Грузия – ближайшая к России закавказская страна, с которой её связывает не только вера, а крещение Грузии произошло на 664 года раньше крещения Руси, но история и культура. Немало славных имён православных святых, царей, великих полководцев, поэтов, писателей, музыкантов и актёров связывает две великие страны. Но самым главным является духовое родство, живущих в наших странах народов.
Жребий Пресвятой Девы Марии
Христианство в Грузии зародилось во времена первых апостолов. Иверия досталась Божьей Матери по жребию, когда первые апостолы выбирали страны для проповеди Христа. Но по воле Бога эта миссия была возложена на апостола Андрея.
Согласно преданию, там же вели проповедническую деятельность апостолы Матфей, Фаддей, Симон Каннаит, принявший там мученическую смерть. Становление христианства было непростым. В самом начале своего развития оно почти на протяжении трёхсот лет подвергалось гонениям. Царь Фарсман 1-й в первом веке устроил жестокие преследования на христиан, ссылавшихся на каторжные работы в Тавриду.
История становления православия в Грузии заслуживает особого внимания, потому что все события, связанные с крещением грузин, имеют конкретные исторические даты, а отдельные факты происходивших чудес, связанные с этим явлением, взяты не из легенд и преданий, а из реально произошедших событий, засвидетельствованных очевидцами.
Официальное признание православие в Грузии получило в 324 году. Связано это великое событие с именами:
- Святой Нино Каппадокийской. Её проповедничество способствовало принятию крещения грузинами.
- Царя Мириана, обратившегося к вере благодаря святой Нине и чудесному исцелению от поразившей его слепоты при обращении его к Господу.
- Святой царицы Наны.
Представить себе православную Грузию без этих имён, невозможно.
Святая Нино родилась в г. Каппадокии в семье в христиан и с детства получила соответствующее воспитание. Ещё в юности, спасаясь от гонений императора Диоклетиана в 303 г., она в числе 37 девушек-христианок бежала в Армению, где чудом избежала гибели, а затем в Иверию, где и проповедовала Христа.
Грузинская Православная Церковь
В относительно небольшом Кавказском регионе испокон веков проживает множество народов. Сейчас уже сложно определить границы между зонами их расселения, четко разделить страны по религиозным признакам. К примеру, многих людей интересует, какая вера у грузин.
Большинство грузин исповедуют Православие. При численности населения 3 723 000 человек православными себя считают около 85 % (данные переписи населения 2014 года). Ислам исповедуют 10 % населения, прихожане Армянской Апостольской Церкви составляют примерно 3%.
Богослужение в храме Грузинской Православной Церкви
Крещение
Правящий грузинский царь Мариан и его жена Нано были убеждёнными язычниками. Благодаря молитвам Нино, долго и тяжело болевшая царица была исцелена и приняла крещение от святой, чем вызвала гнев царя, готового казнить обоих женщин. Но 20 июля 323 года с ним произошла история, аналогичная той, что произошла с апостолом Павлом.
Будучи на охоте и узнав о принятии крещения своей женой, царицей Нано, в гневе поклялся казнить её и Нино. Но, как только он стал угрожать казнью Нино и царице и богохульствовать, то тут же ослеп. Помощи от своих идолов он не получил и в отчаянии обратился с молитвой ко Христу. Зрение к нему вернулось.
События эти происходили весной 323 года, а 6 мая этого же года исцелённый от внезапной слепоты, уверовавший в силу Христа, грузинский царь Мириан обратился в православие. Это событие стало поворотной вехой в истории Грузии, так как после своего обращения царь стал убеждённым проводником православия в своей стране.
14 октября 324 года (по некоторым источникам в 326 году) в Мцхете на реке Кура, епископ Иоанн, специально присланный для этой цели царём Константином Великим, крестил народ. В тот день крестились десятки тысяч грузин. Эта дата — время начала крещения Грузии. С этого времени православие стало официальной государственной религией.
