Храм Сергия Радонежского на Ходынском поле: описание, история и интересные факты


Храм Сергия Радонежского на Ходынском поле в последние годы нередко становился предметом споров и даже земельных скандалов. Но дела мирские улеглись, и вот на Рождество 2022 года в еще не завершившей строительство церкви прошла первая литургия. Власти обещают, что храм будет полностью отреставрирован к осени этого года. Все это вызывает повышенный интерес к церкви на Ходынском поле. Когда она была построена и почему? Когда и зачем ее снесли? Отвечает ли нынешний храм первоначальному виду? Об этом мы расскажем в нашей статье. Мы также дадим общую информацию о том, как добраться до храмового комплекса, и о расписании служб. Коротко мы затронем перипетии, связанные с восстановлением церкви.

Храм Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле: история

Чтобы понять назначение первоначальной церкви, нужно уяснить, что ранее при воинских частях в обязательном порядке служили капелланы. Даже в чистом поле, перед битвой, они раскладывали перед собравшимися солдатами походный алтарь и проводили литургию. В девятнадцатом веке Ходынское поле располагалось за городом. В теплое время туда для муштры переводили солдат. Там были построены так называемые летние казармы. А как же солдатам без богослужений? Поэтому каждое лето возводился шатер, в котором устанавливался алтарь. Возле этой походной часовни вбивался в землю столбик с колоколами.

Необходимость построить полноценную церковь появилась в восьмидесятых годах позапрошлого века, когда количество солдат достигло тридцати тысяч. Шатер уже не мог вмещать всех желающих послушать литургию. В мае 1883 года на Ходынском поле прошел парад, который принимал император. После этого военное командование приняло решение в честь этого события возвести церковь, освятив ее в честь Преподобного Сергия Радонежского. Деньги на возведение деревянной церкви взялся внести почетный гражданин Москвы — купец Николай Каверин. Но губернскому правлению не понравился представленный чертеж сооружения, и оно направило его на доработку.

Начало строительства первоначального храма

Средств на постройку более дорогостоящего проекта не было, и о нем ненадолго забыли. В 1891 году российских подданных потрясло событие: на наследника престола Николая Александровича в японском городе Оцу было совершено покушение. Цесаревич чудом остался цел, и в честь этой памятной даты генерал А. Костанда, командующий Московским военным гарнизоном, дал приказ возвести на Ходынском поле храм Сергия Радонежского.

Строительство поддержали все верноподданные. Купцы и состоятельные горожане стали жертвовать на церковь. Весной 1892 года был окончательно утвержден проект здания, который доработал архитектор Иван Хородинов. А летом состоялась церемония закладки первого камня, на которой присутствовали Московский митрополит Леонтий, архимандриты Знаменского и Чудова монастырей и другой высший клир.

В дальнейшем строительство велось очень быстрыми темпами, чтобы приурочить открытие церкви к пятисотлетию со дня смерти Преподобного Сергия Радонежского, в честь которого и был назван храм (25 сентября 1892 года).

История храма

В середине весны 2000 г верующие этого района Москвы организовали собрание, и на нем постановили создать приход имени святого старца Сергия Радонежского. Также члены прихода решили просить у местных властей дать разрешение на постройку собора недалеко от пересечения Рязанского проспекта с улицей Окской.

В середине мая 2002 г. архиепископ Арсений Истринский провел ритуал освящения участка земли недалеко от пересечения Рязанки и улицы Окской. Крупная строительная выступила в роли спонсоров и застройщиков ритуального сооружения.

В конце октября 2003 г. в монолитную плиту фундамента малого храма и архитектурного ансамбля заложили капсулу со списком всех людей, которые пожертвовали средства на возведение церкви.

Проект сооружения был разработан архитектором Н.Ю. Хрусталевой. В основе архитектурного стиля собора она использовала образы и архитектурные решения, созданные при строительстве православных храмов в XVI веке. Малый храм комплекса имеет крестовый свод и одну апсиду.

В середине января 2005 г. на купол одноглавого здания церкви водрузили Крест и уже в конце зимы провели мероприятие по освящению собора в честь святого Сергия Радонежского. Практически в это же время рядом заложили вспомогательное строение — дом причта.

В конце апреля 2006 г. в Сергиевскую церковь приехал Патриарх Алексий II, после благословения прихожан, он дал 2-й антиминс во имя Введения Пресвятой Богородицы.

В последних числах ноября того же года освятили фундамент нового будущего большого храма. В то же время освятили дом причта, в котором в декабре распахнула свои двери Воскресная школа. При ней для взрослых и детей открыли разные кружки, театр кукол и школу хорового пения.

Совместно со специалистами , на котором отлили колокола для Сергиева храма, наставники организовали Школу Церковных Звонарей. Каждый желающий может в нее прийти, записаться и пройти обучение.

С 2009 г. звонари со всей России съезжаются сюда на традиционный фестиваль, на котором они радуют всех людей дивными колокольными перезвонами.

В начале декабря 2009 г. Патриарх Кирилл освятил собор в честь Введения Пресвятой богородицы. В дальнейшем здесь продолжили работы по украшению внутреннего убранства. В 2012 г. соборный комплекс вошел в новое Благочиние.

Описание здания церкви

К указанной дате успели завершить возведение стен. Но остались еще отделочные работы, установка колоколов и воздвижение крестов. Таким образом, храм Сергия Радонежского на Ходынском поле был полностью готов лишь в следующем, 1893 году. Церемония освящения состоялась 23 мая и была проведена епископами Дмитровским и Можайским, а также наместником Троице-Сергиевой лавры.

В целом строительство обошлось в шестьдесят тысяч царских рублей. Храм, выполненный в псевдорусском стиле, был рассчитан на вместимость в 1000 человек. В первом проекте он задумывался как однопрестольный. В последующем архитектор заложил два придела по бокам. Главный престол посвящен Сергию Радонежскому. Приделы были названы именами святителя Николая (в честь чудесного спасения цесаревича) и Марии Магдалины и Александра Невского (в ознаменование 25-летия брака императорской четы — Александра III и Марии Федоровны).

Зимой в одном из нефов проводились службы, поскольку в деревянном здании только он отапливался. Рядом с церковью были построены дома для священника, дьякона и караульная сторожка. Весь комплекс был обнесен металлической оградой.

Революционный период

Ирония судьбы состояла в том, что и после Октябрьской революции Ходынское поле использовалось как локация военных лагерей. Конечно же, о богослужениях не могло быть и речи. Храмовый комплекс Сергия Радонежского на Ходынке был закрыт в 1919 году. Коменданты лагерей думали, как бы приспособить церковь под новые, революционные нужды. Предполагалось организовать в ней партийную школу, читальню и даже эстраду для концертов. Но это все было в докладных записках.

