Иконы Божией Матери — фото с названиями и описанием

К ней обращаются с молитвами о помощи, просьбами об исцелении или заступничестве. Говорят спасибо за оказанную помощь, в тяжелых жизненных ситуациях. Ее считают символом наивысшей доброты, кротости, целомудрия и мудрости. Она – Божья Матерь, иконы которой есть в каждом православном храме, а все образы трудно перечислить и обозреть. Также она присутствует и в домах людей, которые верят в Бога, соблюдают его заповеди.

Различные варианты икон

Божью Матерь представляют на иконах по-разному. У каждой из них есть свое название, значение иконы Богородицы тоже может отличаться в некоторых деталях. Она помогает разрешить определенную жизненную ситуацию, произошедшую в жизни нуждающегося в помощи. Облик ее изображается всегда немного печальным, кротким. Только так может смотреть на людей Дева, ведь они живут в постоянных хлопотах, страдают, грешат.

Потребуется огромный каталог, чтобы перечислить все иконы Божией Матери с названиями, ведь помимо оригиналов есть и многочисленные списки, которые нередко бывали прославляемы отдельно. Поэтому сначала лучше рассмотреть основные виды икон Богородицы:

  • Одигитрия – эти иконы Божьей Матери изображаются с младенцем на левой руке, могут использоваться с разными названиями, но всегда Богородица указывает на Христа, а Богомладенец делает благословляющий жест, также бывают и с младенцем на правой руке, ситуация с названиями, тут идентична, они разные, но каноническое – общее;
  • Елеуса – Они прильнули друг к другу щеками, символически такие иконы Божьей Матери указывают на высокое значение для каждого человека трепетного отношения к Господу;
  • Оранта – к этому типу Богородичных икон относятся такие, где на груди Девы Марии изображается медальон с Христом, а она воздевает руки к небу, молясь о людях и прося милости Господа;
  • Акафистный – название икон условное, также возможно назвать эти образы сюжетными, тут часто сочетаются иконы Богородицы и святых, суть заключается в прославлении определенного качества Богородицы, которое отмечено в акафистах.

Не перечислить сколько икон Богородицы существует, но попробовать возможность есть, исходя из предыдущей классификации, рассмотрим наиболее известные образы:

  • Одигитрия – чудотворная икона Косинская (Моденская), Дамаскинская икона, которая также называется Троеручицей, Услышательница, икона с лестницей, Корфская, Гербовецкая,
  • Елеуса – Ярославская икона, Волоколамская, Балыкинская, Феодотьевская, Елецкая, Рожковская,
  • Оранта – Новгородская, Алабацкая, Нерушимая стена, Неупиваемая чаша;
  • Акафистный – Трубчевская (хотя также может относиться и к первому типу), Августовская, Кипрская.

Отдельно следует выделить и нерукотворные иконы Божией Матери, то есть такие, которые были дарованы свыше. Эти образы отпечатывались на какой-то поверхности или просто люди где-то отыскивали икону

Эти редкие иконы Богородицы почитаются особым образом, часто являются чудотворными.

Иконы Божьей Матери с фото и описанием

Ниже представлен список Святых ликов, наиболее популярных или напротив мало известных, чья история или описание очень интересны.

«Казанская» икона Божией Матери

Празднуется 21 июля и 4 ноября. Чудотворный образ спасал страну во времена смуты, бедствий и войн. Его значение — в сохранении страны под сенью Богородицы.

Самый чтимый на Руси образ. Обретен в 1579 году в Казани на пожарище во время гонения на христиан. Им благословляют венчающиеся пары, молятся об исцелении глазных болезней, об отражении иноземного вторжения.

Нательная икона с цепочкой «Матрона Московская» — духовный и красивый подарок близким — купить за 1 490 руб

Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша»

Празднуется 18 мая. Молятся об избавлении от пьянства.

В 1878 году одному отставному солдату, страдающему от запоев, было явление прп. Варлаама идти в город Серпухов и помолиться там перед неким образом. Этой иконой оказалась известная ныне «Неупиваемая чаша».

Икона Пресвятой Богородицы «Феодоровская»

Празднуется 27 марта, а также 29 августа. У нее просят счастливого брака и здоровых детей.