В ознаменование победы христианства в горах Картли установлены кресты. А в Мцхете, царём Мирианом, положившим начало возведению храмов, построен первый в храмовой истории страны православный храм Светицховели (животворящий столб), то есть Собор Двенадцати Апостолов. Если вам доведётся побывать в Грузии, то обязательно посетите этот храм.
После крещения Православная Грузия уже никогда не возвращалась к язычеству. Венценосные отступники, пытавшиеся устраивать гонения на верующих во Христа, периодически появлялись. Но грузинский народ от веры уже никогда не отступал.
Более того, известно немало фактов массового подвига грузин во имя веры Христовой. Хорошо известен исторический факт, когда в 1227 году мусульмане во главе шахиншахом Джелаль Эд Дином взяли Тбилиси и горожанам было обещано сохранение жизни в обмен на осквернение икон, разложенных на мосту через Куру. 100 000 горожан, включая женщин стариков и детей, простых монахов и митрополитов предпочли смерть во имя Христа. Таких примеров в истории Грузии немало.
На протяжении всей истории православия в Иверии ей приходилось выдерживать неоднократные попытки не только насильственного уничтожения, ни и извращения чистоты учения:
- Архиепископ Мобидаг (434), пытался ввести ересь арианства. Однако был изобличён, лишён власти и отлучён от Церкви.
- Были попытки внедрения ересей Петра Фуллона.
- Албанцев (в 650 г.) с их ересью манихейства.
- Монофизитов и других.
Однако все эти попытки были провалены, благодаря Собору пастырей, жёстко осуждавших ереси, народу, который не воспринимал подобные попытки, Католикосу Кириону, запретившему верующим любое общение с еретиками, митрополитам, твёрдо стоявшим в вере и просвещавших верующих.
Грузины, сумевшие на протяжении многих веков отстоять чистоту и благочестие своей веры заслужили уважение даже иноплеменных верующих. Так греческий монах Прокопий писал: «Иверцы – это лучшие из христиан, самые строгие хранители законов и постановления Православия».
Сегодня 85% грузин считают себя православными, в Конституции государства отмечена большая роль Церкви в его истории. Это подтвердил ещё раз в своём выступлении председательправительства Ираклий Кобахидзе писал: «Церковь всегда боролась за свободу Грузии».
Грузия как часть Российского Православия
В 1801 году Грузия вошла в состав Российской Империи. Так как Русская Церковь находилась в подвластном государству положении, то серьезные изменения в Грузинской Церкви были неизбежны. Сан Патриарха-Католикоса как верховного иерарха Грузинской Церкви был упразднен. Как и в остальной России, церковное управление стал осуществлять Священный Синод, действовавший от имени императора.
Также существенно сократилось количество грузинских епархий (вместо 13 осталось 2). Местная Церковь приобрела статус экзархата Русской Церкви. Изменения, произошедшие в религиозной сфере, нередко приводили к конфликтам между верующими, священнослужителями и светской властью. Многие не поддерживали русификацию национального Православия. Грузинская Церковь оказалась полностью подчиненной религиозной политике Империи. В это время из грузинского обихода начинают исчезать богатые древние традиции гимнографии, иконописи, церковного искусства. Сходит на нет почитание многих грузинских святых.
Февральская революция 1917 года и свержение монархии послужили толчком к серьезным изменениям. В марте 1917 году Грузинская Церковь провозгласила автокефалию. Патриарх Московский и всея Руси Тихон осудил данное самовольное отделение. Общение между Церквями на время было прервано и восстановлено только в 1943 году.
Во время Советской власти Православная Церковь Грузии подверглась репрессиям наряду с христианами всего Советского Союза. В 1921 году в Грузии насчитывалось 1450 действующих церквей и 25 монастырей, 1600 священнослужителей. За два последующих года было закрыто и разорено более 1200 приходов. Большая часть священников были расстреляны или репрессированы.
