реликвии |
1923 г. | в Лаврских владениях открыли музейное учреждение «Быта и культа» |
1926 г. | основание «Всеукраинского экспозиционного поселения» |
1930 г. | монахов выселили из обители |
1941 г. | подорвали Успенский собор |
1942 г. | в нижней Лаврской части возобновили монастырь |
1943 г. | фашисты разграбили монастырские сокровища |
1944 г. | вновь начал функционировать музейный заповедник |
1961 г. | обитель в нижней зоне Лавры закрыли |
1988-1990 гг. | церкви передали пещерные комплексы и наземные постройки, начал снова работать монастырь и была основана Духовная семинария. Достопримечательность внесли в перечень ЮНЕСКО |
1995 г. | возрождена типография |
2000 г. | восстановлен Успенский собор |
2001 г. | праздник по случаю 950-летнего юбилея обители. |
Молодой монах Феодосий
После преподобного Варлаама управление монастырем на длительное время перешло к Феодосию Печерскому, которого наравне с Антонием считают основателем монастыря. Но чем именно прославился Феодосий?
Он был где-то на 25 лет моложе Антония и считался его учеником. Феодосий пришел в обитель где-то в 1032 году, в возрасте приблизительно 24-х лет. До этого он вообще жил в Курске, служил в храме и мечтал о монашестве. Покинуть родной дом и мать его сподвигли слова Христа:
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня. (Мф. 10:37)
Когда Феодосий оказался в Киеве, то обошел все обители. Но никто не хотел стричь его в монахи из-за юного возраста. По промыслу Божьему согласился только Антоний.