Архитектура и святыни Ново-Тихвинского женского монастыря в Екатеринбурге


История святой обители

Во второй половине XVIII века рядом с погостом, расположенным на окраине Екатеринбурга, построили церковь Успения Богородицы. Вскоре там поселилось несколько монахинь, которые создали маленькую общину. Со временем она начала расширяться и стала называться богадельней, а сестры получили ежемесячное жалование от городских властей.


Новотихвинский монастырь в Екатеринбурге

Поскольку количество желающих присоединиться к монахиням росло, игуменья Татьяна обратилась к вышестоящим чинам за разрешением основать женскую обитель. Так, в 1809 г., после длительной бюрократической борьбы была официально учреждена Ново-Тихвинская пустынь, а матушка Татьяна приняла церковное имя Таисия.

Становление

Узнав о новой обители, к ней начали тянуться женщины с близлежащих поселений. Монашки занимались рукоделием, опекали стариков и всячески помогали обездоленным. Поскольку мест на всех стало не хватать, Таисия запросила разрешения у Священного синода на расширение пустыни. Получив согласие, в 1822 г. она утвердила монастырский устав, а спустя год была торжественно освящена церковь Всех Святых.

Благодаря финансовой помощи Александра I женский монастырь обзавелся драгоценной церковной утварью, началось строительство Александро-Невского собора, монашеских келий, вспомогательных помещений, гостиного двора и корпусов для обездоленных. Позже вся территория обители была обнесена высокой каменной стеной.

После смерти Таисии (1826 г.) новой настоятельницей стала игуменья Александра. При ней заработал храм во имя богородичного образа «Всех скорбящих радость», возводившийся специально для местного лазарета. В 1858 г. преподобная умерла, а вместо нее обязанности настоятельницы стала выполнять матушка Магдалина. Количество монахинь неустанно росло, что стало причиной строительства все новых и новых монастырских зданий.

Когда третья настоятельница отошла в мир иной (1893 г.), ей на смену пришла еще одна Магдалина, которая продолжила деятельность своих предшественниц. При ней обитель, кроме регулярных богослужений и помощи нуждающимся, стала заниматься просветительской деятельностью местного населения.

К началу ХХ столетия на территории Новотихвинского монастыря было построено шесть храмов, лазаретные корпуса, богадельни, а две заимки могли похвастаться новыми церквями и вспомогательными сооружениями. Сестры женской пустыни мастерски владели техникой росписи по фарфору, рисованием по бархату, занимались выжиганием по дереву и коже, делали искусственные цветочные букеты.


Архивное фото святой обители

Годы разорения

Во время революции сестры обители не оставили свой привычный образ жизни. Однако когда Романовых расстреляли, пустынь закрыли, монашек сослали в тюрьмы, а весь монастырский архив сожгли. Та же участь ожидала древние манускрипты, представлявшие собой гордость местной библиотеки. Чудом спасшиеся насельницы под предводительством матушки Магдалины организовали общину, которая, как и прежде, продолжала помогать нуждающимся.

Сама лавра за время правления большевиков кардинально изменилась. Многие постройки подверглись жесткой перепланировке, на месте некрополя устроили мусорную свалку, каменные памятники снесли, а колокола переплавили. В бывших монастырских корпусах открыли различные цеха и учреждения, там же организовали военное училище.

Современность

Вторую жизнь Ново-Тихвинская пустынь получила только в 1994 г. после перехода под управление РПЦ. Учреждения, ранее занимавшие площадь монастыря, начали потихоньку выселять, а разрушенные здания активно реставрировать.

В 2000 г. лавра обрела святые останки прп. Василиска Сибирского, а спустя еще пару лет – вмч. Константина Богоявленского.

Начиная с 2005 г. сестры обители организовали работу по сбору утраченных данных об истории монастыря, его настоятельниц, а также выдающихся монашек. В 2011 г. Новотихвинской лавре вернули церковь Успения Богородицы, а спустя два года торжественно был освящен храм Александра Невского.

Историческое описание Екатеринбургского Новотихвинского первоклассного девичьего монастыря