В 1990 году в Грузинской Православной Церкви осталось всего 296 приходов и 11 монастырей.
Письмо с разоблачением?
Масла в огонь подлило еще и письмо, которое Мамаладзе якобы направил Илие II за два месяца до своего ареста. В своем послании священнослужитель рассказывает, что грузинский патриархат погряз в коррупции. В частности, речь идет о задолженности в 110,5 млн рублей, которая накопилась в результате мошенничества. Также, по данным СМИ, в письме говорится о том, что компании, принадлежащие патриархии, якобы занимаются коммерцией вплоть до производства спирта и торговли нефтью. При этом Мамаладзе просит у патриарха благословения, чтобы провести аудит. Подлинность письма пока у многих вызывает сомнение.
Чем отличается от русской?
Окончательную автономию грузинский приход получает, когда в 1990-м году автокефалию признают члены Константинопольского Патриархата.
Что касается отличий грузинской и российской церквей, они заключаются в нюансах и истории:
- церковь Грузии образована на 700 лет раньше, чем российская;
- имеются различия в богослужебном языке;
- каждая имеет характерные архитектурные и иконописные особенности.
А вот в самом главном — в вере — два народа абсолютно схожи.
Храм Баграта
Храм Баграта стал одним из объектов Всемирного наследия, который находится под охраной ЮНЕСКО. К такому решению пришли специалисты ЮНЕСКО, которые были против решения президента Михаила Саакашвили начать строительство по восстановлению Храма в его первоначальном виде 1003 года.
Однако, строительство Саакашвили не только не приостановил, но и 17 августа 2012 года на куполе храма Баграта был установлен двухметровый бронзовый крест весом в 300 кг. На этой церемонии Саакашвили заявил, что собор был разрушен русской артиллерией, в то время как к разрушению Храма имели дело лишь турки.
Первый Царь Грузии Баграт III, в честь которого был построен Храм в конце X века, выделил особое предназначение этому месту, здесь не только проводились все значимые мероприятия того времени, но находили защиту местные жители в неспокойное время во время нападений врагов. Поэтому Храм Баграта является символом объединённого грузинского народа. Именно здесь был коронован 16-летний Давид IV.
Сегодня это место представляет собой руины, в стенах которых зачастую проходят церковные служения, и где можно увидеть фрагменты фрески Пресвятой Богородицы.
Собор Христа Спасителя в Цаленджихе
Собор Христа Спасителя, расположенный на берегу реки Цхенисцкали, в грузинском городе Цаленджиха, относится к старинным средневековым постройкам страны. Собор с крестово-купольной архитектурой и тремя аркадными галереями, две из которых были впоследствии превращены в семейную часовню, был построен в XII –XIV веках по заказу рода Дадиани, правивших в Мегрели, на западе Грузии. В северо-западной части стены, которая окружает церковь, находится двухэтажная колокольня. Руины дворца Дадиани находятся во дворе храма.
Прежде всего, Собор Христа Спасителя в Цаленджихе известен своими уникальными фресками в стиле Ренессанса, которые были выполнены нанятым из Константинополя художником Мануелом Евгеникосом, о чем свидетельствует надпись на одном из столбов храма. Программа настенной живописи очень сложна и интересна и представляет темы, нехарактерные для грузинской живописи Средневековья. В XIX веке в храме выстлали новый пол, в 1960-1980 годы он был частично реконструирован. На сегодняшний день уникальные фрески нуждаются в охране и реставрации.
Собор Сиони
Сионский собор Успения Богородицы — один из главных тбилисских храмов, расположенный в Старом городе на берегу Куры. Собор является прекрасным памятником средневековой культовой архитектуры Грузии. По старинной грузинской традиции давать храмам имена значимых для христиан мест он был назван в честь горы Сион в Иерусалиме. Местные жители обычно называют его просто Сиони.