На деле же церковь разграблялась неизвестными. Опись 1921 года показывает, в каком плачевном состоянии находился тогда храм. На полу вперемешку валялись поломанные иконы, хоругви, битое стекло, части паникадил и подсвечников. В середине 1920-х то, что уцелело, было передано подворью уфимского Михаило-Архангельского монастыря и приходской церкви в деревне Белой Тверской губернии. Но даже ободранные стены без крестов и куполов мозолили глаза новой власти. Поскольку «присутствие церкви пагубно влияет на политработу с красноармейцами», здание было полностью снесено.

Наставники

При храме организована молодежная группа, которая оказывает помощь сверстникам в поиске важных ориентиров и подлинных жизненных ценностей. Ее участники помогают подросткам открыть для себя православное учение.

Желающие к православию молодые люди могут обратиться в христианский комплекс и поддержать это движение, для этого они могут оставить номер своего мобильного телефона в лавке при храме. Им обязательно позвонят активисты молодежной группы и пригласят на встречу.

Катехизатор А.Д. Дмитриевич проводит в церкви согласительные беседы, которые помогают людям пройти обряд крещения. Патриарх Кирилл дал благословение на организацию при храме социальной группы, которая помогает людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, сиротам. Сотрудники социальной службы дадут ответы на многие животрепещущие вопросы.

При христианском комплексе организована Воскресная школа, в ней организованы группы для детей разного возраста. Каждое воскресенье после богослужения проводятся занятия.

Наставники в школе стремятся создать дружественную, семейную атмосферу, организуя познавательные паломнические экскурсии по монастырям и храмам Московской области, музеям, проводя совместное празднование знаменательных дат, устраивая театральные Рождественские постановки.

В субботу в школе проводятся занятия в различных кружках, дети могут обучаться делу, которое им по душе:

  • Научиться рисовать.
  • Заниматься пением.
  • Учиться рукоделию.
  • Пробовать себя в театральных постановках.

Дети более старших возрастов могут изучать фотографию и искусство колокольного звона. Служители церкви активно занимаются миссионерской деятельностью, стараясь объяснить ценности православия и привлечь граждан на путь спасения своей души. Настоятелем христианского комплекса является протоиерей В.Б Сандар.

Что было на этом месте в советский период

Храм Сергия Радонежского на Ходынском поле вместе с прилегающими строениями занимал площадь около гектара и располагался в середине военного лагеря. Его было видно с Петербургского шоссе. Но с тех пор утекло много воды, и место, где некогда высился храмовый комплекс, было застроено. Во-первых, был разбит парк «Березовая роща». А во-вторых, был построен Центральный аэродром имени Фрунзе. Дома и улицы заполнили некогда пустое пространство поля.

Поэтому когда в 1990-х годах появились планы о восстановлении церкви, возникли определенные трудности. Первоначальных чертежей не сохранилось. Зато в распоряжении московских властей было множество старых фотографий храма. Главная трудность состояла в выборе места для возведения новой церкви. Там, где она некогда стояла, теперь находится парковая ограда (возле ул. Куусинена, 6).

Храм снесли в советское время

В 1910 году на Ходынском поле заложили аэродром, построили ангары и мастерские. Здесь проводились испытания первых самолетов. Летчики поднимали в воздух новые модели самолетов, рискуя при этом жизнью. Перед полетом они заходили в храм за благословением.


Ходынское поле 1918 год

Больше сотни авиаторов погибли во время испытаний.

С приходом к власти большевиков, храм на Ходынском поле был закрыт. В здании планировалось поместить читальню или партийный лекторий. Но в итоге его просто разобрали на дрова.

В Великую Отечественную войну с аэродрома на Ходынке взлетали наши самолеты. В годы советской власти здесь продолжали проводиться испытания. В числе погибших испытателей был и Герой Советского Союза Валерий Чкалов.

К сожалению, за столь долгое время, память о погибших пилотах, так и не была увековечена.

Строительство церкви и учреждение прихода

Новая история комплекса «Храм Преподобного Сергия Радонежского» берет начало в 2000 году. Тогда Патриарх Московский Алексий II благословил создание одноименного прихода. Примечательно, что на то время не только не существовало никакой церкви, но даже участка земля для ее строительства выделено не было. Тем не менее в 2012-м патриарх Кирилл объединил приход с часовней Архангела Гавриила, которая сейчас располагается по адресу: Ходынский бульвар, 2.

Настоятелем нового комплекса был назначен клирик из церкви Георгия в Коптеве Василий Биксей. Тогда решено было возводить храм Сергия Радонежского в нескольких сотнях метров к северо-западу от старого места. Был выбран участок в конце взлетно-посадочной полосы закрытого в 2003 г. аэродрома, на углу бульвара, рядом с проездом парка «Березовая роща». По добытым из архива визуальным данным был разработан проект здания.

Церковь прп. Сергия

Церковь прп. Сергия Знаменского собора
Комплекс Знаменского монастыря является подлинной архитектурной жемчужиной, чудом сохранившейся в центре Москвы. Существующий ансамбль складывался на протяжении XV – XIX вв. Предположительно, во второй половине XV в. территория будущего монастыря входила в состав обширного владения богатых купцов-сурожан Ховриных, а в 1547 г. перешла в качестве приданого к боярину, воеводе и видному политическому деятелю этого времени Никите Романовичу Захарьину-Юрьину, шурину царя Иоанна IV и деду первого Государя из рода Романовых Михаила Феодоровича (34). Во второй половине XVI в. в состав двора Романовых входили две каменные палаты (с нач. XVII в. именуемые «на верхних погребах» и «на нижних погребах»), а также каменная домовая одноглавая церковь во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы с приделами во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и прп. Никиты Исповедника Мидикийского.

После нашествия на Москву крымского хана Давлет-Гирея в мае 1572 г. усадьба была восстановлена. К концу XVI – началу XVIIвв. усадьба Романовых занимала целый квартал Зарядья, ограниченный улицей Варваркой и тремя переулками: Знаменским (со стороны Москвы-реки), Псковским (со стороны церкви Св. вмч Георгия) и Безымянным (со стороны Св. Максима Блаженного). Ее северо-восточная часть в нач. XVII в. называлась «Патриаршим осадным двором», указывая на прежнее стратегическое положение данного места, расположенного на высоком холме, вблизи Кремля.

С 1613 г., после избрания на царство Михаила Феодоровича Романова, их родовая усадьба на Варварке стала называться «Старый Государев двор». В 1631 г., после кончины матери Царя Государыни – старицы Марфы Ивановны, его территория со зданиями была подарена вновь учрежденному Знаменскому мужскому монастырю, получившему название по старой домовой церкви рода Романовых во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы. 24 сентября 1631 г. Патриарх Филарет издал указ о передаче древностей Знаменской церкви на Государевом дворе первому игумену монастыря Герасиму, а 1 ноября 1631 г. по царскому указу поместья Марфы Ивановны перешли в монастырскую собственность (35).

