Киево-Печерская лавра. Фото внутри, пещеры, история, где находится, интересные факты, как добраться

Киево-Печерская лавра — это древняя и одна из основных святынь православных верующих, уникальный комплекс, у которого нет аналогов во всём мире. Здесь можно увидеть сохранившиеся почти в первозданном виде храмы XI века. Это первый монастырь Киевской Руси. Сейчас каждый год сюда съезжаются тысячи паломников со всей страны и ближнего зарубежья, чтобы посмотреть на мощи святых.

Святые викинги

В самом центре древнего Киева шумит толпа. Воины, приближенные князя, простые горожане и, конечно, жрецы — служители древнерусских богов — Перуна и Велеса. Люди обступили крепкий деревянный дом и гневно кричат что-то хозяину, стоящему в дверях, но приблизиться не решаются. Слишком хорошо знают, на что он способен с мечом в руках.

Хозяин дома — Тур — сам родом из викингов, или, как их тогда называли, варягов — суровых воинов с холодных берегов Балтийского моря. С детства привыкшие сражаться, они не дорожили в бою собственной жизнью, наводя на врагов ужас своей отчаянностью. Вот и сейчас, как бы ни кипели гневом осаждающие, но подойти ко входу в дом все же никто не рискнул.

А причина их ярости в том, что княжеский дружинник и искусный воин пошел даже не против князя… Против богов!

Конечно, в последнее время среди жителей Киева стало появляться все больше христиан, даже бабушка нынешнего князя Владимира — княгиня Ольга, была христианкой. Да и брат князя, говорят, тоже веровал во Христа. Но теперь ослабевшая было языческая вера вновь набирает силу! Сам князь Владимир приложил к этому руку. По его приказу в центре города воздвигли идол верховного бога Перуна, а жрецы заговорили о старых традициях: пора по-настоящему задобрить богов и принести им в жертву человека.

Летопись сохранила до наших дней рассказ о том событии: «И сказали старцы и бояре: „Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам“».

Жребий выпал сыну княжеского дружинника, варяга Тура. Все ждали, что он не станет противиться такому решению. Варяги ведь особо почитают богов, их боги — Тор и Один — воинственны и беспощадны. Того же требуют и от всех, кто поклоняется им. А потому никакой варяг не откажется от такой чести — принести в жертву своего наследника, если боги этого потребуют…

Но услышав о том, что его сыну, Иоанну, выпал жребий, Тур лишь рассмеялся:

— Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Есть лишь один Бог. Он сотворил небо и землю, звезды, луну и солнце. Человека тоже сотворил Он и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам.

Вот это новость! Неужели бесстрашный воин-варяг — христианин? Конечно, он долгое время прожил в Византии, служил там в армии императора, где многие варяги принимали христианство… Но как-то все же не верится. Хотя чего тут удивляться: ведь Тур принял новое, христианское имя — Феодор, да и сына крестил христианским именем Иоанн.


Мученическая кончина святых Феодора Варяга и сына его Иоанна

Толпа идет на штурм. Раз, другой… Но отец с мечом в руках не подпускает штурмующих к сыну. Кто тут рассказывал, будто христианство — вера слабаков? Феодор принял решение пожертвовать собой: либо защитить своего сына, либо погибнуть вместе с ним. И в честном бою его непросто было одолеть даже толпе.

Пришлось идти на хитрость… Дом Феодора стоял на столбах. Враги подрубили их, и дом обрушился, похоронив под собою двух варягов — отца и сына, ставших первыми христианскими мучениками Руси.

А где же был в то время киевский князь Владимир? Об этом ничего не известно. Но героическая смерть его верного воина, не отдавшего сына на растерзание жрецам, наверняка потрясла князя. Все чаще и чаще начал задумываться князь о выборе другой веры, об отказе от кровавых жертв. Однако прошло еще около десяти лет, прежде чем этот выбор был сделан. Князь Владимир сам принял крещение, а после собственноручно срубил идол Перуна, сбросив его в Днепр. На месте гибели Феодора и Иоанна в знак покаяния он построил первую в Киеве церковь, названную Десятинной…

В начале двадцатого века в центре города проводились раскопки. Киев много раз разрушали, город горел — со времен князя Владимира почти ничего даже из каменных построек не сохранилось. Не стало и Десятинной церкви. А вот разрушенный фундамент того простого деревянного дома на столбах археологи нашли сохранившимся.