Возможно, написана апостолом Лукой. Находилась в XII веке в г. Городце. Чудесным образом переместилась в Кострому: ее видели в руках св. воина Феодора Стратилата, который шел с ней по городу. Отсюда название «Феодоровская».

«Державная» Божья Матерь

Празднуется 15 марта. Значение образа состоит в том, что власть над Россией перешла от царя непосредственно к Деве Марии.

Явлена в 1917 году в селе Коломенское, в Подмосковье, в тот самый день, в который Николай II отрекся от престола. Державу как бы приняла от царя Пресвятая Богородица.

«Владимирская» икона

Празднуется 3 июня, 6 июля, 8 сентября. Значение образа для православных христиан в сохранении России от иноплеменных воинов.

Написана апостолом Лукой на столешнице Святого Семейства. Сохранила Москву от нашествия Тамерлана. При советской власти выставлялась в Третьяковской галерее.

«Тихвинская» Божия Матерь

Празднуется 9 июля. Значение образа в том, что он охраняет северные рубежи России.

Этот образ, по преданию, написан евангелистом и апостолом Лукой. Он чудесно явился близ города Тихвина. Особенно замечательным среди многих чудес, явленных образом, было спасение Тихвинской обители во время Северной войны в 1613 году.

«Троеручица»

Отмечается 11 и 25 июля. Означает всемогущество чудес Божьих.

Названа так по чуду, случившемуся с прп. Иоанном Дамаскиным. Его отсеченная рука приросла на место по молитве у образа Богородице. В честь этого события к окладу образа была приставлена серебряная рука.

«Нечаянная Радость»

Празднуется 14 мая и 22 декабря. Значение образа состоит в милости Богородицы даже к нераскаянным грешникам, приводя их к покаянию.

Икона названа в память обращения одного беззаконника, который архангельским приветствием испрашивал себе благословение на беззаконные дела.

«Блаженное Чрево»

Празднуется 21 мая. Оказывает помощь в родах.

В XIV веке находилась в Благовещенском соборе кремля. Прославлена многими чудесами.

«Благовещение»

Празднуется 7 апреля.

Образ посвящен одноименному двунадесятому празднику.

«Благодатное Небо»

Празднуется 19 марта. Значение образа в том, что именно в таком облике, по предположению, Пресвятая Дева Мария снизойдет на землю, готовя людей ко второму пришествию Христа.

Образ привезен в Москву литовской княгиней Софьей Витовтовной в начале XV века.

«Всех Скорбящих Радость»

Отмечается 6 ноября. Икона означает милость Богородицы к обиженным, страждущим.

В 1688 г. больная Евфимия, родственница патриарха, страдающая от неизлечимой болезни, чудесным образом исцелилась перед этим образом.

«Воспитание»

Празднуется 18 марта. Значимость иконы связана с воспитанием юного поколения в православной вере.

Это византийский образ, известный многими чудесами. Оказывает помощь родителям и их детям.

«Живоносный Источник»

Отмечается на пятый день после Пасхи. Молятся о сохранении благоразумия и безгрешной жизни.

Икона названа в память святого источника воды близ Константинополя. В этом месте Льву Маркеллу явилась Дева Мария и предсказала, что он станет императором.

«Избавительница»

Празднуется 30 октября. В 1841 году в Греции по молитвенному бдению перед этим образом чудесно было остановлено нашествие саранчи.

Икона была с семейством Александра III, когда их поезд попал в крушение. Именно в этот день стали праздновать именины иконы, в ознаменование спасения императора.

«Ключ Разумения»

Молятся о детях, которым с трудом дается учение. Икона местночтимая, находится в Нижегородской области.

Появилась в России в XVI веке, родственна образу «Прибавление ума».

«Млекопитательница»

Празднуется 25 января. Просят о здоровых родах, кормлении.

Образ был перевезен в Сербию из Иерусалима св. Саввой в VI веке.

«Неувядаемый Цвет»

Празднуется 16 апреля.

Означает непорочность Пречистой Девы Марии.

Читайте подробнее про икону Богородицы Неувядаемый цвет.

