Переписка с мирскими лицами
Письмо ваше, любезнейший отец Константин, получено мной вчера. Очень благодарю за письмо, за святое воспоминание о нас, грешных, отца Амвросия, и за всё благодарю искренно, но второпях. – Отъезд и приезд в Москву многих знакомых и всякие хлопоты не оставляют свободного времени. Много слышу печального и грозного, дерзкого и безумного и очень, очень часто воспоминаю о вашей обители и всех ее обитателях.
Из слышанного вот замечательный, но для меня непонятный сон Димитрия Матвеевича (тверского священника). Он видел обширную пещеру слабо освещённую одной лампадой; в пещере много духовенства; за лампадой образ Богородицы; перед образом в облачениях митрополит Филарет и покойный Матвей Александрович3. Все молятся безмолвно и в страхе. У входа в пещеру Димитрий Матвеевич и я: оба мы дрожим и войти не смеем. Среди безмолвных молений слышатся ясно следующие слова: «Мы переживаем страшное время. Доживаем седьмое лето». – С сими словами пробуждение в большом волнении и страхе. Сон повторяется до трех раз всё тот же, без малейшего изменения, ясный и страшный. Ни видевший сон Димитрий Матвеевич, ни я решительно ничего не понимаем. Ни даже того, откуда сон. Димитрий Матвеевич просил меня никому, особенно митрополиту, об этом не говорить.
NB. Вы пишите, что покойный Матвей Александрович довольно резко иногда отзывался и судил о митрополите. Сын его вспомнил, что и проповеди митрополита подвергались довольно строгой его критике4. Если бы было время, хотел я еще сообщить вам о некоторых журнальных статьях и прочих, об окружном послании Орлеанского епископа, Dupanloup, о масонском катехизисе. Если не сегодня, то в другой раз кое-что из этого пришлю. Что имею сказать о самом себе, думаю, вам уже сообщено NN. Во всяком случае совета вашего нельзя будет дождаться; кажется, нельзя отказаться от поездки в Петербург, и, кажется, поеду, хотя с усилием или с насилием над собой. Поездка очень неприятна и нравственно, и физически, – и, признаюсь, главная тягость материальная. Кроме того, мундиры, явления, пустейшие вопросы и ответы. За сим прощайте; из вышесказанного вы видите, как необходимы для меня молитвы отца Амвросия5 и всех, обо мне, грешном и слабом, не забывающих. Прошу всеусердно, вместе с женой. Она была на днях довольно серьезно больна и нас обеспокоила, но, слава Богу, теперь поправилась. Поздний день отъезда моего – через неделю.
Душевно преданный Вам покорный слуга граф А. Толстой.
Москва, среда, 12 октября 1866 г.»
Объяснение сновидения старцем Амвросием
Один благочестивый священник Тверской епархии видел во сне обширную пещеру, слабо освещенную одной лампадой; в пещере много духовенства; за лампадой – образ Божией Матери, перед образом стояли в облачениях архипастырь Московский (находящийся в живых) и покойный протоиерей Ржевский отец Матвей, родитель означенного священника, в жизни своей отличавшийся особенным благочестием. Все стоят в безмолвии и страхе. У входа в пещеру – сам священник и одно мирское лицо – духовный сын покойного протоиерея; оба они дрожат и войти не смеют. Среди безмолвных молений слышатся ясно следующие слова: «Мы переживаем страшное время, доживаем седьмое лето». С сими словами пробуждение, в большом волнении и страхе. Сон повторяется до трех раз всё тот же, без малейшего изменения, ясный и страшный.
Ни священник, видевший это, ни духовный сын отца Матвея, оба решительно ничего не понимают, ни что значит сон, ни даже откуда он.
Решать подобные вещи неудобно. Впрочем, чтобы вас не оставить без ответа, скажем несколько, как думаем об этом, основываясь на свидетельстве Божественных и святоотеческих Писаний.
Были примеры, что некоторые, доверяясь всяким снам, впадали в обольщение вражие и повреждались. Поэтому многие из святых возбраняют доверять снам. Святой Иоанн Лествичник в 3-й степени, говорит: «Верующий сновидениям во всём неискусен есть, а никакому сну не верующий любомудрым почесться может». Впрочем, сей же святой делает различие снов и говорит, каким верить можно и каким верить не должно. «Бесы, – пишет он, – многократно преобразуются в ангелов света и в образ мучеников и представляют нам в сновидении, будто бы мы к ним приходим; а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостью и возношением. Сие да будет тебе знаком прелести, ибо ангелы показывают нам во сне муки, Страшный Суд и осуждение, а пробуждающихся исполняют страха и сетования. Когда мы во сне верить бесам станем, то уже и бдящим нам они ругаться будут. Тем только верь снам, кои о муке и о Суде тебе предвозвещают; а если в отчаяние приводят, то знай, что и оные от бесов суть» (Степень 3, отделение 28).