Может быть, совпадение, а может, и что-то большее. Ведь и мощи его хозяев, святых викингов Феодора и Иоанна, тоже по сию пору покоятся в пещерах Киевской Лавры.

Святой равноапостольный князь Владимир

Святые Киево-Печерские

20.10.2017

  • Автор обзора: Телеканал Союз

Киево-Печерская лавра породила мно­жество подвижников благочестия, которые, сияя своими добродетелями и чудотворениями, «достойны, — как писал преподобный Поликарп, архимандрит Печерский, — пребывать на небе наследниками ангельской славы. Они жили на земле ангель­ской жизнью, не радея здесь о плоти, но как бесплотные, с пренебрежением отно­сились к земному и все житейское счи­тали за сор. Ища в жизни своей одного Христа, они Его возлюбили и привязались любовью к Нему и предали и покорили Ему свою волю, чтобы от Него принять обожение. Он же, в воздаяние за их тру­ды и подвиги, даровал им возмездие даже на земле — дары чудотворения, на небе же прославил их неизреченной славой». И сегодня, в день памяти Собора преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних пе­щерах, мы предлагаем вашему вниманию книгу, вышедшую в свет в Издательстве «Сибирская Благозвонница». Она называется –
«Святые Киево-Печерские».
В этой книге кратко расска­зывается о подвижниках Киево-Печерских, о днях празднования их памяти и приводятся тропари и кондаки, которые поются в день чествования каждого святого или же целого Собора святых.

Преподобные отцы Киево-Печерские, стяжавшие своей дивной равноангельской жизнью благодать Святого Духа, блистают великой славой на церковном небосклоне, подобно звездам на небе, оза­ряя, благословляя и молясь за Святую Русь. Однако Киево-Печерская лавра за­нимает совершенно особое место в исто­рии Русской Церкви: отсюда, с высоко­го берега Днепра, берет исток и русское монашество, и умное делание в России. И первоначальником и того и другого был святой преподобный Антоний Киево-Печерский.

В предисловии книги мы читаем: «Бог не есть Бог мертвых, но живых, — говорит Священное Писание (Мф. 22,32). Поток Божий полон воды (Пс. 64, 10) — благодати, от Богородицы дарованной. Матерь Божия, пребывая во Святая свя­тых Иерусалимского храма, умом и сердцем всякую минуту предстояла перед Богом (и, конечно, неслучайно, что Печерская обитель имела своей Покрови­тельницей именно Ее). Об умном дела­нии, внутренней молитве знали апостолы, ибо сам первоверховный апостол завещал последователям Христа: Непрестанно мо­литесь (1 Фес. 5, 17). На внутреннем де­лании основали свой духовной подвиг монахи-отшельники Египта. Учение об умной молитве затем перешло в Иеруса­лим, а оттуда — на Афон. Гора Афонская, по преданию, — удел Богоматери, Покро­вительницы монашества. Преподобный Антоний, умудренный и просвещенный светом Христовым и положивший в ос­нову своего духовного подвига это благо­датное делание, с Афонской горы принес его на Русь». Так духовный росток Свято­го Афона был высажен на Русскую землю и нашел в ней для себя на редкость благо­датную почву. На ней он вырос и принес богатейшие духовные плоды. Иноки глубоко сознают, что их жи­тельство — на небесах

(Флп. 3, 20), что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его (1 Ин. 5, 11) — это Сам Христос Бог, что все спасенные бу­дут лицезреть Его в Небесном Иеруса­лиме и упразднится всякое начальство и власть. Душа каждого будет зреть од­ного Спасителя, и беседовать с Ним, и ра­доваться, и блаженствовать. Образ этого небесного жития на земле — иночество. Облекаются христолюбцы в одежды ан­гельские и по мере сил, нося тело земное, подражают Ангелам, непрестанно бесе­дуя с Богом, и дух их единится со Хри­стом Богом в непрестанной молитве. Такими были и святые Киево-Печерской обители.