В последних годах прошлого столетия несколько «сиротствующих» вдов и девиц из г. Екатеринбурга и близлежащих заводов и сел нашли себе приют при Екатеринбургской кладбищенской церкви Успения Божией Матери1. Сироты помещались в церковном деревянном доме, и число их сначала было очень ограниченное. Из этой-то богадельни (так назывался сиротский дом), на первых порах очень скудной средствами, ровно почти через четверть века суждено было образоваться первоклассному девичьему монастырю, который в настоящее время, по своему благоустройству, занимает очень видное место среди других девичьих монастырей в России. Богадельня, или как ее называли иначе, община, учрежденная с дозволения духовного начальства в 1799 г.2 получала от местного городского общества самое незначительное пособие и поддерживалась добровольными пожертвованиями, а более трудами живших в ней сирот. Одна из них, Татьяна Андреева, урожденная Костромина, прибывшая в общину в 1796 году, считалась попечительницею всех сиротствующих и с особенным усердием занималась устроением общины. По ходатайству этой попечительницы, Екатеринбургское градское общество 25 сентября 1798 г. составило приговор, чтобы с прочими сиротами выдавать на нужные расходы, как-то: на дрова, свечи и проч., по 4 рубля каждый месяц. Из общественного приговора от 3 июля 1803 года видно, что с 1799 года общество выдавало уже 10 рублей в месяц на 15 человек. В этом приговоре, между прочим, упомянуто, что при кладбищенской церкви на добровольные пожертвования возводилось каменное здание, нижний этаж которого тогда был уже готов. В том же 1803 году городское общество избрало попечителем для наблюдения за окончанием построек и вообще за благоустройством общины екатеринбургского купца Ефима Старцева. В феврале 1806 года, по убеждению сирот, некоторые жители Екатеринбурга из разных сословий открыли подписку на единовременное пожертвование суммы на содержание особого при кладбищенской церкви священника, с тем, чтобы, когда эта сумма будет достаточною на содержание приюта, ходатайствовать о его назначении. Попечительница Татьяна Костромина просила также и Думу, чтоб она назначила какое-нибудь пособие на содержание священника и дьячка. От 14 мая, того же года, попечительница «сиротствующих» жен и девиц писала в Думу, что они остаются без всякого призрения, а сирот собралось до 25 челов., и 10-ти рублей в месяц вспоможения от общества недостаточно; поэтому просила Думу увеличить эту сумму и назначить попечителя вместо умершего купца Старцева. По поводу двух донесений попечительницы Костроминой, во-первых, о недостаточности отпускаемой на сирот Думою суммы, и, во-вторых, о необходимости назначения особого приюта при кладбищенской церкви, Екатеринбургская городская Дума определением 28 мая 1806 года постановила: 1) подписанную единовременно жителями города сумму 946 рубл., по собрании ее, обратить в городовой доход3, а на содержание священника и дьячка и на пропитание сирот назначить 180 руб., а с прежними 120-ю рублями – 300 руб. из поступаемых в Думу неокладных доходов, которые собирались с иногородних торговцев (этих доходов с 18-го октября 1805 по 1-е января 1806 г. поступило на приход более 1.000 руб.) «Чрез что», прибавляла Дума «и отягощения, от содержания оных сирот и священника с приютом, никому никакого быть не может, потому более, что таковые неокладные сборы по видимости напредь каждогодно поступать должны в немалом количестве». 2) На место умершего купца Старцева положено избрать попечителем другого. Об утверждении этого приговора Дума просила губернатора, а о назначении особого священника сделала сношение с преосвященным, «так как многие из жителей сего города того желают», сказано в приговоре. Это определение Думы утверждено Губернским Правлением в июле того же 1806 года.

«Сиротствующие» вдовы и девицы жили по уставу Саровской общежительной пустыни, полученному еще Татьяной Костроминой в 1802 г., во время путешествия ее в Киев, от строителя той пустыни Иеромонаха Исайи4. Этот устав Костромина, по приезде своем в Пермь, представляла на рассмотрение епископа Иустина. В установленные, по Саровскому уставу, часы сестры собирались в особую молельную келью и по имевшимся священным, церковным книгам творили молитву.

«Каковыми своими подвигами заслуживают особенное внимание всего городского общества, да и окрестных жителей», говорится в «одобрении», данном жителями Екатеринбурга Татьяне Костроминой с сестрами, в июле 1806 года, пред отъездом ее в Петербург, для испрошения разрешения на открытие обители.

В 1807–1809 годах Татьяна Костромина жила в Петербурге и ходатайствовала об учреждении в г. Екатеринбурге женской обители. В это время она была милостиво и благосклонно принята членами Св. Синода, особенно митрополитом Амвросием, и обер-прокурором, князем А.Н.Голицыным. От Екатеринбургского городского общества Костромина имела «одобрение», в котором помещен был одобрительный отзыв о «сиротствующих» вдовах и девицах и высказано было всеобщее желание граждан видеть обитель, утвержденную правительством. «Все теперь устроенное ими самими (сестрами) оное здание» (каменный дом для помещения общины), сказано было, между прочим, в «одобрении», «изобилие Св. икон и священных книг и даже самое их поведение согласует монашескому пребыванию; недостает только того, чтоб от вышнего правительства было благоволенно утвердить сие место и именовать уже пустынножительною обителью».

В марте 1807 г. Татьяна Костромина обратилась в Св. Синод с прошением следующего содержания: „Посвятив себя благочестивым подвигам и уединенной жизни, по благословению преосвященного архиепископа Тобольского Варлаама, жительствуем мы с 1799 г. в общине, в особо устроенном в Екатеринбурге близ церкви Успения Божией Матери общественным и нашим иждивением каменном доме, руководствуясь уставом Саровской пустыни и упражняясь в пощении, молитвах и хождении в церковь, когда совершается в ней служение, ибо в помянутой церкви не всегда бывает оное совершаемо, а только тогда, когда, как состоит она при кладбище, отправляется погребение. Другие же церкви, по жительству нашему за городом, от нас отдалены; почему и принуждены бываем исправлять богослужение в кельи. Прочее же время употребляем на хождение и призор за больными, привозимыми из города, занятие рукоделиями и другими трудами для снискания нужного себе пропитания, получая в пособие к сему и от градского общества на необходимые нужды пo триста рублей в год». Далее говорится, что екатеринбургские купцы Калашников и Мартынов и мещанин Бронников изъявили желание построить собственным коштом при помянутом сиротском доме каменную церковь, в честь Государя Императора, во имя Св. князя Александра Невского, «для приведения означенного местожительства в то благоустройство, в каком другие общежительные монастыри находятся, на что и все тамошнее градское общество единодушно согласие свое объявило». Костромина просила утвердить общину или повелеть воздвигнуть церковь во имя Св. Александра Невского. «И при которой» (т. е. общине), писала она, «по мере избытков, вырученных с рукоделий наших и приносимых доброхотными дателями, во исполнение дел милосердия устроится призрение бедным и немощным, привозимым из города и окрестностей оного, за коими будет иметься хождение и попечение собственно тутошними послушницами, что и ныне исполняется на прославление Имени Божия, и дабы увековечить сие общество, снабдить на сие построение разрешением, повелев определить к оной священника с приютом, коего содержание градское общество приемлет на себя».