Первая церковь была построена на этом месте еще в шестом веке. Судьба собора складывалась драматично — его неоднократно разрушали и отстраивали заново. Пострадал Сиони от арабов, хорезмийцев и турков, а в семнадцатом веке он был почти полностью уничтожен во время землетрясения. Таким образом нынешний облик собора обусловлен многочисленными перестройками и реставрациями.
Собор является типичным примером средневековой грузинской церковной архитектуры. Стены собора облицованы желтым туфом из города Болниси. Строгие фасады практически лишены украшений. Барельефы, изображающие крест и скованного льва, вырезаны на камнях восточной стены, северную стену украшает изображение ангела и святых. Все шестнадцать окон собора заключены в резные каменные рамки.
В соборе хранится одна из главных грузинских православных реликвий — крест святой Нино. Сплетенный из виноградной лозы крест заключен в серебряный оклад с изображением сцен из жизни святой.
Кого подозревают
О задержании Георгия Мамаладзе прокуратура Грузии объявила 13 февраля на чрезвычайном брифинге. Священника схватили 10 февраля в Тбилисском международном аэропорту, откуда он собирался доставить яд в Германию. При обыске в багаже у него нашли цианид натрия. Также в квартире священника изъяли огнестрельное оружие. Тбилисский городской суд на закрытом заседании выдал санкцию на арест Мамаладзе. Срок содержания подозреваемого под стражей не уточняется.
По факту произошедшего было возбуждено уголовное дело по статьям «Подготовка к умышленному убийству» и «Противоправное приобретение, хранение, ношение, изготовление, перевозка, пересылка или сбыт огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств». Санкция предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком от 7 до 15 лет. В настоящее время правоохранительные органы Грузии устанавливают все детали этой истории. Рассматриваются несколько версий. Мотивы Георгия Мамаладзе пока остаются загадкой.
Дарьяльский монастырь
Среди удивительной природы, на высоте 2 170 метров у подножья горы Казбег располагается потрясающий древнейший духовный центр Грузии — Дарьяльский монастырь.
Согласно преданию, пастухам явилась Пресвятая Богородица и повелела построить на этом месте храм. Люди послушались и начали его возведение, но при завершении строительства не хватило камней. Однажды, проснувшись утром, строители увидели полностью завершенный храм. По другой версии на место строительство храма «указал» черный ворон, бросивший кость на пике горы.
Археологи предполагают, что возведение храма осуществлялось под руководством Имеретинского, Кахетинского и Картлинского царей, как символ распространения православия в горной Грузии. Ориентировочно постройка относится к X столетию, об этом свидетельствует характерные архитектурные формы и тонкий орнамент на камне. Внутри храма находится красивейший иконостас VI века с изображением святой равноапостольной Нины. Летопись храма свидетельствует о хранении духовных ценностей Грузии в момент нашествия персов. Монахи хранили частицы Гвоздя и животворящего Креста, на котором был распят Спаситель, Креста святой равноапостольной Нины.
Кафедральный собор Алаверди
В небольшом грузинском селе Алаверди, располагается одноименный мужской монастырь святого Георгия. «Дарованный Богом», — именно так переводится слово «Алаверди». И это не случайно! Так как первую церковь построил основатель грузинского монашества, знаменитый аскет и проповедник – Иосиф Алавердели.
После смерти старца, в IХ веке началось строительство великолепного Алавердского собора. По сравнению с другими религиозными сооружениями Грузии, это здание отличается особым величием и монументальностью.
В настоящее время в соборе находятся мощи святителя Иосифа и останки равноапостольской Нино Каппадокийской. Также можно посмотреть на величественные крепостные стены, трапезную монастыря, винный погреб и бани начала XVII века. Особенностью этого храма является и то, что здесь сохранились потрясающие соборные росписи, создание которых относится к XV столетию.
Монастырский комплекс Алаверди представлен на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и считается общенациональной грузинской православной святыней.