Господь прославил Киево-Печерских отцов, принявших самоотвержен­ный подвиг, чтобы наследовать Царство Небесное, множеством чудес. И Святая Церковь, воздавая им похвалу, ублажа­ет и прославляет их, совершая праздно­вания каждого из них в дни их памяти. Однако память всех преподобных отцов, почивающих в лаврских пещерах, — тех, которые известны церковной истории, и тех, кто остался известным только еди­ному Богу, — Церковь торжествует вместе в один день, который называется Собором всех преподобных Киево-Печерских. Это празднование совершается во 2-ю Неделю Великого поста. Святые Киево-Печерские отцы подви­зались и отошли в вечные обители, а нет­ленные мощи их, исполненные благода­тью, поныне покоятся в пещерах, одни из которых называются Ближними, или Антониевыми, а другие — Дальними, или Феодосиевыми.

Соответственно этому существует также два других дня собор­ного почитания Киево-Печерских свя­тых — Собор преподобных Киево-Печер­ских, в Ближних пещерах почивающих, и Собор преподобных Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих. И сегодня, 11 октября, мы прославляем Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних пе­щерах, в него входят семьдесят три подвижни­ка, мощи которых там покоятся. Там же под спудом почивают и мощи основателя Киево-Печерской лавры — преподобного Антония. Прославим преподобного отца наше­го Антония, первоначальника пустынно­жительства на Руси, светильника Церк­ви, наставника иноков, — пишет автор-составитель книги. Родом святой Антоний был из Любеча, но, возымев горячее жела­ние к ангельскому житию, отправился на Святую гору Афон, где и принял по­стрижение. По повелению Божию, пе­реданному через игумена, инок Анто­ний возвратился в Россию, неся с собой благословение Святой Афонской горы на устроение в ней ангельского жития.

В Киеве преподобный Антоний вселился в пещеру, которую ископал пресвитер Иларион (впоследствии митрополит Ки­евский). Здесь он продолжил афонский подвиг строгой жизни. Многие, узнав о святой жизни под­вижника, приходили к нему, изъявляя желание жить с ним. Первыми из них были блаженный Никон, пресвитер из дальней Тмутаракани, потом Феодосий, имевший 23 года от роду, Варлаам, сын знатного киевского боярина, и Ефрем, евнух княжеский. Преподоб­ный Антоний повелел блаженному Нико­ну постричь их всех. Скоро около препо­добного собралось уже около 12-и человек братии. Общими усилиями была выкопана большая пещера, и в ней устро­ены церковь и кельи. Когда число братии увеличилось еще больше и жизнь в обите­ли была налажена по строгим иноческим уставам, преподобный Антоний, неиз­менно стремившийся к отшельничеству поставил братии игумена Варлаама, а сам удалился в затвор в келье той же пеще­ры, избегая всякой молвы. Со временем на холме вне пещеры поставили малую церковь во имя Успения Божией Мате­ри, послужившей началом великой лав­ры Печерской.

Кроме тех подвижников, жития ко­торых описаны в Киево-Печерском па­терике, в Собор Ближних пещер вхо­дят также и преподобные, о которых известны лишь имена и дни праздно­вания. Время их жизни в основном — XII—XIII века. Их жития, даже если они и были, погибли во время Батыева наше­ствия на Русь и не сохранились. Однако Святая Церковь почитает их память; их мощи почивают вместе с другими препо­добными Ближних пещер. Вместе со святыми Дальних пещер, жития которых описаны в Киево-Печерском патерике, почитаются также и неизвестные по житиям Печерские подвижники. Память их также празд­нуется в день соборной памяти всех святых Дальних пещер.

Как отмечает автор-составитель книги, «множество светлых имен преподоб­ных Киево-Печерских сохранила исто­рия. Однако святых, просиявших на Печерской земле, было гораздо больше, чем нам известно. Вот как заканчива­ет автор житий подвижников Ближних пещер свой труд: «Некогда Бог вывел Авраама вон и сказал ему: Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты мо­жешь счесть их (Быт. 15, 5). Изведем и мы теперь богомудрого читателя от чтения житий этих святых и что ска­жем ему? Скажем только: «Посмотри на небо и сочти звезды, если можешь счесть; посмотри, — говорю, — на пе­щеры, сочти положенных в них святых, если можешь счесть. И не думай, что лишь столько есть житий и имен препо­добных отцов наших Печерских, сколь­ко ты найдешь в этой книге»». Этими словами можно закончить и данную книгу.