Вскоре в центре монастыря была построена каменная теплая церковь Прп. Афанасия Афонского. С 1631 г. палаты «на верхних погребах» стали именоваться «казначейскими кельями», т. к. здесь хранились наиболее ценные бумаги и монастырская казна.

Здания, впоследствии составившие архитектурный ансамбль монастыря, пострадали в пожарах 1611 и 1626 гг., а после московского пожара 1668 г. начались большие восстановительные работы, проводимые на средства боярина Ивана Михайловича Милославского (36), усадьба которого находилась по соседству с монастырем и занимала территорию бывшего английского посольского двора в Зарядье (ныне музей «Старый английский двор»). В 1674 г. были перестроены казначейские кельи, а в 1676 – 1679 гг. костромскими мастерами Феодором Григорьевым и Григорием Анисимовым по заказу того же Милославского построен двухэтажный Братский (позднее Архимандричий) корпус с жилыми палатами на обоих этажах.

В 1679 г. разобрали церковь Прп. Афанасия Афонского и на ее месте начали строительство каменного пятиглавого собора с высокой шатровой колокольней, законченное в 1684 г. Знаменский собор возведен иждивением И.М. Милославского. В приходорасходной книге Знаменского монастыря 1679 г. значится: «в июне месяце каменных дел подмастерья стольника Андрея Колычева крестьянин его Костромского уезда полусела Деева городища Феодор Григорьев; да боярина князя Михаила Андреевича Голицына крестьянин того же полусела деревни Пестрецова Григорий Анисимов с товарищи подрядились сделать теплую церковь Афанасия Афонского с трапезою и с монастырскими службами, а на верху соборную церковь Знамения Богородицы и все учинить в отделке противу росписи, а от дела рядили 850 рублев и запись на них взята на боярское имя». (т. е. И.М. Милославского).

27 июня 1684 г. верхняя церковь была освящена Патриархом Иоакимом в присутствии Царя Иоанна Алексеевича, Царицы Прасковьи Феодоровны и благоверных Царевен.

Новый двухэтажный собор включил в себя в нижнем этаже теплую церковь Прп. Афанасия Афонского, одностолпную трапезную и хлебодарную палаты, а в верхнем – холодную церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы с ризничной палатой. К северной и западной сторонам собора была пристроена двухъярусная галерея с открытыми арочными проемами. Далеко вперед выступающие большие каменные крыльца примыкали к галерее паперти с западной стороны (у сев.-зап. угла) и с северной, обращенной к Братскому корпусу. Под галереей располагались служебные помещения и паперть нижней церкви. На юго-зап. углу галереи – паперти находилась колокольня. Фундамент собора для большей прочности поставлен на дубовых сваях (ок. 2500 свай).

В связи с появлением нового собора старую Знаменскую церковь переосвятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а бывший Благовещенский придел – во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Как правило, Патриархи посещали монастырь на престольный праздник обители. С 1653 по 1696 гг. известны 17 патриарших богослужений в Знаменском монастыре. 21 июля 1677 г. Патриарх Иоаким отпевал здесь еп. Архангельского и Сербословенского Иоакима (Дьяковича), а 5 февраля 1692 г. Патриарх Адриан отпевал здесь митр. Сибирского и Тобольского Павла.

В Знаменском соборе хранились следующие особо чтимые реликвии: восьмиконечный серебряный позолоченный крест – дар инокини Марфы Ивановны 1622 года; древняя икона Знамения Пресвятой Богородицы – дар Патриарха Филарета по описи 1631 года и образ Знамения, шитый шелком и золотом с жемчугом – с надписью: «Лета 7138», образ «Страшного суда» с надписью «писан лета 7100, октября 6-го дня»; серебряный позолоченный крест – дар Царевны Татьяны Михайловны 1684 г. и ее же серебряное блюдо 1685 г.; 16 круглых мелких дробниц с надписью на них: «лета 7125-е повелением Благоверного Государя царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея Руссии Самодержца, в 4-е лето государства его и матери Его Великия Государыни иноки Марфы Ивановны ризы сии положены во храм Знамения Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Новгородския, что у Государева Старого Двора»; митра с надписью: «Лета 7142 марта в _ день повелением Благочестивейших Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича Всея Руссии Самодержцев построена сия шапка в доме Пресвятые Богородицы Честного ея Знамения, что в Китае, при первом архимандрите Евфимии» (37).

Особенно сильно пострадали монастырские здания в Троицкий пожар 1737 г. (38), когда все основные постройки, кроме церквей, практически выгорели. Кроме того, слабость грунта и близость Москвы-реки стали основной причиной обветшания построек. Вот почему монастырю приходилось вести постоянные ремонтные работы, как на средства казны, так и на средства частных жертвователей (39).

В 1752 г. в нижней церкви Знаменского собора, в трапезной палате устроили два придела: южный – Прп. Сергия Радонежского; северный – Свт. Николая Чудотворца. В 1751 г. в палатке над главными Святыми вратами освятили церковь Св. ап. Иакова, устроенную на средства находившегося здесь на покое архиепископа Устюжского Гавриила (Русского).

В ходе новых строительных работ в начале 1780 гг. Благовещенскую церковь и шатровую колокольню разобрали, а на месте церкви Св. ап. Иакова была выстроена новая колокольня со Святыми вратами.

Монастырь сильно пострадал в пожар 1812 г. О бесчинствах французских варваров в Москве хорошо известно. Так, в алтаре соборного храма Чудова монастыря находилась канцелярия маршала Даву, а в Екатерининской церкви Вознесенского монастыря – хлебопекарня. В Знаменском монастыре (также как и в Спасо-Андрониковом и Покровском) французские солдаты кололи на дрова иконы, а лики святых использовали как мишени для стрельбы. Монашествующие Знаменского монастыря (также как и Донского, Сретенского, Богоявленского, Покровского, Алексеевского и Георгиевского) подверглись побоям. Иеромонах Знаменского монастыря Павел от полученных побоев скончался (40). В ходе восстановительных работ (1813) нижнюю соборную церковь переосвятили в честь прп. Сергия Радонежского. Новый трехъярусный деревянный позолоченный иконостас (1822–1823) был устроен на средства московских купцов Андрея Сидоровича и его детей Ивана и Александра Карзинкиных (41).

В связи с решением о восстановлении палат «на верхних погребах» и организацией в них Музея бояр Романовых (открыт в августе 1859 г.) по Высочайшему указу сев.-вост. часть монастырской территории со всеми строениями перешла в ведение Министерства Императорского Двора (42).

К началу XX века в сдаваемых в аренду монастырских строениях располагались различные магазины, лавки, конторы, парикмахерские и доходные квартиры.