«Отрада»

Празднуется 3 февраля. Означает великую милость Богородицы к грешникам, вопреки даже своему Сыну.

С образом связано чудесное избавление от разбойников, напавших на Ватопедский монастырь на Афоне.

«Помощница в родах»

Празднуется 8 января.

Помогает при тяжелых родах.

«Самонаписавшаяся»

Отмечается 12 июля. Ее особое значение в обращении иноверцев в православие.

Местночтимая на Афоне. Чудесно проявилась у благочестивого иконописца из города Яссы в 1863 году.

«Скоропослушница»

Отмечается 22 ноября. Знаменует быстрое снисхождение и милосердие к молящимся.

Афонская икона. От нее произошло чудесное исцеление зрения непослушного монаха.

«Утоли моя печали»

Празднуется 7 февраля. Избавляет от душевной тоски. От нее произошли многие исцеления.

Привезена в 1640 году в Москву казаками. Замироточила в 1760 году.

«Целительница»

Празднуется 1 октября. Знаменита многочисленными исцелениями.

Значение – утешение больных. Часто украшает больничные храмы.

Общие детали образа

На полотнах иконы Девы Марии, присутствуют общие черты изображения. Волосы у нее спрятаны под накидкой (мафория), спущенной на плечи. Сделано так потому, что в давние времена, в Израиле, это было обязательным требованием к внешнему виду женщины. По традиции накидка эта красного цвета, чтобы все люди помнили о том, что сама Она из царских родов, а также это отражает большие страдания, которые перенесла Богородица. Самый нижний слой одежды изображается в голубом цвете, обозначающем небесную чистоту и совершенство Божией Матери. Иконописцы, таким образом, показывают на ее связь с Богом.

Сложно оставить без внимания описание символизма иконы Девы Марии, означающий и раскрывающий всю глубину смысла рисунка. Изучая христианские традиции, под изображением Божьей Матери понимается не только определенное лицо, но и вся церковь в целом.

Изображение рукавов на одежде Девы выполнено в виде поручей, то есть традиционного наряда всех священнослужителей. Дева Мария, со всей церковью призывает служить воедино с Христом, который является самым первым священником. Изображение звезд по плечам и на голове Божьей Матери говорят о ее божественности и чистоте. А также считается символом единства Троицы. Во многих странах мира возведены целые храмы в честь Девы Марии, которые могут быть посещены любым желающим. В некоторых из этих храмов находятся иконы, которые творят чудеса, оказывая помощь обратившимся к ним нуждающихся людей.

Рекомендуем прочитать: В чем помогает Андрониковская икона Божией Матери?

Первые иконы – что вдохновляло мастеров

Первое изображение Девы Марии на иконе датируется VIII столетием. Его автором считается евангелист Лука – сподвижник апостола Павла. Святому приписывают авторство более 10 ликов Матери Господней. Первые списки, которые пришли на Русь, были написаны в Византии. Исконно русским древнейшим образом считается мозаика «Богоматерь Оранта».

Она находится на аспиде алтаря киевского Софийского собора. За время христианской культуры в иконописи появилось несколько сотен ликов Богоматери. Все из них доказали свою чудодейственную силу, излечив прихожан, наставив на путь праведный заблудшие души и воскресив веру в Господа.


Тихвинская икона Пресвятой Богородицы

Кроме того, Богородицу описывали и отцы церкви. Вот как говорят о Ней Игнатий Богоносец и Дионисий Ареопагит (они принадлежали к 70-ти апостолам, которых Иисус Христос призвал к себе уже в Иерусалиме, в последний год своей земной жизни): «…была Дева не только плотию, но и духом, в сердце смиренна, в словах Богомудренна, в глаголании не скора; в чтении писаний неутомима, в трудах бодра, всем желала добра, не гнушалась убогаго, никому не посмеялась, вид Ея был образом внутренняго Ея совершенства.

Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ея покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новыя.

Из дому выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама».