А ближайший ученик Симеона Нового Богослова, смиренный Никита Стифат, еще яснее и определённее пишет о сновидениях. Он во 2-й сотнице, в главах 60 – 63, говорит: «Одни из сновидений суть простые сны, другие – зрения, иные – откровения. Признак простых снов таков, что они не пребывают в мечтательности ума неизменными, но имеют мечтание смущенное и часто изменяющееся из одного предмета в другой; от каковых мечтаний не бывает никакой пользы, и самое то мечтание по возбуждении от сна погибает, почему тщательные и должны это презирать.
Признак зрений такой, что они, во-первых, бывают неизменны и не преобразуются от одного в другое, но остаются напечатлёнными в уме в продолжении многих лет и не забываются. Во-вторых, они показывают событие или исход вещей будущих, и от умиления и страшных видений бывают виновны душевной пользы, и зрящего, по причине страшного неизменного видения зримых, приводят в трепет и сетование; и потому видения таких зрений за великую вещь вменять должно тщательным.
Простые сны бывают людям обыкновенным, подверженным чревоугодию и другим страстям; по причине мрачности ума их воображаются и наигрываются разные сновидения от бесов. Зрения бывают людям тщательным и очищающим свои душевные чувства, которые через зримое в сновидении благодетельствуемы бывают к постижению вещей Божественных и к большему духовному восхождению. Откровения бывают людям совершенным и действуемым от Божественного Духа, которые долгим и крайним воздержанием и подвигами и трудами по Бозе достигли степени пророков Церкви Божией, как говорит Господь через Моисея: «Аще будет в вас пророк… в видении ему познаюся, и во сне возглаголю ему»
(Чис. 12: 6). И через пророка Иоиля:
«И будет по сих, и излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери вашя, и старцы ваши сония узрят, и юноты ваши видения увидят»
(Иоил. 2: 28) («Добротолюбие», часть 4)».
На основании слов смиренного Никиты означенное сонное видение можно отнести к числу зрений. Обширная пещера, слабо освещенная одной лампадой, может означать настоящее положение нашей Церкви, в которой свет веры едва светится; а мрак неверия, дерзкохульного вольнодумства и нового язычества, превосходящего делами своими древнее язычество, всюду распространяется, всюду проникает. Истину эту подтверждают слышанные слова: «Мы переживаем страшное время». Живой святитель и покойный протоиерей, в облачении молящиеся вместе пред иконой Божией Матери, дают разуметь, что и прочее виденное духовенство было двоякое. Видно, достойные пастыри, живые и отшедшие ко Господу, взирая на бедственное состояние нашей Церкви, умоляют Царицу Небесную, да распрострет Она всевышний покров Свой над бедствующей Церковью нашей и да защитит, и да сохранит слабых, но имеющих благое произволение ко спасению. Оба стоящие у входа в пещеру, которые дрожали от страха и войти не смели, может быть, означают людей с живым участием и со скорбью и даже со страхом взирающих на печальные события настоящего времени в отношении веры и нравственности, но не прибегающих к Царице Небесной и не молящихся Ей о покрове и помощи, подобно молившимся в пещере.
Слова «мы доживаем седьмое лето» могут означать время последнее, близкое ко времени антихриста, когда верные чада Единой Святой Церкви должны будут укрываться в пещерах, и только всесильные молитвы Божией Матери могут тогда укрыть их от преследований слуг антихриста. Настоящему времени особенно приличны апостольские слова: «Дети, последняя година есть. И якоже слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози быша, от сего разумеваем, яко последний час есть»
(1Ин. 2: 18).
В настоящее время некоторые добровольно уже принимают печать антихриста на челе и на десной руке, потому что ради светских приличий и мирских выгод стыдятся ограждать себя крестным знамением; и сперва поступают так в обществе и ради человекоугодия, а потом от обычая не полагают на себя крестного знамения и дома перед вкушением пищи и пития и в других случаях, чем сотворяют радость велию врагам душевным, для которых они, будучи не ограждены силой креста и молитвы, делаются игралищем и посмешищем.