В 1900 г. в период трехнедельного пребывания в Москве Царская семья побывала на Варварке. 12 апреля (среда Пасхальной седмицы) Государь Николай II с супругой Александрой Феодоровной, а также московский генерал-губернатор Вел. кн. Сергий Александрович с супругой Елизаветой Феодоровной посетили палаты бояр Романовых, подробно все осмотрев. Затем они прошли в соборный храм Знаменского монастыря, где были встречены архим. Митрофаном с братией (43).

В 1910 году в верхней церкви Знаменского собора был устроен придел Прп. Михаила Малеина (не сохр.) (44).

Особенно торжественно проходил визит в Москву Августейшего семейства в 1913 г. в ходе празднования 300-летия Династии Романовых. 25 мая по окончании Божественной Литургии в Успенском соборе Московского Кремля, совершенной Митрополитом Московским Макарием (Невским), Государь отправился в Знаменский монастырь, где был встречен архим. Модестом с крестом и древней иконой Знамения Божией Матери – келейной иконой Патриарха Филарета. Приложившись ко кресту и иконе, Государь прошел в храм, где был отслужен молебен, после чего Государь посетил палаты бояр Романовых.

В 1923 г. монастырь был закрыт, а его помещения использовали под коммунальное жилье, складские и конторские помещения. В 1930 г. Знаменский собор был изуродован (разобраны четыре малые главы, снят крест с луковицей центральной главы, сломана входная лестница и т. д.). В соответствии с генеральным планом реконструкции Москвы в 1950 – 1960 гг. разобрали все здания в южной части бывшей монастырской территории, которая отошла под строительство гостиницы «Россия» (не сохранилась).

В результате поэтапной реставрации сохранившихся зданий монастыря в 1960–1973 гг. в значительной степени был восстановлен первоначальный облик Знаменского собора и Братского корпуса (45), колокольни с кельями (46). В конце 1970 г. здания колокольни и Братского корпуса отдали в аренду Московскому Городскому отделению Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). С 1980 гг. Знаменский собор был превращен в Дом пропаганды ВООПИиК.

С 1992 г. в Знаменском соборе возобновились богослужения.

Основание Знаменского монастыря следует рассматривать к контексте храмоустроительной деятельности Романовых. Москва в этом смысле – грандиозный мемориал Династии, который в течение многих столетий созидался представителями рода, а Знаменский монастырь стал его важной составной частью.

К моменту основания новой монашеской обители – ближнего царского богомолья в Москве — уже существовал Георгиевский монастырь, основанный теткой Царицы Анастасии Романовны Феодосьей в память об отце, Юрии (Георгии) Захарьиче Кошкине (не сохранился). Брат Царицы Анастасии Романовны боярин Никита Романович основал Никитский женский монастырь. (Вероятно, он же был ктитором – вкладчиком расположенного рядом с Никитским женского Николо-Введенского монастыря, «что в Хлынове» (не сохранился).

К 1547 г. относится первое упоминание о Крестовоздвиженском мужском монастыре, основанном сродниками Романовых Ховриными (Варвара Ховрина – мать Патриарха Филарета) (не сохранился).

В 1626 г. Патриарх Филарет основал Феодоровский мужской монастырь у Никитских ворот Белого города в память о возвращении из польского плена.

В плане преемства двух Династий наиболее символичен Новоспасский мужской монастырь. Основанный в XIII веке князем Рюриковичем, этот монастырь уже в конце XV века стал усыпальницей Захарьиных–Юрьиных – предков будущей Династии.

Вскоре после Знаменского появится Покровский мужской монастырь, основанный в память о Патриархе Филарете (†1 октября 1633 г.) его сыном, Царем Михаилом. Основание Страстного женского монастыря Царем Алексеем Михайловичем (1654) было бы невозможным без сродника Романовых – князя, боярина и воеводы Бориса Михайловича Лыкова – Оболенского, в Нижегородском имении которого была явлена чудотворная Страстная икона Божией Матери. (Супругой Бориса Михайловича была тетка Царя Михаила Анастасия Никитична).

К «романовским» следует также отнести Высоко-Петровский, Ново-Девичий и Донской монастыри, пережившие второе рождение в период правления первых Царей Династии Романовых.

Первый храм, возведенный на территории новоустроенного Знаменского монастыря, был освящен в честь прп. Афанасия Афонского (47). Прп. Афанасий Афонский был учеником и пострижеником прп. Михаила Малеина (48) – небесного покровителя Царя Михаила Феодоровича, который родился в день памяти святого 12 июля, в 1613 г. венчался на царство в канун именин (11 июля) и скончался в ночь с 12 на 13 июля. Известно, что преподобный Афанасий Афонский создал обширный монастырь на средства Императора Никифора Фоки, племянника прп. Михаила Малеина. Празднование прп. Афанасию совпадает с днем памяти прп. Сергия Радонежского. В самом же посвящении престола прп. Афанасию нельзя не увидеть пророческий смысл. Первый из Династии Царь посвятил храм святому, в день памяти которого (именно в канун праздника) в 1918 г. принял мученический венец последний Царь великой Династии! Из жития прп. Афанасия мы узнаем, что смерть подвижника была необычна: он погиб, войдя в строящийся монастырский собор, который в этот момент обрушился. Не так ли и Государь-мученик погиб под обломками рухнувшей Империи?! (Не случайно и освящение в XVIII в. придела Свт. Николая Чудотворца в нижней соборной церкви).

Знаменский собор оказался столь удачным архитектурным сооружением, что вызвал подражания (как впоследствии это произойдет и с церковью Вмц. Варвары). Еще в середине XVII в. молодой Государь Алексей Михайлович основал в Москве, близ нынешнего Краснохолмского моста Зосимо-Савватиеву пустынь – небольшой мужской монастырь, дань уважения соловецкому подвижнику прп. Елеазару Анзерскому, по молитвам которого, как известно, родился сам Царь. Вероятно, не обошлось без влияния Патриарха Никона, постриженика прп. Елеазара. Возможно поэтому после оставления свт. Никоном кафедры монастырь был выведен из Москвы в Бронницкий уезд, близ с. Фаустово. Здесь в конце XVII в. и будет построена точная копия Знаменского собора – Троицкий –Благовещенский собор (ныне действует как приходский).

Придел в Знаменском соборе, освященный в честь прп. Сергия Радонежского, появился неслучайно. Отношение Династии Романовых к прп. Сергию было особым и причин тому было множество…

Когда Стефан покинул брата Варфоломея (будущего Сергия) и из лесной пустыньки удалился в Москву, ему здесь оказали покровительство бояре Вельяминовы, которые и определили Стефана в свой ктиторский Богоявленский монастырь. Основателем фамилии Вельяминовых был Протасий – первый московский тысяцкий, в руках которого была сосредоточена вся судебная власть на большом Московском Торгу. Протасий же был потомком выходца из Швеции варяга Шимона (Симона) Эйриксона, родственника Рюрика. Согласно преданию, отец прп. Сергия был потомком сына Шимона – ростовского тысяцкого Юрия Симоновича, попавшего в Ростов в качестве наместника кн. Юрия Долгорукого. Этим и объясняется покровительство Вельяминовых детям Кирилла и Марии.