Св. Епифаний Кипрский (IV ст.) и Никифор Каллист Ксанфопул (XIV ст.) собрали и сохранили предания, в которых рассказывается о внешнем виде Пречистой Девы: «Вид лица Ея был яко вид зерна пшенична, власа желтаго, очес острых, в них же зеницы подобны бяху масличнаго плода виду; брови Ея наклонены и изрядно черны; нос не краток; уста, аки цвет розы; лице ни кругло, ни остро, но мало продолжено; руце и персты продолговаты; одежды Ея бяху просты, якоже и ныне святый покров пресвятыя главы Ея являет».

Подобными словами и руководствовались христианские мастера, создавая чтимые святыни. Постепенно возник и сформировался канон, позволяющий сразу же отличить лики Небесной Царицы от других реликвий.

Например, значение иконы Божьей Матери «Умиление» может разниться с толкованием образа «Всецарица», но всё же их смысл одинаков – явить верующим милосердие, доброту, любовь Господа и Его Матери. Какие же элементы входят в этот перечень? Читайте об этом ниже.

Молитвы Пресвятой Богородице

На самом деле молитв огромное количество, также как икон. Разные образы могут прославляться в разные дни церковного календаря.

Молитва 1

Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице!

Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна!

Обиду мою веси – разреши ту, яко волиши!

Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати!

Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Молитва 2

Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.

Характерные признаки Богородичных реликвий

Существует около 860 различных вариантов образов Девы Марии, из них приблизительно 260 причислены к чтимым и чудотворным.

Однако на любой из святынь должны присутствовать общие особенности – благодаря им она становится узнаваемой и каноничной, будь то икона Божией Матери «Знамение» или реликвия «Панахранта». Вот основные черты православных произведений, посвящённых Мадонне:

  • нимб Небесной Царицы пишется круглым. В отличие от атрибута Иисуса, он не имеет креста, зато ореол может быть дополнен двенадцатью звёздами, диадемой либо лучезарной короной;
  • рядом с главой Пречистой Девы помещают надпись греческими буквами «Μ ҃Ρ Θ ҃Υ», означающую «Матерь Бога». Иногда именование выполняется и на церковнославянском – МН БЖН. А Спасителя обозначают литеры IC XC, ΙΣ ΧΣ, IСЪ ХСЪ, ΙΧΘΥΣ, или ο ων;
  • одежды Богородицы выдержаны в двух цветах – красном, символизирующем Её царское происхождение, и синем или голубом (знак чистоты, совершенства и умиротворения). Главной деталью облачения является мафорий – головная накидка, укрывающая также плечи и спину. С 474 г. верхнее покрывало Мадонны хранится во Влахернском соборе Константинополя;
  • ризы Девы Марии украшены тремя звёздами. Они олицетворяют Её непорочность и целомудрие, а также служат напоминанием о Святой Троице. Поэтому Иисус, сидящий на руках Небесной Царицы, часто закрывает одну из звёзд – так мастер показывает то, что Сын Божий был Воплощением Предвечного Господа;
  • поручи Божьей Матери списаны с облачения священников. Эта деталь символизирует служение вселенской церкви Небесному Архиерею – Иисусу Христу.

Православные мастера запечатлевают Пречистую Деву печальной, но это чувство всегда исполнено духовной силы, мудрости, благоговения. Она может торжественно являть Спасителя миру, нежно прижимать Его к себе или же легко поддерживать. Именно на основании таких отличий выделяют перечисленные далее типы образов.

Иконография. Особенности лика Божией матери

Основными сюжетными изображениями на иконах, посвящённых Успению, являются следующие:

  •  Христос с Матерью-Младенцем и сонмом ангелов,
  •  Свеча возле ложа,
  •  Сосуд вместо свечи,
  • Красная (пурпурная) обувь, в которую облачена Владычица,
  •  Апостолы и епископы, присутствовавшие при кончине,
  •  Апостолы на облаках,
  •  Отсечение кистей Афония.

Фигура Спасителя занимает центральное место на всех образах, Он стоит с младенцем, изображающим душу его Пресвятой Матери, либо на двух руках, либо только на левой, правой же благословляет лежащую на одре Богоматерь. Вместе с телом Богородицы на одре они составляют крестообразную композицию.