В прошении купца Калашникова, поданном в Св. Синод, о разрешении ему с Мартыновым и Бронниковым построить церковь во имя Св. Благоверного князя Александра Невского высказывается настоятельная необходимость этого: «…Поелику означенные вдовы и девицы препровождают жизнь на подобие монашеской, по уставу Саровской общежительной пустыни, и отправляют в молитвенной комнате славословие Божие, для слушания коего стекаются к ним из жителей не малое количество народа, так что иногда в означенной комнате бывает и не вместительно». От 5 марта 1808 г. Преосвященный Иустин просил начальника Екатеринбургских заводов доставить сведения о том, действительно ли согласно общество завести обитель и построить при ней церковь с назначением особого приюта. Начальник горных заводов донес Епископу Иустину в утвердительном смысле. Как видно из сообщения в Пермскую Духовную Консисторию начальника Екатеринбургских заводов Германа от 23 марта 1808 г., вдова Губернского Секретаря Исакова, оставшаяся попечительницею общины за отъездом в Петербург Костроминой, предъявила этому начальнику, что если Правительству благоугодно будет испрашиваемую обитель учредить, то «они (сестры) простирают истинное желание восприять на себя во всех богоугодных делах неусыпнейший труд и сверх того от желающих екатеринбургских граждан будут принимать женского пола детей для обучения Российской грамоте и разному рукоделию, свойственному их силам, a также и пристойно их полу могут принимать и призревать престарелых и в болезнях страждущих людей, неимущих родственников и от посторонних никакого покрова, с должною тем больным особенною помощью»…. От 14 ноября 1808 г. начальник Екатеринбургских заводов представил в Пермскую Духовную Консисторию список живших в общине сестер. Всего их было 33. По сословиям распределялись так: дворянского 4, крестьянского 15, мещанскаго 1, горнорабочего 10, солдатского 3. По местожительству: из г. Екатеринбурга и его уезда 25 челов., из Камышловского уезда 4, из Туринска 1, из Ялуторовска 1, из Соликамска 2. По возрасту было: от 50 до 80-ти лет 8 челов., от 40 до 50-ти – 4, от 30-ти до 40 – 8, от 20-ти до 30-ти – 6, от 10-ти до 20-ти – 5, и моложе 10-ти лет – 2. Вдов считалось 7, а девиц 26 человек.

1808 г. 25 июня, Татьяной Костроминой подано было Всеподданнейшее прошение об учреждении общежительной пустыни, о дозволении построить при ней церковь во имя Св. Александра Невского и о назначении попечителем, вместо умершего купца – протоиерея Богоявленской церкви Николая Вологодского, который много способствовал устроению общины5.

По именному Высочайшему указу, данному Святейшему Синоду 1809 года, декабря 31 дня, учреждена в г. Екатеринбурге общежительная женская обитель с наименованием ее Новотихвинской, согласно желанию всего городского благородного, купеческого и мещанского общества, также Начальника горных заводов и Генерал-губернатора Пермского и Вятского6. Обитель подчинена ведомству епархиального Архиерея. Монашествующих с игуменьею положено было семнадцать, как в штатных третьеклассных женских монастырях. Настоятельницей обители, по указу Св. Синода 20 сентября 1810 г., определена монахиня Таисия, в миру Татьяна (урожденная Костромина), о которой часто упоминалось выше.

Татьяна Костромина, в монашестве Таисия, дочь мастерового Верх-Исетского завода Андрея Костромина, была в замужестве за мастеровым Березовского завода Петром Сергеевым Митрофановым, который отдан был в военную службу в 1782 г. и умер 22 декабря 1806 года. Татьяна Костромина пострижена в монашество 7 августа 1810 г. в С.-Петербурге, в Воскресенском девичьем монастыре, находившимся на чреде священнослужения архимандритом Тобольского Знаменского монастыря Михаилом и наречена Таисией. 11 июня 1811 г., при возвращении из Петербурга, монахиня Таисия произведена была Епископом Иустином в Пермском Петропавловском соборе в Игуменьи «во уважение ее усердия и богоугодных подвигов в учреждении и устроении пустыни».