В 1346 г. Вел кн. Московский Симеон Гордый, отослав свою вторую жену к ее отцу, задумал третий брак с тверской княжной как средство сближения с Тверью. Глава Русской Православной Церкви свт. Феогност не благословил беспричинный развод и только духовник князя Стефан, к тому времени уже игумен, решился поддержать кн. Симеона. Вскоре в Тверь за дочерью тверского князя Марией Александровной был послан боярин Андрей Кобыла. Вероятно, детали предстоящей поездки обсуждались на Варварке, в доме боярина Андрея. Несомненно, прп. Сергий знал о решении своего брата. Так пересеклись жизненные пути родоначальника Династии Романовых и братьев Стефана и Сергия. Пройдут годы и в судьбоносном 1380 году московские полки двинутся по Варварке на рязанскую дорогу и далее на Дон. Их поведет внук Протасия и дядя Вел. кн. Димитрия Иоанновича, выдающийся полководец Тимофей Вельяминов – герой битвы на р. Воже. Проходя по Варварке, войско проследовало мимо двора Голтяевых – предков Династии Романовых и родственников Вельяминовых. (Покидая Москву, кн. Дмитрий оставил свою семью на попечение сродника, боярина Феодора Голтяя Кошкина). Так жизнь прп. Сергия Радонежского, благословившего на битву московского князя, стала великим и таинственным связующим двух Династий – Рюриковичей и Романовых! Зримо две Династии пересеклись в 1547 г., когда Государь Иоанн IV обвенчался с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьиной. А спустя 5 лет – как некая кульминация знаменитого Казанского похода — последовало чудесное явление прп. Сергия в осажденной Казани. После взятия столицы Казанского ханства Царь отправился в Троицу, чтобы поблагодарить прп. Сергия за молитвенную помощь.

Когда поляки в смутном 1608 году осадили Ростов, родину прп. Сергия, митр. Ростовский Филарет, отец будущего Царя, причащал укрывшихся в Успенском соборе защитников города на мощах свт. Феодора Ростовского, племянника прп. Сергия. Да и само освобождение Москвы и России от Смуты произошло по молитвам прп. Сергия: Косьма Минин признавался на исповеди, что решился на организацию нижегородского ополчения только после троекратного явления ему прп. Сергия.

Житие «игумена земли Русской» явилось тем фундаментом, на котором до поры до времени созидалась симфония Государства и Церкви. Но и в послепетровские времена российские Государи считали своим долгом посещать Троицкую Лавру, испрашивая благословение прп. Сергия Радонежского как на свои государственные деяния, так и на семейные дела.

Осенью 1856 г. Имп. Александр II с супругой Марией Александровной посетили Троице-Сергиеву Лавру. Императрица ждала ребенка и супруги дали обет: если родится мальчик, его нарекут Сергием. Рождение весной 1857 г. Вел. кн. Сергия Александровича, крещеного в день Св. Троицы, было расценено всеми как «знамение во благо». Спустя два года в Москве, на Варварке свт. Филарет (Дроздов) торжественно освятил первый в России мемориальный музей «Дом бояр Романовых» — символ преемственности власти императорской России от великокняжеской Руси. Вскоре Москву посетил 7-летний Сергий Александрович, который осмотрел музей, после чего свт. Филарет подарил ему крест с частицей мощей прп. Сергия. С этой святыней Вел. князь никогда не расставался. Спустя годы, став ген-губернатором Москвы и одним из основателей Исторического музея (ныне ГИМ), Сергий Александрович до самой гибели опекал музей на Варварке, часто бывая здесь вместе с супругой Елизаветой Феодоровной.

Земельные скандалы

Крест на месте, где решено было возводить новый храм в честь Преподобного Сергия Радонежского, был установлен летом 2012 года. Тогда же состоялось и первое богослужение – пока под открытым небом.

Но земля, на которой было задумано строительство, принадлежала Министерству обороны РФ. Оно оспорило в судовом порядке возведение храма. Возник конфликт. Против строительства выступили и жители окрестных домов.

В конце концов правоту суд признал за Министерством обороны. Начавшееся было строительство признали незаконным.

Тогда весной 2014 года решено было искать новое место для возведения храма. Его задумали строить в начале бывшей взлетно-посадочной полосы. Рядом была уже почти возведена часовня в честь архангела Гавриила, посвященная погибшим летчикам-испытателям. Ее освятили в октябре 2014 г. А в декабре были оформлены все документы на небольшой участок в 0,5 га для строительства храма Сергия Радонежского. Он располагается напротив дворца спорта.

Внутреннее убранство

Во Введенском храме в мае 2012 г. началась роспись внутренних помещений, она украсила интерьер собора и помогает прихожанам обрести глубокое молитвенное состояние.

Художественные композиции, которыми расписан храм, создают:

  • Гармонию между наружной архитектурой и стилистикой внутреннего убранства.
  • Атмосферу праздника, посвященного Введению Пресвятой Богородицы.
  • Преемственность стилистических решений с росписями православных древнерусских Богородичных соборов.

Основа композиции взята из росписи Успенского собора, расположенного в Московском Кремле, и одновременно с ним построенных Архангельского храма, находящегося также в Кремле, Рождественского храма из архитектурного комплекса Саввино-Сторожевского монастыря и главного храма Кирилло-Белозерского монастыря – Успенского собора.

Сюжетная линия стенописи внутреннего пространства церкви продолжает традиции, которые сформировались при росписи древнерусских храмов со столпами.

Алтарь собора расписан в традиционной для богородичных соборов XVII века манере:

  • Роспись купола центральной апсиды посвящена чествованию Богоматери.
  • На полукуполе боковой апсиды изображена тема связывания Иоанном предтечей Ветхого и Нового Завета.
  • На другой боковой конхе отображено Небесное воинство в лице архангела Михаила.
  • Центральное место в алтарной росписи отведено изображению «Страстей Господних», которые визуально раскрывают смысл жертвы Христа на кресте, во имя спасения людей, и суть происходящих в алтаре действий во время литургии.
  • Алтарную художественную композицию завершают образы святителей, святых архидиаконов и преподобных.


    Роспись в храме Сергия Радонежского

Своды куполов храма расписаны Образами Господа. На стенах со стороны входа традиционно изображены ангелы, держащие в руках мечи и свитки, они напоминают входящим, что все их грехи зримы и в будущем, каждому будет воздаяние по делам его.