Седьмое число в церковной числительности великое имеет значение. Срок времени церковного числится седмодневными неделями. Православная Церковь содержится и руководствуется правилами семи Вселенских Соборов. Семь Таинств и семь дарований Святаго Духа в нашей Церкви. Откровение Божие явлено было семи Асийским церквам. Книга судеб Божиих, виденная в Откровении Иоанном Богословом, запечатана семью печатями. Семь фиал гнева Божия, изливаемых на нечестивых, и прочее. Все это седмиричное исчисление относится к настоящему веку и с окончанием оного должно кончится. Век же будущий в Церкви означается осьмым числом. Шестой псалом надписание имеет такое: «Псалом Давиду, в конец, в песнех о осмом»
, – по толкованию, о осмом дне, то есть о всеобщем дне Воскресения и грядущего Страшного Суда Божия, которого боясь, Пророк молит Бога, во умилении сердца, о оставлении грехов:
«Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене»
и пр. (Пс.6:2). – Неделя Антипасхи, или святого Фомы, в Цветной Триоди называется неделею о осьмом, то есть вечном дне и нескончаемом, который уже не будет прерываться темнотой ночей.
«Нощи не будет тамо»
, то есть в Небесном Иерусалиме, говорится в Откровении (Откр. 22: 5). – Блажен, кто сподобится наслаждаться блаженством блаженного и нескончаемого дня сего, еже буди всем нам получить благостью и милосердием и человеколюбием Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава и держава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцом и Пресвятым благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Повторим опять слова смиренного Никиты, что зрения в сновидениях посылаются для пользы душевной, и потому должно дорожить ими тщательному. Кроме сказанного, другая ближайшая польза от означенного видения может быть следующая. Известно, что между покойным протоиереем и находящимся еще в живых архипастырем было некоторое недоразумение. Первый о последнем в некоторых случаях иногда выражался довольно резко перед своими детьми и близкими. Но путаницы и недразумения бывают только между живыми; смерть же обнажает истину, какова она есть. Может быть, по молитвам покойного отца Матвея, всеблагий и премудрый Промысл Божий, устрояющий всегда полезное для рабов Своих, показал в означенном видении обоих молящимися вместе, чтобы об одном уничтожить невыгодное и неполезное для некоторых мнение, а другого совершенно избавить от вины, если бы какая была от неблаговременной ревности. Един Господь знает тайные намерения и тайные причины, по которым человек действует так или иначе; люди же смотрят только на лице или на внешние действия, не постигая тайных намерений сердечных.
Недоразумения бывают и между святыми. Святитель Кирилл Александрийский от неправильных слухов имел невыгодное мнение о святителе Иоанне Златоусте и при жизни его и даже по смерти; но Царица Небесная чрез особенное видение уничтожила это недоразумение и примирила их. А между Серапионом, архиепископом Новгородским, и Иосифом, игуменом Волоколамским, было немалое время не только недоразумение, но даже и самое судьбище. Незлобивый и доверчивый Серапион, по вмешательству некоторых лиц, подверг было суду мудрого и дальновидного Иосифа и вызвал его в Москву к верховному суду, но Серапион остался виновным. Незадолго только до их смерти упразднилось недоразумение и водворился между святыми святой мир. Теперь мощи обоих свидетельствуют о их правости и святости.
Не обленимся написать и о третьей душевной пользе. Смиренный Никита говорит, что тщательный может извлекать себе пользу и из самых простых снов, познавая через них расположения и действия своей души и тела. Познавши наклонности и недуги свои внутренние, он может, если хочет, употребить и приличные для них врачевства. Склонный к сребролюбию видит во сне золото, которое он умножает лихвой или скрывает в тайном месте, или подвергается суду как немилосердый, или истязывает от других. Подверженный сластолюбию и невоздержанию видит во сне или различные снеди, или предметы соблазняющие. Недугующему гневом и завистью в сновидениях представляется, будто он гоним или зверьми, или ядовитыми пресмыкающимися или вообще подвергается каким страхованиям и боязни. Если кто любит суетную славу, то мечтаются ему похвалы и торжественные встречи от людей, начальственные и властительские престолы. Исполненный гордости и кичения мечтает во сне, будто он разъезжает на великолепных колесницах и иногда будто на крыльях летает по воздуху, или все трепещут его великой славы. Напротив же, боголюбивый человек, будучи тщательным в делании добродетельном и праведен в подвигах благочестия (то есть не уклоняясь ни в безмерность, ни в оскудение) и будучи чист душой от пристрастия и привязанности к вещественному и чувственному, зрит в сновидениях исход вещей будущих и откровение вещей страшных и, пробуждаясь от сна, застает себя всего молящегося со умилением души и тела, так что находит на ланитах своих слезы, а в устах беседу с Богом.
Всеблагий Господь, по неизреченному человеколюбию Своему, да вразумит всех нас и наставит на всё полезное и душеполезное и спасительное.