Казначеею в обитель назначена была в том же 1811 году уволенная из московского Никитского девичьего монастыря монахиня Евпраксия. Находившаяся при настоятельнице Таисии, при возвращении ее из Петербурга, четыре девицы Агафия, Васса, Матрона и Анна пострижены были в Перми Епископом Иустином в рясофорные монахини, так как они раньше пребывали в искусе монашества, и определены первая – помощницею казначеи, вторая – ризничею и третья – уставщицею. Последней позволено было составить из сестер хор певчих, чтобы положенные по штату причетники в пение на клиросах не вмешивались. Для священнослужения в церкви сначала определены были к обители один священник и два причетника, и вместо кладбищенской церкви дозволено было устроить другую, иждивением усердствовавших в этом деле екатеринбургских граждан, купцов Калашникова и Мартынова и мещанина Бронникова. В 1811 г. сверх положенного по штату одного священника с причтом, определен, по просьбе настоятельницы Таисии, другой священник для ежедневного в обители священнослужения. Священниками в это время были из заштатных Елисей Рязанов и Александр Воинственский, которым епархиальное начальство предписало «касательно служения своего в пустыни быть с причтом под распоряжением настоятельницы беспрекословно, не вмешиваясь кроме сего ни в какие, до пустыни касающиеся дела и порядок». В воскресные и праздничные дни, для соборного священнослужения в церкви дозволено было брать поочередно одного из диаконов Екатерининского собора, а в случае болезни которого-либо из них, от других приходских церквей. Жалованье священникам с причтом, по соглашению их с настоятельницей и с утверждения епархиального начальства, назначено было из суммы трехсот рублей, положенной Екатеринбургской городской Думой. Доходы, получаемые священно церковнослужителями от исправления церковных служб, велено было делить помесячно на три части: священникам две, а пономарям третью часть. В «монахинские» же доходы священно церковнослужители не должны были вступаться, и эти доходы, так как обитель учреждена общежительною, между монахинями не разделялись, a скоплялись в общую сумму и из оной производились расходы казначеею, с доклада настоятельницы, на содержание и нужды сестер, «а также и на угощение могущих случиться у настоятельницы гостей».

Для безопасности пустыни от злонамеренных людей, каковые оказывались на самом деле, настоятельнице предложено было испросить от Екатеринбургского общества нужную стражу. поелику Новотихвинская пустынь, по именному Высочайшему повелению, сравнена с третьеклассными женскими монастырями, в которых, по Высочайше утвержденному в 1764 году штату, для охранения тех монастырей и для случающихся услуг положено быть по три служителя, то для охранения сей пустыни – по Высочайшему же повелению учрежденной и притом по желанию самих екатеринбургских граждан с обязательством с их стороны в случае необходимых нужд оказывать пустыни возможные пособия – настоятельница в 1811 году просила Екатеринбургскую городскую Думу, дабы она благоволила, во уважение опасности от злонамеренных людей, также для случающихся работ и услуг избрать из своего общества трех человек честного и доброго поведения, с производством им от общества жалованья. Настоятельница просила при этом Думу послать одного из служителей грамотного, дабы он мог заниматься в обители письмоводством «в случае каких-либо по пустыни с присутственными местами или начальствами переписок». Но Дума не удовлетворила этой просьбы, отозвавшись тем, что общество и без того несет весьма значительные повинности и что доходов его не достает на самые нужные расходы, а главное – что правительством не возложено сей обязанности на общество. В охранении обители от злоумышленных людей и вообще в устроении ее принял участие в 1815 г. бывший тогда начальник горных заводов. 2 февраля 1815 г. Игуменья Таисия донесла Епископу Иустину, что начальник Екатеринбургских горных заводов Н.А. Шленев пожаловал обители для караула двух человек и третьего плотника и обещался, при производившихся в то время в обители постройках, помогать всем возможным. Высшее гражданское начальство приняло меры к ограждению безопасности обители, по преобразовании уже ее в первоклассный монастырь в 1822 г. В этом году, вследствие ходатайства Игуменьи Таисии, по приказанию Министра Финансов, Департамент Горных и Соляных Дел предписал начальнику Екатеринбургских заводов, иметь особенное наблюдение за безопасностью и спокойствием монастыря, особливо в случаях покушения злонамеренных людей на грабительство. Посему Монетною конторою командировались в монастырь мастеровые для его охранения до октября 1823 года, когда поступили в монастырь положенные по штату служители.