Теме Страшного суда посвящены росписи на стенах западного притвора, на потолке изображена кульминационная композиция с Христом, Богоматерью, Иоанном Крестителем и апостолами, сонном Небесных сил.

Новый проект

Создателям хотелось, чтобы храм Сергия Радонежского на Ходынском поле вписывался в окружающий его урбанистический пейзаж. Соседство спортивного комплекса и высоток не допускало возведения «деревянной церквушки в полях». Поэтому архитектором, профессором МАРХИ Сергеем Яковлевичем Кузнецовым был разработан новый проект, существенно отличающийся от старого, выдержанного в псевдорусском стиле. За основу в этом здании была взята псковская архитектура XII—XIII столетий.

Это большое каменное строение, увенчанное пятиглавием и дополненное звонницей. Смешение древнерусского зодчества и модерновой архитектуры идеально внедрило церковь в окружающий пейзаж. Она не выглядит диссонансным пятном, что неминуемо бы произошло в случае, если бы храм возводился по старым фотографиям.

Как выглядит церковь сейчас

Строительство началось в 2015 году. За это время были возведены стены, положена кровля, установлены пять куполов. Под одной крышей будут располагаться все службы прихода: детская художественная школа, трапезная, ризницы и т. д. Сейчас проходят последние отделочные работы в храмовом комплексе Сергия Радонежского на Ходынке. Богослужения совершаются с Рождества этого года. В первой праздничной литургии принял участие настоятель храма, который поблагодарил всех собравшихся верующих за помощь и жертвования на церковь. Он в числе прочего заверил, что росписи интерьера будут завершены к осени этого года.

Расписание служб, режим работы

Каждый месяц на официальном портале Сергиево храма публикуется подробное расписание проводимых служб.

Режим работы храмового комплекса:

День неделиВремя работыПерерыв
Ежедневно8.00 – 19.00отсутствует

Как добраться до церковного комплекса

Храм Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле и часовня архангела Гавриила находятся по адресу: г. Москва, Ходынский бульвар, 2. Ближе всего к комплексу подходят станции метро «Полежаевская» и «Динамо». Но и от них пешком до храма добираться будет далековато. От двух станций метро курсирует маршрутное такси № 18. Выходить нужно на улице Куусинена, возле Д/С «Мегаспорт». От станции метро «Полежаевской» ходит также автобус № 48. Выходить нужно на остановке «Авиаконструктора Сухого». Далее следует пересечь улицу и пройти немного через поле по диагонали. Храм будет справа, он стоит напротив дворца спорта. Можно добраться к комплексу и на автобусах №№ 12Ц и 207. Они отходят от станции метро «Динамо». Выходить из автобуса также следует на остановке «Авиаконструктора Сухого».

Храм Сергия Радонежского на Ходынском поле: расписание служб

В церкви отмечаются два престольных праздника. Один (18 июля) посвящен чудотворному обретению мощей Преподобного Сергия Радонежского. Второй праздник приходится на 8 октября. В этот день вся православная церковь чтит память чудотворца, игумена Радонежского и всея Руси Преподобного Сергия. Поскольку в храмовый комплекс входит часовня, посвященная Архангелу Гавриилу, отмечаются праздники 8 апреля и 26 июля по новому стилю. Но и в обычное воскресенье можно прийти в храм Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле. Настоятель, Василий Биксей, в сане иерея, служит в 15:30 молебен с чтением акафиста.

Храм на Ходынке, которого могло не быть

Осенью 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле в Москве и наградил настоятеля храма протоиерея Василия Биксея очередными и внеочередными наградами «за внимание к особым трудам и достойное преодоление многих скорбей и бед на этом славном пути».

Красивый и величественный храмовый комплекс вырос на Ходынском поле буквально за два года, но не все знают, что этому радостному событию предшествовала почти десятилетняя бюрократическая борьба, митинги, протесты и попытки убедить всех, что храм на Ходынском поле никому не нужен.

О скорбях и бедах, которые возникали при строительстве храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле, а также о том, каким должен быть современный храм, мы говорим с настоятелем отцом Василием Биксеем.


Храм Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле

Храм как часть жизни

О ходынском приходе я узнала от одной из его постоянных прихожанок. Я до сих пор помню, с каким чувством она сказала тогда: «Знаешь, этот приход стал частью моей жизни. Я и не представляю уже, что раньше ходила в другие храмы».

Действительно, храмовый комплекс на Ходынке стал и для меня настоящим открытием. Здесь царила какая-то особенная атмосфера духовной сплоченности, уюта и тепла, которую невозможно не заметить.

После воскресного богослужения тут никто не спешит расходиться по домам. Все вместе – священнослужители и прихожане – собираются за большими столами в трапезной, где сам настоятель стоит на раздаче плова или печет блины.

Пока взрослые ведут беседы, дети быстро кушают и разбегаются по кружкам. Помимо традиционной воскресной школы тут можно найти увлечения на любой вкус. Есть здесь и курсы иностранных языков, и театральная студия, и спортивные секции; также при желании можно освоить музыкальные инструменты и научиться петь в профессиональном хоре, и еще очень много всего.

Протоиерей Василий Биксей

Чего стоит, например, игровая комната, где родители могут оставить ребенка на время богослужения или посидеть вместе с ним, чтобы вернуться уже ко Причастию или полиелею.

Если погода позволяет, прихожане собираются на улице. При храмовом комплексе большая благоустроенная территория, где можно и пикник устроить, и в футбол поиграть. Нередко здесь можно увидеть, как сам отец настоятель, сняв подрясник, гоняет с прихожанами мяч.

И вот когда смотришь на всю эту идиллию, видишь радостные счастливые лица взрослых и детей, то и представить сложно, что всего этого могло и не быть. И не так уж и давно было собрано тысячи подписей против строительства храма на Ходынском поле.

– Отец Василий, как же вам удалось создать не просто храм, а настоящий уютный дом для прихожан? Кажется, что я еще нигде не видела такой сплоченности.

– Ну, это совсем не моя заслуга, а людей, которых сплотили трудности. Практически каждый из наших прихожан отстаивал этот храм своей четкой позицией. Это люди, которые вложили сюда свои молитвы и свои средства. И естественно, что сейчас они чувствуют себя частью этого прихода. Вот только бы нам теперь сохранить все это.

С инициативой построить храм и часовню на Ходынке выступили еще в 2000-м семьи и потомки авиаторов

– То есть эти люди – местные жители Ходынки, которые хотели, чтобы здесь был построен храм?

– Когда возникла идея строительства храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле и храма-часовни во имя архангела Гавриила в честь погибших авиаторов, такой Ходынки, какую мы видим сейчас, не было. Все эти дома начинали строиться в 2006 году, а идея строительства храма и часовни возникла в 2000-м! Поэтому первыми людьми, которые двигали эту идею, прежде всего были потомки авиаторов.