Православные верующие интересуются: почему Христос держит младенца на руках. Вот как об этом пишет архимандрит Савва (Мажуко):

«Принимает ли Он душу, оставившую тело, посылает ли Он сотворенный дух в тело еще не родившейся Матери, держит ли Он в Своих чутких объятиях душу Той, что сейчас бежит с Ним в Египет, ищет по знойному Иерусалиму пропавшего отрока, кротко стоит у Креста? Ведь это – вечность, в ней – всё, в ней – все! И – печать на уста! Но – ребенок на руках у Бога! – самый важный образ, самый утешительный знак: дар Успения – руки Бога, бережно держащие человеческую душу».

Фигура Христа часто окружена каплевидной мандорлой – горним светом. Тёмный, почти чёрный её цвет обусловлен древними представлениями, что этот неземной свет видится таким из-за несовершенного зрения земного человека. Часто рядом с Иисусом изображают ангелов, сопровождающих Его сошествие к одру.

Иконография: Успение Богородицы Датировки: XV в. третья четверть XV века.Иконописная школа или художественный центр: Новгородская школа Происхождение: Из церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода.Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы: высота 90,5 см, ширина 56 см Икона из праздничного чина иконостаса. Помещено изображение сцены Успения Богородицы. На фоне архитектурного пейзажа помещается ложе с лежащей на нем фигурой Богородицы, окруженной апостолами. В центре находится фигура Иисуса Христа со спеленутым младенцем на руках — символом непорочной души. НГОМЗ 3770. © Новгородский государственный объединенный музей-заповедник Литература: Иконы Великого Новгорода XI — начала XVI веков. Авторы проекта Л.В.Нерсесян и С.В.Обух. М. Северный паломник. 2008. №38.

Горящая свеча рядом с ложем – это символ сокровенного присутствия Самого Христа. По преданию Пречистая Сама возжелала возжечь свечу рядом с Собой, она символизировала Её пламенную молитву к Своему Сыну.

Иногда вместо свечи на иконе можно увидеть кувшин либо иной сосуд, характерный для Византийского письма. Он символизирует стамнос из Скинии Завета, наполненный манной небесной.

Багряный цвет ткани, покрывающей одр и обуви Пречистой имеет важное значение – багряный цвет издревле был атрибутом царской, императорской власти. При этом часто можно увидеть кроме надетых сандалий, ещё одну пару, стоящую у одра, она символизирует окончание земного пути Владычицы.

Очень часто возле ложа изображаются епископы, бывшие с Богородицей при Её кончине: Иаков Алфеев, Иерофей, Тимофей Эфесский, Дионисий Ареопагит. Для русской иконографии типичны также изображения благочестивых вдовиц и жен, сопровождавших Пречистую в Её земном пути в Иерусалиме и оплакивающих Её отход в Вечность.

На некоторых иконах изображают и прочих апостолов, дивным образом перенесённых в Иерусалим. Они так и показываются летящими на облаках. И наконец у ложа, внизу иконы можно увидеть Афония с отрубленными руками и ангела с огненным мечом.

Значение иконы «Геронтисса»

На чудотворном образе Богородица представлена во весь рост, одна без Богомладенца. Ее руки протянуты в молитве, а у ног стоит кувшин, который переполнен елеем. Облик Ее не может никого оставить равнодушным, порождая у верующего чувство утешения и надежды, радости и мира душевного.

Еще в ХVII веке случился страшный голод в Афонском монастыре, и некоторые иноки от отчаяния даже стали его покидать. Только игумен усердно молился и убеждал остальных делать то же самое и простить помощи у Матери Божьей. И вот однажды утром, его молитвы были услышаны, и пустой кувшин наполнился елеем, да так, что масло из него лилось через край. Так на образе «Настоятельницы» и появилось изображение переполненного кувшина.

А свое название образ Богородицы получил после сотворенного чуда. Был в том монастыре, на Афоне, преклонного возраста игумен, который почувствовав приближение своей смерти, просил священника поторопиться совершить литургию, что бы успеть причаститься в последний раз. Но священник не спешил с обрядом, и тот час услышал грозный глас, исходивший от образа Богоматери, исполнить последнюю волю умирающего игумена.

Лучшая статья для Вас, переходите: Священномученик Петр (Зверев) Воронежский

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]