При возвращении из Петербурга в июне 1811 г. Игуменья Таисия предъявила в Перми Епископу Иустину выданные ей, по предложению Митрополита Новгородского Амвросия, из Новгородского Кафедрального Софийского собора двадцать пять частей святых мощей для Новотихвинской обители. По совершении священного обряда водоосвящения 11 июня в Петропавловском соборе, святые мощи были положены в нарочно изготовленный для сего образ и того же числа вместе с иконою Тихвинской Божией Матери препровождены с священною церемониею в г. Екатеринбург, в который были внесены 26 июня, в день Тихвинской Божией Матери. Вокруг обители и всего города был совершен крестный ход, который в этот день ежегодно бывает и ныне. Епархиальным начальством было дозволено образ со святыми мощами и упомянутую икону носить для отправления молебнов и всенощных бдений в дома граждан и окружные селения. «Везде видно было одинаковое усердие христиан к принятию икон в дома для молебствий», доносила Игуменья Таисия Епископу Иустину от 9 декабря 1813 г. Во время крестного хода по разным уездам получался значительный сбор в пользу обители. От 9 ноября 1812 г. Игуменья Таисия донесла Преосвященному, что 7 сентября того года были подняты икона и образ со святыми мощами и носимы по городам Камышлову, Далматову и окружным селениям до 4 ноября. Во время хождения приложено прикладу как к церкви, так и на обитель, деньгами 611 руб. 13 коп., холста тысячи полторы аршин и кудели 6 пуд. и 3 фун. От 14 ноября 1813 г. донесено Епископу Иустину, что во время хождения с иконой Тихвинской Божией Матери по городам и уездам: Верхотурскому, Ирбитскому, Камышловскому, Шадринскому и Екатеринбургскому, от усердствующих на украшение и содержание обители поступило всего 1.634 руб. 67 коп., холста разного 3.252 арш. и кудели около двух пудов. Игуменья Таисия рапортом от 6-го Февраля 1812 г. испрашивала официальное разрешение носить икону по всей епархии. На требование Епископом Иустином от всех священнослужителей и прихожан епархии сведений, желают ли они принимать образ Тихвинской Божией Матери и крест с различными мощами, получены были, между прочим, следующие отзывы. He объявили желания принимать сей образ: 1) по Шадринскому уезду все , 2} по Красноуфимскому уезду в Уткинском, Верхнесергинском и Сылвенском заводах, 3) по Екатеринбургскому – в одном Шайтанском заводе, 4) по Ирбитскому в селах: Гуляевском, Чурманском, Березовском, Подволощенском и Баженовском и в слободах: Бобровской, Краснослободской, Байкаловской, Иленской, Харловской, Чубаровской и Еланской, 5) по Пермскому – в одном Пермском селе, 6) по Осинскому – все прихожане и 7) по Камышловскому – соглашались принимать чрез один только год. Екатеринбургское духовенство отозвалось, что принимать икону считает делом богоугодным, но исполнить это в определенные для процессий и церемоний дни (на Святой неделе) оно находит неудобным; все неудобства были исчислены подробно, особенно духовенство восставало против позволения продавать обительские свечи в городских церквах и собирать огарки в пользу обители, что оно считало противным Высочайшему повелению и от чего могло произойти крайнее уменьшение свечной суммы при церквах. Церковные старосты были одного мнения с священнослужителями. Поэтому Епископ Иустин предписал, от 17 Июня 1814 г., чтоб во время ношения иконы и молебствий «продажу свеч производить не от обители, а от приходских церквей и чтоб молебны исправлялись и в церквах и домах попеременно обительским священником и приходским». Получаемый за то доход обоим священникам велено было делить пополам. Икону позволено было носить во все те места, где объявлено на то согласие духовенством и прихожанами.

В конце тридцатых годов епархиальное начальство сочло нужным не дозволять хождение по епархии с иконою и образом со святыми мощами. Еще в начале 30-х годов каждый раз испрашиваемо было дозволение на поднятие и ношение по епархии иконы и образа. Так, напр., 26 июля 1830 г. Игуменья Александра просила у Преосвященного Мелетия позволения носить каждогодно после Пасхи образ со святыми мощами и икону Тихвинской Божией Матери по городам, заводам и селениям всей епархии. Преосвященный Мелетий дозволение дал и вместе предписал, от 26 августа 1830 г., чтобы «для ношения упомянутых святынь избраны были монахини поведения постоянно честного и самые благонадежнейшие и дабы они, во время хождения своего, соблюдали всякое благочестие и тишину, всякое благоговение к носимым святыням и в поведении своем ни под каким видом не допущали никаких неприличностей и никаких поступков, соблазн произвести могущих». Святыни отправлены были из монастыря весной следующего 1831 года. Для сбора прикладов при священной церемонии назначена была монахиня Илария и с нею посланы еще одна рясофорная монахиня, три послушницы и четверо певчих из белиц. От Игуменьи и сестер даны были монахине Иларии следующие наставления: 1) строжайше соблюдать во время хождения своего всякое благочиние и тишину, и всякое благоговение и почитание к носимым иконам; 2) иметь бдительнейшее смотрение за нравственностью и поведением всех сестер, в особенности клиросных, чтобы они отнюдь и ни под каким видом не допускали в поведении своем никаких неприличностей и проступков, никаких между собою прекословий и несогласия, равным образом глумления и смеху, соблазн произвести могущих; в случае замеченных за ними неблаговидностей, келейно наказывать их, по мере вины, поклонами или чувствительными выговорами и, буде не исправятся, доносить самой Игуменье; 3) в обхождении с людьми соблюдать всякое благоразумие, скромность, целомудрие, смирение, почтительность, одним словом вести себя так, как долг монашеский того требует, и чрез это внушить высокое мнение о самой обители. Во время ношения иконы с 5 мая 1831 г. и по 7 января 1832 по заводам – Невьянскому, Тагильскому, Режевскому, Алапаевскому и некоторым селениям по Верхотурскому тракту, потом в Верхотурье и по заводам Богословскому и Гороблагодатским «везде оказываемо было, как благородными особами, равно духовенством и простонародьем к носимым святыням особенное христианское благоговение и усердие и собрано было приклада для церкви и обители деньгами 7.800 руб., разного холста 2.500 арш., свечных огарков 6 пуд. 20 ф. (Донесение от 8 Февраля 1832 года). Из Гороблагодатских заводов хождение со святынями было продолжаемо в Кунгурском, Пермском и Соликамском уездах: при чем собрано приклада 6262 руб. 50 коп., свечных восковых огарков 6 пуд. 37 ф., холста разного более 3000 арш. Кроме того, во все время хождения собрано разных малоценных вещей примерно на 200 руб. Со святынями возвратились в монастырь в начале 1833 года.