Как вы, наверное, знаете, в прошлом здесь располагался Центральный аэродром им. Фрунзе, на котором в разные годы погибло более 100 человек летчиков-испытателей, в том числе и народный герой Валерий Чкалов. Однако их память никак не была увековечена.

Летчики-ветераны и их родственники выступили с инициативой возведения на Ходынском поле храма-часовни в память о своих погибших близких. В 1999 году по благословению Патриарха Алексия была создана община храма-часовни во имя архангела Гавриила.

А в 2000 году была зарегистрирована еще одна община – по воссозданию храма во имя преподобного Сергия Радонежского.

Остро же вопрос об отстаивании строительства храма именно жителями встал в 2012– 2013 годах, когда здесь образовался новый район.

– Вы сказали, что изначально было две общины, которые хотели здесь храм…

– Да, две небольшие общины. Храм и храм-часовню первоначально планировалось возвести в разных концах Ходынки, но впоследствии правительством было принято решение разместить их на одном участке. Храм и храм-часовня лаконично вписывались в проектируемый парк «Исторические ландшафты Москвы». Чтобы не строить два полноценных храма и не дублировать хозяйственные постройки, общины объединились и начали разрабатывать единый храмовый комплекс, что позволяло минимизировать площадь застройки и увеличить зеленую территорию.

Но вот только начать строить здесь было невозможно, так как земля была под судебной тяжбой между Министерством обороны и Правительством Москвы.

Люди безуспешно писали обращения и ходатайства, но получали ответ, что пока нужно подождать.

Постепенно дело было предано забвению. Общины одна и другая приходили сюда все реже и реже… ну, поплакали, помолились один или два раз в год, и на этом все.

Мы решили: будем молиться. Поставили крест на пустыре и стали каждое воскресенье служить Литургию

– А когда состоялось ваше знакомство с общинами?

– В 2012 году указом Святейшего Патриарха я был назначен настоятелем храма преподобного Сергия Радонежского. Тогда я и познакомился с представителями общин, и все вместе мы стали потихонечку разбираться с документами. И действительно, оказалось так, что храм Сергия Радонежского и храм-часовня находятся на смежных участках, есть акт резервирования земли и есть акт разрешенного использования, но на этом все.

Соответственно эту землю нам никто подтвердить не мог, и эту землю никто и забрать у нас не мог, но ведь и делать ничего мы здесь не могли. Тогда мы решили, что будем молиться.

– Где же вы молились, ведь здесь ничего не было, просто поле?

– Да, здесь был просто пустырь, люди с собаками гуляли. А мы поставили в том месте, где предполагалось строительство храма, крест и стали там каждое воскресенье служить Литургию.

За парк или против храма?

– Вот только в это время аппетиты вокруг Ходынского поля стали нарастать. Появился самый большой торговый центр, строились все новые и новые жилые комплексы, наметилось строительство метро, а над станцией метро было запланировано возвевдение еще одного огромного торгового комплекса.

Видимо, поэтому наша первая служба на Ходынском поле вызвала крайне негативную реакцию. Неожиданно люди стали выходить в «защиту своих прав», начались митинги против застройки Ходынского поля.

– То есть эти люди были против строительства храма?

– Нет, я не могу так говорить! Большинство из них не были против храма… Скорее всего они просто отстаивали свое право на то, чтобы рядом с их домом не было никаких строек. Они отстаивали свой кусочек земли под парк. Мне кажется, они просто искренне хотели защитить свою территорию. Но в то же время, да, действительно, среди них появлялись и решительно настроенные люди, которые стали выступать конкретно против строительства храма. Почему так случилось, мне непонятно. Еще как-то объяснимо, когда храм был в рамках парка и люди выступали за парк без храма. Но ведь через какое-то время мы отступили и стали строить за территорией парка. Но и тогда эти же люди выступили против, на этот раз уже просто против строительства нашего храма.

– Люди выходили на митинги?

– О, митингов здесь было очень много. Были митинги за парк, митинги против строительства стадиона ЦСК… Только знаете, это были митинги не созидательные, а разрушительные, на которых людей часто вводили в заблуждение. Например, говорили всем, что храм будет занимать 4 гектара земли, хотя на самом деле под него было выделено только 1,2 гектара. Происходили какие-то абсурдные трения, вплоть до того что подделывались подписи.

Например, просили подписаться за строительство парка, но в итоге оказывалось, что все подписывались против храма. Все внимание было на этом храме и парке, а в это время Ходынка спокойно застраивалась и проекты парка постоянно переделывались, в результате чего территория, выделенная под парк, постепенно уменьшалась.

Стройте хоть сейчас!

– Отец Василий, а вас не пугала вся эта нескончаемая борьба?

– Нет. Пока шла вся эта борьба, мы молились под открытым небом и служили Литургию каждое воскресенье. Люди все больше и больше сплачивались, приносили из дома самовары, выпечку. Все вместе мы старались как-то облагораживать и озеленять наш пустырь. Иногда людям реально приходилось вести дежурства у молельного креста, с которым что только ни пытались сделать.

Крест поджигали, пытались распилить… Но мы продолжали молиться

– Что же, например?

– И поджигали, и распилить пытались, и поливали какими-то пахучими жидкостями. Но мы продолжали спокойно молиться.

И вот в 2014 году, когда уже действительно было понятно, что перспектива появления парка и предполагаемого в нем храмового комплекса очень туманная, нам предложили выделить участок на взлетной полосе. У нас сразу возник вопрос о том, когда нам приступать к строительству. И нам ответили: «Да хоть сейчас! Оформляйте документацию и начинайте строить».

– Как же так быстро все перевернулось в пользу храма?

– Когда люди узнали, что они подписались «за парк», а в итоге их подписи преобразовывались в подписи против храма, они были возмущены! Они сказали: «Как это так?! Мы никогда не были против храма, мы очень хотим, чтобы здесь был храм!»

И был организован новый сбор подписей, и около 8 тысяч человек подписались за строительство храма на Ходынском поле, притом неважно, где он будет: в парке или нет.

– Получается, тех, кто был за храм, оказалось гораздо больше?

– Конечно. И всем стало понятно, что надо слушать именно этих людей, а не тех, кто обманными путями наводят непонятную суету и страх.

Как только нам разрешили строить, мы сразу очень быстро поставили храм-часовню во имя архангела Гавриила в память погибших авиаторов. В октябре 2014 года мы служили там первую Литургию, а уже через год, в мае 2015-го, началось строительство храма во имя преподобного Сергия Радонежского.

«Любви настоящей не может быть без храма»

– А нужен ли был здесь храм?

– Я-то, конечно, как священнослужитель верю в то, что человеку храм нужен – всегда и везде, нужен гораздо больше, чем торговые центры и все остальное.