***

«На заре христианства святой апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия прибыл в киевские пределы из Греции по Днепру и, взойдя на горы, во­друзил на них крест и пророчески возве­стил о великой благодати в Киеве и всей Руси. Прошло тысячелетие, и Киево-Печерский монастырь, основанный препо­добным Антонием, стал истоком русско­го монашества всех последующих времен нашей истории, ибо монашество — сердце Православной Церкви, от него получает благодатные силы вся церковная жизнь. А благоговение перед святыми угодниками Божиими, по словам издателей, переносит нас в иной, неземной мир, дела­ет нас другими, лучшими, освящает душу и тело и приводит в тесное духовное единение со святы­ми и с Самим Богом».

Передача «У книжной полки» / Телеканал «Союз»

Антоний — отец русского монашества

Прошло еще несколько десятилетий. И вот — шумит Киев на берегу Днепра. Теперь он столица Руси, один из самых больших и могущественных городов Европы. Совсем немного времени прошло с того дня, когда князь Владимир срубил идол Перуна, но как много изменилось!

Нет больше кровавых жертвоприношений, зато строятся первые христианские храмы. И вот удивительное дело: вслед за новой верой из Византии пришли и ученые люди, принесшие на Русь письменность, а следом архитекторы, иконописцы… Не только церковное искусство — даже простые ремесла и те стали развиваться куда быстрее.

Город изменился буквально на глазах. Все чаще в нем можно увидеть заморских гостей, приехавших посмотреть на новый Киев. Но вот среди толпы приезжих греков — монах-славянин. По всему видно — местный. Только сильно загорел на южном солнце.

И действительно, монах Антоний родился даже севернее Киева, в местечке Любеч. А загорел так, потому что много путешествовал по южным странам. Еще в молодости отправился в Палестину, посмотреть места земной жизни Иисуса Христа. А потом, возвращаясь обратно, остановился в греческом монастыре на Афоне, принял там постриг и хотел уже остаться навсегда. Но опытный монах, его духовный наставник велел Антонию вернуться на родину.

На Афоне монахов и так немало, монашеская жизнь кипит. А вот на Руси монастырей еще почти нет. Там-то и предстояло потрудиться Антонию.

В шумном Киеве он не остался, но и далеко отходить от столицы не стал. Местом для своего уединения и монашеского подвига выбрал себе холм, где и поныне возвышается основанная им Киево-Печерская Лавра… Вот только уединения не получилось.

Преподобный Антоний Печерский

Хотя Антоний никого и не звал с собой, но люди приходили к нему сами. Когда их стало двенадцать, построили первую церковь. Потом создали монастырь. Правда, быть его настоятелем Антоний не захотел, попросил избрать кого-то еще из братьев. А позже, когда монахов стало больше, попытался вновь уединиться. Ушел на соседний холм и выкопал новую пещеру. Да только и там вокруг него вновь стали селиться ученики…

Удивительно, но сегодня среди множества святых, чьи мощи покоятся в Лавре, нет ее основателя и отца всего русского монашества — Антония. Всю жизнь мечтавший об уединении, преподобный смог, наконец, получить его только после своей кончины. Чувствуя, что его час близок, Антоний собрал братьев, попрощался с ними и попросил не выставлять его мощи для поклонения.

Потом зашел в свою келью — и земля осыпалась за ним, полностью завалив проход.

Хотя все приблизительно знают, где располагалась келья, но даже в наше время настырным археологам так и не удалось раскопать ее и потревожить святого основателя Лавры.

Митрополит и братия Киево-Печерской лавры

Самым первым игуменом будущей святыни был Феодосий — второй основатель лавры. Именно он ввёл общежительный устав, занимался благоустройством келий для братии, а также выполнял прочие обязанности. Среди настоятелей мужского монастыря, внёсших весомый вклад в его развитие, также значатся архимандрит Игнатий, Никон, Варлаам, Стефан.

Список выдающихся священнослужителей продолжают архиепископы Ювеналий, Иоанн, Антоний, митрополиты Варлаам, Иоасаф, Тимофей, наместник Иларион.

Во время борьбы с унией лавру возглавляли Иннокентий Гизель, Захария Копыстенский, Петр Могила и Никифор Тур.

В настоящее время предстоятелем Украинской православной церкви и священноархимандритом считается митрополит Онуфрий (в миру Березовский Орест Владимирович). Интронизация состоялась в августе 2014 года.

С 30 марта 1994 года наместником здесь служит митрополит Павел (Пётр Дмитриевич Лебедь).