20 июня 1833 г. Игуменья Александра обращалась к преосвященному Епископу Аркадию с прошением, о дозволении продолжить хождение с одною только иконою Тихвинской Божией Матери без святых мощей, по тракту в Сысертский, Полевской, Каслинский, Кыштымский и в прочие окружные заводы и селения и оттуда в Шадринск и Камышлов. Но на этот раз хождение с иконою велено было приостановить, пока не будет произведено по монастырю учета, назначенными для сего указом консистории, духовными лицами.

Попечением Игуменьи Таисии и щедротами разных благотворителей устроены были следующие здания при обители до преобразования ее в первоклассный монастырь: 1) к кладбищенской Успенской церкви, существовавшей прежде учреждения обители, с западной стороны сделана двухэтажная каменная пристройка, в которой нижний этаж называется притвором или трапезою, а в верхнем сделаны две палатки для хранения ризницы; с полуденной же стороны пристроены две схимнические кельи.

2) Устроена каменная часовня, которая впоследствии в 1822 году обращена была в церковь, во имя Всех Святых.

3) Построена, но окончательно не отделана, новая каменная Александро-Невская церковь, которую хотя и обязывались построить на свой счет купцы Калашников и Мартынов и мещанин Бронников, но за расстройством их состояния, в сооружении оной церкви нисколько не помогали обители.

Все сии церковные здания покрыты железом.

4) Построено каменных зданий: три корпуса и четвертый флигель. Первый корпус, в два этажа с четырьмя чердаками, заключал в себе, кроме настоятельских келий, 20 покоев и посредине коридор; от сего корпуса до церкви сделан деревянный коридор с таковою же крышею. Второй корпус двухэтажный же для монахинь, с двумя чердаками, покрыт деревянною крышею в обоих этажах и чердаках помещалось 11 келий и коридор. Третий корпус трехэтажный покрыт деревом; во всех этажах оного 8 келий. Флигель в два этажа с деревянною пристройкою и с деревянными службами; в обоих этажах 4 покоя. Покрыт весь деревом.

5) Деревянных зданий выстроено четыре: двухэтажный дом с чердаком на каменном фундаменте, помещалось 6 покоев; одноэтажный флигель с двумя покоями; флигель при вратах обители с двумя покоями и коридором и, наконец, конюшенный двор, при котором конюшни, завозни и хлебные магазины.

Все сии здания, каменные и деревянные, обнесены с двух лицевых сторон каменною, а с других двух деревянною оградою.

Вне обители каменных одноэтажных домов было два: первый в 60-ти саженях от обители с двумя чердаками и часовней, которые покрыты железом, а дом деревом, в нем и чердаках 8 покоев и коридор; огражден с двух лицевых сторон каменными столбами с деревянными решетками, а с других двух сторон заборами. Второй дом, в 70 саженях от обители, с двумя чердаками, огражден с двух лицевых сторон каменною оградою; в нем 6 покоев и в деревянном при доме флигеле два покоя. Сии два каменные дома Игуменьею устроены для священно церковнослужителей.

Во всех же обительских корпусах, домах и флигелях, кроме настоятельских келий, находилось 71 покой, в которых свободно помещалось до 150 человек.

При Игуменьи Таисии, во время построек деревянных и каменных, за неимением служителей, сами сестры носили кирпичи, возили лес и исправляли другую тяжелую работу. В зимнее время, сказать кстати, сестры убирали снег.

Главною конторою Екатеринбургских заводов, по ходатайству Игуменьи Таисии, отведены были и обители места следующих размеров. По плану, данному 13-го ноября 1814 г., на отведенные два места для построения церковнических и служительских домов, показано пространства земли 10.300 квадр. сажен. Под первым местом длиннику 100 и поперечнику 40 саж.; под вторым длиннику 70 и поперечнику 30 саж. На этих местах летом 1814 г. заложены два каменные дома: для священно церковнослужителей и страноприемный для ночлега приходящих в храмовые праздники из окрестных мест мирских людей; первый в длину на 10 и в поперечник на 7 саж. и второй в длину на 7 и в ширину на 3 саж. По плану, данному 20 июля 1815 г., на болотное место в урочище у малого Каменного озера для расчищения на сенокос и в вечное обители владение, показано пространства земли 18 десят. 782 саж.

По плану, данному 19 мая 1817 г. на отведенные обители места под кладбище и для усадьбы, показано пространства 24 десят. 1300 саж.