Письма оптинских старцев
В самом центре России, в Калужской области, на берегу небольшой уютной речки Жиздры расположилась знаменитая Оптина пустынь — Свято-Введенский мужской монастырь. Впрочем, спрятан монастырь от посторонних глаз особо укромно, и неопытные паломники могут долго плутать в кольце дорог у Козельска, прежде чем отыщут единственно верную.
Оптина пустынь имеет свою неповторимую историю и свои сокровища. Главным из духовных сокровищ было старчество — явление особое и примечательное, всегда притягивавшее верующих всех возрастов и сословий. В монастыре долгие десятилетия обитали мудрые старцы, имевшие дар провидения и убеждения и одарявшие своим вниманием тех, кто обращался к ним с просьбой и советом. Это называлось духовным окормлением.
В лесу, недалеко от монастыря, стоит скит, где жили и принимали посетителей старцы. Попасть в скит значило удостоиться особой милости, так как преподобные отцы постоянно пребывали в молитвах. Кстати, в молитвословах вы можете прочитать поэтичную, обладающую особым убеждением и энергетикой молитву Оптинских старцев:
«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.
Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь».
Духовное наследие оптинских старцев не исчерпывается только этой молитвой. Святые отцы вели довольно обширную переписку со своими «духовными чадами». В 2003 году в издательстве Сретенского монастыря вышла книга «Письма оптинских старцев», которая моментально нашла своего читателя.
В скиту Оптиной пустыни сложилась особая эпистолярная традиция, соединившая традиционный жанр духовного послания и жанр частного письма уже нового времени, с присущей последнему психологической и историко-бытовой конкретностью. Эти письма не устарели и сегодня, так как вводят в мир активного духовного «делания», в основе которого лежит весь опыт Церкви.
Обращаясь к конкретному адресату, старцы, как правило, давали советы, пригодившиеся многим, имевшим подобные проблемы. Поэтому в письмах из Оптиной последовательно утверждались духовные и нравственно-этические основы жизни. Речь могла идти о семейной жизни, о защите Отечества, о воспитании детей, о недопустимости праздных разговоров и многом другом.
В вышеназванной книге собраны письма четырех великих старцев: иеросхимонахов Льва (Наголкина), Макария (Иванова), Амвросия и Анатолия (Зерцалова), живших в XIX веке. Впрочем, составители вспоминают и другие имена — схиархимандрита Варсонофия (Плеханкова), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина) и последнего, скончавшегося в 1926 году великого старца Нектария (Тихонова).
Особенно прославился ведший большую переписку с мирянами преподобный Амвросий Оптинский. Вл. Лосский в книге «Старцы Оптиной пустыни» рассказывает: «Корреспонденция старца Амвросия была необъятной. Ежедневно он получал от тридцати до сорока писем. Их раскладывали перед ним на полу и он своим посохом указывал на те, которые требовали немедленного ответа. Часто он знал содержание какого-либо письма еще до его вскрытия».
В одном из своих писем старец Амвросий писал: «Несть греха побеждающее милосердие Божие, хочет бо во всем спастись и в разум истинный придти. Поэтому отложи свое неразумное отчаяние и старайся соблюдать заповеди Божии; а в чем согрешишь, кайся и исправляйся. Все скорби, постигающие тебя, терпи по слову Божию: в терпении вашем стяжите души ваши, и претерпевый до конца, той спасен будет. На домашних гнева не держи, а молись за них и за всех ненавидящих и обидящих тебя; милостью Божиею спасешься, аще сотворишь сие, то есть, заповеди Божии».
Амвросий Оптинский оставил и еще одно коротенькое и обаятельное изречение, запоминающееся как небольшое стихотворение:
Как жить? Жить не тужить, Никого не осуждать, Никому не досаждать, Всех любить, И всем мое почтение!
Эта заповедь, понятная даже детям, звучит в фильме Ст. Говорухина «Благословите женщину», давая предельно простую и в то же время мудрую жизненную установку не только вымышленным героям, но и всем нам, размышляющим о смысле жизни.
К Оптинской мудрости и святости прибегали многие великие писатели — Николай Гоголь, Федор Достоевский, Лев Толстой, Анна Ахматова… И каждый из них находил в обители ответы на свои сложные, философские, порой неразрешимые в мирской жизни вопросы.
Письма Оптинских старцев будут востребованы и впредь. Их уже изучают на филологических факультетах университетов, в курсе истории русской литературы, православной психологии и педагогики. «Читайте эти письма, — писал преподобный Амвросий Оптинский о письмах старца Макария. — Не сомневаюсь, что в них найдете вы себе обильное назидание и утешение в ваших скорбях и разрешение встречающихся вам недоумений».