Здесь похоронен Юрий Долгорукий, © Анна Кудрявцева

Чудеса каждый день

Пасхальным утром монах Дионисий, следивший за монастырскими пещерами, вошел в одну из наиболее отдаленных. Здесь были погребены скончавшиеся насельники монастыря, от того и место то называли — Община.

— Отцы и братья, Христос воскрес! Сегодня Великий день, — громко произнес Дионисий.

— Воистину воскрес Христос! — неожиданно раздался дружный хор громовых голосов, шедший из могил.

Так кто же сказал, что монахи — все мрачные и угрюмые люди? Вот, даже и в смерти своей они умеют радоваться жизни. И таких примеров в древней книге, посвященной киевским монахам, — Киево-Печерском патерике — немало. Ведь жить в уединении и носить бедную одежду вовсе не означает обрекать себя на непрерывную скорбь…

Вот преподобный Прохор получил от братьев монастыря прозвище Лебедник, потому что не ел ничего, кроме лепешек из лебеды, которые готовил себе сам. Братья удивлялись: лебеду невозможно есть! Она горькая! Но отец Прохор сам собирал ее, сам толок в муку, сам готовил себе лепешки.

Как он страдает ради веры и поста, восхищались братья. Но через несколько лет начался голод, пшеничной муки стало не хватать на всех, и отец Прохор принялся угощать своими лепешками других. Тут-то и оказалось, что они… сладкие и очень даже вкусные! Как так? В чем секрет Несколько ушлых братьев незаметно взяли часть лепешек, считай, украли. Надеялись узнать получше их состав, но ничего у них не вышло. Краденые лепешки, как и положено лебеде, оказались горькими как полынь.

Чудо? А может, опять совпадение? Одно братья поняли — вся эта история не случайна. Покаялись перед отцом Прохором, он простил незадачливых воришек и угостил их этими же лепешками, которые они принесли ему обратно. И опять они вкусными показались, как никогда. Без горького привкуса плохого поступка.

Вся правда об Илье Муромце

Монаху не пристало выделяться из толпы и бахвалиться своими достижениями: для того и даны им простые одинаковые одежды. На монастырской службе все стоят рядом, как солдаты во время парада, в полумраке храма трудно отличить одного от другого. Лишь один выделяется из толпы, но уж тут ничего не поделаешь. На голову выше всех остальных, огромный и крепкий, как былинные богатыри, да он и есть бывший богатырь, ушедший с воинской службы и принявший монашество. Илья по прозвищу Чоботок. Поговаривают: как-то однажды враги застали его, когда он надевал сапоги-чоботы, так он даже одним сапогом смог защититься от их мечей. То ли он из далекого Мурома, то ли из Моровска, что под Черниговом, — это куда ближе от Киева… Точно не известно, но еще одно прозвище пристало к нему со временем крепко — Муромец.


Илья Муромец

Когда-то он славно сражался — все тело в ранах. Но никогда не было в нем злобы и жажды крови. Славе великого ратника и воинским чинам он на старости лет предпочел смиренное служение монаха. Теперь у него новое поле боя — собственная душа…

В наши дни нам немного известно о реальной жизни великого богатыря. Одно можно сказать точно: еще при жизни славился он не только военными подвигами, но и монашескими добродетелями — смирением, молитвой. Недаром после кончины его стали почитать как Божьего угодника, а чуть позже причислили к лику святых как преподобного Илию Печерского, или же Илию Муромца.

В советские безбожные годы старались лишний раз не упоминать о том, что у былинного богатыря был реальный прототип, чьи мощи хранятся в Киево-Печерской Лавре. Но именно тогда начались научные исследования, которые позволили подтвердить церковное предание.

Реконструкция внешности, исследование прижизненных ран, сложные анализы на определение возраста мощей… Все это подтвердило: действительно, преподобный Илия Муромец жил в XI-XII веках, действительно, он был выше всех современников — 177 сантиметров. Таким ростом сейчас не удивишь, но в то время средний рост был не более 165 см. Да и телосложение было у Илии весьма могучим.

Более того, как и говорится в былинах, Илия действительно долгое время не мог ходить — страдал болезнями ног. Зато потом прославил себя в битвах, о чем свидетельствуют многочисленные раны. Преподобного Илию на иконе изображают как монаха, опершегося на меч. Воин-богатырь, ставший воином духа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]