Преосвященный Епископ Иустин, по рассмотрении 8 мая 1819 г. представленных Игуменьею Таисиею планов, из коих один с фасадами произведенным строениям, а другой отведенным главною конторою Екатеринбургских заводов местам для обители и кладбищенской церкви, нашёл эти места весьма достаточными и, утвердив планы, предложил Консистории изъявить Главному Начальнику горных заводов Н.А. Шленеву чувствительнейшую благодарность за покровительство, попечение и усердное его к устрояемой пустыни благорасположение. Настоятельнице же, Игуменье Таисии, епархиальным начальством объявлена благодарность, похвала и полное удовольствие за ее неусыпную деятельность в избрании и исходатайствовании мест как для пустыни, так и для церковнических и служительских домов, равным образом за успешное устроение монастырских келий и служб, обнесение оных каменными оградами и за благоразумную предусмотрительность и скорость в построении близ пустыни двух каменных домов для священно церковнослужителей7.

Вследствие распоряжений Игуменьи Таисии, в обители введены следующие рукодельные, сельскохозяйственные и другие занятия для содержания сестер и для поддержания вышеозначенных зданий : 1) рукоделие : а) пряжа льна, хлопчатой бумаги и шерсти, тканье и беление разных сортов холстов, также тканье холстов для скатертей и салфеток, одеял, сукон и т. под.; б) шитье по бархату и другим материям шелками, золотом и серебром, плащаниц, хоругвей, покровцев на потиры и дискосы и всякой церковной и ризничной утвари и прочих тому подобных, для частных лиц, изделий8, и в) делание на святые иконы разных узорчатых риз из золотой и серебряной канители, фольги и мишуры9.

2) Сельскохозяйственные занятия: а) посев разного хлеба, льна и конопли на кортомных землях; б) разведение всякого рода овощей, как для продовольствия сестер, так и для продажи гражданам; в) собирание во время лета грибов и ягод; г) скотоводство и лов рыбы в удобных и близких к обители озерах и реках, и д) сенокошение на болотном пустопорожнем месте, которое взято было для осушения на 12 лет от главной конторы Екатеринбургских заводов 12 Сентября 1816 г.; это занятие доставляло большие выгоды обители. 3) Прочие занятия: так как подле самой обители назначено было место для кладбища и на нем, иждивением обители, построена церковь, то а) обителью заготовлялись для мертвых тел могилы, с получением за оные денег или вкладов, в пользу обители; б) сестрами производилось чтение псалмов и канонов, а также совершалось поминовение по умершим, по завещаниям их или по просьбе и усердию сродников их, с платою от них деньгами, вкладами или другими какими-либо для пустыни пособиями и в) заготовлялся для кладбищенской церкви запас воска и свеч, с обращением прибыли от них в пользу тоже пустыни.

За свои заслуги, оказанные по устроению обители, Игуменья Таисия награждена золотым наперсным крестом 18 января 1820 г. Преосвященный Иустин, рапортом от 23 октября 1819 г., донес Святейшему Синоду, что в столь короткое время обитель украсилась храмами Господними и распространилась обширными зданиями, благодаря «усердию, ревности, неусыпной и благоразумной попечительности и деятельности» настоятельницы Игуменьи Таисии. В Св. Синоде состоялось следующее определение: «По рассмотрении вышепрописанного донесения Его Преосвященства и плана Екатеринбургской Новотихвинской женской обители, представленного Игуменью оной Таисиею, за подписанием Его Преосвященства, Святейший Синод находит, что устроение всего оного старанием ее, Игуменьи, и содержание обитающих в обители такого количества монахинь и белиц10 без всякого от казны пособия заслуживает уважения, а потому в воздаяние за оное и к поощрению впредь на подобные труды и подвиги удостаивает ее, Игуменью, к награждению золотым наперсным крестом». Государь Император, согласно упоминаемого определения Св. Синода, всемилостивейше повелеть изволил: «учрежденного в Екатеринбурге Новотихвинского женского монастыря Игуменью Таисию наградить золотым наперсным крестом, во уважение заслуг, оказанных по устроению вверенной ей обители, в поощрение усердного служения ее на будущее время». (Указ из Консистории от 13 Апреля 1820 г.)

Особенности архитектуры

Екатеринбургский Ново-Тихвинский монастырь представляет собой роскошный архитектурный комплекс, в котором все элементы гармонично дополняют друг друга.

Собор во имя Александра Невского

Фундамент Александро-Невской церкви был заложен в 1814 г. как дань победе над Наполеоном. Однако из-за неудачного проекта работы несколько затянулись. Так, главный престол освятили лишь в 1852 г., левый – 1853 г., правый – 1854 г. К тому моменту, как собор открыл свои двери для верующих, он считался самой большой церковной постройкой и вмещал около 6000 человек.

Пятиярусный храм построен в стиле классицизма под предводительством архитектора Михаила Павловича Малахова. Постройка пятиглавая, с шарообразными позолоченными куполами, заканчивающимися православными крестами. Фасад украшен колоннами, рядом пристроена высокая колокольня со шпилем.


Интерьер храма святого Александра Невского Ново-Тихвинского монастыря

Храм во имя Всех святых

Церковь датируется 1900-1902 гг. и представляет собой одноглавую постройку, выполненную в неовизантийском стиле. Стены облицованы красным кирпичом, который гармонично сочетается с полусферическим куполом такого же цвета. Возведенная на месте старой часовни, она изначально выполняла роль больничного храма. Сегодня здесь хранятся главные святыни обители – богородичный лик «Тихвинский» и чудотворные останки 25 святых.