Ведь вне храма не может быть ничего настоящего, а только обманчивое и фальшивое. Любви настоящей не может быть вне храма, настоящей женственности не может быть вне храма. Ведь что это за любовь, если человек через два года говорит, что «разлюбил», ушел из семьи, да еще и детей бросил!

Храм через слово Божие исправляет всю мирскую кривизну!

Человек, который хоть иногда ходит в храм, постепенно выравнивает свою жизнь под то, что слышит в храме. Храм через слово Божие исправляет всю мирскую кривизну.

Хотя знаете, сколько раз меня пытались убедить в обратном! Большую часть своей жизни я провожу в храме и общаюсь со многими жителями района, не только с прихожанами. И много раз одни и те же люди говорили мне: «Батюшка, да бросьте вы это! Мы вас уверяем: храм здесь никому не нужен!»

И это были в основном те люди, которые стояли у истоков протестных движений – будь то против строительства ЦСК или против торговых комплексов.

– Как они аргументировали свою позицию?

– Знаете, всегда особенно начинают возмущаться и «описывать» церковную жизнь те люди, которые к Церкви не имеют никакого отношения. Они обычно находят тысячу аргументов. Они всем и говорили: «Вот увидите, что будет! Построят они тут храм, а при храме будет гостиница, а тут у них будет хозяйство для священника, а здесь они сделают ферму, а на ферме будут животные… И потом каждый день начнутся похоронные вереницы с катафалками. А в довершение всего каждое утро в 6 часов вас будут будить колокола! Это же просто кошмар!» Конечно, кому всего этого захочется?! (Смеется.) Таким образом нецерковных людей очень легко ввести в заблуждение.

Очень часто у людей возникают подозрения, что храмы строятся на бюджетные средства, которые могли бы пойти на строительство школ и больниц, но это не так.

И я хотел бы сейчас подчеркнуть: все храмы строятся на пожертвования добрых людей, которые хотят молиться и своих детей водить в храм.

– Радует, что верующих людей оказалось большинство.

– Тех, кто говорил и убеждал меня в том, что храм здесь не нужен, было человек 10–15. Зато с 2014 года в нашем храмовом комплексе было крещено 700 человек! Это, может быть, и немного, но если храм «никому не нужен», то как объяснить, что 700 человек уже крещены в этом храме?! А это ведь больше тысячи человек родителей и крестных, бабушек и дедушек. А меня убеждали, что храм здесь не нужен!


Занятия с детьми

– А сейчас сколько раз в неделю служится Литургия?

– Литургия у нас каждый день, всегда есть причастники. А в воскресные и праздничные богослужения наш храм забит битком.

– Отец Василий, насколько я знаю, вы еще и многодетный отец – у вас 6 красивых дочек. Вы с семьей живете где-то поблизости?

– Нет, мы живем в Сергиевом Посаде, и я каждый день сюда приезжаю. Правда, конечно, когда много дел, мне приходится здесь оставаться. Благо что здесь есть такая возможность. Только вот никаких «покоев настоятеля» у нас нет. (Улыбается.) Все только для людей. 14 классов для просветительской деятельности, в которых сейчас занимается около 70 детишек, трапезная на 100 человек, для того чтобы прихожане могли собираться и чувствовать себя здесь как дома.

– Мне очень понравилась ваша традиция собираться всем вместе в трапезной после воскресной службы. Это ваша инициатива?

– Трапеза после Литургии – это нормально, это продолжение Литургии и хорошая традиция, но в рамках проектов современных храмов ее сложно осуществить. Даже наш приход ограничен размером трапезной, мы пока не можем вместить больше 100 человек. Инициатива же собраться часто исходит от самих прихожан – например, когда у человека день рождения, ему хочется всех угостить, и он привозит рыбу и сам готовит уху.

– Какими должны быть современные храмы?

– Храм должен быть традиционным, но в то же время большим, многофункциональным и комфортным. Чтобы нам не нужно было отдавать детей в какие-то коммерческие кружки. По крайней мере здесь ты знаешь, что все объединены верой и точно никто не будет материться и учить ребеночка чему-то плохому.

А еще пребывание в храме должно быть комфортным, современный человек не должен чувствовать себя в храме чужим.

Самый главный в храме – Бог, потом – человек, пришедший к Богу, а священник только служитель – Богу и людям

То есть, с одной стороны, нужно соблюдать канонические традиции строительства, а с другой – надо учитывать современные потребности. Например, мы не увидим в древности храма с гардеробом. А сейчас это стало необходимостью. Раньше храмы были холодные, а сейчас теплые. В зимнее время стоять на богослужении 2–2,5 часа в шубе очень тяжело. Для прихожан с детьми в храмах будет не лишней детская комната, где ребеночка можно перепеленать, а если ему тяжело выстоять всю Литургию, то можно дать ему немного отдохнуть. Также в храмах должны думать об условиях безопасности, о доступности для маломобильных слоев населения, чтобы люди с ограниченными возможностями тоже могли комфортно ходить в храм.

Нужно всегда помнить, что самый главный в храме – Бог, а потом – тот человек, который пришел к Богу, в то время как священник – служитель Богу и тем людям, которые идут к Богу. Храм должен быть территорией райского уголочка.

Прихожане как часть храма


О. Василий с прихожанами храма

Я вышла от отца Василия с полными пакетами вкусных ароматных свежеиспеченных пирожков и подумала, что храм чем-то неуловимо похож на своего настоятеля. Насколько отец Василий открытый, неунывающий, гостеприимный, все всегда успевает – и по делам храма, и в футбол с прихожанами поиграть, и шесть дочек воспитывать. Настолько и храм у него получился – многофункциональный.

Отец Василий настоятельно рекомендовал мне хоть немного поговорить с прихожанами храмового комплекса на Ходынке: «Понимаете, без них это интервью о нашем храме не будет полным! Они же часть этого храма!»

И вот воскресным днем мы встретились с прихожанами Ходынского храма за большим столом в просторной уютной трапезной. Они с радостью стали делиться воспоминаниями о том, как молились на улице, как приходилось охранять молельный крест, с которым «что только ни делали». Некоторые отметили, что именно с Ходынского прихода началось их настоящее воцерковление. Дети наперебой рассказывали, как им нравится посещать занятия, а особенно – хоровую студию, ведь многие из них поют во время Литургии. Родители же довольны тем, что дети при деле, а в храме у них появились настоящие друзья. И те и другие часто ездят поздравлять с праздниками воспитанников детских домов и старичков из домов престарелых. А еще при храме есть пункт помощи нуждающимся людям. В Неделю жен-мироносиц священники и прихожане раздали тысячи цветов жительницам Ходынки.

Но главное, почти все прихожане говорили о том, что храм давно стал для них не только храмом, но и частью их жизни.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]