Архитектурный ансамбль фасада монастыря

Первый и единственный архитектурный ансамбль в русском православном зодчестве. Он состоит из трех церквей (Введенской, Скорбященской, Феодосиевской) и келейных построек общей продолжительностью около 100 м. С приходом к власти большевиков здесь устроили «Дом Красной армии», а здания несколько реконструировали – сняли купола, а вместо них поставили зубчатые борта как символ мощи советских войск.

Храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Церковь была возведена в 1832 г. и выполняла функции трапезного храма. Архитектура здания четко выражает стиль классицизма, присущий большинству построек монастырского комплекса. Собор «Всех скорбящих Радость» построен из камня, имеет один полусферический купол и облицован светлой штукатуркой.

Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Еще один из самых древних храмов, освященный в 1865 г. Как и большинство местных построек, он однокупольный, однако сегодня вместо сферической главы его украшают зубчатые борта. Чтобы вернуть церкви первоначальный вид, необходимо подготовить качественный проект, работы над которым уже начались.

Храм в честь преподобного Феодосия Тотемского

На сегодняшний день во владение монастыря передана только храмовая апсида, а восстановительные работы еще не начаты. Двухэтажная постройка выполнена в стиле классицизма и датируется 1823 г. Изначально это была домовая церковь, однако после революции здание переоборудовали под гражданские нужды.

Согласно легенде, матушке Таисии явился во сне всадник на белоснежном скакуне, даровавшей ей икону св. Феодосия. По имени этого святого в будущем и был освящен собор.

Подворье в честь Всемилостивого Спаса

Находится храм на Елизаветинской заимке, где был возведен в 1876 г. Он имеет три престола и пять глав с небольшими звонницами. Поскольку за всю историю существования церковь горела три раза, к моменту передачи РПЦ она была практически полностью разрушена. Сегодня ее удалось восстановить, однако реставрационные работы все еще ведутся.


Александро-Невский собор


Храм во имя Всех святых


Подворье в честь Всемилостивого Спаса

Главные достопримечательности монастыря

Успенская церковь. Старейшая на его территории. Отстроена на пожертвования купца Хлепетина еще в 1778–1782 годах. Ее не раз перестраивали и расширяли.

Александро-Невский собор. Доминанта монастыря, его крупнейший храм. Прежде доминировал и над архитектурными объектами в этой части Екатеринбурга. Во время праздничных богослужений мог вмещать более 6 тысяч человек. Ныне заново восстановлен, впечатляет своей красотой.

Всехсвятская церковь. Была построено в 1900 году. Работы финансировал уже другой екатеринбургский купец и меценат – М. И. Иванов.

Святыни и чтимые даты

Главной святыне Ново-Тихвинского женского монастыря является чудотворный богородичный образ «Тихвинский». Также здесь можно увидеть и другие церковные реликвии, в частности, останки некоторых святых:

  • Александра Невского;
  • 25 Божьих угодников;
  • св. Николая Чудотворца;
  • Киево-Печерских святителей;
  • Федора Ушакова;
  • прп. Василиска Сибирского;
  • Симеона Верхотурского;
  • св. Киприана и Иустины;
  • сщмч. Константина Меркушинского;
  • прп. Марии Египетской.

Женская обитель в Екатеринбурге отмечает несколько престольных праздников:

  • 6 декабря, 12 сентября – день памяти Александра Невского;
  • 28 августа – Успение Божьей Матери;
  • 6 ноября – дата почитания чудотворного богородичного образа «Всех скорбящих Радость»;
  • 19 августа – Преображение Господне;
  • 4 декабря – введение во храм Пресвятой Девы Марии;
  • 10 февраля – день памяти прп. Феодосия Тотемского;
  • первое воскресенье после Пятидесятницы – Собор Всех Святых.


Мощи Александра Невского

Информация паломникам

Несмотря на активные восстановительные работы, женская Ново-Тихвинская обитель открыта для посетителей ежедневно.

Деятельность прихода

Помимо регулярных церковных служб, лавра активно занимается социальной и просветительской деятельностью. В монастырских стенах открыта столовая для бедных, существует склад бесплатной одежды для нуждающихся, функционирует собственное издательство, а также иконописная мастерская.

Богослужение в монастыре

Расписание в пустыни практически не меняется. Богослужения проводятся каждый день с 7:30 до 17:00. По праздникам в 6: 00 начинается Божественная литургия, а по воскресеньям в 17:00 – совместный молебен Тихвинской иконе Божьей Матери.

Таинство исповеди в екатеринбургском женском монастыре проходит по пятницам и субботам с 16:00 до 19:00.

Совет автора


Богослужения проводятся каждый день

Адрес и как добраться

Новотихвинский женский монастырь находится по адресу: г. Екатеринбург, ул. Золотая Роща, д. 1. Доехать туда можно автобусом №23, следуя до остановки «Геологическая».

Русская земля богата православными святынями. Ново-Тихвинская пустынь, которая располагается в самом крупном уральском городе – поистине шедевральный комплекс, который стоит посетить каждому паломнику.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]